Вы не зашли.
Большое спасибо, что приняли участие в обсуждении - профессионального взгляда не хватало. Вместе с тем донесения радиоразведки дают больше вопросов, чем ответов. Один из них: могли ли в качестве ПЛ пеленговаться самолеты, работавшие в радиосети ПЛ?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #396424
Один из них: могли ли в качестве ПЛ пеленговаться самолеты, работавшие в радиосети ПЛ?
Теоретически, при недостаточной квалификации л/с РР - возможно всё ))
(В том смысле, что приходилось видеть и не такое).
Но, чтобы утверждать что-то конкретно - надо смотреть исходные материалы.
В качестве иллюстрации не тему РР (не ПЛ, но м.б. позволит лучше понять некоторые моменты).
В ветке про "Ход конем" есть чудный момент в одном из приведенных документов (перевод ув. Игоря):
= Пришла р/гр 0905/87 от Берегового поста Хеккинген для MNO Тромсё: "Наш линкор, 5 эсминцев, судно снабжения прошли Хеккинген с ЮЗ на СВ в 09.00 на некотором расстоянии".
Это сообщение о проходе кажется излишним. Следует предположить, что адмирал Полярного побережья из соображений секретности не уведомил разные внешние посты о проходе наших тяжелых кораблей. Внешние посты должны были докладывать о каждом проходе в соответствии с общими указаниями. Нужно приказать использовать для такого рода сообщений только проволочную связь, чтобы на береговой волне не увеличивать излишне число посвященных в операцию.=
Классический пример того, как может быть получена информация о местоположении объекта разведки косвенным образом (т.е., без обнаружения и пеленгования самого ИРИ объекта разведки).
Эта "беда", с которой немцы не смогли справиться на Севере практически до конца войны. Например, движение КОН КОН, на радиосвязь которых (до обнаружения противником) накладывались очень строгие ограничения, во многих случаях выявлялось РР СФ именно по докладам постов СНиС. Причем без дешифровки. Характер РДО (адресование, тип шифра, длина сообщения) и последовательная отправка их вполне определенными постами СНиС, расположенными вдоль побережья (при внимательном сопоставлении данной информации), позволяли выявить факт выхода и начала движения КОН в северном или южном направлении.
(Естественно, окончательный вывод делался в сопоставлении с другими разведпризнаками, касающимися действий КОН).
Посмотрел, что пишут про работу РР СФ по ПЛ ПЛ.
Местоопределение ПЛ осуществлялось в основном по данным радиопеленгования.
Следует, однако, учитывать, что радиопеленгаторная сеть РР СФ за время войны изменялась, поэтому возможности РР в разные периоды и в разных районах ТВД были разные.
Выход ПЛ для участия в операциях выявлялся также по результатам перехвата и анализа радиограмм, направляемых в их адрес береговым центром управления ПЛ.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #396418
В общем случае ошибки местоопределения объективно могут быть весьма значительными.
Насколько значительными? Чтобы понимать - какой "люфт" допустИм? Мне, например, уже встретилась ошибка в 35 км. Бывает больше?
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #396418
Для определения местоположения ИРИ требуется не менее двух линий положения (например, два радиопеленга).
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #396520
Следует, однако, учитывать, что радиопеленгаторная сеть РР СФ за время войны изменялась, поэтому возможности РР в разные периоды и в разных районах ТВД были разные.
О чём-то таком догадывался. Когда пошли сведения с Новой Земли и Диксона - там, как правило, ограничивались фразой "по пеленгу ... от такой-то точки отмечена ПЛ". Объяснить это можно наличием только одного пеленга по объекту.
Отредактированно dad67 (10.06.2011 00:05:50)
С вашего разрешения, всё-таки с данными радиоразведки - декабрь 1941 г.
1 декабря 1941 г.
В 08.25 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Хьельмсёйя (коммуна Мосёй).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 18.45 радиоразведкой обнаружена ПЛ у мыса Нордкап.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
3 декабря 1941 г.
В 09.20 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде в точке с координатами СШ=70º03’ ВД=31º18’ (17,3 мили к северу от губы Долгая Щель).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
4 декабря 1941 г.
В 09.15 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
5 декабря 1941 г.
В 12.05 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе мыса Нордкин.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 13.10 в районе острова Кильдин обнаруживалась ПЛ в точке с координатами СШ=69º24’ ВД=34º01’. Три СКА выходили на поиск к северу от острова.
Эта точка на суше, между озером Крутое и высотой 251,4, в 7 км к югу от западного входа в Кильдинскую Салму.
Щ-402 при возвращении в Полярное с позиции в районе Тана-фиорда к северу от острова Кильдин обнаружила перископ ПЛ в расстоянии 10 кбт и начала идти противолодочным зигзагом.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
6 декабря 1941 г.
В 05.35 радиоразведкой обнаружены ЭМ и ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
7 декабря 1941 г.
В 10.40 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Кильдин в точке с координатами СШ=69º22’ ВД=34º40’.
Эта точка на суше, на западном берегу реки Типановка, в 5,5 км южнее губы Медвежьей.
9 декабря 1941 г.
В 23.04 МСК подводная лодка U-134 на переходе из Киля в Киркенес выпустила 2 торпеды по двум судам конвоя в районе Тана-фиорда в точке с координатами СШ=71º09’ ВД=29º25’ (германский квадрат AC 8148) и потопила второй пароход в левой колонне. Атаке подвергся конвой Киркенес – Тромсё в составе «THERESIA L.-M. RUSS» (1694 брт), парусного барка «MAGDALENE VINNEN» (бывший «KOMMODORE JOHNSEN», 3476 брт), «COBURG» и «STEINBEK» в сопровождении СКР V-5902 «POLARSONNE», V-5905 «NORDRIFF» и V-6109 «NORDWIND». Потоплен пароход «STEINBEK» (2185 брт). 12 человек спасены, 36 погибли.
Получилось в 14,2 мили севернее мыса Кьёлнес (коммуна Берлевог). «MAGDALENE VINNEN» - будущий "СЕДОВ".
10 декабря 1941 г.
В 06.42 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Рингвассёйя (губерния Тромсё, коммуны Карлсёй и Тромсё).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
11 декабря 1941 г.
В 12.30 в точке с координатами СШ=69º15’ ВД=36º42’ (5 миль севернее острова Большой Олений) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 14.57 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе мыса Цып-Наволок в точке с координатами СШ=69º38’ ВД=33º28’ (на суше, на восточном берегу озера Сараярви, в 3,5 км южнее губы Одинцова).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
12 декабря 1941 г.
В 04.05 радиоразведкой обнаружена ПЛ в 10 милях восточнее острова Кильдин в точке с координатами СШ=69º30’ ВД=33º54’ (получилось в Кольском заливе, в 5,5 кбт северо-западнее мыса Летинский).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 15.35 радиоразведкой обнаружена ПЛ в 17 милях севернее острова Кильдин в точке с координатами СШ=69º40’ ВД=33º58’ (1,7 мили восточнее мыса Сеть-Наволок).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 23.45 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Возможно, отмечена одна из прибывших в Киркенес лодок – U-134 или U-454.
13 декабря 1941 г.
В 11.00 в точке с координатами СШ=69º30’ ВД=33º55’ (4,5 кбт северо-западнее мыса Летинский) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 12.00 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
В 20.10 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде в точке с координатами СШ=69º52’ ВД=30º34’.
Эта точка на суше, в 4 км севернее посёлка Сванвик и 26 км южнее Киркенеса.
14 декабря 1941 г.
В 03.30 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Лоппском море.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 14.25 радиоразведкой обнаружена ПЛ в северной части Варангер-фиорда, впервые отмечавшаяся на театре.
Возможно, отмечена вышедшая из Киркенеса U-454.
