Вы не зашли.
Экипаж гвардии старшего лейтенанта Соколова, потопивший два японских транспорта. ТОФ, 11 августа 1945г.
На фото команда "ТК-567" во главе с командиром старшим лейтенантом А.В.Соколовым.
В ходе атаки японских судов на рейде порта Сейсин в ночь на 10 августа 1945 года согласно донесению командира, "ТК-567" потопил два транспорта,в том числе- один с дистанции 3 кабельтовых.
Наиболее вероятно,что именно А.В.Соколов и его команда потопили японский транспорт "Тайсюн-Мару" ( 2857 брт ).
В ночь на 14 августа 1945 года с "ТК-570" и "ТК-579" в тылу противника была высажена группа разведчиков. Командиром звена ( то есть двух торпедных катеров ) был А.В.Соколов.
Отредактированно Кибардин Г.А. (20.03.2021 23:56:00)
Выяснилось ( ранее я это лишь предполагал ),что именно "ТК-534" типа "Г-5" 10 августа 1945 года на внешнем рейде Расина ( у острова Хам ) потопил японский транспорт "Дайко-Мару" ( 6859 брт,тип "2А" ), который был опознан как танкер.
Схематичный рисунок транспорта типа "2А".
Синявский командовал "ТК-562",Николаев-"ТК-578",а Кузнецов-"ТК-534".
Затем "ТК-534" зашёл на внутренний рейд порта Расин и торпедировал ещё один японский транспорт.Скорее всего эта атака успеха не имела,а транспорт "Кайдзюн-Го" ( 1677 брт ) был потоплен торпедным катером "ТК-562" или "ТК-578" ( тип "Воспер" ),которые ранее произвели атаку.
Таким образом успехи советских торпедных катеров в ходе советско-японской войны выглядят следующим образом:
9.08.1945 г. на подходах к Расину была потоплена корейская шхуна.
10.08.1945 г. на внешнем и внутреннем рейдах Расина были потоплены транспорты "Дайко-Мару" ( 6859 брт ) и "Кайдзюн-Го" ( 1677 брт ).
10.08.1945 г. на внешнем рейде Сейсина был потоплен транспорт "Тайсюн-Мару" ( 2857 брт ).
11.08.1945 г. в Расине были потоплены транспорты "Кари-Го" ( 3111 брт ),"Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) и "Энпо-Мару" ( 6873 брт ). До этого, эти суда были повреждены советской авиацией и покинуты своими командами.
11.08.1945 г. в Расине был торпедирован выбросившийся на берег транспорт "Тэнсё-Мару" ( 3035 брт ). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.
13.08.1945 г. на рейде Докуцина ( юго-западнее Сейсина ) был торпедирован выбросившийся на берег транспорт "Ходзугава-Мару" ( 875 брт ). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.
Всего с 10 по 15.8.45 г. 20 ТКА ТОФ израсходовали 37 торпед.
Интересно - суда после поднимали и вводили в состав флота СССР, отдали корейцам или вообще пустили на слом?...
Сколько я не копал литературу и справочники о последующей судьбе этих судов ни слова.
Полностью удалось восстановить обстоятельства гибели японского транспорта "Авакава-Мару" ( 6925 брт ) 10 августа 1945 года юго-западнее Расина.
В книге Иванова П. Н. "Крылья над морем". - М.: Воениздат, 1973, гибель этого транспорта описывается следующим образом:
"На рассвете 10 августа два самолета ДБ-3 того же полка (ведущий командир эскадрильи капитан Воронин) на коммуникации Юки — Сейсин обнаружили японский транспорт водоизмещением 6 тыс. т, шедший в охранении сторожевого катера, и потопили его. Над целью торпедоносцы были обстреляны из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов, но повреждений не получили".
В журнале "История авиации" ( номер 1 за 2004 год ) в статье канд. ист. наук полковника Мирослава Морозова "Торпедоносцы Ильюшина в войне на Тихом океане" этот эпизод трактуется несколько иначе,а именно:
"Первая же пара «охотников» ДБ-3 49-го мтап (ведущий капитан Воронин) обнаружила в 07:50 на полпути из Сейсина в Расин транспорт в охранении «эсминца». Грамотно произведенная атака увенчалась успехом – судно тоннажем в 6000 т отправилось на дно".
В обоих случаях говорится,что транспорт шёл вместе с кораблём охранения ( в статье Мирослава Морозова слово эсминец взято в кавычки,так как автор сомневался в правильности идентификации класса этого корабля ).
