Вы не зашли.
Страниц: 1
Достаточно интересный вопрос волнует меня уже довольно продолжительное время.
Бомбардирский корабль "Новопавловск". Вот сведения из сборника Ф.Ф. Веселаго.
т. е. 15-пушечный БК (почему число нечетное? , как орудия стояли?), но очень небольшой по размерам и мелкосидящий. Якобы, построен на Новопавловской судоверфи...
Стоп! Вот и первая загвоздочка! Во время второй (при Екатерине) "российско-османской" войне эта верфь была заброшена и, в отличие от Новохоперской, работу вроде бы не возобновляла.
Из Википедии:
Кораблестроительные работы на Павловской верфи велись в 1709—1711, 1735—1737 и в 1768—1773 годах.
В 1773 году корабельный мастер в ранге полковника Иван Афанасьев построил на верфи два больших палубных вооружённых бота и два галиота. Это были последние суда, которые строились на павловской верфи.
То есть, если и был построен, то где-то на Дону, но в другом месте.
Далее - почему-то ни среди документов в МИРФ (15 - 17 тома), ни в других печатных сборниках документов этот корабль не упоминается, кажется, НИ РАЗУ! (во всяком случае, я перерыл очень кропотливо). Он никогда не числился ни в одном списке Черноморского флота, да и вообще, как будто его и вовсе не было!
Если к 1790 году этот БК был готов, то напрашивается вопрос - почему его не включили в состав боевой эскадры? Ушаков в 1791 г. даже был вынужден прибегать к усилению своей эскадры переделанными из фрегатов "Иероним" и "Нестор Преподобный" кораблями...
В сборнике Чернышева показано, что "Новопавловск" в 90-х годах занимал брандвахтенные посты у Керчи и Таганрога. Может быть и так, но почему его не включали в списки флота? Он что к какому-то другому ведомству относился? И почему для брандвахты использовали новый БК, а не какую-нибудь престарелую посудину? Странно...
С другой стороны, в Общем морском списке имеются фамилии нескольких офицеров, командовавших БК "Новопавловск" в 90-е годы 18 в. Так что, вроде бы сам корабль существовал... Но, почему нигде не числился, где был построен, где базировался в зимнее время?
У кого нибудь есть сведения по этому вопросу?
Думаю, чтобы еще немного развить тему неизвестных и мало известных бомбардирских кораблей, стоит добавить, что в имеющихся сборниках состава судов Российского флота (Веселаго - Чернышев - Широкорад и т. д.) упомянуты далеко не все суда, которые когда-либо переделывались в бомбардирские.
Например, по Черноморскому флоту - судно гребной флотилии "Ипогриф", или какая-то таинственная "Елена".
По Балтийскому флоту - кто-нибудь слышал про бомбардирский гемам "Бодрый"? Или про бомбардирские корабли (из транспортов) "Атлас", "Бобр", "Кит" и "Домкрат"?
Вероятнее всего, Веселаго напутал. Был 12-пуш.палубный бот этого названия. Были какие-то планы о вооружении некоторых из них мортирами и гаубицами.
Эд написал:
#1343970
Был такой.
Были и остальные. Последние два - бомбардирские плавучие батареи, а вот первые четыре - транспорты.
А.Иванов написал:
#1343969
Вероятнее всего, Веселаго напутал. Был 12-пуш.палубный бот этого названия.
Не все так просто. Из Чернышева:
Фамилии командиров взяты из ОМС - я проверял. Не дожил бы бот постройки 70-х годов до конца века.
Ну,Чернышёв - это понятно. Но бот Новопавловка спущен в 1780 году, имел вторую обшивку от червя. Кроме того, размеры у Веселого не верны, но в целом сходятся с бамбардирским. В 1788 году мог не спускаться, а переделываться.
А.Иванов написал:
#1343984
Кроме того, размеры у Веселого не верны, но в целом сходятся с бамбардирским.
Да, с размерами у него ляпы имелись, как и с местами постройки.
Но, повторяю, не все так просто. В РГА ВМФ есть такое дело: Фонд 168, Опись 1, Ед.Хр.101 О передаче Азовской флотилии и Таганрогского порта в ведение кн. Г.А.Потемкина, о постройке для Таганрогского порта бомбардирского корабля и о наличии запасов в Таганрогских экипажских магазинах. 1785-1785
То есть, заказ на постройку БК именно для таганрогского порта был - кстати, почему именно бомбардирского? Другое дело, построили ли? И где? Мог что-нибудь и господин Фурсов склепать, или какого-нибудь из своих (купеческих) переделать. Эх, жаль я не в Питере живу! Интересная тема для статьи.
