Сейчас на борту: 
Gunsmith
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 12 13 14 15 16

#326 15.09.2025 10:01:55

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10844




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1659572
о судьбе остальных кораблей Азовского флота, не уведенных в Черкасск.

Ну дак в этом регионе большой дефицит в дровах был, вот и пристроили (как версия)

#327 15.09.2025 14:00:43

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1659572
а азовские 48-пушечники не реконструировали?

Кому это надо, их же построили?

STEFAN написал:

#1659572
Есть неоконченный чертеж в БАН - там только глубина не совпадает, а все остальное подходит по соотношению - 127 х 35 фут.

Это "Выборг" имеется ввиду? Или какой другой чертеж?

STEFAN написал:

#1659572
Не факт, что его приказы всегда сразу выполнялись - по разным причинам, с теми же шнявами могли задержаться..., а там Петр и сам мог внести коррективы - остановить или перенести постройку. А там и в 1709 году и новый проект шняв подоспел.

Мог, не мог... Нужно ли гадать в подобных случаях?

STEFAN написал:

#1659572
Да, конечно. Я этот документ знаю, самого озадачила эта фраза "со шнявами". Может быть, "Мункер" и "Лизет" первоначально тоже отвели в Черкасск? Отправлять их через моря и океаны на Балтику (все-таки суденышки малые) сначала вообще не собирались, но когда поняли, что "Шпага" для такого вояжа не готова, передумали и вернули их под Таганрог?
В конце концов, документов по периоду после Прутского договора маловато - всего не знаем.

Опять гадаем... Не думаю, что Елагин использовал все документы этого периода. Не думаю, что Расторгуев точно воспроизвел все им опубликованные документы этого периода. Не думаю, что не осталось открытых документов этого периода. Тут в пору говорить о том, что необходим архив Азовского флота, собранный изо всех известных архивов. Во всяком случае, Воронежский архив явно не описан должным образом и там могут находиться весьма существенные документы. Маловато документов опубликовано из РГАДА, Кабинета Петра. Поэтому делать выводы о том или ином событии, мне кажется, рановато, особенно, если просматривается разночтение в трактовке.

STEFAN написал:

#1659650
при Петре вообще существовала ли практика по переименовке кораблей?

Был один раз такой момент, "Св.Екатерину" переименовали в "Выборг" в 1721 г., да иностранные получали новые имена.

#328 15.09.2025 19:48:01

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Юрген написал:

#1659736
Ну дак в этом регионе большой дефицит в дровах был, вот и пристроили (как версия)

И такое возможно. :D


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#329 15.09.2025 19:56:23

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659767
Кому это надо, их же построили?

Их не достроили. Но Пётр их постройку контролировал. В конце 1710 года раскритиковал чертежи Козенца и Ная (особенно последнего) за излишне острую носовую часть - "ватер-линия и шхерган в носу остры".

А.Иванов написал:

#1659767
Это "Выборг" имеется ввиду? Или какой другой чертеж?

Это не «Выборг», а неоконченный 48-пушечник на листе 22. Мерил его – соответствует 127 х 35. Глубина только большая. Но, возможно, проектировался поначалу для Балтики, но, если убавить глубину до указанных Петром 13 футов – почему бы и нет?

А.Иванов написал:

#1659767
"Св.Екатерину" переименовали в "Выборг" в 1721 г., да иностранные получали новые имена.

С большой долей вероятности можно утверждать, что в Азовском флоте подобное тоже было: два 60-пуш. корабля, заложенные Наем в 1704 году, при спуске (или ранее) получили имена «Струс» и «Думкрахт», видимо, взамен пошедших в разломку одноименных ступинских кораблей.
Позже эти корабли в списках значатся уже под именами «Цвет Войны» и «Скорпион». При этом это уже второй «Скорпион» - старый «Скорпион» в это время тимберуется в Азове. Думаю, что подобное наверняка произошло по повелению Петра, или при его одобрении.
Почему бы не допустить, что две шнявы, названные «Фалк» и «Дегас», спущенные к Азову весной 1711 г., в мае-июне, по повелению того же Петра не получили имена «Мункер» и «Лизет»? Ну нравились Петру эти названия…


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#330 15.09.2025 19:57:59

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659767
Мог, не мог... Нужно ли гадать в подобных случаях?

