Вы не зашли.
По общедоступной литературе из Инета (Хорьков Г.И. Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1981 и другие общедоступные публикации). набросал вот такую очень примерную хронологию:
26 июня 1941 г. Командование ЧФ решило нанести по объектам Констанцы удар силами кораблей эскадры. Планом действий предусматривалось нанесение основного удара артиллерией кораблей по нефтехранилищам, объектам порта и железнодорожному вокзалу. В ударную группу включили лидеры «Харьков» (командир капитан 2 ранга П. А. Мельников) и «Москва» (командир капитан-лейтенант А. Б. Тухов). Командовать группой был назначен командир 3-го дивизиона эскадренных миноносцев капитан 2 ранга М. Ф. Романов. Поддерживать ударную группу на случай встречи с крупными кораблями противника должна была корабельная группа поддержки в составе крейсера «Ворошилов» (командир капитан 1 ранга Ф. С. Марков), эсминцев «Смышленый» (командир капитан 3 ранга [97] В. М. Шегула-Тихомиров) и «Сообразительный» (командир старший лейтенант С. С. Ворков) под управлением командира отряда легких сил ЧФ контр-адмирала Т. А. Новикова.
3 августа 1942 г. Крейсер «Молотов» и лидер «Харьков». Набеговая операция на порт Феодосии и Двуякорную бухту.
30 сентября 1942 в 1.50 в сопровождении двух СКА направился из Геленджика с бойцами и командирами 408-й СД в Туапсе, куда прибыл в 5.10, а в 19.00 вы¬шел в район Анапы для обстрела порта. 1 октября в 0.13 «Шторм» открыл огонь по городу и порту Анапа, выпустил 40 снарядов, вызвав в городе несколько взрывов и пожаров. Противник открыл ответный огонь, осветив корабль прожек¬торами. В 6.30 СКР вернулся в Туапсе.
1 октября 1942 г. вечером из п. Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л. А. Владимирского вышли эсминцы «Бойкий» (командир капитан 3 ранга Г. Ф. Годлевский) и «Сообразительный» (командир капитан 3 ранга С. С. Ворков). Перед ними была поставлена задача нанести артиллерийский удар по вражеским складам и сооружениям в п. Ялта.
13 октября 1942 в 7.40 «Шквал» и ЭМ «Незаможник» вышли из Поти для обстрела Феодосийского порта. До мыса Индокопас корабли следовали вдоль Кавказского побережья, затем повернули на мыс Чауда. Высланные в район Феодосии самолеты МБР-2 осветили САБами мыс Ильи, Двуякорную бухту, береговые ориентиры, а также ослепили наблюда¬телей на береговых батареях противни¬ка. Получив надежную обсервацию, с 1.30 по 1.45 14 октября с дистанции 57 кбт СКР вел огонь по порту. В связи с тем, что среди беспламенных зарядов оказались пламенные, корабли демас¬кировали себя и по ним открыли огонь вражеские батареи, расположенные у села Сарыголь и у мыса Киик-Атлама. Израсходовав 151 снаряд и вызвав в порту несколько взрывов и три крупных пожара, корабли в 18.45 вернулись в Поти.
29 ноября — 2 декабря 1942 г. Набег отряда кораблей ЧФ в составе крейсера «Ворошилов», лидера «Харьков», эсминцев «Сообразительный», «Бойкий» и «Беспощадный» на морскую коммуникацию и порты румынского побережья.
11-15 декабря 1942 г. поиск и уничтожение конвоев в районе Констанца - Супина - Бургаз. Дополнительно, "с целью морального воздействия на противника и для дезорганизации его коммуникаций", назначили обстрел маяка Олинька и селения Шаганы. Ударный отряд разделялся на два, по два БТЩ в каждом: Т-407 (брейд-вымпел командира 1-го дивизиона тральщиков капитана 3 ранга А.М.Ратнера) вместе с Т-405 - для действий у знака Бурнас и Т-406 (брейд-вымпел командира 2-го дивизиона тральщиков капитана 2 ранга В.А.Янчурина) вместе с Т-408 - для действий на подходах к Портицкому гирлу. Эсминец "Сообразительный" (на борту находился командир Бригады траления и заграждения контр-адмирал В.Г.Фадеев) должен был оказывать поддержку в случае обнаружения эсминцев противника.
