Вы не зашли.
Сделаем небольшую паузу в новых материалах, чтобы разобраться со старыми. Мне на том сайте "Хэлсионов" попались ещё несколько докладов об атаках - буду переводить и куда-то вставлять.
Полностью поддерживаю. Есть с чем разобраться.
igor написал:
Оригинальное сообщение #397704
27 февраля 1942 г.
С 10.50 до 12.35 пост Гавриловский наблюдал ПЛ противника. СКР «Бриллиант» (бортовой №29, бывший ПСК-303) и две пары МБР-2 произвели её поиск. Первая пара самолётов обнаружили и сбросили на ПЛ 4 ПЛАБ-100.
Возможно, обнаружена U-456.
Это точно была она. Кстати, в 8.20 26.2 неудачно атаковала 3 торпедами тральщик. 1 торпеда вообще не вышла, взрыва 2 других не последовало.
Интересно, что 436-я в тот день примерно в то же время тоже ныряла от 2 самолетов, кв. AC8676. Даже взрыв слышали, но очень далеко.
Нашел в КТВ курцберихт этой лодки, но он малочитаемый. Подтверждается 2-торпедный залп по ТЩ в кв. АС8865(?). Про бомбежку не было. Жалобы что у берега между Кильдином и Териберкой за 12 дней один прорыватель МЗ и сторожевики.
Курцберихта 436-й не нашел.
Отредактированно igor (15.06.2011 21:08:00)
Интересное наблюдение. При ручной прокладке координат по карте получается разница с Гуглем. Какую-то точную величину разницы пока не нашёл, но то ли карты печатались с ошибками (вряд ли - ошибки и по нашим и по английским данным), то ли Гугль чтой-то привирает. Похоже, на координаты особо обращать внимание не стоит не только в данных радиоразведки.
18 января 1942 г.
«Отчёт об атаке ПЛ тральщиком HMS «SHARPSHOOTER» (J68).
18.1.42. Время – 01.00 (московское). Координаты – СШ=69º30’ ВД=35º27’ (3,7 мили северо-восточнее мыса Териберский). Погода – небольшой ветер, море спокойное, видимость хорошая.
Доклад.
«SHARPSHOOTER» только что вступил в охранение конвоя PQ-8 и шёл на северо-западном крыле ордера конвоя впереди на одну линию, когда был торпедирован эсминец HMS «MATABELE» (G26).
После поиска выживших из экипажа эсминца, в 00.33 тральщик акустическими средствами зафиксировал пуск торпед и изменил курс на источник звука. Торпеда прошла перед форштевнем. В 00.40 был получен акустический контакт на дистанции 700 ярдов к югу. «SHARPSHOOTER» сразу вышел в атаку, но сколько бомб было сброшено и с какими установками – не сказано. Контакт был восстановлен за кормой, но вновь потерян на дистанции 800 ярдов. В 00.48 контакт снова возобновили на расстоянии 800 ярдов, и гидроакустик выдал пеленг. Проведена ещё одна атака, но вновь не указано количество и установки глубинных бомб. Контакт появился за кормой и снова был потерян на дистанции 700 ярдов.
В 01.09 в очередной раз был получен контакт на расстоянии 800 ярдов. Цель быстро двигалась слева, угол был открытый. Была объявлена «подводная атака», контакт устойчиво поддерживался и в расстоянии 300 ярдов пропал звук моторов. Отметка цели была приведена под правый борт и корму, сброшены глубинные бомбы. Похоже, что контакт поддерживался верно, так как цель была обнаружена по пеленгу 50º по носу.
Гидроакустикой зафиксированы три подводных взрыва, после чего никаких звуков больше не отмечено, пока дистанция до цели не достигла 1900 ярдов. «SHARPSHOOTER» вернулся к поиску, но больше никаких контактов не было.
Свидетельства на поверхности.
«MATABELE» был торпедирован.
Гидроакустические свидетельства.
Условия для работы ГАС были сложными. Прибор «Асдик» тральщика «SHARPSHOOTER» имеет диапазон обнаружения 3000 ярдов, но в ходе всей операции не было получено ни одного отголоска дальше 800 ярдов, за исключением тройного эха после второй атаки. Прокладка поиска прилагается.
