Вы не зашли.
Очень интересная, содержательная статья ! Можно лишь сожалеть, что в конце мая 1734 года русский флот не решился атаковать французскую эскадру. Это сражение могло бы стать переломным моментом в его истории: с одной стороны- избавив русских моряков от страха перед "просвещёнными мореплавателями", с другой- доказав высшему военно- политическому руководству страны значение господства на море.
P.S. Интересно упоминание русских пакетботов, совершавших регулярные рейсы до Данцига и Любека. Тем самым, какая- то часть российских моряков в 1730- е годы (в отличие от экипажей военных кораблей) регулярно ходила в Южную Балтику. Кто командовал и составлял большинство экипажа пакетботов- русские или иностранцы ? Судя по описанию в статье, в мирное время пакетботы вообще не имели вооружения. Каков был их статус- частные/ государственные гражданские суда, мобилизуемые в военное время ?
Serbal написал:
Оригинальное сообщение #264449
P.S. Интересно упоминание русских пакетботов, совершавших регулярные рейсы до Данцига и Любека. Тем самым, какая- то часть российских моряков в 1730- е годы (в отличие от экипажей военных кораблей) регулярно ходила в Южную Балтику. Кто командовал и составлял большинство экипажа пакетботов- русские или иностранцы ? Судя по описанию в статье, в мирное время пакетботы вообще не имели вооружения. Каков был их статус- частные/ государственные гражданские суда, мобилизуемые в военное время ?
"...И ходить до Любека, а в Любеке ожидать пассажиров..." / Подг. публ. и коммент. Т.С. Федоровой // Гангут: Сб. ст. СПб., 1998. Вып. 17. С. 84-91.
konstantyn_lvk написал:
Оригинальное сообщение #264457
"...И ходить до Любека, а в Любеке ожидать пассажиров..." / Подг. публ. и коммент. Т.С. Федоровой // Гангут: Сб. ст. СПб., 1998. Вып. 17. С. 84-91.
Осталось только найти сей раритет ... Впрочем, заинтересовавшись вопросом, нашёл в сети Internet достаточно подробную статью по теме ( http://www.pochtovik.su/article01/his2/7.html ):
7 февраля 1724 г. Петр I дал указание Адмиралтейской коллегии построить для морских почтовых перевозок восемь пакетботов и назвать их «Почт-Горн», «Почт-Ваген», «Флигель Дефам», «Куриер», «Постильон», «Меркуриус», «Фортуна» и «Ласка»*. Суда изготовлялись на Олонецкой верфи Ладожского озера. А пока новые суда спускались на воду, решили приспособить для почты два старых фрегата «Святой Яков» и «Принц Александр». Скоро к ним присоединились еще шесть небольших двухмачтовых корабликов. Из документов известно, что «Фортуна» и «Ласка» не были построены, и на Балтийском море курсировало только восемь русских пакетботов.
Первые в мире регулярные почтово-пассажирские морские перевозки начались 3 апреля 1724 г., когда фрегат «Святой Яков» вышел из Кронштадта и взял курс на немецкий порт Любек. Суда ухо дили в Германию еженедельно по пятницам. По словам Берхголыла, корабль «Святой Яков» находился в пути пять дней, достигая значительных, по тем временам, скоростей. После спуска на воду остальных кораблей график перевозок несколько изменился. В июле был открыт рейс в Данциг. Теперь из Кронштадта одновременно выходили четыре пакетбота: два — в Любек и два — в Данциг.
Объявления об отплытии кораблей вывешивались в Петербурге на почтамте, у кирхи адмирала Крейса, у Литейного двора, у кирхи в Греческой слободе и у Мытного двора. С 1725 г. сообщения о почтовых рейсах печатались в «Ведомостях» Петербургской Академии наук. Так делалось потому, что, хотя почтовое ведомство и Адмиралтейство стремились отправлять пакетботы по графику, это не всегда удавалось из-за навигационных особенностей судов того времени.
В день отплытия судна почту и пассажиров от Троицкой пристани Петербурга перевозили на буерах и ботах в Кронштадт. Свой багаж путешественники обязаны были сдавать заранее. Порядок пересылки письменной корреспонденции устанавливался следующим: Петербургский почтмейстер принимал почту от иностранных купцов, записывал ее и запечатывал в два мешка. На одном делалась надпись «Любек», на другом — «Данциг». На мешки накладывался сургучный штемпель петербургской почтовой конторы. В Кронштадте мешки сдавались под расписку почтовому управителю. Тот, в свою очередь, переправлял мешки на суда, в их получении расписывались командиры кораблей. По прибытии в порт назначения корреспонденция сдавалась местным почтмейстерам.
