Вы не зашли.
В чем можно быть более или менее уверенным - последние три строчки:
15 лодок сделанных в Вильманстранде (по чертежу, вероятно, Сарычева). Опечатка в размерах. (Есть чертеж).
70 лодок петербуржских - размеры соответствуют, есть чертеж.
20 лодок рижских (по чертежу Дуракина) - размеры соответствуют, 11 банок (у Веселаго неверно), есть чертеж.
Три строчки (обведены голубым) - информации нет. Есть предположение, что 40 фридрихсгамских лодок имели несколько иные размеры...
Однако все массовые серии лодок (кроме рижских) делались как близкие копии шведских - даже наличие фальконетов на оконечностях повторяет шведские оригиналы.
А вот с лодками 1788 г. - загвоздка. Вероятно, правильные размеры у "больших", насчет "средних" и "малых" - все не просто.
Их количество - 21 большая и по 11 средних и малых - указаны по штатному составу. Во всяком случае, в середине 1789 г. в составе гребного флота имелось всего 9 больших и 6 средних лодок. Малые, возможно, действовали на озерах.
И, наконец, место постройки - река Волхов. Специально просмотрел источники - ни одного упоминания.
Алексей Логинов написал:
#1620309
Вот еще, немного получше.
Это, кажется, архангельские времен Восточной войны, обороняли Сев. Двину в 1854 - 55 г.
Алексей Логинов написал:
#1620296
Чертежи хранящиеся в ЦВММ.
Трофейная шведская, снятая Сарычевым, есть и в РГА ВМФ.
Здесь другое интересней...
Указаны размерения НАШИХ кан. лодок! И, кстати, глубина интрюма у них на полфута больше, чем показывал Веселаго.
И опять-таки, по Веселаго получается, что 40 фридрихсгамских лодок КОПИРОВАЛИ (даже по размерам!) шведский трофей. Проверить это сложно, хотя могли быть и варианты...
Самое интересное - неизвестно, как выглядили первые русские канонерские. лодки. Насчет "средних" - какая-то лажа...
Первая большая лодка строилась с весны 1788 г. В единственном экземпляре.
Про ее вооружение нашел такое: основное вооружение близко к шведским - носовое 18-фнт. орудие, кормовое - 12 фнт., причем пушки со станками собирались делать двойного назначения: при необходимости снять с лодки на сушу и использовать "вместо полевого лафета на сухом пути". Лафеты устанавливались на некие 8 полос без колес, в случае нужды - "полоски от лафета отнять, оси прикрепить и колеса надеть на лафет".
Кроме того на кан. лодку предполагалось установить сразу 20 (!!!) 1-фунтовых фальконетов... Ого!
STEFAN написал:
#1620329
Да вот ОНА - наша первая балтийская канонерская лодка!
Вот эти кнехтики по борту, это как раз для установки фальконетов. Десять штук с одного борта и десять с противоположного.
STEFAN написал:
#1620326
основное вооружение близко к шведским - носовое 18-фнт. орудие, кормовое - 12 фнт.,
Ошибся - наоборот, кормовое более тяжелое.
А вот этот, часто тиражируемый чертеж, похоже, канонерская лодка малого типа. В оригинале это чертеж, сочиненный С. Афанасьевым (возможно, такие строились и для гребной Черноморской флотилии), посланный в Петербург. 3-го июня 1788 г. генерал-цейхместер Григорий Бухарин поручил построить одну такую лодку. Возможно, что и остальные малые лодки были такими же.
Если позволите, возьму на себя смелость сделать небольшой обзор чертежей иностранных канонерских лодок, артиллерийских ботов, иолов, батарей и т.п.
В РГА ВМФ конечно надо смотреть в первую очередь вторую опись 327 фонда. Где есть информация по шведским и датским малым парусно-гребным кораблям (иолам, галерам и т.п.).
В первой описи также попадаются чертежи иностранных кораблей этого типа. Например датские боты и др.
Далее. Французский архив в свое время опубликовал некоторые чертежи французских КНЛ (не много).
Шведско/норвежские КНЛ можно найти в DigitaltMuseum
https://digitaltmuseum.no/ норвежская версия, а это шведская https://digitaltmuseum.se/.
