Вы не зашли.
Страниц: 1
Сведения о турецких кораблях – участниках войны 1768-74 гг. имеются в диссертации по османскому флоту в 1700-70 гг. (2007 г.) Ю.А. Айдина и в его книге Sultanin Kalyonlari (2013 г.) на основе этой диссертации, но с рядом ценных добавлений, а также в биографии Джезайирли Гази Хасан-паши (ок. 1715-1790), автор – Али Гази Ишипек (2009).
Сведения по кораблям, участникам Хиаса и Чесмы, я здесь когда-то уже приводил, данные есть и по турецким кораблям, действовавшим в Черном и Азовском морях.
В качестве предисловия: турецкие линейные корабли различались по длине киля в зира (турецких аршинах = 758 мм), те, у которых такая длина была менее 40 зира, относились к классу так называемых каравелл, вооруженных легкими пушкам. Пушки были медными или бронзовыми, вес ядер и калибры были в окке (на османском языке, ныне их именуют кыййе – на современном турецком). Я использовал имеющиеся данные по вооружению участников Хиоса-Чесмы: турки строили корабли сериями, и их вооружение было однотипным; их вооружение, видимо, также включало небольшие вертлюжные пушки.
Соответствие калибрам в окке (1,2823 кг) русским калибрам в фунтах русского артиллерийского веса (490 г):
5 окке – 13,09 ф.
3 окке – 7,85 ф.
1 окке – 2,6 ф.
Турецкая эскадра для Черного и Азовского морей начала формироваться с 1768 г. и в 1770 г. получила полный состав (до конца войны).
Приведены даты постройки, длина киля в зира, название, число всех пушек и экипажа.
1767 42,5 Газаль-и Бахри 60 400 флагман капудан-бея
1769 45,0 Наср-и Дженк 54 350
1768 45,0 Фетх-и Зафер 54 350
1756 42,5 Векф(или Вефк)-и Девлет 54 350
1769 39,5 Нусрет-Нюма 48 350
1766 38,0 Хума-и Бахри 48 300
1769 38,0 Мави Кичлы 48 300
1767 32,0 Томбаз-и Кебир ? 180
Первые 4 корабля полностью соответствуют малым чесменским и определенно имеют то же вооружение: 5-3-1 окке (13,09-7,85-2,6 ф.), 5-й, возможно, был вооружен так же, 6-й и 7-й – определенно каравеллы с пушками в 3 и 1 окке. Последний в списке («Верблюд»), по одним данным – транспорт, по другим – плоскодонный прам для Азовского моря, возможно, построен под влиянием прамов и «оборонных судов» Швеции и Дании.
По понятным причинам на Азовское море были направлены малые корабли с небольшой осадкой, но следует отметить, что на них были лучшие экипажи из имевшихся в турецком флоте: и султан,и его министры считали прибытие русских кораблей в Средиземное море совершенно невозможным, и в резерве у них оставалось (после отправки моряков в ЧМ) немного опытных моряков.
Наши новоизобретенные корабли с 12ф пушками и единорогами выглядели не хуже, но турецкие корабли были быстроходнее (Кинсберген: Легче было догнатьЛуну...).
Пушки калибра 5, 3 и 1,5 использовались на галеонах меньше 45 зиры. В списке боеприпасов кораблей того же размера, отправленных в Средиземное море, не было боеприпасов 1 калибра.
45 зиры: 24x5; 24x3; 6x1,5 = 54
43,5 зиры: 22x5; 22x3; 6x1,5 = 50
41,5 зиры: 20x5; 20x3; 6x1,5 = 46
41,5 зиры: 20x5; 16x3; 6x1,5 = 42
39,5 зиры: 40x3; 6x1,5 = 46
37,5 зиры: 16x5; 10x3; 6x1,5 = 32
Это вероятная раздача оружия.
Отредактированно HILMI (24.12.2020 17:38:36)
Галеоны, отправленные в Черное море в 1770 году.
1 Dâd-ı Hakk: 45 Zira, 450 сотрудники, 54 пушки.
2 Gazâl-ı Bahrî: 42,5 Zira, 400 сотрудники, 50 пушки.
3 Vefk-i Devlet: 42,5 Zira, 400 сотрудники, 50 пушки.
4 Nâsır-ı Cenk: 41,5 Zira, 350 сотрудники, 42 пушки.
5 Feth-i Zafer: 41,5 Zira, 350 сотрудники, 42 пушки.
6 Nusret-nümâ: 39,5 Zira, 350 сотрудники, 46 пушки.
7 Hümâ-yı Bahrî: 38 Zira, 300 сотрудники, 32 пушки.
8 Mavi kıçlı: 38 Zira, 300 сотрудники, 32 пушки.
9 Tombaz-ı Kebir: 35 Zira, 180 сотрудники, 18 пушки.
9 галеонов, 3080 человек личного состава и 366 орудия.
Я считаю, что на борту не хватает персонала.
В 1760-х годах были построены три разных галеона Томбаза: 33 зира, 33,5 зира и 35 зира. Отправленный в бой галеон Томбаз может быть одним из этих трех разных галеонов. Томбаз-и Кебир. Другими словами, поскольку он назван в смысле самого большого, скорее всего, это будет 35 zira.
