Вы не зашли.
Страниц: 1
Для начала - чтобы более или менее было удобно, фрагмент из сборника Ф.Ф.Веселаго.
Список, с одной стороны, не полный - не включены бригантины-крейсерские суда, а их было немало.
С другой стороны, есть и "лишние", не существовавшие суда.
Тема, по-моему, не до конца изучена, много неточностей.
Ясно одно: до 1789 г. никаких специальной постройки военных бригантин для Черноморского флота не строилось, за исключением завербованных или купленных у частных судовладельцев судов - напр. "Феникс" или "Маилет".
Т. е. "днепровские" бригантины, построенные на Днепре или в Смелянске в 1788 г. - это суда других типов. Каких? Транспорты, дубель-шлюпки, катера? Вероятно с 1789 г. их перестраивали, переоснащали по-бригантинному.
Известно, что многие бригантины были трехмачтовыми (например, та же знаменитая "Феникс", модель которой на мой взгляд - голимая альтернативщина); какова оснастка таких бригантин, отличия от фрегатов?
Смущает слишком долгий срок службы многих бригантин в отличие от кораблей и фрегатов... Их было легче тимберовать или попросту переделывать в другое судно под тем же названием?
Известно, что в бригантины переделывались дубель-шлюпки, кирлангичи, пленные шебеки... Суда разные - получается, что "бригантина" - это вовсе не тип корабля, а что-то более общее, объединенное боевым предназначением?
Как пример - вот эти суда.
А.Чернышев в своем сборнике предположил, что когда их привели в Кременчуг, их не смогли перевести через Днепровские пороги, и позже разломали.
Не странно ли? Всё остальное смогли перетащить, а эти - не смогли? Может быть, именно их (ну или часть из них) позже переделали (с изменением длины-ширины-глубины) в бригантины?
И получилось вот такое...
Отредактированно STEFAN (24.11.2024 18:55:38)
Вот нашел у себя - откуда взял не помню
60 бригантин. Построены в 1697— 1698 гг. на Воронежской верфи. Руководили строительством стольник князь Н. Лихульев и Я. Моро. В мае 1699 г. 13 бригантин перешли из Воронежа в Азов.
«Гусь», «Лебедь». Построены в Воронеже около 1708 г. До 1710 г. перешли в Азов, а затем в Таганрог. Участвовали в войне с Турцией 1710—1713 гг. 26 июня 1711 г. вышли из Таганрога, обнаружив у Бердянска 16 турецких судов, бригантины вернулись в Таганрог. При сдаче Таганрога и Азова туркам были переведены в Черкасск. Разобраны после 1716 г.
2 бригантины. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,4 м. Построены в 1788 г. на р. Днепр.
«Фома». В 1795 и в 1798 гг. была брандвахтой в Очакове, в 1796—1797 гг. и в 1802—1811 гг. - в Евпатории. В 1800 г. перешла из Севастополя в Корфу, а затем вернулась в Севастополь. В марте 1812 г. вышла из Севастополя в Евпаторию, где должна была стать брандвахтой, но 30 марта была выброшена на берег у оз. Соленое и разбита волнами.
«Прокофий». В 1791—1794 гг. находилась в Николаевском порту. После 1796 г. была брандвахтой в Одессе.
2 бригантины. Построены в 1788 г. в г. Смелянске на р.Тясмин, притоке Днепра.
«Пётр». 6 пушек. Длина 24,7 м. Ширина 6,9 м. Осадка 2,6 м. В сентябре — ноябре 1799 г. доставила войска из Одессы на Корфу. 2 июня 1800 г. вернулась в Одессу. В 1801г. была брандвахтой у Очакова, а в 1802 г. — у Глубокой Пристани. Разобрана в 1804 г. в Николаеве.
«Павел». 6 пушек. Длина 25,2 м. Ширина 6,9 м. Осадка 2,9 м. В 1804 г. находилась в Николаевском порту.
2 бригантины. 8 пушек. Длина 21,4 м. Ширина 6,7 м. Осадка 3,1 м. Построены в 1788 г. на р. Днепр.
«Николай». С 1797 г. была брандвахтой в Очакове. В 1800— 1802 гг. производила грузоперевозки на Черном море.
«Иосиф». В 1796 и 1798 гг. была брандвахтой в Одессе. В сентябре — ноябре 1799 г. доставила войска из Одессы на Корфу. 2 июня 1800 г. вернулась в Одессу. В 1803—1805 гг. была брандвахтой в Севастополе. В 1806 г. производила грузоперевозки между Николаевом и Одессой.