По японским данным транспорт "Авакава-Мару" шёл без охранения.После торпедирования транспорта двумя советскими самолётами-торпедоносцами,команде судна пришлось самостоятельно добираться до берега.
Долгое время было не ясно:что за корабль скрывался за терминами "катер" или "эсминец",и был ли такой корабль на самом деле.
Размещённая ниже заметка из советской газеты даёт ответы на все вопросы.
Оказывается лётчики видели два транспорта,которые открыли огонь по советским самолётам.Причём,один советский самолёт,вопреки утверждению П.Н.Иванова,повреждения всё-таки получил.
Но почему второй транспорт ( тот,что был меньше ) не стал спасать людей с тонущего транспорта "Авакава-Мару"?
Дело в том,что это был транспорт "Мацуура-Мару" ( 3185 брт ),который ещё 30 июля 1945 года в точке 42 гр. 03 мин. с.ш., 130 гр.05 мин. в. д. во время шторма сел на мель.Японцы не смогли снять транспорт с мели. Поэтому,7 августа 1945 года они сняли с судна гражданскую команду.
Однако,как следует из советской заметки,военная команда судна ещё оставалась на транспорте "Мацуура-Мару" и даже открыла огонь по советским самолётам,которые топили транспорт "Авакава-Мару" ( по советским данным это произошло в точке 41 гр. 57 мин. с.ш., 130 гр.05 мин. в. д. ).
Таким образом,транспорт "Мацуура-Мару",который позже японцы бросили,является участником советско-японской войны и,поэтому,с соответствующими оговорками,может быть включён в список японских потерь в ходе этой короткой войны.
Отредактированно Кибардин Г.А. (16.05.2021 11:21:01)
Кибардин Г.А. написал:
#1500352
два транспорта,которые открыли огонь по советским самолётам
А из чего, позвольте полюбопытствовать, открыли огонь? Есть данные по их вооружению?
Фото из госкаталога,которое подписано:
Учебное судно "Бикин" (бывш японская трофейная канлодка, захваченная в 1945 г.).
Фактически-это бывшая маньчжурская канонерская лодка "Ли - Суй" ( бывшая немецкая "Vaterland" постройки 1903 года ),которая в августе 1945 года была захвачена советскими войсками в Харбине.Канлодка была оснащена 1 - 77-мм пушкой, 1 - 76-мм зениткой и 7,7-мм пулеметом.
В советском ВМФ корабль использовался как "учебное судно живучести",на котором советские моряки тренировались устранять аварийные ситуации.
Шестой удар советской авиации по порту Расин ( по последним уточнённым советским и японским данным ):
10 августа 1945 года
Обстановка в порту
Транспорт "Мукахи-Мару" ( 6886 брт ) выходит из порта.
Транспорт "Эримо-Мару" ( 6891 брт ) находится на внутреннем рейде ( повреждён предыдущими налётами, хода не имеет ).
У третьего причала с северной стороны стоят транспорты "Кари-Го" ( 3111 брт ),"Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) и "Энпо-Мару" ( 6873 брт ).
У второго причала стоит транспорт "Ходзугава-Мару" ( 875 брт ).
Севернее первого причала на мели находятся повреждённые транспорты "Мельбурн-Мару" ( 5423 брт ,безвозвратная потеря,покинут командой ) и "Тэнсё-Мару" ( 3035 брт,утром этого же дня команда покинула судно ).
В северной части порта ( ближе к устью реки ) на мели после подрыва на американской донной мине 22 июля 1945 года находится транспорт "Тёё-Мару" ( 2225 брт ).
8 час.03 мин. 18 Пе-2 33 АП по донесениям экипажей потопили у третьего причала транспорт 6000 тонн,а второй транспорт повредили.
8 час. 04 мин. 6 Ил-10 (с планирования) атаковали транспорты стоявшие у второго и третьего причалов.
8 час. 10 мин. 27 Пе-2 34 АП атаковали транспорты у причалов и на выходе из порта ( на выходе из порта был безуспешно атакован транспорт "Мукахи-Мару" ).По донесениям экипажей были потоплены транспорты водоизмещением 5000 тонн и 3000 тонн.
По японским данным в результате этих ударов ( 45-ти Пе-2 и 6-ти Ил-10 ) транспорт "Эдамицу-Мару" получил попадания трёх авиабомб,а транспорт "Энпо-Мару" так же получил несколько попаданий авиабомб. Оба судна загорелись,но остались на плаву.После налёта команды судов сошли на берег.
С 8 час.10 мин.6 Ил-10 подавляли зенитную артиллерию порта.
