Вы не зашли.

Доброго дня.
После Цусимы, кажется, Дмитрий Иванович Менделеев, один из тех, кто всегда поддерживал С.О. Макарова в строительстве большого ледокола ("Ермак") и освоении русского Севера, произнес фразу об инвестициях в большие ледоколы - тогда Рожественский прошёл бы во Владивосток через Ледовитый океан и трагедии Цусимы не случилось бы.
Почему это было тогда невозможно. И стало вероятным только в 1942 году (переход "Баку" и двух эсминцев с ДВ в Кольский залив) и регулярным (ЭОН-ы по переброске новых боевых кораблей на Тихий океан) в 1950-е - начале 1970х гг.
1. Чтобы гарантированно пройти Севморпуть до осенних сжатий льдов (октябрь) - следует Вторую эскадру сосредоточить в Кольском заливе к концу мая - началу июня. Понятно, выйти из Либавы в начале мая 1904 г. Эскадра ещё не готова, броненосцы достраиваются в Кронштадте.
2. В случае, когда царь принял решение о переходе по СМП, следует чётко понять: никакой "догоняющий отряд" ("Олег", "Изумруд", "Громкий", "Грозный" и пара вспомогательных крейсеров) уже никогда не "догонит" Рожественского. Может, в следующем сезоне. Небогатов и его 3-я эскадра - вовсе исключены из этой игры.
3. Для относительного успеха подобной экспедиции нужно не менее шести ледоколов типа "Ермак". А лучше - десять. Нужны угольные склады в тех точках, где они были оборудованы в 1930-е - 1940-е гг.: Амдерма, Диксон, Тикси, Певек и Анадырь. Заметьте: никакой авиаразведки не существует даже в мыслях, поэтому ледовую обстановку можно будет обозревать не далее, чем на семь-десять миль, с запущенного условным вспомогательным крейсером "Русь" аэростата из имевшегося воздухоплавательного парка.
4. Радио - в зачаточном состоянии. Связи с Петербургом нет. Потому как и телеграфных станций на пути - тоже нет.
5. В случае непредвиденной зимовки броненосцев и крейсеров где-нибудь в устье Колымы - как им доставлять провизию и уголёк? Оленями, с помощью якутов? А экипажи будут больше полугода трескать оленину, клюкву и прочее? Потому как картошки, капусты, лука и других овощей - взять неоткуда. А имеющиеся - помёрзнут в трюмах обеспечивающих отряд пароходов.
6. А броненосцы и крейсеры - оборудованы ли специальными "грелками" для отопления? Ну, поскольку переживали зимы и на Балтике, и на ДВ, и в Севастополе - такие девайсы есть. Но вот выдержат ли экипажи лютую стужу Крайнего Севера, с ноября по конец марта? Это - ничем не легче, чем переход в марте через Индийский океан с угольными погрузками при +30 и 100-процентной влажности.
7. Допустим, Ура!!! Прошли Берингов пролив. Отбункеровались в Анадыре и дошли до Петропавловска-Камчатского. Как перейти во Владивосток? Японцы - не дураки. Минируют Первый и Второй Курильские проливы для невозможности перехода в Охотское море и Николаевск-на-Амеру. Минируют выход из Татарского пролива, и без того сложного и малоисследованного в навигационном отношении. И что тогда? Корабли постепенно приходят в расхристанное состояние, как в Кронштадте и Петрограде в 1918 - 1921 гг., матросы и офицеры спиваются. Не двинут же, самоубийственно, через вечно-туманный Лаперузов пролив или через Сангарский, простреливаемый японскими береговыми батареями да ещё с сильным течением в несколько узлов. Допустим, дойдут русские корабли до Николаевска-на-Амуре. Ещё один неприспособленный не то, что к базированию, но и элементарному обеспечению, порт. Кругом - тупик.
8. Всё вышеизложенное - опровергает и поныне существующее заблуждение о возможности перехода ЗПР через Ледовитый океан. Для более или менее внятного знакомства с темой - можно почитать романы Виктора Конецкого "Вчерашние заботы"; "Никто пути пройдённого у нас не отберёт"; "Последний рейс". В которых автор довольно красочно и убедительно показывает трудности навигации по СМП даже с обеспечением атомными ледоколами "Ленин" и "Арктика" и линейными ледоколами типа "Адмирал Макаров". Об авиационной ледовой разведке, наличии радио, спутниковых снимках - можно уже и не упоминать.
Идея эта, перехода русских броненосцев на Дальний Восток через моря Ледовитого океана - красива. Но и через полвека, в переходах первых ЭОН, в которые включались крейсера 68бис проекта, ЭМ, "тридцатки" и пр.56, "полтинники" и ПЛ 613 проекта, в обеспечении всех ледоколов - "Ермак", "Ленин", "Сталин", "Каганович" и "Микоян" - в 1955-1957 гг., было тяжко. См. воспоминания об этом в выпусках альманаха "Гангут".
В условиях Русско-японской войны провернуть такую, вне всякого сомнения, выдающуюся для начала 20 столетия, можно сказать, авантюру, просто невозможно. Пока будут идти, для начала, вокруг Скандинавии, и война с Японией окончится.
Отредактированно Сибирский Стрелок (01.04.2025 15:09:57)

