Вы не зашли.
shuricos написал:
#1658887
На «бородинцах» полный запас угля - на 10 суток.
На ББОшках типа «Ушаков» - на 15 суток.
При равной экономической скорости - наоборот.
shuricos написал:
#1658887
Вы же табличку Кладо приводили с вероятностью выхода из строя силовой установки корабля в зависимости от величины и продолжительности хода. Посмотрите там на последние строки - когда ход экономичный. Там уже через неделю или 10 дней уже высокий процент вероятности поломок: 10 суток экономического хода
А кто будет непрерывно 10 дней на экономходе идти?! И в плане поломок, японским кораблям это светит куда вероятнее.
shuricos написал:
#1658887
Речь была о запасе угля в Порт-Артуре. Извините, что недостаточно конкретно выразился. Исходил из мысли, что даже находясь на внешнем рейде, броненосцы могут пополнять уголь из базы (хотя это и сопряжено с определенными трудностями). Поэтому проблему в запасе угля на борту броненосцев не усматривал.
Если всю эскадру держать постоянно под парами, чтобы немедленно быть готовыми дать ход и идти на выручку крейсеру-разведчику, то можно весь уголь за считанные недели израсходовать без какой-либо зримой пользы.
Расходуя уголь лишь на поддержание паров, запасов хватит очень надолго. Что до половинных паров, то броненосцам и так на 12-14 узлах надо на внешнем рейде и далее ходить полдня для наращивания сплаванности. Учитывая численность крейсеров у нас, беспрерывно и так не получится находиться в разведке.
shuricos написал:
#1658887
Водотрубные не забиваются?
Они, помимо забивания, ещё и деформировать трубки норовят. Особенно - если да уровнем воды не уследили.
В нашем случае нет. При малом давлении в котле нагрузки на трубке также уменьшаются.
shuricos написал:
#1658887
А пароходы перед баром реки - да, можно было бы уничтожить.
Но вот вопрос: запускали ли японцы к Тайдонгану такие крупные пароходы, которые не могли перейти через бар реки и подняться к Цинампо? Вряд ли! 15…20 футов осадки (достаточно, чтобы пройти в Цинампо) - это вполне распространенный размер судна, вряд ли бы японцам потребовалось привлекать другие суда.
Дело не только в размерах судов, но и "пароходовместимости" Цинампо, сколько можно одновременно судов пустить под разгрузку.
shuricos написал:
#1658887
Время прилива и отлива меняется день ото дня.
27 февраля они случаются в одно время; 9 марта - в другое.
Меняется, но не на полдня. Так что, грубо, на рассвете и закате высокая вода.
shuricos написал:
#1658904
Шантунг лежит на кратчайшем пути из Японии к Порт-Артуру.
И кратчайший путь от Японии к Дальнему в десяти милях от Шантунга проходит.
Именно здесь прошли японцы 26 января, когда шли от прохода Сингл к острову Роунд (к которому подошли к 18:00 26 января).
Если бы у нас у Шантунга был разведчик, то он заранее предупредил о приближении противника.
А учитывая, что нашему флоту был отдан приказ - топить любого японца севернее 38-й параллели...
Но это совсем другая альтернатива...
Спойлер :
От островов Блонд японцы начали ходить только в апреле, когда перебрались на Эллиоты, предварительно парализовав деятельность нашей эскадры.
Нормальные герои всегда идут в обход.)))
И 26 января и первые брандеры шли прижимаясь именно к корейскому побережью, а не к китайскому. Это и безопаснее - куда менее оживленное судоходство, и вопросы прикрытия высадки в Корее никуда не делись. И для эсминцев более короткие переходы между "побережьями".
shuricos написал:
#1658904
Разведчиков надо высылать на наиболее вероятные направления подхода противника.
В приоритете - на направлении Порт-Артур - Шантунг - Япония (курс от Порт-Артура - 140 градусов).
Второе направление - Порт-Артур - Чемульпо (курс от Порт-Артура - 115 градусов).
