Вы не зашли.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233897
но тем не менее русские порты не блокировал... Макаров ведь грузы перевозил... да и не только он...
Не только. Кроме него еще пара боевых кораблей ЧФ также грузы пару раз перевозили. Однако важно что для этого привлекались именно вооруженные пароходы, причем лучшие - тот же В.К.Константин. И кстати ЕМНИП в некоторых источниках прямо пишут, что использовали эти пароходы в этих случаях в качестве блокадопрорывателей.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233897
Это - да... страх десанта был велик... но это притензии к русскому командованию... можно было рискнуть, глядишь два корпуса оставшиеся на побережье ЧМ на Балканах решили бы войну в июне, а туркам в этом случае было бы не до десантов...
Но вот именно рисковать то русскому командованию очень не хотелось. Обжегшись на Крымской - дули на воду.
Флот надо было своевременно строить, тогда бы и не пришлось выбирать между простоем нескольких корпусов и страшным риском эти корпуса отуда убрать...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233897
а можно по подробнее. Сколько с Кавказа перебросили?
Емнип что то около 30 тысяч.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233897
вот это видимо ключевое в данном эпизоде.
Не без этого.
То что абхазы так быстро переметнутся к туркам - не ожидали.
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233898
Могу добавить, что после объявления войны РОПиТ вначале прекратил плавание по Черному морю, опасаясь действий турецкого флота, но вскоре восстановил многие регулярные рейсы и беспрепятсвенно совершал их до конца боевых действий
Если можно поподробнее - какие корабли, когда, каким маршрутом?
И если были регулярные комерческие рейсы, то зачем для перевозки грузов (даже в относительно тыловые районы моря - в Николаев) использовали немногочисленные и ценные боевые корабли флота?
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233898
Очевидно, что турки не вели никаких действий против русского судоходства. Многочисленным турецким флотом не было потоплено ни одного русского судна - военного или торгового.
Так не попадались.
У побережий Кавказа и Румелии турецкие эскадры крейсировали постоянно, но даже те редкие встречи что были - были только с вооруженными пароходами русских. Т.е. то что в эти районы русские комерческие суда не ходили совсем - вполне очевидно.
Но несколько раз турецкие эскадры подходили и к северным русским берегам. Каждый раз их подход был неожиданн, о том, что идут турки мы узнавали только увидев дым на горизонте. Но... действительно ни одно русское судно турки не утопили. Хотя очевидно - сделали бы это с большим удовольствием, если бы таковое было в море. Но не было таковых.
И поэтому единственный их трофей - купеческую шхуну - турки захватили в порту Евпатории.
Всвязи со всем вышеизложенным лично у меня складывается впечатление о полном, тотальном прекращении русского судоходства на ЧМ в ту войну.
А если корабли в море не ходят, то хрен ты их там утопишь. Будь у тебя даже не турецкий, а обьединенный флот мира...
Если я ошибаюсь, и что то проглядел, и это просто турки так каждый раз удачно подходили к нашим берегам в период временного затишья нашего судоходства, то буду только рад.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233916
турецкие эскадры крейсировали постоянно
а одиночное крейсерство турки практиковали? и насколько широко? у них было достаточно сильных кораблей... почему не ходили в одиночку разбив море на квадраты?
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233933
а одиночное крейсерство турки практиковали? и насколько широко?
У Кавказского побережья - да, практиковали. Есть несколько свидетельств действий отдельных кораблей. Да и тот же известный эпизод с Макаровым у Гагр (и вот именно там туркам и не хватило 2-го корабля)...
У побережья Румелии сведений о одиночных крейсерствах вроде не припомню. Если конечно не считать появления именно в этом районе вполне одиночного Фетхи-Буленда. Но этот эпизод скорее относится к операции по переброске войск и грузов с кавказа на балканы. А в такого рода операциях в ЧМ все турецкие корабли в них занятые судя по всему выходили поодиночке, по способности. Наглели конечно...
