Вы не зашли.
На основе вот этих данных составил таблицу с расчётами. Вот что получилось:
1. К сожалению, нет полных данных хотя бы на один день по всем кораблям, поэтому приходится в некоторой степени экстраполировать.
И нет данных на утро 01 мая 1905 года, когда корабли выходили из Ван-Фонга.
Но мы знаем, что при выходе из Ван-Фонга все корабли были нагружены по-максимуму.
Поэтому я взял по всей таблице (т.е. и мартовские, и майские) экстремумы (максимальные значения) загрузки углём для каждого корабля и получилось 42.478 тонн.
К этому надо добавить загрузку "Суворова" (по нему ни одного значения в таблице нет).
Другие бородинцы имели экстремумы в 1746...1761 т.
Так что, можно грубо считать, что на "Суворове" тоже было около 1750 тонн.
Также данные есть только по трём миноносцам и только за один день - около 120 т. на миноносец.
Полагаю, что можно по всем миноносцам считать в среднем по 120 тонн, т.е. неучтённые 6 миноносцев - это ещё примерно 720 тонн.
Т.е. вся эскадра при выходе из Ван-Фонга, вероятно, имела на боевых судах примерно 42.478 + 1.750 + 720 тонн = округлённо 45.000 тонн.
Без миноносцев - около 44.000 тонн.
Транспорта тут не учтены никак.
2. Аналогичным образом я поступил с данными по суточному расходу - взял по каждому кораблю максимальный суточный расход, всё сложил (кроме миноносцев и "Суворова") - получилось 2010 тонн в сутки.
По миноносцам расход учесть не получится. Впрочем, они почти всё время шли на буксире транспортов, вращая винты на оборотах, соответствовавших 8-узловой скорости лишь для того, чтобы не создавать лишнего сопротивления, т.е. их расход относительно невелик.
И тут тоже надо добавить расход "Суворова" (как у других бородинцев - 126...135 тонн, т.е. в среднем 130 т берём).
Т.е. всего получается расход около 2140 тонн + расход миноносцев + расход транспортов.
3. Из п.п.1 и 2 можно сделать вывод о том, что на одних только тех запасах, которые были на кораблях на момент выхода из Ван-Фонга, эскадра могла пройти, по меньшей мере, 20 суток 8-узловым ходом (такую скорость в основном поддерживала эскадра в те сутки, когда достигался наибольший расход), т.е. примерно 8*24*20=3.840 миль.
Плюс ещё на транспортах было 37.000 тонн угля при выходе из Ван-Фонга.
Отредактированно shuricos (26.02.2023 21:00:10)
Привёл в удобоваримый вид свою таблицу, на основании которой делал выводы в предыдущем посте.
Предлагаю её вашему вниманию:
По каждому кораблю (кроме миноносцев) даны две строки:
- серая - остаток угля на утро обозначенного дня;
- белая - изменение остатка по сравнению с утром предшествующего дня.
Чёрным шрифтом даны числа по данным таблицы капитана 2 ранга Дьякова (старший офицер «Алмаза») и прямо вытекающие из них числа.
Зелёным шрифтом даны экстраполированные числа. Например, по «Уралу» нет данных об остатке угля на утро 12 мая, но есть на утра 11 и 13 мая - 3330 тонн и 3156 тонн, т.е. за двое суток расход 174 тонны, т.е. в среднем по 87 тонн в сутки; вот я и вписал туда по 87 тонн, а чтобы отличать от остальных данных - выделил зелёным шрифтом.
Красным шрифтом выделены предполагаемые ошибки:
1. У «Нахимова» между 2 и 3 мая расход получился аж 555 тонн. Это практически нереально. Вероятнее всего, за 2 мая ошибка - должно быть не 1750, а 1250 тонн, тогда расход за сутки со 2 на 3 мая составит 55 тонн, что близко к среднему по другим дням.
2. Аналогично по «Авроре».
Тут либо за 2 мая должно быть не 1346, а 1246 тонн (тогда расход со 2 на 3 мая будет 91 тонна), либо 1346 - это показатель на утро 1 мая, тогда расход 191 тонны будет не за сутки, а за двое, т.е. средний суточный расход получится 95…96 тонн.
В последних столбцах таблицы даны:
- экстремумы - наибольшее значение имеемого на корабле угля за март и май (в серой строке), и наибольший суточный расход угля за март и май (в белой строке);
- предполагаемое (расчётное) количество суток хода (частное от деления экстремума запаса на экстремум расхода);
- предполагаемый (расчетный) запас хода (умножаем количество суток хода на 24 часа и на 8 узлов).