Можно.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#331 15.09.2025 20:01:49

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659562
"28 марта 1704 г. Петр I приказал заготовить лес и приступить к строительству новых 10 кораблей: шести 80-, четырех 60-пушечного рангов и двух шняв... Свои взгляды на конструкцию и архитектуру судов Петр I изложил в записке "рассуждения пропорции кораблям", которую отправил в Воронежское адмиралтейство. К записке был приложен листок с размерениями кораблей [это известное рассуждение Петра, опубликованное в ПиБПВ, т.3. с.475 - в конце письма от 30.10.1705]... Через два года лес для строительства кораблей был в основном готов..."

Но по сути этот указ исполнен не был – поначалу долго леса подбирали подходящие, не без проблем. Позже заложили 4 шт. 80-пушечных, возможно, и по пропорциям, посланных Петром. Хотя, эти пропорции не подходят под "эталонное" число 3,62 – корабли более широкие (в среднем – 3,45). Возможно, позже Пётр и изменил проект. И тем не менее, 60-пушечных не заложили ни одного!
А насчет шняв – 18 января 1707 года царь пишет Апраксину, что «остаточный негодный лес» от больших кораблей следует использовать для постройки 6 или 7 русских бригантин (чертеж обещает прислать). Про шнявы ни слова, может их просто решили заменить бригантинами? И лишь в 1709 году присылается чертеж для постройки двух шняв.
Что имеем? Доказать или опровергнуть наличие двух «лишних» шняв в составе Азовского флота со 100%-й уверенностью нельзя. Но, суммируя плюсы и минусы (я их изложил ранее), минусов все-таки больше.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#332 15.09.2025 20:21:31

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659767
необходим архив Азовского флота, собранный изо всех известных архивов.

100%

А.Иванов написал:

#1659767
Воронежский архив явно не описан должным образом и там могут находиться весьма существенные документы. Маловато документов опубликовано из РГАДА, Кабинета Петра. Поэтому делать выводы о том или ином событии, мне кажется, рановато, особенно, если просматривается разночтение в трактовке.

Это так. Но нужно же пытаться сдвинуть эту глыбу с места?

А.Иванов написал:

#1659767
Не думаю, что Елагин использовал все документы этого периода. Не думаю, что Расторгуев точно воспроизвел все им опубликованные документы этого периода. Не думаю, что не осталось открытых документов этого периода.

Хуже то, что многие выводы Елагина и Расторгуева большинство исследователей, я уж не говорю про всяких "флотолюбителей"-дилетантов вроде меня, воспринимаются как истина в последней инстанции.
Простой пример: в 1711 г., по заключении мира-перемирия, решено три корабля отправить на Балтику; в их числе самый большой и сильный действующего Азовского флота - 60-пуш. "Шпага". Но выясняется, что "Шпага" "не годен". У корабля гнилые балки палуб и еще что-то, т. е. он вполне ремонтопригоден. Далее - Елагин публикует письмо английского посла Вейсброда от 27 сентября из Москвы, где вкратце рассказывается об уходе части судов в Черкасск и о предстоящем походе 2-х 50-пуш. кораблей и 2-х шняв. При этом "созжен  только один старый корабль". Елагин предполагает (только предполагает!), что это "Шпага".
Совсем не факт, что сожгли именно этот корабль (не самый старый), а не какой-то другой, но эта информация железно вошла в отечественную военно-морскую историографию. Открыть любую публикацию, да просто забить в Тырнете "корабль Шпага" - выдаст, что его сожгли в Таганроге в 1711 году.
А, между тем, сожжение этого корабля выглядит совсем не логично...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#333 16.09.2025 11:25:08

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 1167




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

STEFAN написал:

#1659813
неоконченный 48-пушечник на листе 22. Мерил его – соответствует 127 х 35. Глубина только большая. Но, возможно, проектировался поначалу для Балтики, но, если убавить глубину до указанных Петром 13 футов – почему бы и нет?

