Вы не зашли.
Страниц: 1
Не то, чтобы вот прям альтернатива, но скорее вопрос уважаемой публике.
На Каспии нефти много, а угля - мало.
При этом мне не удалось найти каких-то подтверждений использования нефти на пароходах на Каспии. Т.е., похоже, что пароходы тут ходили на угле.
Почему так?
Почему не использовали местное топливо (нефть), а завозили уголь?
Неужели это было экономически эффективнее?
Или просто технология нефтяного отопления котлов запоздала - проще было сразу на ДВС (теплоходы) перейти?
И, как самостоятельный вопрос в рамках той же темы: почему на Закавказской и Закаспийской железных дорогах паровозы не использовали нефть в качестве топлива?
shuricos написал:
#1659931
При этом мне не удалось найти каких-то подтверждений использования нефти на пароходах на Каспии.
Танкер Президент Крюгер.
Топливо - нефть.
https://russrivership.ru/public/files/doc1921.pdf
А самым первым был пассажирский пароход Император Александр II (1870 год).
Правда он эксплуатировался только на Волге.
https://russrivership.ru/public/files/doc373.pdf
Отредактированно адм (16.09.2025 18:41:11)
shuricos написал:
#1659931
При этом мне не удалось найти каких-то подтверждений использования нефти на пароходах на Каспии. Т.е., похоже, что пароходы тут ходили на угле.
Как раз на Волге, и отчасти Каспии, коммерческие пароходы (не все, но многие) имели нефтяное отопление. Как только удалось решить проблему эффективных и относительно безопасных в эксплуатации форсунок для сырой нефти, т.е. примерно с конца 19 века. Опять же, нефтяное оборудование более сложно в ремонте и обслуживании.
Отредактированно Герхард фон Цвишен (16.09.2025 18:52:09)
shuricos написал:
#1659931
При этом мне не удалось найти каких-то подтверждений использования нефти на пароходах на Каспии.
Я недавно закончил работу по научно-рыболовным судам 30-х годов на Каспии и хотя специально не обращал внимания на этот вопрос, но могу сказать, что нефтяников там много было, причем их перестройка начиналась давно, пик пришелся примерно на начало 30-х годов. Вот сейчас бегло просмотрев - могу привести примеры:
- "...В 1873 г. 23 июля командиром парохода «ЛОВЕЦ» назначен капитан-лейтенант Степанов с годовым окладом в размере 1500 руб. (протокол № 13 от 17 декабря 1873 г.). В 1974 г., учитывая неудобство использования дровяного топлива, руководство Правления поручило Степанову проработать вопрос переделки парохода на нефтяное отопление. Проведенный анализ показал, что переделка парохода с дров на нефть обойдется в 1200 руб. При этом, год эксплуатации переделанного парохода, с учетом стоимости топлива, не только восполнит потраченную сумму, но и принесет экономию в 264 руб. В результате, Комитет постановил просить Правление о переделке парохода к весне 1875 г. (протокол №3 от 17 декабря 1874 г.). Реально установка нефтяного аппарата, дополнительных бимсов и цистерн обошлась в 1613 руб. 31 коп. (протокол № 13 от 20 декабря 1876 г.), не считая командировочных расходов, связанных с поездкой и пребыванием командира парохода и необходимых членов команды в г. Брянск..."
- служебный пароход «АЛЕКСЕЙ ЕРМОЛОВ» - "...С утра 1 октября 1903 г. ушёл к нефтянке (бункеровщику) брать мазут..."
- грузо-пассажирский пароход «АНИ» примерно в 1910 г сменил паровую машину на ДВС - нефтяные Болиндеры.
- грузо-пассажирский пароход «ОТВАЖНЫЙ" примерно в 1910-20 гг переделан на нефтяной двигатель
- ГЕОК-ТЕПЕ (ТРУД, ТЕЛЬМАН) в начале 30-х при капремонте сменил паровую машину на два нефтяных ДВС
- Рыболовные паровые траулеры РТ-35 ПИКША и РТ-40 СКАТ, которые перегнали с Баренцева моря в начале 1930-х практически сразу перевели на нефть.
- гидрографическое судно «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (МЕХТИ, СЕКСТАН) - запас топлива - 6500 пуд. мазута,
- Пограничный крейсер «ЧАСОВОЙ» - гису "СИРЕНА" - автономность 1200 / 1500 миль, 23 т.нефти
В общем примеров много, но в прямую об этом я как не часто встречал, иногда об этом можно узнать из спецификации на автономность, где пишется "Запас топлива - 1200 пудов нефти"...
Из Брокгауза и Ефрона
Нефтяное О. пароходов, вытеснившее все другие способы их О. на Каспийском море, довольно быстро распространяется и в речном флоте Европейской России, преимущественно в бассейне р. Волги, где в 1894 г. 862 парохода пользовались нефтяным О., употребив 42,5 милл. пд. жидкого топлива; в бассейне pp. Днепра и Дона ходило только по 2 парохода с нефтяным О., потребовавшими в общем только 77500 пд. мазута.
Употребление нефти на речных судах https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_0000 … heme=white
Заготовка и снабжение топливом Закавказской ЖД https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_0000 … heme=white
Гулишамбаров С.И. Нефтяное отопление пароходов, паровозов, постоянных паровых котлов, металлургических , комнатных, кухонных, хлебопекарных и др. печей. 1894 https://minfin.gov.ru/common/upload/lib … /565-e.pdf со стр. 41 абзац 3 (каспийские пароходы, а на стр. 40 говорится что вообще все пароходы там на нефти) - стр. 45 (железные дороги)
shuricos написал:
#1659932
почему на Закавказской и Закаспийской железных дорогах паровозы не использовали нефть в качестве топлива?
Потому что в качестве жидкого топлива на паровозах чаще применялся мазут.
Отредактированно pavel123 (17.09.2025 02:55:33)
Страниц: 1