20 декабря 1942 г. две группы кораблей эскадры ЧФ нанесли одновременный удар по крымским портам: первая под командованием командира 1-го дивизиона эскадренных миноносцев капитана 2 ранга Г. П. Негоды в составе лидера «Харьков» (командир капитан 2 ранга П. И. Шевченко) и эсминца «Бойкий» (командир капитан 3 ранга Г. Ф. Годлевский) — по п. Ялта, а вторая под командованием командира эсминца «Незаможник» капитана 2 ранга П. А. Бобровникова в составе эсминца «Незаможник» и сторожевого корабля «Шквал» (командир капитан-лейтенант В. Г. Бакарджиев) — по п. Феодосия.
26 декабря 1942 г. Та же (см. 11 декабря 1942 г.) группа тральщиков, вместе с усиленным сопровождением из эсминцев "Сообразительный" и "Беспощадный", должна была нанести новый удар по коммуникациям в районе Сулин - Бургаз.
4.02.1943 обстрел Анапы "Бойкий" (286 снарядов),
11.02.1943 обстрел Анапы "Железняков" (80),
12.02.1943 обстрел Анапы "Беспощадный" (130),
13.02.1943 обстрел Анапы "Железняков" (20),
24.02.1943 обстрел Анапы "Сообразительный" (60),
01 мая 1943 ЭМ БОЙКИЙ и БЕСПОЩАДНЫЙ совершали набег на коммуникации противника Ялта - м. Чауда. Первый ничего не нашел в море и отошел, второй в море тоже никого не обнаружил и обстрелял с расстояния 96 каб. м. Киик-Атлама и юж. часть Двуякорной бухты. Выпустил 100 130-мм снарядов, наблюдал взрывы. Две батареи вели ответный огонь.
1 мая 1943 г. обстрел аэродрома вел отряд кораблей ЧФ в составе ЭМ "Желязняков" и СКР "Шторм". С дистанции 56 кбт, комендоры обоих кораблей выпустили в общей сложности 265 102- мм снарядов.
14.05.1943 "Харьков", "Бойкий" обстрел Анапы (270),
21 августа 1943 г. по вражескому аэродрому, расположенному в районе Анапы, двумя группами кораблей совместно с авиацией флота были нанесены артиллерийские и бомбовые удары.
В нанесении ударов участвовали четыре артиллерийских катера из состава 2-й бригады торпедных катеров под командованием командира отряда артиллерийских катеров старшего лейтенанта II. П. Шенгуры и сторожевые корабли «Шквал» (командир капитан-лейтенант В. Г. Бакарджиев) и «Шторм» (командир капитан 3 ранга П. В. Уваров) под командованием командира 2-го дивизиона эскадренных миноносцев капитана 2 ранга П. А. Бобровникова (брейд-вымпел — на сторожевом корабле «Шквал»).
6-7 октября 1943 рейд ХАРЬКОВА, СПОСОБНОГО, БЕСПОЩАДНОГО
Насколько это полный перечень набеговых операций?
Каков был реальный ущерб противника?
Можно ли было избежать ошибок в планировании и проведении набеговых операций?
Отредактированно Буйный (01.01.2010 20:05:06)
День добрый!
Еще был набег 13 декабря 1942 года, о котором я упоминал в теме "Невероятные сражения" - http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_N2/27.htm
Советские силы:
"Т-407 (брейд-вымпел командира 1-го дивизиона тральщиков капитана 3 ранга А.М.Ратнера) вместе с Т-405 - для действий у знака Бурнас и Т-406 (брейд-вымпел командира 2-го дивизиона тральщиков капитана 2 ранга В.А.Янчурина) вместе с Т-408 - для действий на подходах к Портицкому гирлу. Эсминец "Сообразительный" (на борту находился командир Бригады траления и заграждения контр-адмирал В.Г.Фадеев) должен был оказывать поддержку в случае обнаружения эсминцев противника."
