Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Кстати, изучая все эти мануалы на торпедоносцы разных стран и народов, пришел к интересному выводу: в большинстве работ по TBF/TBM авторы обошли вниманием очень важный и интересный факт. А именно – Грумман создал не только и не столько замену TBD, сколько совершенно новый тип самолета: многоместный палубный штурмовик. Рассматривая сборник инструкций по этому самолету, архивы по его боевому применению и пр., я постоянно ловил себя на мысли, что читаю нечто программное про техническое задание на А-6 «Интрудер» - настолько близки по философии эти два самолета. Фактически, на TBF было только два необходимых члена экипажа – пилот и бомбардир. В 1945 году, как я уже отмечал, большинство TBM летали без третьего члена экипажа – бомбардир просто получал квалификации башенного стрелка и радиста, а башенный стрелок – радиста и бомбардира. В результате, при формально полных экипажах из трех человек, постоянно летал только пилот, а двое старшин – чередовались, один из них оставался на корабле. Свободное третье место довольно часто использовалось разведчиками – они сажали туда своих людей для фоторазведки и доразведки целей.
Далее – если просто сравнить количество и степень сложности оборудования самолета, которое использовалось при торпедных и бомбовых ударах, получится, что основная задача самолета – применение обычных свободнопадающих бомб разными методами, а торпеда – по остаточному принципу. Приборный щиток бомбардира не включал вообще никаких приборов и операционных действий по применению торпеды, кроме снятия ее с предохранителя и разблокирования узла подвески №8, который и отвечал за ее сброс. Правда, бомбардир еще мог специальным ключом менять установку глубины торпеды. Но для использования бомб, кроме бомбового прицела, который применялся редко, у бомбардира были еще интервалометр, распределитель последовательности сброса (разные бомбы с разных узлов, а также «залпом» или «по одной»), и устройство снятия предохранителей взрывателей бомб (и головных, и донных - отдельно), и свой «файринг кей» - устройство сброса. Ничего этого доселе на одномоторных палубных машинах не было. Сбросить же торпеду бомбардир не мог – ее мог сбросить только пилот. То же касается и ПТБ, и дымовой аппаратуры, и буксируемых мишеней – всё это висело в бомбоотсеке, но пользовалось довольно малым вниманием бомбардира.
Да, на самолете был торпедный директор Mk.30, совмещенный со стрелково-бомбовым прицелом, но он обычно отсутствует на фото и схемах, ибо он был съемным и должен был храниться в специальном футляре на полу пилотской кабины. В отличие от британского Mk F, установленного на «барракудах» и «торбо», это устройство только вычисляло момент сброса при установке скорости цели. Mk F был сложнее – он требовал всего лишь выдерживать точное направление на носовой срез цели при сближении самолета с установленной воздушной скоростью с мили до полумили дистанции до цели, и сам вводил в торпеду угол упреждения – британские MkXIIB и MkXV после сброса могли сами отворачивать на этот угол.
Пилот TBF сбрасывал торпеду после установки мастер-переключателя (справа от себя) в положение «торпеда», флажка открытия створок отсека (прямо перед собой), получения готовности от бомбардира о снятии блокировки торпеды и узла сброса, далее – простым нажатием на свой «файринг кей» на ручке (с этой же кнопки работал и бомбовый сброс, и стрельба из курсовых пулеметов – но это всё разные положения арминг-мастера на приборном поле справа). В случае отказа электрики пилот мог сбросить все что угодно, но всё сразу, выдёргиванием Т-образного бугеля на левой стороне фронтальной приборной панели, перед собой. При открытых створках отсека при этом освобождались все узлы подвески.
Но к бомбардиру – оперируя установленной на своем рабочем месте РЛС, бомбардир TBF/TBM в принципе мог выполнять все те же функции, что и бомбардир-навигатор куда более позднего А-6А. В принципе, главный вывод таков: вся бомбовая авионика «Авенжера» обеспечивала куда более точное применение обычных бомб, чем торпед Mk.13. Значительно более точное, опять-таки, чем применение бомб с большинства остальных самолетов, находящихся на вооружении USN, за исключением пикировщиков. Но в отличие от пикировщиков, самолет нес банально большее количество бомб, большую их номенклатуру и мог работать ими в нескольких заходах, в том числе и с пикирования до 65 градусов. Я наконец-то начинаю понимать Уильяма Мартина (командира VT-10 и VT(N)-90) и прочих, которые были вообще против использования торпед с этого самолета. При таком продвинутом бомбардировочном оснащении, действительно западло - пытаться выжать что-то из медленной и непредсказуемой торпеды и довольно простых, незатейливых средств обеспечения ее боевого применения.
