Вы не зашли.
Что вообще есть гекбот? Тип судна? Класс?
Или, в случае с Каспием, чисто "географическое" название специальных военно-транспортных судов?
По Веселаго - весьма многочисленный контингент парусных транспортных судов, бывших в строю три - четыре десятка лет.
А это (для простоты восприятия) - описание гекботов из сборника А. Чернышева.
Плюс - изображение якобы гекбота "Астрахань". Но - "не верю" - не гекбот это, исходя из описаний, да и на судно петровской эпохи не очень похож.
После Персидского похода 1722 г. (не самого удачного), Пётр сделал вывод, что большинство судов его флотилии - трехмачтовые ластовые, шмаки, бусы - имеют существенные недостатки в плане мореходности.
Требовалось большое количество новых, достаточно крупных и вместительных, но без серьёзного артиллерийского вооружения (с кем вести артиллерийский бой на Каспии?). И (не зря я интересуюсь этим в соседней ветке), первоначально царь приказал строить именно КАТЫ - большие ластовые суда.
И лишь несколькими неделями позже (в октябре 1722 г.) появился термин ГЕКБОТЫ.
При этом половина гекботов (15 шт.) строилась в Казани, под руководством гвардии майора Румянцев (не нашел, какие мастера-подмастерья строили здесь), а половина (15 шт.) - в нижнем Новгороде, под руководством гвардии майора князя Юсупова (строители - Иван Немцов и Василий Шпак).
Кроме того, в Казани строилось 6 "больших ботов" (пакетботов?) и 30 мелких судов.
Еще деталь: половина гекботов были дубовые, половина - сосновые. Причем в Казани строились 8 дубовых и 7 сосновых (как в Н. Новгороде - неизвестно, может в обратном порядке, а может и в таком же, тогда дубовых было 16).
24 октября, в письме в адмиралтейств-коллегию, граф Апраксин указывает уже точные размерения гекботов - 100 х 27 футов.
Интересно, что в некоторых документах гекботы по-прежнему называются катами.
Как известно, уже к весне все суда были построены, а к лету были сплавлены к Астрахани.
13 июня астраханский губернатор А.Волынский писал государю: "...казанские гекботы и боты прибыли сюда мая 27 числа и нижегородские 13 гекботов ... 31 числа, а достальные два вчера, и все гекботы так хороши, властно как бы фрегаты..." Т. е. - трехмачтовые, с фрегатским вооружением.
В 1723 г. 7 гекботов участвовали в бомбардировке Баку. Причем, имели следующее вооружение: 2 – по 1 мортире, 5 – по 2 18-фнт. медные пушки. (По Веселаго на бомбардирских стояло также по 1-й 36-фнт. гаубице).
По дневнику Соймонова: в походе на Баку участвовали только казанские гекботы, 5 галиотов (больших ботов) и несколько бусов. При бомбардировке гекботы выстроились полуциркулем (дугой).
Интересный рисунок Соймонова, дающий представление как примерно выглядели первые каспийские гекботы и другие суда:
Насчет того, как выглядели первые "петровские" гекботы. Якобы имеется подлинный чертёж гекбота среди фондов РГА ВМФ, даже хотел его заказать, но, вероятно, это будет не дёшево.
И в итоге чисто логически удалось вычислить и найти его позднюю копию.
С огромной долей вероятности первые гекботы выглядели так:
Размерения: 100 х 26.4 х 6.9 фут.
Отредактированно STEFAN (08.07.2024 22:06:07)
Хотел сегодня много написать - о нескольких сериях гекботов в период "междуцарствия" от Петра I до Анны. Но из-за грёбаного веерного отключения света - не успел.
Но кратко получается следующее - Ф.Ф. Веселаго (и его ремейкщики) допустили две крупные ошибки:
1) Пяти гекботов, в том числе "Зинзили", построенных в 1725 году не существовало.
2) Гекботы и гукоры постройки 1726-27 гг. - это трёх- и двух-мачтовые ГЕКБОТЫ, близкой конструкции, и поначалу все они назывались гекботами. Позже двухмачтовые гекботы зачем-то переименовали гукорами, хотя по конструкции корпуса они таковыми не являлись.
Т.е. этот тип судна родился и был привязан к одному театру военных действий, к Каспийскому морю? Или гекботы строили и на других флотах?
Судя по чертежу мидель-шпангоута это плоскодонное судно. Что в общем то характерно для Каспийского моря. Особенно для его северной части, которая довольно мелководная, не говоря уж о Казани и Нижнем Новгороде. Т.е. говоря современной терминологией это судно река-море. Сто футов.. тридцать метров получается, не такое уж и большое.
Алексей Логинов написал:
#1617276
этот тип судна родился и был привязан к одному театру военных действий, к Каспийскому морю?
Судя по всему - да. Хотя, на балтике некие гекботы имелись (в основном коммерческие), но что из себя представляли, не знаю. Термин из Европы - как этот тип там выглядел, самому интересно.
