Вы не зашли.
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
В 20.17 утоплен "пароход на 1500 брт" (который СКР-70)
Т.е. получается, что в 20.17 был потоплен не RT-8 "Сельдь", а СКР-70.
Даа, на uboat.net ошибочка вышла...
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
В официальных потерях этот траулер погиб 23 октября в горле Б. моря и позже был поднят.
А причина гибели установлена?
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
Зато атака 752-й 27.8.41 наверное глюк. Хоть Сергеев и приписывает РТ-8, не знаю, откуда он это взял. В официальных потерях этот траулер погиб 23 октября в горле Б. моря и позже был поднят.
Нда, забавно... а причина гибели в официальных источниках не указана?
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
Кста, Ровер оставляет за скобками фактически все неудачные атаки.
Ну да, есть такое дело. Но он был первопроходцем - спасибо ему и за это...
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #393860
А причина гибели установлена?
"Мина или торпеда ПЛ - точные обстоятельства гибели не установлены".
Barrett написал:
Оригинальное сообщение #393861
Ну да, есть такое дело. Но он был первопроходцем - спасибо ему и за это...
Спасибо-то оно спасибо, но подход выглядит довольно странно. Просто взять и почитать его два труда - ASA и ASS - немцы кажутся терминаторами, всаживавшими в цель каждую торпеду, а у союзников какие-то лохи воевали. И пусть объяснения уже в названиях зашифрованы... все равно, неправильно было вот так делать.
Тем более, что отношение к Роверу до сих пор как к богу. Сталкивался у немцев с тем, что они никак не могли поверить в ошибки Р.
igor написал:
Оригинальное сообщение #393877
И пусть объяснения уже в названиях зашифрованы... все равно, неправильно было вот так делать.
Собственно, Вы уже частично на свой вопрос и ответили, действительно "объяснения уже в названиях зашифрованы" ... ну а почему у союзников "атаки вообще", а у Оси - только "успехи" - может, Ровер решил, что по Оси "атаки вообще" не потянет, ибо у ПЛ Оси их всяко больше было, чем у ПЛ союзников. А может ему просто информации недоставало...
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #393819
Наверняка, задача ставилась "не допустить прорыва противника в Кольский залив" или "воспрепятствовать высадке десанта на полуостров Рыбачий". При таких условиях поиск противника эффективнее производить в надводном положении + отсутствие боевого опыта.
Нет, дозорным лодкам ставилась задача на скрытое патрулирование. Дело в другом - в период полярного дня лодке фактически все равно когда именно всплывать для зарядки АБ.
Barrett написал:
Оригинальное сообщение #393821
Как U 132 смогла 18.10 "утопить" судно, которое "в советских источниках считается потерянным от подводного взрыва в проливе Gorlo 26 октября" - ума не приложу...
Не все так просто, как кажется. В справочнике потерь действительно говорится о гибели РТ-8 26 октября в Горле Белого моря во время рыбного промысла. Далее говорится, что обстоятельства гибели не установлены, а в качестве причины называется мина или торпеда с подводной лодки. Но больше всего убивает примечание - "Впоследствии поднят и восстановлен". Единственное дело, на которое ссылается справочник потерь, по-видимому, содержит в себе списки потерь мобилизованных и не мобилизованных вспомогательных судов на СМТ. По "Хронике" РТ-8 ни разу не упоминается.
Короче говоря, совершенно ясно, что точные обстоятельства гибели РТ-8 не известны. Нужны документы рыболовного флота, чтобы знать хотя бы когда вышло судно на промысел. Впрочем, если верно, что оно было поднято и восстановлено, могло и затонуть в порту или у берега по не связанным с войной причинам.
Возможно у ув. dad67 другие данные - при гуглении наткнулся на одну его интернет-публикацию.
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
Зато атака 752-й 27.8.41 наверное глюк. Хоть Сергеев и приписывает РТ-8, не знаю, откуда он это взял.
Вероятно это гипотеза Сергеева в связи с явным отсутствием достоверной информации и уверенности в дате гибели РТ-8 с одной стороны, заявок нашего поста СНиС (книга Сергеева с. 34) о взрыве и гибели судна примерно в то же время, когда У-752 произвела атаку - с другой стороны.
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
Кста, Ровер оставляет за скобками фактически все неудачные атаки.
