Вы не зашли.
Класса боевых кораблей "шнява" кажется больше нигде не было.
А тип парусного вооружения snow-шнява имеет две полноценные мачты и маленькую шнява-мачты
Отредактированно Олег (13.02.2025 22:37:25)

швед2S8 написал:
#1638960
А были во флотах других стран трёхмачтовые шнявы?
Не знаю. Нужно изучать. Бриги трехмачтовые были.
Олег написал:
#1638963
Класса боевых кораблей "шнява" кажется больше нигде не было.
А тип парусного вооружения snow-шнява имеет две полноценные мачты и маленькую шнява-мачты
Сложно это утверждать. У кого-то из современников было примерно такое определение - "шнява - малое судно, вооруженное по корабельному".

STEFAN написал:
#1638978
Бриги трехмачтовые были.
Бриг он по определению двухмачтовый. Но были примеры, когда в одном и том же корпусе строили бриг и корабль (три мачты с прямым парусным вооружением). И когда бриг переоснощали в корабль, полностью меняя рангоут. ЕМНИП знаменитый Chalenger был примером второго.

STEFAN написал:
#1638978
- "шнява - малое судно, вооруженное по корабельному".
Возможно класс боевых кораблей шнява мог иметь парусное вооружение корабля при трёх мачтах и парусное вооружение шнявы при двух.

Олег написал:
#1638981
Возможно класс боевых кораблей шнява мог иметь парусное вооружение корабля при трёх мачтах и парусное вооружение шнявы при двух.
Надо смотреть рисунки шняв современников.
А там встречались 2 вида - шнява 3-мачтовая, с кормовой мачтой с латинской бизанью, без прямых парусов на ней и шнява 2-мачтовая с шняв-мачтой поставленной вплотную к гроту и гафельным триселем.
Отредактированно адм (14.02.2025 08:17:32)

Олег написал:
#1638980
Бриг он по определению двухмачтовый. Но были примеры, когда в одном и том же корпусе строили бриг и корабль (три мачты с прямым парусным вооружением). И когда бриг переоснощали в корабль, полностью меняя рангоут. ЕМНИП знаменитый Chalenger был примером второго.
Да. Или тот же трехмачтовый Бигль, в девичестве бриг типа Ирокез.


Олег написал:
#1638981
класс боевых кораблей шнява
В Нидерландах в 17 в. шнявам соответствовали яхты; в сражениях 1672-73 гг. упоминается трехмачтовая яхта Schiedam, 20-24, ее даже ставили в линию баталии.


Авторитетный специалист по голландскому флоту 17 в. Джим Бендер пишет о шнявах:
snauw/snow - голландская шнява 17 в. была длинным низким судном с острым носом, , которое использовалось, как яхта-авизо или посыльное судно. Этот термин к парусному вооружению не имел отношения.

Собственно, в каком году сам этот термин ШНЯВА (шнау, шноу) появился в Российском флоте?
Похоже, не раньше 1702 - 03 гг., когда их стали проектировать, а потом строить на Олонецкой верфи?
А до того... Кажется, всю боевую мелочь тогда фрегатами называли. Пётр, когда хвалился взятием в 1703 г. "Гедана" и "Астрильд" называл из фрегатами (в десятке писем). В 1701 г., когда шведы пытались добраться до Архангельска, Пётр классифицировал их суденышки фрегатами и галиотами, хотя, фрегатами там и не пахло.
А позже почти всю шведскую боевую (не транспортную) мелочь классифицировали, как шнявы. Если посмотреть на чертеж трофейной "шнявы" "Вестеншлюп" - это никаким боком не шнява, а одномачтовое суденышко, типа яхты или коттера.

Выходит,что ШНЯВА в Российском флоте времён Петра это почти тоже самое,что ШЛЮП в Британском флоте?