С 19.20 до 19.50 в точках с координатами СШ=69º43’ ВД=34º40’ (в 6 милях севернее мыса Цып-Наволок, возможно U-454) и СШ=71º00’ ВД=29º20’ (на берегу, в 1 км юго-западнее мыса Толлеснесет, коммуна Берлевог, немецких ПЛ в данном районе не было) обнаруживались по одной ПЛ противника.
16 декабря 1941 г.
В 04.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ в южной части Варангер-фиорда.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 13.25 в точке с координатами СШ=69º10’ ВД=37º58’ (20 миль севернее острова Вешняк) обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 20.30 в точке с координатами СШ=69º38’ ВД=36º24’ (16,3 мили севернее Шельпинских островов) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
17 декабря 1941 г.
В 02.50 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Киркенесе.
В Киркенесе в это время были U-134 и U-454.
В 06.59 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
В 09.35 в точке с координатами СШ=69º39’ ВД=35º12’ (8,3 мили севернее мыса Териберский) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 19.00 радиоразведкой обнаружена ПЛ в проливе Фуглёйсундет (губерния Тромсё, пролив между островами Арнёйя, Фуглёйя и Ванна).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
18 декабря 1941 г.
В 01.20 радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º39’ ВД=35º12’ (8,3 мили севернее мыса Териберский).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
С 12.50 до 16.50 радиоразведкой обнаруживались три ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
С 15.35 до 19.45 радиоразведкой обнаружены ПЛ и ТЩ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
19 декабря 1941 г.
В 08.20 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Ингёйя (коммуна Мосёй).
Возможно, зафиксирована U-584 на переходе из Киля.
20 декабря 1941 г.
В 21.05 радиоразведкой обнаружены ЭМ в районе острова Вардё и ПЛ у Вадсё.
Возможно, отмечена шедшая в Нейден-фиорд U-584.
21 декабря 1941 г.
В 01.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Тромсё.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 12.35 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Конгс-фиорде (коммуна Берлевог).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 17.25 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Анд-фиорде (граница губерний Тромсё и Нурлан).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
22 декабря 1941 г.
В 00.05 в точке с координатами СШ=69º54’ ВД=33º00’ (2,9 мили юго-восточнее мыса Шарапов) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 08.45 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Конгс-фиорде (коммуна Берлевог).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 23.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Квалёйя.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
23 декабря 1941 г.
В 13.15 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Вест-фиорде (губерния Тромсё, коммуна Лофотен).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
25 декабря 1941 г.
В 03.00 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе Тромсё.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
26 декабря 1941 г.
В 22.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Ваннёйя (Vanna, коммуна Карлсёй).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
31 декабря 1941 г.
В 12.45 в точке с координатами СШ=68º00’ ВД=60º30’ радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Опять абсурд – точка на просторах Большеземельской тундры в Ненецком автономном округе в 45 км от Хайпудырской губы Баренцева моря.
Игорь, не могли бы Вы озвучить позиции в 1942 году? А то у меня уже вопросы по U-134, U-454 и U-584.
Отредактированно dad67 (10.06.2011 01:33:25)
1 декабря 1941 г.
В 08.25 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Хьельмсёйя (коммуна Мосёй).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 18.45 радиоразведкой обнаружена ПЛ у мыса Нордкап.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Могла быть U.578, которая с 27 ноября до 4 декабря переползала в Берген.
6 декабря 1941 г.
В 05.35 радиоразведкой обнаружены ЭМ и ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
Нет – некому.
9 декабря 1941 г.
В 23.04 МСК подводная лодка U-134 на переходе из Киля в Киркенес выпустила 2 торпеды по двум судам конвоя в районе Тана-фиорда в точке с координатами СШ=71º09’ ВД=29º25’ (германский квадрат AC 8148) и потопила второй пароход в левой колонне. Атаке подвергся конвой Киркенес – Тромсё в составе «THERESIA L.-M. RUSS» (1694 брт), парусного барка «MAGDALENE VINNEN» (бывший «KOMMODORE JOHNSEN», 3476 брт), «COBURG» и «STEINBEK» в сопровождении СКР V-5902 «POLARSONNE», V-5905 «NORDRIFF» и V-6109 «NORDWIND». Потоплен пароход «STEINBEK» (2185 брт). 12 человек спасены, 36 погибли.
Получилось в 14,2 мили севернее мыса Кьёлнес (коммуна Берлевог). «MAGDALENE VINNEN» - будущий "СЕДОВ".
MAGDALENE VINNEN – пароход 4525 брт, бывш. DANSTAFFNAGE, после войны EMPIRE RIBBLE. С барком все наоборот, он был MAGDALENE VINNEN, но переименован в KOMMODORE JOHNSEN.
U.134 сначала стреляла 2 торпедами по створящимся ПХ и ЭМ, затем 2 одиночных по пароходам. Попала 3 или 4 торпеда.
12 декабря 1941 г.
В 23.45 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Возможно, отмечена одна из прибывших в Киркенес лодок – U-134 или U-454.
Невозможно, т.к. они уже 10 часов как пришли.
13 декабря 1941 г.
В 12.00 радиоразведкой обнаружена ПЛ в Варангер-фиорде.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
Нет.
14 декабря 1941 г.
В 14.25 радиоразведкой обнаружена ПЛ в северной части Варангер-фиорда, впервые отмечавшаяся на театре.
Возможно, отмечена вышедшая из Киркенеса U-454.
Очень может быть – вышла в 12.55мск
С 19.20 до 19.50 в точках с координатами СШ=69º43’ ВД=34º40’ (в 6 милях севернее мыса Цып-Наволок, возможно U-454) и СШ=71º00’ ВД=29º20’ (на берегу, в 1 км юго-западнее мыса Толлеснесет, коммуна Берлевог, немецких ПЛ в данном районе не было) обнаруживались по одной ПЛ противника.
Могла ли 454-я дойти за 5 ч дотуда? Она уже 15-го доложила о поломке мотора и похоже вернулась.
17 декабря 1941 г.
В 19.00 радиоразведкой обнаружена ПЛ в проливе Фуглёйсундет (губерния Тромсё, пролив между островами Арнёйя, Фуглёйя и Ванна).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Могла быть U.584 на переходе. Покинула Берген 15.12, пришла 20.12.
19 декабря 1941 г.
В 08.20 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Ингёйя (коммуна Мосёй).
Возможно, зафиксирована U-584 на переходе из Киля.
может быть, хотя она наверное должна была подходить ближе к Киркенесу.
20 декабря 1941 г.
В 21.05 радиоразведкой обнаружены ЭМ в районе острова Вардё и ПЛ у Вадсё.
Возможно, отмечена шедшая в Нейден-фиорд U-584.
Пришла в 13.45мск.
Игорь, не могли бы Вы озвучить позиции в 1942 году? А то у меня уже вопросы по U-134, U-454 и U-584.
Я так понимаю, постоянных районов по типу 1941 не нарезалось, по крайней мере в начале года. Эти три лодки вышли 25.12 вообще к о. Медвежий, ловить караваны, и потом сдвигались на юг, к берегу. Вообще их передали адмиралу Нордмеера, у Адмирала Норвегии теперь про них данных почти нет.
igor написал:
Оригинальное сообщение #396785
Игорь, не могли бы Вы озвучить позиции в 1942 году? А то у меня уже вопросы по U-134, U-454 и U-584.
Я так понимаю, постоянных районов по типу 1941 не нарезалось, по крайней мере в начале года. Эти три лодки вышли 25.12 вообще к о. Медвежий, ловить караваны, и потом сдвигались на юг, к берегу. Вообще их передали адмиралу Нордмеера, у Адмирала Норвегии теперь про них данных почти нет.
Да, с 1942 г. немцы перешли на Севере к групповому методы, т.е. завесам ПЛ - таким же как и в Атлантике. К позиционному методу они вернулись только к концу 1944 г.
igor написал:
Оригинальное сообщение #396785
Могла быть U.578, которая с 27 ноября до 4 декабря переползала в Берген.