Официальных документов о морских почтовых тарифах в период с 1724 по 1727 гг. не сохранилось. Исследователь истории петербургской почты Н. И. Соколов считает, что они были такого же размера, как и за пересылку иностранной корреспонденции по суше. Начиная с 1728 г. плата за морской транзит купеческих писем на русских пакетботах составляла до Данцига — 20, а до Любека — 40 копеек за лот веса. За перевозку же пассажиров брали до Данцига по 3 ефимка (1 рубль 92 копейки) с человека. Каждому путешественнику разрешалось провезти бесплатно 100 фунтов (около 40 кг) багажа. Если груз был больше положенного, то за излишек устанавливалась следующая такса: от 10 фунтов до пуда — 30 копеек, свыше пуда до 100 фунтов — 40, а свыше 100 фунтов — по 12 копеек за каждый, даже неполный, пуд.
Пакетботы, курсировавшие между Кронштадтом и Данцигом, заходили в Ревель и Дагерорт (ныне — г. Кярдла на острове Хийумаа Эстонской ССР). За проезд в последний пассажир платил 1 ефимок. Сведений о тарифах за пересылку писем в эти города не сохранилось.
Из отчетов командиров почтовых судов, ими назначались лейтенанты русского флота, видно, что пассажиров и грузы они перевозили сравнительно редко. Во многие рейсы корабли уходили, имея на борту только почту, среди которой значительное место занимали денежные пакеты. Прусский посланник фон Мардефельд доносил своему королю в 1727 г., что русские пакетботы были предназначены больше для перевозки устриц, морской рыбы, фруктов и других продуктов, выписываемых из Гамбурга для нужд царского двора, чем для почтовых сообщений. Это высказывание не имеет под собой реальной основы, так как тот же фон Мардефельд в 1728 г. от имени прусского короля начал переговоры с генерал-почт-директором А. И. Остерманом о расширении географии русских почтовых перевозок. Немецкая сторона предлагала сделать два дополнительных остановочных пункта или в Кенигсберге (Калининград) и Штеттине (Щецин), или в Пилау (Балтийск) и Кольберге (Колобжег). Немецкий проект не встретил сочувствия у Остермана. Любек и Данциг (Гданьск) были наиболее значительными торговыми городами на Балтике, а заход пакетботов в другие порты мог нарушить и без того ненадежный график почтовых перевозок.
Весь доход от морской почты петербургский почтамт брал себе. Адмиралтейство же, начиная с 1727 г., стало использовать пакетботы как учебные суда. Весной команда кораблей комплектовалась из новобранцев, а к концу навигации они становились заправскими матросами. Этим объясняется, почему в первую половину морского почтового сезона график доставки писем часто нарушался. Бывали случаи, что суда из Кронштадта уходили через 8—12 дней вместо 7 по расписанию. Такая практика была отменена только в середине XVIII в.
Военные моряки обслуживали гражданскую почту до первой четверти XIX в. Для посылочной службы строились быстроходные хорошо вооруженные корабли. Многие из них принимали активное участие в боевых действиях русского флота. Золотыми буквами в морскую историю нашей страны вписан подвиг восемнадцатипушечного посылочного брига «Меркурий», несколько часов сражавшегося с двумя турецкими линейными кораблями в проливе Босфор 14 мая 1829 г. В Хиосском бою 1770 г. отличился фрегат «Почтальон» под командованием И. Т. Овцина.
* С тех пор вошло в традицию на русском флоте называть почтовые и посыльные суда «Курьер», «Почтальон», «Меркурий».
Serbal написал:
Оригинальное сообщение #265226
Осталось только найти сей раритет
Ну вот, уже стал и раритет... "Как молоды мы были..."(с) Вот здесь у меня можно скачать статью, папка с jpg в zip, 5 мб: http://www.mediafire.com/?tuggtiwjm1nf4lk
konstantyn_lvk написал:
Оригинальное сообщение #265244
Ну вот, уже стал и раритет...
Именно раритет, во всяком случае, за пределами Санкт- Петербурга... Как пример, в Морской библиотеке им. М.П. Лазарева в Севастополе (!) "хранятся номера «Гангута»: 1-5, 9, 10, 12, 14-18, 20-31, 46, 47" ( http://www.sevmb.com/recomend/p_1_at223_id15 )- как видите, далеко не все. За ссылку спасибо, статья успешно скачалась...
Не за что. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге тоже отнюдь не все выпуски "Гангута" в наличии, как это ни покажется странным, но это уже - к редакции и издательству.