Вы не зашли.

Brun, Guerres maritimes de France. Port de Toulon (1861), t. II - есть состав 2 эскадр в Тулоне.
имеются данные по 9 эскадрам в марте 1791 г.:
Брест - 5 эскадр, 1-118, 5-110, 7-80, 22-74
Тулон - 2 эскадры, 2-118, 3-80, 17-74
Рошфор - 1 эскадра, 8-74, 1-64
Лориан - 1 эскадра, 7-74


Вот Brun, II, p. 114-116:
В 1786 г. в Тулоне:
6 эскадра - 1-118, 1-80, 7-74
7 эскадра - 1-80 (будет 118), 8-74 (будут1-80 и 7-74)
Есть данные и по мелким судам (здесь и в списке 1791 г.).

Робертс писал, что по плану 5 эскадр в Бресте, 2 в Тулоне, 2 в Рошфоре.
Может лорианская эскадра относилась юридически с Рошфору или там условий (пока?) не было для двух эскадр. Возможно эскадры из Рошфора и Лориана не скованные трехдечниками будут выполнять роль "летучего отряда" или предназначены для перехода в колонии.


Да, это так. В Лориане эскадра была только "территориально".


Кстати, во Франции деление флота на эскадры было не впервые. Еще по реформе 1773 г. все офицеры и т.д. были распределены между 4 департаментами, в каждый их которых входили два порта, в каждом порту - бригада ЛК и т.д., эскадры были примерно одинакового состава, таким образом - всего 8 бригад.

Эд написал:
#1639102
Разделение франц. флота на 9 эскадр приведено в справочнике Винфилда/Робертса, т. 2, стр. 42.
Это распределение as is, а не запланированное для флота из 81 ЛК. Но том же дальше написано, что каждой эскадре положен один трехдечник.

Вопрос знатокам иностранных парусных флотов 18 века.
О бомбардирских кораблях. В каких-то еще флотах, кроме Российского имелись бомбардирские корабли, несшие совокупное вооружение МОРТИРЫ + ГАУБИЦЫ ?
Судя по имеющимся у меня чертежам английских БК, в том числе и те корабли, что были куплены и включены в состав русского флота, в Англии строили чисто мортирные корабли.
Про остальных - не знаю.


STEFAN написал:
#1639228
х парусных флотов 18 века.
О бомбардирских кораблях. В каких-то еще флотах, кроме Российского имелись бомбардирские корабли, несшие совокупное вооружение МОРТИРЫ + ГАУБИЦЫ ?
Похоже, такие были только у нас. Я посмотрел Англию, Францию, Нидерланды, Испанию, Данию. Они обычно имели по две 12-13дм мортиры, датские оборонные корабли (Hielperinden) - 3-100фунт. Собственно, они и назывались "мортирные суда".


Такие же шведы - 2-80ф или 2-60ф мортир.

Эд написал:
#1639237
Похоже, такие были только у нас.
Большое спасибо за информацию!
Вообще - интересная тема...

Вопрос о корабельном (поначалу шкутном) мастере Выбе Геренсе.
Что в его имени-фамилии имя, а что фамилия?
Вроде бы поначалу очевидно: Выбе - имя, Геренс - фамилия. В одном-двух документах он даже подписывался (явно с подачи русских дьяков, писцов) в соответствующей уничижительной форме - Выбейка Геренс.
С другой стороны, его сын в основном подписывался Питер Выбе. Был еще Литкин Выбе - не брат ли?
И вообще - пытался найти голландское имя Выбе - не нашел.
Может быть, Выбе - это фамилия? Тогда, что за имя такое Геренс (Герес)?


Дьяки могли и не знать - что имя, что фамилия. Но из Выбе легче сделать презрительно-уменьшительное, чем от Геренс.

Эд написал:
#1643885
из Выбе легче сделать презрительно-уменьшительное, чем от Геренс.
Логично.
Но все-таки Выбе - имя или фамилия?
Сохранился хотя бы один чертеж с его автографом?


Нашел в "Calendar of State Papers. Colonial Series (1.1.1699-31.3.1700) такой кораблик:
Tankerville 480 bm, 32 guns, 96 men. Частный, зафрахтован для борьбы с пиратами в Индийском океане.
Это, случайно, не наш "Танкервиль" ("Оксфорд"?

Уважаемые коллеги. Года 4 назад выкладывали книгу турецкого историка по войне 1768-1774. Помогите найти ее

В документах петровского и постпетровского времени попадалось слово "ПРОКЛАДНЫЙ".
Его, насколько я понял, даже составители сборника МИРФ ассоциировали со словом "прохладный" (от прохлады). Хотя, почему бы не с прокладыванием чего-то?
Фрегат-яхта Азовского флота, сохранявшийся по крайней мере до начала 30-х годов 18 века, в одном из документов так и назван - транспорт (прокладный). Расторгуев в своем труде по Азовскому флоту без особых заморочек просто поместил в список судов транспорт "Прохладный" (как имя корабля). Сомнительно...
Как-то этот термин связан с яхтами и морскими прогулками или увеселениями. Кто-то знает значение слова?

STEFAN написал:
#1649507
Как-то этот термин связан с яхтами и морскими прогулками или увеселениями.
Нашел у Веселаго ("Очерки").
Опять "прохлада".
А что вообще известно об азовском транспорте (прокладном)? Чертёж из БАН - это случайно не он?

Из любопытства заглянул в «Толковый словарь живаго великорускаго языка» В. И. Даля (1865 г.). Там есть следующее: «Проклад м. проклада ж. лень и потеха, нега, забава, праздность, или увеселение».
Т. е. получается, что «суда для прокладу», это буквально корабли для увеселения.

STEFAN написал:
#1649789
А что вообще известно об азовском транспорте (прокладном)? Чертёж из БАН - это случайно не он?
http://mirpeterburga.ru/upload/iblock/b … 20e77c.pdf
Стр. 39-56

Chief написал:
#1649797
«суда для прокладу», это буквально корабли для увеселения.

Тогда все сходится.

STEFAN написал:
#1649818
Стр. 39-56
Это читал - есть в закромах.
Один момент:
Что за документ, где присутствует фраза "побольше Трансцпорту"?
(Сейчас уезжаю на три дня, писать некогда, хотя есть кое-какие соображения. В пятницу отпишусь по теме "прокладного".)

ПиБИПВ,Т.3. С.273 №775: "... и корабль, которой делаетца из щеп у господина Ная, болше половины готов, которой поболше Транспорту".
В примечании 14 в статье есть описка, вместо номера страницы 854 следует читать 859 - это ответ Апраксина Петру с упоминанием, для чего строится Транспорт, для гуляния или для войны.
Кроме того, в МИРФ. Ч.VI. с.29 есть упоминание, что на 1731 г. воронежский Транспорт еще не сломан и предназначен к хранению дальше.

А.Иванов написал:
#1649833
"... и корабль, которой делаетца из щеп у господина Ная, болше половины готов, которой поболше Транспорту".
Интересно, с каким "транспортом" сравнивает?