Вряд ли. От Киркенеса до Бергена порядка 1050-1100 миль. Лодке понадобилось для этого расстояния около 7 дней или 168 часов (что тоже маловероятно - не с точностью до часа она же пришла?). Делим, получаем скорость на переходе 6-7 узлов. От Киркенеса до Нордкапа около 180 миль. При вычисленной скорости U-578 прошла этот район через 30 часов, т.е. 28-го или 29-го рано утром. Это очень приблизительно, но зазор в 2-3 дня всё-равно великоват. Вывод - не она. Если сообщите точное время выхода-прибытия могу сделать точнее. Но надо?
igor написал:
Оригинальное сообщение #396785
MAGDALENE VINNEN – пароход 4525 брт
Понял, спасибо.
igor написал:
Оригинальное сообщение #396785
Могла ли 454-я дойти за 5 ч дотуда?
Нет. Для этого надо было лететь ходом 23 узла. Вывод - контакт ложный.
igor написал:
Оригинальное сообщение #396785
Могла быть U.584 на переходе.
Кроме того, что на переходе из Бергена нет смысла заходить в пролив Фуглёйсундет, по той же арифметике - скорость на переходе около 12 узлов. От Бергена до острова Фуглёйя около 760 миль, получаем 63 часа или 2 суток и 15 часов. Т.е. тот район U-584 прошла вечером 17-го.
Район острова Ингёйя при тех же раскладах получается через 2 суток и 22 часа. Т.е. 18-го точно.
Конечно, всякое возможно, но второй контакт - точно ложный. Первый - потенциально возможен. Лодка могла оказаться в этом проливе только если заходила в Тромсё.
январь 1942 г.
2 января 1942 г.
В 08.48 в 300 км северо-западнее острова Ян-Майен в точке с координатами СШ=74º09’ ВД=19º10’ (германский квадрат АВ 6362) подлодка U-134 потопила британский п/х «Waziristan» (5135 брт), отставший от конвоя PQ-7A. С лодки наблюдали, что экипаж покинул судно до того, как в 09.20 оно переломилось и затонуло. Однако все 47 членов экипажа пропали без вести. Первая потеря союзных конвоев.
Получилось, что в 15 милях к югу от острова Медвежий.
3 января 1942 г.
В 06.53 при входе в губу Ура ТР «Пролетарий» (1123 брт) был атакован ПЛ противника. Торпеда прошла перед форштевнем судна по направлению от мыса Толстик (самая северная точка острова Шалим).
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
10 января 1942 г.
В 09.22 при следовании на позицию в Варангер-фиорде севернее полуострова Рыбачий в точке с координатами СШ=70º09’ ВД=32º50’ (германский квадрат АС 8493) подлодка U-584 потопила подводную лодку М-175. Весь экипаж (21 человек) погиб.
12,8 мили северо-восточнее мыса Кекурский (восточный входной мыс Вайда-Губы).
14 января 1942 г.
В 14.00 пост СНиС в районе губы Вичаны обнаружил перископ ПЛ.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
17 января 1942 г.
В 08.32 в точке с координатами СШ=68º41’ ВД=38º58’ (германский квадрат AW 2244) подлодка U-454 одной торпедой потопила рыболовный траулер РТ-68 «Енисей». Носовая часть судна оторвалась и затонула. Кормовая часть затонула в 08.43 после удара четвёртой торпеды. 2 человека погибли, 32 выживших (из них 4 ранены) на спасательных шлюпках добрались до губы Варзина.
2,4 мили на северо-северо-запад от мыса Чёрный и 2,7 мили северо-восточнее острова Нокуев. От губы Варзина получилось 4,8 мили.
В 20.46 в 20 милях восточнее мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º16’ ВД=36º08’ (германский квадрат АС 8952) подлодка U-454 одной торпедой повредила британский п/х «Harmatris» (5395 брт). Судно загорелось, но пожар быстро ликвидировали и на буксире тральщика HMS «Speedwell» (J87) повели в Кольский залив.
1,5 мили севернее мыса Ярнышный. От Териберки по прямой – 19,9 мили.
В 23.42 по пеленгу 111º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
19 января 1942 г.
В 00.25 в 7,5 милях северо-восточнее мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º21’ ВД=35º24’ (германский квадрат АС 8945) подлодка U-454 потопила ЭМ HMS «Matabele» (G26) из эскорта конвоя PQ-8. Торпеда ударила в корму корабля. ЭМ затонул в течение 2 минут.
В Териберской губе, в 2,9 мили северо-восточнее села Лодейное. От мыса Териберский получилось 3 мили ЮГО-восточнее. Ошибка с координатами. Конвой не заходил в Териберскую губу.
В 14.50 в бухте Сторстейнбукт К-22 обнаружила ТР на якоре. До 15.25 шестью торпедами безуспешно атаковала сидевший на мели с 10 января ТР «Mimona» (1147 брт). В 15.35 был обнаружен ТР «Vaaland» (106 брт), совершавший почтово-грузовой рейс Тромсё – Вадсё. В 15.46 лодка всплыла и артиллерией потопила его и подожгла ранее атакованный транспорт. В 15.52 в точке с координатами СШ=70º50’ ВД=29º20’ (на суше, в 2,7 км восточнее озера Геднъяярви, коммуна Берлевог, в 18 км южнее залива Страумен) транспорт затонул. С берега К-22 была обстреляна мелкокалиберной артиллерией. На отходе из фиорда в надводном положении была четыре раза безрезультатно атакована ПЛ противника и в 16.44 выстрелила четыре 45-мм снаряда по показавшейся рубке вражеской ПЛ.
Ошибка порядка 35 км на юг! Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
22 января 1942 г.
В 13.50 акустик подлодки К-22, находившейся в Тана-фиорде, на КУ=60º правого борта зафиксировал шумы ПЛ. в 14.05 шум затих.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
26 января 1942 г.
В 09.15 к западу от острова Кильдин СКР «Мгла» (бортовой №26, бывший РТ-38 «Стрелок») обнаружил перископ ПЛ и безрезультатно атаковал её глубинными бомбами.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 09.20 в районе мыс Сеть-Наволок – остров Кильдин обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
29 января 1942 г.
В 22.55 в районе Вардё М-173, следуя курсом 310º, на дистанции 7-8 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
17 января 1942 г.
В 23.42 по пеленгу 111º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
U.585 вышла в 16.00 15.1.42 в район 33°00' O, 34°20' O, 70°30' N, берег. Вероятно, это она?
19 января 1942 г.
В 00.25 в 7,5 милях северо-восточнее мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º21’ ВД=35º24’ (германский квадрат АС 8945) подлодка U-454 потопила ЭМ HMS «Matabele» (G26) из эскорта конвоя PQ-8. Торпеда ударила в корму корабля. ЭМ затонул в течение 2 минут.
В Териберской губе, в 2,9 мили северо-восточнее села Лодейное. От мыса Териберский получилось 3 мили ЮГО-восточнее. Ошибка с координатами. Конвой не заходил в Териберскую губу.
В Хронике и справочнике потерь 7,5 миль от маяка Териберский, а не от мыса. Координаты там и там 69.21 – 35.27.
29 января 1942 г.
В 22.55 в районе Вардё М-173, следуя курсом 310º, на дистанции 7-8 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
Данных нет. В Киркенесе в это время была U.134, в КТВ ее выходы не отмечены, но это не 100% гарантия.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #396552
Насколько значительными? Чтобы понимать - какой "люфт" допустИм? Мне, например, уже встретилась ошибка в 35 км. Бывает больше?
Термин - "допустИм" - в данном случае не очень подходит. Тут уж, как получилось, так и получилось. Действуют ведь объективные законы физики и математики, которые не шибко перешагнешь.
