Сейчас на борту: 
Yosikava,
Китеж,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 9

#101 02.08.2010 23:41:41

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

382

Мнение Командира эскадренного броненосца «Ретвизан» о прорыве из Порт-Артура во Владивосток *).

Во исполнение воли ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА первая эскадра Тихого океана должна выйти из Порт-Артура во Владивосток, выбрав для этого благоприятный момент. Наиболее благоприятный момент для выхода эскадры наступит, когда неприятельский флот будет наиболее обессилен. Это случится, если переход эскадры во Владивосток будет избран и произведен в наиболее свежую погоду. Неприятельские миноносцы при этих условиях (свежей погоде) не в силах будут следовать за эскадрой, да и крейсера в 4000 тонн, и менее водоизмещения не в состоянии будут действовать артиллериею с некоторую вероятностью на успех. Нашими соперниками будут три броненосца и восемь бронированных крейсеров. С этими силами мы в состоянии сразиться.
Но чтобы идти со свежею погодою, мы должны выйти с внутреннего рейда на внешний, а такому выходу свежая погода вполне не благоприятствует.
Лучшее решение вопроса – выйти на внешний рейд в тихую погоду и, как только засвежеет, двинуться в путь.
Чтобы стоянка эскадры на рейде была безопасна, надо принять соответствующие меры – установить заграждение из бревен с сетями.
Если принять волю ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА не как требование немедленного оставления Порт-Артура, то да будет мне позволено высказать мнение, что эскадра должна оставаться в Артуре до последней крайности и имеет право оставить Артур только тогда, когда Артур будет сдаваться неприятелю, чего, Бог даст, не случится. Эскадра приносит пользу в защите Артура не только тем, что дала на позиции для обороны крепости орудия, прожектора, офицеров и команду, она не допускает неприятельский флот войти в гавань Артура, что он может рискнуть сделать с расчетом в успехе в случае, если в Артуре останутся одни канонерские лодки. Входом неприятеля в гавань будет облегчена задача взятия Порт-Артура с сухопутного фронта. В настоящее время эскадра поддерживает правый фланг наших позиций. Считаю, что без поддержки флота Порт-Артур будет взят неприятелем без затруднений.
Другой случай выхода эскадры предвижу в случае прихода в воды Тихого океана нашей второй эскадры. В этом случае, вышедшая из Артура эскадра даст сражение, и когда неприятельская эскадра скроется в свои порта для неизбежных починок, необходимых после сражения на море, останется вторая эскадра Тихого океана и будет господствовать на море.
Третий случай выхода эскадры понадобится при наступлении наших сухопутных сил к Артуру, для поддержания их флангов.

Подписал: Капитан 1 ранга Щенснович.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#102 04.08.2010 19:49:12

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

383

Мнение Командира эскадренного броненосца «Пересвет» о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

Прорыв эскадры из Порт-Артура считаю крайней мерой на следующих основаниях: нас караулит весь японский флот, более сильный и главное, обладающий превосходством в ходе, а следовательно вопрос о времени вступления в  бой будет решаться им, а не нами. Имея меньший ход, нам не прорваться, не уйти от него.
К этому надо прибавить, что, имея 40 минных судов, японцы, не вступая в бой, будут за время нашего перехода во Владивосток по частям уничтожат отдельные суда и, после значительного ослабления нашей эскадры, когда мы будем находиться у берегов Цусимы, т.е. близко к Японии, атакуют наши суда, оставшиеся целыми, и едва ли хотя одному удастся добраться до Владивостока. После этого они уже будут хозяевами моря.

Подписал: Капитан 1 ранга Бойсман.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

Отредактированно Россiя (26.08.2010 00:19:56)

#103 09.08.2010 18:09:10

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

384

Мнение Командира эскадренного броненосца «Победа» о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

Предложенный мне, в числе других командиров судов, вопрос об оставлении флотом Порт-Артура делится на две части, подлежащие отдельному рассмотрению: 1) своевременность оставления флотом Порт-Артура в настоящее время и 2) возможность это сделать.
Если сделать предположение, что на все время, необходимое для перехода флота во Владивосток, море будет с уверенностью совершенно свободно, то задание первой части вызовет вопрос, должен ли был флот не упустить случая воспользоваться этим и уйти из Порт-Артура. Другими словами, не опасение ли потерь на переходе, при обыкновенных условиях, составляют единственную причину его долгого пребывания в порту, с обороною которого он неразрывно не связан. Если на эти вопросы можно было бы ответить утвердительно, то это должно означать, что, усилив крепость теми орудиями, которые он отдал для сухопутного фронта, для дальнейшей поддержки ее обороны с моря флот будет уже не нужен, и с этого фронта она может отстоять себя одна, без его пособия, кроме канонерских лодок, которые здесь останутся. Если же это не так, и крепость не будет в состоянии с пособием этой флотилии задержать неприятеля, которому на воде не будет уже ничто угрожать на дальность его выстрела,  то явится важный вопрос, своевременно ли флоту теперь отдать столько военных шансов этому неприятелю. Другими словами, не следует ли отсрочить этот уход из Порт-Артура до крайности, т.е. когда общий ход войны сложился бы так неправильно, что падение Артура становилось бы только вопросом времени.
На это можно возразить, что если крепость с уходом бесспорно ослабнет с морского фронта, зато  неприятельский флот в значительной своей части также уйдет прикрывать все время свои транспорты от угроз целого соединенного флота из Владивостока, а некоторая флотилия, оставленная здесь, для крепости не будет существенно опасна.
Этот довод нужно иметь в виду, хотя и невозможно предвидеть, произойдет ли это именно так. Мне представляется только несомненным, что если случится иначе, то Порт-Артур окажется под большой угрозой. С другой стороны, есть основание думать, что присутствие флота в Порт-Артуре начинает с недавнего времени приносить уже активную пользу по задержке сухопутных расчетов противника. Поэтому при выборе между двумя назначениями для флота – остаться при крепости или усилить северную эскадру в ближайший момент военного положения – более военным кажется первое.
По второй части вопроса, о возможности или невозможности пройти во Владивосток благополучно не могут не возникнуть известные опасения, если бы это случилось в том же роде, как 10 июня, т.е. когда неприятель успел собраться и встретить наш флот даже несколько впереди по курсу.
Но нельзя отрицать, что выход можно сделать и скорее, и в этом должна бы заключатся важнейшая работа. Я думаю, что несколько десятков миль можно выиграть, но опасения от преследования флота всеми неприятельскими миноносцами очень большие, при доступном для них состоянии моря.
Поэтому, если флоту уходить, это надо сделать во первых скорее, а во вторых, по возможности в дурную погоду настолько, чтобы затруднения неприятеля были наибольшие.