STEFAN написал:
#1639033
Собственно, в каком году сам этот термин ШНЯВА (шнау, шноу) появился в Российском флоте?
Похоже, не раньше 1702 - 03 гг., когда их стали проектировать, а потом строить на Олонецкой верфи?
Первую "шноу" заложил на юге грек Иван Федотов 1 апреля 1700 года.
STEFAN написал:
#1639033
"шнявы" "Вестеншлюп" - это никаким боком не шнява, а одномачтовое суденышко, типа яхты или коттера.
Правильнее вестеншлюп "Бернгардус" - вестеншлюп как тип судна, шнява - как класс судов. Даже у Чапмана такой тип есть.
швед2S8 написал:
#1639042
ШНЯВА в Российском флоте времён Петра это почти тоже самое,что ШЛЮП в Британском флоте?
А что такое "шлюп" в английском флоте?
Эд написал:
#1639012
Этот термин к парусному вооружению не имел отношения.
Да и в 18 веке тоже не имел отношения. Приписывать "шняв-мачту" к типу судна стали в работах конца 18 века - поставили телегу впереди лошади.

швед2S8 написал:
#1639042
это почти тоже самое,что ШЛЮП в Британском флоте?
Может быть.
В общем то, эти суда в Российском флоте недолго были. После Петра их, кажется, вообще не строили, хотя и проектировали. Вместо них стали клепать пакетботы. Исключение - Каспий. Строились и при Петре, и позже. Серия небольших 2-мачтовых шняв (3 штуки) были в составе Каспийской флотилии в 40 - 50 гг. А торговые шнявы строились и позже, в 60 - 70 гг., причем были и одномачтовые.
Кстати, серия "именных" судов для северной экспедиции при Екатерине II, насколько я понял, классифицировались шнявами (шноу) - небольшие двухмачтовые суда своеобразной конструкции.


швед2S8 написал:
#1639042
Выходит,что ШНЯВА в Российском флоте времён Петра это почти тоже самое,что ШЛЮП в Британском флоте?
Да, sloop. Винфилд, специалист по английскому флоту 17 в., сообщает, что голландские шнявы-яхты считались в Royal Navy sloops.

Однако, вернемся к основной теме - волоку яхт с Белого моря.
Уже имеется версия о том, что их переделали в брандеры. Точно известно, что в этот класс судов переделывались: 1) "Сясьские" маленькие фрегаты - "Этна", "Везувий", 2) Шнявы, построенные на Селицком Рядку - "Фур", "Крокодил", "Флам", "Бевер", "Эгель", 3) Старые фрегаты олонецкой партии (после 1709 г.) - "Дефам", "Триумф", "Дерпт".
В 1707 г. в составе флота есть пара безымянных "маленьких" брандеров:
Вот интересно - что это за "маленькие брандеры"? Вроде бы подходят "Бевер" и "Эгель". Но, тогда почему они "маленькие"? Размерами должны быть, как "Фур" и "Флам". Примерно 65 фут. длины. Как и "сясьские" фрегатцы. Т. е. - ещё меньших размеров?
Не те ли это яхты?
Стояли без дела, ветшали, решили их в брандеры переделать...
Отредактированно STEFAN (14.02.2025 21:08:28)

А.Иванов написал:
#1639043
А что такое "шлюп" в английском флоте?
Внеранговое вооруженное судно вспомогательного назначения.


STEFAN написал:
#1639052
датская 3-мачтовая шнява (?)
Шведская шнява "Хуммерн" 1700 г. Еще в 2019 г. в "Гангуте" статье, так не понравившейся Александрову, об "Астрильде".
адм написал:
#1639051
Внеранговое вооруженное судно вспомогательного назначения.
ааа. Шнява в русском флоте - 6 ранг основного состава.

А.Иванов написал:
#1639059
Шведская шнява "Хуммерн" 1700 г. Еще в 2019 г. в "Гангуте" статье, так не понравившейся Александрову, об "Астрильде".
Точно! Вспомнил этот чертеж. Просто сейчас он по сети гуляет - что только под него не тулят...
Вполне себе малый фрегат. У неё какие размерения?
Отредактированно STEFAN (15.02.2025 09:52:19)

