Сейчас на борту: 
Alex_12,
armour-clad,
Boris2005,
Lembit
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 03.04.2025 21:56:06

Reductor1111
Участник форума
Сообщений: 128




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

А в чем вообще глубокий смысл хождения по СМП, если для прихода во Владивосток в любом случае надо пройти одним из трех проливов (Цусимский, Сангарский, Лаперуза)?

#27 03.04.2025 22:40:10

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 4379




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

А никакого. Просто поиграть в очередную альтернативу.

#28 03.04.2025 23:04:56

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6567




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

1

Сибирский Стрелок написал:

#1643409
Нужны угольные склады в тех точках, где они были оборудованы в 1930-е - 1940-е гг.: Амдерма, Диксон, Тикси, Певек и Анадырь.

1. Анадырь - не СМП. СМП заканчивается в Провидения. Эту бухту и использовали для бункеровок Таймыр и Вайгач в 1910е. И там нет таких сложностей с навигацией как в Анадыре.
2. По навигации: Анадырь - это устье реки и мелководный лиман. Вход туда кораблей с осадкой более 6 м - опасен. Мы на своем ПСКР с осадкой в 5,5 м заходили с трудом и лоцманами, имея под рукой спутниковую навигацию, т.е. отслеживая уже исхоженный фарватер и отклонения в 15-20 метров от оного. При этом находившееся в кормовых отсеках временами ощущали заметное повышение вибрации от винтов. Объяснение - грунт (дно морское) было очень рядом.
3. Течение. Местами очень сильное. Маневрирование местами затруднено.

Сибирский Стрелок написал:

#1643409
Минируют Первый и Второй Курильские проливы для невозможности перехода в Охотское море

Не минируют. Сильные течения.
В то время это почти не изученные в навигационном отношении места.
Есть еще 4й Курильский, по которому проще пройти.

В целом поддерживаю. И лет 15 назад на форуме аналогичная тема была.

Сибирский Стрелок написал:

#1643409
Дмитрий Иванович Менделеев

Просто погорячился.

#29 04.04.2025 07:45:17

jurdenis
Мичманъ
michman
Сообщений: 6545




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

veter написал:

#1643670
Не минируют. Сильные течения.
В то время это почти не изученные в навигационном отношении места.
Есть еще 4й Курильский, по которому проще пройти.

Не проще ли тогда пройти как в реале.И пройти вышеуказаными проливами в обход Японии?

Titanic написал:

#1643658
Никаких снарядов ты не напасешься. Боезапас ГК не так велик, а СК особо не поможет.

Если что то взрывать.То надо уж просто динамит вести.В снаряде ,при его общей массе, доля взрывчатки менее 10 процентов.

Отредактированно jurdenis (04.04.2025 07:50:00)


Я как то подзаеекался охееревать

#30 04.04.2025 09:19:27

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

jurdenis написал:

#1643680
Если что то взрывать.То надо уж просто динамит вести.В снаряде ,при его общей массе, доля взрывчатки менее 10 процентов.

Ну конечно же так. Стрельба из ГК это так, как намек на то, что лед можно даже взрывать, есть чем.

veter написал:

#1643670
В целом поддерживаю. И лет 15 назад на форуме аналогичная тема была.

Разверните свою мысль лицом к народу: что конкретно поддерживаете: теоретическую возможность (что авантюра- понятно и так) или наоборот - гарантированный провал прохода? :)


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#31 04.04.2025 09:21:47

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Reductor1111 написал:

#1643664
А в чем вообще глубокий смысл хождения по СМП, если для прихода во Владивосток в любом случае надо пройти одним из трех проливов (Цусимский, Сангарский, Лаперуза)?

В сохранении 2ТОЭ до достижения конечной цели и определении возможного срока попадания, если не во Владивосток, то в Петропавловск-Камчатский хотя-бы. Сколько там ЗПР сидел на Мадагаскаре?


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#32 04.04.2025 09:28:06

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

ВладимирФ написал:

#1643642
Это всё понятно, заголовок темы - иной: так возможно или нет? Хотя бы в теории..