У северного побережья во всех случаях турки приходили эскадрами.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #233933
почему не ходили в одиночку разбив море на квадраты?
Так судя по всему в большей части этих квадратов было заведомо пусто. Нечего там было искать.
Вот если ув. vvy сообщит какие либо сведения о наличии комерческих сообщений хотя бы в северном причерноморье, то будет интересно. Хоть возникнет повод турецкий флот хоть в чем то заслуженно покритиковать.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233916
И если были регулярные комерческие рейсы, то зачем для перевозки грузов (даже в относительно тыловые районы моря - в Николаев) использовали немногочисленные и ценные боевые корабли флота?
В районе Одесса - Николаев - Севастополь никаких препятствий для судоходства не было.
Насчет боевых - это черезчур. В основном - винтовые шхуны и транспортные пароходы ЧФ. Возили орудия, боеприпасы, снабжение, войска и т. п. Причем в одиночном порядке и без охраны. Почему не нанимали частников? В приципе, военного тоннажа хватало. Причем, некоторые транспортные суда (например, "Абин", "Тамань") были даже сданы на хранение до конца войны.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233916
Если можно поподробнее - какие корабли, когда, каким маршрутом?
Позволю себе небольшую цитату из Скальковского:
«Суда, находившиеся в Азовском море, содержали сообщение между Таганрогом и Керчью и подвозили антрацит в Геническ. Отсутствие правильно блокады, а главным образом потребностей Морского и военного ведомств и нужды края, побудили уже с мая (1877 г. – vvy) выйти из бездействия. Первоначально открыто было с большими предосторожностями быстроходящими пароходами сообщение между Одессой, Николаевом и Днепром; в июле рядом с почтовыми пароходами открыли рейсы паровыми шхунами, а в сентябре даже буксирными пароходами и баржами; наконец, в декабре в виду крайнего недостатка топлива в Одессе общество (РОПиТ – vvy) решилось послать пароход «Одесса» для перевозки антрацита из Керчи и Севастополя.»
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233978
Насчет боевых - это черезчур.
Ну так использовали же. ЕМНИП не только Константин, но и Веста, и Владимир привлекались для чисто грузовых перевозок Одесса - Лиман. Причем именно осенью, когда согласно представленным Вами данными Скальковского (за что Вам отдельное спасибо) на том же маршруте уже вроде как даже баржи с буксирами гоняли.
Очень странно...
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233978
Первоначально открыто было с большими предосторожностями быстроходящими пароходами сообщение между Одессой, Николаевом и Днепром; в июле рядом с почтовыми пароходами открыли рейсы паровыми шхунами, а в сентябре даже буксирными пароходами и баржами; наконец, в декабре в виду крайнего недостатка топлива в Одессе общество (РОПиТ – vvy) решилось послать пароход «Одесса» для перевозки антрацита из Керчи и Севастополя.»
Тоже интересно. Посылали значит шхуны, потом баржи, и наконец решили послать пароход. Это так фраза неудачно составлена, или за этим что то стоит?
А есть ли какая инфа о том, как часто выходили в море все эти быстроходящие пароходы, шхуны, баржи?
Отредактированно Grosse (15.05.2010 18:08:06)
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233985
но и Веста,
Дык, выпендриваться было некому - Баранову уже "Россию" дали. А Григораш тихонько возил себе из Одессы в Николаев раненных, а обратно - нижних чинов.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233985
Тоже интересно. Посылали значит шхуны, потом баржи, и наконец решили послать пароход. Это так фраза неудачно составлена, или за этим что то стоит?
Это так фраза составлена. "Наконец" - в смысле, в последнюю очередь из перечисленных событий.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233985
А есть ли какая инфа о том, как часто выходили в море все эти быстроходящие пароходы, шхуны, баржи?
Пока особых подробностей нет.