Мнение командира.
Нет данных.
Мнение Английской миссии.
Нет определённого мнения о результатах атаки.
Мнение Отдела подводного слежения.
Приведённые данные не указывают на повреждение подводной лодки.
Решение U-Boat Комитета.
Условия для работы ГАС были, очевидно, слишком сложными, чтобы гарантировать атакам успешное завершение. Результат оценивается как «недостаточные доказательства ущерба».
26 марта 1942 г.».
Ещё интересное наблюдение. Отчёты тральщиков при базировании в СССР писались по московскому времени.
«Отчёт об атаке ПЛ тральщиком HMS «SHARPSHOOTER» (J68).
24.3.42. Время – 20.35 (московское). Координаты – СШ=73º25’ ВД=20º50’ (70 миль на юго-юго-восток от мыса Стаппен острова Медвежий). Глубина места – 290 морских саженей (530 метров). Погода – ветер ист-норд-ист 8-9 баллов, снежные заряды, видимость до 13 кбт.
Доклад.
Тральщик «SHARPSHOOTER» был старшим кораблём сопровождения конвоя PQ-9. В 20.35 с борта на дистанции 300 ярдов была замечена подводная лодка, пересекающая курс тральщика справа налево. «SHARPSHOOTER» скорректировал курс и таранил ПЛ. Деталей столкновения нет, за исключением того, что лодка перевернулась и затонула кормой вперёд. На воде наблюдались обломки, два спасательных буя и парусиновая шлюпка. Диаграмма инцидента прилагается.
Мнение командира.
Считается, что эта лодка точно потоплена.
Мнение Командующего флотом.
Нет возражений.
Мнение Отдела подводного слежения.
Приведённые данные свидетельствуют, что эта лодка, возможно, потоплена.
Решение U-Boat Комитета.
Оценка – «потоплена».
21 мая 1942 г.».
Сел я почитать все, что из КТВ Адмирала Нордмеера по теме выудить удастся. Большим многословием не блещет + путает номера подлодок. Хотя, с другой стороны, февраль скушный выдался.
Вот такая повесть сочинилась:
16.2.42
10.00 U.435 пришла в Киркенес. На ней вышли из строя оба перископа. На всем пути от Исландии лодка не видела врага.
17.2.42
Лодки, стоявшие юж. о. Медвежий, имели автономность 3-4 недели, и срок заканчивается около 20.2. Соответственно они получили приказ возвращаться. Меньше всех в море U.134, она должна перед заходом в Киркенес провести ледовую разведку.
00.20 Р/гр для U.134: с 8.00 17.2 на СВ до границы льда, примерно 32 гр. в.д. Установить, возможно ли движение сев. Медвежьего. Для остальных лодок район атаки сдвигается на север. U.134 22.2 в 09.00 вернуться в Киркенес.
02.26 Лодки в море получили приказ: при возвращении курс ост до 31.40 вд, затем зюйд через кв. 8465, правый нижний угол, к пункту наведения Кьелмё-сунд. Туда подходить к 9.00
11.25 U.584 (Дееке) получила приказ начать возвращение в 01.00 18.2, прибыть в Киркенес в 9.00 20.2.
16.18 U.585 (Лозе) получила приказ сместить район атаки 18.2 на север и с 1.00 19.2 отправляться домой. Прибыть в Киркенес в 9.00 21.2
11.00 U.436 пришла в Киркенес. На переходе врага не видела, перископ атаки протек и вышел из строя.
16.37 U.435 требует замена обоих перископов и докование. С 18.2 будет готова к выходу. Д.б. отправлена в Тронхейм.
18.2.42
Группа Норд сообщила, что U.377 14.2 вышла из Киля в Нарвик (17.2 в 17.30 прошла Гельголанд). Туда же из Гамбурга д.б. выйти 19.2 и U.592.
12.15 Ушедшая в Тронхейм U.435 меняется на вступающую там же в строй 21.2 U.454. В данный момент в распоряжении только 2 лодки. Возвращающиеся с моря 3 лодки д.б. пройти долгий профремонт.