Ещё из странностей - остаток угля на «Кубани» 2 мая.
На переходе после Ван-Фонга вспомогательные крейсера не грузились углём.
Тогда как «Кубань» смогла к утру 7 мая иметь 4052 тонн? С учетом расхода угля за 5 суток, ей пришлось бы 5 мая погрузить больше 1000 тонн угля, что очевидно невероятно.
Отсюда делаю вывод, что данные об остатке угля на «Кубани» за 2 мая не верны.
Предполагаю, что «Кубань» за 2 мая показала не весь остаток угля, а только тот, что имела в трюмах, т.е. не указала данные об угле в ямах.
Если мои предположения насчёт «Нахимова» и «Авроры» верны, то:
1. «Нахимов»
- экстремум запаса угля – 1250 тонн (а не 1750 т),
- экстремум расхода угля – 68 тонн/сутки (а не 555 т/сут),
- запас хода – 18,38 суток (а не 3,15 суток) и 3529 миль (а не 605 миль).
2. «Аврора»
- экстремум расхода угля – 91 тонна/сутки (а не 191 т/сут),
- запас хода – 16,12 суток (а не 7,68 суток) и 3095 миль (а не 1475 миль).
Ещё из странностей: утром 6 мая у «Сисоя», «Наварина» и «Нахимова» остаток угля меньше, чем утром 5 мая. Такое впечатление, что они 5 мая не грузились углём, как другие броненосцы и крейсера; либо же грузились очень мало – значительно меньше суточного расхода.
Отредактированно shuricos (01.03.2023 19:36:14)
Ещё странность нашел: у «Донского» на утро 12 мая показано 971 тонна, а на утро 13 мая - 845 тонн; всего суточный расход получается 126 тонн, т.е. в 2…3 раза больше, чем в другие известные дни «Донского» (47…57 тонн в сутки), и столько значительно превышает расход близкого по конструкции «Мономаха» (40…62 тонн).
Вероятно, тут ошибка.
Варианты:
1. 971 тонна - это не на 12, а на 11 мая. Т.е. 126 тонн израсходовано за 2 суток, средний расход 63 тонны в сутки.
2. Допущена ошибка за 12 мая - остаток был не 971, а 901 тонна. Тогда суточный расход составляет 56 тонн.
В любом случае, остаток очень мал: складывается так, что «Донской» либо совсем не грузился углём 10 мая, либо погрузил очень мало.
С другой стороны, Рожественский приказал крейсерам к рассвету 13 мая быть готовыми дать 15 узлов.
В итоге в сутки с утра 12 до утра 13 мая почти у всех крейсеров наблюдался повышенный расход угля.
Нельзя исключать, что и у «Донского» эта аномалия вызвана разведением паров.
Но что-то он очень уж много сжёг.
30 апреля 1905 кап-раз Егорьев (Аврора) подал рапорт Энквисту о расходе угля и скорости, где привел следующие данные:
- максимум что грузили на Аврору - 100% сверх нормального размера помещающегося в угольные ямы - это для дальнего перехода
- когда переходы стали короче грузили на Аврору - 50% сверх нормы
- сейчас уменьшили загрузку Авроры - 25% сверх нормы, что составляет для Авроры 1200 тонн
С этим количеством угля Аврора может сделать при (10 котлах) 12 узловом ходе 4000м. и 10 узловым ходом (8 котлов) 4500м.(с)
В связи с этим Егорьев считает что 1200 тонн на Авроре это максимум которые позволяет воевать, потому просит грузит не более чем столько.
Резолюция Рожественского (на рапорт Энквиста №610 от 4 мая, доведена 5 мая) указывает, что предстоящие переходы будут делаться в постоянной готовности крейсера дать полный ход и потому расчет не верен так как под парами будет больше котлов и расход будет составлять не 85 тонн в сутки как сейчас (при суточном переходе 160 миль), а 200 тонн сутки при суточном переходе 200 миль.
В связи с этим указанного угля (25% сверх нормы) хватит не на 4000 миль, а всего лишь на 1200 миль.
Собственно 14 мая утром Аврора имела под парами 16 котлов, а не 10 котлов, которых было достаточно для того хода.
P.S.
ну и чтоб 2 раза не вставать - 19 января 1905 Аврора ходила на стрельбы с 1220 угля - нормально постреляла и на обратном пути дала 18.7 узлов.
Отредактированно Скучный Ёж (02.03.2023 23:38:00)
shuricos написал:
#1570747
Вероятно, тут ошибка
В угольной отчетности много ошибок.
Во-первых, корабли зачастую указывали в рапорте количество угля, отличавшееся от учетного. Отклонения в сотни тонн были зафиксированы на "Александре", "Бородино" и "Орле".