Отредактированно vvy (15.05.2010 18:26:57)
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233985
Причем именно осенью, когда согласно представленным Вами данными Скальковского (за что Вам отдельное спасибо) на том же маршруте уже вроде как даже баржи с буксирами гоняли.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что собого порядка в использовании судового состава в эту войну не было. Похоже, что командование не ставило конкретных задач на операции, и командиры судов действовали по своему желанию, разумению и темпераменту.
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233992
Вообще, у меня сложилось впечатление, что собого порядка в использовании судового состава в эту войну не было.
Видимо да.
Для меня инфа о том, что для грузоперевозок использовали дефицитные пароходы "активной обороны" ранее как бы говорило о том, что делали это вероятно не от хорошей жизни. И тихоходные суда использоваться для этого не решались.
Ан нет, все оказалось проще, по русски.
Бардак-с.
vvy написал:
Оригинальное сообщение #233989
Пока особых подробностей нет.
Ну чтож.
Тем не менее высказывание Скальковского не могло быть чистой фантазией. И судоходство в северном причерноморье хоть и замерло в начале войны, но затем видимо постепенно возобновлялось.
Следовательно, турки упустили возможность более активными действиями в этом районе и поживиться, да и русским жизнь усложнить.
Интересно - почему?
Меня одно время также занимал вопрос: почему турки не придприняли прорыва в Азовское моря а-ля союзники 1855 г.? Ладно, положим, боялись керченских укреплений. Но они даже и в северо-западной части Чм никакой активности не проявляли.
А в турецком флоте вообще были в достаточном количестве современные корабли, пригодные для длителельного крейсерства типа корветов или бригов?
А то гонять броненосцы для истребления прибрежного каботажа как-то не сподручно...
vvy написал:
Оригинальное сообщение #234012
Меня одно время также занимал вопрос: почему турки не придприняли прорыва в Азовское моря а-ля союзники 1855 г.? Ладно, положим, боялись керченских укреплений.
Да уж, в Керчи батареи были - мама не горюй. Там не пролезть. Но вот:
vvy написал:
Оригинальное сообщение #234012
Но они даже и в северо-западной части Чм никакой активности не проявляли.
Это действительно странно.
Подержать кораблик в треугольнике Одесса-лиман-Севастополь вроде бы и напрашивалось, и не мешал никто. Но почему то турки на это не пошли.
Может не считали что там вообще есть судоходство - ведь когда наведывались в этот район - то там было пусто.
Или заведомо не считали что судоходство в этом районе представляет какой то стратегический интерес (а топить никчемную мелочевку не хотели на манер того же Макарова?).
Тут надо бы действительно как то разобраться - насколько действительно это судоходство было оживленным, а в идеале - сколько всего грузов перевезли.
Надо бы.
И в то же время следует признать, что определенные возможности турки в этом районе таки упустили, по той или иной причине.
Отредактированно Grosse (15.05.2010 19:27:45)
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #234018
А в турецком флоте вообще были в достаточном количестве современные корабли, пригодные для длителельного крейсерства типа корветов или бригов?
А то гонять броненосцы для истребления прибрежного каботажа как-то не сподручно...
Были у них конечно и корветы, и бриги, и куча посыльных судов-авизо. Но было и достаточно небольших броненосных корветов. И представляется, что и их было в том районе "погонять" вполне сподручно. Скоростью их бог не обидел, да и дальность вполне позволяла оперировать в любом районе ЧМ.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #234024
насколько действительно это судоходство было оживленным,
Между Николаевым и Одессой с Очаковом вспомогательные суда ЧФ курсировали регулярно. В том числе и с баржами на буксире.
Никто не знает, для какого «серьезного поручения» «Веста» и «ВК Константин» в конце октября 1877 г. крейсировали вдоль Кавказского берега?
vvy написал:
Оригинальное сообщение #234031
Между Николаевым и Одессой с Очаковом вспомогательные суда ЧФ курсировали регулярно.
Вопрос в том - насколько регулярно?