Да, конечно. Его книга по лодкам "оси" называется "успехи", а по лодкам союзников - "атаки". Почувствуйте разницу
igor написал:
Оригинальное сообщение #393856
Командир доложил попадание в пароход (ЮШАР) через 2 мин. 5 сек. Цель якобы остановилась и накренилась, но затем чудесным образом выпрямилась и дала ход 5 уз.
М.б. кто-нибудь возьмет на себя труд обобщить данные по все удачным и неудачным атакам немецких ПЛ на СМТ в 1941 г.? Было бы здорово.
igor написал:
Оригинальное сообщение #393703
торпеды по наблюдению нем. командира прошли перед вражеской лодкой, во второй атаке в стороне цели наблюдался взрыв, но после него малютка ушла с увеличенной скоростью.
Не совсем понятно - взрыв наблюдался в перископ или был зафиксирован ГАС? И почему на М-175 этого взрыва не отметили?
igor написал:
Оригинальное сообщение #393703
U.652 в первой атаке зафиксировала взрыв через 8 мин. в конце пробега
8 мин хода могла иметь в то время только G7а на режиме 30 узлов. Разве такой режим применяли на ПЛ?
igor написал:
Оригинальное сообщение #393848
Аргунь атакована 3 одиночными выстрелами, из них попали 1 и 3 торпеды
В "Хронике..." про попадание третьей ничего нет. Сергеев конкретно пишет, что третья тоже взорвалась на берегу, а командир счел, что эта третья тоже попала.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #393767
Фантазия-фантазией, но если подходить к вопросу хотя бы с капелькой доверия - ЧТО-ТО всё-таки видели!
Тут не только видеть надо. Интересно, почему не подбирали "обломки" и не брали пробы плавающего масла?
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #393767
В связи с этим вопрос:
Может случайно потревожили какого-нибудь "утопленника" 1-й Мировой?
Он наверняка на угле ходил.
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #393998
Тут не только видеть надо. Интересно, почему не подбирали "обломки" и не брали пробы плавающего масла?
Подбирали по-возможности.
Отредактированно Евгений К (01.06.2011 19:17:17)
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #394005
Подбирали по-возможности.
А есть факты? Особенно про масло.
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #394009
А есть факты? Особенно про масло.
На фото-предметы,подобранные с поверхности после торпедирования U-639 лодкой С-101 28/08/43(обнаружена ГАС).
Поднимались предметы и с U-362,потоплена Т-116 05/09/44(обнаружена визуально,затем ГАС).Эту лодку обследовали наши водолазы в том же сентябре 44-го.От одной из этих лодок,ЕМНИП,не помню точно какой,заполучили даже КТВ.
Отредактированно Tor (01.06.2011 20:06:15)
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #394009
А есть факты? Особенно про масло.
Про масло не знаю. Например после атаки 4 сентября 1941 г. на U.752 подобрали спасательный буй с маркировкой U.73.
Cyr написал:
Особенно про масло.
Вы имели ввиду выделяющийся на пов-ти соляр при повреждении ПЛ?
Отредактированно Tor (01.06.2011 20:17:55)
SeeMin написал:
Оригинальное сообщение #393995
И почему на М-175 этого взрыва не отметили?
Потому же, почему не отметили взрыва на "Тирпице"
SeeMin написал:
Оригинальное сообщение #393995
8 мин хода могла иметь в то время только G7а на режиме 30 узлов. Разве такой режим применяли на ПЛ?
Похоже на слабую попытку командира ПЛ выдать желаемое за действительное. 8 минут явно говорят за то, что взрыв не имел отношения к торпеде.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #394005
Подбирали по-возможности.
Что-то не припоминаю у нас таких случаев с маслом, но могу и ошибаться.
SeeMin написал:
Оригинальное сообщение #393995
В "Хронике..." про попадание третьей ничего нет. Сергеев конкретно пишет, что третья тоже взорвалась на берегу, а командир счел, что эта третья тоже попала.
Так это и было описание с т.зр. командира.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #394031
Что-то не припоминаю у нас таких случаев с маслом, но могу и ошибаться.
Я смутно припоминаю, как-бы такой случай был в 1944 г. при атаке ПЛ нашими ЭМ.
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #393998
Он наверняка на угле ходил.
Даже не вопрос! Но любой механизм всегда чем-то смазывается, и даже на пароходах всегда был запас машинного масла.