6 Ил-10 (топмачтовики,каждый самолёт нёс по две ФАБ-250 ) по донесениям экипажей потопили 2 транспорта.Причём 2 самолёта атаковали один из двух транспортов,находившихся на мели севернее первого причала,а 4 самолёта атаковали транспорт "Эримо-Мару" на внутреннем рейде ( по японским данным в 8 час. 10 мин.транспорт получил повреждения в результате попадания авиабомбы в районе четвёртого трюма ).Судно осталось на плаву,но было оставлено командой.
9 Пе-2 33 АП с опозданием на 50 минут бомбили железнодорожную станцию.
Всего в атаках участвовало 54 Пе-2 и 18 Ил-10,под прикрытием 32 Як-9.
Всего в ходе налёта сброшено 117 ФАБ-250, 105 ФАБ-100 и 60 АО-25.
По донесениям лётчиков 5 транспортов было потоплено,а ещё 2 транспорта получили повреждения.
Фактически повреждения получили лишь 3 транспорта,на которых ещё находились команды.Возможно было попадание авиабомбы в один из двух транспортов,находившихся на мели севернее первого причала.
В одной из работ для служебного пользования это фото подписано следующим образом:
"Пожар на транспорте после удара 6 Ил-10 в 8 ч.04 м.10 августа".
Это же фото из советской газеты
На фото запечатлён пожар на транспорте "Эдамицу-Мару" ( 6872 брт ) после попадания трёх авиабомб.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.08.2021 16:11:26)
Не совсем сюда, но фото красивое!!
"Авиация в бою за порт Сейсин, август 1945г." Фото Лубенко А.С.
Пара Як-9?
Отредактированно maslopoop (11.08.2021 17:07:03)
Хорошая фотография.На фото мы видим несколько японских малотоннажных судов,которые стали трофеями советских войск в Сейсине.В небе мы видим истребители "Як-9" ( штурмовики Сейсин не бомбили ).
У корреспондента Лубенко есть ещё другие интересные фотографии.Так в 1945 году ( где-то в конце августа-начале сентября ) он сделал несколько фотографий в Дайрене ( Даляне ),на которых видны 8 транспортов. Среди этих транспортов есть и японские транспорты ( в Дайрене советские войска захватили по меньшей мере 5 транспортов ).
На этой фотографии Лубенко мы видим три судна у причала в Дайрене.В центре японский транспорт "Дайко-Мару" ( 2220 брт,тип"2D" ),который 22 августа 1945 года в Дайрене был захвачен советскими войсками.
Два других судна возможно тоже являются японскими суда,которые стали трофеями советских войск.
Отредактированно Кибардин Г.А. (12.08.2021 16:28:22)
было,но это фото самое четкое.
По японским данным 12 августа 1945 года у западного побережья острова Сахалин японское спасательное судно было обстреляно советской корабельной артиллерией,в результате чего 6 гражданских лиц погибло.
Данный инцидент имел место при ликвидации японского поста Амбэцу.В этой операции участвовало два советских пограничных катера,огнём одного из которых: японский катер был повреждён,после чего-захвачен.Однако в советских источниках говорится лишь о десяти пленных.Об убитых ничего не сообщается.
...
Отредактированно Кубинец (07.07.2022 10:51:54)
Кубинец написал:
#1548211
Бой 22 августа https://fonzeppelin.livejournal.com/18709.html
Это шутка такая? Не было никакого боя 22 августа. Нефиг тащить на форум всякое альтернативное дерьмо.
удалил
В связи со сложной экономической ситуацией в Европе,к сожалению,я вынужден больше времени уделять работе,поэтому на форум совсем не остается времени.Об этом я очень жалею,так как многие открытые мною темы до конца исследованы,но нет времени написать о результатах этих исследований.Однако,я собрался и делаю первое важное сообщение спустя год.Надеюсь,что в дальнейшем я на форум буду заходить чаще.
Еще в 2012 году я на этой ветке оставил следующее сообщение:
"Кайбоканы" ( японские сторожевые корабли )
"№ 87" 9.8.45 получил повреждения у Юки в результате попадания 50 кг авиабомбы в мостик. 10.8.45 получил повреждения в Расине в результате попадания 250 кг авиабомбы. Потери за два дня: 9 чел. убито, 12 чел. тяжело ранено (из них 1 чел. позже умер) и 29 чел. легко ранено.
"Ясиро" 9.8.45 получил лёгкие повреждения у Юки в результате близких разрывов 250 кг авиабомб. 10.8.45 получил повреждения в Расине в результате близких разрывов 250 кг авиабомб. Потери за 2 дня: 2 чел. убито и 19 чел. ранено.