Можно ведь курсировать строго раз в полгода, а можно - раз в два часа.
vvy написал:
Оригинальное сообщение #234035
Никто не знает, для какого «серьезного поручения» «Веста» и «ВК Константин» в конце октября 1877 г. крейсировали вдоль Кавказского берега?
Дык продовольствие доставили из Керчи в Гудауты. Затем турок поискали у Батума. Почему то не нашли и повернули обратно.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233875
А на самом деле турецкий флот собственно выполнил все задачи, которые только и можно было ставить перед флотом:
- обеспечил безусловное господство над морем,
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233875
А Вы поинтересуйтесь - по какой причине Кобулетский отряд отказался от наступления и повернул восвояси?
В нескольких источниках причины перечислены одни и те же: почти двойное превосходство сил у турок, хорошо оборудованные позиции под Цихисдзири, которые Оклобжио не смог взять, безынициативность, медлительность и нерешительность самого генерала Оклобжио.
Возможно, конечно, что это опять результаты многолетней пропаганды, Не знаю. Просто не имею доступа к турецким источникам, которые, несомненно, прольют истинный свет на события.
"А на самом деле турецкий флот собственно выполнил все задачи, которые только и можно было ставить перед флотом:
- обеспечил безусловное господство над морем"
Принято. Остаётся теперь только разобраться с тем, как "безусловно господствующий на море" османский флот не смог воспрепятствовать срыву Макаровым блокады Гагринского прохода. И что ж там помешало-то, при безусловном-то господстве?
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233875
свободная и быстрая переброска значительных масс войск с одного ТВД на другой в зависимости от меняющейся обстановки),
Вот в этом и была основная проблема турок, значительных мас войск небыло, тупо пытались реализовать вариант позиционой обороны, вначале удерживать дунай, затем балканы и в качестве последней линии обороны, заставить руских осаждать эдирне и чалтаджи. В результате руское командование нагнало войск и хватило и на блокаду дунайских крепостей и осаду\взятие плевны и на победу в шипко-шеиновом сражение и под плодивом. Будь кстати у турок войска побоеспособней , а не истошеные и некомплектые регуляры и куча трудноуправляемым, плохо вооруженых и плохо снабжаемых ополченцев + нервы покрепче у турецкого генерала, как у юденича при саракамыше, то и разбить при шеинове турок неудалось бы. Но тут кто им доктор, довести таборы низама с 8 ротного состтава до 6 ротного, при том в оставшихся ротах солдат хорошо если половина штатной насчитовала, при наличии полного штата тылов и опытных унтеров, и сбивать 8-10 сотенные таборы ополчения без тылов и со случайными офицерами ( старосты, вольноперы, престарелые ветераны) численность свыше 1000, и это в одном соединение.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #233943
У северного побережья во всех случаях турки приходили эскадрами.
а почему? русские же им ничего противопоставить не могли...
Gennadius написал:
Оригинальное сообщение #234091
В нескольких источниках причины перечислены одни и те же: почти двойное превосходство сил у турок, хорошо оборудованные позиции под Цихисдзири, которые Оклобжио не смог взять, безынициативность, медлительность и нерешительность самого генерала Оклобжио.
Все вообщем так.
Но кроме этого - значительную часть отряда вскоре направили на север, оставшаяся же часть оказалась настолько слаба, что наступать с такими силами стало уже немыслимо. В итоге - и этот остаток завернули.
Ну а произошло это раздербанивание отряда из-за того что турки действовали в полном соответствии с Вашими предложениями - высадили в тылу отряда десант. Но высадили там, где было удобнее всего, и где малыми силами можно было добиться много - в Абхазии.
Gennadius написал:
Оригинальное сообщение #234091
Остаётся теперь только разобраться с тем, как "безусловно господствующий на море" османский флот не смог воспрепятствовать срыву Макаровым блокады Гагринского прохода. И что ж там помешало-то, при безусловном-то господстве?
А что тут непонятного, и в чем разбираться?