Третье - Порт-Артур - острова Сэр Джеймс (курс от Порт-Артура - 105 градусов).
Четвёртое - Порт-Артур - Цинампо (90 градусов).
Пятое - от Порт-Артура вдоль берега мимо Талиенванского залива к островам Эллиот и далее к устью Ялу.
п.п. 2 и 3 равноценны, пресловутое направление к о-вам Клиффорд.
п.п. 4 и 5 также одно и тоже.
Отредактированно Аскольд (09.09.2025 01:50:09)

адм написал:
#1658884
На практике при переход Сингапур-Порт-Артур вышло 997 тонн за 12 дней.
У Баяна - 820 тонн.
shuricos написал:
#1658885
В реальной жизни:
5–7 ноября стояли в Сингапуре, пополнив только запасы продовольствия. Предстоял уже прямой, но затяжной бросок до Порт-Артура протяженностью 2630 миль. Этот путь, идя со средней скоростью 9,68 уз, преодолели за 272 часа. Угля затратили: "Цесаревич" — 997, "Баян" — 820 т.
https://litlife.club/books/193320/read?page=21
Получатся 88 тонн в сутки.
Не так много, как на «углежорах» типа ПоПерОсля и «бородинцах», но больше, чем на старых броненосцах.
Т.е. никаких "расчетных 76 тонн" в сутки, причем неясно, они "расчетные" были определены тогда или это современные "прикидки" (Мельникова).
И полученные 88 тонн в сутки на 10 узлах ну никак нельзя сравнивать с 114 тонн у Осляби на 12 узлах и засоренными трубками.

shuricos написал:
#1658903
Итак, моделируем подход русской эскадры.
…
Вероятно, находясь ещё милях в ста (по прямой) от Чемульпо, наша эскадра уже начала бы попытки связаться по беспроволочному телеграфу (радио) с "Варягом",
…
… начинается бой...
Получается, что пренебрежение радиосвязью, которое имелось у нас в начале войны, всё-таки могло бы в данном случае сыграть нам на руку: эскадра не выдала бы своего приближения противнику, тогда Уриу узнал бы об этом приближении только тогда, когда было бы «уже поздно пить Боржоми» - русские у островов Ферриер, т.е. мышеловка захлопнулась.
Правда, даже в этом случае наша эскадра могла быть выявлена противником до её подхода.
Дело в том, что японские «истребители» (эсминцы), участвовавшие в набеге на Порт-Артур, вернулись к Чемульпо (в залив Асан под Чемульпо) только в 12:30 дня 28 января (10 февраля) 1904.
По моим расчетам, наша эскадра должна была прибыть к Феррирерам раньше этих японских отрядов - около 8 утра.
Т.е. могло получится так, что наши броненосцы, даже выйдя в поход спустя 12 часов после атаки японских миноносцев, догнали бы их в море уже у берегов Кореи.
Насколько я понимаю, японские «истребители» уже тогда были оборудованы радиостанциями, т.е. могли бы сообщить другим японским кораблям о встрече нашей эскадры.
Однако же, Аскольд вот утверждает (и я склонен с ним согласиться), что японские миноносцы шли, прижимаясь к корейскому берегу.
Т.е. они шли бы существенно восточнее, чем путь нашей эскадры, которая шла бы прямолинейно (стремясь скорее прийти на помощь «Варягу», если он ещё не потоплен).

адм написал:
#1658822
тут вопрос - как этот вызов на бой передали бы японцам?
Оказывается, никакого вызова может и не потребоваться!
Ночь с 27 на 28 января отряд Уриу провел в заливе Асан.
Только в 7:30 утра он двинулся «ко входу на рейд Чемульпо», куда дошел к 10 утра.
При этом «Нийтаку» Уриу оставил на входе в Восточный канал (фарватер), а «Тихаю» выдвинул мористее «Нийтаки» примерно на 30 миль - к островам Ферриер, мимо которых должны пройти русские, идущие с севера в Чемульпо.
Непосредственно в Чемульпо Уриу послал:
- на рассвете 28 января - два миноносца;
- в 14:00 часов 28 января - «Чиоду».
