Сейчас на борту: 
Mitry,
капитан,
Китеж,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 … 12

#26 12.01.2011 19:01:21

mop
Мичманъ
michman
Откуда: Новгород
Сообщений: 453




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #344781
главный старшина Юнкер

Радист с ТКА-71.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #344781
вот еще ст 2 ст Мураховский П.Л. спасает смертельно раненого командира катера лейтенанта Грициенко

Лейтенант Грициенко командовал ТКА-22 тип "Д-3" потоплен при доставке подкреплений на остров около 9 часов 8 июля, на заднем фоне виден ТКА-11. Скончался от потери крови.

Старший лейтенант Суворов командир катера ТКА-33, около 7 часов 8 июля находясь в прикрытие десанта, атакован 6 Фокерами-21.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #344781
если интересует именно тема пленных могу запостить статью
В.ГЕМАНОВА из «Стража Балтики» №32 (25728) 27 марта 2008 г. там о Чебыкине - но это в основном эмоции.

Всегда интересно узнать новое.

#27 12.01.2011 20:46:11

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

igor написал:

Оригинальное сообщение #344776
Тип у М.251 не 1935, а 1940.

Вынужден поправить - все-таки тип 1935/39.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #344777
для полноты картины - откуда и куда точно шел ДесО когда подвергался воздействию береговой артиллерии и авиации (по нем. источникам)

Из Виндавы в Ригу. Перегонялось в плане подготовки к десантной операции на Моонзундские о-ва, которая из-за нашего яростного противодействия в Рижском заливе в т.ч. и 13.7.41 была отложена немцами на "после занятия Таллина".

seabear написал:

Оригинальное сообщение #344781
если интересует именно тема пленных могу запостить статью
В.ГЕМАНОВА из «Стража Балтики» №32 (25728) 27 марта 2008 г. там о Чебыкине - но это в основном эмоции.

Было бы весьма любопытно. Только хочу сразу попросить не делать разрешение слишком мелким.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#28 12.01.2011 21:18:37

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

Бес попутал - 261 и 251.
251-й был конечно 1939моб.

#29 13.01.2011 04:44:12

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

igor написал:

Оригинальное сообщение #344776
МТЩ - это моторный тральщик, который у немцев назывался Raumboot.  Как раз R.* это они и есть, хоть и маленькие кораблики, но далеко не рейдовые.
А М.251 - это более крупный корабль, "просто" тральщик, по немецки Minensuchboot. Тип у М.251 не 1935, а 1940.
Самоходные баржи - лохани, которые немцы реквизировали в 1940 г. для операции Зеелёве. Подвергались разным переделкам, типа установки десантных рамп. А так вообще обычные гражданские баржи.

Уважаемый igor!
Я понимаю, что моторный тральщик - это дословный перевод с немецкого. Но если дословный перевод превращать в классификационный признак, то, согласитесь получится ерунда - должны быть гребные, парусные, паровые и какие там еще по принципу движителя.
В отечественном ВМФ принято классифицировать тральщики по водоизмещению, мореходности, автономности и противоминному вооружению. При оценке ПМВ главный показатель глубина и ширина протраленной полосы, маневренность и, как следствие производительность противоминных действий (КРПМ, траления и т.п.).
Соответственно тральщики удобно делить на морские, базовые, рейдовые и катера-тральщики. Для ближнего и дальнего противоминного охранения больших корабельных соединений существовал еще подкласс морских тральщиков - эскадренные тральщики (ЕМНИП в "Бунте Кейна" дело происходит на таком). В последние годы выделен еще один подкласс мтщ - тральщик - искатель мин (тщим).
Я не настаиваю на универсальности и непогрешимости данной классификации, но как известно, главное - договориться о терминах. Каким образом, по вашему на карте должен обозначаться "раумбот" и какой коэффициент по классу должен присваиваться ему при расчете боевого потенциала?

Теперь по-поводу "лоханей", я так понял поподробнее - никак.
Что-то вот такое ?

http://s003.radikal.ru/i204/1101/90/1b38b093342at.jpg

#30 13.01.2011 04:46:25

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345076
Из Виндавы в Ригу. Перегонялось в плане подготовки к десантной операции на Моонзундские о-ва, которая из-за нашего яростного противодействия в Рижском заливе в т.ч. и 13.7.41 была отложена немцами на "после занятия Таллина".

Спасибо, а по воздействию арт.батарей и авиации информации нет?

#31 13.01.2011 05:10:11

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345076
Было бы весьма любопытно. Только хочу сразу попросить не делать разрешение слишком мелким.