К сожалению в 2012 году я ко многой информации из интернета относился с доверием,что и привело к ошибке.
Правильно будет:
"№ 87" 9.8.45 получил повреждения на подходе к Юки в результате попадания 50 кг авиабомбы в мостик и огня бортового оружия штурмовиков "Ил-2".Потери за один день: 9 чел. убито, 12 чел. тяжело ранено (из них 1 чел. позже умер) и 29 чел. легко ранено.
"Ясиро" 9.8.45 получил лёгкие повреждения на подходе к Юки в результате огня бортового оружия штурмовиков "Ил-2".Потери за один день: 2 чел. убито и 19 чел. ранено.
В ходе этого налета советская морская авиация потеряла 4 штурмовика "Ил-2".Однако маловероятно,что все эти самолеты были сбиты именно "кайбоканами",так как одновременно советские самолеты наносили бомбовый удар по порту Юки.
После этого боя,когда советские штурмовики в первый и в последний раз столкнулись с японскими боевыми кораблями,японские "кайбоканы" ушли в Гензан ( следовательно,в событиях 10 августа 1945 года в Расине они никакого участия не принимали ).
К таким выводам я пришел спустя 11 лет исследования данного эпизода по многочисленным японским и советским источникам ( в том числе и документальным ).
Какие японские корабли 10 августа 1945 года были атакованы советскими штурмовиками в Расине ( по советским источникам якобы был потоплен эсминец и поврежден сторожевой корабль),это- тема отдельного разговора.Писать и объяснять придется много,но я обязательно это сделаю,как только у меня появится свободное время.
Отредактированно Кибардин Г.А. (04.04.2023 13:44:31)
Налет шести штурмовиков "Ил-2" на Расин 10 августа 1945 года в 18 часов 18 минут.
Современная российская версия:Николай Якубович "Все самолеты Ильюшина. Самая полная энциклопедия".
2022,с.66
"На следующий день капитан И. Воронин из 37-го шап топмачтовым способом, сбросив две ФАБ-250, потопил японский эсминец".
Теперь как все было на самом деле:
10 августа 1945 года в 18 часов 18 минут в Расине не было никаких японских боевых кораблей.С утра этого дня японцы в Расине начали эвакуацию и к 12 часам 30 минутам Расин покинул последний уцелевший японский транспорт ( поврежденный транспорт "Ходзугава Мару" ).В 18 часов 18 минут в порту Расин находились лишь потопленные или поврежденные японские транспорты,которые были брошены своими командами.
Перед налетом штурмовиков,еще утром,порт Расин бомбили бомбардировщики "Пе-2",которые подожгли транспорты "Энпо Мару" и "Эдамицу Мару".Также был подожжен склад с горючем на третьем причале возле транспорта "Кари Го".
На японской схеме цифрами отмечены:
1) транспорт "Кари Го" ( 3111 брт )
2) транспорт "Эдамицу Мару" ( 6872 брт ),который горит
3) транспорт "Энпо Мару" ( 6873 брт ),который горит
4) склад горючего ( по японским данным имел место сильный пожар,причем горящее горючее выливалось в море ).
Фото сделанное с советского самолета разведчика в 18 часов 30 минут.
На фото из-за дыма мы видим корму транспорта "Кари Го".Также видна носовая часть транспорта "Эдамицу Мару".
Когда над портом появилось 6 штурмовиков "Ил-2",то произошло следующее:
Первая пара ( капитан И.Ф. Воронин,майор Барбашинов ) атаковала транспорт "Кари-Го",который был скрыт дымом от горящего склада.Именно из-за этого дыма капитан Воронин не смог четко рассмотреть свою цель и ошибочно идентифицировал ее как эсминец.
После возвращения на базу капитан Воронин доложил,что его экипаж потопил японский эсминец.В качестве доказательства была предъявлена фотография сделанная стрелком-радистом после атаки.
Эта фотография 12 августа 1945 года была опубликована в газете "Красное Знамя".
На фото запечатлен пожар склада на третьем причале ( а не танкера ),за которым тонет транспорт "Кари-Го" ( а не эсминец ).
Вторая пара штурмовиков ( ведущий полковник Барташов ) атаковала транспорт "Эдамицу Мару",который из-за надстройки на корме был принят за танкер.Вернувшись на базу Барташов доложил о потоплении танкера.
Фактически транспорты "Кари Го" и "Эдамицу Мару" не были потоплены,так как на следующий день их пустили на дно советские торпедные катера.