??.23 U.436 доложила, что с 22.2 будет боеготова.
15.25 U.435 вышла из Киркенеса в Тронхейм.
20.2.42
10.00 U.584 пришла в Киркенес. За весь свой поход сев. мурманского побережья и юж. Медвежьего врага не видела. Никаких особых событий не было. Для подготовки к выходу в море нужно около 8 дней, затем требуется переход на родину, на верфь.
21.2.42
21.50 U.377 сообщила, что в 17.00 прошла 65гр с.ш. и в 20.00 22.2 собирается войти в Нарвик. Однако, ее направили на позицию прикрытия в море.
10.00 U.585 (Лозе) пришла в Киркенес. За весь свой поход врага не видела. В бурном море за борт смыло обер-фенриха, спасти его не удалось. Для восстановления боеспособности требуется 2-3 недели, в первую очередь для двигателей.
22.2.42
10.00 U.134 пришла в Киркенес. За весь свой поход врага не видела. Никаких особых событий не было.
13.00 U.377 в Вест-фьорде
17.30 U.435 пришла в Тронхейм.
23.2.42
Положение с лодками: U.134 и 584 должны идти на верфи в Германию, могут выйти около 28.2. U.585 будет снова боеготова между 10 и 15.3. U.456 с 23.2 боеготова и должна 24.2 выйти в операционный район. U.436 к тому же моменту технически боеготова, но может выйти в море только 27.2 из-за отсутствия 2 техн. унтер-офицеров.
24.2.42
Намерение по использованию лодок:
U.456 во 2 половине дня 24.2 выходит в район СВ Кольской бухты между 34.20 и 35.20, уделяя особое внимание прибрежной полосе
U.436 после устранения проблем с л/с примерно 27.2 выходит в район между 35.40 и 36.40, от 69.48 до берега.
26.2.42
19.15 U.377 сообщила свое место: кв. AF5580. Ее отвлекли для прикрытия отряда кораблей, а теперь велели возвращаться в Нарвик.
27.2.42
10.02 U.454 прибыла в Тронхейм
28.2.42
04.07 U.377 сообщила, что прибудет в Нарвик в 22.00
11.00 U.584 покинула Киркенес, направляясь на ремонт в Киль. Переход через кв. 8465, правый нижний угол, потом АС6748 и далее по предполагаемому пути конвоев в направлении на Ян-Майен до 5 гр. в.д., оттуда курс зюйд до 50-мильного расстояния до норвежского побережья. Для U.134, выходящей 1.3.42, тот же маршрут.
Приложения к февралю:
18.2.42
«2 наши лодки стоят южнее о. Медвежий, но не южнее 72.30 с.ш. 1 лодка СВ Медвежьего разведывает льды»
«U.456 и 436 прибыли в Киркенес 15.2»
23.2.42
«Операционный приказ для U.456: выход в 18.00 24.2.42, марш через кв. 8465, правый нижний угол.
Сдаётся мне, что обнаружение U-436 28 февраля возможно. Не докладывала о взрывах - не значит, что стреляли не по ней. Может, разрывы попали в акустическую тень за кормой?
28-го уже должна была быть в опер. районе
Проверил по карте - получается восточнее её сектора (ВД=37.20). Вопрос снят.
Продолжаем разговор, теперь март. Т.к. пачка документов 1-12.3.42, пройдусь по ней, остальное позже.
1.3.42
22.13 Р/гр от U.456 (Тайхерт): пароходов не видели, 26.2 промазали по ТЩ, замечены не были, 27.2 в середине дня нас бомбил самолет, сегодня рано утром преследовались ЭМ с выслушиванием в кв. 8869, ГБ, повреждений нет, в 00.15 погрузились от ПЛ (это была U.436 (Зайбике))
Адм. Нордмеер пишет, что U.436 отослали так далеко на восток, что успехов ей там кажется, добиться не получится. Однако прежде чем менять ей район, следовало дождаться прохода конвоя в Мурманск, который как ожидалось пойдет именно там.
