Вы не зашли.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372079
По далеко не полным данным из КТВ подлодок (нет КТВ У-19 за несколько походов) я насчитал:
2 случая атак сил ПЛО в 1942 г.
22 случая за 1-ю половину 1943 г.
34 случая за 2-ю половину 1943 г.
Эпизод с У-18 был 55-м с начала действий немецких ПЛ на ЧМ.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372079
Что облегчить Ваш труд и избавить от изобретения велосипедов выложу фрагмент соответсвующей статьи из Сборника по опыту б/деятельности авиации ВМС СССР №21 за 1948 г. Все боевые примеры там именно с ЧМ.
Читайте, наслаждайтесь.
Большое спасибо, очень интересно, отличный материал.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372079
По далеко не полным данным из КТВ подлодок (нет КТВ У-19 за несколько походов) я насчитал:
2 случая атак сил ПЛО в 1942 г.
22 случая за 1-ю половину 1943 г.
34 случая за 2-ю половину 1943 г.
Эпизод с У-18 был 55-м с начала действий немецких ПЛ на ЧМ.
Вот это да!
Переговорил с лётчиком летавшим на Бе-12, конечно делаем поправку, что он летал совсем в другое время, не изучал Че-2 и руководящие документы того периода, но высказал предположение, почему лодка попала под удар. Смотрим;
А. Кузнецов написал:
#1370911
20 ноября Фляйге подошел вплотную к Туапсинскому порту и к 14:45 (время везде приведено к московскому) с внешнего рейда неспешно рассматривал в перископ суда, прикидывая возможности для атаки. Ему приглянулся один из пароходов. Но тут над лодкой появился самолет.
Здесь мы резко переходим к тому, как это выглядит в наших документах. Сделать это легко, т.к. время совпадает минута в минуту, место тоже совпадает. Итак, в 14:45 с севера на юг пролетала летающая лодка МДР-6, она же Че-2. Заметив зловещий силуэт под водой, самолет сделал несколько кругов, сбросил две ПЛАБ-100 и парашютик с запиской. После этого он улетел по своим делам.
А. Кузнецов написал:
#1371015
Там только время обнаружения самолета в 12:45=14:45 мск, а дальше целый абзац без временных отсечек. Видимо, писать было невозможно из-за тряски. Как в неприличном анекдоте - "извините за корявый почерк, ...".
Если текст понимать буквально, то повреждения нанесены 2-3 катерами. ПЛАБы вообще не упомянуты.
Он предположил, что увидев ПЛ в подводном положении, экипаж мог засомневаться, не показалось ли и пошли на второй круг, сохраняя высоту и стремясь выйти тем же курсом. Для повторения условий визуального контакта, обнаружили повторно, само собой своя лодка в подводном положении у своей базы крутиться не будет, приняли решение атаковать и сбросить вымпел. Лётчик сомневается, что ПЛАБы и вымпел сброшены в одном заходе, ибо сброс вымпела требует иного расчёта, чем для бомб, а производит и то и другое штурман, хотя как было на Че-2 не знает. Так как немцы не услышали взрывов, скорее всего был промах, сделав следующий круг, самолёт вышел снова в этот район, лодка уже под водой, но следы на поверхности от взрывов бомб ещё видны. Сбросил вымпел и улетел. Промах при сбросе бомб/ вымпела оказался на курсе отхода подводной лодки Фляге. Конечно и версия РыбаКита о том, что вымпел снесло течением, вполне вероятна. И ещё он предположил: если в момент обнаружения самолёта лодка носом была направлена на порт, то скорее всего после погружения капитан сменил курс, чтобы повернуть лодку в сторону моря, не зависимо, ложил он её на грунт или нет.
han-solo написал:
#1372093
Так как немцы не услышали взрывов, скорее всего был промах,
Немцы взрывы ПЛАБ-100, конечно же, услышали. При том, что ПЛАБ-100 обладала парашютной системой и точно куда она упадет никто сказать не мог, в целом можно считать, что экипаж Че-2 бомбил в более выгодных условиях, чем прибывшие позже катера. Лично мне думается, что основные повреждения У-18 были как раз нанесены бомбами с самолета, хотя это предположение основано только на вероятности попаданий. А вообще случай с У-18 в этом плане совпадает со случаем с нашей С-101, которую в октябре 1941 г. бомбили свои МБР при помощи тех же ПЛАБ-100 - неподвижная или идущая минимальных ходом лодка на перископной глубине от них вполне себе уязвима.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372099
При том, что ПЛАБ-100 обладала парашютной системой и точно куда она упадет никто сказать не мог
Тормозная парашютная система работала всего несколько секунд, чтобы бомба успела прийти в вертикальное положение. Затем она отстреливалась, и бомба падала свободно. В общем, всё было не так печально, как выглядит при слове "парашют". Поэтому и попадания ПЛАБ рядом с лодкой случались.