Подписал: Капитан 1 ранга Зацаренный.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#104 10.08.2010 11:36:51

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

385

Мнение Командира эскадренного броненосца «Полтава» о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).


Согласно словесного приказания Вашего Превосходительства, представляю свое мнение относительно предполагаемого прорыва вверенной Вам эскадры из Порт-Артура во Владивосток.
Прорыв эскадры при данных обстоятельствах я считаю весьма трудным и даже невероятным, по причине сосредоточения неприятелем огромного минного флота, имеющего базу близ Пот-Артура, а также по причине забрасывания неприятелем рейда минами, что делает выход эскадры на рейд и первоначальное ее движение от Порт-Артура весьма медленным.
Оставляя себе, быть может, замедление движения нашей эскадры до благоприятного момента, главная японская эскадра постарается своими миноносцами и быстроходными минными судами атаковать нашу эскадру на продолжении весьма длинного пути в проливах. Представляется мало вероятным, чтобы наша эскадра не понесла бы огромных потерь, оправдывающих бесцельную попытку прорыва, время для которого еще не наступило.

Подписал: Капитан 1 ранга Успенский.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#105 12.08.2010 18:00:05

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

386

Мнение Командира эскадренного броненосца «Севастополь» о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

После взятия Кинь-чжоу, когда положение Артура считалось критическим, я был сторонником мнения о необходимости прорыва эскадры во Владивосток, чтобы, действуя на сообщения неприятеля, препятствовать ему подвозить войска на Квантунг. Ход дальнейших событий показал, что нет еще угрожаемой опасности Артуру, а действия части нашей эскадры на флот наступающего неприятеля возле бухты Тахэ показали, что флот может еще во многом помочь отстоять Артур. Выход в море 10 июня показал, что при таких силах, которые японцы имею здесь против нашего флота, прорыв эскадры почти невозможен. Есть основание думать, однако, что после энергичных  действий нашего крейсерского отряда в Японском море, часть морских сил неприятеля отозвана к берегам Японии; в этом есть необходимость убедиться, произведя рекогносцировку выхода нашей эскадры в море в полном составе, на время от одной до другой полной воды. Если при этом окажется, что у неприятеля значительно убавилось судов, действующих против Артура, то наш флот может предпринять некоторые активные действия, держа японцев в постоянном напряженном состоянии, и уход тогда во Владивосток не необходим, так как с нашим уходом у неприятеля, все же останутся здесь деятельные силы, чтобы обладать морем, и тогда положение защитников Артура может только ухудшится. Если же рекогносцировка покажет, что японцы держат здесь большие силы, превосходящие значительно нашу эскадру, как было 10 июня, то тогда прорыв во Владивосток невозможен,  и попытка может кончится для эскадры катастрофой.
Активные действия нашей эскадры у берегов Квантунгу могут понадобиться, когда наши войска с севера пойдут на выручку Артура, а до тех пор следует организовать частные экспедиции, имеющие целью поддержку наших сухопутных войск и держание неприятеля постоянно в напряженном состоянии. Такие экспедиции будут способствовать подъему духа среди чинов эскадры и служить подготовкой будущих активных операций.

