Вы не зашли.
Письмо Василия Марковича Жильцова от 29 октября 1974 года. (основные тезисы)
В Лиепае находилось пять торпедных катеров. Командирои отряда был С.А.Осипов. Отряд торпедных катеров делился на два звена: первым звеном командовал Иван Сергеевич Иванов погиб (Герой Советского Союза, в 1944 году, похоронен в Кронштадте), вторым – В.М.Жильцов. Во второе звено входило три торпедных катера.
При отходе из Лиепаи первым порт покинули три катера под командованием самого командира отряда катеров. На борту находилось командование базы и документация.
В.М.Жильцов получил от С.А.Осипова приказ охранять два транспорта при их выходе из гавани. Сам Жильцов помимо общего руководство небольшим звеном, состоящим теперь из двух катеров, непосредственно командовал катером № 37. Командиром катера № 27 был Сафронов.
Первым из военной гавани вышел транспорт «Виениба» и взял курс на запад. Сафронов, командовавший катером № 27, получил от В.М.Жильцова приказ взять «Виенибу» под охрану. В.М.Жильцов остался ждать второй транспорт, но при выходе «Виенибы» из гавани получил с нее сообщение о том, что второй транспорт потоплен фашистской артиллерией в порту.
Таким образом отпадала задача по его конвоированию. Дальнейшее сам В.М.Жильцов описывал так: «Я имел приказ от Осипова разыскать зама по политической части, который занимался эвакуацией. Я обошел все причалы и пошел по берегу от порта Либава, но зама нигде не нашли».
К этому времени «Виениба» отошла от берега на 6-7 миль. В небе над транспортом появилось два немецких истребителя.
Далее с катера № 37 было видно, что истребители «чделали несколько залетов над транспортом и над катером Сафронова. С катера Сафронова поступил сигнал бедствия». "Виениба" не могла даже сигнал бедствия послать, так как на ней, по документам весны 1941-го года, радио не было. Катер № 37 подошел к № 27 и снял личный состав.
Далее В.М.Жильцов пишет: «Самолеты истребители сделали несколько заходов над моим катером. Погрозили кулаком, улетели на восток. Мне ясно стало, почему они не обстреляли мой катер. У них на самолетах истребителях нет больше боезапаса (патронов). Этим мой катер остался в полной сохранности».
Если это так, сейчас можно только догадываться о чувсве упоения, которое испытывал немецкий летчик, растреливая беззащитное транспортное судно. Настолько увлечься, чтобы расстрелять весь боезапас без остатка.
В.М.Жильцов рассказывал в письме, что он «подошел к транспорту «Виениба». Транспорт погружался в воду. По транспорту фашистская артиллерия вела обстрел. Оказать какую-нибудь помощь по спасению людей не было никакой возможности. Я взял курс на запад.
В районе Виндавы встретился с немецкими торпедными катерами. Катера открыли артогонь и пулеметный. Мой катер перегружен личным составом по спасении». Скорость быстроходного, но небольшого, если не сказать – маленького, катера была предельно понижена. Чтобы повысить скорость катера и оторваться от немцев, Жильцов решил выбросить торпеды. «Я пошел прямо на торпедные катера противника, в лобовую, на прорыв, - писалт он, - Этим я выиграл бой в свою пользу. Прорвался между катеров противниками благополучно вошел в Ирбенский пролив. В Ирбенском проливе встретился с нашимими ноносцами под командованием адмирала Дрозд, поступил в его распоряжение».
Отредактированно velizarij (15.06.2011 02:40:03)
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #397712
Из какого источника эти воспоминания и когда они датированы ?
Первые публикации, в которых рассказывалось об обороне Лиепаи в июне 1941 года, появились уже в первые годы после войны. Значительно активизировала работу исследователей Латвии деятельность писателя Сергея Сергеевича Смирнова. Благодаря ему в конце 50-х годов подвиг защитников Брестской крепости восстал из небытия. В 60-е годы писатель приложил огромные усилия, чтобы восстановить хронику обороны Лиепаи.
В 1966 году была заложена традиция собирать в Лиепае ее защитников с разных городов Советского Союза. Для записи и систематизации их воспоминаний Институтом истории АН ЛССР была организована экспедиция, которую возглавил в то время еще молодой историк Э.А.Жагарс.
К 70-м-80-м года в Лиепае сложилось три крупных центра, занимавшихся изучением обороны Лиепаи. Это лиепайский краеведческий художественный музей (сейчас – просто лиепайский), где исследование обороны города вела Жанна (Жаннетта) Федоровна Попова. Во второй средней школе под руководством Лиги Карловны Удрини действовал кружок следопытов "Поиск". Экспозиция и материалы, рассказывающие об обороне Лиепаи были собраны также в музее боевой славы при существовавшем в то время лиепайском Доме офицеров флота. Кроме того, в Лиепае было большое число исследователей, не связанных с теми или иными центрами, самостоятельно ведущих сбор воспоминаний участников боев, восстанавливающих хронику тех суровых дней.