Ищется все по ключевым словам, в том числе на английском. Там не только чертежи, но и модели, картины, предметы.
Например ссылка на йолы: https://digitaltmuseum.se/search/?aq=to … 0&n=60
https://digitaltmuseum.se/021025898430/fartygsmodell
Национальный архив Голандии, сиречь Нидерландов. https://www.nationaalarchief.nl/onderzo … 80-682~680
Тут все просто. Ищем слева " суда обороны" "плавающие батареи" и скачиваем, что интересно.
Датский архив. Тоже куча чертежей. Попадаются корабли Швеции и Пруссии.
Немного информации по кайкам - в конце концов, эти судёнышки можно отнести частично к галерам (не зря же их иногда "полугалерами" называли), а частично к канонерским лодкам. Как и дубель-шлюпки.
По кайкам 20 - 50-х гг. информации мало. Известны их размерения, есть непонятный чертеж Кучковского, не подходящий ни под какие размерения.
Мое мнение - развитие "итальянских" гребных бригантин петровского флота.
Второе поколение каек (60 - 90-е гг.) более поддается систематизации.
Такая табличка на основе сборника Веселаго:
Красные крестики - погибшие или разломанные до войны 1788-90 гг.
Оранжевые - разломанные и погибшая в 1789 г.
Голубым - погибшие в 1790 г.
По первой кайке - работа Алатченина. Оказалась не совсем удачной. Как она выглядела - неизвестно.
Осенью 1766 г. Ямес и галерный подмастерье Щепин учинили чертежи гребных бригантин, признанные удачными. Причем по чертежу первого были построены несколько бригантин - первая сгорела в 1771 г., а остальные известны как №№ 1 и 2 ("Славолюбивая").
А вот бригантина Щепина - 70 х 14 х 5.5 ф. - была лихо "перклассифицирована" в кайку. "Перед нынешней кайкой" она была длиннее, шире, глубже и лучше вооружена. 12 банок. Штатное вооружение - 2 6-фнт. пушки на станках в носовой части, 12 3-фнт. по бортам + 4 1-фнт. фальконета на юте. Корпус реально ближе к бригантинному, чем к малой галере.
Сохранился чертеж, как-бы "эталонный" - богато украшенный резьбой подобной кайки.
До 1771 г. их сделали несколько штук, хотя, количество, показанное Веселаго, несколько сомнительно.
В конце 1770 г. Щепин умер, дальнейшей работой по кайкам занимался Борисов. Для лучшей остойчивости у новой серии каек была на 1 фут увеличена глубина интрюма, "в резени" сделаны повыше и стали более "острокильными". Массовое строительство каек пошло с 1771 г. Основное количество строилось на Олонецкой верфи ластовым мастером И. Афанасьевым.
Эта серия каек выглядела так:
Когда началась война со Швецией, по штатам Балтийского флота полагалось иметь 20 каек. Их примерно столько и было, но часть их была не боеспособной.
У Веселаго имеется двойная ошибка - пушки / банки. 17-пушечные, 11-баночные. На самом деле имели 16 пушек +4 фальконета и 12 банок.
(По последним кайкам времен войны - отдельная история).
Вот откуда взялось число 11? Может быть, первая кайка, построенная Алатчениным (Алатчениновым - кому как нравится) была 11-баночная? Она все-таки была на 4 фута короче.
Есть такой интересный чертеж Г.Корчебникова из ГИМ. Судя по всему - сер. - кон. 60-х гг., во всяком случае, от подписан как ластовый мастер (позже, в 70-х стал галерным). Музей позиционирует чертеж, как 16-баночную галеру, хотя автор чертежа - как 12-баночную галеру или полугалеру (в зависимости от формы постиц), т. е. судно можно было построить с вариантами. Размерения - 69.2 х 11.2 х 3,5 фут.
Что интересно - на чертеже 11 банок. Полугалера - т. е. практически та же кайка... Может быть ТАК они и выглядели - кайки 40 - 50 гг.?
Отредактированно STEFAN (08.08.2024 21:40:46)
У каек, вроде как, нет постиц (аутригеров)... Впрочем, у подобного типа бригантин тоже нет постиц, почему, видимо, из-за некоторой схожести архитектуры, и появилась возможность щепинскую бригантину обозвать кайкой.