Подписал: Капитан 1 ранга фон-Эссен.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#106 12.08.2010 21:07:27

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

387

Мнение Командира крейсера I ранга «Аскольд»  о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

Выбрать удобный момент для выхода эскадры в настоящее время невозможно в виду неблагоприятных местных условий: единственного узкого выхода, стесненного затопленными брандерами, и только при полной воде и глубиною до 30 ф., а также рейда, забросанного неприятельскими минами заграждения, заставляющими эскадру идти за тралами ходом не более 5 узлов, отчего быстрый выход эскадры невозможен; тесная же блокада даст возможность неприятелю быстро сосредоточить свои силы. Так как ход эскадры неприятеля на 3 узла больше эскадренного хода нашей эскадры, то, конечно, от неприятеля и зависит принять бой или нет, и ночными атаками миноносцев, которых у него насчитывается в здешних водах до 40, он ослабит нашу эскадру и уже затем с превосходными силами примет бой, и надо помнить, что этот бой будет для нас невыгодным.
Из всего этого заключаю: 1) что прорыв эскадры во Владивосток без боя невозможен до тех пор, пока главные силы не будут отвлечены от Желтого моря и Корейского пролива, 2) если же произойдет бой, то, конечно, близ Порт-Артура и суда, поврежденные атаками и в бою, вынуждены будут возвратиться в Артур, и 3) если Порт-Артур до сих пор не подвергается штурму с суши и с моря, то он этим  много обязан стоящему в нем флоту, поэтому флот может оставить Порт-Артур только в том случае, если в плане военных действий входит сдача Порт-Артура.

Подписал: Капитан 1 ранга Грамматчиков.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#107 14.08.2010 14:39:30

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

388

Мнение Командира крейсера I ранга «Паллада» о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

На предложенный мне вопрос – высказать чистосердечно мое мнение, может ли флот теперь выйти из Артура для перехода во Владивосток, при условии возможно меньшей потери, я уверен, что теперь этого исполнить нельзя без огромного риска потерять почти весь флот, не принеся этим никакой пользы отечеству. Мое мнение – флоту оставаться в Порт-Артуре до последнего момента, и если Господу Богу будет  угодно, чтобы Порт-Артур был взят неприятелем, то тогда наш флот должен будет выйти и прорваться, и сколько бы судов нашего флота не пришло во Владивосток, это будет наш плюс и наша гордость. Теперь же, если флот оставит осажденный город, мне даже страшно подумать, какое это произведет удручающее впечатление на всю Россию и на наши сухопутные войска.
Флот наш должен теперь же перейти к более активным действиям по береговым неприятельским позициям, их магазинам и проч.
Из всех встреч нашего флота с японским я пришел к заключению, что добровольно японский флот никогда не вступит с нами в открытый бой, потому что с потерею флота Япония даст нам возможность перенести театр войны в самую Японию, и Япония никогда такой ошибки не сделает. Все, на что флот может рассчитывать по выходе в море, это встретить минные заграждения и быть атакованным миноносцами.
Таким родом, с выходом во Владивосток мы рискуем потерять несколько судов, а японцы несколько миноносцев, оставляя свой флот в неприкосновенности.

Подписал: Капитан 1 ранга Сарнавский.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#108 21.08.2010 21:30:14

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

389

Мнение Временно Заведующего 1-м отрядом эскадренных миноносцев о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

Выход эскадры из Артура для ухода во Владивосток считаю неправильным и ничем не вызываемым. Выход эскадры для боя с неприятелем считаю не подлежащим сомнению, только надо раньше вернуть пушки по кораблям, и условиться с отрядом крейсеров из Владивостока, когда, где и для чего соединиться. Мотивы для такого взгляда следующие: главные морские и сухопутные силы противника здесь, и следовательно, по старым приказам Нельсона, всякое судно на своем месте, только находясь вблизи неприятеля. Уход за 1200 миль считаю бегством. Общее положение военных дел до июля считаю выгодным для нас. Сухопутные силы неприятеля имеют свои пути сообщения, угрожаемые из Артура, и в случае неудачи должны терпеть полное поражение, когда обстоятельства потребуют посадки обратно в транспорты разбитого войска. На случай победы их на сухом пути, пока флот в Артуре и готов к бою, все победа врага может быть парализована действием флота. Флот неприятеля, блокируя Артур далеко от своих складов и мастерских и по необходимости принужденный двигаться там, где нами могут быть поставлены мины, весьма вероятно еще потеряет без боя суда. Крепость Артур, вследствие слабости артиллерии, едва ли долго удержится без флота, и тогда флот будет лишен возможности действовать при разных обстоятельствах, когда база флота будет за 1200 миль и на пути Цусима, Сасебо, и Корейский пролив. Оставление Артура флота считаю необходимым, когда сухопутная линия обороны перейдет в ближайшем будущем в руки неприятеля, но и к этому не имеется оснований до сего дня. Крепость наоборот усилилась от начала осады земляными работами, прибавлением пушек и т.д.
Поэтому считаю, флоту вооружаться в Артуре и притянуть к себе крейсера, и когда большое количество японских транспортов будет поблизости, заставить неприятеля принять бой.

Подписал: Лейтенант Максимов.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#109 22.08.2010 11:38:11

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

390

Мнение Временно Заведующего II отрядом эскадренных миноносцев о прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток *).

Эскадре следует попытаться разбить находящийся у Квантунского полуострова японский флот, но на мой взгляд, она не должна идти во Владивосток на соединение с крейсерами по следующим причинам:
1)    Соединение эскадры с отрядами Владивостокских крейсеров, при постоянном внимательном наблюдении японских разведчиков за деятельностью эскадры у Порт-Артура, едва ли мыслимо без боя. Примеры, каждый выход эскадры из Порт-Артура.
2)    Вероятный недостаток кардифского угля во Владивостоке.
3)    Уход эскадры заставит пасть духом защитников и население Порт-Артура, которое и так уже не особенно бодро духом, предубеждено против деятельности флота и объяснит его уход из Артура самосохранением.
4)    Присутствие эскадры у берегов Квантунга будет тормозить активную деятельность японской армии на полуострове, препятствовать ее наступлению на Порт-Артур, и мешать совместным действиям японского флота и армии.

