Вы не зашли.
А.Иванов написал:
#1530984
Вот почему "трекатр"
С trinkete/trinketa (от итал. trinchetta) никак не связано?
Mitry написал:
#1530873
Интересно, откуда художник брал описание "трекатра"?.
Мало того "Михаил" вообще не имел артиллерийского вооружения (за исключением нескольких маленьких полевых пушек при десанте), но трекатр смело вступил в неравный бой. Держась с помощью двух шлюпок бортом к неприятелю и прорубив в бортах отверстия, русские моряки пехотными орудиями и ружейным огнем в течение 4 часов отражали попытки турок схватиться на абордаж.
Думаю дело решили то, что на борту была целая рота десанта, а на галере боевой экипаж не слишком большой - основние места гребцы занимают. Вот и отстрелялись. Если бы художник изобразил на палубе толпу стрелков, да залпами стреляющих тады ой...
Юрген написал:
#1531035
а на галере боевой экипаж не слишком большой
В конце 17 века - по 100 комбатантов на галеру + 196 гребцов (которых тоже могли привлечь - рабами среди гребцов была лишь в целом незначительная часть) + 32-34 "комсостав".
В российской пехотной роте по штатам 1763 г. - 154 чел.
Мелковата галера. У европейцев в это время обычные галеры имели 25-26 весел, 5 гребцов на весло и около 130 солдат.
Да, с одной стороны 26 весел, с другой 25 (вместо одной банки печь для приготовления пищи.
Rutowsky написал:
#1531031
С trinkete/trinketa (от итал. trinchetta) никак не связано?
Думаю, что нет, не связано. Названия местных судов, которые использовались русскими в деловой переписке, скорее всего греческого происхождения. Та же "соколёва" - "кошель", "мешок" - по форме судна вполне подходит. "Волик" - "удобный", "подходящий", "покладистый". А "трехатос" - "бегущий", вероятно, быстроходное судно. Но, тут надо помнить, что, к примеру венецианское "требаколо" в русском трансформировалось в просто "требак". Мелькало название "трекатоло", правда к 2-мачтовому судну, скорее всего тоже какое-то искажение. Странно, что у местных никаких ассоциаций "трекатр" не вызывает. Не могли же русские сами придумать этот термин.
Юрген написал:
#1531035
Мало того "Михаил" вообще не имел артиллерийского вооружения (за исключением нескольких маленьких полевых пушек при десанте
Откуда это известно, Юрий Федорович?
Данные не полные и, возможно, даже противоречивые, но выписаны из материалов Комиссии адмиралтейского воинского суда на Поросе.
18 мая 1771 года у о.Касес арматором Паниоти Алексиано на фрегате "СвПавел" и двух фелюгах взяты четыре 3-мачтовых трекатры, принадлежавших грекам, с корабельным лесом и мастикой, одно отпущено, а три взяты в казну.
6 августа 1771 года лейтенантом Поликутием у Анатолийского берега на фрегате "Св.Николай" задержана 3-мачтовая трекатра "Панагия Тукино" купца (или капитана?) Хаджи Фотия с корабельным лесом, пшеном и мелочным товаром, вооруженная 6 пушками на станках и 6 фальконетами, записана в казну под №16, но признано ветхим для использования на море.
8 августа 1771 г. Балзом в заливе Кулфо Деламарко задержан 3-мачтовый трекатор некоего Яни Мордовани с грузом кофе и корабельного леса, взято в казну под №20 и использовалось для перевозок между островами.
В сентябре 1771 года лейтенантом Поликутием в заливе Сетекаве и в порту Талимоне взяты два турецких 3-мачтовых трекатра без груза, один из которых вооружен 10 мелкими пушками на станках - взяты в казну под №22 и №23 для перевозок между островами.
8 ноября 1771 г. лейтенант Корелия у о.Кипр взял турецкий 3-мачтовый трекатор с пшеном, горохом и холстом - взято в казну с оценкой без артиллерии в 120 руб.
Еще два 3-мачтовых трекатра взяты у крепости Лакрименте и о.Тассо 19 марта и 14 мая 1772 года, первый имел пушки и фальконеты, но был разломан в январе 1774 гю на дрова.
В состав русского флота входили трекатры (по Хметевскому):
Трекатра "Мадона Дидна" капитана Григория Пано, иногда судна называется "плоский трекатор".
Трекатра "Мадона Трипети" капитана Анагтости Маргонопола.
Трекатра мичмана Василия Гусева, тот самый, что был взят у о.Тассо с пушками и фальконетами.
