Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Часто встречаю, что на фото и рисунках боевых кораблей 19 века отсутствуют бом-брам-реи. Тогда как на других, более редких фото и на схемах парусности они и соответствующие им паруса - присутствуют.
Конкретные примеры сейчас вспоминаются из чуть более поздней эпохи, с началом появления вспомогательных двигателей. Уже трудно найти какой-нить винтовой фрегат с поднятыми бом-брам-реями. Но и для чистых парусников нелюбовь к бом-брамселям имела место быть, вот в соседней ветке встретил пример:
http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i122 … 9.jpg.html
Если для кораблей с двигателем можно предположить, что было проще развести пары, чем ловить бом-брамселями дуновения легкого зефира, то какой смысл для чистых парусников? Паруса были малополезны, или экономили на экипаже?
keu написал:
Оригинальное сообщение #348869
Паруса были малополезны, или экономили на экипаже?
Паруса были малополезны, да и потери бом-брам-стеньг были обычным делом. В 18 веке и брамселя-то использовали неохотно по то же причине.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348931
Паруса были малополезны
А на клиперах тем временем трюмсели с мунселями ставили.
Или предполагалось в мирное время бом-брамсели не использовать и хранить в загашнике, а в военное, когда важна скорость - использовать?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348931
да и потери бом-брам-стеньг были обычным делом
Стеньги-то на месте, да и делались обычно с брам-стеньгами в одно дерево.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348931
В 18 веке и брамселя-то использовали неохотно по то же причине.
Брамселя-то по площади поболее будут.
keu написал:
Оригинальное сообщение #348935
Брамселя-то по площади поболее будут.
На многих картинах 18 века, особенно 1-й половины, корабли изображены без брамселей. В текстах встречал упоминания, что брам-стеньги (1-я половина 18 в.) ставили неохотно, т.к. их часто отламывало; обычно только при погони и т.п. Брам-стеньги делали в одно дерево с бом-брам-стеньгами в 19 веке, точнее - во 2-й четверти 19 в.
keu написал:
Оригинальное сообщение #348869
Конкретные примеры сейчас вспоминаются из чуть более поздней эпохи, с началом появления вспомогательных двигателей. Уже трудно найти какой-нить винтовой фрегат с поднятыми бом-брам-реями.
Да вовсе не трудно. Можно даже и броненосный фрегат. Вот, например, "Князь Пожарский".
А уж изображений корветов и клиперов несчесть (даже если не обращаться к картинам, а рассматривать только фотографии)...
Корвет "Скобелев".
Клипер "Крейсер"
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348931
Паруса были малополезны,
"В 1766 г. он <Грейг> стал командиром нового корабля «Трех Иерархов» и с разрешения Адмиралтейств-коллегии установил на нем усовершенствованное парусное вооружение: четвертый ярус парусов на всех мачтах, бом-блинд под утлегарем, драйвер на бизань-рю и ряд дополнительных парусов для легких ветров. По свидетельству вице-адмирала Г. А. Спиридова, корабль ходил лучше, чем однотипный «Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г....В 1772—1773 гг. ему разрешили вооружить по-новому два только что спущенных корабля — «Св. великомученик Исидор» и «Ингерманланд». Убедившись в преимуществах переоборудованных судов, Адмиралтейств-коллегия, наконец-то, решилась на усовершенствование линейного флота. ...Главные особенности судов, строившихся по штатам 1777 г., состояли в следующем: ...парусное вооружение — снижение угла наклона бушприта, дальнейшее развитие передних парусов, на всех трех мачтах четыре яруса парусов (четвертый — «летучий», без брасов и пертов), косая бизань английского типа на наклонной бизань-рее, драйвер..."
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349060
четвертый ярус парусов на всех мачтах
Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #349064
В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г.,
И тем не менее, в России новые штаты введены в 1777 году. Однако Вы прекрасно знаете, что 1).введению новых штатов предшествует длительный период экспериментов и 2).их введение вовсе не означает немедленного и повсеместного перехода на новый тип парусного вооружения. Так из 24 66-пушечных кораблей, вступивших в строй после 1780 года, по новым штатам были вооружены только 9 -"Изяслав", "Пармен", "Никанор", "Пимен", "Филипп", "Граф Орлов", "Европа", "Азия" и "Победа".
