Сейчас на борту: 
John Smith,
mangust-lis,
Mitry,
Wolf
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 22.03.2010 23:45:44

Serbal
Гость




36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

1

23 июня 1809 года 36- пушечный фрегат "Богоявление Господне" (капитан- лейтенант Ф.А. Мендель), в районе Вазы (Ботнический залив) встретился с двумя шведскими 48- пушечными фрегатами и в течение 3-х часов, до наступления темноты, вёл бой с ними, в ходе которого шведским кораблям (по русской версии) были нанесены серьёзные повреждения, причём один из них сел на мель. Ф.А. Мендель вместо того, чтобы в темноте скрыться от преследователей, приказал встать на якорь и наутро атаковать шведов, но те сумели за ночь снять свой фрегат с мели и незаметно уйти.

Понятно, с этой историей мало что ясно:

1)  Вроде бы русский фрегат шёл не один, а в сопровождении двух бригов, об участии которых в бою ничего не говорится- сбежали, как "Штандарт" с "Орфеем" в аналогичной ситуации ?
2) Утверждается, что в начале боя "Богоявление Господне" пытался уйти от преследователей на вёслах (второе совпадение с историей "Меркурия"); насколько это возможно, всё же фрегат это не бриг и даже не корвет ?
3) Шведские 48- пушечные фрегаты имеют названия и вообще, как описывает вышеизложенный эпизод противник ?
4) Насколько достоверна русская версия событий в целом; ведь если она верна- это подвиг если не на уровне "Флоры", то где- то близко ?

#2 23.03.2010 00:47:55

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5909




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #206850
2) Утверждается, что в начале боя "Богоявление Господне" пытался уйти от преследователей на вёслах (второе совпадение с историей "Меркурия"); насколько это возможно, всё же фрегат это не бриг и даже не корвет ?

Пункт 2 вполне понятен "Богоявление"-гребной фрегат
Около 720 т; 39,6x9,7x3,4x3,7 м; 2 24-фн, 20 18-фн, 2 18-фн и 14 6-фн орудий в батарее и на опер-деке; 250 человек; имели парусное вооружение фрегатов и 18 весел (по 9 на борт, на каждом весле по 2 гребца). http://sailing.shipmodelsbay.com/00/03/07/index.html
По остальным инфы негусто...


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#3 23.03.2010 09:00:24

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10646




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

В Швеции в свое время была издана 6-томная история войны 1808-09 гг., первые три тома были у нас переведены (до Революции), последующие три тома, где по времени может быть описание этого события, (вышедшие в 1919-22 гг.), у нас отсутствуют. Узнал только, что эти 2 фрегата входили в эскадру обер-адмирала Пуке (3 ЛК, 5 ФР + мелочь), и Богоявление Господне действительно отбился от двух из них после длительного боя 23 июня 1809 г. у Кваркена.

Известный шведский историк Ян Глете, прежде представлявший очень ценную информацию по шведскому флоту, к сожалению, скончался в прошлом году, я успел получить от него данные по вооружению шведского флота в 1808 г., так что могу дать такие данные на этот период по шведским тяжелым фрегатам.

#4 23.03.2010 10:19:25

Роялист 3
Мичманъ
michman
HMS Royalist
Сообщений: 1943




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #206850
23 июня 1809 года 36- пушечный фрегат "Богоявление Господне" (капитан- лейтенант Ф.А. Мендель), в районе Вазы (Ботнический залив) встретился с двумя шведскими 48- пушечными фрегатами и в течение 3-х часов, до наступления темноты, вёл бой с ними, в ходе которого шведским кораблям (по русской версии) были нанесены серьёзные повреждения, причём один из них сел на мель.

Может отнести это к невероятным сражениям? (В смысле поместить туда?)

С уважением.

Отредактированно Роялист 3 (23.03.2010 12:40:35)

#5 23.03.2010 10:38:40

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5909




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #206850
Шведские 48- пушечные фрегаты имеют названия

Согласно Кроткову со ссылкой на Описание Финляндской войны на сухом пути и на море, в 1808 и 1809 Михайловский-Данилевский  это "Эвридика" и "Чапман"

Eurydice
1785-1858
Frigate
Karlskrona
Rebuilt 1806-07, and
1826-27.
Broken up 1858.
26-24, 14-6

Af Chapman
1803-1825
Frigate
karlskrona
Sold 1825.
26-24, 14-8

Мощные кораблики.