Не представляю, как Вы смогли измерить, потому что опубликованные листы имеют сильнейшее искажение, подравнивать размеры в БАН после сканирования никто не собирался. Тем более, что это не сканирование, а фотографирование. Что касается возможности реконструкции, то здесь важны не размеры и действительная идентификация, которые подчас просто невозможны, а выявление принципов и методов построения теории, тем более, когда этими проектами занимается один человек или более-менее близкие по воззрениям люди.

STEFAN написал:

#1659813
С большой долей вероятности можно утверждать, что в Азовском флоте подобное тоже было: два 60-пуш. корабля, заложенные Наем в 1704 году, при спуске (или ранее) получили имена «Струс» и «Думкрахт», видимо, взамен пошедших в разломку одноименных ступинских кораблей.
Позже эти корабли в списках значатся уже под именами «Цвет Войны» и «Скорпион». При этом это уже второй «Скорпион» - старый «Скорпион» в это время тимберуется в Азове. Думаю, что подобное наверняка произошло по повелению Петра, или при его одобрении.
Почему бы не допустить, что две шнявы, названные «Фалк» и «Дегас», спущенные к Азову весной 1711 г., в мае-июне, по повелению того же Петра не получили имена «Мункер» и «Лизет»? Ну нравились Петру эти названия…

Допустить можно что угодно (смотри экзерциции Добренко - покойников воскрешал, того же Пангало), но это уже другая область, ближе к научно-фантастической. История техники должна опираться все-таки на непреложные факты. Все перечисленные Вами переименования закреплены каки-то образом в документах, или это тоже плод размышлений? "Фалк" и "Дегас" незримо отсылают к первым балтийским шнявам, скорее всего, на корме были их изображения, либо композиции с участием этих персонажей. А вот с Мункером и Лизет сложнее, ибо Мункер отсылает к связи с будущей Екатериной, а Лизет как к всем известной собаке Петра, но могло быть связано и с лошадью. Балтийская Лизет была связана с собакой - после гибели судна Сенявин принес и сдал ее резное изображение с кормы, это факт.

STEFAN написал:

#1659815
Доказать или опровергнуть наличие двух «лишних» шняв в составе Азовского флота со 100%-й уверенностью нельзя. Но, суммируя плюсы и минусы (я их изложил ранее), минусов все-таки больше.

Согласен, хотя про "минусы" - дело вкуса.

STEFAN написал:

#1659819
Но нужно же пытаться сдвинуть эту глыбу с места?

Это уже к молодым, жизни не хватит перелопатить и восстановить хронологию с новыми подходами. Елагинский описательный стиль дает только общее представление и обрывочный в частных случаях. Нас же сейчас интересуют нюансы и детали, а это другой уровень разработки. Свалка, устроенная Расторгуевым, никак не закрывает вопрос, хотя многие разрозненные документы, им опубликованные, имеют перспективу к разработке, за что ему следует отдать должное, не смотря ни на что. А кто еще?

#334 16.09.2025 19:51:21

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659872
Не представляю, как Вы смогли измерить, потому что опубликованные листы имеют сильнейшее искажение, подравнивать размеры в БАН после сканирования никто не собирался. Тем более, что это не сканирование, а фотографирование.