Подписал: Лейтенант Кузьмин-Караваев.
--
*) Приложение к документу 377, стр. 95.

#110 25.08.2010 11:41:03

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

391

Записка Артиллерийского Офицера эскадренного броненосца «Цесаревич» о возможных операциях в море, вблизи Порт-Артура. 4 Июля 1904 г. *).

Нет сомнения, что японские морские силы значительно превосходят наши. Противник имеет громадное превосходство в минных судах. Порт-Артур, вследствие мелководности прохода, неудобен, как база оперирующего флота )эскадра не может выйти и войти быстро и во всякое время).
Из этого вытекает, что выход в море всей эскадры представляет предприятие весьма рискованное, и мы не можем с надеждой на успех оспаривать у неприятеля обладание морем. Задачи нашего флота являются, значит, второстепенными поневоле. Владея морем, неприятель получил возможность высадить сухопутные силы и снабжать их всем необходимым. Сохранение этой возможности составляет для него вопрос жизни и смерти, а всякое затруднение в этой операции отзовется тяжело на общем ходе войны. Прекратить морские сообщения неприятеля мы не можем, затруднить – можем.
Каким образом?
Привлекая на себя все силы неприятеля, мы этим освобождаем от надзора отряд крейсеров Владивостока, который только в этом случае может успешно делать набеги на пути сообщения неприятеля. Как заставить неприятеля сосредоточить все силы против нас? Надо, чтобы он был под постоянной угрозой выхода эскадры в море. Выход и возвращение в порт засветло всей нашей эскадры возможен только при особо благоприятных условиях (состоянии воды). Ночевать в море, или на рейде – опасно (неудача неприятеля 10 июня показывает только его излишнюю осторожность. Минные же атаки велись крайне нерешительно). Но выхода всей эскадры и не требуется.
Для вполне безопасной вылазки, радиусом в 40-50 миль, совершенно достаточно отряда из двух броненосцев, двух крейсеров и двух миноносцев. Крейсера должны выйти с рассветом и, пройдя с тралами опасную зону, идти полным ходом к конечному пункту. Броненосцы по возможности выходят вслед за ними и доходят до половины предполагаемого пути (рекогносцировки в сторону неприятеля).
Если крейсера встретят значительные силы, то отходят к броненосцам, и отряд может вернуться в порт. Если же вылазка ведется в противоположную сторону, то броненосцы остаются против входа на рейде, а радиус крейсеров должен быть сокращен. В случае малой воды, броненосцы по возвращении могут стоять за затопленными пароходами.
Подобные вылазки могут иметь следующие результаты:
1)    Неприятель будет под угрозой выхода в море всей эскадры и все время на чеку.
2)    Возможен отхват сторожевых судов неприятеля.
3)    Мы будем осведомлены о неприятельских силах.
4)    Броненосцы будут практиковать свой личный состав в море (несомненно, что в смысле боевой подготовки блокада дает большой плюс японцам и минус нам).
5)    Под прикрытием вылазки можно безопасно минировать желаемые места.
Неприятель может причинить серьезный вред вылазочному отряду только в том случае, если заблаговременно вышлет не менее трех броненосцев в тыл, или во фланг направлению вылазки, т.е. будет предупрежден, а этого быть не должно.
Пользуясь такой вылазкой, миноносцы могут безопасно произвести под берегом и прикрытием малых судов рекогносцировку Дальнего. Путь отступления будет вполне обеспечен.
Главной помехой выходу служат неприятельские мины, и наилучшим средством противодействие – разбрасывание сетей, но это средство может дать результаты, только примененное в больших размерах.

Подписал: Лейтенант Ненюков.
--
Предоставлено командиру эскадренного броненосца «Цесаревич» при рапорте от 4 июля 1904 г. № 43.

#111 25.08.2010 12:00:02

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

392

Служебная записка Командира крейсера I ранга «Баян» - Начальнику отряда крейсеров Капитану I ранга Рейценштейну. 5 Июля 1904 г. № 1154.

4 июля, около 3 часов пополудни, когда наш караван не тралил, 9 неприятельских миноносцев направились к м. Ляотешань (4 больших, 2 средних четырехтрубных, 2 малых двухтрубных и 1 однотрубный).
Находясь от крейсера на SO 8°, в расстоянии около 70-75 кабельт., все миноносцы сбились в кучу, затем 2 отделилось к S, один двухтрубный пошел большим ходом O, а остальные, тихо вращаясь на небольшом пространстве, сделали около 20 выстрелов по направлению к S; в 4 часа все оставшиеся семь миноносцев малым ходом пошли на O.
Вахтенный начальник лейтенант Руднев и два сигнальщика уверяют, что верно сосчитали число миноносцев, и что один двухтрубный пропал.
Около 7 ¼ часов вечера два больших неприятельских миноносца направлялись от о-ва Кэп на Порт-Артурский рейд, и, дойдя на расстояние около 58-60 кабельт. от крейсера, остановились рядом. В это время наши миноносцы начали выходить на рейд. Проверив расстояние еще с Золотой горы, сделал по миноносцам один выстрел из 8” орудия. Снаряд упал близ носа переднего миноносца, так что мне показалось, что брызги попали на полубак. Миноносцы тотчас же повернули и ушли к о-ву Кэп, а наши пошли незамеченными в бухту Тахэ.
Ночь прошла спокойно.