В целом, да - верно всё. Особенно с учетом того, что Арктика тает и что там было в 190х - одному богу известно. Ну может ещё якутам.
Замечания:
Предположим, что судоходный проход существует где-то в июле-августе через Карское море. Ну .. с погодой подфартило.
В целом, броненосцы могут играть роль ледоколов, вспарывая лед снизу тараном. Он там -3 метра от КВЛ как миниум. Иное дело хватит ли мощи на подобное действо, но то что таран и его переборка на такое способны - вполне верую. 
То есть, нужен 1-2 ледокола, большой обоз транспортов и алга. Главное чтобы лед в Карском море не был "до дна"..

ВладимирФ написал:
#1643469
В целом, броненосцы могут играть роль ледоколов, вспарывая лед снизу тараном. Он там -3 метра от КВЛ как миниум. Иное дело хватит ли мощи на подобное действо, но то что таран и его переборка на такое способны - вполне верую.
Во время "Ледового похода" "Андрей Первозванный", из-за задержки "Ермака" и предательства команды ледокола "Тармо", 4 апреля 1918 года ломал лёд как ледокол.
"В итоге II отряд покинул Гельсингфорс самостоятельно, в сопровождении трёх небольших ледоколов. Наиболее уверенно справлялся с торосами линкор «Андрей Первозванный» (начальник бригады Н.И. Паттон, временно командующий кораблём Л.М. Галлер). К ночи, однако, корабли были затёрты льдом у о. Гогланд. Здесь утром 5 апреля их встретил «Ермак». 11 апреля отряд прибыл в Кронштадт, за исключением подводной лодки «Рысь», получившей в начале пути повреждение и 6 апреля вернувшейся в базу. " https://rgavmf.ru/virtualnye-vystavki/k … kogo-flota Т.е. как только ледовая обстановка ухудшилась, даже он не смог ничего сделать со льдами без помощи ледокола. А ведь льды Арктики гораздо суровей нежели на Балтике.

Даже если как-то суперски повезет с погодой - не успеют.
Но тогда погода была прилично так посуровее - даже имея современную технику (привет серии "Адмиралы Арктики") протащить там 2ТОЭ было бы очень не тривиальной задачей.