Вооруженный 6 пушками и 4 фальконетами 3-мачтовый трекатр, взятый П.Алексиано до 31.07.1772 г., отдан в декабре 1772 г. под команду майора Ризо.
И т.д.
Т.е., трекатров довольно много, они все 3-мачтовые, бывают вооружены пушками на станках. Трекатр Ушакова из тех же взятых в приз.
Кстати, "дракон" - этот не тот ли дракон, которого победил Архистратиг Михаил?
HILMI написал:
#1531070
Несколько подобных кораблей.
Глубина интрюма трекатра - 15-16 футов. Все, что Вы показываете - довольно мелкие прибрежного плавания суда. Под 3-мачтовый с прямыми парусами трекатр никак они не подходят.
HILMI написал:
#1531070
Несколько подобных кораблей.
Ну посудины, скажем так, своеобразные.
А нет ли рисунков, моделей, чертежей османских малых военных судов - плавучих батарей (или как они действительно назывались?), бомбардирских лодок, канонерских лодок и т. д.?
Давно интересуюсь всякими "нестандартными" посудинами той войны - в Черноморском флоте и гребной флотилии было много всяких "импровизированных" плавсредств, причем (под давлением Светлейшего), вооруженных, несмотря на небольшие размеры и часто старых и ветхих, довольно мощной крупнокалиберной артиллерией, мортирами, гаубицами или единорогами. Многое осталось на бумаге, часть не выходила дальше Севастопольской бухты или Лимана, но многие лихо сражались - в том же Лимане или на Дунае.
Ради интереса попытался реконструировать - как можно было обратить в бомбардирские корабли старые грузовые галиоты типа "Тарантул"? БК типа "Пётр". Четыре 18-фнт. пушки, две мортиры и две гаубицы... Мостырил с чертежом, мортиры и пушки вроде бы впихиваются, а вот гаубицы - тулятся неказисто. Опустить ниже - воду хлебнут, платформа - коротко, поднимать палубу - ?
Насколько я понял - в реале переделывать эти посудины не получилось. Слишком гнилыми оказались. Но ведь были и другие - "Никита Мученик", "Константин", "Ипогриф" и многое другое...
Rutowsky написал:
#1531055
В конце 17 века - по 100 комбатантов на галеру + 196 гребцов (которых тоже могли привлечь - рабами среди гребцов была лишь в целом незначительная часть) + 32-34 "комсостав".
В принципе в конце 17 в. - да, я малость более ранний период взял - там у меня по турецким экипажам времен Лепанто хорошие данные. Спасибо за поправку.
Юрген написал:
#1531035
Думаю дело решили то, что на борту была целая рота десанта,
Экипаж трекатры состоял из 31 матроса, а десанта было 4 офицера и 202 рядовых Шлиссельбургского мушкетёрского полка и 21 албанец, всего 258 человек.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1 … 0%B8%D1%87
STEFAN написал:
#1531146
Ну посудины, скажем так, своеобразные.
А нет ли рисунков, моделей, чертежей османских малых военных судов - плавучих батарей (или как они действительно назывались?), бомбардирских лодок, канонерских лодок и т. д.?
Насколько я знаю, на местном рынке его нет. Но есть зарубежные источники. Как этот твой рисунок.
Обзорная статья турецкого автора об этой вашей модели корабля.
https://www.researchgate.net/publicatio … n_Archives
Отредактированно HILMI (12.02.2022 01:12:51)
HILMI написал:
#1531182
Как этот твой рисунок.
Это российское судно.
HILMI написал:
#1531182
https://www.researchgate.net/publicatio … n_Archives
Весьма занятно. А чертеж Корчебникова с греческого судна (публиковался Гребенщиковой) - вообще 1 : 1 с тем, что слева... Да ЭТО ОН И ЕСТЬ!
Отредактированно STEFAN (12.02.2022 09:26:41)
Юрген написал:
#1531151
источник тоже весьма протворечивый
Это не источник, а скорее вольная интерпретация какого-то источника. Вероятно, отзвук вот этого:
Mitry написал:
#1531159
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1 … 0%B8%D1%87
Брокгауз, несомненно, источник, но десятого порядка. Особенно "порадовало", что в Брокгаузе говорится об ОДНОЙ пушке, для которой "прорубался" борт судна. В то же время в историографии почему-то закрепилось множественное число - прорубили окна для нескольких пушек. Потрясающе.
Я, правда, не могу себе представить каким образом можно одной полковой полевой пушкой (короткий ствол малого калибра), даже "беглым" огнем (???) остановить атаку ПЯТИ галер и полугалер, с учетом времени на перезарядку такого орудия и расстояния, которое может пройти даже малая галера за время перезарядки. Упование на стрелковое оружие пехоты тоже весьма сомнительно - какова прицельная дальность стрельбы из мушкета или ружья этого времени?