Третья пара штурмовиков ( капитан Матвеев,младший лейтенант Янко ) атаковала скопление каботажных и рыболовных судов в северной части порта.При этом,самолет Янко был сбит ( возможно японским самолетом ).
По донесениям вернувшихся летчиков в этом случае якобы были потоплены транспорт водоизмещением 500 тонн и тральщик.
Каботажные и рыболовные суда в порту Расин.
Потери среди каботажных и рыболовных судов в результате налетов советской авиации в Расине были,но были ли такие потери именно в ходе налета штурмовиков в 18 часов 18 минут,это пока установить не удалось.
Сгоревший остов малотоннажного судна в порту Расин ( справа остов транспорта "Мельбурн Мару" ).
За потопление японского эсминца капитан Воронин был представлен к награждению орденом "Красного Знамени".
Однако к награждению орденом "Красного Знамени" был представлен и капитан Мамушев ( занимал место стрелка в экипаже Барташова ),который ничего не топил,а лишь стрелял из пулемета по японским судам.
Капитан Воронин явно обиделся.После этого начались разборки,в результате которых капитан Воронин был представлен к званию "Герой Советского Союза".
Однако нельзя было дважды награждать за потопленный эсминец,поэтому список подвигов капитана Воронина был расширен.
Прежде всего командир Воронина полковник Барташов отдал ему свой успех: потопленный танкер.
Барташов тоже получил звание "Герой Советского Союза",но это звание было присвоено в основном за успехи его подчиненных.Поэтому личный счет для Барташова принципиального значения не имел.В наградных документах Барташова осталось лишь упоминание о том,что он лично потопил лишь транспорт в Юки.
Однако факт потопления танкера Барташовым остался отмеченным в наградных документах на капитана Мамушева.
Кроме потопленного танкера в наградные документы капитана Воронина были добавлены успехи на суше и даже подвиг Янко,который совершил "огненный таран".
В результате всего этого капитан Воронин получил звание "Герой Советского Союза".
Далее произошла следующая проблема:после обследования захваченного порта Расин стало ясно,что в нем нет потопленного японского эсминца.Правда была небольшая надежда,что где то в порту Расин лежит на дне небольшой японский сторожевой корабль.Поэтому по крайней мере с 1947 года в советских закрытых работах стали писать,что в порту Расин был потоплен не эсминец,а сторожевой корабль.
Отрывок из работы Цирульникова "Десантные операции Тихоокеанского флота в портах Северной Кореи в 1945 году" 1947
Однако к 1958 году стало ясно:в порту Расин на дне нет никакого сторожевого корабля.
Поэтому в закрытых документах стали писать,что сторожевой корабль был лишь поврежден,а не потоплен.
В 1958 году Гельфонд ( автор книги "Советский флот в войне с Японией" 1958 ) столкнулся со следующей проблемой:по разным документам на счету капитана Воронина числились эсминец,танкер и сторожевой корабль.
С танкером Гельфонд разобрался:вернул его на счет полковника Барташова.
Но с эсминцем и сторожевым кораблем он разобраться не смог ( или у него просто не было на это времени ). Два пораженных боевых корабля в ходе одной атаки,это был явный перебор,поэтому Гельфонд поступил хитро:
он написал,что японский эсминец топит шестерка "Ил-2" ведомые Ворониным ( но не он лично ),а вот сторожевой корабль повреждает именно Воронин ( то есть,Гельфонд озвучил наиболее правдоподобную на тот момент версию ).
В 1973 году историк Иванов ( автор книги "Крылья над морем" 1973 ) тоже столкнулся с этой же проблемой:
на счету капитана Воронина числились эсминец и сторожевой корабль.
Иванов тоже поступил хитро,но несколько иначе.По его версии Воронин потопил эсминец,а сторожевой корабль повредил какой то другой неназванный летчик.
Цитирую:"Самолет неотвратимо надвигался на корабль. Топмачтовым
способом капитан Воронин сбросил две фугасные бомбы весом по 250
кг. Обе бомбы попали в среднюю часть корабля. Эсминец взорвался и
затонул......С танкером противника водоизмещением 8 тыс. т расправился
полковник Барташов, шедший за Ворониным во второй группе
штурмовиков. Был атакован и сторожевой корабль. В него попала
бомба, но корабль остался на плаву".
Однако сторожевой корабль во всей этой истории появился по недоразумению.Этого корабля в заявках на успехи изначально не было.