Довести свою работу до публикации посчастливилось лишь рижанину Василию Ивановичу Савченко. Кстати сказать, та дегендарная книга В.И.Саченко, которая упоминалась на форуме (пост в этой ветке ; 23 - ПОМИМО этой - общеизвестной "лайт" версии - которая и была в открытой торговле: Савченко В.И. 7 огненных дней Лиепаи. Зинанте.Рига.85.10т.278с. - есть ЕЩЁ и "взрослая" версия - которая издавалась тиражом с номерами на каждом экз. и соотв. словом в правом верхнем углу.) - это пробный выпуск, мало чем отличающийся, если не считать отстутствие мллюстраций и мягкой обложки, от более позднего аврианта, названного murzik-ом "light версией". просто нужно иметь в виду, какому прессингу в свое время подвергся С.С.Смирнов за свою работу от , скажем так - ГЛАВПУРа и иже с ним. Поэтому В.И.Савченко не стал сразу печатать книгу, а сделал закрытый тираж, который прошел между "Сциллой и Харибдой", после чего, с небольшими исправлениями был издан окончательный вариант "книги для всех".
В 2009 и 1010 гг. историкам Э.А.Жагарсу и вашему покорному слуге (бывшему лиепайчанину) в Лиепае удалось выявить несколько сотен воспоминаний очевидцев и участников обороны города, а материалы, собранные Л.К.Удриней получить на хранение и изучение. В сотрудничестве с В.И.Савченко идет работа по дальнейшему, более подробному, изучению истории обороны Лиепаи. Поэтому мне и интересно, о каких, еще оставшихся не исследованными, воспоминаниях участников обороны, находящихся в Лиепае, неоднократно говорил участник форума Борис С.. К сожалению, коллега Соколов пока до сих пор не отвечает.
Работая над материалами вышел на форум (ранее ограничивал себя 1939 годом). Рад такому большому числу единомышленников.
Отредактированно velizarij (15.06.2011 14:22:02)
Сомнительно, чтобы два истребителя с 2 пушками 20-мм смогли огнем потопить пароход. Версия "паника-выброс на мель-хаотичное покидание парохода" приобретает все более зримые очертания. Тут еще обстрел артиллерии появился, что на близость берега сильно намекает.
velizarij написал:
Оригинальное сообщение #397752
Письмо Василия Марковича Жильцова от 29 октября 1974 года. (основные тезисы)
Был бы очень признателен за полный текст письма (например, интересуют действия ТКА-37 до присоединения ко 2-му ДТКА 1-й БТКА в начале июля), выложенный здесь или отправленный в личку.
Нет ли у Вас аналогичных материалов от С.А. Осипова?
Собираю материалы по теме торпедных катеров и их участие в обороне Либавы в документах архива практически не отражено.
Заранее благодарен.
velizarij написал:
Оригинальное сообщение #397752
но при выходе «Виенибы» из гавани получил с нее сообщение о том, что второй транспорт потоплен фашистской артиллерией в порту.
velizarij написал:
Оригинальное сообщение #397752
"Виениба" не могла даже сигнал бедствия послать, так как на ней, по документам весны 1941-го года, радио не было.
Сообщение - ратьером, флажками, голосом-?
Отредактированно сарычев (15.06.2011 10:58:55)
igor написал:
Оригинальное сообщение #397770
Сомнительно, чтобы два истребителя с 2 пушками 20-мм смогли огнем потопить пароход.
Это в пределе, могло быть и хуже. С другой стороны жабы не могли отметиться? Т.е. сначала сбросить бомбы а потом пройтись бортовым оружием?
Так в описаниях главное не тип самолета, а то что про сброс бомб не пишут. Жабы над морем чтобы летали в 1941, не слыхал, хотя конечно это не показатель.
igor написал:
Оригинальное сообщение #397864
Жабы над морем чтобы летали в 1941, не слыхал, хотя конечно это не показатель.
Тут скорее надо разбираться не работали ли жабы по Либаве.
В пехотных доках упоминается только вызов юнкерсов, которые должны были бомбить батареи. Вот может они после скидывания бомб прошлись на ВИЕНИБОЙ, стреляя из пулеметов? Не помню, когда точно они бомбили.