Отредактированно charlie (23.03.2010 14:06:15)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#6 23.03.2010 11:07:52

Den
Гость




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #206850
капитан- лейтенант Ф.А. Мендель

А инициалы точные? А то есть Мендель Филипп Леонтьевич как раз капитан-лейтенант; 26 ноября 1810 года награжденный орденом Св. Георгия 4-го класса. Может и за обсуждаемое дело.

#7 23.03.2010 12:43:11

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10646




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Вот данные по вооружению этих кораблей в 1808-09 гг.:
Еurydice 1785 (капремонт 1807) - 2-24дл+ 26-24 корот.; 2-6дл.+16-24 карр., 342 чел.
af Chapman 1803 - 2-24дл.+24-24кор.; 2-12дл.+16-24карр.; 330 чел.

Я посмотрел Mankell, Studier öfver svensk skärgårds-flottans historia, krigssätt och användande vid Sveriges försvar (1855), там довольно подробно говорится об эскадре Пуке и операциях гребных флотилий, но по этому эпизоду ничего нет.

#8 23.03.2010 14:02:28

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12798




Вебсайт

Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Den написал:

Оригинальное сообщение #206977
Мендель Филипп Леонтьевич

вроде он за 18 компаний получил...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#9 23.03.2010 14:18:55

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12798




Вебсайт

Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Кстати в этом сражении участвовал будущий декабрист мичман К. П. Торсон.
А фрегат и два брига были отправлены из из Або в Кваркен для охранения  купеческих судов, на которых после открытия навигации доставлялось через Ботнический залив из Финляндии продовольствие нашим войскам, находящимся в Швеции.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#10 23.03.2010 14:33:22

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12798




Вебсайт

Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Дальше интереснее:

лейтенант Забелла Гавриил Николаевич с фрегата "Богоявление  Господне", 30 июня 1809 года участвовал в сражении со шведскими  фрегатами  "на водах Кваркена". За спасение провианта сухопутного ведомства с разбитого судна "Рафаил" командиром фрегата был представлен к награждению. То есть были еще аварии "купцов", которых спасал экипаж "Богоявления"...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#11 23.03.2010 15:05:01

Serbal
Гость




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

charlie написал:

Оригинальное сообщение #206953
Согласно Кроткову со ссылкой на Описание Финляндской войны на сухом пути и на море, в 1808 и 1809 Михайловский-Данилевский  это "Эвридика" и "Чапман"

Спасибо за информацию по шведам, в сравнении с ними "Богоявление Господне" (2 х 24-фн., 20 х 18-фн., 2 х 18-фн., 14 х 6-фн.) сильно уступает...

Den написал:

Оригинальное сообщение #206977
А инициалы точные? А то есть Мендель Филипп Леонтьевич как раз капитан-лейтенант; 26 ноября 1810 года награжденный орденом Св. Георгия 4-го класса. Может и за обсуждаемое дело.

У меня было два варианта инициалов- "Ф.А." и "Ф.Л."

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #207076
А фрегат и два брига были отправлены из из Або в Кваркен для охранения  купеческих судов, на которых после открытия навигации доставлялось через Ботнический залив из Финляндии продовольствие нашим войскам, находящимся в Швеции.

Вот отсюда и вопрос, где эти два брига находились в момент боя...

#12 23.03.2010 19:55:23

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5909




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #207090
Вот отсюда и вопрос, где эти два брига находились в момент боя...

Пока неясно...

http://s45.radikal.ru/i107/1003/7d/bc721a4cad99.jpg   http://s61.radikal.ru/i173/1003/1c/d59936ecd8f3.jpg

Описание достаточно подробное, но о спутниках молчок


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#13 23.03.2010 20:21:28

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5909




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #207076
А фрегат и два брига были отправлены из из Або в Кваркен для охранения  купеческих судов, на которых после открытия навигации доставлялось через Ботнический залив из Финляндии продовольствие нашим войскам, находящимся в Швеции

Из Данилевского

http://s46.radikal.ru/i113/1003/ca/91a165e39e6e.jpg

Судя по всему отряд был отправлен еще в мае, каждый вымпел действовал в своем районе. При описании боя у Данилевского упоминается  только фрегат.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#14 16.07.2010 17:59:22

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10646




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

Я получил информацию об этом деле от шведского корреспондента:

From 25:th of June 1809 the two frigates Eurydice and af Chapman together with two more frigates, Frцja and Bellona, starts patrolling Norra Kvarken to stop Russian shipping from Finland to occupied parts of northern Sweden. After some successfully operations the two frigates spots a three mast man of war outside Vasa on the 12:th of july which turns out to be the Russian frigate Bogojavlenies. Eurydice turns out to sea to try to lurk the Russian frigate to follow wich it does. When it spots the second Swedish frigate, af Chapman, it turns back only to be followed by the two Swedish ships. Only Eurydice have a local pilot and the frigate have no cannons that can fire ahead while the Russian had two guns at the stern. The af Chapman, without a pilot, was grounded while trying to following Eurydice and Eurydice was taking losses from the firing from the Russian frigate – the pilot was killed and some men injured. At eleven o’clock at the evening the pursuit was over, a pursuit that have been going on since early afternoon and in shallow waters.