Yosikava написал:
#1643475
А ведь льды Арктики гораздо суровей нежели на Балтике.
Titanic написал:
#1643489
Но тогда погода была прилично так посуровее
Погодные условия в Арктике были "посуровее" не только 120 лет назад, но и всего лишь 40-50 лет тому... В 1970-е - 1980-е гг.
Некоторые сухогрузы были просто раздавлены льдами во время навигации, экипажи едва успели перейти на ледокол.
А многолетние льды Арктики, толщиною 2-3 метра, это совсем другой колер, чем в Финском или Рижском заливе. Арктический лёд гораздо плотнее и, соответственно, значительно труднее преодолевается линейным ледоколом.
"Ермак", играючи, колол лёд в Маркизовой луже. А когда двинул "К Северному полюсу - напролом" (с), тут же и столкнулся с непреодолимыми препятствиями.
А представьте - дестройеры 2 ТОЭ, такие крейсера как "Алмаз", "Жемчуг", "Светлана" да и тот же "Дмитрий Донской" получили пробоину от льда. Или, хуже того, попали в ледовое поле со сжатием. А "ермаки" - не могут подойти - обколоть лёд - вывести в полынью. Булькнут тогда боевые корабли.
Плюс - лоции мелких морей - Восточно-Сибирского и моря Лаптевых - в 1904 году - белое пятно. А Восточно-Сибирское море очень мелкое. Средние глубины, как бы, не поменее, чем на Балтике. Существует вероятность наехать на песчаную банку. И застыть там на несколько десятилетий.


ВладимирФ написал:
#1643469
броненосцы могут играть роль ледоколов, вспарывая лед снизу тараном. Он там -3 метра от КВЛ как миниум.
Беда - но арктический двухметровый лёд - это не 50 см льда Финского залива, который сломал форштевень "Андрея Первозванного". Здесь, как бы, и не получить воду в форпик такими молодецкими таранами.
Да и по приходу на Камчатку - необходимо чинить ледоколы-броненосцы. А где? Ни плавдока, ни сухого - в Петропавловске нет.

Сибирский Стрелок написал:
#1643501
И застыть там на несколько десятилетий.
И спасать экипажи там будет проблематично: авиации-то нет, а суда подойти не смогут.
Большинство из личного состава могут устроить массовый косплей на группу Дятлова и экспедицию Франклина.

Yosikava написал:
#1643475
Во время "Ледового похода" "Андрей Первозванный", из-за задержки "Ермака" и предательства команды ледокола "Тармо", 4 апреля 1918 года ломал лёд как ледокол
Я бы сказал: "как ледорез".
Ледокол разбивает лёд, "наваливаясь" на него сверху, для чего на ледоколах устанавливаются цистерны для изменения дифферента.
Ледорез просто раздвигает лёд в стороны, что намного сложнее.
Сибирский Стрелок написал:
#1643409
Допустим, Ура!!! Прошли Берингов пролив. Отбункеровались в Анадыре и дошли до Петропавловска-Камчатского. Как перейти во Владивосток? Японцы - не дураки. Минируют Первый и Второй Курильские проливы для невозможности перехода в Охотское море и Николаевск-на-Амеру. Минируют выход из Татарского пролива, и без того сложного и малоисследованного в навигационном отношении. И что тогда? Корабли постепенно приходят в расхристанное состояние, как в Кронштадте и Петрограде в 1918 - 1921 гг., матросы и офицеры спиваются. Не двинут же, самоубийственно, через вечно-туманный Лаперузов пролив или через Сангарский, простреливаемый японскими береговыми батареями да ещё с сильным течением в несколько узлов. Допустим, дойдут русские корабли до Николаевска-на-Амуре. Ещё один неприспособленный не то, что к базированию, но и элементарному обеспечению, порт. Кругом - тупик.
Вот в это - главное.
Обойти Японию с востока технически и организационно - вполне можно было и придя к ней хоть из Индийского океана, хоть даже обойдя Америку с юга.
Проблема была как раз-таки в том, как пройти в Японское море мимо японцев.

shuricos написал:
#1643525
как пройти в Японское море мимо японцев
Объективно никак. Они у себя дома, все проливы более-менее контролируемы. Радио уже есть. На каком-то этапе все равно обнаружат.
Потом... ну даже и пришли во Владик, а дальше что? Ждать повторения Порт-Артура только во Владике? Или тупо играть fleet-in-being для переговоров? Решительно победить на море с имеющейся матчастью и подготовкой - все равно не выйдет.