ну с этим проще - у меня есть электронная версия статьи

В марте 1945 года на просторах Балтийского моря разыгралась трагедия, участниками которой оказались наши моряки-катерники. Два торпедных катера в ожесточенной схватке с четырнадцатью вражескими потопили два и повредили четыре немецких катера, но и погибли сами. На долю оставшихся в живых моряков выпали тяжелейшие испытания. Но, самое тяжелое и постыдное,  беспримерное мужество и самоотверженность катерников до сих пор не оценены по достоинству, по справедливости. К этой проблеме - а я занимаюсь ею уже давно и, к сожалению, безрезультатно - заставило меня снова обратиться письмо последнего оставшегося в живых героя того боя - старшины 1-й статьи Птицына Анатолия Константиновича. «Виктор Степанович, - пишет ветеран, - может быть, сейчас стоит вернуться к этому вопросу? По-моему, время уже настало...»
Разведчики-авиаторы доложили, что из Лиепаи вышел большой отряд фашистских кораблей. Вы назначаетесь командиром сводного отряда катеров для их уничтожения!
Это приказание командира бригады капитана 1 ранга Г.0лейника прозвучало для ка-питана 3 ранга М.Чебыкина довольно неожиданно. Неделю назад, именно 18 марта, во время разгрома очередного немецкого конвоя, вывозившего из Лиепаи войска и технику, почти все катера отряда были повреждены. Теперь они стояли в ремонте. Как быть?
Пришлось срочно формировать группу из исправных катеров разных дивизионов и отрядов. В нее вошли катера, командирами которых были опытнейший Герой Советского Союза А.Афанасьев и обстрелянные командиры В.Бушуев, Я.Беляев, С. Пуйкевич, Н. Денишенко, а также молодой вчерашний выпускник училища В. Костюков. В общем, как говорится, всех годных - в строй!
... Над слегка волнующимся морем стлалась плотная белесая полоса тумана, когда шестерка катеров выскочила из Клайпеды на поиск вражеского каравана. Некоторое время она мчалась в однокильватерном строю, затем перестроилась в две кильватерные колонны. Курс поиска был один - юг, ибо к тому времени караван мог пройти достаточно большое расстояние, но уходил-то он в Германию!
Д-3 были небольшими и юркими катерами, вооруженными двумя однотрубными аппаратами и двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК, а некоторые - малокалиберными пушками. К сожалению, это были катера деревянные, без бронирования, что потом сыграло свою роль.
Немецкий сторожевой катер появился в разрыве тумана совершенно внезапно. За ним - второй, третий. Большие, с крепкими металлическими корпусами, с шестью стволами пушек и крупнокалиберных пулеметов на каждом, они выскакивали из туманной полосы, будто черти из табакерки. Мощный гул их моторов, хлынув навстречу нашей шестерке, заполнил надсадным звуком все вокруг...
В одном из своих писем (это было в семидесятых) Михаил Григорьевич Чебыкин писал: «Я задумался, было, - это головной дозор конвоя или передовое его охранение? В любом случае где-то рядом должен быть сам конвой. Поэтому решил: отряду капитан-лейтенанта А. Белокурова, шедшему в левой колонне, связать катера охранения боем. Сам же, отойдя несколько, приготовился атаковать транспорты, которые вот-вот, как я пони-мал, должны были выйти из тумана...»
Отдав такое распоряжение по радио, М. Чебыкин со своей тройкой нырнул в белесую волну тумана. И тут к нему присоединился ТКА-200 из левой колонны, как видно, не понявший радиораспоряжения.

Все, что произошло потом, можно разделить на два одновременно происходивших боевых эпизода. Группа А. Белокурова (оставшиеся у него ТКА-166, командир С. Пуйкевич, и ТКА -136, командир В. Костюков) сразу же попала под сосредоточенный пушечно-пулеметный огонь врага. Несколько снарядов прошили катер Пуйкевича. Зачихали и стали терять обороты моторы. Лейтенант В. Костюков попытался прикрыть ТКА-166 дымовой завесой. Да неудачно - сам катер В. Костюкова попал под перекрестный огонь еще одной группы вражеских катеров, подоспевших с севера. Теперь их стало шесть против двух!
Вскоре в моторное отделение ТКА-136 попал снаряд. Возник пожар. Командиру ни-чего не оставалось, как, сбросив аварийно обе торпеды, отойти. Но остался без прикрытия катер С. Пуйкевича. Ему пришлось вести бой тремя стволами против тридцати шести!
Шквал огня, обрушившийся на ТКА-166, изрешетил его борта, искалечил один из моторов, ударил по автоматической установке, тяжело ранив комендора А. Хоменко. Вы-бравшийся на палубу «безлошадный» моторист А.Птицын, тут же занял место комендора. Недаром же он осваивал вторую профессию! Снарядные трассы его автомата и пушки комендора В.Гаврилова хлестнули по немецким катерам. Однако новое попадание в моторный отсек катера вывело из строя оба мотора. Выскочил наверх второй моторист С.Жуковский с автоматом в руках. Но тут, же упал, сраженный осколком снаряда. Новые снарядные жгуты пронеслись над катером, хлестнули по нему. Вдребезги разлетелась носовая турельная установка. Без сознания упал тяжелораненый моторист А.Птицын. Замолчал пулемет боцмана В. Бережко, стоявший на рубке катера. От осколка в голову погиб командир отряда капитан-лейтенант А. Белокуров, оторвало левую руку командиру катера старшему лейтенанту С. Пуйкевичу. Однако, истекая кровью, он продолжал руководить боем.
Очнувшийся после второго ранения А.Птицын, превозмогая боль, спустился в моторный отсек: он понимал, что надо,  во что бы то ни стало дать ход, вывести катер из-под огня. Но моторы были разбиты!
Новый взрыв бросил моряка в угол отсека. Он потерял сознание. А пришел в себя от того, что его на¬крыла холодная волна ворвавшейся в отсек забортной воды. Катер тонул, медленно погружаясь носом.
Свалившись за борт, А.Птицын инстинктивно вцепился в капковый бушлат одного из моряков и снова потерял сознание. У моряка, как оказалось потом, была иссечена осколками вся спина, ноги, лицо, повреждено левое легкое, обожжены руки.
Последним на катере замолчал пулемет боцмана В. Бережко - очередным взрывом моряку перебило ноги, сломало позвоночник.
Однако немцы еще долго вели по катеру огонь, боясь подойти к сопротивлявшемуся катеру. И было чего опасаться: едва германские катера приблизились к ТКА-166 и первые фашисты спрыгнули на его палубу, на них бросились старшина 2-й статьи Н.Козлов, матрос С. Шориков и раненый старший матрос П.Данилин с голыми руками! Израненных, искалеченных моряков скрутили и бросили рядом с выловленными из воды А.Птицыным, В. Бережко, А. Суздалевым...