Хотя на одном из шведских фрегатов не было лоцмана, а на другом лоцман был убит, этот бой, несомненно, следует отнести в ряд геройских подвигов русского флота. Небольшой и слабо вооруженный русский гребной фрегат успешно отбился от 2-х шведских линейных фрегатов.

#15 06.09.2010 13:30:22

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10646




Re: 36- пуш. ФР "Богоявление Господне" vs два шведских 48- пуш. ФР (23 июня 1809 года)

1

Я получил статью шведского автора в англ. переводе "Последний русско-шведский морской бой" на эту тему на основе шведских архивных документов. Привожу из нее отрывок об этом памятном событии.

                                                     Chasing a Russian frigate

Shortly after its arrival in the waters off Vaasa, the frigate Eurydice raised a brig and a schooner. Both ships had Swedish crews and sailed under the Russian flag, and had onboard a hundred Russian soldiers to be transported to Umeå. The next day the frigate got hold of a loaded grain yacht, manned by Finns but also under the Russian flag. All three ships were sent under guard to Nordmalingsfjärden, where the occupants were submitted to the Swedish army. Two other cargo ships came under the lee of the Eurydice a few days later, and things went the same way. The Swedish fleet's attempt to stop the Russian communication across the northern Gulf of Bothnia seemed to work well.

After having been relieved in its watch at Bredskär by a ship from the archipelago fleet, the af Chapman raised anchor to join the Eurydice on 12 July. That same afternoon, the two frigates sighted each other off Vasa. Earlier in the day Eurydice had discovered a three-masted ship on its way through the Vasa archipelago. The Eurydice had put out to sea to lure out the other ship from the rocks. It had succeeded at first, but the three-master turned back inland when the af Chapman came into sight.
While Eurydice had returned to the country and was now busy chasing the unknown ship, which proved to be the Russian frigate Bogoiavlenie Gospodne. The af Chapman was almost a mile aft of the Eurydice, but set all the sails to try to catch up with the other two frigates.

Eurydice had a skilled pilot on board and was able to confidently navigate the Bogoiavlenie’s wake along the narrow and winding fairway toward Vasa. Torward the evening, the Swedish frigate was within range of the Russian. The problem was that the Eurydice could not direct its guns against Bogoiavlenie as long as the chase continued and the Russians were off of the starboard quarter  where no guns on the Swedish ship would bear. The Russian frigate, on the other hand, could use its aft guns, which according to the Swedish ship commander Carl Henrik af Trolle  “embarrassed the frigate Eurydice’s rigging, sails and spars.”
On board the ship af Chapman, no one who knew the waters outside of Vaasa. Her best efforts to follow the same path that the Eurydice had steered were insufficient, in that she constantly sounded on both sides of the ship. The depth was seldom more than ten or fifteen meters. Where their course crossed the island Korsören a few miles from Vasa was sighted a marker a few hundred meters from the shore. Presumably, it indicated that it was shallow in the vicinity, but on which side of the marker should they sail? No one knew for sure. The officers chose to go on the starboard side. They should have chosen port. Sailing at eight knots, the af Chapman ran hard aground and was brought up standing.

The Eurydice found the Bogoiavlenie’s firing increasingly troublesome. When the ships approached Korshamn harbor a few kilometers from Vaasa the pilot of Eurydice was shot dead by a Russian shot. One of the frigate's topmen was severely wounded, and a few of the crew received lighter wounds. The time was half past ten at night, and now there was no longer anyone on board that could give direction. Trolle found it best to cancel the chase. When the ship departed from the fairway and went to anchor, the Swedes got a couple of broadsides off against the Russian frigate, but it was then almost out of range.

This chase was an unusual phenomenon for the war in the year 1809. None of the involved countries' navies took part in this year's conflict other than for a limited extent. Most of the Swedish warships were still at Karlskrona, and the main Russian fleet was trapped in the Gulf of Finland by a British naval squadron. The shots exchanged between the two frigates were in fact the only skirmish between Swedish and Russian warships in 1809. Since Sweden and Russia have lived in peace with each other since that year, this was also the very last of the many naval battles that had taken place between the two nations through the centuries.

Страниц: 1


Board footer