Вы не зашли.
Буйный написал:
#1593363
Сузим тему - применительно к русскому флоту первой четверти-трети 19 века: чем различались корвет, шлюп и бриг?
Впервые встречаю шиплавера, который не знаете, что такое бриг и что такое корвет.
Если не углубляться в детали, то корвет, это трех-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением и орудиями установленными на верхней палубе. Меньше фрегата, но больше брига.
Бриг - двух-мачтовый корабль, с прямым парусным вооружением и орудиями на верхней палубе. Был меньше корвета.
Шлюп - промежуточный тип корабля, между фрегатом и корветом. Трех-мачтовый, с прямым парусным вооружением. С закрытой или открытой батареей. Преимущественно использовался для транспортных и исследовательских целей. Как правило нес орудия меньшего калибра, чем фрегаты и корветы того же водоизмещения.
Как тут еще проще объяснить, я не знаю.
Алексей Логинов написал:
#1593382
Впервые встречаю шиплавера, который не знаете, что такое бриг и что такое корвет.
Не, ну мне вполне хватало инфы, что бриг - Меркурий, корвет - Витязь, а шлюпы - это Восток и Мирный)))
Благодарю!
Буйный написал:
#1593392
Не, ну мне вполне хватало инфы, что бриг - Меркурий, корвет - Витязь, а шлюпы - это Восток и Мирный)))
Благодарю!
И это совершенно правильно!
Вообще, всеобщая классификация кораблей, на самом деле, достаточно сложное занятие. Это живой, постоянно меняющийся процесс, связанный с изменениями тактических взглядов, прогрессом науки и техники, появлением новых типов кораблей, бюрократическими заморочками, а иногда даже идеологическими причинами, как в случае с авианесущими кораблями в советском ВМФ. Свой отпечаток на это, накладывают национальные классификации, когда один и тот же тип кораблей в разных странах называют по-разному.
Все эти сложности и раньше прекрасно понимали. Поэтому довольно быстро сообразили обезличить систему классификации, перейдя на классификацию по рангам. Корабли 1-го ранга, 2-го и т.д. Но в "быту" такая классификация не очень удобна, т.к. не дает моментального понимания, что скрывается за этими рангами. Например, когда в пятый ранг сваливали огромную кучу кораблей разного назначения, от транспортов до канонерских лодок. Поэтому неизбежно возвращались к конкретизации типов. И пошло-поехало: корвет, корвет с казематом на верхней палубе, казематно-башенный корвет, броненосный корвет и т.д.
Поэтому, какой то единой, всепланетной классификации нет, и ни когда не будет.
Проще всего классифицировать корабли согласно устоявшимся национальным традициям. Шлюп "Восток". Он шлюп. Традиционно. Легко запомнить. И не надо его запихивать во фрегаты, в попытке создать какую то единую, универсальную систему классификации.
Не получится.
Гораздо ближе к теме данного раздела.
Вот в чем разница между бригом и катером (2-мачтовым) российского флота конца 18 века?
Бриг, по мимо прочего, это еще и гребное судно.
STEFAN написал:
#1593441
Гораздо ближе к теме данного раздела.
Вот в чем разница между бригом и катером (2-мачтовым) российского флота конца 18 века?
Это уже вопрос к знатокам английского флота конца 18... начала 19 века.
На мой субъективный взгляд, двухмачтовый катер (куттер, коттер) это протобриг. Очередной разнорабочий флота. Возможно, с какими то своими, не ярко выраженными, нюансами оснастки или конструкции корпуса.
Алексей Логинов написал:
#1593285
Указано 43фута 3дюйма (между перпендикулярами). Вооружение: 4 фальконета.
