Вы не зашли.
Помимо кораблей основных классов, в составе РИФ в 19 веке было большое количество всевозможной парусной и паровой мелочи.
Различные тендеры, боты, транспорта, бриги, яхты, люгера, вспомогательные парусные и паровые корабли, порой весьма любопытные.
Как пример:
4-пуш. бот "Часовой". Информации по которому у меня очень мало.
Известно только, что построен в 1832 году в Николаеве.
По косвенным данным нес службу по охране Кавказского побережья с базированием на Новороссийск.
Затем был переведен в лоцмейстерскую службу Измаила.
Разобран перед Крымской войной, в 1852 году.
По его образцу были построены боты для Петропавловского (это Охотская флотилия получается?) и Суджукского портов.
Но это все не очень точно.
Выглядел он вот так (еще не достроен).
Отредактированно Алексей Логинов (24.11.2023 20:12:10)
По чертежу из РГА ВМФ строили?
STEFAN написал:
#1592411
По чертежу из РГА ВМФ строили?
Да, конечно. По материалам 327-го фонда.
РГА ВМФ отличный архив, правда не всегда панацея.
Как например, в отношении того же приснопамятного "Крейсерка", информацию для реконструкции которого, приходится собирать буквально по крупицам. Кстати, "Крейсерок" прекрасный пример того, как не стеснялись применялись парусные шхуны для "рыбохраны" в эпоху броненосных фрегатов и миноносцев.
Алексей Логинов написал:
#1592414
как не стеснялись применялись парусные шхуны для "рыбохраны" в эпоху броненосных фрегатов и миноносцев.
А чего здесь не так? Если только термин "рыбоохраны" сейчас бы заменили на "охрану биоресурсов"...)
А вообще то она значительное время гидрографической съемкой занималась...
Mitry написал:
#1592417
А чего здесь не так?
Все так, нормальная и вполне нужная практика. Тем более для Дальнего востока.
Алексей Логинов написал:
#1592414
как не стеснялись применялись парусные шхун
А что за огромный корпус на фото вашей лаборатории виднеется слева? Точнее, форштевень и носовая оконечность.
Алексей Логинов написал:
#1592414
"Крейсерка", информацию для реконструкции которого,
Кстати, Если я правильно понял, на фотографии в центре показана модель, которая должна быть реконструкцией шхуны "Крейсерок"?
В этом случае не понятно, что за надстройка в центре - на распространенных фотографиях на этом месте надстройки вроде нет... Если только на рис. из Нового времени - какая то коробочка вроде проглядывается...)
Отредактированно Mitry (25.11.2023 11:03:29)
Сибирский Стрелок написал:
#1592473
А что за огромный корпус на фото вашей лаборатории виднеется слева? Точнее, форштевень и носовая оконечность.
Это корпус для соседней темы - клипер "Алмаз".))
Интересный чертеж. Французская шхуна-авизо "Мouche", 1808 год. Было построено 28 таких шхун: "Мouche №2"..."Мouche №28"(1808-1810).
https://translated.turbopages.org/proxy … ner-avisos
Активно применялись в эпоху Наполеоновских войн. Даже на Дальний восток плавали. Целая эпопея для 60 тонного кораблика.
Суть в чем...По образцу этих шхун в нашем флоте были построена шхуна "Муха" (и еще несколько подобных шхун).
В 327 фонде РГА ВМФ есть чертеж одноорудийной шхуны "Муха", для Каспийского моря (1849г). Полная копия этого (общий чертеж и план парусности).
Модель 2-х мачтового иола, ЦВММ. Интересный образец представителей гребного флота первой половины 19 века.
Современная модель от "Мастер Корабела" (https://dzen.ru/a/Yr3DxTTq52ImRygb). Автор Остапец Александр,
Химки, Россия
Чертеж.
Р.с. Надо будет тоже как нибудь сделать.
Mitry написал:
#1592482
Кстати, Если я правильно понял, на фотографии в центре показана модель, которая должна быть реконструкцией шхуны "Крейсерок"?