Второй боевой эпизод связан с катерами группы М. Чебыкина.
Так и не обнаружив долгожданного конвоя врага, капитан 3 ранга получил радиограмму А. Белокурова: «Катер теряет ход. Противник окружает. Продолжаю вести бой».
М. Чебыкин тут же развернул свою четверку на помощь. В сплошной темноте, в тумане катера мчались к предполагаемому месту боя, от которого они находились на вполне приличной дистанции, и неожиданно столкнулись с восьмеркой немецких сторожевых катеров, мчавшихся с севера. На полном ходу прорезав их строй, головной катер ТКА-196 прорвался к месту боя. А вот остальные напоролись на мощнейшую пушечно-пулеметную завесу. Их отрезали от командирского катера. Из-за боевых повреждений нарушилась радиосвязь. Управление боем стало невозможным. Теперь Чебыкину оставалось действовать в одиночку. И он почти успел... Но в этот момент на рубке ТКА-196 схлестнулись жгуты разноцветных трасс пушек и пулеметов всех немецких катеров. Брызнули осколки стекла и разлетелись куски деревянной обшивки. Тяжелые ранения получили командир катера старший лейтенант Я.Беляев, механик Г.Богданов, сам М. Чебыкин. Взрывом сорвало рубочный пулемет, а пулеметчика боцмана А. Пампушкина сбросило на палубу. Несколько снарядов попали в моторный отсек. Катер резко сбавил ход.
Казалось, совершенно безвыходное положение. Но командир нашел еще одну возможность нанести урон врагу.
- Торпеда, глубина наименьшая! - отдал он приказание.
Понявший командира с полуслова торпедист И. Колодин, едва один из фашистских катеров выскочил по носу, дал залп. Грянул взрыв. Еще один катер врага пошел на дно.
Будто в отместку, свинцовый вихрь фашистов тотчас сразил И. Колодина и тяжело ранил комендора А.Мартынова. Тогда, превозмогая боль, к пушке встал сам М. Чебыкин. Первой же очередью он поджег ближний катер врага, и это было последнее, что он успел сделать и увидеть. Очередной вражеский снаряд ударил в бензоотсек. Катер вспыхнул факелом, в котором заживо сгорели раненые В. Недорослев и Г.Богданов. Охваченный огнем, бросился за борт моторист В. Хайдук. От еще одной серии снарядных взрывов пламя охватило весь катер, начал рваться боезапас, катер медленно стал погружаться на дно...
Финал боя на ТКА-196 абсолютно повторяет случившееся на ТКА-166. С голыми руками бросились на фашистов парторг катера К. Демчук, моторист В. Хайдук, радист С.Прошутинский. Они геройски погибли, а остальных, раненых и обожженных, скрутили враги.
Всех схваченных на ТКА-166 и ТКА-196 фашисты бросили в тюрьму. Допрашивали. Пытали. Избивали. Несколько раз имитировали расстрел, чтобы сломить дух катерников-балтийцев. Но вопреки немыслимым издевательствам все они остались верными присяге и Родине...

С того далекого уже времени минуло 63 года. Один за другим ушли из жизни несломленные фашистами герои. Нынче остался только один - живущий в Балтийске бывший старшина 1-й статьи Анатолий Константинович Птицын. После войны он целых 55 лет продолжал свою морскую вахту - был капитаном буксиров и спасательных судов на Балтике. Уже в 72-летнем возрасте ушел герой на берег. И до сих пор не теряет надежды, что восторжествует справедливость, что Родина достойно оценит мужество, героизм, самоотверженность и верность воинскому долгу своих сынов.
А что же с признанием подвига? Да ничего! Тринадцать (!) раз по этому поводу обращались к руководству страны командование Балтийского флота, ветераны, общественность. Безрезультатно!
Руководство ограничивалось отписками вроде этой: «В связи с тем, что личный со-став катеров за ранее совершенные подвиги в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами и медалями, с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о его награждении за подвиг, совершенный 27 марта 1945 года, не входить».
Вот так-то! За прежние подвиги герои получили свое, хватит. А за новый подвиг награждать нечего! Такова логика чиновников.
Вы думаете, это логика тех, еще советских чиновников? Ошибаетесь! И нынешние, демократические,  недалеко от них ушли. Так же, как и прежние, волокитят святое дело признания подвига подвигом, а героев - героями. Видимо, воистину на Руси говорят: «Чтобы стать героем, надо погибнуть!» Живым героями не бывать!
Вот и ждут когда последний герой того боя покинет нас навсегда. А тогда и беспокоиться не надо будет: нет человека - нет и проблемы!
И все-таки, все-таки... Ведь должны же быть логические объяснения происходящему, должны быть причины волокиты?
Причины... Вот, скажем, некоторые современные «стратеги», которые и в глаза не видели реального морского боя, да и боюсь, не представляющие даже хотя бы подобного рода учения, ныне с пеной у рта доказывают, что, мол, Чебыкин неправильно построил бой, слабо управлял катерами... И это о Чебыкине! Вот уж поистине прав Шота Руставели, говоривший «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!». Чебыкин, заслуженно носивший на груди несколько боевых орденов, прекрасно разбирался в оперативном искусстве, а уж в тактике!..
Только упускают из виду «оппоненты», что успех в бою достигается не одним лишь уровнем мастерства командира, а еще и уровнем боевой подготовленности экипажей, и сплаванностью катеров в отряде, и еще массой иных важных составляющих. И не вина, а беда Чебыкина в том, что отряд был собран, что называется, с бору по сосенке. И не его вина, что катера, предназначенные только для торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам, не были соответственно вооружены и подготовлены для артиллерийских боев. В этом их специфика! И не вина, а беда Чебыкина, что вражеские катера были бронированными, а пушечно-пулеметное вооружение их многократно превышало наше и количеством, и калибром...
Но главное в том подвиге - люди, которые, несмотря, ни на что, бились до последнего. Они доказали свое право на бессмертие. Бессмертие - в их нынешней славе!

В СЛАВЕ – БЕССМЕРТИЕ ГЕРОЕВ!
Капитан  2  ранга  в отставке В.ГЕМАНОВ
«Страж Балтики» №32 (25728) 27 марта 2008 г.

#32 13.01.2011 08:00:00

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345232
Я понимаю, что моторный тральщик - это дословный перевод с немецкого. Но если дословный перевод превращать в классификационный признак

Это не дословный перевод. Дословный тут вообще смысла бы не имел. Ну а что касается классификации... Я с Вами и согласен и нет. Вот например, мы всегда пишем про немецкие САУ периода ВМВ - "штурмовые орудия" хотя у нас таких не было, и ничего, понимаем о чем речь. Все-таки приходится соглашаться с тем, что в то время да и сейчас существовали значительная разница у разных стран в подходах к созданию кораблей схожего назначения. Например, "большой охотник" у нас это корабль спецпостройки 3-го ранга 250 т водоизмещения сравнительно маломореходный, но скоростной. U-jager у немцев это мобилизованный рыболовный траулер водоизмещением ок. 1000 т, мореходный но со скоростью 10-12 узл. Что же касается "раумботов" то их ближайший аналог в нашем флоте - ТЩ "стотонник" пр. 253Л. Рейдовым его в то время никто не называл. Кстати, могу выложить приказ по классификации кораблей 1939 г., являвшийся действующим в годы ВОВ. Пользоваться современной классификацией и тем более распространять ее на немцев мне кажется не совсем правильно.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345232
Что-то вот такое ?

