Вы не зашли.
Правильные сомнения, Анатолий! Никакого налета авиации не было.
Хотя дата верная. В 12.05 18 января в Батуми на 5 и 6 причалах возник пожар, который к 13.30 был ликвидирован. Обгорели пять шхун, два СКА и два рейдовых катера, на танкере ПЕРЕДОВИК были повреждены мостик и кормовые помещения; причал № 5 надолго вышел из строк.
В справочнике потерь кроме танкера сильно повреждены пожаром сейнер №517, боты ЦАП-5 и 6, буксирный катер СП-121 КР.БОРЕЦ.
Игорь! Здорово!+
так подробно..
Добрый вечер !
Уважаемый Анатолий, благодарю за идентификацию П.Осипенко и поправку о причине пожара на "Передовике".
rspc написал:
Оригинальное сообщение #357502
В Николаеве 14 08 41 были взорваны
В Николаеве ничего не взрывали, во всяком случае, ни немцы, ни наши в документах не упоминают о взрывах судов, как способе уничтожения. Шаланды и пару буксиров затопили прямо под левым берегом, когда город оказался отрезанным и уйти в море оказалось сдложно. В акватории ССЗ им.61 коммунара затопили плавдок вместе со стоявшим в нем судном ("Волочаевка").
Вот как раз в документах и доложили, что все-превсе было взорвано, кроме брошенного СП-4. См. справочник потерь со ссылками на архивные дела. А как в реальности было - ну, наверное, как вы пишете.
буксировка немцами из Николаева в Констанцу плавдока с завода им.61 коммунара, затопленного нашими в августе 1941 г, но при немцах поднятого. В 1944 г его вернули обратно, кстати, вместе с 3-я итальянскими малыми субмаринами, стоявшими на стапель-палубе
Отредактированно Петрович (11.07.2012 19:24:04)
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #559081
В акватории ССЗ им.61 коммунара затопили плавдок вместе со стоявшим в нем судном ("Волочаевка").
Петрович, а с какого плавдока немцы паровозы выгружали?
"Ян Томп", прежнее название "Нибинг" (1903), приобретался по рекомендации А.Н.Крылова для доставки в Россию шведских паровозов и котлов.
http://www.litmir.net/br/?b=139716&p=27
В августе 1942 г торпедирован по пути из Поти в Туапсе в районе Сочи-Лазоревская
Отредактированно Mitry (05.08.2012 19:15:46)
ЯН ТОМП вышел из Поти и погиб таки 30 августа. Хроника и справочник потерь уверяют, что потерь на нем не было.
Mitry написал:
Оригинальное сообщение #571308
"Ян Томп", прежнее название "Нибинг"
Все фото - как ТОМП, сделаны в январе 1927 в Савоне, Италия (фото с кормы датировано 19,01)
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #571340
Все фото - как ТОМП, сделаны в январе 1927 в Савоне, Италия (фото с кормы датировано 19,01)
В Ян Томпе в корме, около трубы мы нашли стойку от пушки Гочкинса 37-мм. И целые кассеты снарядиков. С левого борта на грунте лежат ящики с 45-мм снарядами. Палуба МО ближе к корме провалилась Я заплывал в кормовые каюты, там на стенках висят рамки , толи от фото, толи от грамот. Жаль что только рамки. Когда мы осматривали судно, фото у нас небыло, и незнали что ходовая рубка спереди. А так возможно больше было бы интересного. В трюме лежат запчасти или обломки самолета!!!! Я незнаю как он туда попал, но алюминивые куски и колесо есть точно. Лежит глубоко, долго непошвыряешься.
На фото вроде колесо от самолета на Ян Томпе
rspc написал:
Оригинальное сообщение #560286
а с какого плавдока немцы паровозы выгружали
Хороший вопрос-есть даже фото. Этот был железобетонный плавдок, кажется 2-й по порядку, его привели из Одессы, но выгрузить паровозы наши не успели, док бросили с грузом в Николаеве у Кабодажного мола, где он и достался немцам в качестве ценного трофея.