HILMI написал:
#1531182
Обзорная статья турецкого автора об этой вашей модели корабля.
Очень слабый материал. Собственно, ничего нового в ней нет, кроме того, что в Турции до сих пор слабо разбираются в собственных типах судов. Высказано предположение, что это саколёва. Но при этом совершенно не различаются архитектурные особенности и различия между саколёвой и, к примеру, того же волика. Последнего вообще в статье не показано. Эту статью правильнее называть сообщением о документе в русском архиве, не более того.
Чтобы не быть голословным относительно четких различий в греко-турецких судах.
Катасанов выполнил на Поросе шесть моделей, которым дал описание.
1. Поляка "Патмос", единственная модель с собственным названием. Размеры в футах (длина по палубе) 93 х 26.8 х 9.8. Рангоут - бушприт с утлегарем, три мачты со стеньгами и флагштоками. Паруса: кливер, блинд, два яруса прямых парусов на фок- и грот-мачтах. Модель сохранилась в ЦВММ под другим наименованием (КП-392, если кому интересно). В РГА есть чертеж. По архитектуре является 2-палубным судном с характерным шпироном и формой кормового окончания, имеет баковую и надстройку квартердека
2. Трекатр. 109 х 32 х 15. Три мачты со стеньгами и флагштоками. Два яруса прямых парусов. Любопытно, что нет упоминания бушприта. Модель пока не обнаружена.
3. Шембек (шебека). 73 х 22.6 х 11. Фок-мачта с прямым и одновременно галерным реями, грот-мачта со стеньгой и флагштоком с тремя прямыми парусами, бизань со стеньгой и флагштоком, гафелем и крюйс-реем. Паруса на фок-мачте либо два яруса прямых, либо галерный парус, на грот- и бизань- мачтах обычные корабельные, бизань гафельная. Модель сохранилась - КП-26., сохранилась и копия с чертежа Катасанова этому судну. Вообще-же, этот проект был использован при внедрении в русском флоте шебек, но для балтики они оказались не очень.
4. Соколёва. 52 х 15.2 х 6.11. Бушприт и грот-мачта со шпринтовом. Паруса: кливер и фок на бушприте, шпринтовый на мачте. Модель пока не выявлена.
5. Марульлю (маруль). 44.6 х 10.8 х 4.1. Бушприт, фок-мачта с галерным реем, грот-мачта со шпринтовым. Паруса: Кливер, галерный на фок- и шпринтовый на грот-мачтах.
6. Волич (волик, или вулик). 63.7 х 19.6 х 9.8. Бушприт, две мачты со шпринтовами. Паруса: кливер и фок на бушприте, шпринтовые на грот- и бизань-мачтах.
Уже из одного этого перечисления видно, что архитектурно, и по оснастке эти суда хорошо различались. Правда, были и исключения, когда на один тип судна ставилось вооружение другого типа, но это именно исключения.
А.Иванов написал:
#1531208
1. Поляка "Патмос", единственная модель с собственным названием. Размеры в футах (длина по палубе) 93 х 26.8 х 9.8. Рангоут - бушприт с утлегарем, три мачты со стеньгами и флагштоками. Паруса: кливер, блинд, два яруса прямых парусов на фок- и грот-мачтах. Модель сохранилась в ЦВММ под другим наименованием (КП-392, если кому интересно). В РГА есть чертеж. По архитектуре является 2-палубным судном с характерным шпироном и формой кормового окончания, имеет баковую и надстройку квартердека
А это точно "Патмос"? Модель с чертежом полностью совпадает? Там (на чертеже) вверху надпись поздняя, причем "поляна". На обороте что-то написано?
Отредактированно STEFAN (12.02.2022 14:36:41)
На чертеже подпись катасанова, дата 1771 г. и место Архипелаг в порте Ауза. размеры совпадают с указанными в ведомости для Патмоса. На обороте надпись, что получен в модель-камере 26 февраля 1775 года из коллегии.
И второе, о чем забыл упомянуть выше. На показанном вами чертеже текст слева внизу начинается словами "Вулик длиной..." Так что гадать, что это за судно, никакой нужды нет - это волик, вулик или вулич
А.Иванов написал:
#1531205
Очень слабый материал. Собственно, ничего нового в ней нет, кроме того, что в Турции до сих пор слабо разбираются в собственных типах судов.
Честно говоря, у нас пока нет планов на наши галеоны. Мы можем только догадываться о его размерах. Я думаю, нам невозможно найти планы этих малых торговых судов в наших архивах.