Алексей Логинов написал:
#1617276
плоскодонное судно. Что в общем то характерно для Каспийского моря. Особенно для его северной части, которая довольно мелководная, не говоря уж о Казани и Нижнем Новгороде. Т.е. говоря современной терминологией это судно река-море.
Они ходили не толко в северной части моря, но и на юг - в Баку, Гилянь, Зинзили. Соймонов на гекботах описывал Каспий. Позже стали строить менее плоскодонные.
Алексей Логинов написал:
#1617276
Сто футов.. тридцать метров получается, не такое уж и большое.
Позже были еще меньше - 70 - 85 футов.
Мастер Броун проектировал своеобразный "супер-гекбот" - 120 футов, 28 пушек, с шикарным декором... Есть чертежи. (И тоже без княвдигета. Они все такие - не как на рисунке в книге Чернышева).
Чтобы более понятно было о первых, "петровских" гекботах - пара списков.
Указаны + - годы гибели по навигационным причинам.
Сразу добавлю - пяти гекботов, построенных в 1725 году, в том числе "Зинзили" - не существовало.
Документы (из МИРФ) это доказывают. Хотя путаницы там много - после смерти Петра приказывали одно, потом меняли эти приказы и проч.
Скорее всего, "Зинзили" был изначально, но где-то это название, чуждое русскому языку исказили - были варианты "Зинант", "Зинаной". Как и "Сагозан" - "Савалак".
В 1725 году погибли четыре гекбота - "Св. Петр", "Апшерон", "Саратов", "Гиркания".
А потом в Ярковской гавани произошла катастрофа - 21 судно, из них 15 гекботов, из за наплыва льда, оказались на берегу. По словам Соймонова, из этих судов вновь ввели в строй только 7. Десять сосновых гекботов - разломали. (В таблицах цифры 26 - те, что коричневые показывают обмелевшие гекботы).
Уже тогда стало понятно, что сосновые гекботы в каспийской водичке способны служить три, максимум четыре года...
По моим расчетам в 1726 году были разломаны сосновые гекботы Москва, Шахдаг, Александр Магнус, Вулкан, Дагестан, Св. Екатерина, Св. Павел, Св. Анна, Аграхань, Рящ.
Т. е. в 1726 году осталось 16 старых гекботов. Но в этом же году погибли еще два - "Казань" и "Зинзили".
Отредактированно STEFAN (10.07.2024 18:54:19)
anb1911 написал:
#1617347
вот есть такой гекбот 34 пуш Oegstgeest 1699г
Интересно. Каспийские - точно не такие.
Не понятно - чем он от фрегата или малого корабля отличается?
Отредактированно STEFAN (10.07.2024 20:27:16)
Это гекботы 25 - 30 гг. (по сборнику Веселаго). В скобках (2) - повторные названия.
Надо изучать, но, явно не все правильно.
Гекботы 25 – 30 гг.
Еще 14 ноября 1724 г. в Казань был послан указ местному вице-губернатору Кудрявцеву «сделать ныне и впредь делать по всягодно по 5 судов (гекботов), в том числе по 3 дубовых и по 2 сосновых». Постройкой судов непосредственно должен был заниматься английский мастер Гардлий. Гекботы предписывалось построить быстро и отправить в Астрахань «первою вешней водой».
Кроме того, в Нижний Новгород был послан капитан Мясной для осмотра оставшихся от постройки 15-ти гекботов лесов и припасов, чтобы по весне отправить их в Астрахань для ремонта ветхих судов и прочие поделки. Между прочим, помимо оставшегося леса, в Нижнем было сверх того заготовлено лесов еще на 5 гекботов!
Вероятно, не умри Пётр, все было бы исполнено, но увы… Сразу же усилилась письменная волокита, сказалась нехватка мастеровых и проч.
Закладка новых гекботов, как и ремонт старых судов проходили с опозданием – 5 новых гекботов, похоже, заложили только летом. Во всяком случае, в сентябре они уже строились. В 1725 году, правда, была построена партия новых шхерботов - 50 шт. (осенью уже были в Астрахани).
Интересный факт – 26 ноября 1725 г. в Астрахань, к главному командиру капитану фон Вердену был послан указ с повелением «тамошними подмастерьями и мастеровыми заложить и строить 2 гекбота» (из присланных из Нижнего лесов на 5 гекботов ), а «достальные 3 гекбота» - как хватит леса. Во всяком случае, вполне вероятно, что «астраханские» гекботы (2 штуки) впоследствии строились. Точно сказать нельзя – нужно изучать первоисточники – но вполне вероятно, что их даже достроили.
Заодно в Казань (в декабре) был послан указ «застроенные на сей 1725 год 5 гекботов достроить», заложить еще 5 на следующий год, «також и в Астрахани вновь два гекбота заложить и строить с поспешением»… Т. е. о постройке 2-х астраханских гекботов напомнили еще раз.