Но дело, собственно, не в том, где раньше или позже ввели 4-й ярус парусов. Гораздо интереснее то, что "по свидетельству вице-адмирала Г. А. Спиридова, корабль <"Трех Иерархов"> ходил лучше, чем однотипный «Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г". Т.е. адмирал Спиридов отмечал преимущество корабля, отличавшегося от "систершипа" только наличием "малополезных" парусов.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #349064
Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.
Об этом парусе пишет в своем словаре Фалконер: "ROYAL, (boulingue, Fr.) a name given to the highest sail which is extended in any ship, it is spread immediately above the top-gallant-sail, to whose yard-arms the lower corners of it are attached. This sail is never used but in light and favourable breezes." Однако еще в 17 веке на рисунке Souereign of the Seas 1637 года есть бом-брам-стеньга и бом-брам рей на фок- и грот-мачте. Увеличение площади верхней парусности за счет введения бом-брамселей и увеличения размеров брамселей с одновременным уменьшением размеров нижних парусов и марселей позволяло более эффективно использовать парусное вооружение в широком диапазоне ветров.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349129
«Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г
Штат 1726 г. это штат настоящего вооружения, разработанный В. Купером, в котором не было размеров рангоута и парусов. В дальнейшем он дорабатывался, а в 1732 г. при Анне Иоановне его приказано было изъять и напечатать новый, который разработала специально созданная комиссия. К сожалению от вновь напечатанного штата ни одного экземпляра не сохранилось. В 1731 году Р.Козенц составил таблицу рангоута для кораблй пяти рангов. Эта роспись значительно отличается от той что приводится Грейгом. Кстати ни Грейг ни Спиридов с Ноульсом не упоминают "штат 1726 г." они пишут "по прежнему штату". В тоже время есть свидетельства, что Сутерланд в 1758 г. составил новую роспись рангоута. Вот она то, вероятно, и была упомянута в смысле "прежнего штата".
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348954
На многих картинах 18 века, особенно 1-й половины, корабли изображены без брамселей.
Мне встречались гораздо реже, чем в 19в без бом-брамселей. Хотя м.б. это субъективно.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #348954
В текстах встречал упоминания, что брам-стеньги (1-я половина 18 в.) ставили неохотно, т.к. их часто отламывало; обычно только при погони и т.п.
Так если просто парус не поднимать, то с чего стеньгу отломает?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #348958
Да вовсе не трудно. Можно даже и броненосный фрегат. Вот, например, "Князь Пожарский".
Я неудачно выразился. Смысл был в относительной трудности, иными словами изображений без бом-брам реев заметно больше, чем с оными. По крайней мере, так субъективно кажется.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #348958
Клипер "Крейсер"
А уж клиперов типа "Крейсер" без бом-брам реев - вовсе несть числа, см например Москую Коллекцию 3/2006:
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … res/08.jpg
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349060
четыре яруса парусов (четвертый — «летучий», без брасов и пертов)
Возможно, в этом есть частичная причина, летучие паруса, НЯЗ, надо было убирать вместе с реями. Хотя в начале 19в они уже имели полноценный такелаж.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #349064
Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.
А на нельсоновском Виктори, интересно, были?
keu написал:
Оригинальное сообщение #349245
Так если просто парус не поднимать, то с чего стеньгу отломает?
Потому и не поднимали, что могло отломать. В начале 18 века, когда передовой разведчик ставил брамселя, это обычно означало, что он увидел пр-ка.
keu написал:
Оригинальное сообщение #349255
А на нельсоновском Виктори, интересно, были?
Во всяком случае на картинах и рисунках 1780-90-х гг. - нет. Бом-брамселей нет также на картине 1801 г., изображающей более поздний Виль де Пари 110 (1795), нет их и на Куин Шарлотт 100 (1790).
В перечне парусов англ. 50-пушечника по Штатам 1773 г. бом-брамселя отсутствуют. Они появляются где-то в 1795 г. Кстати, во время дискуссии в "Судостроении" относительно парусного вооружения ФР Св. Николай 46 (1-го, построенного в Николаеве), пришли к выводу, что на нем было только три ряда парусов.
keu написал:
Оригинальное сообщение #349255
А на нельсоновском Виктори, интересно, были?
Картина, изображабщая Трафальгар...
Как легко заметить, англичане изображены идущими под бом-брамселями.
Несколько изображений "Виктори" "нельсоновского" периода...
А вот она же при Сен-Винсенте - действительно без бом-брамселей...