Ну, если теоретизировать, то теоретически хоть кого-то можно было провести: в 1877 году "Веге" не хватило всего 120 миль дойти до Берингова пролива, чтобы за одну навигацию пройти СМП (её 1 сентября затёрло льдами и продолжить путь она смогла только в конце июле следующего - 1878 - года).
Но "Вега", хотя и имела усиленный корпус, предназначенный для действий в высоких широтах, но была всё-таки просто небольшим китобоем - с "Ермаком" не сравниться.

Если бы экспедиции Макарова на "Ермаке" в 1899 и 1901 годах были более удачными - если бы он смог хотя бы до Енисея дойти и вернуться обратно (что в 1875 году Уиггинс сделал на менее приспособленном для льдов пароходе), то исследования могли продолжиться и в 1902, и в 1903 годах. В результате таких походов "Ермак" теоретически мог пройти и весь СМП за одну навигацию.
Тогда в 1904 году теоретически могли попытаться кого-то провести за "Ермаком" по СМП.

Но даже в этом случае не рискнули бы отправлять всю эскадру: эти воды совершенно не изучены. Если кому-то когда-то удалось пройти, то это не значит, что следующий не напорется на подводную скалу, которая может возникнуть на пути совершенно внезапно посреди глубокого океана. Даже в исхоженном вдоль и поперёк Финском заливе регулярно садились на необозначенные на картах камни.
Представьте, что Вам предлагают с разбега нырнуть в озеро или речку, в которых Вы ранее не купались. Там под водой могут быть коряги, обломки арматуры, просто малая глубина может быть. Рискнуть на такое можно только в условиях крайней необходимости - если нет других способов спасения жизни. То же и с отправкой эскадры через Северный Ледовитый океан.

Сибирский Стрелок написал:

#1643409
стало вероятным только в 1942 году (переход "Баку" и двух эсминцев с ДВ в Кольский залив)

В 1940 году немецкий ВсКр "Комет" за одну навигацию прошёл с запада на восток.
А в 1932 - "Сибиряков" прошёл с запада на восток за одну навигацию. А в 1934 "Литке" - с востока на запад за одну навигацию.


Всё вышеизложенное - IMHO

#33 04.04.2025 09:30:11

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 25183




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

ВладимирФ написал:

#1643684
Сколько там ЗПР сидел на Мадагаскаре?

Вы надеетесь, что переход по СМП займёт по времени меньше, чем реальный путь ТОЭ-2?


...it is inadvisable to drive men beyond a certain point...
ABC, may 1941
...неразумно злоупотреблять долготерпением людей...
Эндрю Браун Каннингэм, май 1941

#34 04.04.2025 09:38:57

Prinz Eugen
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 25183




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643686
В 1940 году немецкий ВсКр "Комет" за одну навигацию прошёл с запада на восток.

"Комет" шёл летом и его вели все наличные ледоколы СМП.
Но есть один момент в 42-м году при планировании операции "Вундерланд" использовали записи Айссена и время операции подобрали специально под период, когда по СМП шёл "Комет" (август-сентябрь), но ледовая обстановка в 1942 г. была абсолютно иной и дальше Карского моря "Шеер" не ушёл...


...it is inadvisable to drive men beyond a certain point...
ABC, may 1941
...неразумно злоупотреблять долготерпением людей...
Эндрю Браун Каннингэм, май 1941

#35 04.04.2025 09:51:46

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643686
даже в этом случае не рискнули бы отправлять всю эскадру

Да и правильно ув. Сибирский Стрелок указал:

Сибирский Стрелок написал:

#1643409
Эскадра ещё не готова, броненосцы достраиваются в Кронштадте.

Но тут можно пофантазировать:
- Рожественский приходит на Мадагаскар и узнаёт, что Порт-Артур пал, 1ТОЭ уничтожена, немцы отказываются снабжать эскадру на дальнейшем пути углём;
- Второй ТОЭ приказывают вернуться с тем, чтобы дать ей потренироваться и в 1905 году усилить её "Славой" (и другими кораблями из старых);
- по возвращении, принимают решение - чтобы опять не оказаться без угля на полпути, отправлять эскадру по СМП, по которому Макаров на "Ермаке" прошёл (в альтернативе) ещё в 1903 году.

ВладимирФ написал:

#1643578
При ширине проторенного фарватера около 150м

Нонсенс!
Никто не будет проделывать такой огромный канал во льду.

