Вы не зашли.
Последнее не совсем точно. Это не просто модель, а упрощенная копия проектной модели прамам для Дона. Подлинная модель, с которой делалась эта копия, находится в ГИМ. Понятно, что имя "Дикий бык" присвоено модели волюнтаристски, модель изначально имени иметь не могла.
STEFAN написал:
#1616268
Не знаю. Есть чертеж Загуляева 1753 года. № 3880 - чертеж вооружения 14-пушечной. Стоит поиметь. Мастер делал копии этих батарей, возможно, в связи с начавшейся Восточной войной озаботились обороной Сев. Двины и Архангельска, вспомнили старые проекты.
Посмотрев чертежи, могу только сказать, что эти плавбатареи, 1808 и 1853 годов, точно имели стеньги. Т.к. разнесено крепление юферсов.
Как и обещал - первая часть по Черноморским.
Плавучие батареи Черноморского флота.
В Черноморском флоте развитие этого класса судов заметно отличалось от Балтики.
Поначалу была импровизация – перестройка в ПБ «прогулочных» судов, оставшихся от путешествия матушки Екатерины и ее свиты в Новороссию. Они вполне и подходили для этого – были широкими и плоскодонными.
Между тем, для большего представления о первых ПБ Черноморского флота стоит подробно рассмотреть состав эскадры «галер и ластовых судов» (по выражению контр-адмирала Мордвинова), прибывшей на рейд Херсона 26 мая 1787 г.
Состав:
7 галер – (2 12-баночных( № 1 Днепр, № 2 Буг) (110 × 18 × 3,5 ф.);
5 10-баночных (№ 1 Ипуть, № 2 Сейм, № 3 Десна, № 4 Сож, № 5 Снов) галер (90 × 17,5 × 3ф. 5д.);
1 трешхоут (Орёл)
3 водовиков (№1 Остер, №2 Трубеж, №3 Лебедь);
2 провиантских (№4 Ильма, №5 Тавель) (70 × 20 × 5ф. 9д.);
2 кухонных (Самара, Кубань) (90 × 22,5 × ? ф.) ?;
2 гофмаршальских (Дон, Ингул) (75 × 20 × 5ф. 9д.);
2 шталмейстерских (Стугна, Тясмина) (80 × 20 × 6ф. 9д.);
1 госпиталь (Салгир) (70 × 20 ф.).
Всего – 20 (7 галер, 13 других судов).
Размерения, конечно, не претендуют на точность – даны по сохранившимся чертежам Г. Корчебникова, от предыдущих «шествий» императриц Екатерины и Елизаветы по Волге и др. местам. Возможно, что у некоторых глубина интрюма была несколько меньше (порядка 4-х футов). Размерения «кухонных» судов также возможно меньше…
Как известно, все галеры были переделаны в военные, + трешхоут, вероятно, стал «полугалерой», вооруженной 8-ю фальконетами.
Остальные посудины, кроме трех «водовиков» (почему их не переделывали, не позволяла конструкция, или были нужны?), постепенно были переделаны в батареи.
Судя по документам, переделка судов в военные началась сразу после начала войны 1787 – 91 гг., или даже раньше.
18 сентября Мордвинов уже докладывал Потемкину: «…две плавучие батареи о 36-фунтовых пушках и два барказа с картаульными (пудовыми) единорогами будут готовы через 5 дней».
А в начале октября 1787 г. две ПБ № 1 Верёвкина и № 2 Овсянникова, полностью оснащенные были готовы к бою.
Про бой и гибель ПБ № 1, думаю, известно всем. Её конструкцию описывал Головачев, кстати, не без ошибок. Главная ошибка, прочно вошедшая в историографию – число орудий. Два 18-фнт. единорога и 4 36-фнт. пушки, т.е. всего 6 орудий.
[i][i]По Головачеву: «Последняя вооружена была четырьмя 36-ти фунтовыми пушками и двумя 18-ти фунтовыми единорогами. Борта ее сделаны были на подобие броневых, из двойной стенки с войлочной прокладкой – приблизительно толщиною всего до аршина; команды находилось на батарее 60 человек (видимо, больше)».