В конце декабря мастер Гардлий уведомил, что 5 новых гекботов (+ 5 шлюпок и 5 ботов) в начале весны к отпуску в Астрахань будут готовы, но не хватает «для сгонки» людей и лоцманов.
Как известно, в начале нового 1726 г., после навигационных потерь, количество старых гекботов на Каспии резко сократилось: при Гиляне зимовали 7 шт. (в том числе «Зинзили», которая вскоре погибнет), при Баку – 4 шт. и в Ярковской гавани 15 шт. (из них 10 пойдут в разломку). Т. е. годных всего – 16 штук.
На верфях ситуация была следующая: 5 гекботов 1725 г. были готовы к сгону, еще 5 – «к спуску могут поспеть к сентябрю месяцу», 2 астраханских гекбота, вероятно еще даже не были заложены: 14 февраля указывалось «вновь два гекбота заложить и строить с поспешением». (Хотя, может быть, речь шла о еще двух гекботах, а пара уже строилась?) Заодно вице-губернатору Кудрявцеву был послан указ заложить и вновь строить 5 гекботов из старых негодных корабельных дубовых лесов.
Для наведения порядка и надзора над строительством гекботов в казань был послан шаутбенахт Иван Синявин.
Уже в конце марта Синявин, отправляясь из Казани в Астрахань «усмотрел», что новые гекботы «делом изрядны и к морскому хождению безопасны» (5 шт. 1725 года). Заодно, пообщавшись с Гардлием, они совместно предложили коллегии усовершенствовать новые гекботы – увеличить высоту борта и (наконец!) сделать пушечные порты.
Из 10 предполагаемых к постройке гекботов 2 было заложено 9 марта, а еще 3 – «заложатся в половине сего ж мая». Остальные 5 гекботов – в этом году «сделать неможно». Т. е. первая пятёрка судов будет готова лишь к середине лета (т. е. спустить в Астрахань уже не получится), вторая пятёрка – в следующем году. Остаются лишь 5 гекботов… (Эх, Сталина Петра на них не было!)
Коллегия (31 мая 1726 г.) объявила свое мнение: 1) довольствоваться оставшимися наличными судами + 5-ю новыми; 2) старые сосновые гекботы – разломать (с оговорками); 3) сосновые гекботы больше не строить, достраивать лишь заложенные, а делать все из дуба. Ранее коллегия одобрила мнение Синявина и Гардлия «делать борты выше прежних с пушечными окошками по пропорции».
Между тем, произошло событие, которое, с одной стороны улучшит конструкцию гекботов, с другой – внесет дополнительную путаницу и волокиту.
Мастера Рамз, Щербачев и Осокин сочинили два новых проекта гекботов – более компактных, мореходных и мелкосидящих. (По другим сведениям, автором проектов был Пальчиков). Конструктивно они различались величиной и числом мачт.
Первый – 3-мачтовый, 89 х 24 х 9.9 футов, 12 пушек 4-фнт.
Второй – 2-мачтовый, 70 х 20 х 8.2 футов, 10 пушек 3-фнт.
(Чертежи есть). Немного позже 2-мачтовые гекботы стали называться гукорами.
Коллегия чертежи одобрила, признав, что «оные суда прежних гекботов мелководнее ходить будут». И послала указ – заложенные гекботы доделывать против прежней пропорции, а не заложенные не строить, а «обождать вновь сочиненной здесь», а как чертежи придут по почте – строить только из дубового леса.
Это вновь создало задержку с постройкой судов, которых уже не хватало.
4 августа 1726 г. Синявин донес адмиралтейств-коллегии о плаваниях судов (в том числе гекботов): для описи Каспийского моря были использованы три судна (в том числе 1 гекбот), ген.-майор Дебриньи отправился в завоеванные провинции на 2 судах (1 гекбот), князь Долгорукий взял для транспорту 2 судна (1 гекбот) и для отъезда из Астрахани принца Вахтанга было изготовлено 2 гекбота. А 3 августа прибыл в Астрахань с 5-ю полками ген.-лейт. Фонштаф, для переезда на Куру, а «при Астрахани более судов не имеется».
Т.е. всего – 5 гекботов. Видимо, из них – три штуки новые, постройки 1725-26 гг. (Сохранились сведения, что в Астрахань было отправлено лишь 3 гекбота).
В конце 1726 года, наконец, попытались определить точное число планируемой постройки новых гекботов: 15 судов (8 гекботов и 7 гукоров) + еще 5 судов.
Причем, 7 гекботов уже были заложены, 5 – еще известно не было (приказали делать гукоры), а из новых 5 судов – 2 гекбота и 3 гукора. В итоге – 7 гекботов и 8 гукоров… Опять путаница!