Точность местоопределения ИРИ очень сильно зависит от точности пеленгования каждым из участвующих в работе РРП (разведывательных радиопеленгаторов) и от взаимного расположения РРП и ИРИ. Последнее влияет на величину угла, под которым пересекаются линии пеленгов (в идеале этот угол должен быть близок к 90 град). Если угол пересечения пеленгов очень острый или очень тупой - это приводит к значительному возрастанию эллипсов ошибок. Обычно считают, что допустимым является угол пересечения 30-150 град.
Точность пеленгования очень сильно зависит от выбора места и условий установки РРП (его антенны). В условиях реальной установки - РРП всегда пеленгует объект с некоторой ошибкой, величина которой для данного РРП различна для разных частот и разных направлений на ИРИ. Поэтому для каждого РРП составляются кривые ошибок (девиации), которые дают величину и знак поправки к пеленгам в зависимости от чатоты и направления. Считается, что ошибки не должны превышать по абсолютной величине 4-5 град. Если при снятии девиации ошибки оказываются больше - это значит, что место для РРП выбрано неудачно. Но, ... увы... выбор места существенно зависит и от ряда других факторов, удовлетворительный учет которых в комплексе (совместно) не всегда оказывается возможен. В реале девиация может достигать очень больших величин (при установке РРП на боевых кораблях иногда возникают ситуации, когда пеленгование на некоторых частотах и в некоторых секторах вообще при данной установке антенны РРП оказывается по этой причине невозможно).
На точность пеленгования влияют и другие факторы. Например, пеленгование поверхностной волной в условиях, когда линия пеленга несколько раз пересекает границу раздела вода/суша является нежелательным.
Чтобы оценить возможные линейные размеры ошибок местоопределения, можете сами порисовать картинки, на которых нанесите два пеленга, относительно которых слева и справа нанесите линии ошибок (величину ошибки пеленгования задайте неким условным углом +/- альфа). Вы получете в итоге не точку, а некий четырехугольник ошибок, в пределах которого может находиться пеленгуемый объект. Максимальная линейная ошибка будет равна наибольшему из отрезков от точки нахождения ИРИ (точка пересечения пеленгов) до вершин четырехугольника. Если Вы станете менять положение ИРИ относительно РРП, Вы увидите, как будут меняться максимальная линейная ошибка. Естественно, величина линейной ошибки существенно зависит от дальности до пеленгуемого ИРИ.
В условиях реального радиопеленгования приведенная Вами линейная ошибка в 35 километров является, увы, не самой большой.
Отредактированно Мамай (11.06.2011 12:59:47)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #396552
Когда пошли сведения с Новой Земли и Диксона - там, как правило, ограничивались фразой "по пеленгу ... от такой-то точки отмечена ПЛ". Объяснить это можно наличием только одного пеленга по объекту.
Скорее всего, так и есть. В условиях Севера очень часто бывает, что одна радиостанция слышит объект, а другие - нет. Кроме того, приемники РРП не являлись панорамными, а значит каждый приемник на своем РРП мог быть настроен в конкретный момент времени на разные частоты, и по этой причине услышал объект и запеленговал его только один РРП.
В работах по истории РР СФ указывается, что в начале ВОВ имелось 5 береговых радиопеленгаторных пунктов: Цып-Наволок (БРП-02), Медвежьегорск (БРП-05), Териберка (БРП-01), Мудьюг (БРП-04), Канин Нос (БРП-03).
Как видно по карте, их расположение не обеспечивает хорошее пересечение пеленгов во всех, интересующих РР СФ районах.
Чуть позднее, при подготовке тыловой позиции (на случай эвакуации БРО СФ), был оборудован БРП на Соловецких островах (за счет передислокации БРП-05).
В сентябре 1942 года был оборудован еще один БРП - на Новой Земле (Губа Белушья, БРП-06). Его ввод позволил значительно улучшить пеленгаторную базу РР СФ, т.к. этот БРП обеспечивал получение секущих пеленгов по акватории Баренцева моря.
В середине 1943 года были созданы БРП на м. Святой Нос (БРП-07, за счет расформирования БРП на о. Мудьюг), БРП на м. Желания (Новая Земля, БРП-08) и БРП на о. Диксон (БРП-09). Некоторое время существовал также пункт на м. Челюскин (БРП-10).
В июне 1944 г. БРП получили новую нумерацию: БРП-61 (Териберка), БРП-62 (Цып-Наволок), БРП-63 (Канин-Нос), БРП-65 (Соловки), БРП-66 (Губа Белушья), БРП-67 (м. Святой Нос), БРП-68 (м. Желания), БРП-69 (Диксон).
В октябре 1944 г. БРП-68 и БРП-69 были свернуты, а л/с и м/ч передислоцированы в отряд (Горячие Ручьи).
В августе 1944 г., на основе расформированного приемного центра № 2 (ПЦ-2) БРО СФ, обслуживавшего Беломорскую флотилию (некоторое время существовал как БРО Беломорской флотилии), был сформирован БРП-64 (Исакогорка).
Осенью 1944 г. некоторое время существовал БРП в районе Кандалакши (ст. Пин-озеро) - работал конкретно по Варангер-фьерду и по сухопутному фронту в районе БД.
Отредактированно Мамай (11.06.2011 22:20:07)
Очень интересная тема!В этих широтах весьма сложная геомагнитная обстановка(прошу не бить за не профессиональный термин),которая накладывала определённые проблемы на имеемое оборудование.Специалисты служившие там в 50х рассказывали о многих феноменах:то пеленгуют и слышат источник за 300 км,а то не могут справиться со своим,в 30 км.Вроде только в конце 60х справились окончательно.
Уважаемому Мамаю - спасибо! Исчерпывающие ответы.
февраль 1942 г.
10 февраля 1942 г.
В 10.05 в 200 метрах к югу от маяка Кильдинский-Западный часовой батареи №195 обнаружил показывавшийся трижды перископ ПЛ.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 15.50 подлодка противника наблюдалась в районе острова Харлов.
Возможно, U-585.
11 февраля 1942 г.
В 08.50 возвращаясь из-за шторма с линии ДОЗК мыс Канин Нос – мыс Святой Нос в 22 милях к северо-востоку от мыса Святой Нос СКР-23 (бортовой №78, бывший РТ-57 «Смена») обнаружил ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
13 февраля 1942 г.
В точке с координатами СШ=71º45’ ВД=31º54’ (65,7 мили к северу от Вардё) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
21 февраля 1942 г.
В 09.20 на Кильдинском плёсе в точке с координатами СШ=69º26’5” ВД=34º10’ (это на берегу, в 3,8 км на юг-юго-восток от устья ручья Тресчаный) наблюдалась ПЛ противника под перископом.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 18.50 к востоку от острова Кувшин в губе Западная Лица обнаруживалась ПЛ противника под перископом.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
27 февраля 1942 г.
С 10.50 до 12.35 пост Гавриловский наблюдал ПЛ противника. СКР «Бриллиант» (бортовой №29, бывший ПСК-303) и две пары МБР-2 произвели её поиск. Первая пара самолётов обнаружили и сбросили на ПЛ 4 ПЛАБ-100.
Возможно, обнаружена U-456.
28 февраля 1942 г.
В 18.15 батарея №829 на острове Харлов по пеленгу 18º на дистанции 90 кбт обнаружила бурун перископа ПЛ. Батарея выпустила 2 снаряда по предполагаемому перископу.
Возможно, обнаружена U-436.
igor написал:
Оригинальное сообщение #396910
U.585 вышла в 16.00 15.1.42
От Киркенеса до мыса Цып-Наволок около 80 миль. Если на переходе держать скорость 11-12 узлов, то требуется от 6,5 до 7 с лишним часов - очень даже по времени подходит!
igor написал:
Оригинальное сообщение #396910
В Хронике и справочнике потерь 7,5 миль от маяка Териберский, а не от мыса. Координаты там и там 69.21 – 35.27.
