Вы не зашли.
mihapm написал:
#1639838
но таких подробностей службы британских рыбаков
в ВМВ не найдете не в каком war diary .
И ни слова про участие в первых конвоях в СССР. Все с "Эдинбурга" начинается, как будто 1941 года и первых 9 конвоев не было...
Georg G-L написал:
#1640358
как будто 1941 года и первых 9 конвоев не было.
Вроде 11-ти
Из книги А.В. Платонова «Война в Арктических морях.
1 октября 1941 года были приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и советских поставках в США и Англию сырья для военного производства. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать. Самым коротким оказался маршрут через Норвежское и Баренцево моря в советские порты в Архангельске и Мурманске. Организация конвоев и ответственность за безопасность их переходов в советские порты и обратно возлагалась на британское адмиралтейство. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-флоу в Англии, Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд в Исландии. Первый конвой вышел из Исландии в СССР 21 августа 1941 года. Он состоял из шести английских и одного датского транспорта, в охранении было два эсминца, четыре корвета и три тральщика. Конвой получил наименование по названию операции по его проводке – "Дервиш", но впоследствии в документах стал именоваться PQ-0. 31 августа 1941 года "Дервиш" без потерь прибыл в Архангельск, доставив в СССР важнейшие стратегические грузы, в том числе 3,8 тысячи глубинных бомб и магнитных мин, 15 разобранных английских истребителей "Харрикейн", вспомогательное судно "Олдерсдейл" с топливом, а также 10 тысяч тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование. До конца 1941 года было проведено в обоих направлениях еще 10 конвоев. Потерь в них не было, так как Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не предпринимала активных боевых действий против конвоев. Вследствие этого, с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из-за рубежа шло именно через северные порты.
Все прибывавшие в советские порты конвои до сентября 1942 года имели литерное обозначение PQ, выходившие – до декабря 1942 года обозначались QP. Это обозначение являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn).
Отредактированно Юрген (27.02.2025 17:43:59)
До конца 1941 г. кроме Дервиша было проведено ДЕВЯТЬ конвоев, а еще два на конец года находились в пути.
igor написал:
#1640417
а еще два на конец года находились в пути.
Не совсем так - из вышедших в 1941 г. семи PQ и четырех QP 10 пришли до НГ, только QP-4 отправился из Архангельска 29 декабря; рассеян в пути, прибыл 9 января 1942 г.
А PQ-7a - отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января и PQ-7b - отправился из Исландии 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января. Уже официально приписаны в 1942 г., хотя и вышли в 1941-м.
Чем руководствовались чиновники - скорее всего тем, на какой год финансовые документы оформлены. Ведь ленд-лиз не безвозмезная помощь - Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года.
Кстати, ведь и хохлам о-о-очень долго за поставки расплачиваться придется - если будет кому....
Юрген написал:
#1640436
Не совсем так - из вышедших в 1941 г.
Совсем так. PQ-7b вышел из Хваль-фьорда 2 января.
Закончили переходы к 31.12.41 6 конвоев PQ, 3 конвоя QP, + Дервиш. Шли PQ-7a, QP-4
На сайте www.convoyweb.org.uk про конвой PQ-7b написано, что вышел из Хваль-Фьорда 31.12.1941. Прибыл в Мурманск 11.01.1942 г.
Отредактированно Planet 789 (01.03.2025 20:27:56)
igor написал:
#1640544
Совсем так. PQ-7b вышел из Хваль-фьорда 2 января.
Planet 789 написал:
#1640631
На сайте www.convoyweb.org.uk про конвой PQ-7b написано, что вышел из Хваль-Фьорда 31.12.1941.
Согласно ЖБД британского Адмиралтейства, что конвой вышел 31.12.
Как раз в базе данных Арнольда Хауге конвой вышел 2 января. В ЖБД в разделе конвои - ссылка на то, что маршрут, состав и пр. конвоя PQ-7b надо читать в Lion copy.
Есть еще телеграмма с упоминанием состава, мест рандеву и пр., но это не рапорт об отправлении - а о планах. Которые могли потом и поменяться. Первое упоминание, что конвой в море, я смог найти 2.1.42.
igor написал:
#1640677
Как раз в базе данных Арнольда Хауге конвой вышел 2 января.
Странно. В его книге по Северным конвоям дата 31.12. Даже в "Боевой летописи ВМФ" за 1941-42 та же дата.
igor написал:
#1640544
PQ-7b вышел из Хваль-фьорда 2 января.
Ну, к сожалению подлинники боевых документов не видел, инфу брал у Платонова в книге. Учитывая Ваш высокий авторитет, как спеца по Северам, исправляю в своем архиве. Хотя я эту тему уже лет 15 не трогал - в начале 2000-х была мысль эти конвои описать. В ВОВ старший брат моей мамы погиб в таком конвое, выл механиком на транспорте, но так и не собрался.