В общем, совершенно понятно, что BuAer, рисуя техзадание на А-6А, позволило спецам Груммана вспомнить очень многое из опыта создания TBF.
Jackson King V написал:
В случае отказа электрики пилот мог сбросить все что угодно, но всё сразу, выдёргиванием Т-образного бугеля на левой стороне фронтальной приборной панели, перед собой. При открытых створках отсека при этом освобождались все узлы подвески.
2 Jackson King V...
А не было в аварийных ситуациях (да и в боевых) примеров сбросов нагрузки сквозь створки?
Такое иногда практиковали бомбардиры В-17.
Both electrical and manual bomb, torpedo, and smoke tank controls… will not operate unless the bomb bay doors are fully open (страница номер 35 из TBF-1/TBM-1 Pilot’s Handbook). Экипаж самолёта ничего не мог сбросить через закрытые створки. Привод дверей – гидравлический. Активизировать работу дверей при рабочей электросистеме самолета и нормальном давлении в гидросистеме мог и пилот, и бомбардир, оба также могли прокачать систему ручным насосом, если параметры привода были не в норме. Но фактически в бою этим занимался, как правило, бомбардир.
Э нет, сорри - ручной насос гидросистемы на TBF/TBM был только у пилота. Получается, что при отказе главного насоса (на давление в системе 1250 psi), вручную открыть/закрыть створки бомбоотсека только пилот. Если же в контуре этих створок возникала утечка, открыть/закрыть бомбоотсек было довльно сложно, ибо хэндбук требовал после установления такой утечки отключить поврежденный контур на панели гидросистемы (у пилота), в целях недопущения утечки гидравлики из остальных контуров. То есть в ряде случаев створки открыть было нельзя вообще, что подтверждается двумя или тремя случаями, фрагментарно описанными в литературе.
Не совсем понятно,почему не поставили мануальный pressure release valve,которые есть на любой современной сколь либо ответственной гидросистеме.Это гарантировало-бы открытие створок под собственным весом.(Правда исключив в ряде случаев их закрытие) Система электроуправления (если я правильно понял) с панели гидросистемы ненадёжна,особенно в боевой обстановке.
Но с другой стороны технический прогресс часто двигался по пути не усложнения,а упрощения.
А вообще система применения оружия впечатляет.
Jackson King V написал:
То есть в ряде случаев створки открыть было нельзя вообще, что подтверждается двумя или тремя случаями, фрагментарно описанными в литературе.
2 Jackson King V...
Я немного не об этом.Можно ли было сбросить боевую нагрузку ценой искорёженных створок бомболюка,то есть могли ли быть сброшены бомбы или торпеда при неоткрытом по какой-то причине бомболюке.
Pr.Eugen написал:
Можно ли было сбросить боевую нагрузку ценой искорёженных створок бомболюка,то есть могли ли быть сброшены бомбы или торпеда при неоткрытом по какой-то причине бомболюке.
Нет.
John Smith написал:
А вообще система применения оружия впечатляет.
Да. Современные TBF японские и английские палубные машины имели однозначный перекос в сторону боевого применения торпед и гораздо более бедное бомбовое как оборудование, так и методики боевого применения. А TBF - это в значительной степени палубный аналог А-20, штурмовика/легкого бомбера USAAF. Не специально - так получилось. Кстати, роднит еще и бомбоотсек - из всех американских одно- и двухмоторных самолетов 2МВ, только у TBF/TBM и DB-7/А-20 всех-версий, бомбоотсек составляет по длине 4.14 метра и позволяет вешать торпеду Mk.13 (4.05 метра длиной) на внутреннюю подвеску. У всех остальных самолетов отсеки короче. Такой отсек и на TBF, и на DB-7 детерминирован именно этой торпедой - если для TBF понятно, почему, то для DB-7 основой такого решения был голландский заказ, а DNAS намеревались использовать эту машины именно в качестве торпедоносца вот как раз в ост-индийских условиях, против иппонсцев.