Между тем сам Мордвинов (а уж он то лучше знал о вооружении своих судов) прямо писал, что батарея Верёвкина была вооружена 10-ю орудиями, т. е. 8 36-фнт. пушек и 2 единорога. Вторая батарея, вероятно, была вооружена так же.
Батареи были двухмачтовыми, число весел неизвестно, возможно, 12 – 20 с каждого борта. Некоторое условное представление о внешнем виде ПБ дает этот турецкий рисунок:
Пытался реконструировать на основе чертежа шталмейстерского судна, но не уверен – как у них были борта устроены…?
[i]Более того, Мордвинов называл и типы судов, из которых были переоборудованы первые ПБ. В письме графу Зубову от 23 июня 1792 г., «скромно» прославляя героизм капитана Веревкина и свой собственный, Мордвинов писал: «…Победоносные мои суда были конюшня, каретная и спальни придворных (галеры)».
(Забавный факт – позже погибшая ПБ № 1 была уже «посмертно» переименована в №9).
В следующем году, уже зимой количество ПБ было решено увеличить. 20 февраля Мордвинов писал Потемкину о намерении вооружить 3 батареи и 4 галеры, но светлейший приказал вооружить все гребные суда.
Судя по всему, из за «недостатка в разных чинах» и проч. Вступление в строй батарей происходило постепенно.
Рапорт контр-адмирала Мордвинова князю Потемкину, из Херсона, 5 марта 1788 г.
«…готовы к походу 6 батарей, 4 галеры и 5 барказов, прочие батареи и галеры скоро готовы быть могут…».
В начале лета во флотилии Нассау-Зигена имелось уже 8 плавучих батарей.
Кстати, с наименованием батарей (их нумерацией) имеет место своеобразная путаница: они переименовывались, и, похоже, не один раз.
Сначала было две - № 1 и 2, позже, кажется, после гибели батареи Верёвкина, на место погибшей вступила в строй еще одна (под тем же номером?); зимой 1787 – 88 гг. в составе флотилии имелось восемь ПБ, со «сплошной» нумерацией, без разделения на пушечные и бомбардирские с мортирами:
№ 1, № 2 – по 10 пушек, № 3 (бомбардирская) – 6 пушек, 1 мортира, №№ 4, 5 и 7 – по 8 пушек, № 6 (бомбардирская) – 4 пушки, 1 мортира, № 8 – 6 пушек (к этой ПБ особый интерес); + ПБ № 9 - бывшая № 1 Верёвкина (пометка «разбита в Гаджибейском заливе 5 октября 1787 года»).
Позже нумерацию изменили: бомбардирские вынесли в отдельную группу.
На 7 июня выглядело так:
Ведомость о находившихся 7 июня флотских и сухопутных нижних чинов…
(на батареях: № 1 – 114, № 2 – 132, № 3 – 101, № 4 – 110, № 5 – 81, № 6 – 99; на бомбардирских: № 1 – 113, № 2 – 99.) (Всего – 758 чел.) Т. е. всего – 8 плавучих батарей.
Т.е. такая двойная нумерация получается:
ПБ (№1, №1) – 10 орудий (8 36-фнт., 2 24-фнт. пуш.), 114 ч.
ПБ (№2, №2) – 10 орудий (10 36-фнт. пуш.), 132 ч.
ПБ (№4, №6) – 8 орудий (2 36-фнт., 6 24-фнт. пуш.), 110 ч.
ПБ (№5, №3) – 8 орудий (6 24-фнт., 2 18-фнт. пуш.), 101 ч.
ПБ (№7, №6) – 8 орудий (4 24-фнт., 4 18-фнт. пуш.), 99 ч.
ПБ (№8, №5) – 6 орудий (6 6-фнт. пуш.), 81 ч.
Бомбардирские.
бПБ (№3, №1) – 7 орудий (1 5-пуд. морт., 2-36-фнт., 4 18-фнт. пуш.), 113 ч.