"Ермак" проделает канал шириной в свой корпус (21,6 м).
Плюс ещё какой-то лёд может по краям обломиться, но не много - бородинцы (23,2 м) не пройдут - застрянут.
Можно за "Ермаком" пустить:
- "Николая I" и "Александра II" - 20,4 м; у них нос бронирован - меньше шанс повредить форштевень крупными осколками льда;
- за ними "Наварин" (20,4 м) и "Сисой" (20,7 м).

Проходя, эти корабли могут ещё немного разбить края канала (потому что корабль удержать на ходу с точностью до десятка сантиметров нереально), что может позволить за ними пройти "Ослябе" (21,8 м - на 20 см шире "Ермака").
Но даже после всего этого - вряд ли канал будет достаточно широк, чтобы "бородинцы" (которые на 1,4 м шире "Осляби") могли пройти.
Очень вероятно, что они будут постоянно застревать, им придётся отходить назад и вновь вламываться в лёд, рассчитывая своими бортами обломить его края.
Это было бы адское мучение, это было бы очень, очень долго и вызывало бы постоянные поломки (ледоколы регулярно обламывали себе лопасти винтов во льдах).
Т.е. вряд ли удалось бы протащить "бородинцев" за одну навигацию.

А ещё же надо, чтобы транспорта прошли.
Они, конечно, уже "Ермака" - самый широкий из транспортов 2ТОЭ - "Иртыш" (17,5 м), остальные меньше (примерно 14..15 метров шириной).
Но они не ледового класса - их корпуса не рассчитаны на постоянные столкновения со льдом по краям канала. Они будут постоянно получать пробоины, повреждения.
То же касается всех крейсеров (кроме "Нахимова", пожалуй - у него ширина 18,6 и борта бронированы, хотя и не полностью).

Короче говоря - фактически проход через СМП нереален.

Отредактированно shuricos (04.04.2025 09:58:24)


Всё вышеизложенное - IMHO

#36 04.04.2025 09:54:03

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Prinz Eugen написал:

#1643688
"Комет" шёл летом

Да, разумеется. И "Вега" в июле-августе шла.
Рассматривать проход через СМП в те сроки, когда реально шла 2ТОЭ (с октября), не имеет никакого смысла!


Всё вышеизложенное - IMHO

#37 04.04.2025 10:31:52

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643689
Нонсенс!
Никто не будет проделывать такой огромный канал во льду.

Спойлер :

Но они не ледового класса - их корпуса не рассчитаны на постоянные столкновения со льдом по краям канала. Они будут постоянно получать пробоины, повреждения.
То же касается всех крейсеров (кроме "Нахимова", пожалуй - у него ширина 18,6 и борта бронированы, хотя и не полностью).

Почему "нонсенс", если мы СОЗНАТЕЛЬНО применяем ЭБР как ледоколы? Как раз для того чтобы провести "слабых корпусом" без пробоин и чтобы большая колонна транспортов не была затерта льдами, именно такой канал и нужен. Ермак там просто как разведчик глубин (дабы как раз не напороться на подводную скалу, но риск остается всегда) и как помогатель для ЭБР пробивкой зигзага. Вариант топать гуськом за Ермаком - вообще, даже теоретически не реален.

Отредактированно ВладимирФ (04.04.2025 10:36:07)


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#38 04.04.2025 10:33:52

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643690
Рассматривать проход через СМП в те сроки, когда реально шла 2ТОЭ (с октября), не имеет никакого смысла!

Совершенно верно, глупость. Далее возникает вопрос альтернативы: а могла ли 2ТОЭ, сформированная ещё в январе (как понимаю на бумаге только) выйти так, чтобы пройти СМП летом? Когда надо было выходить и что к тому времени имелось в наличии?

ПС. В любом случае, сражение в Желтом море уже позади, но на 2ТОЭ про это узнают позже ..

Отредактированно ВладимирФ (04.04.2025 10:35:13)


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#39 04.04.2025 10:50:22

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Сам спросил, сам и отвечу: в 1905-м. ЭБР достроили только к осени 1904, какой СМП? А в 1905-м, к шапочному разбору уже пофиг каким путем гнать корабли на убой.


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#40 04.04.2025 11:58:34

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

ВладимирФ написал:

#1643691
Почему "нонсенс", если мы СОЗНАТЕЛЬНО применяем ЭБР как ледоколы?