А вобще в качестве штурмовика еще с 1943 года разрабатывался AD-4. Вот только доводили его слишком долго. Видимо, поэтому и сделали TBF универсальным.
Jackson King V написал:
Далее – если просто сравнить количество и степень сложности оборудования самолета, которое использовалось при торпедных и бомбовых ударах, получится, что основная задача самолета – применение обычных свободнопадающих бомб разными методами, а торпеда – по остаточному принципу.
Вообще-то эффективность бомб и торпед очень разная. Можно заметить, что сложность и стоимость торпеды как-бы компенсируется сложностью (и стоимостью) прицельного оборудования на пикировщиках.
Но мне кажется что по эффект. действию торпеда сравнима не с 500-кг(1000 фн) бомбой а скорее с 1-тонной (2000 фн). А такую бомбу с пикирования скинуть значительно сложнее (самолет нужен крупнее, прочнее... дороже )
Ну или аналогичный результат попадания даст нем. управляемая планирующая бомба. Но она - еще более наворочееный девайс. Т.е. там та же песня
ЕМНИП амеры были не очень довольны своими авиаторпедами. Возможно поэтому уделили большее внимания бомбардировке.
Jackson King V написал:
Да. Современные TBF японские и английские палубные машины имели однозначный перекос в сторону боевого применения торпед и гораздо более бедное бомбовое как оборудование, так и методики боевого применения.
Разве это плохо?
Jackson King V написал:
то для DB-7 основой такого решения был голландский заказ, а DNAS намеревались использовать эту машины именно в качестве торпедоносца вот как раз в ост-индийских условиях, против иппонсцев.
А у голландцев на вооружении стояла весьма спицифициская амеровская торпеда? Иначе они А-20 использовали бы точно так же как и СССР. Т.е. торпеда под крыло!
Безусловно, Авенжер выдающийся универсальный самолет. Но Его успех во многом был определен слабостью японских и мощью амеровских истребительных сил (+ недостатки яп. ПВО). На европейском театре картина была бы иной, что практика А-20 (и Ил-2) подтверждает.
Макс, уж если тебе очень хочется бомбить сквозь створки, лучше натянуть тряпку например
Отредактированно Aurum (09.01.2009 21:36:32)
Aurum написал:
А у голландцев на вооружении стояла весьма спицифициская амеровская торпеда?
Были заказаны именно для DB-7, но если поставки и были, то в бою не применялись. На вооружени DFC стояли 450-мм торпеды IV45 и VI45 норвежского и итальянского производства.
Aurum написал:
Т.е. торпеда под крыло!
На А-20В, -ДО и Ж торпеды 45-36АН никогда не подвешивали под крылья.
Aurum написал:
На европейском театре картина была бы иной, что практика А-20 (и Ил-2) подтверждает.
Ну, TBF применялись на европейском театре в тех же, практически, условиях, что и А-20, и Ил-2 СФ - нельзя сказать, что применялись без успеха.
Aurum написал:
Разве это плохо?
Да. Торпеда перестала быть эксклюзивным оружием где-то к концу 1942 года. Слишком уж сложно стало пробраться с ней на дистанцию уверенного поражения цели.
Jackson King V написал:
Да. Торпеда перестала быть эксклюзивным оружием где-то к концу 1942 года.
Надо признать что "новинки" типа ПМ FAT или "аккустика" проходили мимо авиационных торпед. Характеристики и торпед и носителей почти не улучшились, тогда как общие возможности ПВО возросли очень значительно.
Слишком уж сложно стало пробраться с ней на дистанцию уверенного поражения цели.
Вы имеете ввиду недостаточные ЛТХ торперов? Но левел-бомберы обладали практически теми же ЛТХ. Вот пикировшики были скоростнее и маневреннее.