В этом случае не понятно, что за надстройка в центре - на распространенных фотографиях на этом месте надстройки вроде нет... Если только на рис. из Нового времени - какая то коробочка вроде проглядывается...)
Есть снимки на которых эта надстройка есть и на которых отсутствует.
За время своей недолгой службы, Крейсерок успел немного поменяться.
Отредактированно Алексей Логинов (26.11.2023 10:47:59)
Алексей Логинов написал:
#1592585
Надо будет тоже как нибудь сделать.
Бриг - он меньше корвета и шлюпа?!
Буйный написал:
#1592915
Бриг - он меньше корвета и шлюпа?!
Если обще, то да.
Алексей Логинов написал:
#1592406
4-пуш. бот "Часовой". Информации по которому у меня очень мало.
Известно только, что построен в 1832 году в Николаеве.
Есть в справочниках Веселаго и А.Чернышева т. 2 с. 171. Заложен 25.08.1836 г., спущен 20.09.1837 г., окончательно как тендер-бот построен летом 1839 г. для Новороссийского порта. Если сравните размерения в этих справочниках, то увидите, что они несколько отличаются, т.к. Веселаго использовал список судов ЧФ, составленный кап.-лейт. Головачевым в конце 1860 -х гг. специально для справочника Веселаго, а Чернышев взял размерения из книги Голенищева-Кутузова, для которого делался список примерно в 1845 г. Но, учитывая, что Вы упоминаете 1832 г., то, похоже, речь идет о другом "Часовом" - бывший турецкий шалуп (шалупа) с вооружением шхуны - приз ВСВ, который в 1832 г. был передан ЧФ.
Алексей Логинов написал:
#1592406
Разобран перед Крымской войной, в 1852 году.
Это ошибка. "Часовой" николаевской постройки отвоевал всю Крымскую войну на Дунае, правда, в кампаниях 1854 - 1855 г. сильно тек, тем не менее в 06.1856 г. командир Дунайских портов и флотилии приказал вынуть мачту, снять тяжести и отправить его на буксире парохода в Николаев.
Алексей Логинов написал:
#1592406
По его образцу были построены боты для Петропавловского (это Охотская флотилия получается?) и Суджукского портов.
Для информации: Приказом Военного министра № 4 от 14.01.1839 г. объявлено, что ГИ Высочайше повелеть соизволил: устроенным на восточном береге Черного моря укреплениям присвоить названия: 1) укреплению в Суджукской бухте при устье р. Цемес - укрепление Новороссийск ...
Симен2 написал:
#1593161
окончательно как тендер-бот построен летом 1839 г. для Новороссийского порта
Охотская флотилия, с 1850 г. (формально), а с 1852 г. (фактически) - Камчатская флотилия.
Алексей Логинов написал:
#1592936
Если обще, то да.
Т.е. корвет - это большой шлюп и всегда трёхмачтовый, а бриг меньше чем шлюп и всегда двухмачтовый?
Буйный написал:
#1593276
а бриг меньше чем шлюп и всегда двухмачтовый?
Бриги были и трёхмачтовые.
Буйный написал:
#1593276
Т.е. корвет - это большой шлюп и всегда трёхмачтовый
Если брать отечественные корветы и шлюпы первой четверти 19 века - я вообще разницы в размерах не вижу. Были корветы 105 футов длиной и шлюпы 120-130 футов.
Симен2 написал:
#1593161
Есть в справочниках Веселаго и А.Чернышева т. 2 с. 171. Заложен 25.08.1836 г., спущен 20.09.1837 г., окончательно как тендер-бот построен летом 1839 г. для Новороссийского порта. Если сравните размерения в этих справочниках, то увидите, что они несколько отличаются, т.к. Веселаго использовал список судов ЧФ, составленный кап.-лейт. Головачевым в конце 1860 -х гг. специально для справочника Веселаго, а Чернышев взял размерения из книги Голенищева-Кутузова, для которого делался список примерно в 1845 г. Но, учитывая, что Вы упоминаете 1832 г., то, похоже, речь идет о другом "Часовом" - бывший турецкий шалуп (шалупа) с вооружением шхуны - приз ВСВ, который в 1832 г. был передан ЧФ.