бПБ (№6, №2) – 5 орудий (1 5-пуд. морт., 4 18-фнт. пуш. ?), 99 ч.
Однако, здесь непонятки с «малой» 6-пушечной ПБ.
Создается ощущение, что это судно переделывалось в батарею не из «провиантских-шталмейстерских-кухонных», в целом однотипных и близких по размерам, а из другого, гораздо меньших размеров… Помимо всего - 6 орудий малого калибра, + оно было одномачтовым.
Как бы там ни было, 16 июня 1788 г., во время сражения с турецким флотом эта батарея была потоплена. Из реляции Нассау-Зигена: «…он (бригадир Алексиано) выдвинул вперед вторую батарею и просил меня прислать ему судно парусной эскадры, так как батарея о 6-ти фунт. пушках затонула, получив пробоину от попавшей в нее бомбы».
Но и опять все не так ясно. Интересная статистика:
Выписка из шханечного журнала судна Бористен, 1788 г.
«…14 апреля. Прошли из гирл к Збурьевскому заливу батарейные и галерные суда, которые под Кинбурнским берегом встали на якорь. … Прошла из гирл … одномачтовая батарея». … (ИМЕННО ОНА)
29 мая. Упоминаются 7 галер, 6 батарей, 4 барказных батарей. (Барказные батареи – баркасы, вооруженные единорогами или мортирами, или в это число включены и бомбардирские ПБ?).
1 июня. Галер 7, батарей 7, барказных батарей 4… (Т. е. флотилия пополнилась еще одной ПБ.)
17 июня. Парусная эскадра – 14 судов. Гребная эскадра: яхта 1, галер 7, батарей 6, барказных батарей 4, двойных шлюпок 7, казачьих лодок 42, транспортов 4. (Т. е. после сражения 16 июня одна батарея потеряна.)
13 июля. Гребной эскадры 7 галер, 7 батарей, 1 двойная шлюпка и 25 канонерских лодок и яхта пошли к Кинбурну…». (С.229)
Откуда взялась седьмая батарея? Вряд ли потопленную стали бы поднимать… Видимо, успели переделать в батарею еще какое-то судно, возможно, последнее из «екатерининских», например госпитальное. Или ошибка в журнале?
Осенью, во время финальных сражений под Очаковом, судя по документам батарей все-таки шесть.
Генеральный приказ принца Нассау-Зиген по лиманской флотилии, 6 сентября 1788 г.
(О дислокации судов при атаке на Очаков. Упомянуты батареи №№ 1, 4, 6 (1-я группа) и №№ 2, 3, 5 (2-я группа – смена).
План нападения на очаковскую крепость, предложенный принцем Нассау-Зиген князю Потемкину, 10 октября 1788 г.
«Шесть батарей, 12 ботов вооруженных 18-ти фунтовыми пушками, 2 галеры, 4 дубель-шлюпки и 5 судов с мортирою составляют первое отделение … батареи подойдут к назначенному месту и начнут стрелять до высоты Залонской батареи…».
Опять-таки непонятно: входят ли в число шести батарей две бомбардирские? Или, что очень вероятно, принц включил их в группу «5 судов с мортирою»?
Стоит упомянуть еще об одной «бомбардирском судне» – мортирной батарее «Диван». Название, возможно, шуточное.
Эта посудина была переделана из байдака – речной баржи. Об этом свидетельствуют следующие документы:
Ордер Потемкина Мордвинову (31 июля 1788г.)
«Не найдете ли вы возможности поставить морские мортиры на плоскодонные паромы в Херсоне находящиеся, что из Дубровны были присланы для моста, сделав укрепление достаточное к поднятию сих орудий … употребить все ваше старание о вооружении таким образом хотя одного судна…».
Ордер кн. Потемкина контр-адмиралу Мордвинову (16 авг. 1788 г.)
«…Равным образом ожидаю я нетерпеливо прибытия байдака, мортирами вооружаемого».
Приказ князя Потемкина. (18 авг. 1788 г.)