В начале 1727 г., по доношения капитана Урусова, «в будущую весну на имеющихся наличных 15-ти судах (гекботах), в дальние вояжи … (ежели из Казани к первой кампании суда не прибудут) ни по какому образу с довольствием провианта завесть будет не можно»!
(Всего на Каспии оставалось к началу лета 15 гекботов, пара яхт, шнява, галиот, пакетбот, 9 эверсов и 49 шхерботов – 78 судов.)
Ранней весной в Казань приехал капитан-командор З. Мишуков, «исправлять по указам». 21 марта он донес Меншикову: заложены 17 транспортных судов – 7 гекботов старой пропорции, 2 новой и 8 гукоров. В конце мая Мишуков из Астрахани доложил, что 1 гекбот старой пропорции и 4 гукора прибыли, а остальные 12 (в двух партиях) скоро прибудут (все суда прибыли в начале июня).
Стоит упомянуть еще один момент: мастер Гардлий сочинил новый чертеж для постройки гекботов и отослал все три (вместе с присланными из Петербурга) в адмиралтейскую контору для конкурса – выбрать лучший для построения гекботов в следующем 1728 году. Но «шишки» из адмиралтейств-коллегии объявили свое мнение – строить по присланному из коллегии чертежу по причине: чертеж опробован покойной Ея И. В., здешним мастерам будет не без обиды, в перепискам коллегии будет чинится излишний труд и т. д. Впрочем, 3 чертежа были отправлены в обер-сарваерскую контору для консилиума всех корабельных мастеров. Результат не известен. Но, гукоров (2-мачтовых) больше не строили. А позже, в конце года, вынужденно изменили и технологию постройки: посчитали и выяснили, что если все гекботы строить из дуба, вскоре не станет хватать его на корабли и фрегаты; в итоге нашли решение - из дуба делать только штевни, а весь остальной набор из сосны.
В итоге можно подвести итоги: в 1725 – 27 гг. было построено:
10 гекботов старой пропорции, 2 гекбота новой пропорции и 8 гукоров (2-мачтовых гекботов) – всего 20 судов. (Ну и непонятно, что с астраханскими гекботами: были ли построены те 2 штуки, которые должны были?).
В последующие годы производство гекботов по графику 5 штук в год наладилось, даже шло с опережением, видимо достраивались заложенные ранее суда.
В 1728 г. было отправлено из Казани 8 гекботов,
1729 – 7,
1730 – 5,
1731 – 5. Итого – 25.
А всего после смерти Петра (до перерыва, возникшего после 1731 года) было построено 45 гекботов, по крайней мере, трех типов (старого, нового манера и гукоры). (Это по моим подсчетам).
По Веселаго за этот период построили 44 гекбота и 8 гукоров – т.е. 52 судна.
И, между прочим, эта цифра представляет интерес! Если вычесть 5 мифических гекботов 1725 года, а к «моим» прибавить те 2 «астраханских» гекбота, которые неясно, были ли построены, то обе цифры уровняются – 47.
Отредактированно STEFAN (12.07.2024 20:44:31)
Довольно много белых пятен по гекботам Анненского времени.
По документам известно, что еще в мае 1729 года в Казани было спущено 3 гекбота, а еще 2 - достраивалось.
Причем, эти суда в Астрахань не отправлялись, а глубокой осенью их было даже решено законсервировать: «те суда по достройке накрыть», такелаж убрать в удобные места. Но, вероятно, из-за плачевного состояния флотилии (оставалось 43 годных судна, не считая мелких лодок, шлюпок и т.д.) этот указ отменили буквально через две недели: «как их, так и надлежащий такелаж готовить немедленно, а будущей весною отправить в Астрахань».
На 1730 г. – 5 «состроенных» гекботов отправить в Астрахань, а на «предбудущий 1731 год … построить, также и впредь по вся годы к каждой весне строить по пяти гекботов…». Т. е., в первый год воцарения новой императрицы Анны Иоанновны на Каспии начался короткий период восстановления флота. Летом должны отправиться из Казани в Астрахань 5 гекботов, 10 шхерботов с палубами, 18 мелких судов – итого 38 единиц.
(По шхерботам: по сравнению с балтийскими собратьями, каспийские были крупнее - 50 футов длиной.)
Еще пятерка гекботов была заложена судя по всему в 1731 г. – на 1732 г. предполагается построить и отправить в Астрахань еще 5 гекботов и 5 шхерботов.
Интересная особенность - при Анне несколько изменились названия новых гекботов - вместо волжско-басурманских названий вторую "пятёрку" назвали именами городов - мест сражений Северной войны - "Кронштадт", "Ревель", "Рига", "Нарва" и "Выборг". (Ф.Ф. Веселаго Выборг вообще в свой список не включил, но вероятно, ошибочно внес в число этой пятерки гекбот "С.-Петербург", вероятно из прошлогодней серии). Известны еще два названия - "Сескар" и "Эзель" - острова на Балтике. По Веселаго эти гекботы были построены в 1735 году. Не уверен.