Сибирский Стрелок написал:
#1643502
Беда - но арктический двухметровый лёд - это не 50 см льда Финского залива, который сломал форштевень "Андрея Первозванного". Здесь, как бы, и не получить воду в форпик такими молодецкими таранами.
Нет, оно конечно же авантюра, причем с вероятностью печального исхода в 146%, но раз уж мы в альтернативной истории .. почему "нет"? Кмк, здесь ключевое - "раздвигал форштевнем 50см лед Балтики".. а я писал про взлом тараном снизу-вверх, это #иноепаниматьнада 
2ТОЭ - это 4 бородинца, у которых форштевень наклонен назад от острия тарана и выше КВЛ. "Бронирован" (форштевень) выше КВЛ и существенно от самого острия тарана. Корпус в перегрузе, ГП существенно под водой и .. их 4 штуки.
Нам нужен по сути один ледокол (Красин?) который пускаем вперед, ибо он наползает на лед, а значит не сядет на отмель. Заодно, промеряет глубины и ищет фарватер.
За ним выстраиваем свиньей четырех бородинцев: первая пара с промежутком метров в 30, вторая отступом ещё метров по 20 от первых. Итого, полынья от 5 кораблей получится шириной 23*4 + 2*20 +30 = 162метра. Сомневаюсь, что такая полынья будет подвержена опасному сжатию в короткий срок.
Дополнительно за ними выстраиваем Ослябю, Сисоя и Наварина так, чтобы они крошили остатки льда от бородинцев. За ними пускаем все транспорты и мелочевку. Где-то посередине колонны выстраиваем аналогичной свиньей крейсера (а может с разбивкой на 2 группы: в передней и задней трети) и Нахимова держим "на всякий случай" на помощь отстающим.
Ясен пень, что скорость во льдах этого обоза будет даже не "экономичный ход" а поменьше. Но ведь подгадываем так, чтобы большую часть пути или самую сложную пройти в августе..
Не надо ничего ремонтировать потом. При необходимости грузим импровизированные ледоколы на корму, поднимая таран для полезной работы.
Отредактированно ВладимирФ (02.04.2025 18:58:33)

ВладимирФ написал:
#1643555
Кмк, здесь ключевое - "раздвигал форштевнем 50см лед Балтики".. а я писал про взлом тараном снизу-вверх, это #иноепаниматьнада
Вы никогда не задумывались, почему у дредноутов типа "Севастополь" такая интересная форма форштевня?

Prinz Eugen написал:
#1643559
Вы никогда не задумывались, почему у дредноутов типа "Севастополь" такая интересная форма форштевня?
Мода, чего с них взять.. 

Освежил описания .. собственно проблемных там 3000миль из 14000.

Ну и напоследок. В совсем сложных случаях подрываем тяжелый лед торпедами, они все одно ни к чему больше не пригодны. На дальние дистанции можно и пострелять главным калибром изредка. Да, взять с собой пару-тройку дирижоплей, дабы смотреть обстановку.. 

Вы это... слезайте с того, что вы принимаете.
Кидать в лед ценные снаряды ГК?
Да и торпеды... они кончатся очень быстро, а толку не будет. Вы хоть ледовые поля видели в жизни?

Titanic написал:
#1643521
экспедицию Франклина.
А что там за история?
Titanic написал:
#1643566
Вы это... слезайте с того, что вы принимаете.
Весна.Пора любви и обострения у психов. 
shuricos написал:
#1643525
Проблема была как раз-таки в том, как пройти в Японское море мимо японцев.
Может и ненадо туда?