Кстати, я сам же на свой вопрос и ответил. Зачем возвращаться?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #393989
Возможно у ув. dad67 другие данные
Сведения с сайта Uboat.net. До сих пор доверял.
Кстати, Алексей Алексеевич Киселёв (Мурманский краевед и преподаватель Мурманского "педа"), в своих книгах пишет округло - "погиб".
Отредактированно dad67 (01.06.2011 22:05:24)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #393989
Вероятно это гипотеза Сергеева в связи с явным отсутствием достоверной информации и уверенности в дате гибели РТ-8 с одной стороны, заявок нашего поста СНиС (книга Сергеева с. 34) о взрыве и гибели судна примерно в то же время, когда У-752 произвела атаку - с другой стороны
погран. пост №-1 "Канин Нос" (4-ый АПО НКВД): "В 13.20 27.08.41 в 15-ти милях западнее м. Канин Нос был виден взрыв судна, идущего с запада на восток. Судно затонуло"
Одним словом, получается что РТ-8 "Сельдь" подорвался на мине? Если взрыв. И потонул. А "немки" в это время далеко. Тогда чья мина и откуда принесло? Хотя бы теоретически. Сомневаюсь, что от банального взрыва котла из-за недосмотра вахты.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #394031
Что-то не припоминаю у нас таких случаев с маслом, но могу и ошибаться
А вообще было ли какое-то положение, обязывавшее поднимать обломки и т.п. на месте атак против ПЛ?
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #394139
Одним словом, получается что РТ-8 "Сельдь" подорвался на мине? Если взрыв. И потонул. А "немки" в это время далеко. Тогда чья мина и откуда принесло? Хотя бы теоретически. Сомневаюсь, что от банального взрыва котла из-за недосмотра вахты.
Пока ничего не получается. Нету уверенности в дате и нету точного места, а так же обстоятельств гибели РТ-8. С учетом этого гадать, как мне кажется, бесполезно.
Нет ли каких-то местной северной литературы по судьбам траулеров?
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #394166
А вообще было ли какое-то положение, обязывавшее поднимать обломки и т.п. на месте атак против ПЛ?
По идее, должно было быть какое-то наставление для противолодочных кораблей, но я на него не натыкался и потому не могу сказать, какие там были изложены требования.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #394175
Нету уверенности в дате и нету точного места
Если допустить, что пост №1 "Канин Нос" не ошибся и подрыв РТ-8 произошёл в 15 милях западнее мыса Канин Нос - тогда как?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #394175
Нет ли каких-то местной северной литературы по судьбам траулеров?
Есть книга А.А. Киселёва и А.И. Краснобаева 1973 года "История Мурманского тралового флота. 1920-1970". Там, как я уже говорил, написано коротко - "погиб со всем экипажем". И ссылка на дело Партархива Мурманской области ф.1, оп.1, д.182, л.1-9 (сейчас в фондах Областного архива, но хранится в помещении бывшего ПАМО на ул. Софьи Перовской) Вряд ли можно найти что-то более подробное - Киселёв собаку съел на краеведении.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #394139
Одним словом, получается что РТ-8 "Сельдь" подорвался на мине? Если взрыв. И потонул. А "немки" в это время далеко. Тогда чья мина и откуда принесло? Хотя бы теоретически. Сомневаюсь, что от банального взрыва котла из-за недосмотра вахты.
Отредактированно Tor (02.06.2011 21:18:37)
теперь, что получилось по августу 1941 г.
6 августа 1941 г.
В 20.15 посыльное судно ПС-70 (бывший РТ-70 «Капитан Воронин») при следовании из Йоканьги в Териберку в 7 милях от маяка Териберского (немецкий квадрат АС 8947) потоплен торпедой подлодки U-652. Спаслись 12 человек. Первая победа немецких подводников в советской Арктике.
7 августа 1941 г.
В 09.23 в точке с координатами СШ=69º57’ ВД=33º52’ (в 10,4 мили к северу от мыса Сеть-Наволок) и в 09.59 в точке с координатами СШ=70º01' ВД=33º33’ (в 17,2 мили к северу от мыса Цып-Наволок) воздушной разведкой отмечалась одна ПЛ противника в надводном положении.