НО это разные доки и на приведенном выше фото - заводской плавдок ССЗ им 61 коммунара.
Вот этот железобетонный док с паровозами, у берега (немецкое фото)
Отредактированно Петрович (09.08.2012 18:32:30)
Елкин А В написал:
rspc написал:
Оригинальное сообщение #560286
а с какого плавдока немцы паровозы выгружали
Вот еще фото того дока-как раз прокладывают временные рельсовы пути для выгрузки паровозов, хорошо видно, что док железобетонный, такие строили в Херсоне до и после войны.
Петрович и rspc!
Чуть раньше публикации в "Морской энциклопедии Одессы" публикую здесь:
Перевозка из Одессы паровозов на доках. В блокированной Одессе в 1941 оказалось большое количество паровозов, а в Николаеве и Херсоне ощущалась их острая нехватка. Тем временем враг продвигался на восток, и из Николаева и Херсона также началась эвакуация плавучих доков. Часть из них была приведена в Одессу, а часть уведена – в порты Крыма. Всего из Николаева удалось вывести один металлический плавдок, а из Херсона восемь железобетонных доков. 05.08.1941 пришел приказ - вывезти из Одессы в Николаев и Херсон 160 паровозов. Для этого выделяли пять доков, среди них один - одесский. На стапель-палубе одесского железного плавучего дока № 2 грузоподъемностью в 4000 т кильблоки и инвентарь заменили четырьмя рядами шпал, на которые уложили рельсы. Все попытки погрузить паровозы с помощью 100-тонного плавкрана не удались, тогда по предложению начальника порта П. Макаренко док перешвартовали к торцу Платоновского мола, на котором разобрали тупик железнодорожной линии, проложили до стапель-палубы рельсы с соответствующим уклоном, позволявшим грузить паровозы. За сутки на плавдоке было размещено 26 паровозов и 10 тендеров (в два ряда от диаметральной плоскости и 10 тендерами заправленными топливом и водой). На доке разместились также 52 локомотивные бригады и 7 августа экспедиция (начальник капитан К. И. Мощинский, его помощник — докмейстер С. А. Лазукин) на буксире у ледокола «С. Макаров» (капитан Д. Т. Чертков) и буксира «Силин» (капитан П. М. Бондаренко). 09.08.1941 этот док прибыл в Николаев и ошвартован к торцу Широкого мола и паровозы ушли на восток. После разгрузки плавдок морским буксиром «Силин» был выведен в Днепро-Бугский лиман, где его поставили на якорь, т.к. немцы вышли к Очакову. Неделю спустя, получив от Днепровской военной флотилии буксирные средства, экспедиция благополучно прошла ночью мимо Очакова, вокруг Кинбурнской косы и через сутки прибыла в Севастополь. 16.08.1941 док прибыл в Севастополь. Тем временем в Одесском порту с торца Платоновского мола загрузили 25 паровозами и 10 тендерами железобетонный док грузоподъемностью в 4000 т прибывший из Херсона Экспедицию по переходу в Николаев возглавил И.К. Омельянов, который шел на буксире «Тайфун», буксировавшим док совместно с ледоколом «№5» и катером «Симеиз». Командиром конвоя был командир отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской военно-морской базы капитан 3 ранга Г. И. Гинсбург. С воздуха конвой прикрывала истребительная авиация. 10 августа вышли из Одессы, от траверза Сычавки до Очакова отбили 11 налетов (сброшено 78 бомб), но когда пришли в Николаев, бои шли уже в районе Варваровки. Док был ошвартован в торце Широкого мола, где и затонул вместе с грузом. Док немцы позже подняли и разгрузили из него паровозы. 12.08.1941 следующий док (4000 т железобетонный) с 39 паровозами и 22 тендерами, ведомый ледоколом «С. Макаров», между мысом Е и Дофиновкой был атакован авиацией, получив повреждения и снесен к берегу, где затонул в трех милях от берега. 13.08.1941 немцы охватили Николаев с северо-востока и эвакуация города была завершена, но из Одессы отправляли очередной док – это был железобетонный док грузоподъемностью в 6000 т (капитан С. В. Котляров) приведенный из Херсона в который загрузили 60 паровозов в 6 рядов. Экспедицию возглавил капитан В. Э. Цильке. Началась буксировка – в море док вывели ледокол «Торос» и буксир «Мартиец». При выводе из порта, атакован с воздуха и, отойдя на три мили от Воронцовского маяка, док не выдержал - стали пропускать трещины, появившиеся ранее в конструкциях от близких разрывов бомб. Отливные средства не справились с поступавшей в отсеки водой, и поняв, что док с грузом спасти не удастся, его отбуксировали в сторону, и 06.09.1941 северо-западнее канала док затонул вместе с грузом в трех милях от Воронцовского маяка. Паровозы с последних двух доков были подняты после войны. Таким образом, из четырех доков с паровозами успешно удалось разгрузить только один – приведенный первым одесский док. Остальные затонули – унеся на дно паровозы, которые в тот сложный момент не попали в руки врага.