Маяк и мыс Териберский - одно и то же. Маячная башня находится на самой оконечности мыса. Приведённые координаты - на берегу возле устья реки Орловка, ещё глубже в губу Териберскую. Тут явно ошибка в источнике.
Отредактированно dad67 (12.06.2011 01:58:21)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #396872
19 января 1942 г. В 00.25 в 7,5 милях северо-восточнее мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º21’ ВД=35º24’ (германский квадрат АС 8945) подлодка U-454 потопила ЭМ HMS «Matabele» (G26) из эскорта конвоя PQ-8. Торпеда ударила в корму корабля. ЭМ затонул в течение 2 минут.
Ошибочка.
http://www.uboat.net/allies/merchants/ships/1257.html
17 ЯНВАРЯ.
В 23 ч. 25 м. эскадренный миноносец МАТАБЕЛЕ в 7.5 милях к норд-осту от маяка Тери-берский, в ш=69°21', и д=35°27', был потоплен двумя торпедами подводной лодки противника со всем личным составом. (Дело № 270, л. 116.)
igor написал:
Оригинальное сообщение #396910
29 января 1942 г.
В 22.55 в районе Вардё М-173, следуя курсом 310º, на дистанции 7-8 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было. Боевая подготовка?
Данных нет. В Киркенесе в это время была U.134, в КТВ ее выходы не отмечены, но это не 100% гарантия.
Согласно КТВ Адмирала Нордмеер никаких выходов в этот день в связи с плохой погодой.
Я так понимаю, что по февралю никаких возражений нет?
март 1942 г.
1 марта 1942 г.
В 05.30 радиоразведкой отмечалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º51’ ВД=35º50’ (18,2 мили севернее острова Зеленецкий).
Возможно, обнаружена U-436.
В 13.40 северо-восточнее мыса Териберский в квадрате АС 8948 подлодка U-436 выстрелила три торпеды по обнаруженному пароходу. Через 45 и 47 секунд отмечены два взрыва и зафиксировано потопление судна.
Возможно, жертвой U-436 стал рыболовный траулер РТ-19 «Коминтерн» (577 брт).
2 марта 1942 г.
В 13.37 радиоразведкой отмечена ПЛ в точке с координатами СШ=70º06’ ВД=36º24’ (56 миль к северу от мыса Ярнышный).
U-456 или U-436?
3 марта 1942 г.
При возвращении в Полярное подлодка Щ-404 к северу от мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º25’ ВД=35º10’ (1,1 мили к западу от мыса Териберский) обнаружила ПЛ противника.
U-456 или U-436?
4 марта 1942 г.
В 12.15 радиоразведкой отмечена ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º34’ ВД=37º17’ (29,9 мили севернее губы Чегодаевка).
Возможно, обнаружена U-456.
В 22.35 в точке с координатами СШ=69º47’ ВД=36º08’ (20 миль севернее мыса Ярнышный) радиоразведкой отмечалась ПЛ, обнаруженная в 12.15.
U-436 или U-456?
6 марта 1942 г.
На переходе в Кольский залив из губы Порчниха ТЩ HMS «Speedwell» (J87) и HMS «Niger» (J73) обнаружили и пытались таранить ПЛ противника, шедшую за ЭМ «Громкий» в надводном положении. Лодка успела погрузиться, на неё были сброшены глубинные бомбы.
U-436 или U-456?
9 марта 1942 г.
В 09.20 в точке с координатами СШ=69º30’ ВД=35º48’ (4,7 мили северо-восточнее губы Опасова) обнаружена ПЛ противника под перископом.
U-436 или U-456?
В 14.45 в точке с координатами СШ=60º19’ ВД=37º07’ обнаружена ПЛ под перископом.
Это на берегу, в 2,7 км западнее пос. Мегринский Белозерского района Вологодской обл.. Если изменить широту на 69, тогда получается 19,2 мили севернее губы Золотая. U-436 или U-456?
10 марта 1942 г.
С 06.50 до 10.05 радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º23’ ВД=37º04’ (17 миль северо-восточнее острова Большой Олений).
U-436 или U-456?
В 08.50 в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=37º35’ (21,4 мили севернее острова Харлов) радиоразведкой отмечалась ПЛ противника.
U-436 или U-456?
В 22.25 в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=38º26’ (31,8 мили северо-восточнее губы Захребетная) отмечена ПЛ, обнаруженная в 08.50.
U-436 или U-456?
В 23.10 радиоразведкой обнаружена ПЛ в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=38º14’ (29,9 мили северо-восточнее губы Захребетная).
U-436 или U-456?
14 марта 1942 г.
В 00.40 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в 58 милях к северу от мыса Святой Нос в точке с координатами СШ=69º05’ ВД=39º20’ (55,5 мили северо-северо-западнее мыса Святой Нос).
Возможно, обнаружена U-436.
В 11.15 в 15 кбт к северу Териберки обнаружен перископ ПЛ.
Возможно, обнаружена U-456.
15 марта 1942 г.
В 03.45 по пеленгу 86º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
В 03.50 по пеленгу 326º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Подлодка U-585 вышла из Киркенеса на перехват конвоя PQ-13. Может, она?
16 марта 1942 г.
В 03.10 северо-западнее острова Сёрёйя в точке с координатами СШ=70º55’ ВД=22º10’ (2,5 мили на запад-юго-запад от бухты Борвика, коммуна Хасвик, западный берег острова Сёрёйя) радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 15.40 в точке с координатами СШ=71º19’ ВД=35º02’ (117,3 мили к северу от острова Малый Олений) радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
18 марта 1942 г.
В точке с координатами СШ=69º44’ ВД=34º01’ (5 миль северо-западнее маяка Кильдин-Северный) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-456.
19 марта 1942 г.
В 09.50 в районе островов Гавриловских обнаружена ПЛ противника в надводном положении.
Возможно, U-585.
В 18.00 к северу от острова Кильдин обнаруживалась ПЛ в надводном положении.
Возможно, U-456.
В 18.30 по пеленгу 350º в расстоянии 200 кбт от острова Кильдин обнаруживалась ПЛ в надводном положении.
Возможно, U-456.
22 марта 1942 г.
В 07.25 в районе Киркенеса акустик М-171 зафиксировал шум винтов ПЛ по пеленгу 350º. В 07.35 в перископ на дистанции 21 кбт обнаружена рубка ПЛ типа U-25, шедшей в надводном положении курсом юго-запад в направлении Киркенеса. В 07.45 в точке с координатами СШ=70º02’ ВД=30º27’ (на берегу, в 2,7 км южнее реки Скаллельва, коммуна Вадсё) подводная лодка М-171 выпустила две торпеды по ПЛ противника. В перископ наблюдалась погружавшаяся рубка, но осмотр места атаки не производился из-за близости вражеских СКА.
Возможно, безуспешно атакована U-456.
24 марта 1942 г.
В 22.23 в Баренцевом море в 60 милях юго-восточнее острова Медвежий при попытке выйти в атаку по конвою QP-9 в точке с координатами СШ=73º00’ ВД=21º00’ (83,3 мили на юго-юго-восток от мыса Стаппен острова Медвежий) тараном британского ТЩ HMS «Sharpshooter» (J68) потоплена германская ПЛ U-655. Весь экипаж (45 человек) погиб. Тральщик получил повреждения, но продолжил самостоятельное движение в ордере конвоя. Лодка была обнаружена в разрыве снежных зарядов на дистанции около 300 метров.
Подлодка U-585 в точке с координатами СШ=70º21’ ВД=33º30’ (28,4 мили севернее мыса Цып-Наволок) была атакована глубинными бомбами трёх британских кораблей и получила повреждения всех носовых торпедных аппаратов.