Во-вторых, грубая методика подсчета: никто не обмерял ежедневно угольные ямы, а просто вычитали заявленный за сутки расход.
В-третьих, ошибки при сигналопроизводстве. Ведь сигнальщики "Алмаза" не ради забавы начали записывать утренние рапорты?
Скучный Ёж написал:
#1570785
максимум что грузили на Аврору - 100% сверх нормального размера помещающегося в угольные ямы - это для дальнего перехода
Да-да, помню эту душераздирающую схему размещения 1902 тонн угля на "Авроре":
Скучный Ёж написал:
#1570785
Резолюция Рожественского
Ну, тогда есть ещё одна версия ненормально высоких показателей расхода угля на "Авроре" с утра 2 на утро 3 мая - обыкновенное очковтирательство: мол, так точно, Ваше Превосходительство - мы погрузили много-много угля, как Вы и требовали; а потом быстренько за пару дней несуществующий уголь списали как потраченный и стали показывать действительные размеры запасов. =)
Примерно о том же пишет сам Дьячков:
Показанные в таблице цифры, полагаю, близко подходят к имевшимся в действительности на лицо запасам угля, а не к состоявшим по книжным записям, т. к. тяжелая работа по погрузке угля в тропиках должна была заставить могущий быть избыток употреблять для облегчения работы команды, т. е., показывать количество принятого угля в большем размере, чем в действительности погружено, лишь бы угольные ямы были полны.
shuricos написал:
#1570840
Ну, тогда есть ещё одна версия ненормально высоких показателей расхода угля на "Авроре" с утра 2 на утро 3 мая - обыкновенное очковтирательство:
я даты привел - резолюция наложена 4 мая и к 2 и 3 мая отношения не имеет.
суточное плавание эскадры 1-2-3 мая - по 189-196 миль
суточное плавание эскадры 4-9 мая - по 67-147 миль
Я, кстати, думал наложить ещё данные по пройденному пути, но смущает, что остаток угля показан на рассвет (около 5 утра), а расстояния даны в полдень.
Вот думаю пока - как совместить.
Kronma написал:
#1570843
shuricos написал:
#1570840
обыкновенное очковтирательство
Так поступали не только на "Авроре", поэтому "алмазная таблица" - тот ещё источник.
А вот интересно, а капитаны угольщиков отчитывались сколько с них угля сгрузили, какие на судах остатки угля? Уголь ведь материальная ценность, ревизии никто не боялся? И не получилось, что сами себя в ловушку загнали - адмирал видит "повышенный" расход угля и командует грузить еще больше?
Kronma написал:
#1570843
Так поступали не только на "Авроре", поэтому "алмазная таблица" - тот ещё источник.
А что думаете насчет достоверности данных по "Орлу", представленных лейтенантом Павлиновым в "заметках участников цусимского боя"?
Отредактированно Аскольд (03.03.2023 21:26:20)
Аскольд написал:
#1570888
А что думаете насчет достоверности данных по "Орлу", представленных лейтенантом Павлиновым в "заметках участников цусимского боя"?
Есть аналогичная таблица в записках Ларионова, местами отличается.
ИМХО реальное количество угля в рапорте Шведе, а в алмазной таблице - занижено.
Скучный Ёж написал:
#1570785
200 тонн сутки при суточном переходе 200 миль.
Сравнил с известной таблицей Иессена. "Россия" и "Рюрик" ни разу не добрались до 200т/день. Только "Громобой" и то только в один день. Так что можно смело зачислить в свидетельства "гениальности".
rytik32 написал:
#1570890
Только "Громобой" и то только в один день.
Это наверное потому, что не учли брикеты, попросту дезинформировали Иессена.
Аскольд написал:
#1570887
ревизии никто не боялся?
Кто не рискует...
обыкновенно любезный и предупредительный личный состав германских пароходов на этот раз не желал принимать ни малейшего участия в разгрузке парохода и, начиная с капитана, уверял меня, что угля у них осталось так мало, что не стоит и приниматься за работу. В действительности же угля, оставшегося у него в экономии, оказалось более 100 тонн.
Аскольд написал:
#1570887
А вот интересно, а капитаны угольщиков отчитывались сколько с них угля сгрузили, какие на судах остатки угля? Уголь ведь материальная ценность, ревизии никто не боялся? И не получилось, что сами себя в ловушку загнали - адмирал видит "повышенный" расход угля и командует грузить еще больше?
Были даже зафиксированы и дошли до адмирала случаи, когда различалось количество погруженного угля по данным угольщика и корабля 2ТОЭ.