Просто так уж получилось, что проход тот сторожил только 1 турецкий броненосец. И для него Константин показался более заманчивой целью.
Был бы рядом 2-ой броненосец, и скорее всего и Макаров оказался бы бессилен помочь войскам.
komo78 написал:
Оригинальное сообщение #234100
Вот в этом и была основная проблема турок, значительных мас войск небыло
Под значительными массами войск я имел в виду силы порядка 30-35 тысяч бойцов. Именно такие силы неоднократно и перебрасывались.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #234107
а почему? русские же им ничего противопоставить не могли...
Видимо основная цель появления этих эскадр в северном причерноморье была отнюдь не борьба с судоходством, а демонстрация сил. Для турок заметно важнее было не допустить ухода из этого района русских корпусов, чем утопить несколько парусников, или даже пароходов.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #234039
Вопрос в том - насколько регулярно?
Можно ведь курсировать строго раз в полгода, а можно - раз в два часа.
Напряженность движения была разная - порой суда приходили в Николаев чуть ли не ежденевно, иногда - несколько раз в неделю. Это я говорю только про военные пароходы. Движение каботажного парусного суходства была в разы выше. Про паровое пока к Скальковскому добавить нечего.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #234039
Дык продовольствие доставили из Керчи в Гудауты. Затем турок поискали у Батума. Почему то не нашли и повернули обратно.
Это было позже - в ноябре они доставили провиант и фурах в Гудауту, потом в Сочи и Туабсе. В октябре они заходили в Сухум и Поти. Зачем?
vvy написал:
Оригинальное сообщение #234234
Это было позже - в ноябре они доставили провиант и фурах в Гудауту, потом в Сочи и Туабсе.
В ноябре провиант доставляли уже Константин и Владимир.
"Морской сборник", № 7, 1877г.:
"Международное телеграфное агентство от 18 (30) мая уведомляло из Екатеринодара: «полковник Шелковников укрепляет Сочу со стороны моря».
В этих укреплениях действительно вскоре почувствовалась надобность: официальною телеграммою из Тифлиса от 21 мая (2 июня) сообщалось:
«Вчера к Соче подошли два монитора и, после пятичасовой бомбардировки, спустили десант с орудиями на пяти судах. Войска наши, расположенные скрытно в траншеях, согласно заранее сделанных указаний, подпустили гребныя суда на двести шагов к берегу и только тогда открыли огонь; немедленно были перебиты все гребцы и рулевые, а затем и находившийся на судах десант. Мониторы, подоспев на помощь, забрали барказы и ушли к Пицунде. Потеря наша (благодаря траншейным прикрытиям) всего один убитый. Бомбардированием повреждены все здания и церковь».
Gennadius написал:
Оригинальное сообщение #355045
"Международное телеграфное агентство от 18 (30) мая уведомляло из Екатеринодара: «полковник Шелковников укрепляет Сочу со стороны моря».
Хотелось бы узнать - почему же генерал Кравченко не стал аналогично укреплять Сухум со стороны моря...
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #381027
почему же генерал Кравченко не стал аналогично укреплять Сухум со стороны моря...
Инициатива наказуема. Если он был генералом в 1877 году, значит поручиком был в начале 1850-х. А при позднем Николае I лучше было потерпеть поражение, но зато иметь оправданием отсутствие инструкций и приказов свыше, чем провести успешное дело, но вопреки им.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #381270
Инициатива наказуема. Если он был генералом в 1877 году, значит поручиком был в начале 1850-х. А при позднем Николае I лучше было потерпеть поражение, но зато иметь оправданием отсутствие инструкций и приказов свыше, чем провести успешное дело, но вопреки им.
Проблема в том, что был как раз у Краченко приказ - оборонять Сухум. Более того, его батальоны как раз именно для этого в Сухуме и дислоцировались. А он почему то предпочел потерпеть поражение, чем выполнять требования инструкций и приказов свыше.