Кто атаковал?
25 марта 1942 г.
В 18.00 СКР «Град» (бортовой №21, бывший РТ-82 «Димитров») на линии дозора маяк Кильдин-Восточный – мыс Цып-Наволок в точке с координатами СШ=69º33’ ВД=33º30’ (на берегу в районе горы Кислая, в 5,3 км северо-западнее Кувшинской Салмы) обнаружил и безуспешно атаковал ПЛ противника.
Возможно, атакована U-435.
27 марта 1942 г.
В 23.20 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в районе Кильдинского плёса.
Возмозжно, U-435.
28 марта 1942 г.
В 08.02 МСК подлодка U-209 в точке с координатами СШ=73º20’ ВД=23º50’ (квадрат АС 4525, 129 миль севернее скалы Вестерскьер острова Ингёйя) заметила 2 больших парохода и 2 СКР. Лодка была замечена вооружённым траулером HMS «Blackfly» (FY117), сопровождавшим отставший от конвоя PQ-13 польский пароход «Tobruk» (7048 брт), но орудия на корабле обмёрзли и открыть огонь не получилось. На погрузившуюся ПЛ траулер сбросил 2 глубинные бомбы, из которых только одна взорвалась. В 08.42 лодка выпустила по кораблю торпеду из кормового ТА, но так же безрезультатно. Вскоре в снежном заряде лодка потеряла из видимости надводные корабли.
В 13.50 СКР «Рубин» (бортовой №28, бывший ПСК-302) и в 17.05 СКР «Смерч» вышли на поиск ПЛ противника в районе остров Кильдин – Териберка. По обнаруженным шумам было сброшено 35 глубинных бомб.
Возможно, атакована U-454.
В 22.20 на подходах к Кольскому заливу наблюдалась ПЛ противника в надводном положении.
Возможно, U-435.
29 марта 1942 г.
В 06.39 в Варангер-фиорде акустик М-171 зафиксировал шум винтов по пеленгу 285º. В 06.42 в перископ обнаружила, и в 06.50 безуспешно атаковала ПЛ противника, шедшая курсом 110º в надводном положении.
Предположительно, атаке подверглась U-585.
В 08.50 МСК подводная лодка U-378 была обстреляна противником.
Кто обстреливал?
В 09.30 в районе мыса Нордкин Щ-422 на курсе 306º по пеленгу 10º на дистанции 70 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении. В 14.10 на курсе 336º вновь обнаружена ПЛ противника по пеленгу 330º на дистанции 70 кбт. Атака не предпринималась из-за опасения спутать ПЛ с Щ-421, следовавшей на позицию.
Возможно, обнаружена U-376, совершавшая переход из Хельголанда в Киркенес.
В 11.40 МСК на переходе в Кольский залив ЭМ HMS «Fury» (H76) в точке с координатами СШ=72º15’ ВД=34º22’ (166,7 мили севернее острова Кильдин) обнаружил и безуспешно атаковал вражескую лодку.
Атаке подвеглась U-378, без повреждений.
В 12.03 британские тральщики HMS «Hussar» (J82) и HMS «Gossamer» (J63) обнаружили в точке с координатами СШ=71º48’ ВД=37º02’ (134,8 мили северо-восточнее губы Скорбеевской) вражескую подлодку и до 13.44 преследовали её, сбросив 30 глубинных бомб. Отмечены 2 подводных взрыва. Лодка считалась уничтоженной.
U-209 не получила повреждений.
В 15.36 МСК подводная лодка U-376 неудачно атаковала конвой.
Координаты и объект атаки известны?
В 20.50 тральщик Т-882 (бортовой №36, бывший РТ-72 «Ленинград») обнаружил ПЛ противника в квадрате 5348.
Где этот квадрат? Полагаю, что ТЩ был дозорным?
С 21.00 в Кольском заливе в районе острова Большой Олений обнаруживались шумы, предположительно, ПЛ противника. Поиск результатов не дал.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
30 марта 1942 г.
В Баренцевом море к северу от Мурманска точке с координатами СШ=70º00’ ВД=34º00’ (37 миль севернее острова Кильдин) на дрейфующей мине, сорванной с германского заграждения «Bantos-A», подорвалась и затонула ПЛ U-585. Весь экипаж (44 человека) погиб.
В 10.07 северо-восточнее устья Кольского залива в точке с координатами СШ=70º55’ ВД=37º18’ (германский квадрат АС 8533, 89,1 мили северо-восточнее мыса Териберский) подлодка U-376 трёхторпедным залпом потопила отставший от конвоя PQ-13 британский п/х «Induna» (5086 брт). От попадания одной торпеды судно загорелось, но осталось на плаву. В 11.32 и 11.40 пароход получил ещё две торпеды, после чего затонул.
В 12.36 подлодка U-456 выпустила 4 торпеды по отставшим транспортам «Mana» и «Effingham». В точке с координатами СШ=70º28’ ВД=35º44’ (германский квадрат АС 8646, 62,6 мили севернее мыса Териберский) одна торпеда попала в правый борт американского п/х «Effingham» (6421 брт) в районе 4-го трюма. Судно начало оседать на корму. 43 члена экипажа и военной команды покинули судно на 2 спасательных шлюпках, при этом 2 человека упали за борт и утонули.
Вскоре повреждённый «Effingham» обнаружила U-435, которая сначала промахнулась двумя торпедами. В 14.19 в 65 милях севернее острова Кильдин третья торпеда попала в нос транспорта, и через 2 минуты четвёртая торпеда отправила «Effingham» на дно.
В 19.15 на Кильдинском плёсе в точке СШ=69°36’ ВД=34°03’ (на берегу, 700 метров севернее посёлка Верхний Кильдин) ЭМ «Гремящий» и «Сокрушительный» и 2 английских ТЩ, охраняя 9 ТР конвоя PQ-13, обнаружили ПЛ противника под перископом. ЭМ «Гремящий» сбросил на нее 8 больших и 4 малые глубинные бомбы.
Атаке подверглась U-435, практически не пострадавшая при бомбардировке.
В 20.13 в условиях плохой видимости в районе острова Кильдин подлодка U-456 была обнаружена советским самолётом, сбросившим 5 бомб. Лодка повреждений не получила, уклонилась срочным погружением.
Это с Uboat.net. Кто бомбил?
31 марта 1942 г.
В 01.10 радиоразведкой отмечалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=35º00’ (51,5 мили севернее острова Малый Олений).
U-209 или U-376?
В 03.55 радиоразведкой зафиксирована ПЛ в точке с координатами СШ=69º50’ ВД=34º14’ (7,3 мили севернее маяка Кильдин-Северный).
Возможно, обнаружена U-435.
В 21.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º22’ ВД=34º35’ (51 мили севернее маяка Кильдин-Северный).
U-209 или U-376?
Дополнительный вопрос: когда немцы переводили время на летнее - с 1-го числа или последнего выходного? Здесь всё считалось по "зимнему варианту".
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #397628
Я так понимаю, что по февралю никаких возражений нет?
Времени нет. Про возражения еще не знаю
В 15.50 подлодка противника наблюдалась в районе острова Харлов.
Возможно, U-585.
Она у о. Медвежий вроде была до ухода с позиции.
13 февраля 1942 г.
В точке с координатами СШ=71º45’ ВД=31º54’ (65,7 мили к северу от Вардё) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Это все будто нарочно. 13 обнаруживают, но на самом деле никого не было. Зато и 15 и 16 лодки приходили с запада в Киркенес – но их не видят!!
27 февраля 1942 г.
С 10.50 до 12.35 пост Гавриловский наблюдал ПЛ противника. СКР «Бриллиант» (бортовой №29, бывший ПСК-303) и две пары МБР-2 произвели её поиск. Первая пара самолётов обнаружили и сбросили на ПЛ 4 ПЛАБ-100.