Отредактированно HILMI (31.12.2020 22:52:20)
HILMI написал:
#1483815
Галеоны, отправленные в Черное море
Не по теме обсуждения, но вопрос о галеонах. В русскоязычной историографии считается, что в 1788-1790 годах в Архипелаге против каперских флотилий Кацониса действовали "линейные корабли", но не может ли быть, что там использовались галеоны?
В османской морской терминологии любое судно, передвигавшееся под парусом, называлось общим термином Калион. Когда после 1790 года корабли были реклассифицированы, они были разделены на классы: Galleon, Frigate и Şehtiye.
Я не знаю, какие корабли использовались в борьбе с этим пиратом. Но я знаю, что в основном используются алжирские корабли. Алжирский флот также состоял в основном из небольших и быстрых кораблей.
Я исследую эту тему.
Отредактированно HILMI (31.12.2020 22:21:46)
iTow написал:
#1483952
Жаль. Но спасибо за ответ.
Я благодарю тебя.
Собственно, я не совсем понимаю ваш вопрос. Во всяком случае, у этого пирата должны были быть очень мощные корабли, которые флот несколько раз посылал на него. Военные корабли того периода уже были галеонами. Естественно, против этого пирата должен был быть использован любой галеон Османского флота.
Когда я раньше читал о 3-м периоде Селима, я читал, что упомянутый вами пират вызвал дипломатический кризис в конце войны.
Корабли Османского флота тех лет:
Гранд галеоны 57,5 и 51,5 зиры.
Малые галеоны 47,5 и 45 зир.
Для Zira 43.5 v3 37.5 Caravels.
А у англичан было куплено несколько фрегатов.
Также было несколько небольших кораблей.
Все это нужно было использовать.
Отредактированно HILMI (31.12.2020 23:29:01)
HILMI написал:
#1483953
у этого пирата должны были быть очень мощные корабли
Нет. Абсолютное большинство кораблей его флотилии - бывшие купеческие, вооруженные малокалиберными пушками, но их было до десятка, и иногда они действовали совместно. В описаниях столкновений его флотилии, а также другой, так называемой "казенной" флотилии с турецкими отрядами упоминаются некие "линейные корабли", но Средиземное море тогда было менее важным военным театром, чем Черное, поэтому наличие на таком второстепенном театре линейных кораблей, особенно крупных, вызывает сомнения. Вполне возможно, что это были, например, даже не галеоны, а Caravels. К сожалению, в источниках не объясняется, на каком основании корабль отнесен к "линейным". Надо полагать, что речь идет о достаточно крупном судне, возможно, двухдечном, но это догадки.
Я только что получил твой вопрос. Вы спросили, какие типы кораблей закреплены за этим пиратом. Ищу на наших ресурсах. Если я смогу узнать, из каких кораблей состоит османский флот, я напишу это здесь. Как вы сказали, основная зона боевых действий - это Черное море. Я не думаю, что для Средиземного моря используются очень большие корабли.
Спасибо и хороших лет. Друг.
В документе записано, что 4 галеона были заказаны флотом против кораблей, занимающихся пиратством в Средиземном море. BOA, HAT, документ № 1411/57437, июнь 1789 г.
Размер галеонов не написан.
Я также узнал, что это за 4 корабля. Это 4 фрегата. 3 из них - это корабли, подаренные марокканским султаном. (BOA, HAT 55252. 1790)
Маленький Хусейн-паша, который был назначен капитаном 10 марта 1792 года, 10 июня выступил с флотом в Средиземное море против пиратов. (Nejad Göyünç (1952). “Kapudan-ı Derya Küçük Hüseyin Paşa”, Tarih Dergisi, II, S.3-4, s. 36-37.). Такие морские походы в мирное время обычно совершаются на 8-10 галеонах. Во время войны использовались 4 Фрегат и алжирские корабли. В конце войны пираты были уничтожены, отправив большой флот. Нашла статью по этой теме. об этом написано в этой статье.
Если я найду дополнительную информацию, я поделюсь ею здесь.
Отредактированно HILMI (01.01.2021 09:01:06)
В упомянутой мной статье во время войны (1787-1792 гг.) 4 корабля (Карвеле или Фрегат) были назначены для обеспечения безопасности в Средиземном море под командованием капитана. Людей призывали сражаться с пиратами с помощью специальных кораблей и флота провинций, называемых Гарпскими очагами (Алжир, Тунис и Ливия).
Это то, что я смог найти с помощью небольшого исследования.
Алжирский флот, пор данным французского консула в Алжире:
1788:
6 шебек: 1-34, 1-24, 2-16, 2-4.
7 барок (barques): 1-30, 1-28, 2-26, 1-24, 1-22, 1-18.
4 галиота: 2-14 банок и 4 пушки, 2-13 б. и 3 п.
1789:
4 шебеки: 1-34, 1-16, 2-4.
6 барок: 2-30, 2-28, 1-26, 1-24.
2 галиота: 1-14 б. и 4 п., 1-13 б., 3 п.