Причем, Уриу находился так далеко от Чемульпо, что «Чиода» вошла в Чемульпо только «в сумерках», т.е. уже где-то около 17:00!
По всей видимости, «вход на рейд», где стоял Уриу, - это вход в Западный фарватер (канал).
Это логично - «Нийтака» прикрывает вход в Восточный фарватер, а остальной отряд во главе с Уриу прикрывает Западный фарватер.
Если мои расчеты верны, около 8:00 «Тихая» доложила бы Уриу, что видит «Баян».
К этому времени Уриу ещё не успел бы даже выйти из залива Асан (он только к 10 утра дошел до входа на Западный фарватер).
Между прочим, транспорта и два вспомогательных судна - «Кассуга-мару» и «Никко -Мару» - стояли тоже «на входе на рейд», где их в реале и встретил Уриу в 10 утра.
Отредактированно shuricos (09.09.2025 09:13:27)

Итак, новый вариант "тайм-лайна" (для случая, что наша эскадра подходит, не обнаруженная японской "радиоразведкой").
28 января (10 февраля) 1904 г.
07:30 - Уриу, согласно своему плану, выходит со своей стоянки в заливе Асан, чтобы выйти ко входу на рейд.
08:00 - "Тихайя" (патрулируя у острова Бундеги из состава островов Ферриер) замечает на WNW в дымке одиночный корабль, идущий на неё (т.е. к Чемульпо), о чём и сообщает Уриу.
Опознать корабль не удаётся - он идёт на неё, а потому бокового силуэта не видно, в т.ч. не видно количество труб. Но корабль дымит сильно - значит, подняты высокие пары. Скорее всего, это военный и, наиболее вероятно, русский корабль.
Опасаясь, что это может быть быстроходный "Аскольд", от которого "Тихайя" не может убежать и с которым не может вести бой, командир авизо - кап2р Фукуи - поворачивает к заливу Асан и даёт полный ход, какой может.
Вскоре и на "Баяне" замечают "Тихайю", но, из-за большой дальности, сквозь дЫмку не могут её опознать - у японцев много 2-трубных крейсеров: это может быть даже "Асама".
Расстояние до противника - около 40 кабельтовых (видимость ограничена дымкой).
"Баян" открывает огонь из носовой 8" и двух 6" пушек, в секторе которых получается удерживать противника.
"Тихайя" отстреливается из кормовой 120-мм пушки, которая бьёт почти на пределе своей дальности.
Вирен (командир "Баяна") сообщает Старку об обнаруженном корабле.
В связи с тем, что "Тихайя" удаляется, "Баян" прибавляет ход и пытается её догнать, но не получается.
Старк приказывает эскадре прибавить ход до 14 узлов.
08:15 - "Баян" проходит меридиан острова Бундеги.
"Тихайя" уже отбежала от этого места примерно на 4 мили к востоку - в сторону Чемульпо, т.е. расстояние между кораблями не сокращается.
Но в этот момент "Баян" уже пристрелялся и "Тихайя" получает попадание 6" снаряда.
Так как дистанция достаточно большая, снаряд падает под относительно большим углом - 22 градуса.
Так как на "Тихайе" нет бронепалубы, снаряд пробивает относительно тонкие палубы и переборки, попадает в котёл и взрывается.
"Тихайя" мгновенно теряет ход.
"Баян" начинает быстро сокращать дистанцию и из-за этого не может попадать - всё время даёт перелёты.
08:25 - "Баян" сближается с "Тихайей", предлагает сдаться, но японцы отстреливаются, пытаются пускать торпеды.
08:40 - "Баян" добивает "Тихайю", начинает спасение выживших.
09:00 - к месту гибели "Тихайи" походит наша эскадра.
"Баян", завершив подъём японцев, выдвигается вперёд - на восток, в направлении Чемульпо.
В это время Уриу со своим отрядом выходит мимо острова Poung-do навстречу эскадре.
Расстояние между нашими и японскими кораблями - около 26 миль.