Ну не знаю. Не похоже на фотографирование - когда-то сам этим занимался, разница имеется. Там где на чертежах есть линейка - проще. Мерил тот же "Выборг" - получилось как надо - 124 х 35 фут. С 48-пушечным сложнее. Вот только что на экране монитора измерил листом бумаги, замерил - получилось 29 х 8 см. Делим - соотношение 3,625. Совпало?
Другое дело - копировать их было ещё тот гемор - увеличивать, делать скрины частями, склеивать в ФШ. Качество ниже сканов из РГА ВМФ, но приличное. Были нестыковки, которые приходилось исправлять, а значит и какие-то искажения, но в основном на декоре и отдельных чертежах.
А для просмотра - сойдет. Пример:
https://i.ibb.co/8nStSvrP/image.jpg

А.Иванов написал:

#1659872
Что касается возможности реконструкции, то здесь важны не размеры и действительная идентификация, которые подчас просто невозможны, а выявление принципов и методов построения теории, тем более, когда этими проектами занимается один человек или более-менее близкие по воззрениям люди.

Поясните.

А.Иванов написал:

#1659872
Елагинский описательный стиль дает только общее представление и обрывочный в частных случаях. Нас же сейчас интересуют нюансы и детали, а это другой уровень разработки. Свалка, устроенная Расторгуевым, никак не закрывает вопрос, хотя многие разрозненные документы, им опубликованные, имеют перспективу к разработке, за что ему следует отдать должное, не смотря ни на что.

У Расторгуева наиболее ценное - приложения с первоисточниками. У меня их почти нет, к сожалению. Сейчас наиболее интересное белое пятно - это 1711 год, особенно после прекращения боевых действий. Но есть и другие моменты.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#335 16.09.2025 20:18:21

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659872
Все перечисленные Вами переименования закреплены каки-то образом в документах, или это тоже плод размышлений?

И то и другое. Есть в Приложениях Елагина один интересный "Список судов Азовского флота" - на стр. 173 2-го тома. Список, естественно не бесспорный, есть и явные ошибки. Но он один из самых интересных. Без даты, но, похоже, - 1708 год. Или начало 1709-го.
Показаны все корабли (и "званием фрегаты") 5-ти рангов. С показанием размерений (длина-ширина) - некоторые отличаются от общепринятых. В списке нет бомбардирских, провиантских, мелких и т. д. А также отсутствуют те, которые находятся в тимберовке. Например - нет ступинского "Олифанта" и азовского "Меркуриуса". Нет и старого "Скорпиона" - его также практически разобрали для переделки в двухпалубный.
Из ступинских показаны 4 шт.  4-го ранга - 2 двухпалубных  ("Лукс" и "Фалк") и 2 однопалубных (Гранат-Аполь" и "Арфа"). Нескольких нет - видимо, уже списаны для ломки.
Главное - показаны 5 кораблей "Иозефа" Ная, 3-го ранга  - 58-пуш. "Шхельпот" (Черепаха) (размеры 135 х 32 ???), экипаж - 253 чел.,  60-пуш. "Деген" и "Ланц" (Шпага и Сулица) (размеры 132 х 34), экипаж - 267 чел. и два более крупных корабля 2-го ранга - 60-пушечные "Струс" и "Думкрат" (142 х 38), экипаж - 370 чел.
Последние - с именами двух ступинских кораблей.
Методом "размышления" можно догадаться, что это и есть пара Наевых 60-пушечников "Цвет Войны" и новый "Скорпион". А что ещё?
Есть один момент - имеются их размеры, то, что не показано у Елагина и Веселаго!
Правда есть и несоответствие - пары перепутали по датам: "Шпага" и "Сулица" идут под 1704-м годом, а "Струс" и "Думкрат" - под 1700-м... Ошибочка вышла.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#336 16.09.2025 20:22:36

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

А.Иванов написал:

#1659872
"Фалк" и "Дегас" незримо отсылают к первым балтийским шнявам, скорее всего, на корме были их изображения, либо композиции с участием этих персонажей. А вот с Мункером и Лизет сложнее,

Вроде бы от золочёной резьбы времен первых баркалонов отказались. Может быть просто было нарисовано - легко переделать?

А.Иванов написал:

#1659872
после гибели судна Сенявин принес и сдал ее резное изображение с кормы,

Т. е. они были съемными? Тем более, легко поменять.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#337 19.09.2025 20:44:28

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Ладно, бог с ними, с теми шнявами...

