Вы не зашли.
Страниц: 1
Ф.Т. Загуляев – выдающийся корабельный мастер из Соломбалы
Журнал "Морской флот" № 1-2 за 2010 г. опубликовал статью Н. Скрицкого "Корабельный мастер из Соломбалы". Она посвящена деятельности корабельного мастера Ф. Т. Загуляева. Его отличительной чертой было то, что он строил как крупные парусные корабли, например, "Нарва", "Бородино", "Память Азова", и винтовые суда, такие как фрегаты "Илья Муромец" и "Пересвет". Привожу краткое изложение этой статьи.
Старший производитель кораблестроительных работ при Архангельском порте Федор Тимофеевич Загуляев не участвовал ни в сражениях, ни в дальних походах. Однако сумел внести немалую лепту в славу российского флота. И не его вина, что построенные им в переходную эпоху парусные корабли и фрегаты слишком быстро устарели.
Родился Федор Загуляев в Архангельске 5(16) июня 1792 г. Его отец был комендором унтер-офицерского ранга. Мальчик не получил систематического образования (в детстве изучил лишь грамоту) и был самоучкой. 20 ноября 1804 г. Федор поступил мачтовым учеником при Архангельском порте. В 1820 г. он стал тиммерманом, а в 1822 г. - помощником корабельного мастера 14 класса.
Тридцатилетний Федор Загуляев состоял в команде интендантского отделения и имел унтер-офицерский чин. Он осваивал ремесло под руководством выдающихся кораблестроителей А. М. Курочкина и В. А. Ершова, о которых Загуляев всегда вспоминал с чувством глубокой благодарности. По высочайшему повелению от 7 июня 1826 г. за содействие успешной постройке 74-пушечных кораблей "Иезекииль" и "Азов" ему выдали 300 рублей, а вскоре произвели в прапорщики Корпуса корабельных инженеров.
Корабли новой серии были разработаны А. М. Курочкиным и построены им совместно с В. А. Ершовым. Имея водоизмещение 3 тыс. т, они отличались прочностью корпуса, мореходностью, удачными планировкой и расположением артиллерии. Оба были заложены на Соломбальской верфи 20 октября 1825 г. и спущены 26 мая 1826 г.
Впоследствии "Азов" под командованием М. П. Лазарева прославился в Наваринском сражении, первым на флоте был удостоен Георгиевского кормового флага и вымпела, а название его следовало после сдачи на слом передавать новому кораблю. "Иезекииль" оставался в строю до 1842 г., был переведен в Свеаборг, оставлен там как блокшив и разобран в 1849 г., прослужив свыше 20 лет.
За отличие по службе 11 января 1828 г. Загуляева произвели в подпоручики, а 26 декабря - в поручики. В этот период молодой корабел под руководством Ершова строил корабли "Кацбах" и "Кульм" того же типа, что и "Иезекииль". Заложенные 5 сентября 1827 г., они сошли на воду 25 мая 1828 г. За успешную постройку этих кораблей приказом морского министра Загуляеву 12 июля 1828 г. было объявлено высочайшее благоволение. Оба корабля участвовали в обороне Кронштадта и были разобраны в 1857 году.
Первой самостоятельной постройкой Загуляева был в 1834 г. 16-пушечный транспорт "Гапсаль". В 1834-1835 гг. он построил, кроме того, 20-пушечный бриг "Нестор" и транспорт "Волхов". В 1835 г. его произвели в капитаны, в 1838 г. - в подполковники. В эти годы строятся транспорты "Свирь", "Мета", "Тверь", "Волга", "Тверца" и портовый пароход "Полезный". В 1844 г. Загуляев построил 74-пушечный линейный корабль "Ингерманланд", который в том же году с императором на борту благополучно перешел в Кронштадт. Затем он строит 44-пушечный фрегат "Константин", шхуну "Полярная Звезда" и пароход "Смирный" с машиной в 60 лошадиных сил. В 1845 г. им были сданы флоту сразу два судна - 16-пушечная шхуна "Радуга" и 16-пушечный бриг "Новая Земля".
Следующие несколько лет стали для Загуляева особенно плодотворными. За период с 1846 по 1852 год корабел построил пять 74-пушечных кораблей: "Нарва", "Иезекииль", "Сысой Великий", "Бородино" и "Вилагош". Одновременно он руководил постройкой 52-пушечного фрегата "Диана", транспортов "Кемь" и "Соловецк", а также яхты "Александра". В 1848 г. мастера наградили орденом Св. Анны II степени, а 6 декабря 1849 г. произвели в полковники. "Иезекииль" Загуляев заложил на Соломбальской верфи 1 сентября 1846 г. Спущен он был 20 мая 1847 г., перешел на Балтийское море, не раз выходил в плавания, участвовал в экспедиции 1848 - 1850 гг. к берегам Дании, в обороне Свеаборга 1855 г.