А.Иванов написал:
#1620687
У каек, вроде как, нет постиц (аутригеров)...
Похоже на то. Вот эта посудина официально названа бригантиной... (Автор - Борисов). Есть почти идентичный чертеж Озерова, но на фут уже и полфута меньше интрюм.
По мне - ближе к кайке.
Есть предположение, что такие (под названием кайки) собирались строить, по первоначальным планам для Донской флотилии Сенявина. 12 банок, 2 3-фнт. пушки в носу + 12 фальконет.
А Щепин даже проектировал галеры турецкого манеру, плоскодонные. Есть чертежи.
Отредактированно STEFAN (09.08.2024 21:17:21)
Юрген написал:
#1620709
На некоторых галерах вместо одной из банок делали камбуз - может и тут так?
Не думаю. Камбуз делали на одной стороне. Т. е. к примеру 32-баночная галера (т. е. 64 весла); на месте одной из гребных скамей делали камбуз - в итоге получалось 63 весла.
А здесь - малая галера, 12 банок - т. е. 24 весла, а по чертежу - 11 банок (22 весла).
По кайкам времен Русско-Шведской войны 1788 – 90 гг.
Первый же год войны выявил главный недостаток каек – их относительно слабое основное вооружение (носовые пушки) в сравнении с канонерскими лодками.
Вероятно в это время некоторые мастера и подмастерья попытались изобрести новый тип каек, сопоставимых по боевой мощи с канонерскими лодками.
Галерный подмастерье Илья Спиридонов предложил чертеж кайки с размерениями 76 х 20,5 х 6 1/3 фут. 10 банок. Вооружение – 2 пушки: носовая 18-фнт., кормовая – 12-фнт. Фальконеты, кажется, не предусматривались – толку от них мало…
11 декабря 1788 г. коллегия приняла решение построить одну на пробу в С.-Петербурге на галерной верфи.
Копия чертежа этой кайки (кайка «Ловкая» (?)), довольно широко растиражированная на просторах тырнета, имеется в датском архиве.
Но есть и подлинник. Причем галерный мастер Никита Оконишников и корабельный подмастерье Савва Дуракин внесли в проект некоторые усовершенствования. В частности – сделать куршею во всю длину судна.
В январе 1789 г., судя по документах было определено строить уже две подобных кайки. Однако, 9 января стала известна информация, что вице-адмирал, генерал-интендант П.Пущин, изучив чертеж определенных к строительству каек, «приметил» - «на каешном чертеже положены палуба и куршея продолжающая не во всю длину судна, а только от кормовой каюты до форштевня, и в носу над тою куршеею поставлена пушка, а в кормовой части возвышена палуба на подобие юта, где также поставлена пушка». Пущин раскритиковал такую установку артиллерии – «судно в плавании, особливо во время волнения, вред и перегибь получить может». Он предложил исправление: поднять палубу и «продолжить во всю длину судна без куршеи», и тем образом пушки вне боя можно было отодвигать в середину судна к мачтам, плюс, по возвышении палубы «в интрюме умножится пространства». Заодно Пущин внес и чертеж от себя. Коллегия приняла соломоново решение – одну кайку строить по апробованному чертежу, а другую – по чертежу Пущина.
Т. е., в начале 1789 г. строились две новые кайки одного размера, но различные по внутренней конструкции.
Между тем, возможно, строилось три кайки.
Упомянутый корабельный подмастерье Дуракин, если рассматривать сохранившиеся после него чертежи, также проектировал новые типы каек.
В частности, известен его чертеж 12-баночной кайки с размерениями 75 х 18 х 6,3 фут., с вооружением две пушки (18- и 12-фнт.) с 10-ю 3-фнт. фальконетами по бортам.
13 декабря 1788 г. Дуракин представил более усовершенствованный проект – 10-баночная кайка, две аналогичные пушки, без фальконетов, размерения – 75 х 19,3 х 6,3 фут. И со сплошной палубой, т. е. без недостатков кайки Спиридонова. (Кайка «Злобная»?)
12 января 1789 г. коллегия определила построить «такую одну кайку». Судя по дате – уже после решения по Пущину.