Вот другой интересный вопрос:

Какая школа кораблестроения, в случае реальных боевых действий на Азовском ТВД (простите, за современный язык), могла в реалиях того времени, учитывая специфику местного моря и возможности турецкого флота, оказалась бы более эффективной - английская или голландская?

Не нужно учитывать откровенно неудачные посудины кумпанщиков, к тому же к 1711 году таких практически не осталось - либо были разломаны, либо переделаны до неузнаваемости.
Обсудить и сравнить стоит казенные корабли голландских мастеров и "английские" - Козенца и Ная, коих к 1711 году набралось штук 7. Пётр ценил последние, хотя тот же Крюйс корабли английского дела считал негодными из-за глубоководности, а мастеров обвинял чуть ли не в неверности Российскому государству.

Не вдаваясь глубоко в альтернативщину, но допустив то, что ВСЕ готовые корабли Азовского флота весной 1711 года смогли бы добраться до Азова  - как бы огни повели себя в гипотетических боевых действиях на Азовском море?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#338 20.09.2025 16:52:42

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Мне кажется с учётом откровенно недостаточного уровня подготовки экипажей разница в ТТХ кораблей с лихвой перекрывались чуть большей или чуть меньшей опытностью капитана и/или команды.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#339 20.09.2025 17:02:30

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

Я бы предпочел голландцев, они привыкшие к мелководьям. да и строят дешевле; англичане для мелководьев так ничего и не создали. Можно было бы еще глянуть у венецианцев: у них были схожие условия с Азовским морем.

#340 20.09.2025 17:47:16

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1660411
голландцев, они привыкшие к мелководьям. да и строят дешевле

Логично. Крюйс за это и топил.

Эд написал:

#1660411
Можно было бы еще глянуть у венецианцев

Почему бы и нет? От мастеров зависело. Данные об азовских "венецианцах" противоречивые - с одними размерами полные непонятки.
Флагман Керченского похода "Скорпион" - венецианский. До сих пор не пойму: сколько у него было деков? И как на него столько пушек вместили? Хотя, если допустить, что половина - дробовики...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#341 22.09.2025 14:49:28

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

.

Отредактированно STEFAN (22.09.2025 14:59:22)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#342 22.09.2025 14:58:37

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

Насчет "голландцев" и "венецианцев" ("итальянцев").
Опять о "паншинской четвёрке" барбарских кораблей - пожалуй, самых загадочных и малоизвестных. Несмотря на вояж "Цитадели" в Константинополь и обратно.

Вот что выдала вездессущая Алиса. (На основе нашего форума. Мы в авторитете!).

https://i.ibb.co/Zp0PXLVS/image.jpg

Но сразу вопросы:
Похожи они может и были (Скорпион и Цитадель), но почему одним мастером?
Размерения... Соответствуют примерно 124 х 24 х 13+ футов. С длиной-шириной понятно, а откуда глубина взялась? Вроде бы её нигде не упоминали - нет в документах.

А это взято с якобы Волгоградского краеведческого музея:

Картинка.
https://i.ibb.co/ynqxBrGM/MJMUu9-O0-Vt-QSh-Dw-Ray-V65-C0-Ly6v-Sv3w9-V75l5-Dhb2m6-L4n-Yk3-RJu1fe-Fuy1-F1-MNQb-SS3-L1du-O-K5-Kjc.jpg

И текст:

Паншинская верфь.

Корабельная верфь была основана в 1697 году на острове реки Дон между двумя протоками в казачьем Паншином городке. Данное место для строительства верфи предложил вице-адмирал Корнелий Крюйс, который проводил в 1695—1696 годы опись донским городкам.