Нет, это по-моему паром Зибеля.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345233
Спасибо, а по воздействию арт.батарей и авиации информации нет?

Есть, выложу вечером.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#33 13.01.2011 08:09:10

Александр Клюев
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

По раумботам я лично оставил родное: раумбот.
Просто настолько был разнообразен круг решаемых задач этими катерами, что я решил оставить раумбот.

Грубо: всё зависило от того, какое вооружение на него устанавливали.

Отредактированно Евгений К (13.01.2011 08:14:49)

#34 13.01.2011 10:40:51

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

Дословный перевод с немецкого классификации раумбота -  миноочищающий корабль. Соответственно, тральщика - минно-поисковый. Какой смысл немцы вкладывали в эти понятия, я сказать затрудняюсь.
Пытаться сопоставлять их классификацию с нашей я даже не собирался, слишком различный подход, причем на весьма глубоком уровне. Например, в немецком языке любой корабль мельче эсминца называется boot - и миноносец больше 1000 т водоизмещения, и катерок на 30 брт, и даже подводные лодки зачастую не имеют приставки U- в тексте. Как тут быть, какими аршинами мерить? Поэтому и появилось это МТЩ. Термин искуственный, согласен, а как быть? Потому как и катерные тральщики у немцев тоже были, совсем другие суденышки - minenraum-pinassen, базировались на плавбазах типа БАЛИ и ПАРИЖ. Куда денем их, ежели раумботы засунем туда? Рейдовыми их также как обозвать - относительно большие, вполне мореходные и к тому универсальные катера. Попробуйте рейдовый тральщик поставить в эскорт конвоя, что получится? Надо смириться, что это корабль типа, аналога которому в сов. ВМФ нет, и называть его по-своему, не пытаясь куда-то пристроить.
По поводу барж - на вашем фото, seabear, легкий зенитный паром Зибеля, который наши захватили на Ладоге. Солдатушки на нем наши сидят.
Баржи в EVO были совершенно не такие.
Во время реквизирования их поименовали под гребенку по единым принципам: первая буква по гавани сосредоточения (В-Булонь), порядковый номер, дальше тип. Р-несамоходные, РМ и РМОТ - самоходные, плюс еще доп. буквы для подтипов. Однако в документах порядок зачастую не соблюдался и в результате в составе ЭВО мы читаем В.1.Р, хотя на самом деле это была B.1.PUMOT бывш. EILDIENST V, на 620 т. В.2 была такого же типа (самоходная с длинной рампой для подводных танков), бывш. ADLER на 499 т.
Выглядели они примерно так (Мрва, из Гренера):
http://s42.radikal.ru/i098/1101/34/8e7d3f82e967t.jpg

Отредактированно igor (13.01.2011 10:51:09)

#35 13.01.2011 16:01:47

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Уважаемый igor!

igor написал:

Оригинальное сообщение #345298
Пытаться сопоставлять их классификацию с нашей я даже не собирался, слишком различный подход, причем на весьма глубоком уровне.

Понимаете, если не пытаться "выровнять" классификацию кораблей хотя бы исходя из реальной ситуации очень трудно перейти к качественной оценке - соотношению сил сторон в бою. Придется все упрощать до колическтва стволов и калибров - а это совершенно недопустимо, поскольку корабль - отдельная боевая единица, вид коллективного оружия. (ИМХО)
Если раумботами называть все то многочисленное великолепие мобилизованных и переоборудованных судов с которым воевали на Балтике и определить его единый боевой потенциал натяжка станет вовсе неприемлимой.

Про рейдовый тральщик и конвой не совсем понял - ртщ является обязательной единицей элемента боевого порядка конвоя - корабельной тральной группой ближнего противоминного охранения (КТГ БПМО) в районах рассредоточения, формирования отрядов транспортов и на всех этапах конвоирования на глубинах менее 100 м.
Или вы имели ввиду использование в иных целях (ПВО, ПЛО, ПКО)? Безотносительно к теме и увы в настоящее время в ВМФ РФ ртщ несут БД ПВО пунктов базирования (!!!!)

igor написал:

Оригинальное сообщение #345298
Баржи в EVO были совершенно не такие.
Выглядели они примерно так (Мрва, из Гренера).

огромное Вам спасибо!

Теперь поставим себя на место Гуманенко - ночь, отряд боевых кораблей (раз не было десанта ни десанта ни груза) высота от уровня моря 5-8 метров - это стоя на рубке катера у мачты. Наблюдает 7 целей (в схеме вообще-то нарисовал 16). Два силуэта длинной по 35-40 м, высотой по 3-5 м (дым со спичечным коробком), стреляют, два длинной 45-60 м высотой 5-6 м (шпалы с дымом), стреляют и три самых больших силуэта - бдб (большие десантные баржи), не стреляют на высокой скорости приближения кажущиеся боцману 93-его Бушуеву огромными транспортами с танками на палубе. Целераспределение согласно тактического руководства - транспорта. Установка глубины хода торпед - 2 - 2,5. Торпеды хорошо, если 53-38, а может быть еще и 53-36. Результат закономерен.

Отредактированно seabear (13.01.2011 16:04:59)

#36 13.01.2011 16:11:35

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345256
Кстати, могу выложить приказ по классификации кораблей 1939 г., являвшийся действующим в годы ВОВ. Пользоваться современной классификацией и тем более распространять ее на немцев мне кажется не совсем правильно.

Буду благодарен, а аналог "Приложения к НСШ ВМФ" тех лет не попадался?  По классификации высказал свое мнение ув. igor. Не настаиваю, понимая насколько важна тем, кто "крепко в теме" устоявшаяся терминология.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345256
Нет, это по-моему паром Зибеля.