3 номерные бригантины. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,9 м. Осадка 2,1 м. Построены в 1789—1790 гг. на верфи у Секеринской пристани на Днепре.
№ 1. 31 июля 1791 г. участвовала в сражении у м. Калиакрия. В 1795 г. была брандвахтой в Феодосии. С осени 1797 г. была брандвахтой у Евпатории. 2 ноября 1799 г. ветром сорвана с якорей, выброшена на берег и разбита волнами.
№ 2. Последнее плавание в 1795 г.
№ 3. Последнее плавание в 1798 г.
«Благовещение». Длина 27,5 м. Ширина 8,5 м.Осадка 2,6 м. Заложена в 1789 г. на Херсонской верфи, спущена 25 марта 1790 г. С 1790 г. состояла в гребной флотилии в Лимане. В сентябре — ноябре 1799 г. доставила войска из Одессы на Корфу. 2 июня 1800 г. вернулась в Одессу. Вооружение: шестнадцать 12-фн пушек.
«Никодим». 6 пушек. Длина 21 м. Ширинаб,2 м. Осадка 3,5 м. Построена в 1790 г. на Кременчугской верфи. В 1792 — 1793 гг. была брандвахтой у Очакова, а в 1794 г. - у Гаджибея. В 1795-1797 гг. находилась в составе гребной эскадры. Разобрана в 1804 г. в Николаеве.
«Мокей». 10 пушек. Длина 24,1 м. Ширина 7,3 м. Осадка 3,1 м. Построена в 1790 г. на Кременчугской верфи. В 1797— 1798 гг. находилась в составе гребной эскадры. В 1800 г. была брандвахтой у Очакова. В 1804 г. перешла из Николаева на Корфу с грузом продовольствия для русских войск и вернулась обратно.
«Иосиф». 10 пушек. Длина 24,3 м. Ширина 7,8 м. Осадка 3,5 м. Построена в 1790 г. на Кременчугской верфи.
«Дмитрий». 6 пушек. Длина 19,5 м. Ширина 6,7 м. Осадка 3,4 м. Построена в 1790 г. на Кременчугской верфи. В 1794— 1797 гг. находилась в составе гребной эскадры. В 1798-1800 гг. и в 1803-1805 гг. была брандвахтой в Николаеве. Разобрана в Николаеве после 1805 г.
«Таганрогская». 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,9 м. Осадка 2,1 м. Заложена 26 ноября 1789 г. в Таганроге, спущена в 1790 г. В 1792 и 1795 гг. была брандвахтой в Евпатории,а в 1796—1803 гг. — в Феодосии.
Тип «Алексей» (2 единицы). 8 пушек. Длина 24,4 м. Ширина 7,6 м. Осадка3,5 м. Построены в 1790—1791 гг. в Таганроге.
«Алексей». В 1797 г. была брандвахтой в Николаеве. В сентябре — ноябре 1799 г. доставила войска из Одессы на Корфу, а 2 июня 1800 г. вернулась в Одессу. В 1802 г. была брандвахтой в Одессе, а в 1803 г. — в Николаеве. В 1806 г. обращена в бриг.
«Лев». Разобрана в 1800 г.
«Илларион». 10 пушек. Длина 26,5 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,7 м. Построена в 1791 г. на р. Днепр. В сентябре — ноябре 1799 г. доставила войска из Одессы на Корфу, а 2 июня 1800 г. вернулась в Одессу. В 1805 г. была брандвахтой в Севастополе.
«Архип». 6 пушек. Длина 22 м. Ширина 5,6 м. Осадка 2,8 м. Бывшая турецкая бригантина. Взята в 1788 г. в Лимане. В. 1800 и 1802—1804 гг. была брандвахтой у Глубокой Пристани и в Херсоне.
«Тимофей». Бывшая турецкая бригантина. Взята в 1788 г. в Лимане. С 1798 г. была брандвахтой в Галаце. В 1802— 1803 гг. находилась в Николаевском порту.
«Новокупленная». Куплена в 1798 г. в Херсоне у греческого купца. В 1798 г. перешла из Николаева на Корфу. В мае —июне 1799 г. участвовала в блокаде Анконы.
«Александр». Спущена в 1804 г.
«Елизавета». Спущена в 1804 г.
«Язон». Спущена в 1805 г. в Херсоне.
«Буг». Куплена в 1805 г.
«Ингул». Куплена в 1805 г.
«Кубань». Куплена в 1805 г. Известна до 1814 г.
«Тилигул». Куплена в 1805 г.
«Ингулец». Куплена в 1805 г.