Понятно, это с чертежа, фактически получился такой бот (из книги Голенищева-Кутузова, который основывался на представленном списке от ЧФ 40-х гг.) и там указаны такие размеры:
41-6 (по гон-деку)/37-2 (по килю) x 14-2 (без обшивки у брейтлейна) x 8-2 (глубина интрюма от киля до верхней кромки бимса гон-дека) x форштевень 5-9 и ахтерштевень 7-9 (в полном грузу). Вооружение у него не указано, но первоначально вооружался 2 - 3 фнт чугунными фалконетами, но позже (есть данные только по кампании 1849 г.) 4 такими-же фалконетами. В 1850 г. сдан к порту для переоборудования в лоцию, с 1852 г. на Дунае в приказах ком-ра Дунайских портов и флотилии упоминается как лоц-бот и как лоция, но 22. - 28.04.1853 г. использовался как яхта ком-ра Дунайских портов и флотилии, причем для этого ком-ром назначался сын этого командира. Входил в 1-й батальон Дунайской Гребной флотилии, о 1854-1856 гг. см. выше.
Отредактированно Симен2 (07.12.2023 10:29:48)
Такой вопрос.
В 1830-х годах Военно-Сухопутное ведомство передало ЧФ т.н. "краевские лодки", которые были построены Военведом в русско-турецкую войну в Малой Валахии на берегу какого-то притока (дела рукописные, читаются плохо либо Рио, либо Жио или еще как-нибудь, вообще, непонятно). Вероятно, были 1-пушечные, т.к. на ЧФ быстро были переклассифицированы в иолы. Может быть, кто-нибудь в курсе что это за лодки?
Симен2 написал:
#1593530
читаются плохо либо Рио, либо Жио или еще как-нибудь, вообще,
Может Жиу?
"...Олте́ния (Oltenia, также Малая Валахия) — историческая область на юго-западе ... Тыргу-Жиу (Târgu Jiu, также может писаться как Tîrgu Jiu) — город в Румынии,..." на реке Жиу...
Симен2 написал:
#1593526
Вероятно, имеется в виду война с Турцией 1828-1829 гг.
Естественно. Описка... В 18 веке (первой трети), думаю у нас даже слова "корвет" в обиходе не было.
Алексей Логинов написал:
#1593524
На мой субъективный взгляд, двухмачтовый катер (куттер, коттер) это протобриг.
Возможно и так. Первые бриги в нашем флоте появились в начале 90-х гг. 18 в. Катера (если, конечно не путать с одноименным типом шлюпок), вроде бы существовали в военном флоте и в нулевые-десятые годы 19 века... Может быть, тогда они стали исключительно одномачтовыми? А двухмачтовые стали бригами?
vvy написал:
#1593455
Бриг, по мимо прочего, это еще и гребное судно.
Катера тоже были гребными. В основном.
Вот такой вопрос:
Что собой мог представлять корвет (коммерческий) частного судовладельца (нач. 19 века)? Почему-то всегда считал, что это судно - чисто военное. Ан нет! Явно три мачты, но почему не пинк или барк?
Симен2 написал:
#1593528
Понятно, это с чертежа, фактически получился такой бот (из книги Голенищева-Кутузова, который основывался на представленном списке от ЧФ 40-х гг.) и там указаны такие размеры:
41-6 (по гон-деку)/37-2 (по килю) x 14-2 (без обшивки у брейтлейна) x 8-2 (глубина интрюма от киля до верхней кромки бимса гон-дека) x форштевень 5-9 и ахтерштевень 7-9 (в полном грузу). Вооружение у него не указано, но первоначально вооружался 2 - 3 фнт чугунными фалконетами, но позже (есть данные только по кампании 1849 г.) 4 такими-же фалконетами. В 1850 г. сдан к порту для переоборудования в лоцию, с 1852 г. на Дунае в приказах ком-ра Дунайских портов и флотилии упоминается как лоц-бот и как лоция, но 22. - 28.04.1853 г. использовался как яхта ком-ра Дунайских портов и флотилии, причем для этого ком-ром назначался сын этого командира. Входил в 1-й батальон Дунайской Гребной флотилии, о 1854-1856 гг. см. выше.
Спасибо!
За 20 лет в строю получается весьма насыщенная событиями служба. И охрана Кавказского побережья, и лоцманская служба, и Крымская война.
С вашей помощью потихоньку рассеивается туман войны, в котором начинает просматриваться весьма интересный, но при этом, малоизвестный корабль
Модель гарткоута (гардкоута), 1799 год. Производная от французского gard-cote (береговая стража).