17.30 U.134 (Шендель) вышла из Киркенеса в Киль.
3.3.42
10.12 Авиаразведка обнаружила в кв. АС5685 «тяж. крейсер класса КИРОВ» и U.436 в 14.16 прислала р/гр, что действует против него. Однако в 18.25 ей радировали не покидать район атаки, т.к. самолеты крейсера больше не обнаруживали.
12.00 U.454 вышла из Тронхейма в Киркенес.
5.3.42
04.00 U.454 прошла 67 гр. с.ш. в северном направлении. Около 16.00 установила связь с U.589, которая также шла в Киркенес. Чтобы избежать встречи и провести разведку конвоя, U.454 приказали удалиться от побережья. Однако, связь пропала и р/гр ушла на лодку только в 02.36 6.3.42. Ей следовало от 16 гр. в.д. идти на север до 73.30 сш, затем курсом ост до 31.40, затем в Киркенес.
На 20.00 лодки адмирала Нордмеера находились в следующих позициях:
U.584 AF2240, в пути на родину;
U.134 AB6710, то же;
U.454 AF3180, на пути в Киркенес;
U.589 AF3710, то же;
U.403 AF5650, на пути в Нарвик;
U.377 в Нарвике;
U.436 у мурманского побережья, вост. бухты Кола;
U.456 то же;
U.585 в Киркенесе, не боеготовая.
Решив использовать находящиеся на переходах лодки против предполагаемого конвоя, адмирал расставил их в сторожевую линию таким образом: U.134 в кв. 4650, U.584 в кв. 4930, U.454 в кв. 5770, U.589 в кв. АВ8150. Немного позже было получено разрешение использовать U.377 и 403. Им дали квадраты АВ5650 и АВ6250. Обозвали все это группой «Вервольф».
7.3.42
00.30 Приказ для U.134 идти в направлении АВ5740, с 8.00 новый район атаки – АВ72; для U.589 – АВ8110 и АВ71 нижняя половина и 74 верхняя половина.
06.00 Примерное положение U.436 – кв. АС8957, U.456 – кв. АС8869.
В течении ночи U.584 велели развернуть и через кв. AF4381 отправить маршем домой.
19.52 Приказ для U.436: вдоль побережья совершить поиск до долготы Йокански. Там предполагается место сбора судов конвоя.
8.3.42
12.45 Приказ для U.456 и 436. Самолет заметил в 12.00 7.3 в гавани Йоканьги 13 торговых судов и ЭМ на якоре. Занять позиции ожидания около гавани. Сначала U.436 хотели заставить проникнуть прямо на рейд, но потом от идеи отказались из-за ее опасности.
U.456 отправили действовать против крейсера и ЭМ, обнаруженных на якоре в кв. АС8988 между о. Олений и берегом сев. Захребетное. Точные данные: в 15.00 обнаружен крейсер на 6000 т и СЗ него в бухте 2 ЭМ и 1 ММ (?), все на якорях. Цели безуспешно атакованы с пикирования. Интересно, кто это был? ЭМ – это ГРОЗНЫЙ и ГРОМКИЙ в губе Порчниха, последний поврежден после касания грунта. Они фиксировали падение 2 бомб на о. Олений. А вот что за крейсер? Глюк?
16.30 Лодкам выделил новые позиции
U.454 АС43, верхняя половина;
U.403 АС43, нижняя половина;
U.377 АС46, верхняя половина.
Все это обозвали группой «Ауфнаме».
9.3.42
10.17 U.134 и 589 получили новые позиции вост. и ЮВ Ян-Майена.
11.36 U.134 сообщила, что не может занять приказанную позицию из-за большого кол-ва плавучего льда. Лодка получила от льда повреждения и вынуждена возвращаться на верфь. Отправлена в Берген.
15.50-21.08 Лодки U.589, 403 и 377 получили новые позиции зап. Вест-фьорда. U.454 велели идти через 9154 в кв. 8835, где занять позицию ожидания для конвоя.