Что интересно:не все советские историки верили в версию о гибели японского эсминца.Однако тогда в СССР было правило:не веришь,значит просто не пиши об этом,но ни в коем случае не пиши опровержения,которые ставят под сомнение заслуги уважаемых ветеранов.
Так в 1966 году поступил коллектив из четырех авторов ( Захаров и др. "Тихоокеанский флот" ),которые написали,что капитан И.Ф. Воронин точно поразил цель,но какую именно не упомянули.Далее эти авторы написали,что в порту Расин было потоплено и повреждено 11 транспортов и судов противника ( то есть,ровно столько,сколько остовов было найдено ),но про потопленный эсминец ничего не написали.
Каких реальных результатов 10 августа 1945 года добились капитан Воронин и полковник Барташов?
Капитан Воронин близким или прямым попаданием авиабомбы повредил транспорт "Кари Го" ( 3111 брт ).
Полковник Барташов близким или прямым попаданием авиабомбы повредил транспорт "Эдамицу Мару" ( 6872 брт ).
Возможно были прямые попадания,но с полной уверенностью это утверждать нельзя.
По данным обследования аварийно-спасательной службы ТОФ транспорт "Кари Го" имел лишь подводную пробоину площадью 6,5 квадратных метра,которая возникла после попадания торпеды с советского ТКА 11 августа 1945 года.Однако перед торпедированием была сделана фотография этого транспорта,на которой видно,что судно имеет большой крен на левый борт.Следовательно еще до торпедирования транспорт "Кари Го" имел какую то подводную пробоину.На фото сделанным 10 августа 1945 года в 18 часов 30 минут с самолета разведчика видно,что транспорт крена не имеет ( прошло лишь 12 минут с начала атаки штурмовиков ),но на следующий день крен был весьма значительный.
Транспорт "Кари Го" перед торпедированием 11 августа 1945 года.
По данным обследования аварийно-спасательной службы ТОФ транспорт "Эдамицу Мару" имел лишь подводные пробоины.Однако по японским данным утром 10 августа 1945 года этот транспорт получил попадания трех авиабомб.Этот факт подтверждается фотографиями с советских самолетов,на которых виден пожар на транспорте "Эдамицу Мару".Можно конечно предположить,что все три бомбы попали в открытые трюмы.Однако лично я склонен считать,что данные АСС ТОФ все таки не отображают всех реальных повреждений,полученных японскими судами.
Такова правдивая история о якобы потоплении японского эсминца и повреждении сторожевого корабля.
Отредактированно Кибардин Г.А. (15.03.2023 03:27:31)
Кибардин Г.А. написал:
#1571865
Потери среди каботажных и рыболовных судов в результате налетов советской авиации в Расине были,но были ли такие потери именно в ходе налета штурмовиков в 18 часов 18 минут,это пока установить не удалось.
Большое спасибо Вам за проделанную вами работу.
Было бы очень интересно узнать о захваченных и потопленных малотоннажных судах. как я понял из сообщений на этой ветке : "В советских документах отмечено несколько таких корейских судов, которые были захвачены советскими войсками, японские названия которых были прочитаны по-корейски: "Кар-Сен-Хва", "Ден-Сен-Хва" и др." даже известны названия некоторых из них.
С уважением, Фёдор.
Уважаемый Фёдор 1979 !
В Японии были опубликованы списки японских судов,потерянных в портах Кореи в 1945 году.Однако в этих списках не указано:какие суда остались в советской зоне оккупации,а какие-в американской.Боевые потери за август 1945 года не указаны.Так что толку от этих списков не много.
По советским документам только в порту Гензан ( Вонсан ) было захвачено до 60 шхун и до 60 джонок.Десятки таких судов было захвачено советскими войсками в Юки,Расине,Сейсине и в портах южного Сахалина.Кроме того,такие трофеи должны были быть и в портах на западном побережье Северной Кореи,о чем к сожалению нет даже приблизительных советских данных.
Однако,те японские и советские данные,что я видел,позволяют предположить,что в советской зоне оккупации осталось несколько сотен ( а может быть даже и тысяч ) подобных судов,из которых лишь несколько десятков судов было доставлено во Владивосток в качестве трофеев.
Установить названия этих судов на сегодняшний день нет никакой возможности,да и смысла лично я в этом не вижу.
Что касается промысловой шхуны "Кар-Сен-Хва" ( водоизмещение 233 тонны,где была захвачена я не знаю ), то ее сразу переименовали в "ПШ-11",а в 1946 году передали гражданскому ведомству ( гражданское название не известно ).