Не пробьют они лёд такой толщины, какой им встретится.
В 1901 году "Ермак", хотя и специализированное судно - ледокол, но не смог даже в море Лаптевых пройти.
В Чукотском море лёд ещё больше.


Всё вышеизложенное - IMHO

#41 04.04.2025 12:07:19

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

ВладимирФ написал:

#1643692
Когда надо было выходить и что к тому времени имелось в наличии?

Единственное "окно" для прохода СМП на технологиях тех лет - конец июля-август.

Чтобы в это "окно" успеть, надо было выходить из Либавы в начале июля, чтобы дней через 10 (пройдя 2000 миль) зайти в Кольский залив (Мурманска ещё нет).
Там (в Кольском заливе) последние приготовления, приём угля, припасов, разведка ледовой обстановки.
Как только появляется возможность пройти в Карское море - идём.

В начале июля были "Александр III", "Ослябя", "Аврора", "Дмитрий Донской".
Остальные либо в достройке, либо на испытаниях, либо на переоборудовании.

Отредактированно shuricos (04.04.2025 12:08:48)


Всё вышеизложенное - IMHO

#42 04.04.2025 12:11:58

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643697
В начале июля были "Александр III", "Ослябя", "Аврора", "Дмитрий Донской".
Остальные либо в достройке, либо на испытаниях, либо на переоборудовании.

Это и есть основная причина - а некого тащить ни по СМП ни как ещё..


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

#43 04.04.2025 13:27:50

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 4379




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

2

Еще раз - КАКАЯ конечная цель этого цЫрка с конями?
Застрять в Петропавловске, где нет условий базирования, снабжения и ремонта?

#44 04.04.2025 15:10:09

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 3586




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

1

Titanic написал:

#1643704
КАКАЯ конечная цель

У Дмитрия Ивановича, очевидно, цель была - пробить финансирование арктических исследований и постройку арктических ледоколов.
Собственно, он этой цели достиг - между РЯВ и 1МВ всерьёз прорабатывался вопрос переброски нашего флота через СМП и были заказаны и построены несколько ледоколов, которые и советской власти служили потом долгие годы.


Всё вышеизложенное - IMHO

#45 04.04.2025 15:17:22

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6567




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

ВладимирФ написал:

#1643683
Разверните свою мысль лицом к народу

Лицом лично к Вам:
Менделеев

veter написал:

#1643670
Просто погорячился.

Переход ТОЭ Севморпутем на ДВ считаю авантюрой для начала 20 века.

#46 04.04.2025 15:58:05

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6567




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Prinz Eugen написал:

#1643688
время операции подобрали специально под период, когда по СМП шёл "Комет" (август-сентябрь)

По личному опыту самое теплое время в Арктике. Июль - это подобие весны. Солнце временами пригревает. Но холодина и льды только таять начинают. Много "тяжелого" дрейфующего льда. В августе-сентябре ледовая полегче. Да и солнце еще пригревает.

#47 04.04.2025 16:20:28

Сибирский Стрелок
Капитан II ранга
k2r
gvard
Флотилия Ледовитого океана. Штабной линкор "Господин ПэЖэ"
Сообщений: 2727




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

shuricos написал:

#1643709
были заказаны и построены несколько ледоколов, которые и советской власти служили потом долгие годы.

Мощные, линейные ледоколы - вспоминаются только два: "Александр Невский" ("Ленин") и "Святогор" ("Красин").
"Царь Михаил Фёдорович" ("Волынец" в 1917 - 1918 гг.) - строился для Балтики.
Остальные - купленные в Канаде ледокольные пароходы, "Соловей Будимирович" ("Малыгин") и др., в т.ч. ледорез "Литке" (ледорез и ледокол - разные корабли, это как чай и кофе - разные напитки, пиво и кока-кола и т.д.).


Список кораблей никто не прочтёт до конца, кому это нужно - увидеть там свои имена.
Десять лет я озвучивал фильм, но это было немое кино.

#48 04.04.2025 16:28:12

Сибирский Стрелок
Капитан II ранга
k2r
gvard
Флотилия Ледовитого океана. Штабной линкор "Господин ПэЖэ"
Сообщений: 2727




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

5

Некоторые из участников диалога по этой теме упорно считают равными 1.5 - 2 метра льда Арктики и Финского залива. Но это - "четыре разных человека".

