Вы не зашли.
В недавно вышедшей книге Г.А. Гребенщиковой, 84-пушечные корабли адмирала Лазарева, в частности говорится (стр. 41):
«… корабль, доставшийся англичанам в виде трофея .. в 1805 г. – испанский San Jean (должно быть Juan) Nepomuceno – построили в Фероле (должно быть – в Гуарнизо) в 1781 г. (должно быть – в 1766 г.). В его трюме поверх внутренней обшивки находились диагональные железные ридерсы. Этот факт совсем не удивителен по причине того, что в 1779 г., то есть при правящей королевской династии Бурбонов, Франция подписала с Испанией союзный договор, направленный против Англии, и обе державы объединенными силами готовились совершить вторжение на Британские острова. Соответственно, в какой-то отрезок времени на испанских верфях могли работать французские инженеры, привнося новшества в судовые конструкции».
История испанского кораблестроения 18 века (особенно, после 1750 г.) изучена неплохо.
Французское влияние началось довольно рано. В 1713 г., при восстановлении испанского флота (с началом реформ кардинала Альберони), испанские эмиссары соперничали с посланниками Петра 1 в попытках перехватить друг у друга в Англии, Голландии и Дюнкерке, выставленные на продажу по сходной цене б/у корабли в связи со всеобщей демобилизацией после окончания войны за Испанское наследство. И если Петр 1 выбрал английскую систему кораблестроения, испанцы в силу ряда причин выбрали французскую. В кораблестроении задавал тон испанский адмирал (итальянского происхождения) Хастаньеда (генерал-лейтенант, главком испанского флота в сражении при Пассаро в 1718 г.), он привнес ряд своих идей, в частности, спроектированные им корабли были удлиненные; они имели отличные качества, но были трудны и дороги в постройке. Хастаньета умер в 1728 г., но в 1730-е гг. корабли продолжали строить по его проектам. И хотя боевая подготовка испанских экипажей была низкой, они (корабли) продемонстрировали очень хорошие качества в бою. В 1740 г. три англ. 70-пуш. ЛК с большим трудом одолели испанский 70-пуш. Princesa (1730), испанец сдался только после того, как у него закончился боекомплект. В 1744 г. в Тулонском сражении 114-пуш. трехдечник Real Felipe (1732) последовательно отбился от 2-х англ. 90-пуш. ЛК. В 1747 г. 70-пуш. Glorioso (1739) во время своих «приключений» последовательно отбивался от 8 англ. кораблей и только 8-й – 80-пуш. Russell., сбив его мачты, заставил испанца сдаться.
В 1740-е гг. была принята чисто французская система кораблестроения.
В 1749 г. испанская «разведывательная» миссия во главе с будущими видными испанскими адмиралами – Ульоа и Хорхе Хуаном – отправилась в турне по европейским «морским» странам. Испанцы выбрали английскую систему кораблестроения; при этом их доводы были такими: раз Англия побеждала в недавней войне на море (1739-48), значит, и корабли ее были наилучшими. А главное, испанский король Фернандо VI относился к англичанам вполне лояльно. Была приглашена группа британских кораблестроителей (Bryant, Rooth, Mullan и др.), кстати, они все были ирландцы-католики (только католики могли служить в ВС Испании, также как и в Турции – только мусульмане). Британцы, по своей традиции, представили в качестве базового ЛК небольшой 64-пушечник. Испанцам он очень не понравился, и Хорхе Хуан (курировавший кораблестроение), разработал свой проект 68-пушечника на основе французского 70-пушечника 1740-х гг. Так что британцы (ирландцы) были только исполнителями.
В 1763 г. французский посол представил новому испанскому королю Карлосу III кораблестроителя Франсуа Готье (Francois Gautier Audibert), в 1765 г. он стал главным инспектором и оставался им до 1782 г. Это был выдающийся кораблестроитель, многие его корабли были настоящим шедевром (Purisima Concepcion 112 (1779) считался лучшим кораблем Европы, а его систершип San Jose 112 (1783), захваченный в 1797 г. при Сент-Винсенте 1797, служил в английском флоте до 1849 г. и даже попал на фото); но, к сожалению, Готье имел скверный характер и открыто третировал испанцев, в итоге против него было начато следствие и в 1782 г. он был смещен. Вместо него во главе испанского кораблестроения был поставлен лучший ученик Готье – Ромеро де Ланда (Jose Romero Fernandez de Landa). Ланда получил задание строить более быстроходные корабли, чем те, что строил Готье. Ланда немного уменьшил длину и уширил свои ЛК, сделав борта более тонкими, водоизмещение сократилось. Нынешние испанские историки просто не могут нарадоваться на его «ильдефонсины» (названные так по головному ЛК San Ildefonso (1785), но на практике выяснилось, что их ход не выше, чем у ЛК Готье. В общем, корабли Ланда уступали кораблям Готье и в долговечности, и в прочности, и в скорости хода. Последний испанский 74-пушечник - Montañes (1794) планировал Ретамоса (Retamosa), Ланда утвердил его проект. По существу, это был возврат к идеям француза Готье. Ширина была уменьшена при той же длине.
В заключение хотелось бы отметить, что в том, что касается эволюции кораблей русского флота, «еще конь не валялся», и работы Г.А. Гребенщиковой являются единственными в своем роде.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #233058
В недавно вышедшей книге Г.А. Гребенщиковой, 84-пушечные корабли адмирала Лазарева, в частности говорится (стр. 41):
«… корабль, доставшийся англичанам в виде трофея .. в 1805 г. – испанский San Jean (должно быть Juan) Nepomuceno – построили в Фероле (должно быть – в Гуарнизо) в 1781 г. (должно быть – в 1766 г.). В его трюме поверх внутренней обшивки находились диагональные железные ридерсы.