Вооруженное гребное судно. Применялось на Волге для охраны сплава и не только.
Симен2 написал:
#1593530
Такой вопрос.
В 1830-х годах Военно-Сухопутное ведомство передало ЧФ т.н. "краевские лодки", которые были построены Военведом в русско-турецкую войну в Малой Валахии на берегу какого-то притока (дела рукописные, читаются плохо либо Рио, либо Жио или еще как-нибудь, вообще, непонятно). Вероятно, были 1-пушечные, т.к. на ЧФ быстро были переклассифицированы в иолы. Может быть, кто-нибудь в курсе что это за лодки?
Вероятно это производное или русифицированное голландское "краер", плоскодонная, парусно-гребная транспортная лодка для мелководья.
Scip
Отредактированно Алексей Логинов (08.12.2023 08:14:05)
STEFAN написал:
#1593594
Что собой мог представлять корвет (коммерческий) частного судовладельца (нач. 19 века)? Почему-то всегда считал, что это судно - чисто военное. Ан нет! Явно три мачты, но почему не пинк или барк?
Коммерческих корветов не припомню. Корвет не обладал какими то индивидуальными особенностями парусного вооружения. Вооружался по корабельному или как барк, если по современному. Барки были со своими нюансами, конечно. С бом-брамселями или без оных, шхуна-барк и т.п. Некоторые названия сейчас не в ходу или устарели.
Был такой немецкий автор Миддендорф Ф.Л. , он написал отличную книгу по парусному вооружению конца 19...начала 20-го века. "Рангоут и такелаж судов" 1903 г. Можно поискать в сети.
В ней даются все основные виды вооружения коммерческих парусных судов того периода. Типовое вооружение, особенности обводов, теоретические сведения о конструкции коммерческих судов и т.д.
Корвета среди них нет.
Алексей Логинов написал:
#1593653
Коммерческих корветов не припомню. Корвет не обладал какими то индивидуальными особенностями парусного вооружения.
И тем не менее.
Попался список владельцев судов Таганрога-Мариуполя-Ростова и др. за 1809 год. В основном лодки - глубокого хода палубные, мелкого хода и прочая хрень. Судов "глубокого плавания" всего десятка полтора - несколько бригантин, бриг, пара каботажных галетов (галиотов?), просто "суда" и ... я даже заинтересовался.
Корвет (к сожалению название не показано), принадлежащий "коллежской ассесорше Агапьевой" (вдова?). Один из самых больших корабликов - размерения 92 - 31 - 13 футов, грузоподъёмность - до 27 000 пудов.
Симен2 написал:
#1593798
Алексей Логинов написал:
#1593609
"краер", плоскодонная, парусно-гребная транспортная лодка для мелководья.
Спасибо! Тоже так думал, но четкой уверенности в этом, увы, нет.
Судя по имеющемуся у меня чертежу, на "лодку" не тянет - 100 футов длина. Не гребной, плоскодонный, три киля... Немалой величины "курятник" в задней части судна. Три мачты. В общем, что-то среднее между пинком, галиотом и гукором (галиоты и гукоры были и 3-мачтовыми, кстати), только с плоским днищем.
Отредактированно STEFAN (09.12.2023 13:39:59)
STEFAN написал:
#1593588
Катера (если, конечно не путать с одноименным типом шлюпок), вроде бы существовали в военном флоте и в нулевые-десятые годы 19 века...
По штату 1803 г. в составе БФ должно было быть 27 катеров, фактически примерно с 1817 г. все катера на Балтике стали именоваться тендерами, кроме катера "Колым" ("Колыма") - тот иногда называли бригом. В ЧФ катера были до 1836 г., когда они все стали тендерами. Вообще любопытно посмотреть начало статьи одного из командиров тендеров в Морском сборнике № 9 за 1849 г., объясняющего 2-3 предложениями, что такое катер и что такое тендер.
Симен2 написал:
#1594073
любопытно посмотреть начало статьи одного из командиров тендеров в Морском сборнике № 9 за 1849 г., объясняющего 2-3 предложениями, что такое катер и что такое тендер.
Спасибо, поищем.