да, именно так в подписи и было.
Еще один вопрос вдогон, я правильно понял - цель перехода ОБК заключалась в сосредоточении десантно-высадочных средств?

#37 13.01.2011 21:04:31

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Или вы имели ввиду использование в иных целях (ПВО, ПЛО, ПКО)?

В том числе. Дело в том, что МТЩ могли идти с конвоем от Хаммерфеста до Киркенеса и неплохо справляться по пути с тралением, ПВО и ПКО. В моем понимании такой потенциал никак не увязывается со словом "рейдовый ТЩ". Хотя конечно я абсолютно не профессионал, но мне так кажется.

seabear написал:

Стремления привести ихнюю классификацию к нашей я не понимаю. Тот кто хоть немного изучает флот немцев, сразу поймет, о чем идет речь, при слове раумбот или МТЩ. Для непонимающих их всегда можно охарактеризовать в пару предложений буквально.

Оригинальное сообщение #345456
Если раумботами называть все то многочисленное великолепие мобилизованных и переоборудованных судов с которым воевали на Балтике и определить его единый боевой потенциал натяжка станет вовсе неприемлимой.

Кто же сказал, что надо так называть? Вы судя по всему как раз не очень хорошо представляете себе мелкий немецкий флот. Никакой речи о мобилизованных и переоборудованных судах нет. МТЩ - это корабли спецпостройки в 120-150 т (иск. 300-ю серию, т.н. конвойные раумботы, там 186), с дизельными двигателями и вооружением из 3,7 и 2-см автоматов.

#38 13.01.2011 21:08:22

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345461
Еще один вопрос вдогон, я правильно понял - цель перехода ОБК заключалась в сосредоточении десантно-высадочных средств?

Цель EVO как пишут на Chronik der Seekrieg - испытания экспериментального десантного соединения при захвате балтийских островов. Впоследствии из него выросли немецкие десантные флотилии. Частная цель 12-13 июля - перевод ЭВО из Либавы в Ригу.

Кстати, БДБ= быстроходная, а не большая дес. баржа.

#39 13.01.2011 21:23:28

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Понимаете, если не пытаться "выровнять" классификацию кораблей хотя бы исходя из реальной ситуации очень трудно перейти к качественной оценке - соотношению сил сторон в бою.

Ну допустим. Но почему при этом нужно "выравнивать" их по современной классификации?

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Придется все упрощать до колическтва стволов и калибров

Видимо, действительно придется.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Если раумботами называть все то многочисленное великолепие мобилизованных и переоборудованных судов с которым воевали на Балтике и определить его единый боевой потенциал натяжка станет вовсе неприемлимой.

Нет, раумботы - корабли спецпостройки с достаточно сходными ТТХ.
http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ … index.html

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Про рейдовый тральщик и конвой не совсем понял - ртщ является обязательной единицей элемента боевого порядка конвоя - корабельной тральной группой ближнего противоминного охранения (КТГ БПМО) в районах рассредоточения, формирования отрядов транспортов и на всех этапах конвоирования на глубинах менее 100 м.

Это опять же современные подходы. Ни в НТЩ-28, ни в НТЩ-40 этого нет, не говоря уже о самом термине "рейдовый тральщик".

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Или вы имели ввиду использование в иных целях (ПВО, ПЛО, ПКО)?

Неоднократно раумботы составляли единственное охранение конвоев, причем не только в пределах операционной базы одной ВМБ, но и между базами. Так же помимо задач, характерных для тральных кораблей, несли дозорную службу и использовались для усиления охранения конвоев в качестве противолодочного или, гораздо чаще - противокатерного охранения. Занимаясь темой ТКА Вам придется о них еще многократно услышать.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
и три самых больших силуэта - бдб (большие десантные баржи),

В годы ВОВ аббревиатура БДБ расшифровывалась как "быстроходная десантная баржа" и применялась по отношению к немецким MFP. Вот тут я действительно опасаюсь смешения понятий.
http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ … index.html
В составе атакованного 13 июля конвоя таких БДБ не было, в 1941 г. вступали в строй лишь первые из них.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Торпеды хорошо, если 53-38, а может быть еще и 53-36.

Все 53-38. По части даже номера известны. Случаи боевого расхода торпед 53-36 мне не известны.
http://i12.fastpic.ru/thumb/2011/0113/f8/b6acf2465cc9112f409cc024baad3ff8.jpeg

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345456
Результат закономерен.

Абсолютно согласен.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345461
Буду благодарен, а аналог "Приложения к НСШ ВМФ" тех лет не попадался?

Вообще не попадался и не уверен, что в то время НСШ существовал и к нему были такие приложения. Вот действующий приказ НК ВМФ по классификации кораблей:
http://i12.fastpic.ru/thumb/2011/0113/0a/5910f30270bdb0cb46998134dff5060a.jpeghttp://i12.fastpic.ru/thumb/2011/0113/76/f6d07824b99cf1f248ba3db799b88f76.jpeghttp://i12.fastpic.ru/thumb/2011/0113/65/72eefb42010c1da6f2158cd2af06ec65.jpeghttp://i12.fastpic.ru/thumb/2011/0113/66/673d2a85b03cfe1a04e020966f94f666.jpeg

seabear написал:

Оригинальное сообщение #345461
Еще один вопрос вдогон, я правильно понял - цель перехода ОБК заключалась в сосредоточении десантно-высадочных средств?

Ну я не знаю как правильно сейчас на флоте это называется. На мой взгляд это межбазовый переход в целях развертывания сил и средств перед готовящейся десантной операцией.

Что касается воздействия нашей береговой артиллерии и ВВС. Сами налеты и обстрелы описывать не стану - наверное это не нужно, а у меня это отняло бы много времени. Если очень интересно - дайте знать. Результаты таковы:
по БА - двухкратный обстрел с падением снарядов не ближе 300 м от кораблей, КОН закрыт дымзавесами.