Возможно, обнаружена U-456.
Это точно была она. Кстати, в 8.20 26.2 неудачно атаковала 3 торпедами тральщик. 1 торпеда вообще не вышла, взрыва 2 других не последовало.
Интересно, что 436-я в тот день примерно в то же время тоже ныряла от 2 самолетов, кв. AC8676. Даже взрыв слышали, но очень далеко.
28 февраля 1942 г.
В 18.15 батарея №829 на острове Харлов по пеленгу 18º на дистанции 90 кбт обнаружила бурун перископа ПЛ. Батарея выпустила 2 снаряда по предполагаемому перископу.
Возможно, обнаружена U-436.
Подходила к берегу но взрывов никаких не докладывала.
2 марта 1942 г.
В 13.37 радиоразведкой отмечена ПЛ в точке с координатами СШ=70º06’ ВД=36º24’ (56 миль к северу от мыса Ярнышный).
U-456 или U-436?
Вторая, если вообще лодка. Первой дали полосу 34°20' O и 35°20' O, второй 35°20' O и 36°40' O.
3 марта 1942 г.
При возвращении в Полярное подлодка Щ-404 к северу от мыса Териберский в точке с координатами СШ=69º25’ ВД=35º10’ (1,1 мили к западу от мыса Териберский) обнаружила ПЛ противника.
U-456 или U-436?
Тут типа первая.
4 марта 1942 г.
В 12.15 радиоразведкой отмечена ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º34’ ВД=37º17’ (29,9 мили севернее губы Чегодаевка).
Возможно, обнаружена U-456.
Определенно нет. Даже для 436 далеко.
В 22.35 в точке с координатами СШ=69º47’ ВД=36º08’ (20 миль севернее мыса Ярнышный) радиоразведкой отмечалась ПЛ, обнаруженная в 12.15.
U-436 или U-456?
436.
6 марта 1942 г.
На переходе в Кольский залив из губы Порчниха ТЩ HMS «Speedwell» (J87) и HMS «Niger» (J73) обнаружили и пытались таранить ПЛ противника, шедшую за ЭМ «Громкий» в надводном положении. Лодка успела погрузиться, на неё были сброшены глубинные бомбы.
U-436 или U-456?
456 до 24.00 6.3 слышала взрывы ГБ, но от кораблей не погружалась. 436-я в ночь на 6.3 но вроде как все еще 5-го атаковала 3 торпедами ММ, шедшие следом за 1 ЭМ. Торпеды взорвались на берегу, цель яростно кидала ГБ. Оно? Неувязка со временем..
9 марта 1942 г.
В 09.20 в точке с координатами СШ=69º30’ ВД=35º48’ (4,7 мили северо-восточнее губы Опасова) обнаружена ПЛ противника под перископом.
U-436 или U-456?
456 у самого берега ходила, выискивая какой-то крейсер на якоре. Вроде AC8988, у о. Олений. Не там губа?
В 14.45 в точке с координатами СШ=60º19’ ВД=37º07’ обнаружена ПЛ под перископом.
Это на берегу, в 2,7 км западнее пос. Мегринский Белозерского района Вологодской обл.. Если изменить широту на 69, тогда получается 19,2 мили севернее губы Золотая. U-436 или U-456?
Даже для 436 далеко.
10 марта 1942 г.
С 06.50 до 10.05 радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=69º23’ ВД=37º04’ (17 миль северо-восточнее острова Большой Олений).
U-436 или U-456?
436-я в этот день перебазировалась в полосу 39-40 гр в.д. Так что могла быть она. Судя по всему ее переход и отследили ниже.
В 08.50 в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=37º35’ (21,4 мили севернее острова Харлов) радиоразведкой отмечалась ПЛ противника.
U-436 или U-456?
В 22.25 в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=38º26’ (31,8 мили северо-восточнее губы Захребетная) отмечена ПЛ, обнаруженная в 08.50.
U-436 или U-456?
В 23.10 радиоразведкой обнаружена ПЛ в точке с координатами СШ=69º17’ ВД=38º14’ (29,9 мили северо-восточнее губы Захребетная).
U-436 или U-456?
Все это ползшая на новую позицию 436-я
14 марта 1942 г.
В 11.15 в 15 кбт к северу Териберки обнаружен перископ ПЛ.
Возможно, обнаружена U-456.
Лодка доложила, что ее там обстрелял из автоматов большой прорыватель МЗ.
15 марта 1942 г.
В 03.45 по пеленгу 86º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
В 03.50 по пеленгу 326º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Подлодка U-585 вышла из Киркенеса на перехват конвоя PQ-13. Может, она?
Не, ее выслали в район 35°20' O и 37°00' O южнее 70°00' N с акцентом на прибрежные воды. Но – вышла она только в 19.00. У Цыпнаволока никого не было.
19 марта 1942 г.
В 09.50 в районе островов Гавриловских обнаружена ПЛ противника в надводном положении.
Возможно, U-585.
Это где, острова ети? Лодка в этот день была в северной части своей позиции.
В 18.00 к северу от острова Кильдин обнаруживалась ПЛ в надводном положении.
Возможно, U-456.
Примерно в это время уклонилась от 3 ТЩ. Хотя и 436-я тоже где-то там ошивалась.
22 марта 1942 г.
В 07.25 в районе Киркенеса акустик М-171 зафиксировал шум винтов ПЛ по пеленгу 350º. В 07.35 в перископ на дистанции 21 кбт обнаружена рубка ПЛ типа U-25, шедшей в надводном положении курсом юго-запад в направлении Киркенеса. В 07.45 в точке с координатами СШ=70º02’ ВД=30º27’ (на берегу, в 2,7 км южнее реки Скаллельва, коммуна Вадсё) подводная лодка М-171 выпустила две торпеды по ПЛ противника. В перископ наблюдалась погружавшаяся рубка, но осмотр места атаки не производился из-за близости вражеских СКА.
Возможно, безуспешно атакована U-456.
Она, родимая, хотя атака не зафиксирована.
24 марта 1942 г.
В 22.23 в Баренцевом море в 60 милях юго-восточнее острова Медвежий при попытке выйти в атаку по конвою QP-9 в точке с координатами СШ=73º00’ ВД=21º00’ (83,3 мили на юго-юго-восток от мыса Стаппен острова Медвежий) тараном британского ТЩ HMS «Sharpshooter» (J68) потоплена германская ПЛ U-655. Весь экипаж (45 человек) погиб. Тральщик получил повреждения, но продолжил самостоятельное движение в ордере конвоя. Лодка была обнаружена в разрыве снежных зарядов на дистанции около 300 метров.
Подлодка U-585 в точке с координатами СШ=70º21’ ВД=33º30’ (28,4 мили севернее мыса Цып-Наволок) была атакована глубинными бомбами трёх британских кораблей и получила повреждения всех носовых торпедных аппаратов.
Кто атаковал?
У Гомма нет атаковавших. Повреждены были эхолот и радиопеленгатор, но повреждения торпед или ТА только предполагались
25 марта 1942 г.
В 18.00 СКР «Град» (бортовой №21, бывший РТ-82 «Димитров») на линии дозора маяк Кильдин-Восточный – мыс Цып-Наволок в точке с координатами СШ=69º33’ ВД=33º30’ (на берегу в районе горы Кислая, в 5,3 км северо-западнее Кувшинской Салмы) обнаружил и безуспешно атаковал ПЛ противника.
Возможно, атакована U-435.
Она севернее Кильдина находилась в это время. Про атаки молчок.
28 марта 1942 г.
В 13.50 СКР «Рубин» (бортовой №28, бывший ПСК-302) и в 17.05 СКР «Смерч» вышли на поиск ПЛ противника в районе остров Кильдин – Териберка. По обнаруженным шумам было сброшено 35 глубинных бомб.