1790:
1-4 шебека, 1 барка 26, 2 галиота (те же).
1791:
1 фрегат 44п.,постр. в Алжире в 1791 г. испанцем.
1-30 корвет, постр. в Тулоне в 1788 г.
2 шебеки (1-16, 1-8).
3 галиота: 1-14 б. и 4 п., 1-13 б. и 3 п., 1-8 б. и 2 баса.
("La Marine de la Regence d'Alger").
Несколько небольших судов было и у Марокко.
Mediterranean Squadron в 1790 г.
Şehbaz-ı Bahri 60/52?
Berid-i Fütuh 48/38? Caravella
Algerians (турецкие корабли с алжирскими экипажами):
Hıfz-ı Hüda 60/52? (450) Cezayirli Seydi Ali - тот самый
Serheng-i Nusret 45 zira, 64/50? (375), Cezayir Kapudanesi Elhac Süleyman Kapudan
Cezayir Kapudanesi (450)
Cezayir Patronası
Cezayir Riyalesi Yakub Kapudan (210)
Karabacak Ali Kapudan (300)
Tunisians (турецкие корабли с тунисскими экипажами):
Tunus Kapudanesi (250), Elhac İbrahim Kapudan
Tunus Patronası (225), Ali Kapudan
Tunus Riyalesi (130), İslam Kapudan
Pergende (100), Ali Kapudan (бригантина)
Auxiliaries:
3 shallops
1 Kırlangıç
Mediterranean Squadron в 1791 г. (крупные корабли, несомненно, турецкие) :
Algerians
Mürg-i Bahri (200), Cezayirli Karabacak Ali Kapudan
Girit Tüccar Şehtiyesi (150), Cezayirli Yakub Kapudan
Fırkateyn (120), Karabağlı Süleyman Kapudan
Tunisians
Akdeniz Akdarması (200), Ali Kapudan
Girit Tüccar Şehtiyesi (120) Tunus Riyalesi İslam Kapudan
Auxiliaries
Mektub Sefinesi (100) Ülgünlü Ali Reis
Mektub Sefinesi (100) Ülgünlü Hüseyin Reis
Nevicad Sefine (100) Hüseyin Reis
Miri Şehtiye (100) Bozcaadalı Mustafa Kapudan
Sagir Miri Şehtiye (100) Ülgünlü Osman Reis
По данным османского хроникера.
HILMI написал:
#1483953
Во всяком случае, у этого пирата должны были быть очень мощные корабли,
iTow написал:
#1483958
Нет. Абсолютное большинство кораблей его флотилии - бывшие купеческие, вооруженные малокалиберными пушками, но их было до десятка,
STEFAN написал:
#1485855
Видимо, вот эти
Нет. Там сверху написано, что это корабли "под командою Лоренца", т.е. так называемой "казенной флотилии". И взята эта таблица, как я понимаю, из МИРФ, где публиковалось донесение Гибса с приложениями - это одно из приложений. Гибс как раз рулил казенной флотилией.
iTow написал:
#1485882
корабли "под командою Лоренца",
Вообще-то написано "Число судов ФЛОТИЛИИ под командованием Лоренца"
Да и денЮжка русская была, хотя лишь 3 командира кораблей были русскими...
В начале 1788 г. на Средиземное море по приказанию Екатерины II был направлен генерал-поручик Заборовский с 17 тыс. червонцев для организации корсарской флотилии. Согласно первоначальным планам, корсары должны были взаимодействовать с эскадрой Балтийского флота. Но ее поход на Средиземное море был отменен в связи с началом Русско-шведской войны.
Тем не менее в Средиземном море были созданы две корсарские (крейсерские) флотилии. Первая была создана на русские деньги и базировалась в Сиракузах. Командование ей Заборовский поручил мальтийскому пирату Гульемо Лоренцу, имевшему чин подполковника русской армии. Вторая флотилия была организована в инициативном порядке греческим пиратом Ламбро Качиони, воевавшим еще в 1769—1774 гг. в Архипелаге. Причем Качиони имел чин майора русской армии. Наиболее эффективно действовала флотилия Качиони. Обе флотилии при надобности поднимали Андреевский флаг. Флотилия Лоренца управлялась из Петербурга и официально считалась русской. Что же касается Качиони, то он выполнял приказы русского командования лишь когда они совпадали с его собственными желаниями.
Вот глава из книги - http://www.xliby.ru/istorija/rossija_na … ore/p7.php
тема не моя оценку степени достоверности сей книги делать не берусь, но вроде все там четко о логично расписано, даже уважение внушает.
Юрген написал:
#1485918
Вообще-то написано
Что Вам мешает прочесть мой пост внимательно? Вы разве не сознаете, что там дальше написано
iTow написал:
#1485882
так называемой "казенной флотилии"
Юрген написал:
#1485918
греческим пиратом
Разве Вам кто-то запретил до написания поста ознакомиться с источниками? Хотя бы с МИРФом, он сейчас доступен в сети. Может, тогда наступит понимание, что Кацонис - майор русской службы, посланный на Средиземное море для организации каперской флотилии, способной отвлечь внимание турок от Черного моря?
Страниц: 1