Данная фраза взята из книги Окунева М.М. "Теория и практика кораблестроения" ч.1 СПб. 1866 г. стр. 59, и приведена в контексте применения диагональных связей до введения системы Сеппингса. Однако лично мне наличие железных ридерсов в этот период представляется сомнительным. Во всяком случае графического подтверждения этому я не видел.
Отредактированно Александр Г. (14.05.2010 00:22:50)
По испанскому парусному флоту и кораблестроению второй половины XVIII столетия есть хорошая книга на английском - John D. Harbron "Trafalgar and Spanish Navy".
Hai Chi написал:
Оригинальное сообщение #233410
По испанскому парусному флоту и кораблестроению второй половины XVIII столетия есть хорошая книга на английском - John D. Harbron "Trafalgar and Spanish Navy".
Где ее найти?
Я читал статью Харброна "Trafalgar - the Spanish View" - в журнале "The Mariner's Mirror" (1981). разговор там о состоянии испанского флота в 1787-1805 гг. вообще, по кораблестроению в ней ничего нет.
Поскольку автор писал на английском, это сразу привлекло к нему внимание, поскольку по испанскому флоту почти ничего не было. В этих условиях Харброн преобразовал свою статью в книгу.
На эу тему можно поговорить, если есть интерес. Вообще-то эволюция кораблей представлена в работах только по английскому флоту, по другис флотам она отсутствует.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #269737
Я читал статью Харброна "Trafalgar - the Spanish View" - в журнале "The Mariner's Mirror" (1981). разговор там о состоянии испанского флота в 1787-1805 гг. вообще, по кораблестроению в ней ничего нет.
Поскольку автор писал на английском, это сразу привлекло к нему внимание, поскольку по испанскому флоту почти ничего не было. В этих условиях Харброн преобразовал свою статью в книгу.
Его же статья проходила и на русском в журнале "В мире науки". Сейчас она в интернете есть:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCIAM/SPAIN/SPAIN.HTM
Наиболее значительная работа по испанскому кораблестроению парусной эпохи - Gervasio de Artinano y de Galdacano, La Arquitectura Naval Espanola (en Madera) (Madrid 1920). Я несколько раз пытался выписать ее из Мадрида в Ленинку, но безуспешно. Но удалось ознакомиться с наиболее интересными ее фрагментами. Недавно вышла работа о Ромеро де Ланда - последнем главном испанском кораблестроителе классической эпохи (1782-1800-е гг.). К сожалению, эти работы имеют те же недостатки, что и книги по парусным флотам Франции (Будрио, Леминер), Швеции и Дании (не говоря о России) - повествование построено вокруг чертежей и рисунков кораблей, как говорит один мой знакомый из СПб, "здесь - принцип чукчи, чукча говорит - что вижу - о том пишу".
Только по английскому флоту в английских работах представлена эволюция кораблей во времени в зависимости от политических, военных, финансовых и др. факторов,чертежи и картинки являются лишь иллюстрациями.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #269564
Где ее найти?
На абебуке их полно предлагают по цене от 13 баксов.
Я себе купил в "Фойлзе" в Лондоне конвеевское переиздание 2004 г. в том же году.
Про судостроение в этой книге много, есть хороший раздел про испанское судостроение на Кубе и пр. Я, конечно, не фанат и не знаток испанского марсофлота, но книга мне по информативности понравилось.
Hai Chi написал:
Оригинальное сообщение #271203
Про судостроение в этой книге много
Ну, так выложите, пожалуйста, несколько сканов по кораблестроению, это будет интересно тем, у кого этой книги нет.
Я мог бы добавить свои материалы по этой теме.
Какой источник?
Argonauta - это проект 92-96п ЛК, вроде перестроенных к 1790 г. ЛК San Carlos и San Fernando
Santisima Trinidad - это 130пуш. после перестройки 1795 г. Его первоначальный вид (112-116п) неизвестен.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #289747
Какой источник?
я все брал из сети...
А вы смотрели:
The Ships of Trafalgar: The British, French And Spanish
Trafalgar and the Spanish navy
DTM написал:
Оригинальное сообщение #289771
Trafalgar and the Spanish navy
Это книга Харброна, ее надо покупать.
DTM написал:
Оригинальное сообщение #289227
130п Sant Trinidad - ее внешний вид
Она действительно послужила прототипом ЛК "Благодать" 1800г 130ор ?
charlie написал:
Оригинальное сообщение #289823
Она действительно послужила прототипом ЛК "Благодать" 1800г 130ор ?
Похоже, что да. Г.А. Гребенщикова ("ЛК типа Виктори) приводит чертеж Тринидад из наших архивов. Этакий сжатый вариант испанца. Хотя размеры Благодати совпадают с 110-пуш. франц. ЛК. В 1782 г. Павел ("граф Северный") посетил Париж и Брест, судя по франц. источникам, ему в Бресте многое показали вплоть до примерного сражения, ознакомили и с чертежами франц. 110-пушечников. Я раньше думал, что Благодать скопировали с них, но, судя по рисунку из журнала Катасанова, Благодать все же больше похож на Тринидад.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #289931
Я раньше думал, что Благодать скопировали с них, но, судя по рисунку из журнала Катасанова, Благодать все же больше похож на Тринидад.
Ясно, спасибо. Остутствие прямых "наследников" в 1800-1820-х обьясняется невысокой оценкой "Благодати" моряками или сменой власти в Зимнем и усилении сухопутного вектора в политике России?