«Судно с четырьмя морскими мортирами отделывается в Херсоне, которое и прибудет к гребной флотилии».
Это судно затонуло поздней осенью 1788 г. Но, видимо, на мелководье – артиллерию с нее удалось поднять:
Ордер Потемкина Мордвинову (2 января 1789г.)
«Бомбарду сделанную, по снятии артиллерии, отдать ближней команде, с которой лес они употребят на поделки нужные».
В то же время погибла и одна из пушечных плавучих батарей:
Рапорт к-а Мордвинова князю Потемкину из Херсона (30 ноября 1788 г.)
«…батарею капитан-лейтенанта Башуцкого проломило с обеих сторон и потопило близ Глубокой; служители все спасены, стараются спасать снаряды и артиллерию».
Ведомость о пропавших судах в прошедшем 788-м году.
Батарея № 8 – По вскрытии лимана нанесло льдом на мель и по наступлении теплого времени к поднятию … способы употреблены будут.
И, что самое интересное, батарея опять несла «несчастливый» номер 8 (затонувшая в лимане батарея, вероятно, не была поднята). Странно, что в описании её гибели имеются разительные отличия…
Ведомость о судах лиманской флотилии состоящих в готовности. (май 1789 г.) (взято из книги Гребенщиковой – т.2, С. 479)
Бомбардирские батареи № 1 и № 2 – по одной 5-пуд. мортире, по 2 36-фнт., по 4 18-фнт. пушек (по 7 орудий). – т. е. по вооружению их уровняли? Батареи: № 3 – 10 36-фнт. пушек; № 4 – 8 (по 4 24-фнт. и 18-фнт.) пушек; № 5 – 8 (6 24-фнт. и 2 18-фнт.) пушек; № 6 – 8 (2 36-фнт. и 6 24-фнт.) пушек; № 7 – 10 (8 36-фнт. и 2 24-фнт.) пушек.
Всего – 7 плавучих батарей.
Эта подтверждается этим документом:
Рапорт графа Войновича князю Потемкину, 3 августа 1789 г.
«Сколько состоит на рейде Очаковском кораблей, фрегатов и других судов…
Батарей плавучих – 5
Бомбардирских батарей – 2…». (Всего – 89 судов).
Таким образом подведем итоги: приплюсуем к этим 7-ми батарею Верёвкина, батарею с 6-фунтовыми пушками, погибшие в боях и батарею № 8, погибшую из-за стихии – получается 10 батарей.
(Для сравнения: из 7-ми галер к кампании 1789 г. уцелело лишь три – две погибли в боях в 1788 г., а две – ото льда в конце года.)
Точку в истории с первыми ПБ Черноморского флота поставил Светлейший князь Г.А. Потёмкин:
Ордер князя Потемкина контр-адмиралу графу Войновичу, 9 октября 1789 г.
«…О флотилии прикажу вперед; батареи и галеры я совсем отменяю…».
Ведомость о судах состоящих под ведомством черноморского адмиралтейского правления, 1790 года февраля 15.
(Транспорты: … Превращены … из батарей №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.)
(+ из галер №№ 1 – 3 и шести «одинаких» шлюпок. Итого – 15 шт.)
Отредактированно STEFAN (02.07.2024 19:12:50)
Продолжение завтра.
МОДЕЛЬ ОДНОПУШЕЧНОГО, ПАРУСНО-ГРЕБНОГО КАНОНЕРСКОГО ИОЛА. 1823 Г.
Модель изготовлена для Великого князя Николая Павловича, затем находилась в коллекции Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича в Мраморном дворце. Передана в Морской музей в 1892 г после его смерти вдовой Великой княгиней Александрой Иосифовной и сыном Великим князем Константином Константиновичем.
Мне кажется, что для канонерских лодок, йолов, дубель-шлюпок, ботов и т. п. стоит завести отдельную ветку.
К плавучим батареям все это отношения не имеет.
Отредактированно STEFAN (02.07.2024 20:41:52)
По "Гремящей". Эта путаница с числом мачт и пушек...