Подписал: Капитан 1 ранга Вирен.

#112 26.08.2010 00:50:08

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

393

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 5 Июля 1904 г. № 67. (Получена в Мукдене 15 Июля).

Совет флагманов, командиров в заседании 4 июля *) пришел к единогласному заключению, что: 1) Для ухода флота в море благоприятного и безопасного момента нет, всякий уход сопряжен с риском потерять суда на минах. 2) Выход в свежую погоду невозможен вследствие загроможденного выхода брандерами и постоянного минирования рейда, тралящим же судам в свежую погоду невозможно будет работать впереди эскадры. 3) Пройти во Владивосток без боя эскадра не может, как обладающая меньшим ходом, чем у неприятеля. 4) Неприятель, обладая многочисленным минным флотом, будет первоначально уклоняться от боя, минными атаками постарается в пути ослабить эскадру и тогда заставить принять бой при самых благоприятных для себя обстоятельствах, почему уход эскадры во Владивосток может быть оправдан только, когда все меры обороны Артура со стороны флота исчерпаны, и падение крепости неизбежно.
5) Оставаясь в Артуре, флот усиливает оборону крепости и дает возможность ей выдерживать осаду; уже теперь, обстреливая неприятельские позиции судами, существенно задерживается наступление неприятеля с правого фланга. 6) Уход же флота будет способствовать скорейшему падению крепости, так как эскадре, уходя во Владивосток, необходимо взять обратно на суда все орудия, данные для усиления обороны крепости.
Согласно телеграммы № 11 **) представляю протокол совещания флагманов и командиров.
--
*) Смотри документ 377, стр. 95.
**) Смотри документ 371, стр.92.

#113 26.08.2010 12:05:59

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

394

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 5 Июля 1904 г. № 68. (Получена в Мукдене 15-го Июля).

На № 8 *) доношу;
1)    Ждать в продолжение четырех часов, при течении, выхода десяти судов в протраленном двухсотсаженном проходе, не став на якорь, нельзя.
2)    При свежей погоде или тумане траление невозможно.
3)    Лично видел четыре броненосца – пятый «Чин-иен»; уверенность будет только после благополучного выхода на чистую воду и беспрепятственного перестроения в боевой строй.
4)    В двухсотсаженном проходе, с тралами впереди возможен только кильватерный строй; против наших десяти миноносцев – сорок неприятельских. Большие пароходы бесполезны – сидят меньше броненосцев и течением относит суда, согласно опыту, более кабельтова в сторону. Свободное действие эскадры парализуется минным заграждением, загроможденностью и узкостью прохода, необходимостью выхода в одну большую воду всем судам и подавляющим числом миноносцев неприятеля.
--
Смотри документ 369, стр. 91

Отредактированно Россiя (26.08.2010 12:06:11)

#114 26.08.2010 17:34:09

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

395

Телеграмма Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта – Наместнику Е.И.В. 5 Июля 1904 г. № 69. (Получена в Мукдене 15 Июля).

Подвоз мяса из Чифу совершенно прекратился; опозданием реквизиции скот области властями не весь был собран: выдаю треть фунта солонины. Доставка возможна из Инкоу на джонках, проходящих пароходах, также блокадопрорывателями Шанхая. Подходить пять миль к Ляотешану, оттуда укажут путь в Голубиную. Условиться лично не могу, нет возможности. Кабель исправить незаметно нельзя, повреждение у маяка. Беспроволочный не действует, послан опытный минер в Чифу.

#115 27.08.2010 12:03:16

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

396

Начальник Штаба Квантунгского укрепленного района – Начальнику Штаба Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Матусевичу. 6 Июля 1904 г. № 522.

Имея весьма важные депеши для отправления в главную квартиру, прошу Ваше Превосходительство уведомить меня, не предполагаете ли в ближайшем будущем посылку депеш в Инкоу от эскадры. В противном случае наши депеши придется посылать на шаланде.

Подписал: И.д. Начальника Штаба Полковник Рейс.

#116 27.08.2010 12:03:29

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

397

Приказ Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта. 7 Июля 1904 г. № 252.

В виду необходимости экономии в угле, разрешается якорный расход его не свыше следующего количества:
1) Для броненосцев: «Цесаревич», «Ретвизан», «Пересвет», «Победа» - не свыше 10 тонн угля в сутки.
2) «Севастополю», «Полтаве» - не свыше 7 тонн; крейсерам: «Диане», «Аскольду», «Баяну», «Палладе» - не свыше 6 тонн.
3) Лодкам не свыше – 2 тонн.
Мусор от кардифа не выбрасывать, ранее чем его не пережгут.
В таблице расхода пресной воды на 6 июля указан он в следующих размерах: 1) На «Севастополе», «Цесаревиче» и «Диане» - свыше 30-ти тонн в сутки, на «Победе» - 27 тонн, на «Пересвете» - 18 тонн, «Палладе» - 13 тонн, «Полтаве», «Баяне» - 10 тонн, «Ретвизане», «Аскольде» - 8 тонн.
Такое разнообразие расхода указывает неодинаковое внимание на расход воды, а так как важен расход опресненной воды, на которую тратится уголь, то предписываю в суточном рапорте показывать в тоннах расход только опресненной воды.