Возможно, самолёты наблюдали уходившую в Киркенес U-81, но сведений о замеченных самолётах нет. (Ждём сведений от Игоря)
Севернее мыса Канин Нос в точке с координатами СШ=68º47’ ВД=43º16’ (получается, в 11,4 мили к ЮГУ от мыса Канин Нос) подводная лодка безрезультатно обстреляла артиллерийским огнём мотобот «Полярник», следовавший в составе каравана судов из Архангельска в Арктику под охраной 2 СКР и ТЩ. Мотобот привёл ПЛ на кормовые КУ и открыл огонь из 45-мм орудия, сделав 14 выстрелов. ПЛ отвернула и погрузилась.
Подлодка U-451 безуспешно атаковала торпедами, а затем артиллерией вооружённый мотобот «Полярник», в бою с которым получила одно попадание 45-мм снаряда в ограждение рубки.
В 23.15 в 40 кбт юго-восточнее мыса Канин Нос наблюдалась ПЛ противника курсом юг.
Возможно, наблюдалась U-451.
8 августа 1941 г.
В 00.10 в районе мыса Канин Нос на курсе 180º наблюдалась ПЛ противника.
Возможно, U-451.
В 03.15 в районе поста Гавриловский наблюдалась ПЛ противника под перископом курсом запад.
Немецких ПЛ в данном месте в данное время не было.
10 августа 1941 г.
В 04.44 радиоразведкой в точке с координатами СШ=69º27’ ВД=39º28’ (в 61 миле к северу от мыса Взглавье) обнаружена ПЛ противника.
В море находились U-451 и U-566, но в это время они обе находились восточнее этой точки.
В 17.00 радиоразведкой в точке с координатами СШ=69º11’ ВД=37º15’ (в 17 милях к северу от мыса Чегодаев) обнаружена ПЛ противника.
Возможно, отмечена U-566 во время перехода на новую позицию, но по сайту Uboat.net она должна была находиться в это время гораздо севернее этой точки.
В 22.12 на линии дозора мыс Святой Нос – мыс Канин Нос у Канинского берега (германский квадрат AW 2352) подлодка U-451 одной торпедой потопила СКР «Жемчуг» (бортовой №27, бывший ПСК-301). Весь экипаж (61 человек) погиб.
11 августа 1941 г.
В 09.33 в точке с координатами СШ=69º28’ ВД=37º34’ (28 миль к северу от острова Харлов) радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Возможно, зафиксирована U-566.
В 15.47 в 4 милях к востоку от острова Кильдин обнаруживалась ПЛ противника.
Западнее позиции U-566. Если предположить, что в 09.33 обнаружена именно она, то к этому времени лодка вряд ли успела бы подойти к острову Кильдин (более 70 миль).
В 21.05 в точке с координатами СШ=69º47’ ВД=34º17’ (5,5 миль к северу от маяка Кильдин-Северный) радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Возможно, U-566, но это западнее назначенной позиции.
В 22.10 в районе Поноя наблюдалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в это время в этом районе не было.
12 августа 1941 г.
В 13.40 СКР «Бриз» на линии мыс Святой Нос – мыс Чёрный атаковал глубинными бомбами ПЛ противника.
Немецких ПЛ в это время в данном районе не было.
В 22.55 в районе острова Нокуев обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данное время в этом районе не было.
13 августа 1941 г.
В 14.30 в районе маяка Кильдин-Восточный обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, U-566, но это западнее её позиции.
В районе Йоканьги в 60 милях по пеленгу 292º от мыса Канин Нос обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данное время в этом районе не было.
16 августа 1941 г.
В 12.30 в районе Вадсё радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе не было.
17 августа 1941 г.
В точке с координатами СШ=70º28’ ВД=31º22’ радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Эта точка на суше, в 1 км севернее бухты Киберг.
19 августа 1941 г.
В 02.14 в точке с координатами СШ=69º57’ ВД=33º45’ (в 10,6 мили восточнее мыса Шарапов и 8,9 мили к северу от мыса Погань-Наволок) радиоразведкой отмечена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
20 августа 1941 г.
С 20.40 до 21.30 в районе Териберки два СКА «МО» безрезультатно атаковали ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
22 августа 1941 г.
С 03.56 до 04.55 в видимости поста Териберка наблюдалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
В 15.50 в 30 милях севернее Териберки обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
25 августа 1941 г.
В 02.05 пост СНиС №141 на мысе Териберский по пеленгу 97º на расстоянии 15 кбт обнаружил ПЛ противника в позиционном положении. Батарея №199 открыла огонь, дав три залпа. Последний дал накрытие. ПЛ погрузилась.