Не могла так называться одна из старых 7-пушечных ПБ постройки 1810- 20-х гг.? Они были номерными, но почему бы не допустить, что однажды им дали имена собственные?
А уже после, когда подобную списали / разломали, новую, 2-мачтовую батарею так назвали?
Продолжение темы Черноморских ПБ.
Российское флотское командование и, прежде всего, Светлейший князь Потёмкин-Таврический понимали, что для войны в Днепровско-Бугском лимане вполне хватает и переоборудованных речных посудин, но для открытого моря (тем более Чёрного – не Балтика же, с её шхерами) нужны были другие, более мореходные суда.
В 1788 – 89 гг. корабельный мастер С.И. Афанасьев разработал несколько более или менее удачных проектов, не считая, конечно, его основной «работы» – линейных кораблей и фрегатов:
Мореходных 25-ти- и 16-ти баночных галер;
Различных казачьих лодок и прочих мелких судов;
18-пуш. легкого гребного фрегата (12 24-фнт. пушек, 6 полукартаульных единорогов);
И среди прочего – проект большой мореходной 2-палубной плавучей батареи.
Батарея имела фрегатские размеры и соответственное парусное вооружение, 36-фнт. пушки размещались на верхней палубе (в шахматном порядке), а нижняя использовалась для «житья экипажа … и якорный канат будет на сей же палубе» (т. е. поднимание якоря никак не мешало бы действию пушками); в трюме под нижней палубой помещался провиант и снаряды. 15 весельных портов по стороне.
Однако, вероятно, этот проект остался только на бумаге
.
Тем не менее, по документам (напр. Рапорт бригадира Пустошкина князю Потемкину, из Галаца, 8 октября 1791 г.) в составе гребного флота имелась 1 плавучая батарея.
Что это было за судно предстоит выяснить. Возможно, что это была трофейная турецкая батарея, плененная после Тендры.
Занятно, что в разных источниках имеются расхождения по ее пушечному вооружения: «Большая батарея о 24-пушках», «…на батарее передовых две пушки 24-фунтовые английские, по бокам по 5 медных 8-ми фунтовых, на корме одна английская 24-х фунтовая…» (т. е. 13 пушек).
Донесение Ушакова: «Пушек на оной по семи на стороне, и две на носу – всего 16. Из них на средине судна по две на стороне 36-фунтового калибра, а прочие все 24-фунтовые. Судно оное плоскодонное, в грузу ходит мелко, потому в бейдевинт ходить не может».
Именно из-за плоскодонности турецкую ПБ вполне могли включить в состав гребного флота, действовавшего в устьях Дуная и у побережья.
После окончания войны с Османской империей в Черноморском флоте настал период некоторого застоя. Плавучими батареями там вообще особо не интересовались, в отличие от Балтики, где их клепали десятками.
Однако в 1798 году адмиралтейств-коллегия заинтересовалась комплектацией Черноморского флота такими боевыми единицами.
19 октября, рассматривая вопрос о штатном составе этого флота, коснулись и вопроса о ПБ:
«…5) на плавучих батареях по комплектации черноморской полагается, в постановление на каждую, пушек 36 фун. 18, гаубиц 3 пудовых 2, и фалконет 3 фунт. 4; …». (На БФ – ПБ с пушками – 7 36-фнт., «а кои с мортирами, то пушек 36 фун. 2, да мортир 3 пудовых две же»).
Т. е. за штатный образец в Ч-м флоте бралась ПБ Афанасьева, с несколько усиленным вооружением – всего 20 орудий + 4 фальконета.
В 1800 г. о постройке ПБ для Ч-го флота задумались уже всерьез:
Записка Кушелева в адмиралтейств-коллегию, 26 марта 1800 г.
«…В черноморских верфях приготовить к оному же 1801 году к построению … и нужное число для гребного флота батарей пушечных и мортирных».
Выписки из журналов адмиралтейств-коллегии 1800 года.