AVV написал:
Оригинальное сообщение #156250
Еще был набег 13 декабря 1942 года
Спасиб за напоминание! Участие БТЩ в набегах это весьма странная задумка с учетом того, то на "Фугасах" даже испытывали бугельные ТА! Хотя к этому времени все современные КРЛ и ЭМ ЧФ были заняты устранением повреждений...
1 мая 1943 г. Анапа II./JG52 Bf109G-4 №19344 повреждения 30% Огонь корабельной артиллерии
В эпизоде за 1 мая 1943 г. обстрел аэродрома вел отряд кораблей ЧФ в составе ЭМ "Желязняков" и СКР "Шторм". С дистанции 56 кбт, комендоры обоих кораблей выпустили в общей сложности 265 102- мм снарядов.
Вот такой элизод,взято тут: http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis … 05-43.html
pavel123 написал:
Оригинальное сообщение #156268
В эпизоде за 1 мая 1943 г. обстрел аэродрома вел отряд кораблей ЧФ в составе ЭМ "Желязняков" и СКР "Шторм"
Нужное дополнение.
Продолжаем разговор.
"...13 октября (1942) в 7.40 «Шквал» и ЭМ «Незаможник» вышли из Поти для обстрела Феодосийского порта. До мыса Индокопас корабли следовали вдоль Кавказского побережья, затем повернули на мыс Чауда. Высланные в район Феодосии самолеты МБР-2 осветили САБами мыс Ильи, Двуякорную бухту, береговые ориентиры, а также ослепили наблюдателей на береговых батареях противника. Получив надежную обсервацию, с 1.30 по 1.45 14 октября с дистанции 57 кбт СКР вел огонь по порту. В связи с тем, что среди беспламенных зарядов оказались пламенные, корабли демаскировали себя и по ним открыли огонь вражеские батареи, расположенные у села Сарыголь и у мыса Киик-Атлама. Израсходовав 151 снаряд и вызвав в порту несколько взрывов и три крупных пожара, корабли в 18.45 вернулись в Поти.
30 сентября (1942)в 1.50 в сопровождении двух СКА направился из Геленджика с бойцами и командирами 408-й СД в Туапсе, куда прибыл в 5.10, а в 19.00 вышел в район Анапы для обстрела порта. 1 октября в 0.13 «Шторм» открыл огонь по городу и порту Анапа, выпустил 40 снарядов, вызвав в городе несколько взрывов и пожаров. Противник открыл ответный огонь, осветив корабль прожекторами. В 6.30 СКР вернулся в Туапсе.
В 18.30 30 апреля (1943) вместе с ЭМ «Железняков» вышел из Туапсе под брейд-вымпелом командира 2-го ДЭМ капитана 2 ранга П.А.Бобровникова в район Анапы для обстрела аэродрома. 1 мая с 1.11 до 1.24 корабли вели огонь по аэродрому с дистанции 56 кбт. Освещали цель и корректировали стрельбу два МБР-2. Общий расход — 265 102-мм снарядов. На аэродроме наблюдалось большое зарево от пожара. Закончив стрельбу, корабли под прикрытием истребителей направились сначала в Туапсе, а затем — в Поти..." С http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_05/04.htm
Выходит, что крупные корабли ЧФ использовались для ударов по противнику достаточно активно. Правда сразу бросается в глаза рост набеговой активизации после окончания битвы за Севастополь.
1.5.43 кроме обстрела ЭМ аэродром подвергался еще налету 8 МБР-2, так что надо значть время повреждения, чтобы точно отнести его на счет кораблей. Хотя можно сказать, что эти стрельбы проводились в достаточно комфортных условиях: цель освещалась теми же МБР-2 с помощью осветительных бомб и огонь корректировался.
В ту же ночь ЭМ БОЙКИЙ и БЕСПОЩАДНЫЙ совершали набег на коммуникации противника Ялта - м. Чауда. Первый ничего не нашел в море и отошел, второй в море тоже никого не обнаружил и осбтрелял с расстояния 96 каб. м. Киик-Атлама и юж. часть Двуякорной бухты. Выпустил 100 130-мм снарядов, наблюдал взрывы. Две батареи вели ответный огонь.
igor написал:
Оригинальное сообщение #156306
В ту же ночь ЭМ БОЙКИЙ и БЕСПОЩАДНЫЙ совершали набег на коммуникации противника Ялта - м. Чауда.