Т. е. – сколько строилось каек новых типов вопрос открытый. По Веселаго всего две – «Ловкая» и «Злобная»…
И немного статистики по кайкам времен войны 1788 - 90 гг.
В 1789 г. в строю имелось 14 каек, + 2 или 3 (?) строилось. Одна была потеряна в результате крушения, пару старых (вероятно уже списанных) - разломали.
в 1790 г. - в строю 16 каек. Вот здесь загвоздка: если погибшая на невских порогах кайка "Беглая" входила в число прошлогодних 14-ти, то, по-логике, было построено все же три новых кайки...
В сражении при Фридрихсгаме (поражение русских) с российской стороны участвовали кайки (сколько штук - не известно, но флагманом капитана Слизова была "Ловкая" - новопостроенная), наверняка, часть их погибла или была захвачена шведами.
Затем было 2-е Роченсальмское сражение... По Чернышеву - практически все потери по кайкам пришлись на это трагическое для нас сражение. Но здесь не все так однозначно.
Участвовали ли в нем кайки вообще?
По шканечным журналам, в составе гребной флотилии Нассау-Зигена упомянуты три кайки, 26-27 июня шедшие к месту сражения. Но тогда флотилия растянулась, часть судов попросту не успела прийти к месту битвы, что их и спасло.
Во всяком случае, по окончании войны, уже в августе три кайки - "Ловкая", "Добрая" и "Нежная" вернулись в Петербург. Не эти ли три судна, отмеченные в журналах в июне?
По таблице (сборник Веселаго), выставленной выше выходит, что в 1790 году было потеряно 10 каек, а "в живых" уцелело всего 8 (см. подсчеты внизу таблицы).
Однако, в 1791 г. в составе гребной флотилии числились боеготовыми 9 каек. Т е. - либо Веселаго ошибся с потерями, либо в 1789 г. все-таки было построено не две, а три кайки нового типа. Как-то так...
В заключение - после 1791 г. кайки в составе флота уже не упоминаются. Но, по документам часть их еще долго, вплоть до конца века еще использовались в качестве брандвахт.
А "Ловкая" якобы была переделана в "корвету". Да - видел, так и написано - корвета (не корвет) Ловкая
STEFAN написал:
#1620775
в августе три кайки - "Ловкая", "Добрая" и "Нежная" вернулись в Петербург
Между прочим - тоже не все понятно. "Ловкая" - новейшая кайка. "Нежная" - по Веселаго постройки 1773 г., т. е. в 1790 г. у неё уже солидный срок "жизни" по российским меркам. И разломана она аж в 1801 году!
А с "Доброй" еще круче - 1767 г. постройки, в 1790 г. она активно участвует в боевых действиях, но в 1792 году идет на слом. Как-то не стыкуется.
Может быть, было две кайки с названием "Добрая"? Первая, старая, уже сильно ветхая простояла все время войны в галерном порту, а после войны пошла на слом. А новейшая кайка (по типу "Ловкой") была построена в 1789 г., получила наименование "Добрая", участвовала в военных действиях, а после еще прослужила больше 10 лет..?
В этих суденышках я не сильно разбираюсь...
Но все-таки по ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКАМ Балтийского флота (по Веселаго).
Такая табличка...
best hoster
Малиновые крестики и галочка - погибие и разломанные до русско-шведской войны.
Красные крестики - соответственно погибшие (захваченные шведами) в 1790 г.
Голубые галочки - разломанные вскоре после войны.
Главный "косяк" Веселаго - Д-Ш №№ 1 - 3 построенные в 1772 - 73 гг. якобы Щепиным... Маленькая нестыковка - в декабре 1770 г. А. Щепин "волею божию умре".
Непонятки с нумерацией - почему ДШ постройки И. Афанасьева имеют свою, отдельную нумерацию? Потом бы их просто путали...
Что за суда постройки 1789 г.? Они точно были? Я никаких данных по ним не нашел.
После войны в 1791 г. в строю имелось 5 дубель-шлюпок. Разломали больше, + три штуки "дожили" до нач. 19 века. Непонятки...
Уважаемые!
Есть ли более-менее точные сведения по размерениям дубель-шлюпок Брянской флотилии?