А. Кузнецов написал:
#1372104
Тормозная парашютная система работала всего несколько секунд, чтобы бомба успела прийти в вертикальное положение.
Да, 4-5 сек. При ветре этого достаточно, чтобы снести бомбу на расстояние до десятка метров. С учетом того, что радиус разрушения прочного корпуса ПЛ при взрыве такой бомбы не более 2 метров, этого достаточно, чтобы сделать сброс неэффективным.
Черное море - квадрат .... - 12:45 - Близ Туапсе обнаружен воздушным бортом, который оповестил охрану порта, которая атаковала 52-мя глубинными бомбами на 25 метрах. Электродвигатель, левый дизель, гирокомпас, эхолот вышли из строя. Отсутствует радиоприем. Предположительный выход из строя главной муфты. Повреждена оптика.
http://www.ubootarchiv.de/ubootwiki/ind … 20.11.1943
Там на дойче. Похоже по форме изложения на KTB BdU. Но на самолет не грешат.По дням прямо расписано. На сл.день латался и потом поехал
Spark написал:
#1372112
Там на дойче. Похоже по форме изложения на KTB BdU.
Да, я тоже посмотрел. Еще момент.
U 18 Schwarzes Meer - CL - 16:48 - Frachter mit Geleitschutz in Sicht. 17:11 - zwei Torpedos auf den Frachter. Zwei Treffer.
Kommandant glaubt an Versenkung.
Das Schiff wurde jedoch nur beschädigt. Beschädigt wurde JOSIF STALIN.
Wurf von 75 Wasserbomben beobachtet.
75 бомб. Интересно, что Фляйге делал.
С того же ресурса, насчет ложился - не ложился.
КТВ U-242 июль 1944, Балтика.
http://www.uboatarchive.net/U-242/KTB242-3P6.jpg
английский перевод.
Boat 20 meters to starboard noticed us, overruns us and throws 4 depth charges.
No damage, no failures, put the boat on the bottom depth 16 meters.
19.40 Raised the boat from the bottom and moved off on a westerly course.
19.55 143 A 33 5 depth charges or artillery impacts.
Unforgiven написал:
#1372117
75 бомб. Интересно, что Фляйге делал.
По площадям м б клали. Толком не обнаружили. Глубина, малый ход и ушел. Это не Разбираемый случай
Spark написал:
#1372112
Похоже по форме изложения на KTB BdU.
Да будет известно, что KTB BdU черноморские лодки не вел - только атлантические. Это ужатая запись из КТВ самой У-18.
Unforgiven написал:
#1372120
С того же ресурса, насчет ложился - не ложился.
Балтика - это Балтика. Дуло, волна, с неба лило. Погода подмогла, жив остался и записал потом в КТВ. Чего-то вас штивает, вроде. Глубокий вдох и медленно медленно выдыхать. Таблетки рекомендовать не стану
Отредактированно Spark (31.07.2019 17:31:16)
Botik Petra Velikogo написал:
#1372123
Да будет известно, что KTB BdU черноморские лодки не вел - только атлантические. Это ужатая запись из КТВ самой У-18.
Все время что-то новое узнаЮ. Это приятно. Спасибо. Не вел - так в блокнотик и запишу
Botik Petra Velikogo написал:
#1372099
Немцы взрывы ПЛАБ-100, конечно же, услышали. При том, что ПЛАБ-100 обладала парашютной системой и точно куда она упадет никто сказать не мог, в целом можно считать, что экипаж Че-2 бомбил в более выгодных условиях, чем прибывшие позже катера. Лично мне думается, что основные повреждения У-18 были как раз нанесены бомбами с самолета, хотя это предположение основано только на вероятности попаданий.
Очень может быть. Вот по ПЛАБ-100 не понятно, взрыватель был на какую глубину установлен, перед подвеской вроде была возможность регулировки.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372099
А вообще случай с У-18 в этом плане совпадает со случаем с нашей С-101, которую в октябре 1941 г. бомбили свои МБР при помощи тех же ПЛАБ-100 - неподвижная или идущая минимальных ходом лодка на перископной глубине от них вполне себе уязвима.
Да, читал. Правда с У-18 глубина уже больше перископной.
А. Кузнецов написал:
#1372104
Тормозная парашютная система работала всего несколько секунд, чтобы бомба успела прийти в вертикальное положение. Затем она отстреливалась, и бомба падала свободно. В общем, всё было не так печально, как выглядит при слове "парашют". Поэтому и попадания ПЛАБ рядом с лодкой случались.
Но и про раскачку бомбы в момент отделения пишут.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372108
Да, 4-5 сек. При ветре этого достаточно, чтобы снести бомбу на расстояние до десятка метров. С учетом того, что радиус разрушения прочного корпуса ПЛ при взрыве такой бомбы не более 2 метров, этого достаточно, чтобы сделать сброс неэффективным.