29 марта (№ 2853). «Г. И. Высочайше повелеть соизволил: … в черноморских верфях приготовить к оному же 1801 году к построению … нужное количество батарей пушечных и мортирных …(послать указы) предписав черноморской, какое число батарей пушечных и мортирных построить вновь необходимо нужно, … и черноморской конторе предписать, сделав таковые же чертежи, прислать в коллегию…».
Чертежи от мастеров Потапова и Суравцова были присланы. Это были два проекта – ПБ для открытого моря и для Лимана.
Первая представляла собой довольно крупное судно: 115 х 30 х 9,5 футов, три мачты, 30 вёсел, 8 орудий (6 30-фнт. пушек по бортам, 2 3-пуд. гаубицы в носовой части).
Вторая – практически копия первой, уменьшенная и более плоскодонная: 95 х 25 х 6 футов, 8 орудий (6 24-фнт. пушек, 2 1,5-пуд. гаубицы).
Оба проекта датированы 1799 годом.
Однако оба проекта были частично забракованы, и прежде всего из-за обычного расположения орудий – побортно, в то время, как на Балтике давно перешли к установке орудий вдоль судна по середине палубы на круглых поворотных платформах.
Граф Кушелев оставил собственноручные резолюции на чертежах.
На первом: «Оставить конструкцию здесь начерченную, пушки распорядить таким образом, как на батареях в Балтийском море употребляются, то есть посредине, 36 фунтового калибра числом 7 или 8, сколько без стеснения поместиться может, равномерно и бомбардирские построить…».
На втором: «Для лимана годятся точно таковые, как и построены для Балтийского гребного флота, ибо, имея ту же глубину, как на сем чертеже изображаются, могут иметь лучший ход и сильнее вооружение, почему и послать туда чертеж…».
Чертеж «классической» балтийской ПБ был послан в Херсон в 1801 году – он на 100% был идентичен пушечным ПБ №№ 1 – 23 1798 г. (Автор чертежа – мастер Сарычев).
Чертежи пушечной и мортирной батареям для Черноморского флота были разработаны мастером Сарычевым в 1800 г. и тоже посланы в Херсон.
Имели одинаковые размерения 115 х 30 х 9,5 футов. (т. е. размеры остались точно такими, как у батарей Потапова-Суравцова). Трёхмачтовые, 28 весел для гребли. Первая вооружалась 7-ю 36-фнт. пушками; вторая –2-мя 3-пуд. мортирами и 3-мя 36-фнт. пушками (5 орудий).
Что же касается непосредственно постройки этих батарей, то здесь – сплошные непонятки. В 1803 г. в Херсоне стала строиться партия новых судов: фрегат, 10 батарей и 30 йолов. Но вскоре строительство как-то заглохло.
Однако, в 1806 г. в Херсоне все-таки была спущена одна плавучая батарея, а что сталось с остальными – не ясно.
Ф.Ф. Веселаго включил в свой сборник эту единственную ПБ, хотя и с большой ошибкой: 7 пушек, заложена 10 июля 1804 г., спущена 14 июля 1806 г. (строилась больше 2-х лет!), мастер Суровцов… , размерения: 150 х 30 х 9,5 футов. Длина впечатляет! Возможно, это была не ошибка автора, а просто опечатка в книге (как, например, с первыми каспийскими номерными фрегатами), но этот неправильный размер прочно вошел во все современные «справочники».
(На самом деле, правильная длина – 115 футов, как в чертежах Сарычева).
В заключение, остается вопрос – сколько же всего плавучих батарей имелось в Черноморском флоте в «нулевых» годах 19 века?
Пришел к выводу – тема количественного и типового состава Черноморского гребного флота до конца ещё очень не исследована! Это касается и времени русско-турецкой войны 1806 – 12 гг.
Были канонерские и бомбардирские лодки, сохранились их чертежи, были и другие вспомогательные суда (даже кайки!) и некоторое количество плавучих батарей. Вовсе не одна.
Из материалов ОМС:
«Кардамаки, Эммануил Егорович. … 1807 – 1809 г. Командуя плавучею батареей № 6, охранял гирла р. Дуная от прорыва неприятеля».