Может быть, относились к пятерке 1731 - 32 гг. В целом - все эти названия и размерения судов требуют скурпулезного уточнения.
А после, похоже, гекботоы несколько лет не строили - сведений нет.
Причин несколько. И, прежде всего, из-за постройки более мелкосидящих пакетботов, галиотов и шмаков.
Из документов 1732 года: 20 сентября указали «для посылки из Астрахани в персидские провинции почты» до 1732 г. давать имеющиеся там «потребные суда», а также «учинить ластовых судов мастерами» чертеж пакетботу – сделать к весне 3 пакетбота – чертеж уже имеется.
27 сентября – сделать к весне 2 галиота по чертежу Соловьева – 60×17,5×8ф.4д. Причем, в случае нехватки мастеровых людей, «хотя один гекбот строением отложить».
А в 1734 г. гекботы вообще едва не "отменили". Указ сената от 26 февраля 1734 г. (командующий флотилией Калмыков доносил, что «гекботы по состоянию тамошних мест пропорциею не весьма способны, … глубоководны», лучше иметь одни галиоты 75×20×10ф.). Однако, по причине того, что покойный император высоко ценил именно гекботы и приказал строить их погодно по 5 штук, совсем отказаться от этого типа судов не решились. Приняли решение содержать меньшую часть гекботов и шмаки 71×21,5×10ф.
3 апреля 1734 г. – указ об отпуске весной сего года 5 гекботов, 5 шхерботов, 4 стругов + 50 мелких судов. Т. е. это были суда постройки 1731 - 32 гг., задержавшиеся в Казани.
Следующая партия гекботов вообще строилась подрядом: 6 марта 1735 г. был заключен договор с балахонцами о постройке ими 5 гекботов ценой 900 руб. за каждый. Кроме того, корабельный мастер Ф. Пальчиков в этом году строил в Казани 7 шмаков.
Дальше вмешалась политика - по договору с Персией Россия отказалась от большей части контролируемых ею земель и портов на западном и юхном побережье Каспийского моря. Большое число судов во флотилии вроде как стало не нужным. По указу правительствующего сената от 23 ноября 1735 г. велено: «в астраханском порте для перевоза провианта содержать морские суда наличные, а вновь до указа не строить». От 27 февраля 1736 г.: «оставить умеренную команду» морских служителей. Велено приготовить 3 шхербота или галиота для почты и 2 гекбота «ради сыску воровских на море людей». + оставить 7 шмаков, а остальные суда продать или отдать купцам.
К лету 1740 года Каспийская флотилия представляла собой вообще жалкое зрелище - ): в Астрахани всего 5 гекботов и 7 шмаков (все ветхие). + 4 шлюпки: 1 12-вёс, 1 10-вёс, 2 8-вёс.
Пришлось вспомнить о построенных подрядом гекботах:
26 сентября 1740 г. (Журн. Колл-ии №4351) «Слушав из казанской адмиралтейской конторы доношение, приказали: во оную контору послать указ, велеть шмаки и шхерботы, також и сделанные подрядом гекботы, чтоб оные втуне не сгнили, все починивать немедленно…».
9 января 1741 г. – вновь упомянуты 5 гекботов, которые строились подрядом. Эта последняя "анненская" партия получила названия "С.-Петербург" (уже третий!), "Киев", "Москва", "Ярославль", "Азов".
Отредактированно STEFAN (15.07.2024 20:09:26)
Вот пара документов о чертежах гекботов.
Этот - 1727 года.
Здесь упомянут корабельный подмастерье Ф. Пальчиков, который просто объявил в коллегии информацию о чертеже, сочиненном "с общего согласия корабельных мастеров", который был "апробован" покойной императрицей Екатериной Первой. Т. е. Пальчиков вроде как и не при делах.
А вот другой документ - 1744 года.
Здесь получается, что Пальчиков - автор данного чертежа. Ошибка? Или Пальчиков реально был автором чертежей новых гекботов? Хотя на имеющихся чертежах трёхмачтовых и двухмачтовых гекботов его фамилии или автографа нет...
Или был был ещё какой-то проект 3-мачтовых гекботов (не считая гардлиевского и "совместного" от Рамза, Осокина и Щербачёва)?
Вот непонятно, где был Филипп Пальчиков зимой - весной 1722 - 23 годов? В ОМС пробел. В 1722 году он приезжал в Астрахань во время каспийского вояжа императорской четы. Может быть это он строил Казанские гекботы?
И, наконец, кто был вообще автором первых 100-футовых гекботов? На чертеже гекбота (как указано в копии) имелась подпись обер-сервайера Головина. Такая же подпись - на сохранившемся подлинном чертеже почтового бота (или "большого" бота). Получается, что автор (изобретатель) каспийских гекботов и пакетботов "князь-бас" Головин? Но не зря же Пётр дал ему этот шутовской титул - Головин показал полную бездарность в кораблестроительной науке, хотя оказался хорошим администратором.