Ещё вопрос и с прицеливанием остаётся, правда на Че-2 стоял уже прицел ОПБ-2 и возможно он обеспечивал применение этих бомб.
Unforgiven написал:
#1372120
С того же ресурса, насчет ложился - не ложился.
Вы все продолжаете?
Даю наводящий вопрос: какова по-вашему высота лодки 7-й серии от киля до верхнего среза перископных тумб или верха выдвижных устройств?
Unforgiven, где спасибо? Мы добыли КТВ общими усилиями))
Unforgiven написал:
#1372120
Boat 20 meters to starboard noticed us, overruns us and throws 4 depth charges.
No damage, no failures, put the boat on the bottom depth 16 meters.
19.40 Raised the boat from the bottom and moved off on a westerly course.
19.55 143 A 33 5 depth charges or artillery impacts.
В этом журнале, в оригинале глубина 76 метров, а не 16. Это нехорошо....
UPD. В КТВ Адмирала ЧМ запись от 20 ноября 1943
"Согласно данным радиоперехвата, ТКА и СКА противника получили данные о нахождении неопознанной ПЛ в 4 милях к югу от Туапсе (предполагаю, что одна из наших ПЛ)".
Там видимо еще что-то будет. Надо набрать в archive.org следующее: war diary admiral black sea. Там много чего.
Отредактированно Spark (31.07.2019 18:51:04)
Unforgiven написал:
#1372117
75 бомб. Интересно, что Фляйге делал.
Об этом читайте в статье. Если она где-нибудь выйдет.
Botik Petra Velikogo написал:
#1372128
Вы все продолжаете?
Да это же сверхценная идея у него. Такие идеи непобедимы, бороться бесполезно.
А. Кузнецов написал:
#1372152
Об этом читайте в статье. Если она где-нибудь выйдет.
А в чём проблема выйти для такой замечательной статьи? Ваш Рудель на варспоте собрал 23000 просмотров и 240 комментов, разве плохо? Не говоря уже о "волне", которая пошла по всем ресурсам.
КТВ Адмирала ЧМ, 21 ноября 1943:
"В 00:45 получена радиограмма за номером 2109 с борта U-18 со сл.содержанием:
В 13:00 во время выполнения задачи близ порта Туапсе были обнаружены с берега или самолетов, после чего были атакованы 25 (двадцатью пятью, а не 52) глубинными бомбами. Гребной электродвигатель правого борта и дизель левого борта выведены из строя. Время завершения ремонта дизельного двигателя неизвестно. Главная муфта правого борта имеет значительные повреждения. Ремонт остального оборудования завершен, за исключением поломки стяжного болта (прим. забыл как называются эти болты от картера до крышки здоровенные) на левом дизеле".
Spark написал:
#1372160
после чего были атакованы 25 (двадцатью пятью, а не 52) глубинными бомбами
Переврал адмиралЪ. В радиограмме написано "52", как и в ЖБД лодки
Dianov написал:
#1372159
А в чём проблема выйти для такой замечательной статьи?
Замечательная статья, или нет - время покажет. Не знаю, подойдет ли она для Варспота - она не такая разухабистая, как статья про Руделя или обсуждаемая здесь сказка. Да и непредсказуемая редактура на Варспоте смущает малость.
А. Кузнецов написал:
#1372162
Переврал адмиралЪ. В радиограмме написано "52", как и в ЖБД лодки
Любой КТВ - это крепкая смесь лжи с очень приближенно изложенной действительностью.
Продолжение КТВ АЧМ от 21 ноября:
"В 01:15 U-18 доложила, что левый дизель работает на пяти цилиндрах, а также о намерении возвратиться на прежнюю позицию в оперативном районе.
Поскольку боезапас U-18 - одна торпеда и только один двигатель в рабочем состоянии, ПЛ приказано вернуться в Констанцу северным маршрутом. Одна позиция по плану развертывания ПЛ будет незанята в течение ближайшего времени из-за усиления ПЛО противника в этом районе"
Отредактированно Spark (31.07.2019 19:59:21)
Spark написал:
#1372167
Любой КТВ - это крепкая смесь лжи с очень приближенно изложенной действительностью.
Смелое заявление.
А. Кузнецов написал:
#1372170
Смелое заявление.
Их пишут начисто уже по приходу в ППБ. Листочки собирают, повсеместно разбросанные, если в папку чернового журнала не сложили (чтобы кто-нить не нашел и спросил по всей строгости) пока черновой калякали в перерывах перед сном, а то и в центральном посту. Это во всем мире так. Надо раз попробовать, просто. Но муа этого знать не может, потому что про партийные, служебные характеристики и автобиографию все в курсе. Вам хорошо и мне спокойнее.