Речь идет о периоде, когда кораблестроению обучался мастер-подмастерье, а школ и современного образования по этому предмету не было.
Отредактированно HILMI (12.02.2022 20:00:21)
А.Иванов написал:
#1531239
На чертеже подпись катасанова, дата 1771 г. и место Архипелаг в порте Ауза. размеры совпадают с указанными в ведомости для Патмоса. На обороте надпись, что получен в модель-камере 26 февраля 1775 года из коллегии.
Понял, спасибо!
Отредактированно STEFAN (12.02.2022 20:17:25)
Mitry написал:
#1531159
Экипаж трекатры состоял
Что интересно командир, хотя и стал кавалером Св. Георгия, большой карьеры не сделал
«Общий Морской Список», Часть V. Царствование Екатерины II.
1764 г. Поступил в морской корпус кадетом.
1765 г. мая 1. Произведен в гардемарины.
1765 — 1769 гг. Ежегодно плавал в Балтийском море.
1768 г. июня 16. Произведен в мичмана.
1769 г. На корабле № 1 («В с е в о л о д») перешел из Архангельска в Копенгаген и поступив на корабль «Северный Opeл» отправился из Копенгагена, в эскадре адмирала Григория Андреевича Спиридова, в Средиземное море, но за открывшеюся в корабле течью возвратился из Атлантического океана в Портсмут, где и зимовал.
1770 г. Нa корабле «Не тронь меня», в эскадре контр-адмирала Джона Эльфинстона, перешел из Портсмута в Архипелаг и участвовал в сражениях при Наполи-ди-Романи и Чесме.
В октябре, назначен в адъютанты к контр-адмиралу Василию Яковлевичу Чичагову.
1771 г. Командуя трекатром «Св. Михаил», имел, между Лемпосом и Афонской горой, сражение с 5-ю турецкими галерами, и заставил последние отступить. Ноября 26. Награжден орденом Св. Георгия 4 класса.
1772 г. апреля 27. Произведен за отличие в Лейтенанты. На корабле «Е в р о п а» был в крейсерстве с флотом в Архипелаге.
1773 г. Возвратился берегом из Ливорно в Петербург. На пакетботе «Б ы с т р ы й» плавал в Балтийском море.
1774 г. На корабле «П р е с л а в а» плавал до Копенгагена.
1775 г. На 66-ти пушечном корабле № 56 («И н г е р м а н л а н д и я», типа «Слава России») перешел из Архангельска в Кронштадт.
1776 г. Плавал в Финском заливе.
1777 г. апреля 27. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал бомбардирским кораблем «M а р с» при кронштадтском порте. Определен помощником советника в интендантскую экспедицию.
1778 г. Командовал тем-же бомбардирским кораблем у Красной горки.
1779 — 1782 гг. Находился в Воронежской губернии при заготовке лесов.
1782 г. декабря 22. Уволен от службы чином Капитана 2 ранга.
Отредактированно Юрген (12.02.2022 22:33:24)
Все таки ещё по теме переделок старых судов в бомбардирские.
Вот список:
Что-то здесь не так... А не так - одинаковое для всех предполагаемое вооружение. Одно дело - дряхлые грузовые галиоты. А другое - два почти одинаковых фрегата. Они и размером больше, и корпусом покрепче. И не слишком (в теории) ветхие. Изначально неплохо вооружены (18-фнт. пушками на деке). Может быть, в документе обычная описка (опечатка)?
Какие соображения?
Отредактированно STEFAN (16.02.2022 21:21:17)
Это тот самый "Почтальон", который 1765 г. и переведен с Балтики?
Олег написал:
#1531769
Это тот самый "Почтальон", который 1765 г. и переведен с Балтики?
Он. И в то же время не он.
В 1782-83 гг. его капитально тимберовали в Таганроге. После тимберовки - совсем другое судно. На 99% уверен, что при этом увеличели его длину и ширину (это и по вооружению видно). Думаю, что размерами "Почтальон" стал близок с "Вестником". Этот строился как "купец", но, наверняка, изначально задумывался с возможностью переделки в военный. Учитывая место постройки (речушка Самбек), думаю, что был плоскодонным или что-то типа "новоизобретённых" кораблей.
В целом, "Почтальон" оказался крепче "Вестника" - последнего ("Архангел Гавриил") кажется пустили на слом в 1790 г-ду, а "Почтальон" ("Никита Мученик") протянул до 1793 года...
И все-таки я его нашел!!!
Рисунок на карте 1771 года, сделан очевидцем
Под №10 трекатры и прочие гребные суда, так подписано
Но как вставить картинку????