«Николай». Куплена в 1806 г. В 1813— 1816 гг. была брандвахтой в Таганроге. В 1823—1824 гг. проводила гидрографические работы в Лимане.
«Михаил». Куплена в 1807 г. Известна до 1824 г.
«Десна». Построена в Николаеве в 1807 г. Известна до 1814 г.
«Днестр». Построена в Николаеве в 1807 г.
«Архангел Михаил». 9 августа 1811 г. на пути из Галаца в Николаев выброшена шквалом на о. Березань и разбита волнами.
«Волга». Построена в 1812 г. в Херсоне. В 1822—1825 гг. была брандвахтой в Одессе.
«Клеопатра». Построена в 1812 г. в Херсоне. В 1817—1821 гг. находилась на Дунае у Измаила и Килии.
«Килия». Построена в 1813 г. в Николаеве. 13 октября 1818 г. на пути из Севастополя в Керчь была унесена штормом к турецкому берегу и выброшена на берегу порта Мидия.
«Мария Магдалина». Построена в 1812 г. в Херсоне. Известна до 1819 г.
«Сухум». Куплена в 1812 г. 23 сентября 1821 г. на пути из Севастополя в Николаев выброшена на мель у Сулинского гирла Дуная и разбита волнами.
«Три Святителя». Длина 23,8 м. Ширина 8,2 м. Осадка 2,7 м. Куплена Морведом в 1821 г. Тимберована в 1822 г. 7 октября 1822 г. на пути из устья Дуная в Николаев открылась сильная течь, и командир посадил бригантину на мель у м. Балабан. Позже бригантину разобрали на дрова, не снимая с мели.
«Иль Фортунато». Длина 22,6 м. Ширина 7,8 м. Осадка 2,5 м. Построена в 1817 г. Куплена Морведом в 1821 г. В 1824 г. была брандвахтой в Севастополе, а в 1825 и 1831-1833 гг. - в Керчи.
«Елисавета». 10 пушек. Длина 24 м. Ширина 7,6 м. Осадка 2,9 м. Заложена 23 сентября 1823 г. в Севастопольском адмиралтействе, спущена 19 июля 1824 г. В 1826— 1827 IT. была брандвахтой у Сухум-Кале, в 1830 г. — в Бургасе, в 1833— 1839 гг. — в Одессе. В 1840 г. обращена в блокшив (плавказарму).
«Нарцисс». 10 пушек. Длина 25,1 м. Ширина 7,7 м. Осадка 3,2 м. Заложена 24 октября 1826 г., спущена 15 декабря 1829 г. Введена в строй в 1830 г. 13 марта 1832 г. была сорвана сильным ветром с якорной стоянки и выброшена на мель у Анапы. Позже была снята с мели и отведена на ремонт в Севастополь. В 1835— 1839 гг. крейсировала у Кавказского побережья. В 1840 г. была брандвахтой в Севастополе. В 1841 г. перечислена в ластовые суда. Разобрана в 1846 г.
Юрген написал:
#1631617
Вот нашел у себя - откуда взял не помню
Где-то видел подобное.
Юрген написал:
#1631617
Построены в 1788 г. на р. Днепр.
Дело в том, что до 1789 г. военные суда класса "бригантина" специально не строились. Все "днепровские" бригантины постройки Петра Беляева - суда других типов, переделанные в бригантины в 1790-91 гг.
Юрген написал:
#1631617
3 номерные бригантины. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,9 м. Осадка 2,1 м. Построены в 1789—1790 гг. на верфи у Секеринской пристани на Днепре.
Тоже спорно. Там с нумерацией путаница. До 1794 г. почти все бригантины, кроме "Благовещения", "Мокия", "Маилет" и "крейсеров" были номерными. И какие потом стали павлами, фомами и т. д. - бог весть?
Юрген написал:
#1631617
«Новокупленная». Куплена в 1798 г. в Херсоне у греческого купца.
Называлась "Богоявление", куплена у некоего Комнина.
Юрген написал:
#1631617
«Илларион». 10 пушек. Длина 26,5 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,7 м. Построена в 1791 г. на р. Днепр.
Вот эта - интересный случай. Путаница с размерами (как и у многих)... 87 х 21 х 9, или 80 х 21 х 9, или 70 х 19,6 х 9,6... (???)
Хотя про эту - есть мысли.
Отредактированно STEFAN (25.11.2024 18:36:12)
Кроме того, в бригантины были переделаны одна яхта и 4-ре "польские" дубель-шлюпки". Потёмкин приказал их назвать Пётр, Алексей, Иона и Филипп... Видимо, эти имели размерения порядка 69 х 20 футов. Но потом эти названия как-то не встречаются - "Пётр" и "Алексей" другие суда.