«Чернявский Илья Назарович. … 1807 г. Переведен в Дунайскую флотилию, и на плавучей батарее перешел из Херсона в Сулин…».
«Евреиновский, (Евреинов) Константин Маркович. … 1814 – 1818 г. Командуя плавучею батареею и вторым отрядом судов дунайской флотилии, находился при крепости Килии…».
«Гагман, Захар Леонтьевич. … 1809 и 1810 г. Командовал плавучею батареею Св. Николай и требакою Константин в Черном море». (Что за «Святой Николай»? Переделанный по старости фрегат?)
«Адамопуло, Пантелей (Панаго) Анастасьевич. … 1809 г. … Произведен в капитаны 2-го ранга. Командовал отрядом канонирских лодок, 1 бомбардирским судном и 3-мя плавучими батареями».
«Дефабр, Антон Маркович. … 1810 г. Командуя отрядом из 3-х плавучих батарей, 5-ти канонерских лодок и одного бомбардирского судна, занимал охранительный пост на фарватере между Кинбурном и Очаковым».
«Асланов 1-й, Александр Павлович. … 1810 г. (капитан-лейтенант) … Командуя на Дунае плавучею батареею, участвовал при осаде крепости Рущук. 1811 г. Командуя тою-же плавучею батареею, занимал брандвахтенный пост в устье Дуная…»
И на закуску – о командирах первых, «днепро-лиманских» ПБ 1787 – 89 гг.:
ПБ № 1 (1788 г. – И.С.Проскочин, переход от Глубокой пристани к Очакову, участие в сражении с тур. флотом на Лимане, ранение; 1788 – 89 гг. – Ф.П.Лелли, сражения на очаковском лимане);
ПБ № 2 (1789 г. – И.И.Фаллет, переход из Очакова в Херсон);
ПБ № 3 (1789 г. – И.С.Проскочин, нахождение у Аккермана, для прикрытия прохода в Лиман, возвращение в Херсон для зимовки);
ПБ № 4 (1788 г. – Х.Х.Граф, очаковский лиман, сражения с неприятельским флотом; Т.Г.Перский, сражение в очаковском лимане и под Очаковом);
ПБ № 5 (1789 г. – П.А.Колзаков, плавание между Очаковым и Херсоном);
ПБ № 6 (1788 г. – М.С.Микрюков, сражение в очаковском лимане; 1789 г. – И.И.Ерле (в 1788 г. находился на ПБ № 1));
бПБ № 1 (1787 г. – Х.Х.Граф, в эскадре к-а Мордвинова под Очаковым); - интересная информация: т. е. бомбардирская ПБ имелась уже в 1789 г.!
ПБ №№ 4, 5, 6 (1790 – 91 гг. – капитан-лейтенант Г.И.Тимченко, командуя «вооруженными батареями» плавал от Херсона до Очакова).
Последний «товарищ» - интересная информация… Получается, что по крайней мере три ПБ не переделали в транспорты в 1789-90 гг., а они продолжали службу в прежнем качестве? …
С большим интересом прочитал! Большая, достойная работа проделана!
Вот бы что то подобное было бы по канонерским лодкам и другим малым судам... Но понимаю, насколько это непросто и не быстро.
Алексей Логинов написал:
#1616651
и другим малым судам.
Пытался разобраться с кайками. Но инфы мало.
Сделал вывод: кайки второй четверти 18 века и 70 - 80-гг. этого же века - принципиально разные типы судов.
Первые - это модернизированные гребные бригантины "венецианского маниру".
Вторые - по конструкции и вооружению ближе к ранним канонерским лодкам.
Нашел в одном из Гангутов эту таблицу авторства, кажется, Черникова.
Несколько растянуто по времени + "смешались в кучу кони, пони", но есть интересные сведения.
И, бл., зачем все в метры переводить? В футах понятней и ближе (для 18 века).
[url=https://ru.imgbb.com/]
Отредактированно STEFAN (04.07.2024 19:01:21)