Еще один набег в хронологию!
igor написал:
Оригинальное сообщение #156306
1.5.43 кроме обстрела ЭМ аэродром подвергался еще налету 8 МБР-2, так что надо значть время повреждения, чтобы точно отнести его на счет кораблей. Хотя можно сказать, что эти стрельбы проводились в достаточно комфортных условиях: цель освещалась теми же МБР-2 с помощью осветительных бомб и огонь корректировался.
Скорее всего,это артогонь,так как здесь http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis … loss8.html этой машины нет. А так как там указаны потери от налётов,значит это успех моряков.Конечно,это не истина в последней инстанции,но всё же источник,заслуживающий доверия.
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #156258
Участие БТЩ в набегах это весьма странная задумка
Нет, если учитывать опасения подрыва на минах в прибрежных водах кораблей более крупного водоизмещения.
А гибель трёх эсминцев?
Не все так просто с потерями самолетов. Я вот не нашел, что "потери на аэродромах" - это именно от воздействия авиации.
Шансы, что виновники именно корабли - высока, но пока нет времени повреждения, на 100% этого утверждать нельзя. Никто не знаком с Заблоцким/Ларинцевым, чтобы спросить?
А набеговых операций, наверное, еще много можно найти по мелочи. Вот только искать некогда...
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #156243
20 декабря 1942 г. две группы кораблей эскадры ЧФ нанесли одновременный удар по крымским портам: первая под командованием командира 1-го дивизиона эскадренных миноносцев капитана 2 ранга Г. П. Негоды в составе лидера «Харьков» (командир капитан 2 ранга П. И. Шевченко) и эсминца «Бойкий» (командир капитан 3 ранга Г. Ф. Годлевский) — по п. Ялта, а вторая под командованием командира эсминца «Незаможник» капитана 2 ранга П. А. Бобровникова в составе эсминца «Незаможник» и сторожевого корабля «Шквал» (командир капитан-лейтенант В. Г. Бакарджиев) — по п. Феодоси
В налете на Феодосию, удалось достичь реального эффекта. Пусть, скорее всего, случайно, но, все-таки:
Буксир « D» 20.12.42, 1.31-1.48 МСК Феодосия
ЭМ «Незаможник» и СКР «Шквал» при обеспечении сам. корректировщика и сам. осветителя обстреляли порт Феодосия. ЭМ выпустил 124 102 мм снаряда.
Получил прямое попадание 102 мм снаряда и выгорел
В КТВ МКК зафиксировано попадание в гавань примерно 50 10.5 см снарядов.
Согласно КТВ АЧМ обстрел порта осуществили ЭМ и лидер «Харьков».
Источники:
SeeKomKrim C650-453;
ASCHM 1242/066-226
Так, что, потверждено ДОКУМЕНТАЛЬНО.
Отредактированно ass555 (13.12.2009 13:32:48)
igor написал:
Оригинальное сообщение #156553
Не все так просто с потерями самолетов. Я вот не нашел, что "потери на аэродромах" - это именно от воздействия авиации.
Вот что они (Ларинцев/Заблотский) сами писали:
"Данная работа представляет собой статистический материал, отражающий потери Люфтваффе на аэродромах базирования от ударов по ним советской авиации. Он собран авторами в результате обработки ежедневных сводок 6-го отдела службы генерал - квартирмейстера Люфтваффе (Военный архив ФРГ, дела RL 2 III/1177-1196). Кроме того, нами использованы и некоторые другие материалы, о чем в каждом конкретном случае будет указываться отдельно."
Взято тут: http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis … loss3.html
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #156621
Буксир « D»
День добрый!
А что из себя представляло это судно, кто-нибудь может просветить?
ХАрьков и Бойкий 20.12.42 обстреливали Ялту, так что КТВ АЧМ неправ.
Незаможник и ШКВАЛ выпустили 190 снарядов на двоих.