по ВВС - 12 июля пять налетов, 13 июля - 5 налетов в море и 6 уже после входа в рижский порт.
Штурмовой катер DEUTSCHLAND затонул. ТПБ AUGUST повреждена осколками. Буксир R.18.S поврежден, как и D.118.S, кроме того, на последнем без воздействия врага отлетела крышка цилиндра. Баржа A.297.PM имели различные пробоины от осколков и пуль. Кроме того, винт поврежден или потерян. Баржи A.279.P, 291.PM и A.289.PM повреждены осколками бомб. На штурмовом катере UK.126 подводные повреждения. Штурмовой катер портовой инспекции IV легко поврежден осколками. Так же осколками поврежден раумбот R-169.
На кораблях ДО - 5 убитых, 5 тяжело и 22 легко раненых (мне эти данные представляются несколько не полными). На ТКА S 58 1 легкораненый. На тральщиках потерь нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#40 18.01.2011 11:06:21

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

igor написал:

Оригинальное сообщение #345585
В том числе. Дело в том, что МТЩ могли идти с конвоем от Хаммерфеста до Киркенеса и неплохо справляться по пути с тралением, ПВО и ПКО. В моем понимании такой потенциал никак не увязывается со словом "рейдовый ТЩ".

а что в вашем понимании увязывается с рейдовым тральщиком?

igor написал:

Оригинальное сообщение #345585
Кто же сказал, что надо так называть? Вы судя по всему как раз не очень хорошо представляете себе мелкий немецкий флот.

я здесь в т.ч. и для того, чтобы с вашей помощью, в этих вопросах разобраться

igor написал:

Оригинальное сообщение #345586
Цель EVO как пишут на Chronik der Seekrieg - испытания экспериментального десантного соединения при захвате балтийских островов. Впоследствии из него выросли немецкие десантные флотилии. Частная цель 12-13 июля - перевод ЭВО из Либавы в Ригу.

вряд ли во время войны может идти речь о каких-то экспериментах.  Возможно "временное"?

igor написал:

Оригинальное сообщение #345585
МТЩ - это корабли спецпостройки в 120-150 т (иск. 300-ю серию, т.н. конвойные раумботы, там 186), с дизельными двигателями и вооружением из 3,7 и 2-см автоматов.

понимаете, судя по вашему описанию если поменять слово моторные на слово рейдовые все (для меня по крайней мере) станет на свои места. Однако повторюсь -  я вовсе на это не претендую. В конце-концов меня безусловно покоробило бы если бы вы мпк пр. 1124 стали бы в обсуждении называть фрегатами, хотя в определенном смысле так оно и есть. Я выше объяснил почему мне лично так было бы проще.

igor написал:

Оригинальное сообщение #345586
Кстати, БДБ= быстроходная, а не большая дес. баржа.

спасибо, понятно

#41 18.01.2011 12:41:42

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Ну допустим. Но почему при этом нужно "выравнивать" их по современной классификации?

да все просто. каждому кораблю рассчитывается боевой потенциал, при этом за 1 обычно берется самый многочисленный тип кораблей одного из классов (чаще всего эскадренный миноносец) затем кораблю "накручиваются" коэффициенты самый емкий, но и самый спорный из которых - тактический. В современной классификации все более-менее понятно.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Видимо, действительно придется.

а есть подобная методика для флота?

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Нет, раумботы - корабли спецпостройки с достаточно сходными ТТХ.

«Раумботы» - R-Boats  представляли  собой  малые противоминные корабли, предназначенные для действий в условиях малых глубин гаваней и бухт, прибрежных районов и рек. С 1933 года и до конца войны было построено несколько незначительно отличающихся друг от друга серий  – всего около 300 кораблей.
Большая часть «Раумботов» отличалась повышенной маневренностью засчет оснащения винтами регулируемого шага конструкции Войта-Шнайдера.
Помимо своей основной задачи – борьбы с минной опасностью, «Раумботы» использовались для несения дозорной службы, конвоирования, выполнения поисково-спасательных действий, обеспечения входа и выхода подводных лодок из пунктов базирования. Районом их применения стали все прибрежные воды, входившие в зону интересов германского командования, особенно Ла-Манш и Средиземное море.
Только приблизительно 140 кораблей этого типа, имевших легкое вооружение, не были уничтожены или серьезно повреждены во время войны. По репарации страны союзной коалиции разделили уцелевшие корабли следующим образом – 48 США, 45 СССР, 24 Дании, 11 Великобритании, 8 Голландии и 4 Норвегии. Корабли, доставшиеся «западным» союзникам были сведены в «Немецкую тральную группу» для устранения минной опасности в европейских водах после войны.
24 корабля были возвращены в Германию, стали основой тральных сил ВМС ФРГ в 1956 г. и использовались до конца 160 г.

не хочу показаться "упертым" - все это как раз и есть рейдовые тральщики. Как и любые другие корабли соединений охраны водного района ртщ выполняют все мероприятия по поддержанию благоприятного оперативного режима в районе (зоне) ответственности. Это включает в себя все перечисленные действия : контрольные траления, контрольно-разведывательный поиск мин, корабельный дозор, брандвахта, конвоирование, эскортирование, ПСО, обеспечение дифферентовки и встреча пл, посыльная служба.
Думается ровно этим - поддержанием оперативного режима они главным образом и занимались в войну.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Вот действующий приказ НК ВМФ по классификации кораблей:

Это несколько другое. 2-й отдел ГМШ РККФ - организационный?

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Что касается воздействия нашей береговой артиллерии и ВВС. Сами налеты и обстрелы описывать не стану - наверное это не нужно, а у меня это отняло бы много времени. Если очень интересно - дайте знать.

Если можно состав сил авиации при налетах. (можно в целом)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #345589
Штурмовой катер DEUTSCHLAND затонул. ТПБ AUGUST повреждена осколками. Буксир R.18.S поврежден, как и D.118.S, кроме того, на последнем без воздействия врага отлетела крышка цилиндра. Баржа A.297.PM имели различные пробоины от осколков и пуль. Кроме того, винт поврежден или потерян. Баржи A.279.P, 291.PM и A.289.PM повреждены осколками бомб. На штурмовом катере UK.126 подводные повреждения. Штурмовой катер портовой инспекции IV легко поврежден осколками. Так же осколками поврежден раумбот R-169.
На кораблях ДО - 5 убитых, 5 тяжело и 22 легко раненых (мне эти данные представляются несколько не полными). На ТКА S 58 1 легкораненый. На тральщиках потерь нет.