Представьте, Байкал и Ладогу. Замерзают в декабре, открываются в апреле-мае. Т.е., каждую зиму - лёд новый. Стандартной плотности.
Льды арктических морей - многолетние, как льды Антарктиды. Т.е., двух-трёхметровый лёд в условном Море Лаптевых или Чукотском - это спрессованная десятилетиями солёная вода. Т.е., лёд, не исчезая ежегодно, становится плотнее и плотнее. По плотности он сравним с бетоном. Такой двухметровый лёд не сразу возьмёт и атомный ледокол 1960-х ("Ленин") - 1970-х - 1990-х гг. (серия типа "Арктика").

Биться в этот многолетний лёд форштевнем броненосца, пусть даже новейшего 14-тысячного, а не "Наварина" - "Николая 1" - всё равно что головой о бетонную стену. Результата будет ноль, а кораблю нанесены серьёзные повреждения. И не на отрезке Гельсингфорс - Кронштадт, в апреле, когда балтийский лёд - рыхлый. А где-нибудь между Диксоном и Певеком.


Список кораблей никто не прочтёт до конца, кому это нужно - увидеть там свои имена.
Десять лет я озвучивал фильм, но это было немое кино.

#49 04.04.2025 16:36:25

Сибирский Стрелок
Капитан II ранга
k2r
gvard
Флотилия Ледовитого океана. Штабной линкор "Господин ПэЖэ"
Сообщений: 2727




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Вообще, операция по переброске боевых кораблей с Балтики на ДВ в первое десятилетие 20 века - осуществима. Но с рядом условий.

1. Она проводится исключительно в мирное время. Сразу вопрос: а зачем городить этот огород, когда можно пройти привычным с 1870-х гг. маршрутом. Балтика - Средиземное море - Суэцкий канал - Аден - Коломбо - Малаккский пролив, с заходом в Сингапур - Гонконг - Нагасаки - Владивосток.

2. Во время условной войны на ДВ переход может осуществляться небольшими отрядами, по два-три броненосца или крейсера. В обеспечении перехода - несколько ледоколов класса "Ермак" и угольные станции по маршруту.

3. Ещё до войны следует оборудовать как полноценный порт Романов-на-Мурмане и провести туда железную дорогу. Что было сделано только в 1915-1916 гг. руками импортированных китайцев. Без железной дороги подобные ЭОН-ы со стартом из Мурманска - не имеют смысла.

4. Оборудовать телеграфные станции по линии СМП. Не надо пояснять, зачем.

5. На реках Сибири, Обь, Енисей, Лена создать специальные пароходства, чтобы оперативно пополнять запасы угля в Амдерме, на Диксоне и в Тикси.

Словом, потребуются серьёзные инвестиции, которые многократно окупятся в будущем, уже через 10 лет, в 1914-1917 гг. Но будущий граф Полусахалинский предпочтёт вваливать государственные деньги в Дальний и во взятки китайским чиновникам. Бяда - Бяда... :)


Список кораблей никто не прочтёт до конца, кому это нужно - увидеть там свои имена.
Десять лет я озвучивал фильм, но это было немое кино.

#50 04.04.2025 17:28:40

ВладимирФ
Местный инженеръ
из СССР
Сообщений: 1561




Re: О невозможности для 2 ТОЭ перехода по СМП

Сибирский Стрелок написал:

#1643719
Некоторые из участников диалога по этой теме упорно считают равными 1.5 - 2 метра льда Арктики и Финского залива. Но это - "четыре разных человека".

Представьте, Байкал и Ладогу. Замерзают в декабре, открываются в апреле-мае. Т.е., каждую зиму - лёд новый. Стандартной плотности.
Льды арктических морей - многолетние, как льды Антарктиды. Т.е., двух-трёхметровый лёд в условном Море Лаптевых или Чукотском - это спрессованная десятилетиями солёная вода.

Давайте определимся, всё же мы о чем ведем речь? О преодолении 2-3 метрового многолетнего льда (видимо прямиком через Северный полюс) .. кстати это какая бальность в цифирьках? Или о 1.5 метровом льду с бальностью ДО 7 баллов летом (август)? Что-то всё больше похоже на подтасовки становится..


Историки часто находят следы древней, высокоразвитой цивилизации со странной абревиатурой - СССР..

Страниц: 1 2 3


Board footer