А не мог быть автором проекта катов-гекботов Пальчиков?
Отредактированно STEFAN (16.07.2024 18:55:52)
В описи модель-камеры чертеж именно Пальчикова не значится. А вот "общие" чертежи на 12 и 10 пушек каждый имеются. Дальше по одному чертежу Ная-Броуна, Соловьева, Острецова (копия с Броуна), Путилова и Тучкова. Других чертежей нет в описи. Странно, что если посылался чертеж Пальчикова, то нет его копии в модель-камере.
Пальчиков в марте-мае 1722 г. в Москве готовил галеру "Струг Москворецкий" и другие суда московского каравана к походу. До этого был в Петербурге (по корреспонденции Петра к нему). Пошел ли он вместе с караваном вниз, или полетел сухим путем вперед, не скажу, но упоминание, что он крепил многие из судов, участвовавших в походе, содержится в августовском письме Петра 1722 г. Думаю, что в МИРФ отражена не вся работа по гекботам, что и вызывает недоумение. Я бы посмотрел обер-сарваерские дела, там может быть разъяснение, кто и что чертил и к чему пришли. Справка 1744 г. может содержать описку о принадлежности чертежа Пальчикову - невнимательная вычитка прежних документов.
Продолжаем.
По гекботам 30-х годов.
Похоже, в сборнике Веселаго получилась своеобразная путаница с датами и названиями гекботов. По размерам – отдельная песня.
Если считать 1730 год датой «упорядоченной» отправки из Казани погодно по 5 новых гекботов (в предыдущие годы это не соблюдалось, отправлялись более крупные «смешанные» партии староманерных и новоманерных гекботов и гекбото-гукоров), то именно в 1729-30 гг. была построена пятёрка судов одного типа и размера.
Условно назовем ее «типа Ставрополь» (который погибнет в 1733 году).
Затем была пятёрка гекботов 1730-31 гг. – условно «типа Кронштадт».
(вероятно по логике – «Кронштадт», «Рига», «Нарва», «Ревель» и «Выборг»).
И, наконец, еще известная пятёрка (возможно, с «островными» названиями) типа «Эзель» (еще известен «Сескар»). Построена и отправлена в Астрахань в 1733-34 гг.
Т.е. имеется «пробелы» в 1731-32 гг. и 1732-33гг. И неясно, или в эти годы гекботы действительно не строились, или по каким-то причинам документы об их постройке не вошли в печатные источники (не обнаружены?)…
Затем была пятёрка «подрядных» гекботов 1735 (?) гг. Которые построили, спустили, но до 1740г. держали в Казани на консервации.
26 сентября 1740 г. (Журн. Колл-ии №4351) «Слушав из казанской адмиралтейской конторы доношение, приказали: во оную контору послать указ, велеть шмаки и шхерботы, також и сделанные подрядом гекботы, чтоб оные втуне не сгнили, все починивать немедленно…».
Эти гекботы «С.-Петербург», «Киев», «Москва», «Ярославль», «Азов» попали к месту службы ориентировочно в 1741 гг.
В это время политическая обстановка на Каспии ухудшилась: бывший союзник Надир-Шах вел открытую войну в Дагестане и даже требовал от России «вернуть» Кизляр, угрожая его захватить.
К 1744 г. в Астрахани осталось всего 4 уже успевших обветшать гекбота: «С.-Петербург», «Киев», «Азов», «Ярославль». («Москва» сгорел в 1742 г.)
По размерениям гекботов.
У Веселаго имеется некоторая путаница – у гекботов 1727 – 31 гг. , помимо «помеси» со старыми (100 х 27 фут.) размерами, имеются «новые» (напр. 85 х 24 х12 фут.), + часть судов с «неполными» размерениями: есть длина (85.9 фут.) но нет ширины-глубины, и наоборот, нет длины (ширина-глубина 22.1 х 11.6 фут.).
Наиболее верными представляются размерения последних гекботов (40-х гг.) – 83 х 24 х 12 футов. Если верить документам, что якобы все они строились, начиная с конца 20-х годов, и уж точно с пяти «подрядных», по одному проекту и похожим чертежам, то следует опираться на эти размерения.
Теперь о последней партии гекботов времен Елизаветы Петровны.
Уже в 1743 г. власти озаботились боеспособностью наличных судов Каспийской флотилии. Прежде всего – вооружением оставшихся четырех гекботов. 2 марта 1743 г. страханский губернатор Татищев «ордеровал лейтенанта Горяинова, о приуготовлении к весне морских судов крепких и к бомбардированию способных четырех, и на каждом бы судне было по две, или по нужде, по одной мортире, да два ж судна или более, сколько крепких выберется, вооружить пушками…». Выяснилось, что на гекботах можно поставить по одной 1-пуд. мортире, (видимо на 2-х) а на остальных – по 12 пушек, вероятно тоже малых калибров.