Несколько более поздняя "Азия" на Мальте...
keu написал:
Оригинальное сообщение #349249
А уж клиперов типа "Крейсер" без бом-брам реев - вовсе несть числа
Совершенно верно, как верно и обратное. Полагаю, бом-брамсели (бом-брам-реи) могли ставиться или убираться в зависимости от конкретных условий плавания - ветров, преобладающих в данной акватории в данный период времени.
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349315
Несколько изображений "Виктори" "нельсоновского" периода...
Я в шоке. На первой картинке все брасы с бизань-мачты сходятся на нок гафеля. Это художник так увидел, или англичане и вправду так их проводили?
Кстати, бом-брамсели имеют брасы, значит, не летучие.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349315
А вот она же при Сен-Винсенте - действительно без бом-брамселей...
И в доке она сейчас без них стоит, если я правильно помню.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349319
Совершенно верно, как верно и обратное. Полагаю, бом-брамсели (бом-брам-реи) могли ставиться или убираться в зависимости от конкретных условий плавания - ветров, преобладающих в данной акватории в данный период времени.
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?
У паровых кораблей рангоут играл двоякую роль: при неблагоприятном ветре он выступал знатным воздушным тормозом, съедая скорость и топливо. Поэтому тут может и этот фактор действовать (скажем, предполагали делать переход при неблагоприятных ветрах, преимущественно под парами). Но, насколько я знаю, клипера типа Крейсер под парусами ходили вполне прилично и достаточно часто.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349319
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?
Это, кстати, может быть причиной и для чистых парусников.
Отредактированно keu (25.01.2011 16:11:10)
keu написал:
Оригинальное сообщение #349343
Но, насколько я знаю, клипера типа Крейсер под парусами ходили вполне прилично и достаточно часто.
Совершенно верно, и их изображений с бом-брамселями или поднятыми бом-брам-реями тоже хватает.
Однако, если предполагается переход, например, в осеннем Охотском море - велика вероятность встретить погоду с ветрами не более 4 баллов? А если так - зачем поднимать бом-брам-реи?
keu написал:
Оригинальное сообщение #349343
На первой картинке все брасы с бизань-мачты сходятся на нок гафеля. Это художник так увидел, или англичане и вправду так их проводили?
А я нигде не писал "достоверных" изображений. Так что полагаю, все-таки "так увидел".
keu написал:
Оригинальное сообщение #349343
Кстати, бом-брамсели имеют брасы, значит, не летучие.
Совершенно верно, "летучие" все-таки скорее последняя четверть XVIII века.
keu написал:
Оригинальное сообщение #349343
И в доке она сейчас без них стоит, если я правильно помню.
Вы помните совершенно правильно, но какие уж тут бом-брам-реи, если мачты в настоящее время поддерживаются стальными оттяжками, заведенными на берег. Полагаю, в процессе службы "Виктори" все-таки обходилась без них.
P.S. Кстати, "в доке она сейчас стоит" и без медной обшивки.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #349347
Ville de Paris 110 (1795) в 1801 г.
Такое подозрение, что он действительно по "старому штату" вооружен - всего два кливера и высоко задранный бушприт, да и на мачтах маловато места осталось для полноценных бом-брамселей.
И окраска интересная!
Отредактированно keu (25.01.2011 16:35:03)
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349348
Вы помните совершенно правильно, но какие уж тут бом-брам-реи, если мачты в настоящее время поддерживаются стальными оттяжками, заведенными на берег.
Ну так, корабль все же старый, дерево не держит нагрузку. Но суть не в этом, а выходит, что бом-брам-реи были все же "непостоянным" элементом рангоута (ну не так сильно, как рейки лиселей, но в этом направлении), и облик корабля без этих реев считается вполне цельным.
а вот Катти Сарк стояла с полным рангоутом, но она заметно помоложе.
Отредактированно keu (25.01.2011 16:34:33)
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #349345
Однако, если предполагается переход, например, в осеннем Охотском море - велика вероятность встретить погоду с ветрами не более 4 баллов? А если так - зачем поднимать бом-брам-реи?
А кстати, операция подъема-спуска этих реев была насколько трудоемкой и сколько времени занимала?
И какие требования по погоде - можно ли было, скажем, в свежий ветер или в шторм эти реи (а то и стеньги) спустить?
Страниц: 1 2