Cyr написал:
#1640688
Странно. В его книге по Северным конвоям дата 31.12. Даже в "Боевой летописи ВМФ" за 1941-42 та же дата.
Юрген написал:
#1640436
А PQ-7a - отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января
26 декабря 1941 года из Хвальфьорда вышла первая группа конвоя PQ-7, получившая код PQ-7А в составе английского - «WAZIRISTAN» и панамского - «COLD HARBOR» транспортов, которые до 27 декабря сопровождали британские вооруженные траулеры «HUGH WALPOLE» и «OPHELIA».
Вышедшие из Сейдифьорда тральщики «BRITOMART» и «SALAMANDER» из-за шторма и метели не смогли найти конвой и пришли в Мурманск 4 января.
2 января «WARZIRISTAN» застрял во льдах, был поврежден немецкими бомбардировщиками, а затем обнаружен и с третьей попытки потоплен подводной лодкой U-134 в 18 милях южнее острова Медвежий, вместе с грузом, в составе которого было 1 тыс. тонн меди и 410 американских грузовиков «Ford», став первой потерей Арктических конвоев.
Весь экипаж - 37 гражданских моряков и 10 человек военной команды - погибли.
Транспорт «COLD HARBOR» был обнаружен эсминцем «КУЙБЫШЕВ» и под эскортом сторожевого корабля СКР «БРИЗ» (РТ-58 «СПАРТАК») прибыл в Иоканьгу 12 января.
27 декабря 1941 года на совещании в Хвальфьорде было предложено задержать выход второй группы конвоя PQ-7, чтобы экипажи смогли отметить Новый год.
Тогда капитан британского транспорта «EMPIRE HOVARD» шотландец Джон МакДональд-Дауни предложил отложить празднование Нового года до Победы.
31 декабря их Хвальфьорда вышла вторая группа конвоя PQ-7, получившая код PQ-7b в составе 6 английских - «BOTAVON», «EMPIRE ACTIVITY», «EMPIRE HALLEY», «EMPIRE HOWARD», «EMPIRE REDSHANK», «JUTLAND», 2 панамских - «ANEROID», «REIGHCOUNT» и 1 советского - «ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» транспортов, в сопровождении британских вооруженных траулеров «CAPE ARGONA» и «WASTWATER», шедших с конвоем до 4 января, когда их сменили подошедшие из Сейдисфьорда тяжелый крейсер «CUMBERLAND», эсминцы «ICARUS» и «TARTAR».
Конвой в Кольском заливе был встречен гидрографическим судном «МАСШТАБ» и 5 сторожевыми катерами МО и без потерь пришел в Мурманск 11 января доставив 25,5 тыс. тонн грузов, в том числе 98 самолетов-истребителей, 125 танков, 60 бронемашин, 1203 тонны боеприпасов, а также 1450 км полевого телефонного кабеля.
Шедший навстречу конвою сторожевой корабль «СКР-25» (РТ-88 «ПЕЧОРЕЦ») был атакован бомбардировщиком Ju-88, получил повреждения от взрывов бомб и вынужден был возвратиться в Иоканьгу.
Тяжелый крейсер «CUMBERLAND» из-за шторма потерял конвой и прибыл в Полярный 12 января.
Возможно, даже эта часть конвоя выходила по частям, или Хауге посчитал его выход по выходу в море последних ЭМ эскорта, которые точно вышли позже.
Все равно этот вопрос малосущетвенен, потому что изначально был спор по поводу числа пришедших в 1941 г. конвоев, а не вышедших.
Если кому интересно, англичане оцифровали и выложили ЖБД Адмиралтейства за всю войну. В отличие от NARA, там все страницы по порядку, читаются нормально, и есть поиск по тексту.
https://www.royalnavy.mod.uk/locations- … ric-branch
Ага, попробуйте октябрь 1940 г. почитать. Открываешь - а там сразу 12-е.
Хорошо что они наконец недостающие куски выложили, а то там в 1942 г. полфевраля не было и ноября-декабря тоже, а 1944 вообще отсутствовал.
Но так-то конечно отличная вещь.
Поиск правда работает хреново, что-то ищет, что-то пропускает.
Тирпиц выступил конечно неважно. А ведь он был еще мощнее и тяжелее Бисмарка. Мог бы и порезвиться при грамотном и главное более уверенном использовании. Может быть был бы смысл взять с собой эскадру оставшихся "Дойчландов". Им громить транспорта, пока Тирпиц поджидал бы более серьезную дичь.
CVG написал:
#1641396
А ведь он был еще мощнее и тяжелее Бисмарка.
Чуть большее водоизмещение, не говорит о более мощном вооружении, если только не брать в расчёт пару ТА.