Что касается грузовой шхуны "Ден-Сен-Хва" ( водоизмещение 192 тонны,тоннаж 101 брт ),то ее последнее название было "Норка" ( списана в 1957 году ).
В ближайшее время заниматься японскими и корейскими малотоннажными судами я не планирую.
На этом все,с уважением
Кибардин Г.А. написал:
#1572486
Что касается промысловой шхуны "Кар-Сен-Хва" ( водоизмещение 233 тонны,где была захвачена я не знаю ), то ее сразу переименовали в "ПШ-11",а в 1946 году передали гражданскому ведомству ( гражданское название не известно ).
Что касается грузовой шхуны "Ден-Сен-Хва" ( водоизмещение 192 тонны,тоннаж 101 брт ),то ее последнее название было "Норка" ( списана в 1957 году ).
В ближайшее время заниматься японскими и корейскими малотоннажными судами я не планирую.
Большое спасибо за ответ.
Я понимаю, что было захвачено много плавсредств противника. Понятно, что невозможно установить их названия.
Но хотелось бы узнать от вас информацию по судам, чьи названия и характеристики были отражены в советских документах, как и поименнованные выше две шхуны. Прямо говоря хотелось бы знать хоть какую ни будь информацию о судах, о которых хоть что-то известно. Возможно что-то вы можете добавить от себя, к примеру вы установили название шхуны, захваченной в Маока - "Касуга Мару № 2".
С уважением, Фёдор.
Дополнительная информация к единственному бою советских штурмовиков с японскими "кайбоканами".
( составная часть второго налета на Юки 9 августа 1945 года )
В ходе этого налета пять групп штурмовиков потеряли 4 "Ил-2",в то время как по донесениям японцев якобы было сбито 14 советских самолетов ( еще 10 самолетов якобы было повреждено ).
Весь налет условно можно разбить на две фазы:
В ходе первой фазы по советским данным четыре группы штурмовиков потеряли 3 "Ил-2" ( из них 2 "Ил-2" было потеряно при штурмовке японских батарей зенитной артиллерии на суше ).То есть,при повреждении "кайбокана" № 87 советская авиация потеряла не более чем один самолет.По японским данным тоже получается,что потери советской авиации составили 3 самолета.
В ходе второй фазы по советским данным пятая группа штурмовиков потеряла один "Ил-2".Эта группа состояла из 8 "Ил-2",которые топмачтовым способом сбросили на японские корабли 16 авиабомб по 250 килограммов.В этом случае объектами атаки на рейде порта Юки стали три транспорта и один сторожевой корабль ( "Ясиро " ).По донесениям летчиков было потоплено 2 транспорта общим водоизмещением 4000 тонн.
По японским данным "кайбокан" "Ясиро" сбил 11 советских самолетов,потеряв от огня бортового оружия штурмовиков 2 человека убитыми и 19 человек ранеными.
Столь невероятное завышение своих успехов командой "кайбокана" "Ясиро" ( аж в 11 раз ! ) лично я объясняю следующим образом:к сожалению советские штурмовики-топмачтовики,которые летели на небольшой высоте, сбрасывали бомбы далеко от цели.Поэтому взрывы этих авиабомб японцы воспринимали как взрывы сбитых ими самолетов.
По японским данным в ходе этого налета пяти групп штурмовиков легкие повреждения в море получили 2 "кайбокана" и 2 транспорта.
В одной из своих статей уважаемый Мирослав Эдуардович Морозов написал следующее:
"Другой акцией 16 августа стала бомбежка 18 ДБ-3 поселка Джегпхо на мысе Казакова. По нашим данным в результате удара враг (а скорее корейские рыбаки) лишились 4 барж общим водоизмещением 270 тонн".
Тут следует сделать следующее уточнение:
На мысе Казакова есть лишь один порт,который в то время назывался Одецин ( японское название-Гётайсин ).
Джегпхо-это название небольшой станции ( полустанка ),которая находилась на железнодорожной ветке, пролегавшей недалеко от рыболовецкого порта Одецин.
То есть,16 августа 1945 года советская авиация бомбила Одецин.
По японским данным в августе 1945 года к порту Одецин было приписано 14 рыболовных судов ( тоннаж одного судна составлял 193 брт,тоннаж других 13 судов колебался от 49 до 78 брт ).
Названия четырех судов было одинаковым ( "Гётайсин" ) и различались они между собой лишь номерами ( соответственно имели номера 7,8,11 и 12 ).
Кроме того в порту находился японский транспорт "Киндзан Мару" №6 ( 873 брт ),который имел какую-то техническую неисправность и поэтому не мог выйти в море ( с 10 по 15 августа 1945 года этот транспорт неоднократно пытались потопить советские торпедоносцы ).