Aurum написал:
Надо признать что "новинки" типа ПМ FAT или "аккустика" проходили мимо авиационных торпед.
А "фидо"???
Pr.Eugen написал:
А "фидо"???
А це що таке?
Aurum написал:
А це що таке?
Противолодочная акустическая авиаторпеда. "Авенджеры" её регулярно применяли с середины 1943 г.
Aurum написал:
Вы имеете ввиду недостаточные ЛТХ торперов? Но левел-бомберы обладали практически теми же ЛТХ.
Скорость торпеды намного меньше скорости брошенной с пикирования бомбы, поэтому чтобы у противника не было возможности уклониться от попадания, кидать нужно с минимально возможного расстояния. Кроме того торпедоносец выходящий в атаку вынужден снижаться до уровня воды, где он был ограничен в маневре, а по нему начинали стрелять все зенитные батареи, а часто и орудия главного калибра. Где-то слышал даже, что торпедоносцев иногда сбивали не прямым попаданием и не осколками разорвавшегося снаряда, а столбом воды от падения снаряда ГК.
Левел-бомберы же бомбят с таких высот, что МЗА до них просто не достает, а крупнокалиберная не имеет достаточной скорострельности, чтобы отбить атаку (впрочем по движущимся кораблям они все равно успеха не имели - точность невысокая).
Jackson King V написал:
Современные TBF японские и английские палубные машины имели однозначный перекос в сторону боевого применения торпед и гораздо более бедное бомбовое как оборудование, так и методики боевого применения.
Барракуды имели лучшее прицельное оборудование для торпедных атак как вы и упомянули. Только вот смешное - сколько торпедных атак они провели за все время своей эксплуатации? Фактически кроме старых Свордфишей - на которых никакого специального вычилителя для торпедного прицела и не стояло - никакие другие английские палубные торпедоносцы хотя бы относительно массово и постоянно не применяли торпеды против НК (а то и никогда не применяли).
А вот насчет прицельных приспособлений для торпедных атак на японских палубниках и его превосходстве над бомбовыми прицелами на оных же - вы пожалуй не правы. Прицелы торпедные "японцев" - что то вроде квадранта на рейке - там даже не оптика, а открытое прицельное приспособление без всякого линка на какой!либо механический вычислитель. А вот прицелы на пикировщиках были не хуже немецкого скажем Штуви - к прицелу (оптической трубе на Вэл и Сюсей или позднее к коллиматору) был присоединен предиктор, располагающийся в кабине у стрелка.
По крайней мере такие прицелы они спроектировали и изготовляли - а вот продвинутого торпедного директора для палубника до конца войны не проектировали.
Что касается использования торпед и бомб с Авенджеров ! так они по целям вплоть до тяжелых крейсеров по преимуществу бомбы и применяли, но при атаках крупных японских соединений, включающих линкоры и авианосцы - особенно при комбинированных ударах вместе с пикировщиками - главным образом использовали торпеды. Собственно в американском флоте авиационная торпеда была оружием исключительно против капитал!шипс и крупных авианосцев. То же в береговой авиации. Это принципиальное отличие от практики немцев японцев и англичан. Они исключительно бомбы использовали стрелково пушечное и НУРС - с использованием соответствующей тактики.
Плюс американская торпеда была действительно посредственной в части ТТХ - за исключением веса боеголовки. Но им это особо и не было нужно - чаще всего момент их применения приходил когда вражеский корабль уже "размягчили" пикировщики и штурмовики. По крайней мере это было типичным во вторую половину войны. Но торпеды они до конца войны не исключали из арсенала - а то чего ради приспособили подвеску на Хеллдайверы, по проекту включили в состав вооружения Скайрейдера и проводили эксперименты по подвеске торпед на Хэллкеты?
Ecilop написал:
Скорость торпеды намного меньше скорости брошенной с пикирования бомбы, поэтому чтобы у противника не было возможности уклониться от попадания, кидать нужно с минимально возможного расстояния. Кроме того торпедоносец выходящий в атаку вынужден снижаться до уровня воды, где он был ограничен в маневре, а по нему начинали стрелять все зенитные батареи, а часто и орудия главного калибра. Где-то слышал даже, что торпедоносцев иногда сбивали не прямым попаданием и не осколками разорвавшегося снаряда, а столбом воды от падения снаряда ГК.