#117 28.08.2010 14:44:40

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

398

Начальник Штаба Командующего эскадрой Тихого океана – Командиру Порта-Артур Контр-Адмиралу Григоровичу. 8 Июля 1904 г. № 843.

Вследствие изготовления зарядов бездымного пороха в ограниченном количестве (сколько позволяют запасы пороха) для 9” орудий «Гремящего» и «Отважного», эти лодки, при выходе в море для обстреливания берегов, должны брать заряды дымного пороха, которыми и стрелять тогда, когда нет надобности вести быструю стрельбу бездымным порохом; но так как дымный порох представляет большую опасность воспламенения от взрыва мины, то запасы дымных зарядов должны быть только наверху, а следовательно в очень малом количестве.
Поэтому лодки, по возвращении в гавань, должны на этот же вечер пополнять запасы дымовых зарядов.
Дымные же заряды хранятся в погребе на казачьем плацу.
Не найдете ли Ваше Превосходительство возможным иметь некоторое количество на «Разбойнике» или «Джигите», или иным путем организовать быстрое снабжение лодок дымными зарядами, каждый раз в небольшом количестве.

Подписал: Контр-Адмирал Матусевич.

Отредактированно Россiя (28.08.2010 14:49:08)

#118 30.08.2010 13:13:17

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

399

Рапорт Временно Заведующего 1-м отрядом эскадренных миноносцев – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту.

Согласно приказания Вашего Превосходительства, 8-го сего июля, в 7 часов вечера, с порученным мне отрядом миноносцев, в составе: «Боевой», на котором находился я сам, «Бдительный», «Бесстрашный», «Лейтенант Бураков», «Выносливый», «Грозовой», «Бурный» и «Бойкий», совместно с II-м отрядом миноносцев снялся со швартовов и вышел на рейд для следования в бухту Тахэ; прийдя туда, стал на якорь, рассчитывая сняться для дальнейших действий в 2 часа ночи, чтобы не проходить по возможным неприятельским заграждениям в самую малую воду.
Вначале луна, а затем часто вспыхивающая молния позволяли хорошо следить за горизонтом, на котором ничего не было усмотрено.
В 2 часа ночи, по состоявшемуся заранее соглашению с Заведующим II отрядом, начал сниматься с якоря, но нашедший шквал с дождем помешал этому.
В 2 часа 30 мин. ночи, когда погода прояснилась, снялся  с якоря и с миноносцем «Решительный» пошел малым ходом вдоль берега в бухту Сикау, ожидая, покуда остальные миноносцы I-го и II-го отрядов станут на перлиня с грузами и вдоль берега бухты Pei-mi-tau.
После этого, увеличив ход до 15 узлов, подошел к мысу Bluff-Beavan на 100 сажен и, входя между мысом и островом, увидел контуры миноносцев в бухте Дункоу, сделал несколько выстрелов между мысом и островом, чтобы привлечь на себя внимание и вызвать за собою погоню. Как только открыли огонь, японцы осветили мыс Сикоу 2 боевыми фонарями: мы уклонялись от лучей и не были пойманы прожекторами. В 3 часа 45 мин. утра на траверзе острова Liau-Ping-tu, лег на обратный курс и пошел малым ходом к соединенным отрядам, стоявшим на якоре, приказав порученному мне отряду сняться и идти за мной; в это время выходил крейсер III класса и миноносец из-за Сикау, но не стремились преследовать. Услышав, что в Тахэ два миноносца, отправился со своим отрядом (хотя мало придавал доверию этому сообщению) на пересечку, на случай, если бы выходил неприятель, но не видел там японцев, кроме 13-ти миноносцев на горизонте и крейсера III класса и миноносца у Кэпа, и пошел в Порт-Артур, вошел в гавань в 5 часов утра и, согласно семафорному приказанию Вашего Превосходительства, велел отряду прекратить пары.
О вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству.

Подписал: Лейтенант Максимов.

#119 31.08.2010 19:13:25

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

400

Рапорт Командира эскадренного миноносца «Стройный» - Временно Заведующему II отрядом эскадренных миноносцев Капитану 2 ранга Криницкому. 9 Июля 1904 г. № 314.