Titanic написал:
#1643566
Кидать в лед ценные снаряды ГК?
Да и торпеды... они кончатся очень быстро, а толку не будет.
Ну так это же на самый крайний случай: выбраться хотя бы обратно или вмерзнуть лет на 10..
На самом деле, дирижабли были, даже на России поднимали .. или пытались. То есть, вести ледовую разведку - вполне "есть чем" и самолеты тут не панацея. Это мы сейчас картонные, а люди того времени были железные. Кэмпбелл: "Раньше корабли были деревянными, зато люди - железными. Теперь корабли железные, а люди, увы - картонные" кэп Катти Сарк. Штормование у мыса Горн командой из 26 матросов с поворотами парусиной на 15-метровых волнах, из которых штатных взрослых было .. 6, остальные - пацаны 13-14лет, желающие поступить в мореходку. Да, высота мачт - 55метров и никакой "страховки"..
При ширине проторенного фарватера около 150м колонну транспортов и прочих слабых корпусом, кмк, провести вполне себе реально. Ну и написал жеж, что "освежил".. средняя толщина льда летом - 1.5м. Не проходимо для бородинцев, с впереди идущим Ермаком зигзагом шириной в 150м? Лед не превратится в кашу за вторым, третьим эшелоном? ХЗ .. тут не специалист, как скажете.
Titanic написал:
#1643566
Вы это... слезайте с того, что вы принимаете.
jurdenis написал:
#1643569
Весна.Пора любви и обострения у психов.
Тут весь раздел для них, почему бы и не предложить решение? 

jurdenis написал:
#1643569
А что там за история?
Денис, об этом есть не только Гугл и Википедия, но и вагон книг и даже целый сериал.
ВладимирФ написал:
#1643578
Тут весь раздел для них, почему бы и не предложить решение?
Простите, но здесь Вам не тут...(с)
Это не "Жёлтый дом".


Titanic написал:
#1643617
Спорная методика.
Там всё спорно и методика "туда" и в случае неудачи "обратно". Мне, к примеру вообще не ясно способны ли бородинцы вспарывать 1.5метровый лед тараном - он там не останется подо льдом при большой настырности? Даже если предположить что впереди Ермак отрихтовал извилистую дорожку..
Или к примеру, какого размера будут обломки за такой свиньей, да толщиной 1.5м .. как это скажется на тех, кто "корпусом не вышел" ..
Или какова будет длина колонны и влезет ли она в этот фарватер шириной пусть даже 150м? Так-то, как пишут, за ледоколом при проводках транспорт идет на расстоянии 3-5 корпусов при тяжести обстановки до 7-8баллов.. это - какой лед? хз .. хотелось бы знать. Ну ок, ледокол проковыривает фарватер метров 25 шириной. 3-5 корпусов по 100м это грубо 400+100(сам транспорт) = 500м - то расстояние, где ещё есть фарватер как-бы. Если пропорционально считать, то получаем полезную длину фарватера в 3 километра .. хватит на всех или нет? А во сколько рядов эти "все" там могут перемещаться?
Не, оно понятно что авантюра на 146%, но .. почему нет? 
Отредактированно ВладимирФ (03.04.2025 15:22:17)

ВладимирФ написал:
#1643628
почему нет?
Потому что не даёт никаких преимуществ перед любыми другими вариантами (через Суэйцкий канал, вокруг Африки и вокруг Америки).
При этом обладает огромным перечнем критических недостатков по сравнению с этими традиционными путями.
Единственный "плюс" СМП - сокращение дистанции - нивелируется целиком и полностью низкой скоростью пробивания через льды.

shuricos написал:
#1643641
ВладимирФ написал:
#1643628
почему нет?
Потому что не даёт никаких преимуществ перед любыми другими вариантами (через Суэйцкий канал, вокруг Африки и вокруг Америки).
При этом обладает огромным перечнем критических недостатков по сравнению с этими традиционными путями.
Единственный "плюс" СМП - сокращение дистанции - нивелируется целиком и полностью низкой скоростью пробивания через льды.
Это всё понятно, заголовок темы - иной: так возможно или нет? Хотя бы в теории..

Titanic написал:
#1643617
Банально. Ушли на поиски Северо-Западного прохода, застряли во льдах, в итоге - сгинули от голода, холода и болезней.
Prinz Eugen написал:
#1643579
Денис, об этом есть не только Гугл и Википедия, но и вагон книг и даже целый сериал.
Блин.А я подумал про тех кто застрял скалистых горах.Там канибализм и прочее в том же духе.
А про Северо -западный проход я не слышал.Погуглю.
Отредактированно jurdenis (03.04.2025 19:31:39)