Отредактированно STEFAN (25.11.2024 18:42:04)
STEFAN написал:
#1631658
Юрген написал:
#1631617
«Илларион». 10 пушек. Длина 26,5 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,7 м. Построена в 1791 г. на р. Днепр.
Вот эта - интересный случай. Путаница с размерами (как и у многих)... 87 х 21 х 9, или 80 х 21 х 9, или 70 х 19,6 х 9,6...
Эта бригантина, судя по всему, построена не на Днепре, а на Днестре (в книге Гребенщиковой есть документ), у городка Криуляны. Осенью 1789 г. Потемкин дал распоряжение молдавскому Дивану построить на Днестре 2 бригантины и несколько лодок. Позже вместо лодок строились лансоны. Подмастерье Нефедьев построил бригантину "Иллларион" и три лансона - "Мирон", "Самуил" и "Моисей". Бригантину строили довольно долго.
У меня есть смутные сомнения - не эта ли бригантина являлась тем "легендарным" акатом №3, который строился где-то "под Бендерами"? Собственно, что такое "акат" изначально? Это вовсе не шебека, как писалось на всяких судомодельных форумах, а тип средиземноморской бригантины.
Считается, что автором проекта акатов типа "Ирина" был С. Афанасьев. Может быть, но я не встречал ни одного документа это подтверждающего - если кто-то знает, просьба кинуть ссылку.
Два аката строились в Николаеве, а третий на Днестре. И этот третий мог быть вовсе не однотипен с первыми двумя.
Любопытно, что при тембировке бригантины "Илларион" в 1793 г. была исправлена корма - "переделана в настоящий вид бригантины" (убран акатовский "хвост"?) + переделан гальюн, надделана каюта, а в 1796 г. "бак опущен и шханцы с баком соединены с палубой.
Не поэтому ли длина судна уменьшилась на 7 фут?
В итоге, что имеем? Потенциальные кандидаты в бригантины (не считая "корсерских") :
4 новые бригантины, которые Потемкин приказал строить на Днепре (Кременчуг) в октябре 1789 г.
2 новые бригантины - на Днестре (видимо, построена одна) тоже в октябре 1789 г.
4 бригантины типа "Филипп" - переделка из дубель-шлюпок весной 1790 г.
2 бригантины "Благовещение" и "Климент папа Римский" - переделаны из кирлангичей в марте 1790 г.
1 бригантина, переделанная из яхты (возможно, малой адмиралтейской).
1 бригантина ("Св. Мокей"), переделанная из большого лансона.
Таганрогско-рогожкинские бригантины - здесь многое туманно (сейчас плотно занимаюсь).
3 трофейные бригантины - "Архип" и "Тимофей" (переделаны из лансонов) + "Григорий" (пленённая при Тендре шебека).
Остаются т. наз. бригантины, постройки 1788 г. - в Смелянске и т. д. - переделанные из каких-то судов. Предположительно - из 4-х "мореходных" типа "Смелый" (может быть не из всех). Но "Пётр" и "Павел" - очень вероятно.
До кучи в этот раздел можно включить и крейсерские суда - там много бригантин было.
Попробовал систематизировать - по размерам, числу мачт и орудий, кол-ву людей в экипаже. Много нестыковок.
Выявились и "двойники" - суда, с одинаковыми названиями, заменившие погибшие.
бригантина (?) Панагия Апотоменгано (14(16) ор., 3-м.) (32 чел., 55-76 чел.) 75×24.2×12.6
полакра Панагия Апотокалигата (Апуто Калигата) (?, 3-м.) (26 чел.) тр.ГФ (?)
Панагия Колачато (?, 2-м.) (14 чел.)
Панагия Папанди (Ипопанди, Попанды) (12ор., 3-м.) (брандер) (30 чел., 50 чел.) 63×30×9
Панагия Дусено (10ор. +3 фалк., 3-м.) (28 чел., позже 42-50 чел.) 68×21×9
полакра Панагия Апотогрилли (Апотигриви) (?, 3-м.) (25 чел.) 59.6×22.3×7.9
Маргарита Панагия Апотокафары(о) (?, 2-м.) (20 чел.)
Принцесса Елена (16ор., 3-м.) – венец. строения; (53 чел.) (†-1797г. - затонуло на Одесском рейде) 74.6×27.6×10.2 (80×24×13,4)
Панагия Турлени (П-Турлени Св. Елены) (?, 2-м.) (38чел., 47-50 чел.); 72.6×22.9×10.6
(Дурияны С. Елены) оно же?