Получив от Вашего Высокоблагородия, при возвращении сего числа из экспедиции к Лувантану, разрешение идти в дежурство в Голубиную бухту, пошел туда с миноносцем «Смелый» и стал на якорь около телефонной станции, в 6 час. утра.
Около 7 часов утра, вдоль Голубиной бухты, прошли 2 японских миноносца – типа «Бурный»; у переднего из них первая труба была окрашены в белый цвет. Расстояние до них, когда они проходили Голубиную бухту (наименьшее) было 45 каб. Оба миноносца прошли между о-вами Риф и материком, придерживаясь острова. В атаку на них не пошел, не желая обнаруживать присутствие миноносцев в Голубиной бухте, а также считая себя вдвое слабее их, так как у них числом более пушек, чем у миноносцев – типа «Сокол», и пушки эти 57 мм. калибра, а не 47 мм., как у нас. Вместе с сим, мне передали семафором, что в S от Ляотешана виден крейсер «Акаши», между тем как при проходе маяка, на мой семафор сказали, что виден только один миноносец в расстоянии 12 миль.
В 11 час. 30 мин. мне передали, что на S от Ляотешана, в расстоянии 16 миль, показался пароход, идущий на NW. Имея инструкцию не удаляться при осмотре пароходов и джонок более 15 миль от Ляотешана, с якоря не снимался. В начале 2 часа увидал дымок к югу и, плохо различая корпус, спросил Ляотешан – «какое судно видно из Голубиной бухты на SW или W от Ляотешана». Ответа на этот запрос не получил, но в 1 час 45 мин. дня получил семафор – «Начальник эскадры спрашивает, отчего миноносцы не выходят осмотреть пароход, находящийся в 84 кабельт. от Ляотешана». Ответив, что миноносцы сейчас идут, а не выходили раньше вследствие того, что пароход не был виден, и было передано, что он находится в 16 милях, снялись с якоря и, взяв курс на SW, пошли к пароходу, который, увидя миноносец, уменьшил ход. Я поднял ему по международному своду сигнал – «остановиться немедленно», что им было тотчас исполнено. Пароход оказался германским, по имени «Чифу», идущим из Чифу в Инкоу, вследствие чего для осмотра грузов счел необходимым послать офицера.
Лучше всех говорившим по-английски оказался помощник старшего механика Боровский, с миноносца «Смелый» (жил 1 ½ года в Америке), почему, призвав его, дал ему инструкции. Груз парохода оказался: свечи, мыло, сапоги, галантерейные товары и т.д. провизии не было в грузе, почему отпустил следовать в Инкоу. На пароходе (принадлежащем фирме Сиетас) оказался пассажиром приказчик фирмы, а также г-н Черниховский, корреспондент газеты «Новый край». По словам командира, их пароход был остановлен утром крейсером «Акаши», при чем г-н Черниховский спрятался в шкап, а приказчик стал в машине за помощника машиниста. Японцы их отпустили, осмотрев только бумаги. И мне и посланному офицеру предлагали пива, но мы отказались, сказав, что нам нужна только провизия. Командир сказал тогда: можно ли мне забрать провизию в Инкоу и привезти в бухту Луиза; я ему ответил, что не  советую ему ходить туда, так как бухта мелкая и неудобна для разгрузки парохода, а что самое лучшее подойти к Ляотешану, где будет выслан миноносец для осмотра и проведет в Голубиную бухту. Командир сказал, что он придет дней через 7. О чем Вашему Высокоблагородию доношу.

Подписал: Лейтенант Кузьмин-Караваев.

#120 05.09.2010 10:20:47

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

401

Служебная записка Командира крейсера I ранга «Диана» - Начальнику отряда крейсеров Капитану 1 ранга Рейценштейну. 10 Июля 1904 г.

В 5 час. 15 мин. ошвартовились на бочках у брандеров, на внешнем рейде.
В 5 час. 25 мин. миноносцы «Скорый», «Сердитый» и «Решительный» прошли в гавань. На OSO видны 9 японских миноносцев.
В 5 час. 45 мин. минный крейсер «Всадник» прошел в гавань.
В 5 час. 55 мин. лодка «Гремящий» вошла в гавань.
В 6 час. 30 мин. 9 японских миноносцев подошли на 38 ¼ каб., по ним сделали два выстрела, снаряды падали близко, миноносцы повернули в море.
В 6 час. 35 мин. вино и ужин. В 6 час. 40 мин. крейсер I ранга «Паллада» ошвартовился в проходе. В 6 час. 55 мин. миноносцы «Смелый» и «Статный» вошли в гавань.
В 7 час. 25 мин. поставили сетевое заграждение. В 7 час. 30 мин. миноносцы «Скорый», «Решительный» и «Сердитый» вышли в море.
В 7 час. 45 мин. пришли дежурные катера с «Ретвизана» и «Победы». Дробь-атака. Приготовились к отражению.
В 8 часов молитва. Роздали койки 2 вахте, 1 вахта разведена по орудиям и на вахту.
В 10 час. 15 мин. в луче прожектора, на SO, показалась джонка, курс N. Открыли огонь с 25 кабельтовых.
В 10 час. 20 мин. начали освещать джонку своим прожектором.
В 10 час. 50 мин. джонка села на Лютин-рок.
В 11 час. 20 мин. закрыли боевое освещение. Всего выпущено снарядов: 6” чугунных – 29, фугасных – 2, сегментных – 17, 75 мм. чугунных – 97.
В 2 часа 35 мин., на О, в луче прожектора, один японский миноносец. С Крестовой батареи и Электрического утеса открыли огонь.
В 2 часа 45 мин. прекратили огонь. Миноносец скрылся на SO.
В 3 часа джонку начало дрейфовать к Тигровому полуострову.
В 4 часа 20 мин. нашел туман. Джонку выкинуло на берег.
В 5 час. 5 мин. туман рассеялся. В 5 час. 45 мин. разомкнули цепь саперного заграждения. Миноносцы «Скорый», «Решительный» и «Сердитый» вошли в гавань, осмотрев джонку. В 5 час. 55 мин. отправили паровой катер для траления.
В 6 часов, по осмотру, джонка оказалось пустой, с одной подводной и тремя надводными пробоинами. Разбудили команду.

Подписал: Капитан 2-го ранга Князь Ливен.