Да не было никаких жаб в 1-м ВФ на момент начала войны. Была 54-я эскадра, которая прикрывала 4-ю ТГр и еще одна отдельная группа истребителей (II/JG 53) точнее ее 4 и 5-я аэ, которые тоже действовали в центре оперативного построения ГА "Север". Для ПВО Восточной Пруссии, а позднее взаимодействия с флотом была выделена резервная группа 54-й эскадры на Ме-109Е. Судя по КТВ ВдК ее выделение состоялось где-то 6-7 июля в ответ на массированные налеты ВВС КБФ на немецкие корабли на подходах к Виндаве. У меня нет никаких сведений, что группа летала в район Либавы. Тем более, что в этом не было необходимости - никакой нашей ИА в боях за Либаву участия не принимала - 148-й иап улетел уже вечером 22-го. Поэтому, я думаю, это были сухопутные ближние разведчики, мнеее вероятно - морские разведчики (их атака скорее всего нашла бы отражение в КТВ ВдК а этого не было).
Хеншели запросто могли спутать с истребителями. Тогда все еще проще. Несколько пуль из 7,92-мм пулемета пароход не потопят на 100%.
Немцы пишут, что обстреливали какой то корабль утром 27 июня артиллерией. Может быть самолеты это были разведчики, которые корректировали огонь?
Для корректировки те же хеншели летали. Как вы помните, 291-й пд придали ближних разведчиков, но их доклады в КТВ дивизии были, и никаких атак судов там вроде не было.
Может просто ветераны в своих воспоминаниях увязывают самолеты в небе в арт. огнем и получаются воздушные атаки?
Уважаемый velizarij ! Спасибо за свидетельства очевидцев.
Савченко в своей книге ссылается на статью Лиги Удрини "Последний рейс Виенибы" Коммунист от 24.06.1976,
В указанном номере газеты данной статьи нет, просмотрел номера с апреля по декабрь 1976- тоже нет.
Если у Вас есть эта статья, не могли бы ее выложить.
И еще одна просьба. Не встречались ли Вам сведения (обстоятельства гибели) лейтенанта Воробьева Ивана Васильевича
из 11-го разведбата.
прибалт написал:
Оригинальное сообщение #398217
Немцы пишут, что обстреливали какой то корабль утром 27 июня артиллерией.
Где пишут и указано ли время обстрела, указан ли калибр орудий ?
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #398306
указано ли время обстрела, указан ли калибр орудий ?
Время 10.55, примерно в это же время (10.45) бомбардировщики бомбят северную часть Либавы до северо-восточной линии железной дороги. Калибр орудий не указан, сообщение об аробстреле из 506-го пп.
Отредактированно прибалт (16.06.2011 17:12:41)
Спасибо, время я понял Вы приводите немецкое ?
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #398338
Спасибо, время я понял Вы приводите немецкое ?
Да. Забыл об этом сразу написать.
Ну чтож, повреждение "Виенибы" артиллерией в момент облета разведчиками вроде бы все объясняет. Вряд ли только батарея нуждалась в корректировке.
прибалт написал:
Оригинальное сообщение #398315
, сообщение об аробстреле из 506-го пп.
А нет ли там для полноты картины, результатов этого обстрела ?
igor написал:
Оригинальное сообщение #397864
Так в описаниях главное не тип самолета, а то что про сброс бомб не пишут.
Пишут. Просто я не успел привести нужный отрывок. Виениба стала тонуть именно от попадания бомб. Один из спасшихся, писал так: "Мы отплыли от берега километров около 10, и на наш корабль напали 2 немецких пикирующих бомбардировщика Ю-87. На корабле были раненые военнослужащие, около 50 семей военнослужащих и команда, обслуживающая корабль. Для защиты нас с воздуха и вообще на корабле не было никакого оружия". Не возьму на себя ответственности ручаться , какие самолеты атаковали - только передаю текст. Далее:"Напавшие самолеты безбожно расправлялись с невооруженным кораблем. Они поочередно обстреливали и бомбили. Бросали прицельно по одной бомбе за каждый залет. Летали очень низко, даже брызги от бомб долетали до самолетов. На корабле гибли люди, кругом – вода, прятаться негде. Плакали дети, плакали мамы, ужасно стонали раненые солдаты.
Сразу бомбой пробит был трюм. Вода хлынула в трюм. Затем бомба попала в котельную. Корабль начал тонуть, задняя часть его тонула, а передняя поднималась высоко вверх, и уцелевшие люди на корабле все стали перемещаться на нос корабля".
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #397822
Сообщение - ратьером, флажками, голосом-?
Могу только предположить, что голосом. В одном месте был фрагмент, как через рупор команда катера общалась с берегом. Военный канал Лиепаи не такой уж широкий, а ТКА и "Виениба", как представляется из контекста, встретились на выходе из канала, так сказать, на пороге аванпорта, а не в самом аванпорту. Но в самом письме подробностей нет.
VADIM B написал:
Оригинальное сообщение #398303
Не встречались ли Вам сведения (обстоятельства гибели) лейтенанта Воробьева Ивана Васильевича
По имеющимся неполнным записям по л/с 67 с.д. нашел только командира взвода 56 с.п. Воробьева Михаила Матвеевича. И то - лишь упоминание.