09:40 - "Баян" и японские корабли заметили друг друга.
Завязывается бой на большой дистанции - около 40 кабельтовых.
10:00 - к месту боя подходит наша эскадра.
Уриу отступает.
10:40 - Уриу входит в шхеры (мимо острова Баттон между островами Pirie и Simpson).
Русские крейсера I ранга и миноносцы преследуют его.
Главные силы русской эскадры и крейсера II ранга остаются у входа в шхеры - на случай, если с моря подойдут главные силы Того (если эти силы не в самом Чемульпо, Асане или в других бухтах этого района).
10:40 - 12:40 - бой на Западном фарватере. Длина фарватера от входа в шхеры до о. Йодолми - 20 миль. Фарватер мелкий, по нему быстро идти крупным кораблям не получится - идут на 10 узлах.
Японцы отступают. Идут строем пеленга, чтобы не загораживать друг другу сектора стрельбы. Развернуться в строй фронта не могут - ширина фарватера не позволяет. Но всё равно у японцев по русским могут стрелять очень мало орудий:
- Нанива и Такачихо - стрелять бортовыми пушками не могут, у них только по одному кормовому 6" орудию могут стрелять по русским;
- у Нийтаки могут стрелять одно кормовое и одно бортовое 6" орудия;
- у Чиоды могут стрелять только одно кормовое и одно бортовое 120-мм орудия.
Русские тоже выстроились строем пеленга.
Головным идёт "Баян" (стреляют 1х8" + 2х6"), за ним "Аскольд" (одно носовое и 2 бортовых 6" орудия), замыкают "Диана" и "Паллада" (по одному носовому и одному бортовому 6").
Итого:
- у японцев 4х6" + 2х120-мм,
- у русских 1х8" + 9х6".
Это не считая всяких мелких пушек с обеих сторон.
Тем временем русские миноносцы по Восточному фарватеру опережают японцев и отрезают их от Чемульпо.
Они на полном ходу выходят со стороны Чемульпо навстречу японскому отряду, смело сближаются на 10 кабельтовых, пускают из носовых аппаратов торпеды навстречу японским кораблям (рассчитывая, что за счёт встречной скорости японцев, торпеды дойдут до них).
Японцы хорошо видят атаку, стреляют по миноносцам, видят следы от торпед, пытаются уклониться от них, чем нарушают строй и мешают друг другу стрелять. Возможно, случились бы столкновения японских кораблей. А если повезёт, то торпеды попадут.
Либо же японцы вынуждены будут сбавлять ход, чтобы не доходить до зоны досягаемости торпед. Это позволяет нашим крейсерам сблизиться с японцами.
Если какой-либо японский крейсер получит повреждения, то он будет разворачиваться на русских, чтобы задержать их угрозой торпедной атаки или даже тарана.
12:40 - японцы (по крайней мере - выжившие японцы) подходят к острову Йодолми и начинают втягиваться на внутренний рейд.
13:00 - русские прекращают огонь, чтобы не попасть по кораблям нейтралов, стоящим в порту.
С "Баяна" спускают паровой катер и офицер на нём выдвигается в Чемульпо (7 миль) для переговоров. Отправлять офицера на миноносце не стали, опасаясь подлянки японцев.
По просьбе Вирена, Старк направляет к Йодолми младшего флагмана эскадры - к.-адм. Ухтомского на "Пересвете".
14:00 - русский офицер вручает старшему на рейде ультиматум для Уриу - выйти до 15:00, либо в 16:00 русские открывают огонь.
15:00 - к Йодолми подходит "Пересвет".
Японцы начинают выходить из Чемульпо, не в силах уронить свою честь и не повторить подвиг "Варяга" и "Корейца".
В следующий час все крейсера и миноносцы Уриу получают тяжёлые повреждения. Крейсера - прежде всего, от 10" снарядов "Пересвета". Миноносцы - от многочисленных 75-мм пушек.
Часть тонет, другая часть возвращается в Чемульпо, затапливает или взрывает свои корабли.