#121 05.09.2010 19:47:15

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

402

Служебная записка Командира 8-й роты Квантунгского флотского экипажа – Командиру того же экипажа Капитану 2 ранга Бубнову. 10 Июля 1904 г.

Доношу Вашему Высокоблагородию, что сегодня в ночь, с 9 по 10 июля,, в начале одиннадцатого часа, в свете прожекторов обнаружилось неприятельское парусное судно, идущее на нас. По судну (оказавшемся китайской шаландой) был открыт огонь со всех фортов и батарей. Шаланда выскочила на камни у мыса Лютин-рок; в третьем часу ночи одна неприятельская миноноска подошла очень близко к Крестовой горе; по ней открыли огонь батарея № 22 и Плоский мыс. Через четверть часа неприятельская миноноска, повернув в море, скрылась из виду. Состоящая в моем распоряжении пушка Барановского сделала три выстрела по неприятелю.

Подписал: Поручик Минята.

#122 10.09.2010 14:19:26

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

1

403

Приказ Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта. 10 Июля 1904 г. № 258.

Назначение высылаемых на ночь миноносцев – атаковывать подходящие к рейду неприятельские суда.
Предоставляя усмотрению командиров этих миноносцев выбор момента и возможности атаки неприятельских миноносцев, я считаю, однако, что при появлении на рейде заградителей, они должны быть безусловно атакованы, несмотря ни на какие обстоятельства.
Уход безнаказанно с рейда неприятельского заградителя, если он приближался ближе 8 миль, дело репутации командиров сторожевых миноносцев. Расстрела своих батарей бояться нечего, так как, раз сообщено ближайшей батарее о выходе в атаку, будут приняты все меры к временному прекращению огня.
Вчерашний уход заградителя безнаказанно, подошедшего на 15 кабельт. к Тахэ, ложится тяжелым укором на бездеятельность миноносцев «Скорый», «Сердитый» и «Решительный» и указывает малую распорядительность командиров, вышедших в атаку, потерявших из виду заградитель и недостаточно его разыскивавших, между тем стрельба по нем и была прекращена из-за выхода миноносцев в атаку.
При этом миноносцы пошли в кильватере, результатом чего стало таранение друг друга.
При таких условиях заградителям легко хозяйничать на наших глазах.

#123 11.09.2010 19:25:41

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

404

Приказ Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмирала Витгефта. 10 Июля 1904 г. № 259.

Вчерашний день крейсер «Диана», открыв идущую на рейд джонку под парусами, открыл по ней огонь и продолжал его усиливать и тогда, когда уже было ясно, что джонка идет мимо, к берегу и вполне безопасно.
Так как джонка подвигалась тихо, была отлично освещена и в расстоянии 15 кабельт., то стрельба могла быть вполне редкая, но без промаха.
Я лично, пристав на катере к «Диане», приказал прекратить стрельбу, но она дважды еще начиналась, что ясно указывает на излишнюю торопливость и недостаточную дисциплину огня, результатом чего, бесцельный расход дорогих для нас снарядов.
Не надо быть скупым на снаряды лишь в действительной надобности, а иначе, если стрелять без должного разбора, мы останемся скоро без снарядов.

#124 12.09.2010 19:03:59

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

405

Телеграмма Наместника Е.И.В. – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. 4 Июля 1904 г. № 14 (получена в Порт-Артуре 10 Июля).

Ожидаю ответа на депешу номер одиннадцатый*) и донесения о совместных действиях эскадры и гарнизона с 12 июня и их значения в смысле обороны. Новый выход крейсерского отряда должен состояться сегодня, четвертого июля.
--
Смотри документ 371, стр. 92.

#125 14.09.2010 12:05:36

Россiя
Гость




Re: Документы. Действия флота. Период командования контр-адмирала Витгефта (22 апреля - 28 июля 1904 г.).

406

Телеграмма Начальника Морского Походного Штаба Наместника Е.И.В. Капитана 1 ранга Эбергарда – Временно И.Д. Командующего эскадрой Тихого океана Контр-Адмиралу Витгефту. № 15. (Без числа; получена в Порт-Артуре 10 Июля).

На случай встречи с Порт-Артурской эскадрой, введены опознавательные сигналы на всех судах, находящихся во Владивостоке. Сигналы производятся вспышками цветных ламп не на весь горизонт, а по направлению встречи. Сигналы суть: в ночь с 1 на 2 июля, с 5 на 6 июля, с 9 на 10 июля и т.д. через 4 дня: вопрос – последовательные вспышки белой и красной лампами, ответ – ряд зеленых вспышек. В ночь с 2 на 3 июля, с 6 на 7 июля и т.д. через четыре дня: вопрос – последовательные вспышки красной и зеленой лампами, ответ – ряд красных вспышек. В ночь с 3 на 4 июля, с 7 на 8 июля и т.д. через четыре дня: вопрос – последовательные вспышки белой, красной и зеленой лампами, ответ – последовательные вспышки белой и зеленой лампами. В ночь с 4 на 6 июля, с 8 на 9 июля и т.д. через 4 дня: вопрос – последовательные вспышки белой и зеленой лампами, ответ – последовательные вспышки зеленой и красной лампами. Число и длительность вспышек не имеет значения. Для проверки благоволите повторить шифром.

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 9


Board footer