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #156243
Насколько это полный перечень набеговых операций?
Каков был реальный ущерб противника?
Можно ли было избежать ошибок в планировании и проведении набеговых операций?
После долгих раздумий решил внести свои 5 копеек.
1. Сдается мне понятие "набеговая операция" применено тут очень размыто. Тут и удары по морских береговым объектам (обстрелы портов) и объектов в глубине территории (аэродромов), и поиски на коммуникациях противника, и блокадные дозоры, и имитации ложных высадок стрельбой по берегу в тылу пр-ка и т.д. Если все это валить в одну кучу, то список на ЧФ будет достаточно большим. Например, ту же Анапу обстреливали в 1943 году: "Бойкий" - 4.02 (286 снарядов), "Железняков" - 11.2 (80), "Беспощадный" - 12.2 (130), "Железняков" - 13.2 (20), "Сообразительный" - 24.2 (60), аэродром - "Шторм", "Железняков" - 1.5. (256), "Харьков", "Бойкий" - 14.5 (270), "Шторм", "Шквал" - 21.8 (193), а кроме того еще не менее трех раз по аэродрому били артиллерийские ТКА.
2. Реальный ущерб противника: как известно, при попытках перехвата судов на коммуникациях никакого ущерба враг не понес, да и бой был только один - 13.12.1942. Результаты ударов по береговым объектам, а они преобладали, установить очень затруднительно, если вообще возможно - возьмем тот самый пример с анапским аэродромом.
3. С учетом того, что это были очень разноплановые действия с разными целями, затратами и успехами, говорить об их ошибках крайне затруднительно - в разных типах действий бывали разные типовые ошибки и еще более разноообразные нетипичные ситуации.
AVV написал:
Оригинальное сообщение #156678
А что из себя представляло это судно, кто-нибудь может просветить?
Вопрос этот сложный. Скорее всего, это был какой-то портовый буксир из числа захваченных советских судов. Но, возможно и другое происхождение этого судна. Информации, пока, обнаружить не удалось.
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #156866
Скорее всего, это был какой-то портовый буксир из числа захваченных советских судов. Но, возможно и другое происхождение этого судна. Информации, пока, обнаружить не удалось.
Спасибо за ответ.
Вероятно, это как раз один из тех рядовых "тружеников моря", о которых, как и о рядовых людях-тружениках, не сильно вспоминают...
Глянул "Военно-морской словарь" 1990 Военного издательства. В определении набеговых действий упор сделан именно на обеспечении внезапности и последующий быстрый отход. Обектом удара перечисленно все: коммуникации, корабли и суда в базах, береговые объекты.
В принципе, после того как закончим подборку инфы по всем действиям, то можно будет разбить набеги по объектам удара и вести обсуждение более конкретно и предметно.
Кстати сразу оговорюсь, что в данной ветке предлагаю обсуждать действия НК от ТЩ и крупнее. По катерам предлагаю завести отдельную веточку чтоб не получилось каши.
Да нет, дело тут не в официальной терминологии - такое определение набеговых действий применительно к ВОВ существовало, а в том, что они очень разноплановы и если говорить об их ошибках и потенциале, то нужно внутри все это диференцировать. В целом как я уже говорил: набеговые действия на коммуникации были неудачными, по береговым объектам надо разбираться, отвлекающие удары - тем более.
Будем считать, что тема имеет потенциал для обсуждения.
Вообще судя по большинству тем про РККФ в ВОВ, назревает серьезный разговор про нашу флотскую разведку...
Флотская разведка - грустный разговор. Мало можно о ней хорошего вспомнить, как мне кажется.
Допустим отряд Леонова на СФ и ТОФе отличился неоднократно. А насчет работы разведотделов штабов, радиоразведки, радиоперехвата толковых публикаций почти и нет. У меня есть справочник Лурье по разведке ВМФ с биографиями деятелей и структурой разведотделов в штабах. Вроде попадались обзорные публикации в ВИЖе. И все...
ЕМНИП, доки по разведке в большинстве своем должны быть в архивах нынешних спецслужб, а туда так просто вроде не войдешь. Так что с разговором по существу, ИМХО, будет трудновато.