Вы не зашли.
Страниц: 1
В октябре 1922 г. был эвакуирован белый Владивосток. Из города уходили сухим путем в Китай и по морю - в Корею.
Фактически, вся Сибирская флотилия была угнана за рубеж.
В 1960-1970-е за границей начали печатать воспоминания участников событий, многих уже не было в живых. Потом в 1990-е на это сели "раскрепощенные историки" и стали раздувать кадило.
Пошли воспоминания всяких странных людей, которые что-то об этом слышали (например, находились в Китае в 1923 г.), но толком ничего не знали.
А если попробовать восстановить события?
АФАИК, в сентябре 1923 г. в Шанхай пришел отряд контр-адмирала В.В. Безуара (1887-1941) с т.н. "группой генерала Глебова", которая на момент выхода из Владивостока насчитывала около 3,5 тыс. человек. Кто-то отстал от группы в Корее, но в целом, она сохранялась.
Корабельный состав - 3 транспорта (?) Сибирской флотилии - "Монгугай", "Охотск" и "Защитник".
Англичане противились высадке русских в Шанхае и, вроде бы, даже вывели свои военные корабли, которые были в Шанхае, чтобы воспрепятствовать русским. Но Глебов заявил, что разнесет весь город из пушек и англичане не стали развивать конфликт.
(это не мое мнение - это пишут "раскрепощенные историки" типа Балмасова, которые читали всякие воспоминания тех, кому вспоминать было, по сути, нечего - так, слухи из ранней молодости)
Но позвольте - что же за чудо-корабли были эти наши транспорты?
Отдельно - группа контр-адмирала Г.К. Старка (1878-1950). Там было больше кораблей, больше людей, все тоже было более разнообразно. Точную дату захода в Шанхай перед переходом на Филиппины я пока не нашел.
Насколько понимаю, яхта "Лейтенант Дыдымов" и траулер "Аякс" были потеряны Старком при переходе - погибли в шторме. Остальные через Вонсан (Гензан) и Пусан (Фусан) дошли до Шанхая, там запаслись водой, углем и продовольствием, и пошли на Филиппины.
Из состава Сибирской флотилии во Владивосток ушел только "Монгугай" с взбунтовавшимся против Глебова генералом Афанасьевым. Англичане, вроде бы, даже содействовали такому повороту дела.
Пару лет тому назад вышла из печати книга воспоминаний адмирала Г.К. Старка. В ней все подробно описано.
Вот, например, ссылка на эту книгу: http://allrusbooks.ru/item/3490029-moya-jizn
Все полностью подробно Старком описано быть не может - корабли пришли в 2 этапа. Когда Глебовский отряд пришел в Шанхай - Старк уже давно ушел оттуда.
Судьба ряда кораблей неясна - один из участников перехода вспоминал, что еще в Гензане некоторые корабли ушли во Владивосток. Что-то было продано китайцам и японцам (минимум "Манджур" и "Защитник"). К "Защитнику" Старк точно отношения не имеет - его Глебов продал.
Вопросов там много - вплоть до того, что участники перехода по разному определяют типы кораблей, порой насчитывают разные количества и т.д.
Кое-что по тем кораблям.
"Монгугай":
http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_f … gugaj.html
"Защитник":
http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_f … itnik.html
"Охотск" не нашел.
Историк Никита Кузнецов несколько лет тому назад опубликовал в "Морском сборнике" ряд редких архивных документов по кораблям флотилии Старка Г.К.
Еще бывший начальник ЦА ФСБ Христофоров в этом же журнале также несколько лет тому назад опубликовал в "Морском сборнике" ряд редких архивных документов по кораблям флотилии Старка Г.К.
Поищите. Вам будет очень интересно.
Эвакуация Сибирской флотилии в 1922-1923 гг.
В статье и впервые публикуемых документах приводятся данные о белой флотилии контр-адмирала Г.К.Старка, собранные советской разведкой в 1922-1923 гг. ... От редакции: в «Морском сборнике» №1 и №2 за этот год были опубликованы статьи об уникальных документах, хранящихся в Центральном архиве ФСБ России и рассказывающих о малоизвестных страницах истории русского флота. Сегодня мы продолжаем тему и приводим подборку документов, посвященных белой Сибирской флотилии, с необходимыми примечаниями и комментариями. 90 лет назад, в октябре 1922 г., порты Приморья покинули послед- Контр-адмирал Г.К.Старк ние части Белой армии, а также гражданские беженцы.
Христофоров В. С., Черепков А.П, Кузнецов Н.А. Эвакуация Сибирской флотилии (1922–1923 гг.) глазами советской разведки // Морской сборник. 2012. № 10. С. 67–81.
https://www.elibrary.ru/download/elibra … 842324.pdf
Христофоров В. С., Черепков А.П, Кузнецов Н.А. Эвакуация Сибирской флотилии (1922–1923 гг.) глазами советской разведки // Морской сборник. 2012. № 10. С. 67–81.
https://www.elibrary.ru/download/elibra … 090768.pdf
Судьбы русского флота
Очень кстати. Лимит на благодарности - 1440 минут, увы!
Почитаем.
А то Балмасов как сказанул со слов престарелой Крузенштерн-Петерец про гигантскую мощь "Монгугая", так мне и поплохело...
Похоже, становится понятным, откуда у китайцев есть бывший ледокол "Tsarnikou..." (или как-то в этом роде). Они, естественно, дали написание латиницей, но такую чушь накатали, что настоящее имя корабля осталось неизвестным. Если это был "Байкал", то, может быть, и получится срастить обрывки информации между собой!
28 июля 1924 г. Карахан писал Чичерину, что суда в Шанхае задержаны китайцами по его просьбе, но китайцы не хотят вооруженным путем разоружать их. А если даже разоружать, то хотели бы выслать всех разоруженных в СССР.
По данным китайцев, на кораблях находилось 600 солдат и офицеров при оружии. Как мы знаем, была даже корабельная артиллерия, фиговая, но была.
См. переписку Карахана с Чичериным и Сталиным, док. №74.
Далее Чичерин касается этого вопроса в беседе с китайским полпредом в Москве Ли Цзяао 17 августа 1924 г. Китайцы готовы разоружить белых, но просят взять все расходы по их интернированию и депортации на СССР. Чичерин уклоняется от прямого ответа.
Там же, док. №85.
Страниц: 1