Кондутор (?, 3-м) (21 чел.) (брандер?) (†-16.02.1790г. - взорван матросом)
Св. Николай (?, 2-м.) (40-49 чел.) 71.6×22.6×8.10
Св. Николай (?, 2-м.) (25 чел.) (брандер) 55.6×23×10
Св. Николай и Параскева (?, 3-м.) (Св. Параскева?) (16 чел.) тр. ГФ
полакра Мартиго(зи) Св. Николай (20ор., 3-м.) (25 чел.)
Св. Николай Слава России (?, 3-м.) (22 чел.) (†-1789г. - затонуло у о. Тендра)
Симферополь (?, 2-м.) (†- 29.07.1792г. - затонуло в шторм) тр.ГФ
Принц Александр (14ор., ?), (39-50 чел.) 84.6×22.4×7.6 (74.6×22.4×7.6) (62.9×22.7×10.5) тр. ГФ
Св. Александр (4 ор., ?), (44 чел.) 72×28×12.6 (60×23×10) тр.ГФ
Св. Андрей (1-й) (4ор., 2-м.) (17 чел.) (брандер) (†- 4.04.1792г. - затонуло) 75×12.6×7.6
Св. Андрей (2-й) (4 ор., ?) 73×21×9
Св. Татьяна (?, 2-м.) (23 чел.) тр. ГФ
Св. Феодосия (?, 3-м.) (21 чел.) (†-1791г. – по гнилости разобрано в Севаст. бухте)
Сорока Мучеников (?, 3-м.) (30 чел.) (†-1791г. – погибло в Севастопольской бухте)
Слава Св. Георгия (?, 2-м.) (42 чел.)
Св. Георгий (?, 2-м.) (Георгий Победоносец?)
Карл-Константин (?, 3-м.) (27 чел., 42-43 чел.)
Кеко-Тавро (?, 3-м.) (28 чел., 42 чел.)
Князь Потёмкин Таврический (??)
Донай (12ор., 2-м.) 71.6×22.4×7.6
Абельтаж (14(20)ор., 3-м.) (52чел.) 80×24.6×9.3
бригантина Феникс (12ор., 3-м.) (52 чел.) 80×24×9.6 (75.6×25×9)
бригантина Могилети (Маилет?) (4ор., 14ор.,?) (44-48 чел.) 71.2×22×12.2
Красноселье (14ор., ?) (40-92 чел.) 70×21.6×7.6(8.6)
Спиридон (Минерва Спиридон?) (??)
Быаде (Беяде) (??)
Кацанти (??)
Св. Михаил (??)
Арх. Гавриил (Св. Климент Папа Р-ский), вен. констр. (16ор., 2 – 3-м.); (60 чел.) 78×25×10
Дмитрий Селунский (1-й) (??) (†-07. 1789г. - разбилось)
Дмитрий Селунский (2-й) (??) 70×25×9.7
Березань (6 ор., ?) (39 чел.) (†- 1798г. - затонуло на севастопольском рейде) 78×23×10
Полоцк (??)
полакра Св. Параскева (3-м.,?) переделан из транспорта Эсперанс в 1789 г. (†- 20.10.1792г. - затонуло в шторм)
шебека Острая (?, 3-м.) (турецкое конфискованное)
Надежда Благополучия (??)
Почтальон (14ор.,?)
Св. Василий (??) 70×20×10.6 тр. ГФ
Богородица Казанская (??) тр. ГФ
Богородица Псковская (??) тр. ГФ
Граф Северный (16ор., ?) – нанят в 1787 г.
Такла (??)
Лифортун (??) (†-1791г. - затонуло из-за гнилости в Таганроге)
Чечерск (??) (†- 20.10.1792г. - затонуло в шторм)
Ну и "беломорские"... Я не совсем понимаю - где они во время войны находились? И их свободный приход в Черное море был предусмотрен мирным договором?
Св. Елена (28ор., ?) (Сред. М. – 1792 г.) 86×26×7.8
Св. Николай (18ор., ?) (Сред. М. – 1792 г.) 87×24×9.8
Св. Матвей (16ор., ?) (Сред. М. – 1792 г.) 87×24.3×10.8
Ахилл (20ор., ?) (Сред. М. – 1792 г.) 78×23.10(24)×10.10(10)
Александр (??) (Сред. М. – 1792 г.) 78×23.10×10.10
Страниц: 1