большое спасибо. т.е. числить можно только один уничтоженный, поскольку поврежденных (со стоком восстановления готовности свыше 10 суток нет).

#42 18.01.2011 14:24:36

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

Посмотрел советские рейдовые тральщики пр. 253л - действительно, очень похоже на R-boote, так что ваши мысли на этот счет абсолютно правомерны. И все же я сам никогда их так не стану называть, хотя бы и по привычке.

#43 18.01.2011 17:35:25

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5922




Вебсайт

Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #346942
вряд ли во время войны может идти речь о каких-то экспериментах.  Возможно "временное"?

Вай нот? У немцев полно было всяких экспериментальных, опытных и испытательных подразделений в разных родах войск. Так и тут. В принципе перевод названия не оставляет простора для разлета фантазии. Erprobung Verband Ostsee - Испытательный (опытный) отряд "Балтика". Как видите, временный тут никаким боком. Да и смысл его существования я в общем-то описал, тоже недвусмысленный.

#44 18.01.2011 20:22:15

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #346964
не хочу показаться "упертым" - все это как раз и есть рейдовые тральщики.

Вынужден повторится: рейдовых ТЩ в тогдашней классификации ВМФ СССР не было. 253Л был отнесен к этому подклассу "Классификацией кораблей, судов и базовых плавучих средств ВМФ", введенной приказом ГК ВМС №95 от 28.6.1948. И мне не понятно, почему все нужно привязывать к современной классификации и разным коэффициентам. А если бы мы вели разговор о временах парусного флота, то называли бы брандеры МРК? :)

seabear написал:

Оригинальное сообщение #346964
Это несколько другое.

А что же тогда то, что нужно? Предложите свое видение руководящих документов по классификации кораблей того времени, я с удовольствием ознакомлюсь, поскольку вопрос действительно важный.
Кстати, "Классификация", введенная приказом ГК ВМС №95 от 28.6.1948 отменял как раз таки приказ НК ВМФ №0625 1939 года, который я выкладывал выше по ветке.
http://i15.fastpic.ru/thumb/2011/0118/92/98a2e99d08cd9332b49b2413dd898c92.jpeg

В общем, на мой взгляд можно пользоваться тогдашней классификацией ВМФ СССР или кригсмарине, но пользоваться современной не стоит, поскольку это в целом ряде случаев приведет к уводу от представления реальных кораблей того времени, а соответственно и неверному учету их боевых возможностей.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #346964
Если можно состав сил авиации при налетах. (можно в целом)

Вопрос нуждается в дополнительном изучении, поскольку документация ВВС КБФ до сентября 41-го велась весьма хаотично.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#45 19.01.2011 04:48:15

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #347088
А если бы мы вели разговор о временах парусного флота, то называли бы брандеры МРК?

ну если вы видете что-то похожее в тактике применения... :-)

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #347088
А что же тогда то, что нужно? Предложите свое видение руководящих документов по классификации кораблей того времени, я с удовольствием ознакомлюсь, поскольку вопрос действительно важный.

мне просто кажется что это не операторский документ - мобовский или кадровый. Я просто не знаю что такое 2 отдел в ГМШ РККФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #347088
В общем, на мой взгляд можно пользоваться тогдашней классификацией ВМФ СССР или кригсмарине, но пользоваться современной не стоит, поскольку это в целом ряде случаев приведет к уводу от представления реальных кораблей того времени, а соответственно и неверному учету их боевых возможностей.

понятно

#46 19.01.2011 12:23:09

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #347203
ну если вы видете что-то похожее в тактике применения... :-)

Ну я и между современностью и временами ВОВ вижу не так много общего в тактике :)

seabear написал:

Оригинальное сообщение #347203
мне просто кажется что это не операторский документ - мобовский или кадровый. Я просто не знаю что такое 2 отдел в ГМШ РККФ.

2-й отдел насколько мне удалось установить, был организационно-мобилизационным. Разве разработка таких приказов задача ОО? Кстати сказать, операторы в своих сводках во времена ВОВ вообще писали "миноносец "Стерегущий", "два катера произвели операцию по постановке мин" и т.д.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #347203
понятно

Тогда вопрос можно считать закрытым?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#47 23.01.2011 05:06:47

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #347274
2-й отдел насколько мне удалось установить, был организационно-мобилизационным. Разве разработка таких приказов задача ОО? Кстати сказать, операторы в своих сводках во времена ВОВ вообще писали "миноносец "Стерегущий", "два катера произвели операцию по постановке мин" и т.д.

странно, неужели морской главный штаб по структуре отличался от Генерального - по воспоминаниям Штеменко организационный отдел входил в оперативное управление. Отнесение кораблей к классам и рангам - прерогатива ОО.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #347274
Тогда вопрос можно считать закрытым?

конечно.

#48 23.01.2011 05:10:37

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

Предлагаю обсудить бой 26 июля.

Как это виделось в 1942 г.
http://s011.radikal.ru/i317/1101/6c/cfa30a5c8a39t.jpg

http://s56.radikal.ru/i154/1101/f9/3e4d8dcb8782t.jpg

картина
http://i032.radikal.ru/1101/a5/dbc5dcfdf1cet.jpg

#49 23.01.2011 05:14:00

seabear
Гость




Re: Действия Балтийских ТКА

В книге В.А. Бушуева.