CVG написал:
#1641396
Может быть был бы смысл взять с собой эскадру оставшихся "Дойчландов".
Оставшийся в наличии "Шеер" и взяли...
CVG написал:
#1641396
Им громить транспорта, пока Тирпиц поджидал бы более серьезную дичь.
Это которую?
"Дюк оф Йорк" с "Вашингтоном" или торпедоносцы с "Викториеса"?
Prinz Eugen написал:
#1641408
Чуть большее водоизмещение, не говорит о более мощном вооружении, если только не брать в расчёт пару ТА.
Это очень мощное и нужное оружие.
Prinz Eugen написал:
#1641408
Это которую?
"Дюк оф Йорк" с "Вашингтоном" или торпедоносцы с "Викториеса"?
Сперва быстро ушатать "Дюк оф Йорк". Потом попробовать одолеть "Вашингтона" (было бы интересно). Потом настроить наконец свою систему ПВО, или просто выстроить солдат на палубе с автоматами и пулеметами и ружьями с зарядами дроби-тройки (на утку), быстро посшибать с неба все эти полотяные помойки под громким названием "торпедоносцы с Викториеса". После чего быстро разделать и сам "Викториес".
Prinz Eugen написал:
#1641408
Оставшийся в наличии "Шеер" и взяли...
Надо было брать эскадру "Дойчландов". Четыре вымпела. "Шеер" это не броненосец. Это муляж, карманный линкор, а по факту крейсер с вооружением ГК от броненосца, но без СК. Это не то.
CVG написал:
#1641423
Это очень мощное и нужное оружие.
В бою со вражескими линкорами - несомненно...
CVG написал:
#1641423
Сперва быстро ушатать "Дюк оф Йорк".
А "Вашингтон" в это время будет в сторонке ждать?
CVG написал:
#1641423
Потом настроить наконец свою систему ПВО, или просто выстроить солдат на палубе с автоматами и пулеметами и ружьями с зарядами дроби-тройки (на утку), быстро посшибать с неба все эти полотяные помойки под громким названием "торпедоносцы с Викториеса".
Главное, не забыть включить "Du Hast"...
CVG написал:
#1641423
После чего быстро разделать и сам "Викториес".
Его ещё найти надо...
CVG написал:
#1641424
Надо было брать эскадру "Дойчландов". Четыре вымпела. "Шеер" это не броненосец.
А... Вы об ЭБР?
А откуда четыре, если их два?
CVG написал:
#1641424
"Шеер" это не броненосец. Это муляж, карманный линкор, а по факту крейсер с вооружением ГК от броненосца, но без СК.
Восемь 150-мм Вы потеряли?
Planet 789 написал:
#1639668
Может быть вопрос и не в тему, но нигде не могу найти информацию по патрульным траулерам в количестве 5 единиц, которые были в патруле в Исландско-Фарерском районе
Тут чисто случайно наткнулся в телеге на pdf книги (скорее справочника) по мобилизованным британским траулерам, понятное дело на английском (правда только вторая часть) вдруг кому то пригодится https://t.me/historicalmilitarystls/2921/55716
Prinz Eugen написал:
#1641428
В бою со вражескими линкорами - несомненно...
Особенно в бою с современными линкорами, особенно учитывая дальность и мощность 533мм торпед. Ведь быстро стало очевидно что потопить современный линкор только артиллерией почти невозможно. Или во всяком случае очень сложно и требует огромного расхода БК. Что особенно неприемлемо для одинокого рейдера.
Prinz Eugen написал:
#1641428
А "Вашингтон" в это время будет в сторонке ждать?
Как то надо было их разделить. Можно было подразнить их как то. Например двумя броненосцами.
Prinz Eugen написал:
#1641428
Главное, не забыть включить "Du Hast"...
Это обязательно. Без этого и фашисты в рогатых касках не фашисты.
Prinz Eugen написал:
#1641428
Его ещё найти надо...
Для этого на борту Тирпица есть авиагруппа из 4-х самолетов-разведчиков. Все предусмотрено.
Prinz Eugen написал:
#1641428
А... Вы об ЭБР?
А откуда четыре, если их два?
Да. Ну хорошо - два.
Prinz Eugen написал:
#1641428
Восемь 150-мм Вы потеряли?
Восемь как то мало. Особенно учитывая что это палубные установки почти без защиты по типу Авроры. Нормальный СК начинается от 10 стволов с защитой.
Так-с... Немного посмеялись и хватит.
Elektrik написал:
#1641440
Тут чисто случайно наткнулся в телеге на pdf книги (скорее справочника) по мобилизованным британским траулерам, понятное дело на английском (правда только вторая часть) вдруг кому то пригодится
Как раз в этом томе информация о тех траулерах, что патрулировали Фареро-Исландский проход в конце мая 41-го .