Позиция U-571, но сведений об обстреле нет. Или есть?
В 11.14 на линии ДОЗК мыс Чёрный – мыс Святой Нос в 80 кбт восточнее мыса Чёрный (германский квадрат AW 2270) подлодка U-752 торпедировала дозорный ТЩ Т-898 (бортовой №44, бывший РТ-411 «Ненец»). 41 человек погиб. Двум морякам удалось добраться до мыса Чёрный.
В 16.15 до 20.30 в точке с координатами СШ=69º37’ ВД=34º13’ радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Эта точка на суше, в 1,5 км юго-западнее маяка Кильдин-Северный.
26 августа 1941 г.
С 03.30 до 12.15 в точке с координатами СШ=70º08’ ВД=35º03’ (50,3 мили севернее мыса Териберский) радиоразведкой отмечена ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-571.
В 03.35 дозорный СКР у мыса Сеть-Наволок обнаружил ПЛ в надводном положении. На поиск вышли 3 СКА «МО».
Немецких ПЛ в данное время в этом месте не было.
В 06.02 в 27 милях к северу от мыса Териберский (германский квадрат AC 8915) ПЛ U-571 тяжело повредила ПБ «Мария Ульянова» (бывший т/х «Ян Рудзутак», 3870 брт), шедшую из Архангельска в Мурманск в охранении ЭМ «Урицкий» и «Куйбышев». Торпеда попала в корму судна с правого борта. Эсминцы пробомбили район, после чего подобрали 14 моряков, выброшенных взрывом за борт.
В результате бомбардировки U-571 получила повреждения, из-за которых была вынуждена прервать поход. Какие повреждения?
В 08.30 в точке с координатами СШ=69º55’ ВД=35º10’ (18,3 мили севернее мыса Териберский) наблюдалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-571.
В 20.54 к северу от острова Кильдин обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена уходившая с позиции U-571. Если лодка сразу после всплытия начала переход в базу, то она должна была пройти этот район ещё до 14.00.
27 августа 1941 г.
С 17.36 до 03.14 следующих суток радиоразведкой обнаруживались: одна ПЛ в Горле Белого моря (возможно, U-752); вторая – в точке с координатами СШ=68º28’ ВД=35º28’ (явная ошибка – это на суше, в 32 км северо-северо-восточнее посёлка Ловозеро); третья – в точке с координатами СШ=70º19’ ВД=31º34’ (на суше, в 1 км восточнее бухты Крамвик).
Подлодка U-752 безуспешно атаковала СКР-65 (бортовой №54, бывший РТ-89 «Беломорец») из состава конвоя (?).
что за конвой? в "Хронике" нет.
28 августа 1941 г.
В 18.10 в районе губа Эйна – мыс Пикшуев обнаружен перископ ПЛ.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
29 августа 1941 г.
В 23.02 в районе Териберки отмечалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
30 августа 1941 г.
В 08.24 в точке с координатами СШ=69º41’ ВД=36º41’ (20,7 мили к северу от острова Большой Олений) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-566.
В 23.30 в точке с координатами СШ=69º40’ ВД=34º18’ (1,5 мили севернее маяка Кильдин-Северный) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Это в пределах видимости с маяка. Немецких ПЛ в данном месте в это время не было.
31 августа 1941 г.
В 01.02 ПЛ противника обнаруживалась в точке с координатами СШ=69º36’ ВД=35º22’ (6,9 мили к северу от мыса Териберский).
Возможно, обнаружена U-566.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #394139
Тогда чья мина и откуда принесло?
груз.-пасс. п/х "ПОМОРЬЕ" 810 брт, СГМП. Капитан — С.В.Варакин (погиб).
Дата и место гибели — 22.08.41, Белое море, Кандалакшский зал., у о-ва Большой Седловатый.
Следовал из Кандалакши в Умбу с грузом и пассажирами. Подорвался на минах. Часть людей пыталась добраться до берега на плоту и шлюпке, но из-за шторма спаслось лишь 2 чел. 32 члена экипажа и 30 пассажиров погибли, 14 из них похоронены в Кандалакше.
ЦПА ИМЛ, ф. 473, оп. 1, д. 14. л. 184-185; ЦГАНХ, ф. 8045. оп. 3, д. 1362, л. 62; д. 759, л.385; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 51, л. 53;
Отредактированно Tor (02.06.2011 21:19:17)