#1611764 Отечественная война в империи это миф - дохнуть за барина никто не хочет но хороший повод сбросить ярмо так как безвозмездно по закону выданы винтовки со штыками более острыми чем жоп не вилы.
Мобилизация коллективного духа является не менее важной задачей, чем мобилизация людских масс, но в России этому не уделялось должного внимания. Первые недели войны характеризуются мощным и глубоким общественным подъемом, но он был недолгим, поскольку не подкреплялся истинным развитым национальным чувством. Чтобы был возможен эффект, достигнутый в сфере воздействия на общественное сознание в стане союзников России — Британии и Франции, требовалось длительное воспитание общества — так называемая индоктринация [см.: Протасов, с. 10]. Западные ученые используют в отношении общества термин «самомобилизация» (наряду с государственной мобилизацией), но вряд ли есть основания считать этот процесс характерным для российской действительности того времени [см.: Холквист, с. 84]. Российская правящая элита полностью осознала важность идеологической обработки общества только после вступления России в войну и предприняла ряд шагов для обоснования легитимности позиции России в текущем мировом конфликте и необходимости ее участия в нем. Общим сигналом к началу интенсивной антинемецкой кампании стала речь Николая II, произнесенная 4 августа 1914 г. перед гласными Московской городской думы.
Спойлер :
Результатом выступления явился погром, учиненный толпой 5 августа в германском посольстве при полном невмешательстве полиции. С этого времени центральные газетыижурналыначали усиленную агитацию под германофобскими лозунгами, которые обосновывались «тевтонской опасностью» и жестокостями немцев в отношении населения оккупированных территорий, а позднее и военнопленных [см.: Деннингхаус, с. 329]. Осуществление пропаганды было невозможно без усиления цензуры. Правительственные круги рассматривали печать как важнейшее средство формирования мировоззрения российского общества, поэтому в условиях военного времени необходимо было обеспечить полный контроль над выпуском печатной продукции на территории России. С этой целью еще Л. О. Горбачева. Роль пропаганды в формировании образа врага 171 до начала боевых действий, в июле 1914 г. российское правительство издает распоряжение о чрезвычайной охране губерний — «Именной Высочайший Указ о принятии исключительных мер к вящему охранению во всех местностях Империи порядка и общественной безопасности». [см.: Авербах, с. 58]. В соответствии с распоряжением губернаторы получили право запрещать все народные и общественные собрания, приостанавливать функционирование органов периодической печати, закрывать общества и союзы. Современники отмечали, что над периодическими изданиями нависла угроза закрытия за малейшее высказывание против войны. 20 июля 1914 г. было введено Временное положение о военной цензуре [см.: Там же, с. 17], согласно которому просмотру военной цензурой подлежали тиснения, эстампы, рисунки, фотографии и прочие изображения художественного творчества, почтовые отправления и телеграммы, тезисы и конспекты речей и докладов для публичных собраний. С началом боевых действий при Главном управлении Генштаба были организованы ежедневные собеседования с представителями прессы, на основании которых обзоры военных действий во многих периодических изданиях выходили с пометкой «из бесед». В связи с безграмотностью большинства населения страны более важным средством формирования образа врага в массовом сознании, чем пресса, стала лубочная картинка. Несмотря на то, что с помощью лубка собственное видение войны до широких слоев населения стремились донести и представители творческой интеллигенции, большинство исследователей, принимая во внимание мощное идеологическое воздействие лубочной картинки на широкие слои населения, сходятся во мнении, что существовал государственный заказ на издание этого вида полиграфической продукции [см.: Родионова, с. 71; Сенявская, с. 252]. Война всегда востребует лубок в агитационных, пропагандистских целях благодаря его доходчивой наглядной форме и возможностям массового распространения. Эти качества делают лубок очень эффективным каналом пропаганды, но при условии, что форма наполнена адекватным содержанием.