Литература.
1. Божур Ю.А. и др. «Имени 50-летия Советской Украины», Одесса, «Маяк», 1973;
2. Вайнер Б.А. «Советский морской транспортный флот в Великой Отечественной войне», Москва, Воениздат, 1989;
3. Материалы Музея морского флота Украины
Автор Алексеев И.В.
Паровозы из-под воды До 1946 пролежали тридцать шесть паровозов в доке на морском дне, до того как одесские водолазы подняли паровозы на поверхность и поставили на рельсы. Каждый из обросших ракушками сказочных чудовищ прошел по железной дороге на буксире через всю Пересыпь до локомотивного депо на станции Сортировочная, где был очищен, отремонтирован и ушел на линию. После восстановления часть из «морских» паровозов разбежалась по стальным магистралям во все концы страны и только три машины остались в Одессе. Тут они числились маневровыми паровозами и работали вплоть до сдачи на лом где-то в шестидесятых годах.
Литература.
Андриевский Николай «Паровозы из-под воды», журнал «Украина» 1946;
Андриевский Николай «Паровозы со дна моря», газета «Вечерняя Одесса», 23 мая 1981 г.
Автор Алексеев Игорь В.
Отредактированно aligvi (09.08.2012 22:12:42)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #573459
где и затонул вместе с грузом
Насчет затонул вместе с грузом-на снимках не скажешь. Бросили как обычно. Или притопили на мелководье, не замочив даже стапель-палубу (док все же, можно менять осадку), а при немцах его осушили в обратном порядке.
Владимир Петрович!
Док, видимо, специально не топили. Как это часто бывает на доках, из-за течей в понтонах, они держатся на плаву пока работают водоотливные средства. Как только водоотливные насосы стали, док с паровозами в Николаеве сам сел на грунт прямо у причала, а так как там не было котлована - из под воды торчали его башни.
По такой схеме при внезапном обесточивании в последние годы утонули два дока на Ильическом СРЗ и один на СРЗ "Украина" в Одессе.
С уважением,
Отредактированно aligvi (10.08.2012 09:16:37)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #573658
утонули два дока
Благодарю, Игорь Викторович. Насчет утонули-как раз по теме настоящей ветки, т.к. эти печальные случаи имели место быть на Черном море?
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #571340
Все фото - как ТОМП, сделаны в январе 1927 в Савоне, Италия (фото с кормы датировано 19,01)
Mitry написал:
Оригинальное сообщение #578744
Есть основания сомневаться, по крайней мере, по этому фото:
Согласен, вся серия может быть разнесена по месту съемки, единственное подписанное фото - на фоне берега, но это никак не Бремен. К сожалению, утратил связь с владельцем фото, сейчас не уточнить детали.
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #579575
сейчас не уточнить детали
Можно попробовать. У меня нашлось 2 фото с этим судном из семейного архива, а так как здесь долго никого не было, то я их выложил в Разном:
Mitry написал:
Оригинальное сообщение #579404
Новые снимки парохода Томп
Скорее всего оба снимка сделаны в одном и том же рейсе его участником