Спасибо, поправлю у себя.
Это именно тот бот, что построен для Новороссийского порта, т.к. его план парусности утвержден Управляющим Николаевской Кораблестроительной чертежной 25 июля 1847 года(327_1_4526).
В принципе, то что бот вооружен по тендерному понятно по плану парусности. Собственно так его и вооружаю (с брифоком).
Ниже добавлю в тему несколько примеров подобного вооружения.
Размерения брал без оглядки на Веселаго/Чернышева, непосредственно с чертежа общего вида (327_1_4525).
Указано 43фута 3дюйма (между перпендикулярами). Вооружение: 4 фальконета.
Буйный написал:
#1593276
Т.е. корвет - это большой шлюп и всегда трёхмачтовый, а бриг меньше чем шлюп и всегда двухмачтовый?
Корвет в классическом понимании, это корабль имеющим открытую батарею на верхней палубе. Шлюпы, в отличии от корветов могли нести орудия на ган-деке (закрытом) и опер-деке. А могли только на опер-деке, т.е. верхней палубе.
Классический пример такого - шлюпы Восток и Мирный.
Восток имел орудия на закрытой и верхней палубе. Т.е. фактически являлся малым (средним) фрегатом. Родственник "Кастору"/"Поллуксу".
А Мирный имел орудия только на верхней палубе и мог смело именоваться корветом.
С моей точки зрения, в нашем флоте, шлюпы это больше признак экспедиционного назначения того или иного корабля.
При этом его военный тип мог быть очень расплывчатым. Толи фрегат, то ли корвет, то ли транспорт.
С транспортами, кстати, тоже такая же каша была. Это больше тактический, а не конструктивный признак. Т.к. транспорта могла быть как трех-, так и двух-мачтовые. Т.е. фактически бриги. Единственная отличительная черта, ни когда не имели закрытой батареи (по вполне понятной причине).
Р.с. Вот Мирный (по чертежу РГА ВМФ). Если бы не было подписи, поди угадай что это. Корвет, транспорт, шлюп?
А это Рион и Соча, транспорта.
В чем разница? И то и то практически одно и тоже.
Алексей Логинов написал:
#1593290
Если бы не было подписи, поди угадай что это. Корвет, транспорт, шлюп?
Я бы еще пинк добавил. Российский 3-мачтовый пинк. Хотя, в 18-м веке корветов и шлюпов у нас вроде бы нен было.
STEFAN написал:
#1593284
отечественные корветы и шлюпы первой четверти 19 века - я вообще разницы в размерах не вижу
STEFAN написал:
#1593283
Бриги были и трёхмачтовые
Алексей Логинов написал:
#1593290
Корвет в классическом понимании, это корабль имеющим открытую батарею на верхней палубе. Шлюпы, в отличии от корветов могли нести орудия на ган-деке (закрытом) и опер-деке. А могли только на опер-деке, т.е. верхней палубе.
Классический пример такого - шлюпы Восток и Мирный.
Ок, но я несколько запутался.
Сузим тему - применительно к русскому флоту первой четверти-трети 19 века: чем различались корвет, шлюп и бриг?
Буйный написал:
#1593363
первой четверти-трети 19 века: чем различались корвет, шлюп и бриг?
Бриги короче и двухмачтовые. Корветы и шлюпы - ???
(Это в российском флоте). Впрочем, похоже, шлюпы у нас не сильно были распространены.
Алексей Логинов написал:
#1593290
С моей точки зрения, в нашем флоте, шлюпы это больше признак экспедиционного назначения того или иного корабля.
Очень может быть.
Черноморский флот, 1728-29 гг. (война с Турцией). В составе флота корвет "Язон" (24-пуш.) 119-32-15 фут. и шлюп "Диана" (единственный военный шлюп за всю его историю) - 28 пушек (по Веселаго - 18 ???), 108-29,5-8,25 фут. В данном случае - корвет крупней...