Вы не зашли.
Страниц: 1
Возник вопрос. По какому принципу выпускники Морского кадетского корпуса направлялись на гребной, а не на корабельный флот?
Отредактированно Фаддей (30.12.2010 09:24:25)
Формально принципа не просматривается: офицеры галерного флота отдельно от корабельных (с мичмана по капитан-лейтенанта) вообще появились только в силу высочайше утвержденных доклада Морской комиссии российских флотов и адмиралтейского правления от 20.01.1765 г. и доклада Адмиралтейской коллегии от 30.03.1766 г. Фактически вопрос требует изучения, во всяком случае чтобы в галерный флот отправляли плохо успевавших, как в морскую артиллерию, не встречалось.
Отредактированно konstantyn_lvk (02.01.2011 23:47:44)
konstantyn_lvk написал:
Оригинальное сообщение #341634
во всяком случае чтобы в галерный флот отправляли плохо успевавших, как в морскую артиллерию, не встречалось.
Может быть официально бумаги и не было. Но если учесть, что всем выпускникам хочется плавать не держась за берег, начальству и приходилось своей властью кое-кому "рекомендовать" галеру. К тому же, наверное, и жалование офицеров гребного флота уступало жалованию корабельных офицеров.
konstantyn_lvk написал:
Оригинальное сообщение #341634
чтобы в галерный флот отправляли плохо успевавших, как в морскую артиллерию, не встречалось.
Скорее наоборот, ЕМНИП Дерибас укомплектовал Дунайскую флотилию лучшими офицерами, да и на Лимане у Нассау-Зигена те же мальтийские рыцари. Опять же корпус чужеземных единоверцев - Греческая гимназия - выпускал офицеров на гребной флот.
Волков пишет: в 1766 г. решено производить офицеров галерного флота по общим принципам с корабельным (если сначала офицерами его были в основном иностранцы, то впоследствии галерный флот комплектовался из тех, кто не способен был служить в корабельном, в результате лучшие офицеры стали избегать его, что и требовалось исправить), но в 1790 г. взамен галерного был утвержден штат гребного флота, в котором имелись чины капитанов 1 и 2 ранга, капитан-лейтенанта, лейтенанта и мичмана. Эта система не изменялась до упразднения особых гребных команд.
Из Веселаго: В 1765 году утвержден штат галерного флота, по которому галерные офицеры, при прежних порядках иногда смешивавшиеся с корабельными, теперь получили определенное положение. Производить их в обер-офицерские чины положено отдельно от корабельных; а в штаб-офицерских и генеральских, для офицеров обоих флотов, производство сделано общее. Но чтобы галерные офицеры (которым предстояло при этом порядке быть и флагманами) могли заблаговременно ознакомиться с корабельной службой, то их приказано было, по очереди, назначать в практическое плавание на корабли.
Кстати, Ушаков по выпуску из Морского корпуса был зачислен на галерный флот.
Фаддей написал:
Оригинальное сообщение #341666
Но если учесть, что всем выпускникам хочется плавать не держась за берег, начальству и приходилось своей властью кое-кому "рекомендовать" галеру
Была ли такая практика распостранена применительно к выпускникам Морского шляхетного кадетского корпуса первых полутора десятков лет его существования - надо смотреть статистику, специально вопрос не исследовался. Можно лишь процитировать вышеупомянутый доклад Комиссии: "... принуждены были помещать [в офицеры галерного флота], наполняя выбылые места и корабельными, наблюдая токмо, чтоб, не оскудев корабельного, определять из оного таких, которые в оном быть неспособны, или по старости лет, или по недовольному знанию морской науки; от чего оный чрез долгое время наполнился такими офицерами, которые, дослужившись до капитанского чина, не токмо им управлять не обучились, но ниже когда на оном кампанию делали. Да и быть инаково оное не могло: ибо состаревшим офицерам в управлении корабля воспрепятствовала старость их лет упражняться к приучению себя правлению галеры, которое искуство, как ни мало в разсуждении корабельного, однако привычку требует; а сверх того потому, что произвождение им было, вместе с корабельными; то часто бывало что при получении чина доставалось им быть паки в том же корабельном флоте, откуда в оный определены были. И так, не знав непременного своего жребия, не знали, к чему единствено прилежат."