Возможно, атакована U-454.
Нет, не докладывала такого. Лодка ушла от берега в том районе в 16.45мск.
В 22.20 на подходах к Кольскому заливу наблюдалась ПЛ противника в надводном положении.
Возможно, U-435.
Погружалась от самолета и слышала бомбы.
29 марта 1942 г.
В 06.39 в Варангер-фиорде акустик М-171 зафиксировал шум винтов по пеленгу 285º. В 06.42 в перископ обнаружила, и в 06.50 безуспешно атаковала ПЛ противника, шедшая курсом 110º в надводном положении.
Предположительно, атаке подверглась U-585.
Мирослав считает, что 456-я.
В 09.30 в районе мыса Нордкин Щ-422 на курсе 306º по пеленгу 10º на дистанции 70 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении. В 14.10 на курсе 336º вновь обнаружена ПЛ противника по пеленгу 330º на дистанции 70 кбт. Атака не предпринималась из-за опасения спутать ПЛ с Щ-421, следовавшей на позицию.
Возможно, обнаружена U-376, совершавшая переход из Хельголанда в Киркенес.
Она в 20.00 30 марта уже у советских берегов была, в пределах 20 миль. Могла дойти?
30 марта 1942 г.
В 10.07 северо-восточнее устья Кольского залива в точке с координатами СШ=70º55’ ВД=37º18’ (германский квадрат АС 8533, 89,1 мили северо-восточнее мыса Териберский) подлодка U-376 трёхторпедным залпом потопила отставший от конвоя PQ-13 британский п/х «Induna» (5086 брт). От попадания одной торпеды судно загорелось, но осталось на плаву. В 11.32 и 11.40 пароход получил ещё две торпеды, после чего затонул.
Интересно, что Гомм об этом ничего не пишет. Сознательно английские конвои игнорирует.
31 марта 1942 г.
В 01.10 радиоразведкой отмечалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=35º00’ (51,5 мили севернее острова Малый Олений).
U-209 или U-376?
Были дальше на северо-востоке.
В 21.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º22’ ВД=34º35’ (51 мили севернее маяка Кильдин-Северный).
U-209 или U-376?
Были дальше на северо-востоке.
Все, больше у Гомма ничего нет, в том числе по действиям 378, 435 и 456 в конце марта.
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
456 до 24.00 6.3 слышала взрывы ГБ, но от кораблей не погружалась. 436-я в ночь на 6.3 но вроде как все еще 5-го атаковала 3 торпедами ММ, шедшие следом за 1 ЭМ. Торпеды взорвались на берегу, цель яростно кидала ГБ. Оно? Неувязка со временем..
Это была выписка из "Хроники". Теперь «Рапорт об атаке подводной лодки тральщиком «Нигер»:
«5.3.42., 23.25 (время московское), координаты СШ=69º20’ ВД=35º30’. Глубина места – 90 морских саженей. Погода: ветер вест-норд-вест 8 баллов, сильное волнение моря, погода пасмурная, шквалистые снежные заряды, видимость до 5 кбт.
Доклад.
Тральщики HMS «SPEEDWELL» (J87) и HMS «NIGER» (J73) производили поиск русского эсминца «ГРОЗНЫЙ», на котором закончилось топливо. После поиска строем фронта корабли построились в кильватер и следовали на новую позицию. Тральщик «NIGER» шёл впереди. Радиопеленгаторное направление было получено на дистанции 4500 ярдов и «NIGER» изменил курс на цель. В конце концов, впереди был обнаружен эсминец «ГРОЗНЫЙ». В ту же минуту в 100 ярдах впереди по правому борту обнаружена погружавшаяся подводная лодка, шедшая контркурсом. HMS «NIGER» увеличил ход и пошёл на лодку, намереваясь её таранить. Оператор ГАС «Асдик» доложил о контакте с ПЛ за несколько секунд до этого. К моменту поступления доклада визуальный контакт с лодокой был утерян либо по причине её погружения, либо по причине ограниченной видимости (около 2 кбт).
Потеряв из виду вражескую ПЛ, «NIGER» решил сбросить серию глубинных бомб, но в кильватер ему следовал HMS «SPEEDWELL», что делало невозможным применение этого оружия. Квадрат поиска был определён от места последнего контакта с ПЛ. Оба тральщика начали поиск, но никакого контакта не получили, что было неудивительно, учитывая погодные условия. Тральщики поочерёдно сбросили глубинные бомбы с установкой глубины 300 футов. Поиск ПЛ был прекращён через 3,5 часа. Корабли вернулись к выполнению основной задачи, одновременно продолжая гидроакустический поиск.
Свидетельства на поверхности моря.
Подводная лодка была замечена проходившей на близком расстоянии, но более не обнаруживалась.
Гидроакустические свидетельства.
Условия для работы гидролокатора были плохими с сильными помехами. Гидроакустический контакт был кратковременный после визуального обнаружения подводной лодки.
Мнение командира.
Произошедшее невозможно назвать противолодочной атакой, так как погода испортила все шансы на эффективное использование противолодочных возможностей. Также не было никаких признаков присутствия подлодки, за исключением нескольких секунд до и после визуального обнаружения ПЛ.
Мнение отдела противолодочного слежения.
Не существует видимых признаков повреждения ПЛ.
Решение U-Boat Комитета.
Никаких повреждений.
18 июня 1942 г.»
http://www.halcyon-class.co.uk/niger/u_ … k_3_42.htm
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
Вроде AC8988, у о. Олений. Не там губа?
В 89-м квадрате только Малый Олений (есть ещё и Большой). От него до губы Опасова - 11,5 миль по прямой. Вывод - она. (На 4-й странице этой ветки на карте Териберки есть и то и другое).
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
Это где, острова ети? Лодка в этот день была в северной части своей позиции.
На той же карте они в самом правом углу. Координаты по Гуглю - 35º90’-36º00’ ВД. Видимо, она.
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
Мирослав считает, что 456-я.
Наверное, ошибка? В книге "ПЛ ВМФ СССР в ВОВ 1941-1945 гг." атака по 456-й записана на 22 марта. 29-го написано, что 585-я.
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
Она в 20.00 30 марта уже у советских берегов была, в пределах 20 миль. Могла дойти?
По сайту Uboat.net между положениями лодки 29-го и 30-го марта 197,8 мили. При ходе 12 узлов на это расстояние требуется 16,5 часов. У нас в распоряжении - около 30 часов с последнего обнаружения. Так что вполне могла.
Мирослав Эдуардович, ничего не добавите? Кой-чего осталось.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #397759
Наверное, ошибка? В книге "ПЛ ВМФ СССР в ВОВ 1941-1945 гг." атака по 456-й записана на 22 марта. 29-го написано, что 585-я.
Летопись давних годов. С тех пор Мирослав получил новые данные и изменил свое мнение.
22 марта 456-я атакована когда шла в Киркенес, 29-го - когда опять выходила.
585-я вышла в 22.00 28.3, так что к 6.50 шла уже 8,5 ч. Сдается мне, покинула Варангер. С другой стороны, 456-я вышла в 2.53. Время все московское.
Я с удивлением обнаружил, что у меня есть документы адмирала Нордмеера за 13.3-2.4. Там конечно много спорных вопросов можно прояснить. Один минус - у Гомма все было уже найдено и пережевано, а тут самому надо. Не знаю, когда найду для этого времени.
Да, только хотел написать, а Игорь уже успел
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #397759
Мирослав Эдуардович, ничего не добавите? Кой-чего осталось.
Я бросил Игорю вторую половину февраля и первую марта - КТВ адмирала Нордмеер. Там много всего по лодкам, например их ежедневные доклады. К сожалению лишь позднее у адмирала появилась практика прилагать к КТВ краткое донесение о походе, поэтому придется повыбирать.