Строить выводы на основе названий дел (нарядов) методически не верно.
А.Иванов написал:
#1344002
Строить выводы на основе названий дел (нарядов) методически не верно.
Согласен. А я разве строил выводы? Просто обратил внимание на интересное дело.
А.Иванов написал:
#1343984
Но бот Новопавловка спущен в 1780 году, имел вторую обшивку от червя. Кроме того, размеры у Веселого не верны, но в целом сходятся с бамбардирским. В 1788 году мог не спускаться, а переделываться.
Очень возможно. Как раз размеры у него такие же как у БК, только глубина интрюма не совпадает, но после переделки вполне могла изменится.
Более того, однотипный бот "Битюг" таки переделали в бомбардирское судно.
Во всяком случае, в 90-м году один из бомбардирских кораблей (возможно, именно "Новопавловск", пусть и бывший бот) находился в Таганроге.
И стоит обратить внимание на фамилию командира "бомбардирского".
Пы. Сы. Естественно, присутствие "фрегатов-чудотворцев" - лажа. Они еще далеко.
Отредактированно STEFAN (04.03.2019 18:52:24)
А в 1791 г. у Таганрога имелось целых два "брика бомбардирных" - может быть, это и были бывшие палубные боты?
STEFAN написал:
#1344158
может быть, это и были бывшие палубные боты?
Однако, не все так просто. В 1787 - нач. 88 г. "Новопавловск" находился в Керчи, а "Битюг" - вообще в Днепро-Бугском лимане.
Это все печатные источники, их нужно проверять. Если есть нестыковка, то это уже повод рыться в документах.
А.Иванов написал:
#1344180
Это все печатные источники, их нужно проверять. Если есть нестыковка, то это уже повод рыться в документах.
Не спорю. Но возможности ограничены. Не заказывать же дистанционно то, не знаю что.
Да, 101 лист много. Сожалею.
STEFAN написал:
#1343957
Думаю, чтобы еще немного развить тему неизвестных и мало известных бомбардирских кораблей, стоит добавить, что в имеющихся сборниках состава судов Российского флота (Веселаго - Чернышев - Широкорад и т. д.) упомянуты далеко не все суда, которые когда-либо переделывались в бомбардирские.
Оказывается, бывали и обратные случаи. Смущает фрегат - не слишком ли вышел короткий и широкий?
Все-таки нашел про него в последнем томе МИРФ. Удивительно, как раньше не заметил, к своему стыду?
Т. е. в 1803 году назначен в разломку. Получается, что все-таки существовал, и к боту "Новопавловск", вероятно, никакого отношения не имеет.
Другой вопрос - почему его никогда не включали в списки Черноморского флота?
STEFAN написал:
#1343991
Фонд 168, Опись 1, Ед.Хр.101 О передаче Азовской флотилии и Таганрогского порта в ведение кн. Г.А.Потемкина, о постройке для Таганрогского порта бомбардирского корабля
Может быть, таганрогский порт действительно являлся "владельцем" этого корабля, и поэтому он как-бы не относился к флоту, а являлся отдельной единицей? Кстати, если не изменяет память, в 10-х годах 19 в. в Таганроге дислоцировалась отдельная эскадра гребных канонерских лодок, подчиненная непосредственно портовому начальству...
Отредактированно STEFAN (21.03.2019 19:08:59)
Кое-что покопал и нарыл по этой теме. Многое до сих пор - загадка.
Но главное - общепринятую версию можно смело отправлять в утиль.
А.Иванов написал:
#1343969
Был 12-пуш.палубный бот этого названия. Были какие-то планы о вооружении некоторых из них мортирами и гаубицами.
А.Иванов написал:
#1343984
бот Новопавловка спущен в 1780 году, имел вторую обшивку от червя
Как ни парадоксально, но, вероятно БК "Новопавловск" это перетимберованный одноименный бот. Одно непонятно - как на него умудрились поставить столь тяжелое вооружение?!?!
Ладно, легкие гаубицы и мортира, но 18-фунтовые пушки...
Страниц: 1