Фаддей написал:
Оригинальное сообщение #341666
К тому же, наверное, и жалование офицеров гребного флота уступало жалованию корабельных офицеров.
Возможно в смысле каких-то дополнительных выплат, но вряд ли в окладе жалования по чинам. Впрочем, надо смотреть соответствующие штаты.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #341668
Дерибас укомплектовал Дунайскую флотилию лучшими офицерами, да и на Лимане у Нассау-Зигена те же мальтийские рыцари. Опять же корпус чужеземных единоверцев - Греческая гимназия - выпускал офицеров на гребной флот.
Ну, ситуация русско-турецкой войны в смысле обсуждаемого вопроса не показатель - ввиду стоявших в первые кампании перед русской стороной задач срочное комплектование гребных флотилий в принципе являлось экстренным первоочередным делом. Кстати решение о "выписывании Мальтийского ордена нескольких кавалеров" для гребного флота было принято еще высочайше утвержденным докладом Комиссии российских флотов от 07.01.1764 г.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #341668
Опять же корпус чужеземных единоверцев - Греческая гимназия - выпускал офицеров на гребной флот.
В обычное время совсем не только и наверное даже не столько. Во время русско-турецкой и русско-шведской войн - да, видимо сходя из предположения о генетической предрасположенности греков к этой службе:)
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #341668
Волков пишет: в 1766 г. решено производить офицеров галерного флота по общим принципам с корабельным (если сначала офицерами его были в основном иностранцы, то впоследствии галерный флот комплектовался из тех, кто не способен был служить в корабельном, в результате лучшие офицеры стали избегать его, что и требовалось исправить), но в 1790 г. взамен галерного был утвержден штат гребного флота, в котором имелись чины капитанов 1 и 2 ранга, капитан-лейтенанта, лейтенанта и мичмана. Эта система не изменялась до упразднения особых гребных команд.
Волков, как бы это сказать, несколько путает, все с точностью до наоборот - в 1765 и 1766 гг. была введена отдельная от корабельного линия производства офицеров гребного флота с мичмана по капитан-лейтенанта включительно, а 16.12.1790 г. данным Адмиралтейств-коллегии именным указом "Об устройстве гребного флота" это было отменено: "Произвождение чинов по гребному флоту в мирное время долженствует быть вообще с корабельным, на узаконенном основании." Просто флотские штаты расширили, добавив офицерских вакансий, предназначенных для укомплектования судов гребного флота, соответственно увеличив до тысячи и число кадетов в Корпусе.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #341668
Скорее наоборот, ЕМНИП Дерибас укомплектовал Дунайскую флотилию лучшими офицерами, да и на Лимане у Нассау-Зигена те же мальтийские рыцари. Опять же корпус чужеземных единоверцев - Греческая гимназия - выпускал офицеров на гребной флот
В 1788 году при взятии Очакова де Рибас предложил поднять затопленные турецкие корабли и усилить ими Черноморскую гребную флотилию. За взятие в плен двух турецких кораблей был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. В октябре 1790 года флотилия де Рибаса в составе 34 гребных судов, 48 казацких лодок и нескольких транспортов приняла бой и обратила в бегство речную флотилию противника в составе 23 судов, прикрывавших Сулинское гирло Дуная. Затем десант флотилии де Рибаса (около 600 человек), захватив укрепления и 2 батареи, защищавшие Сулинское устье, обеспечил вход Лиманской флотилии в гирло Дуная. Турецкий флот был окончательно разгромлен: одна плавучая батарея была потоплена, 7 транспортных судов с боеприпасами и продовольствием захвачены, остальные турецкие суда в беспорядке ушли вверх по Дунаю.
В начале ноября 1790 года флотилия де Рибаса заняла Тульчу, Исакчею и остров напротив Измаила. В ходе боев было захвачено около 40 турецких судов и более 20 сожжено. Де Рибас приказал установить на острове батарею и приступить к систематической бомбардировке Измаила и стоявших под защитой крепости турецких судов. Огнем батареи и кораблей флотилии за период с 18 по 27 ноября у стен Измаила было потоплено и сожжено 88 судов противника.
