Вы не зашли.


В ходе Первой Мировой войны для размещения экипажей подводных лодок, а также запасных торпед и предметов снабжения Морское ведомство России 15 мая 1915 года приобрело застигнутый войной в Петрограде английский товаропассажирский пароход «Tosno». Судно, построенное в июне 1907 года на верфи «Earle's SB. & Eng. Co., Ltd», Hull (строительный №532), принадлежало британской компании «T. Wilson, Sons & Co., Ltd», Hull. Под названием «Тосно» пароход был передан для переоборудования в транспорт-базу подводных лодок на Путиловскую верфь.
12 сентября 1916 года плавбаза «Тосно» была зачислена в состав Балтийского флота. Ее вооружение состояло из четырех 45 мм орудий. Экипаж 148 человек. Обеспечивая в течение первой мировой войны боевую деятельность подводных лодок Балтийского флота, личный состав транспорта «Тосно» 25 октября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Во время Ледового похода 9 апреля 1918 года, в составе третьего отряда судов, плавбаза на буксире увела из Гельсингфорса в Кронштадт подводную лодку «Кугуар». С 1 февраля 1919 года транспорт был включен в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря в качестве плавучей базы дивизиона подводных лодок.
31 декабря 1922 года плавбаза была переименована. В честь Смольного института, где в дни Октябрьского вооруженного восстания размещался штаб революционных сил Петрограда, судно получило название «Смольный». В годы Советско-финской войны корабль обеспечивал действия подводных лодок. Перед началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года плавбаза дислоцировалась в Усть-Двинске и обслуживала подводные лодки «С-1, С-9» 1-го дивизиона, 1-ой бригады подводных лодок Балтийского флота. С приближением немецких войск к Риге и усилением массированных налетов авиации на корабли плавбаза 28 июня была переведена в Моонзунд на рейд Куйвасте.
1 июля после углубления фарватера плавбаза «Смольный» вслед за крейсером «Киров» по Моонзудскому проливу была переведена в Таллинн, а позже в Ленинград. Зимой первого года войны плавбазу ошвартовали у гранитной стенки реки Невы напротив Адмиралтейства, помещения которого приходилось снабжать электроэнергией. Рядом с ней зимовали подлодки подшефного 1-го дивизиона. В октябре 1944 года после прекращения военных действий с Финляндией, плавбаза «Смольный» в составе дивизиона подлодок была передислоцирована в Хельсинки, затем на Ханко и в Турку. После Второй Мировой войны судно еще некоторое время служило в качестве плавбазы, позже плавказармы. В конце 60-х годов корабль-ветеран пошел на слом.