Отредактированно shuricos (09.09.2025 19:14:55)

Карта (тяжёлая) для ориентации - подходы к Чемульпо: http://uznai-pravdu.com/im/www.cruiserx … p_1270.jpg
Отредактированно shuricos (09.09.2025 19:54:30)

shuricos написал:
#1658996
Развернуться в строй фронта не могут - ширина фарватера не позволяет
Впрочем, не такой уж там и узкий канал: только в паре мест (на входе со стороны моря - у острова Баттон, и на входе со стороны Чемульпо - у острова Ричи) он сужается до примерно 6 кабельтовых, а в других местах - 15, а то и 20 кабельтовых.
Т.е. "Аскольд", например, пользуясь преимуществом в скорости, мог бы там идти зигзагом, задействуя в более полной мере свою бортовую артиллерию:
Но, пожалуй, что это было бы излишне - не так сильно увеличивался бы залп, как повышалась бы опасность совершить навигационную аварию.
shuricos написал:
#1658996
Фарватер мелкий, по нему быстро идти крупным кораблям не получится - идут на 10 узлах.
Тут я тоже не прав.
Первые миль 10 глубины 20...30...40 и даже больше саженей (40...60...80 метров). Этого вполне достаточно, чтобы наши крейсера могли развить свою полную скорость.
Японцы, вероятно, шли бы со скоростью самого медленного - "Чиоды" - 17 узлов.
Наши же могли бы дать 18 узлов точно, Баян, вероятно, и 19...20 узлов бы дал, а Аскольд и 21 узел мог бы осилить.
Т.е. японцы эту часть канала прошли бы примерно за 35 минут. За это время наши сократили бы дистанцию с ~40 каб до ~35 (Диана и Паллада), 25...30 каб (Баян) и 20 каб (Аскольд).
Причем, "Аскольду", чтобы не мешать стрелять своим крейсерам, пришлось бы догонять японцев, находясь чуть в стороне от линии огня. Т.е. японцы могли бы по нему задействовать и часть бортовой артиллерии. К тому же, поскольку "Аскольд" оказался бы ближайшим к японцам, то по нему бы стреляли больше, а потому и доставалось бы ему тоже больше.
-------------------
Дальше участок прохода протяжённостью около 7 миль, где глубины составляли около 7...11 саженей (13...20 м). Это уже довольно-таки малая глубина - тут опасно шпарить на 20 узлах.
Первыми к этому участку подошли бы японцы и потому они первыми вынуждены были бы снизить скорость. Вероятно, до 12...14 узлов (что всё равно опасно, но в условиях боя и не на такие опасности пойдёшь!). Соответственно, японцы прошли бы этот участок примерно за полчаса.
За это время русские (идущие ещё по глубокой воде) сократили бы дистанцию до них, ещё на 5...10 кабельтовых.
Т.е. бой вёлся бы уже на дальности около 25 каб (Диана и Паллада) и 15...20 каб (Баян и Аскольд).
Это уже достаточно близкая дистанция - решительный бой.
Не зная ещё о том, что в Чемульпо нету Того, наши старались бы добить японцев, пока те не отошли под прикрытие своих главных сил.
Поэтому и погоня, и бой были бы решительными.
==================
Отсюда заключаю, что:
1. Погоня от о. Баттон (вход в шхеры) до о. Йодолми (вход на внутренний рейд Чемульпо) продолжалась бы на 2 часа, как я предположил, а чуть больше часа.
2. За счёт возможности на части прохода развить большую скорость, наши корабли могли бы сократить дистанцию до противника и за эти час с лишним успели бы существенно повредить японские корабли.
Скорее всего, замыкающим у японцев был бы "Чиода". Ему бы досталось больше других. Но он броненосный (хотя пояс и узкий, и не полный, но всё же) - его сложно было бы вывести из строя даже за час, даже имея 8" пушку.
Т.е. японцы пришли бы в Чемульпо, вероятно, в полном составе (кроме ранее потопленной "Тихайи").