В Походном журнале Пётр I за 1695 год указывал: «Паншин. Городок на правой стороне (Дона), на острову, деревянным тыном огорожен; а тот остров, сказывают, мерою 15 вёрст». Этот городок во время Первого Азовского похода использовался Петром I как отправной пункт похода на Азов. В 1697 году на Паншинской верфи для Азовского флота были заложены четыре барбарских корабля «Крепость», «Скорпион» (строитель Иван Юрьев), «Флаг» и «Звезда» (Строитель Изес Томас). Один корабль был построен кумпанством боярина Л. К. Нарышкина, а три — кумпанством «именитого человека» Г. Д. Строганова.

Весной 1699 года корабли были достроены и спущены на воду. В мае они перешли из Паншино в Азов. При проверке 52-х пушечные корабли «Флаг» и «Звезда» были признаны не пригодными к морскому плаванию. Причина состояла в том, что в дело употреблялся сырой лес, поэтому корабли и галеры начинали распадаться уже года через два после их постройки, не принося ни малейшей пользы. Другой корабль «Скорпион» участвовал в Керченском походе 1699 года. В мае 1700 года вернулся в Азов. В плавание больше не выходил.

Единственный 46-ти пушечный корабль «Крепость» паншинской постройки получился прочным и с хорошими мореходными качествами. Именно его Пётр назначил для доставки в Константинополь чрезвычайного русского посла, думного дьяка Е. И. Украинцева, для заключения мирного договора с турецким султаном. Одновременно царь хотел показать туркам, что у России на юге уже есть большие мореходные военные корабли. В мае 1709 был издан указ Петра I о сохранении корабля «для славы, что был в Константинополе».
Всего на Паншинской верфи было построено 4 корабля. В 1699 году строительство на верфи было прекращено.


Откуда взялось имя Изеса Томаса? Такой был, позже на Балтике суда строил, но насчет постройки двух кораблей в Паншине... Какое-либо подтверждение есть? Ах да - у Елагина вроде бы в списке указано "Томас". Но Изес ли он?
Откуда информация про Флаг и Звезду? Почему только Крепость получился "прочным и с хорошими мореходными качествами"?
И главное - почему именно такими "парами" по постройке разделены корабли?
Насколько я знаю, наоборот, делить надо так: Скорпион - Флаг, Цитадель - Звезда.

Отредактированно STEFAN (22.09.2025 15:04:58)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#343 22.09.2025 20:16:29

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

И вот такое чудо из сети - типа "Цитадель".

https://i.ibb.co/Gf6tStw0/image.jpg

Если в футах, то размеры - 110 х ок. 27 фут. Не сходится - она гораздо уже.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#344 23.09.2025 21:04:53

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Надеюсь, А. Иванов посмотрит.
Несколько лет назад это обсуждалось в другом месте. О реконструкции Крайнюковым корабля "Скорпион".

https://i.ibb.co/1fMyHvGt/1.jpg
https://i.ibb.co/3yZQJL2h/2.jpg

Откуда столь подробные данные о вооружении "Скорпиона", да и вообще паншинских кораблей?

Отредактированно STEFAN (23.09.2025 21:06:47)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#345 28.09.2025 15:28:39

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1660411
Я бы предпочел голландцев, они привыкшие к мелководьям. да и строят дешевле; англичане для мелководьев так ничего и не создали.