Позднее Николай Флегонтович Баюмов, командовавший тогда ТКА № 113, рассказал в клубе морякам:
— Погода благоприятствовала походу. Светило яркое солнце, временами скрываясь за небольшими облаками. Развив большую скорость, катера вспенивали спокойную гладь Рижского залива. Прикрываемые истребителями, мы вышли в море. Около часа искали противника. Наконец, на горизонте, в районе маяка Овиши, заметили дымы... Стали видны силуэты кораблей и судов. Одно из судов горело, рядом с ним - несколько тральщиков. Они прикрывали горящее судно, поврежденное нашей авиацией.
Шлейф дыма, двигавшийся за ним, был для нас своеобразной завесой. Мы не упустили случая и воспользовались этим. Три торпедных катера под командованием Осипова устремились в атаку. Противник, обнаружив нас, обрушил на отряд шквал огня со всех кораблей.
Вперед вырвался катер Афанасьева и начал ставить дымовую завесу, чтобы скрыть маневр отряда, дать остальным катерам возможность занять выгодную залповую позицию. От командира и его экипажа требовались исключительная смелость, хладнокровие и самообладание, чтобы на виду противника проскочить огненный смерч из сотни снарядов и огненных трасс, несущих смерть маленькому кораблю.
Для Алексея Афанасьева это — не первая встреча с врагом. Прирожденный моряк, он смел в бою, спокоен, рассудителен и всегда уверен в своих людях. Экипаж его катера еще до войны считался лучшим, так же, как и на Тихоокеанском флоте, откуда он прибыл на Балтику.
Опорой командира были прекрасные специалисты: боцман В. Кузнецов - спокойный коренастый сибиряк, бывший лесоруб, человек с «медвежьей хваткой», сильный, будто выточенный из дуба; старшина мотористов Г. Беломоев, в прошлом - ленинградский конструктор, отличный знаток корабельных механизмов; радист В. Коржевский, моторист С. Кобялко... И сейчас они сделали самое трудное - своевременно и дерзко поставили дымовую завесу, обеспечив атаку отряда.
Прорвав дымзавесу, катер Жильцова торпедировал корабль противника, мой катер - тоже. Катер Афанасьева оказался близко у сторожевого корабля и, подправив курс, выпустил торпеду, снова скрылся в дыму, а проскочив его, вторую торпеду направил в транспорт.
Все торпеды выпущены по врагу. Бой закончен. Катера собираются за дымовой завесой. На полном ходу, маневрируя и уклоняясь от разрывов фашистских снарядов, берем курс на свою базу. Наша дневная атака сбила спесь с фашистских моряков. После таких больших потерь, понесенных в Ирбенском проливе, гитлеровцы начали производить перевозки мелкими судами, под защитой береговых батарей, установленных в Мазирбе на латвийском берегу.
Советские моряки выиграли схватку. Три торпедных катера и летчики 10-й авиабригады КБФ, совершившие 61 самолетовылет, в дневном бою атаковали 2-ю флотилию катерных тральщиков противника, ставившую мины. Был потоплен тральщик R-169, получили повреждения R-53 и R-63. Этот бой, опрокинувший годами создававшуюся теорию об использовании торпедных катеров только ночью, при малой видимости, золотой страницей вошел в летопись боевой славы нашего флота.
Командиры катеров А. И. Афанасьев, Н. Ф. Баюмов и В. М. Жильцов были награждены орденами Красного Знамени.
Не скрывая восторга, мы обнимали, качали, целовали, поздравляли лейтенантов, первыми на Балтике в Великую Отечественную войну представленных к этому ордену.
(с)

#50 23.01.2011 12:01:02

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Действия Балтийских ТКА

seabear написал:

Оригинальное сообщение #348542
странно, неужели морской главный штаб по структуре отличался от Генерального - по воспоминаниям Штеменко организационный отдел входил в оперативное управление.

Управления в структуре ГМШ появились только летом 1940 г. Но разбор его изменений будет уже полным офф-топом. Могу порекомендовать "Главный штаб ВМФ: история и современность, 1696–1997» (М., 1998)

seabear написал:

Оригинальное сообщение #348542
Отнесение кораблей к классам и рангам - прерогатива ОО.

Как мы видим в то время - ОМО. В то время вообще очень многое было не как в современном флоте. Не будем забывать, что сам ГМШ был создан только в январе 1938 г. и многое не устаканилось.

seabear написал:

Оригинальное сообщение #348544
Предлагаю обсудить бой 26 июля.

Да его я разбирал в свое время.
Со стороны немцев в Ирбенском проливе были - 2-я фл МТЩ - "раумботы" R-28, -32, -167, -168, -169, -170. Задача - траление фарватера, по которому немцы водили суда в Ригу. В их прикрытии на случай атаки надводных кораблей находились ТЩ 5-й фл. ТЩ - М-251, -252, -202, -31.

В 08.25 МБР-2 44-й аэ обнаружил немецкий отряд севернее Виндавы (1 ММ, 2 ТЩ, 2 ТР, 3 СКР, курс 325 град, ход 8 узл), которое в штаб БОБРа попало только в 10.35. Еще в 10.03-10.26 о силуэтах и отд. кор пр-ка доложили береговые посты. В 10.37 ККБФ приказал установить беспрерывно наблюдение за ДЕС силами 15 и 81-й мраэ. Результаты донести по флоту.
В 10.55 (получено БОБРом в 11.15) истребители 12-й иаэ обнаружили корабли без хода. Эта информация в 14.00 была доведена до штаба ОЛС.
В 12.18 и позже для атаки вылетело 9 истребителей и 2 СБ из авиагруппы БОБРа - СБ не нашли цели, истребители штурмовали.
В возд бою с Ме-109 сбит 1 И-153, два повреждено в них ранены летчики (по ЖБД ВВС сбито два). Истребители доложили - «до подхода ТК один большой ТР горел и тонул», «Атаку ТКА не видели и взрывов не слышали». Фактически так и было - еще за 25 минут до атаки ТКА пара самолетов 73-го бап (СБ или АР-2 не понятно - летчики Вельчинский, Трохачев), летавших на разведку из Таллина, атаковали немецкие корабли в Ирбенском проливе. Наблюдали 1 ТР взорвался, 1 ТР загорелся, рез. сфотографированы - получил попадание и загорелся R-169, который вскоре затонул. Об остальном можно судить по КТВ 2-й фл. МТЩ

http://i15.fastpic.ru/thumb/2011/0123/1d/8e3078874428e68f2ac30b37ac05aa1d.jpeg

Хочу попросить уважаемого Игоря сделать краткое саммари по тексту КТВ.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 2 3 4 … 12


Board footer