Отредактированно shuricos (09.09.2025 19:51:05)

shuricos написал:
#1658996
"Баян" проходит меридиан острова Бундеги.
"Тихайя" уже отбежала от этого места примерно на 4 мили к востоку - в сторону Чемульпо, т.е. расстояние между кораблями не сокращается.
Но в этот момент "Баян" уже пристрелялся и "Тихайя" получает попадание 6" снаряда.
Так как дистанция достаточно большая, снаряд падает под относительно большим углом - 22 градуса.
Так как на "Тихайе" нет бронепалубы, снаряд пробивает относительно тонкие палубы и переборки, попадает в котёл и взрывается.
"Тихайя" мгновенно теряет ход.
В одиночку малый крейсер большим потопить нереально. Не то что потопить, даже нанести серьезные повреждения. А ведя огонь из 2 6-дм - даже попасть. Противник же маневрирует.
Для этого нужно группой зажать в клещи. Например как Альбатроса, и то нет гарантии. Альбатроса даже вчетвером, 2 Баяна и 2 Богатыря потопить не сумели.
Больше шансов когда есть значительное превосходство в скорости и можно сблизиться на 10 кбт. Но тут его нет.
Отредактированно адм (10.09.2025 11:30:53)

адм написал:
#1659072
В одиночку малый крейсер большим потопить нереально
Ну, я потому и указал на "lucky shot".
Но даже если "Тихайю" не утопим (и не особо повредим), то будет погоня за нею по Восточному Каналу до острова Poung-do.
Потом обратно весь отряд Уриу будет гнаться за "Баяном", который выведет их на нашу эскадру.
После этого начнётся обратная гонка - уже Уриу будет отступать, а мы своими крейсерами и быстроходными броненосцами будем его преследовать.
В итоге, если Уриу и удастся добежать до Чемульпо, то всё равно к вечеру он будет разбит.
Отредактированно shuricos (10.09.2025 13:59:35)

адм написал:
#1659072
Больше шансов когда есть значительное превосходство в скорости и можно сблизиться на 10 кбт. Но тут его нет.
Да, "Аскольд" (если бы он шёл форзейлем вместо "Баяна"), имея преимущество в скорости над "Тихайей" примерно в 2 узла, за ~1,5 часа (которые нужны "Тихайе", чтобы добежать до Уриу), смог бы сократить расстояние с 40 до 10 кабельтовых.
Но "Аскольд" вряд ли шёл бы форзейлем - "Баян" лучше защищён, поэтому ему там самое место.
"Диана" и "Паллада", вероятно, заняли бы места на противоположных (левом и правом) траверзах от флагманского броненосца.
А "Аскольда", как раз в силу его быстроходности, поставили бы в дозор в хвосте эскадры (милях в 4...8 позади флагмана) - за счёт своей скорости он мог бы, при необходимости, относительно скоро сблизиться с ядром эскадры, даже если бы эскадра шла самым полным ходом.
Для примера: если быстроходные броненосцы дадут 16...17 узлов, а "Диана" или "Паллада" будут идти в 4 милях позади них, то "Диане" или "Палладе" понадобилось бы 2...4 часа, чтобы поравняться с этими броненосцами. "Аскольду" же из того же положения хватило бы одного часа.
Отредактированно shuricos (10.09.2025 14:02:09)

shuricos написал:
#1659089
"Диана" и "Паллада", вероятно, заняли бы места на противоположных (левом и правом) траверзах от флагманского броненосца.
Век живи - век учись…
Оказывается, такие корабли тоже считаются форзейлями:
Форзейль — судно с хорошим ходом, впереди флота или эскадры, для наблюдения за неприятелем, либо — определения близости земли или какой-нибудь опасности; держится от передовых судов в таком расстоянии, чтобы можно было видеть их сигналы, и с своей стороны сигналирует обо всем, что встретит на пути. Иногда бывает два и более Ф., один впереди другого; в случае надобности отряжаются Ф. и по обеим сторонам флота.
https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%AD … 0%BB%D1%8C