Т. е. с вооружением все было плохо.
Через год было принято решение о существенном усилении флотилии:
10 гекботов, 50 каек и 40 лодок. Кроме того, в конце года было принято решение о постройке еще и пяти галиотов (75 х 20 х 10 футов); для почтовых нужд и «искоренения по Каспийскому морю воров» предполагалось изобрести и сделать одномачтовые шнявы (поручалось Рамзу и Сутерланду, а галиоты – ластовому мастеру Лепёхину).
Видимо, галиоты были такими - галиот Лепехина, размеры соответствуют, 1745 г.
Стоит заметить, что постройка каек оказалось ошибкой: еще до Каспийского похода А.П. Волынский отмечал, что галеры на Каспии (тогда для Каспия было построено 15 скампавей), из-за свойств местных волн и проч. – неспособны. Это 16-баночные скампавеи, а куда уж кайкам! Как оказалось впоследствии, большинство каек вышли из строя или сгнили, даже ни разу не выйдя в море…
В МИРФ опубликованы сведения о перемещении судов Каспийской флотилии за 1745 – 47 гг. (к сожалению лишь за эти три года).
Исходя из этих сведений, в 1745 г. 7 гекботов из новой партии – (носили имена архангелов и ветхозаветных святых) были построены, спущены (к 5 июня) и отправлены к морю. Это были гекботы «Уриил», «Ягудиил», «Варахаил», «Рафаил», «Селафаил», «Тови» и «Девора» (этот последний до моря в том году не дошел, а сел на мель «ниже Симбирска»).
Остальные шесть – «употреблялись для перевоза провианта в Кизляр», а «Селафаил» возил письма в Дербент, где и зазимовал.
«Старые» гекботы – «Петербург», «Азов», «Киев» и «Ярославль» тоже были в строю: «Азов» ходил в Гилянь, «Петербург» занимал брандвахтенный пост, остальные – перевозили провиант в Кизляр.
22 марта коллегия приказала вооружить имеющиеся суда артиллерией: на гекботы – по 12 пушек, на шмаки – по 6 пушек. Галиоты, судя по чертежу Лепёхина, тоже вооружались 12-ю легкими пушками. Впрочем, в апреле (из за нехватки артиллерии или артиллеристов?) количество пушек на всех судах решили сократить до 4-х, к двум пушкам по одному человеку…
В 1746 г. флотилия пополнилась тремя 12-пуш. шнявами (Св.-е «Елизавета», «Екатерина» и «Пётр»). Но из старых гекботов в строю остался один «Киев» (занимал брандвахтенные посты).
А в 1747 г. остались в строю лишь новые 7 гекботов. Все старые, кроме «Киева», были разломаны а последний, видимо, еще несколько лет простоял в порту…
Большой ошибкой Ф.Ф. Веселаго стало то, что он «забыл» еще о трех новых гекботах и не включил их в свой знаменитый сборник. Естественно эту ошибку повторили и все нынешние его «ремейки».
Между тем, эти оставшиеся три гекбота благополучно были спущены из Казани в 1748 году. (Из МИРФ-10, стр. 136-137.: 10 гекботов построены и в Астрахань отправлены «…в 1745 году 7, в 1748 году 3, и ныне оные на лицо имеются…». Документ 1751 года, т. е. в этом году все «новые» гекботы еще были в строю, хотя «год от году приходят к ветхости».
Вообще же всего в составе флотилии в эти годы состояло (не считая старых 4-х штук) 12 гекботов, помимо названных «Уриила», «Ягудиила», «Варахаила», «Рафаила», «Селафаила», «Тови» и «Девора», были еще «Св. Илья», «Св. Пётр», «Св. Екатерина», «Св. Елизавета» и «Феолог».
(Как они не путались в них? Названия Екатерины, Елизаветы и Петра, помимо гекботов, носили шнявы и галиоты.)
Любопытно, что в шханечных журналах и др. документах за 1747 – 51 гг. упоминаются еще и «корабли» (вроде бы тогда слово «корабль» – это синоним линейного корабля), аж 2 штуки – «Св. Пётр» и «Елеонора». И не стоит путать их со шнявами.
Известно, что в 1748 г. правительство «решилось на следующую меру»: конфисковать у купцов все коммерческие суда, кроме рыболовных, заплатив за них хозяевам, и «впредь товары и пассажиров перевозить от казны за определенную плату».
Всего к Астрахани (в 1748 г.) было приписано 35 судов: 4 гекбота, 4 гукора, 2 корабля или пинка, 21 галиот, 4 ластовых судна. (Казённых судов 47: 8 гекботов (остальные 3, видимо еще не подошли), 2 шмака, 3 шнявы, 34 кайки.