После "Иезекииля" мастер заложил на освободившемся стапеле корабль "Память Азова", спущенный 29 апреля 1848 г. Тот также перешел на Балтику, служил до 1857 г., участвовал в экспедиции к берегам Дании и обороне Кронштадта в Крымскую войну. За постройку и чистоту отделки "Иезекииля" 28 августа 1847 г. Загуляеву объявили монаршее благоволение. В награду за отлично-усердную службу его 22 августа 1848 г. наградили Знаком отличия беспорочной службы за XXV лет, а 30 августа 1848 г. корабел получил монаршее благоволение за отличное устройство корабля "Память Азова"
Последний парусный фрегат русского флота "Диана", спущенный на Соломбальской верфи 19 мая 1852 г., вошел в историю своим плаванием к берегам Японии. После перехода из Архангельска на Балтику и практического плавания осенью 1853 г. фрегат направили в распоряжение адмирала Е. В. Путятина, который вел переговоры с правительством Японии о заключении договора. "Диана" шла для замены однотипного фрегата "Паллада". Фрегат "Диана" погиб при землетрясении у берегов Японии 7 января 1855 г. Моряки его экипажа разными путями вернулись на родину.
В 1854-1855 гг. Загуляев построил для обороны Архангельска 34 канонерские лодки и шхуну "Задорная", в 1857 г. - винтовой фрегат в 360 лошадиных сил "Илья Муромец" и транспорт "Гапсаль". В 1858 г. корабел построил транспорт "Ока" и начал постройку винтового фрегата "Пересвет". 22 июля его произвели за отличие в генерал-майоры, а за выслугу 35 лет в офицерских чинах наградили орденом Св. Владимира IV степени.
Формулярный список корабела от 1857 г. свидетельствует, что Загуляев никогда не был под судом и следствием, не был оштрафован, не бывал в отпусках и достоин Знака беспорочной службы.
Скончался Ф.Т. Загуляев 17 октября 1858 г. от апоплексического удара. Похоронен на Соломбальском кладбище.
Фонд 171, Опись 4, Ед.Хр.304
О построении для Балтийского флота транспортов: двух на Охтенской верфи по чертежу транспорта 'Америка'; одного на Галерном островке в 250 тонн, по чертежу транспорта 'Байкал' и о заказе одного на Гельсингфской верфи по чертежу транспорта 'Або'.
Начальная дата: 1853
Конечная дата: 1854
Думаю не все построили?
Отредактированно AvM (26.10.2019 23:41:47)
AvM написал:
#1390736
О построении для Балтийского флота транспортов: двух на Охтенской верфи по чертежу транспорта 'Америка'; одного на Галерном островке в 250 тонн, по чертежу транспорта 'Байкал'
Построили
AvM написал:
#1390736
о заказе одного на Гельсингфской верфи по чертежу транспорта 'Або'.
Планировали в сентябре 1853 г. заказать, но не построили.
Baltic fleet. US merchant vessel United States, registered at New York 24.12.1825 to Thompson. Desigend for Liverpool trade. Owned then by Jonathan Trimble. 31.07.1829 passed Esinor, from Hamburg for Cronstadt, master James L. Wilson Purchased 1829 at Kronstadt. Sailed to Far East 1831-1833 and 1834-1836. Wrecked on Gogland Island (Suursaari) after suffering a leak 27.10.1856.
131ft0in (pp) 134.6 deck x 30ft4in x 14ft0½in (h) (39.93 x 9.25 x 4.28 m)
700 tons 655bm 675 79/95 bm (US) 640t (LR)
1825 Bell & Brown, New York
Salem Gazette (Salem, Massachusetts)November 24, 1829
Lloyd'S register of Shipping 1829
Отредактированно AvM (04.11.2019 03:23:24)
AvM написал:
#1392478
Purchased 1829 at Kronstadt.
Куплено по повелению императора по договору от 20.09.1829 г. (здесь и далее ст. ст.) за 10000 ф. ст. 20.05.1930 г. присвоено наименование транспорт "Америка"
AvM написал:
#1392478
Sailed to Far East 1831-1833 and 1834-1836.
08.1831 - 13.09.1833 г. в Петропавловск и Ново-Архангельск с грузами для РАК. 26.09.1833 г. возвратившийся из путешествия вокруг света транспорт в Кронштадте посетил император и 27.09.1833 г. объявил Высочайшее благоволение ком-ру (кап.-лт В.С.Хромченко) и офицерам, а нижним чинам пожаловал по 1 руб., 1 фунту говядины и 1 чарке вина.
05.08.1834 - 15.07.1836 г. в Петропавловск и Ново-Архангельск с грузами. 18.07.1836 г. возвратившийся из путешествия вокруг света военный транспорт в Кронштадте посетил император и объявил Монаршее благоволение ком-ру (кап.-лт, с 18.07.1836 г. - кап. 2 ранга И.И. фон Шанц) и 3 офицерам и 1 лекарю, а нижним чинам пожаловал по 2 руб., по 2 фунта мяса и по 2 чарке вина. (есть статья фон Шанца о транспорте в Морском сборнике № 5 1849).
AvM написал:
#1392478
Wrecked on Gogland Island (Suursaari) after suffering a leak 27.10.1856.
Ночью 15.10.1856 г. на переходе из Кронштадта в Ревель с грузом леса выброшен штормом у западного берега острова Гогланд, погибло 4 офицера и 34 нижних чина, спасено 77 чел., в т.ч. и ком-р кап.-лт П.П.Тироль.
В принципе об этом транспорте почти все известно: статья фон Шанца см. выше, в журнале "Судостроение" № 6 2017 г. есть хорошая статья С.Д.Климовского, но лучше бы, конечно, посмотреть его диссертацию.
Отредактированно Симен2 (04.11.2019 11:34:29)
Страниц: 1