Левел-бомберы же бомбят с таких высот, что МЗА до них просто не достает, а крупнокалиберная не имеет достаточной скорострельности, чтобы отбить атаку (впрочем по движущимся кораблям они все равно успеха не имели - точность невысокая).
Максимальная эффективность пикировщика и торпедоносца ! при комбинированной атаке. Японцы в своей тактике только такую фактически и предполагали- на палубные пикировщиках они вешали в подавляющем числе 250 kq фугасные бомбы (а даже не полубронебойные или бронебойные) - для того чтобы предварительной атакой нанести повреждения в надстройках атакуемого корабля и среди его зенитной артиллерии - а торпедоносцы уже и топили такую подраненную цель, защита которой уже значительно ослаблена.
Касательно высотных атак левелов - они крайней неэффективны. 5-ая воздушная армия использовала такую тактику при атаке японских кораблей - соединений и конвоев - с середины 1942 как отвлекающую.
Основные ударные тактики американской береговой авиации против кораблей - 1) маловысотное, 2) скип- , и 3) топмачтнвое бомбометание.
SLV написал:
А вобще в качестве штурмовика еще с 1943 года разрабатывался AD-4. Вот только доводили его слишком долго. Видимо, поэтому и сделали TBF универсальным.
Не совсем верно. 1) AD-4 - это одна из модификаций AD Skyrader, и легко понять по номеру, что не самая первая , 2) в 1943 году не было никакого еще упоминания о Скайрейдер или Донтлесс 2 (его первое обозначение), тогда вовсю мучались с Дестройером, из опыта разработки коего и произошел проект Скайрейдера, 3) самолет официально являлся пикирующим бомбардировщиком - торпедоносцем, машиной, комбинирующей роли левел-бомбера - торпедоносца а-ля Авенджер и пикировщика вместо Хэллдайвера и сменяющей оба типа на палубах авианосцев. Издержки - средневысотное бомбометание с горизонтального полета самолет производить не мог (по крайней мере прицельно), угол при пикировании в 70 градусов превышать на нем не имело смысла - основные узлы подвески находились в зоне, ометаемой винтом, подвеска не имела выносящей бомбу за радиус винта штанги.
Cyr написал:
Противолодочная акустическая авиаторпеда. "Авенджеры" её регулярно применяли с середины 1943 г.
Не знал. Спасибки. А где бы про их применению почитать?
Aurum написал:
Не знал. Спасибки. А где бы про их применению почитать?
Не ленитесь пользоваться поиском
http://www.uboat.net/allies/technical/fido.htm
gorizont написал:
вот смешное - сколько торпедных атак они провели за все время своей эксплуатации?
126 самолето-вылетов с торпедами. 82 атаки, от 9 до 14 попаданий. Все атаки - в мелководных районах норвежского побережья.
gorizont написал:
Собственно в американском флоте авиационная торпеда была оружием исключительно против капитал!шипс и крупных авианосцев. То же в береговой авиации.
Это совсем не так. БОльшая чатсь вылетов с торпедами палубными "Авенджерами" совершена в операциях против шиппинга - японского судоходства. В бреговой авиации ВМС авиаторпеды применяли только PBY и почти исключительно - против конвоев и их эскорта. В авиации USAAF самолето-вылетов с торпедами за всю войну было ровно 19 - все выполнены тихоокеанскими В-26
Jackson King V написал:
126 самолето-вылетов с торпедами. 82 атаки, от 9 до 14 попаданий. Все атаки - в мелководных районах норвежского побережья.
Это совсем не так. БОльшая чатсь вылетов с торпедами палубными "Авенджерами" совершена в операциях против шиппинга - японского судоходства. В бреговой авиации ВМС авиаторпеды применяли только PBY и почти исключительно - против конвоев и их эскорта. В авиации USAAF самолето-вылетов с торпедами за всю войну было ровно 19 - все выполнены тихоокеанскими В-26
ОК, признаю, мое впечатление было ложным.
А где статистика есть по применению Авенджерами торпед?
Страниц: 1 2