Интересно сравнить с данными автора 19 в. Богуславского: 37 судов: 4 гекбота, 4 гукора, 21 галиот, 3 «плика» (пинка?), 1 ластовое судно, 2 корабля, 2 строившихся судов. (+ 44 рыболовных).
Т. е., без учета строившихся, количество совпадает, разница в деталях.
Что подразумевалось под «кораблями» в данном случае – не совсем ясно… Трехмачтовые пинки, или другое?
По Богуславскому – в казну было взято 16 галиотов и 2 корабля.
Можно предположить, что «в казну» взяли и два из 4-х коммерческих гекбота. И либо их оставили под своими названиями, либо переименовали (скорее первое).
(Видимо, не только гекботы. В составе флотилии был гукор «Самсон», наверное, тоже из коммерческих)…
Последние упоминание об участии гекботов в боевых действие – это «специальная военная операция» по уничтожению (сожжению) новопостроенных под английским руководством двух персидских кораблей, случившаяся в октябре 1752 г.
Командовавший отрядом русских судов (гекбот «Св. Илья» и шнява «Св. Екатерина») лейтенант Рагозео, погибший в этом деле, ранее командовал шнявой «Елеонора»… (т. е. возможно это и был тот «корабль» «Елеонора»?)
Позже на Каспии гекботы строились, но только коммерческие.
Известен случай с крушением в 1764 г. купеческого гекбота "Св. Георгий". Вполне возможно, что подобные гекботы (как и бригантины, и шнявы) строились на Каспии до конца 70-х гг. 18 в.
А.Иванов написал:
#1617906
А вот "общие" чертежи на 12 и 10 пушек каждый имеются. Дальше по одному чертежу Ная-Броуна, Соловьева, Острецова (копия с Броуна), Путилова и Тучкова. Других чертежей нет в описи.
Ная-Броуна-Острецова - какой-то огромный супер-гекбот (для Каспия ли?). Кораблик солидный, с декором, 28-пушечный. Путилова - коммерческий. Тучкова - скорее всего тоже, этот мастер вроде бы в 60- 70 гг. работал... (если не однофамилец). А вот Соловьева - интересно, где он.
Есть еще три чертежа Г.Корчебникова. Видимо, это те чертежи, что участвовали, вместе с Ямесовскими и Катасановскими в конкурсе на постройку судов дл обновленной флотилии. Конец 70-х. Тогда Катасанов свои фрегаты и бомбардирский протолкнул. Насчет Ямеса - Вам видней (книгу Вашу скоро поимею).
Чертежи Корчебникова интересны. Три разных судна и все названы "гекботами". Ощущение, что сам этот термин стал к этому времени обозначать сугубо КАСПИЙСКИЕ военно-транспортные суда.
Первый - чистый транспорт, по типу галиота, две мачты.
Второй - "гекбот малой пропорции" - одномачтовый, 60 фут длины, мелкосидящий, скорее палубный бот. Возможно, что именно этот чертеж позже использовался для постройки каспийских палубных ботов (но это чисто моё предположение).
Третий - 14-пуш. (+12 фальк.) 3-мачт. фрегат 95 х 27 х 11 фут. (размеры классического БК). Причем, предусматривался вариант и бомбардирского, с заменой положения грот- и бизань-мачт и без фок-мачты, классический 2-мачтовый БК.
Но, кажется, я все-таки кое что обнаружил - на днях обнародую.
Отредактированно STEFAN (17.07.2024 19:22:46)
А это - чертеж купеческого гекбота К. Путилова. Строились 2 шт. для купцов Кошкарёва и Кобякова.
88 (80 - по килю) х 24 х 11,5 фут. (40-50-е гг.)
Я не понял, сколько у него мачт? Четыре???
STEFAN написал:
#1617975
Насчет Ямеса - Вам видней
Как знать...
STEFAN написал:
#1617975
(книгу Вашу скоро поимею)
? Что Вы имеете ввиду и каким образом? ))
К сожалению, последняя опись модель-камеры значится 1764 г., потом разрыв, скорее всего, из-за потери значения для судостроения. Поэтому, что там и как получалось/сдавалось можно только по отрывочным сведениям, и то, если попадутся. Чертежи Ямеса, Корчебникова (кстати, нашел его отчество и послужной список, собственноручный!) и Катасанова - кажется что-то наподобие конкурса, которыми Екатерининское время, как оказывается, было богатым.
Четыре места, одно из которых скорее под шпиль.
Отредактированно А.Иванов (17.07.2024 20:43:50)
А.Иванов написал:
#1617986
Четыре места, одно из которых скорее под шпиль.
Спасибо, понял.
А.Иванов написал:
#1617986
Корчебникова (кстати, нашел его отчество и послужной список, собственноручный!)
Мужик плодовитый.
А.Иванов написал:
#1617986
? Что Вы имеете ввиду и каким образом? ))
В хорошем смысле - приобрету. К сожалению, только копию. (Имеется в виду Наследие Ямеса).