В общем-то можно сделать кое-какие выводы:
1) Несколько предвзятое отношение Петра к казённым кораблям голландской постройки. "...в пропорцию во флаке, бюселе и интрюме не зело добрые, по Галандскому размеру среднее есть (?) , однако ж к службе есть годны, кроме нерезвости своей..." Однако каковы причины нерезвости? Не те ли, что будут и на балтийских кораблях по проекту самого Петра типа "Выборг"?
Шесть казенных кораблей, построенных голландскими мастерами (не считая малого "Разженное Железо", который был скорее фрегатом, близким по типу, размерам и вооружению балтийским фрегатам типа "Иван-Город"), если разобраться, не так уж и плохи.
Пять из них - 60-пушечники (+ 2 - 4 добавочных орудия), двухдечные, с усредненными размерениями 124 х 35 англ. фут., с интрюмом 9 (+-) фут. Соотношение длина-ширина - 3,5+ - для мелководного ТВД - вполне приемлимо, плюс вынужденная малая осадка. Корабли английских мастеров Ная и Козенца, хотя и были более пропорциональными и крепкими, но с большей осадкой - испытывали бы больше неудобств в Азовском море, к тому же их нужно было еще и привести туда.
И, похоже, сам Петр, году эдак в 1710 г. не раз критиковал чертежи и проекты англичан за недостаточную полноту в носовых обводах и остроту в шхергане. Я уж не говорю про Крюйса, который считал именно эту однотипную "пятёрку" (а заодно и "Разженное Железо") - лучшими кораблями для Азовского моря.
Шестой корабль - более крупный 70-пушечник "Самсон" (при той же, или даже несколько меньшей ширине 34 - 35 фут. он имел бОльшую длину - 136 фут.) оказался самым неудачным. Более того - из всей "шестёрки" он изначально должен был получить самое слабое артиллерийское вооружение. (!)
Хотя при этом, по пропорции длина-ширина (3,8), он вполне соответствовал самым большим кораблям  - "Спящий Лев", "Старый Дуб", а заодно и петровскому "Старый Орёл".

Зато "Дельфин", "Винкельгак" и "Св. Георгий" - по сути почти одинаковые корабли, в итоги оказались в числе тех, которые Пётр считал одними из лучших, ценил и требовал "содержать их всегда".

2) "Голландские" казенные корабли - по сути есть первые "истинные" линейные корабли Азовского флота (да и всего Российского флота). Ни баркалоны с барбарскими, ни даже "Предестинация", а, возможно, даже ни "Черепаха", с их довольно слабым артиллерийским вооружением (для начала 18 века!), не подходящие для линейного боя, (или подходящие с гнатяжкой) таковыми не являлись.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#346 28.09.2025 16:44:58

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1660411
глянуть у венецианцев: у них были схожие условия с Азовским морем.

А вот с ними интересно. При общих недостатках - "субтильности" конструкции, хлипкие внутренние крепления и проч., у "венецианцев" Азовского флота отмечались общие черты: практически у всех (ступинские барбарские + пара казённых) в пропорциях можно отметить малое соотношение длина-ширина (примерно 3,4 - 3,5), при относительно бОльшей глубине интрюма (за редкими исключениями). Да и размерения их близки к однотипным: у ступинских примерно 105-107 х 32-33 фут., у казённых - 105-106 х 30-31 фут. Т. е. все эти корабли были относительно небольшими - с короткими и широкими корпусами, с большими углами наклона (выпирающими) кормовой и носовой частей.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#347 28.09.2025 17:37:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 11009




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

https://i.postimg.cc/s2LzKwPF/P1070408.jpg
https://i.postimg.cc/zf7bBZ1X/P1070581.jpg
Головной 70-пушечник большой серии венецианских ЛК, 1691-1712.

Плохо получилось. Хотите, могу перебросить на е-мейл в хорошем виде. (Какой е-мейл?).

#348 28.09.2025 17:45:37

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 2200




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Эд написал:

#1661089
Головной 70-пушечник большой серии венецианских ЛК, 1691-1712.

Не увеличиваются.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#349 28.09.2025 18:17:26

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

1

https://i.postimg.cc/V0mXytJ1/043.jpg
https://i.postimg.cc/9wm1dKt6/118.jpg


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#350 28.09.2025 18:21:06

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 6255




Re: Корабль Азовского флота Петра I "Старый Орёл" и другие спорные вопросы и непонятки.

Примеры, показывающие структуру венецианских линкоров традиционного на средиземном море облегченного образца и нового, атлантического (как у всех остальных европейских держав)
https://i.postimg.cc/bsQND5Fq/076.jpg
https://i.postimg.cc/Hr6mb1wz/096.jpg


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

Страниц: 1 … 12 13 14 15 16


Board footer