Японских данных о результатах этого налета не имеется,однако все 14 рыболовных судов японцы в 1947 году списали.
Точно можно лишь сказать,что транспорт "Киндзан Мару" №6 серьезных повреждений не получил.
Однако этот налет оказал сильное психологическое воздействие на японцев,которые бросили транспорт "Киндзан Мару" №6 и покинули порт.Поэтому когда 18 августа 1945 года в Одецине высадились советские войска,то они никакого сопротивления не встретили.
Транспорт "Киндзан Мару" №6 был взят на буксир сторожевым кораблем "Метель" и затем был отбуксирован во Владивосток.
Вернувшись в Японию команда "Киндзан Мару" №6 заявила,что их судно 15 августа 1945 года было потоплено советской авиацией.Именно так японцы до сих пор пишут в своих книгах.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.04.2023 21:32:28)
Кибардин Г.А. написал:
#1574273
в то время назывался Одецин...Транспорт "Киндзан Мару" №6 был взят на буксир сторожевым кораблем "Метель"
Иногда порт называют Дзёсин (яп. 城津, кор. 성진, Сонджин, ныне Кимчхэк кор. 김책).
Согласно мемуаров генерала С.И. Кабанова события были такими:«Вряд ли Одецин имел какое-либо оперативно-тактическое значение. ….. К 18 часам того же дня десант высадился, не встретив сопротивления: японцы еще утром ушли из городка. Не было там и порта, только небольшая гавань, защищенная молом, с несколькими строениями на берегу. У причала болталось десятка полтора рыбацких кунгасов. Все „объекты“ — поселок рыбаков и тупиковая железнодорожная станция». (Кабанов С. И. «Поле боя — берег») Ничего о транспорте у генерала нет.
Согласно официальной истории флота, десант занял порт и город, вынудил капитулировать японский гарнизон и захватил большое количество военного имущества и кораблей. И даже противник «оказал при высадке слабое сопротивление артиллерийско-пулемётным огнём»
Какой раз Кабанов опровергает официоз, а ему верится как-то куда больше.
Уважаемый господин Юрген !
Это не Ваша тема,поэтому пожалуйста не пишите ерунду на этой ветке.
Кликните по картинке и посмотрите на карту:где находится Odaejn,а где находится Kimchaek ( оба названия подчеркнуты красной линией ).По географии в школе у Вас явно была двойка.
С мемуарами Кабанова я знаком и лично я не считаю эти мемуары надежным источником.
О чем говорит фраза:"У причала болталось десятка полтора рыбацких кунгасов"?
Да ни о чем эта фраза нам не говорит.
Что такое кунгас ?
Позволю себе процитировать "Википедию":
Кунгас — разновидность парусных судов с малой осадкой рыболовецкого или транспортного назначения, которые часто встречаются на Дальнем Востоке. Для кунгаса типично иметь ломаные в поперечном сечении обводы, форштевень с большим наклоном к воде и транцевую корму с навесным рулём. Грузоподъёмность от 20 до 50 тонн, полная длина 12 — 22 метра, осадка 0,5 — 1,3 метра, высота по борту 1 — 1,8 метра, ширина 2,5 — 5,7 метров.
Советский исследователь Александр Формозов описывает кунгас как «плоскодонную китайскую лодку с обрубленной кормой и носом, галанят на ней двое, у каждого по веслу…»
Камчатка 1936 год.Разгрузка кунгаса.
То есть,если в мемуарах Кабанова речь идет именно о кунгасах,то это не те рыболовные суда с двигателем тоннажем от 49 до 78 брт,о которых я писал.
Но возможно Кабанов назвал кунгасами рыболовные суда,которые кунгасами не являлись.
То есть,из мемуаров Кабанова не ясно,что за суда захватили советские моряки.
Теперь по поводу "сопротивления".
В советской официальной хронике войны на море ( цитирую журнал "Морской сборник" 1995 №8 ) по поводу высадки десанта в Одецине написано следующее:
"высадили десант в назначенном пункте практически без противодействия противника, который покинул город, как и большинство жителей".
Что касается захвата японского транспорта сторожевым кораблем "Метель",то я на этой ветке по этому поводу выкладывал аж два документа ( сейчас их нет из-за войны в Украине,но я их со временем восстановлю ),так что данный факт сомнений не вызывает.
Уважаемый Юрген пожалуйста не мешайте.Я без Вас разберусь в этой теме.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.04.2023 23:28:57)