В декабре 1790 года де Рибас предложил план штурма Измаила и получил одобрение Александра Суворова. Во время этой операции де Рибас в звании генерал-майора командовал десантными отрядами и Лиманской флотилией. За отличие при Измаиле Суворов особо просил наградить де Рибаса "как принявшего в штурме самое большое участие, который присутствовал везде, где более надобности требовалось, и, ободряя мужеством подчиненных, взял великое число в плен и предоставил отнятые у неприятеля 130 знамен". Де Рибас был награжден шпагой, украшенной алмазами, получил 800 душ в Могилевской губернии и чин контр-адмирала. В 1791 году за успешные действия флотилии в устье Дуная и помощь сухопутным войскам во взятии Браилова и Мачина был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени. Позднее, стал кавалером российских орденов Святого Александра Невского, Святого Равноапостольного князя Владимира 2-й степени и командором Святого Иоанна Иерусалимского.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #341670
Из Веселаго: В 1765 году утвержден штат галерного флота, по которому галерные офицеры, при прежних порядках иногда смешивавшиеся с корабельными, теперь получили определенное положение. Производить их в обер-офицерские чины положено отдельно от корабельных; а в штаб-офицерских и генеральских, для офицеров обоих флотов, производство сделано общее. Но чтобы галерные офицеры (которым предстояло при этом порядке быть и флагманами) могли заблаговременно ознакомиться с корабельной службой, то их приказано было, по очереди, назначать в практическое плавание на корабли.
Вообще говоря наиболее полно Ф.Ф. Веселаго изложил свою трактовку темы во введении к первой части "Общего морского списка" (С. XVIII-XIX): "2) Чины галерного флота. Офицерские чины в галерном флоте от начала его до 1728 года разнились от чинов корабельного флота тем, что галерные капитаны не разделялись на ранги и только в этом году положено иметь капитанов галерного флота 3-х рангов. С начала флота галерных офицеров нанимали из иностранных флотов и преимущественно из венецианского; позднее начали производить в эти чины наших школьников и гардемарин, бывших в ученьи на иностранных галерных флотах, а потом стали комплектовать офицеров галерного флота неспособными продолжать службу в корабельном флоте. Последняя мера сделала то, что хорошие и знающие офицеры на галерном флоте стали переводиться, предпочитая переходить во флот корабельный. Во избежание этого, в 1765 году состоялось постановление: иметь "особых, непременных офицеров галерного флота и произвождения им иметь особо, не смешивая с корабельными"; но постановление это исполнялось не долго: 30 марта 1766 г. последовало распоряжение о производстве офицеров галерного флота "обще с корабельными". В 1790 году утвержден штат "гребного" флота, взамен "галерного"; офицерские чины в гребном флоте положены следующие: капитаны 1-го и 2-го рангов, капитан-лейтенанты, лейтенанты и мичмана и чины эти оставались без изменения во все время существования особых команд гребного флота." Феодосий Федорович грубо ошибся, видимо не став читать дальше заголовка опубликованный в ПСЗРИ высочайше утвержденный доклад Адмиралтейств-коллегии "О произвождении в чины офицеров галерного флота обще с корабельными" от 30.03.1766 г. : речь там на самом деле не об отмене введенных упоминавшимся выше высочайше утвержденным докладом Комиссии от 20.01.1765 г. "непременных офицеров галерного флота" с особым от корабельных "произвождением", а лишь об изъятии от этой "особости" производства из капитан-лейтенантов в капитаны 2-го ранга. Отдельная же линия для мичманов - лейтенантов - капитан-лейтенантов осталась, как и указывалось в этом последнем докладе: "Ныне же Комиссия всеподданейше представляет, чтоб определить в оный флот непременных офицеров, по числу мирного положения галер, которым и произвождения чинить особо, не смешивая с корабельными морскими. Офицеры, которые будучи всегда в оном, совершенно управлять оными [галерами] обыкнут." Кроме того, исходя из изложенного в этом докладе (см. сообщение #7), не находит подтверждения то, что до 1765 г. "хорошие и знающие офицеры на галерном флоте стали переводиться" в корабельный - линия производства была попросту одна.
Страниц: 1