А.Иванов написал:
#1639059
об "Астрильде".
В количестве пушек на «Астрильд» есть разночтения. По данным современного шведского историка Л.О. Берга вооружение шнявы на 1703 год состояло из четырех 1-фунтовых пушек и двух 1/4-фунтовых фальконетов. В дошедшем до нас донесении морского флота капитана Питера Лобека о передаче трофейных пушек, взятых со шведских судов «Гедан» и «Астрильд» в сражении 7 мая 1703 года, майору Аксварту, упоминаются 10 пушек с «Гедана» (две медные с королевским гербом и восемь железных без герба) и семь пушек с «Астрильд» (шесть железных с королевским гербом и одна медная на вертлюге). РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 81. Л. 26. 
. Шнява «Асрильд» (худ Питер Пикарт)

Ох, вот как-то не очень я доверяю этип картинкам современников. Все-то они старались приукрасить, преувеличить (это про число пушек.).
Я уже вставлял свои пять копеек по поводу "сясьских" фрегатов. Вторая их пара - не менее интересна. Постройка началась раньше олонецких "транспортов" и явно по какому-то другому проекту - хотя бы с другими размерениями, более глубокосидящие. "Ивангород" был заложен первым, а в строй вошел самым последним.
В литературе прочно засело мнение, высказанное еще Веселаго - "строены из сырого тёсанного леса, плохо слушались руля", мастер Воутер Воутерсон тер Колк (проще - Владимир Владимирович Теркулов) - был неопытным, не слишком талантливым голландцем и проч.
На самом деле - фрегаты оказались не такими уж и плохими. Первая пара переделана в брандеры не из-за плохого качества, а, вероятно, по причине своих скромных размеров (меньше шняв!), не позволявших их полноценно использовать в боевой линии. а брандеры для флота были нужны. Что же касается второй пары - "Михаила Архангела" и "Ивангорода", то, по отзывам того же Крюйса, это были одни из лучших кораблей во флоте (вместе с "Думкратом" и бомбардирским галиотом), сохранили боеспособность, в то время как "транспорты" все либо пришли в негодность, либо могли использоваться еще от силы пару кампаний.
С известной гравюры:
Если верить картинке, сразу возникают вопросы: а почему они разные, вроде бы одного типа? И странная особенность - у них на гондеке стояло всего по 16 пушек?

Юрген написал:
#1639099
В количестве пушек на «Астрильд» есть разночтения.
В статье они отмечены. Документ из фонда 177 не приводился, т.к. он новых данных по числу не добавляет.
STEFAN написал:
#1639105
не очень я доверяю этип картинкам современников.
Пикарт не очень толковый рисовальщик. Но к этой гравюре с Астрильдом есть подготовительный рисунок и сравнение наводит на некоторые размышления.

А.Иванов написал:
#1639127
Пикарт не очень толковый рисовальщик.
Может быть. Но у "сясьских" на его "выборгской" гравюре - насчитал по 8 пушек на деке, у остальных фрегатов, кроме "Олифанта" и "Думкрата" - вроде бы по 9.
Есть вообще какой-то список по номерам на гравюре? Я не нашел. Или все эти кораблики опознаны и наименованы уже задним числом?
Кстати, по "сясьским" - нашел у Кротова весьма спорное утверждение. Может быть и ошибочное.

А.Иванов написал:
#1639127
Пикарт не очень толковый рисовальщик. Но к этой гравюре с Астрильдом есть подготовительный рисунок и сравнение наводит на некоторые размышления.
Ладно пушки. Но парусное вооружение на Астрильд уж очень опережающее время.
В начале 18 века всё еще массово применялась латинская бизань на рю-рее. На 2 и 1-мачтовых уже начали применять гафельный трисель, но всё еще без гика. Иногда трисель поднимали на рю-рее.
Окончательный переход на гафельный трисель с гиком произошел во второй половине 18 века.
На этом же рисунке всё это присутствует (гафельный трисель на гике и стаксель) уже на начало 18 века.

адм написал:
#1639186
Но парусное вооружение на Астрильд уж очень опережающее время.
Может, источник или автор, которые утверждают:
адм написал:
#1639186
В начале 18 века всё еще массово применялась латинская бизань на рю-рее. На 2 и 1-мачтовых уже начали применять гафельный трисель, но всё еще без гика. Иногда трисель поднимали на рю-рее.
Окончательный переход на гафельный трисель с гиком произошел во второй половине 18 века.
все-таки ошибаются в своем утверждении?