20.40 До 24.00 9.3 все лодки, даже U.456 и 436, получали приказы по радио из Берлина, от гр. Норд. В высоких широтах это встречало большие трудности, так что с 00.00 10.3 рулить начинал по радио сам Адм. Нордмеер. На тот момент: U.456 у берега вост. Териберки, около Бол. Оленьего, U.436 около Йоканьги, U.454 на марше от м. Нордкап на позицию СВ бухты Колы.
10.3.42
Приняв непоср. управление, Адм. Нордмеер сразу раздал приказы:
U.454 (Хаклёндер) – район атаки между 33 и 34 в.д., идти из АС9154 через АС8555
U.456 (Тайхерт) – район атаки между 34.20 и 35.20
U.436 (Зайбике) – район атаки между 39 и 40 в.д. Всем стоять насколько возможно ближе к берегу, не отдаляться более 50 миль. Их группу назвали «Умханг».
Доклад лодок о своем положении:
U.436 – много самолетов и сторожевиков, до сих пор замечен и потоплен 1 пароход, промах по СКР, еще 6 торпед.
U.454 – АС5599
U.456 – находилась у берега, никакого движения нет, только сторожевики от Териберки до Кильдина. 26, 28.2 и 6.3 маяки и радио работали как мирное время.
12.3.42
10.00 U.454 доложила об обнаружении в кв. 8557 10 судов, 4 ЭМ, 2 СКР, курс 170, скорость до 10 уз. В 12.32 он был в кв. 8584, середина-верх, в 15.30 кв 8826. 16.19 контакт потерян в кв. 8856. Рядом уже был Кильдин, лодка осталась в кв. 8832.
igor написал:
Оригинальное сообщение #401024
сегодня рано утром преследовались ЭМ с выслушиванием в кв. 8869, ГБ, повреждений нет,
Квадрат - не далее 15 миль к северу от мыса Териберский. Кто бомбил?
Получается, что в 05.30 радиоразведкой могла быть обнаружена не U-436, а 456-я? Разница в месте - около 1 часа надводным ходом.
igor написал:
Оригинальное сообщение #401024
Самолет заметил в 12.00 7.3 в гавани Йоканьги 13 торговых судов и ЭМ на якоре. Занять позиции ожидания около гавани.
Выходит, обнаружение 9 марта в 14.45 севернее бухты Золотая (между Большим Оленьим и Харловым) вполне могла быть U-436?
Кстати, Игорь, Вы пишете время по документам или переводите в "Москву"?
Крейсер в Захребетном. По "Хронике": "6 марта в 11.20 ЭМ «ГРОМКИЙ» на буксире СС «ПАМЯТЬ РУСЛАНА» и буксира №23 в охранении ЭМ «ГРОЗНЫЙ», ТЩ HMS «SPEEDWELL» (J87), HMS «NIGER» (J73) и Т-899 прибыл в губу Порчниха". Английские тральщики в тот же день вернулись в Кольский залив. Т.е. в Порчнихе остались 5 кораблей. Может, кто позже ещё ушёл. Мне кажется - ошибочное определение. Сколько раз наши "узнавали" миноносцы в тральщиках противника.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #401397
Кстати, Игорь, Вы пишете время по документам или переводите в "Москву"?
Все берлинское.
Еще удалось прочесть кусочек с 13 по 25 марта.
13.3.42
U.454, 436 и 456 у мурманского побережья, U.585 в Киркенесе боеготовая, U.377, 403 и 589 по приказу группы «Север» в качестве группы «Блюхер» зап. Лофотенских о-вов. U.435 к 14.3 боеготова в Тронхейме.
14.3.42
U.436 доложила, что вост. 39гр в.д. сильный лед не позволяет пройти ПЛ.
19.26 U.436 получила новый операционный район, в который должна отправиться вечером. Она теперь должна действовать у Кольской бухты, а U.456 остается в своем старом районе атаки вост. Кольской бухты.
19.29 U.454, еще стоявшая у Кольской бухты, получила приказ идти в Киркенес.
15.3.42
08.00 U.454 стояла на входе в Киркенес, и после этого зашла.
19.00 U.585 вышла к Кольской бухте.
Лодки U.655, 378, 376 и 209, предназначенные для Киркенеса, д.б. сначала пройти по конвойным путям русских. До прибытия в К. остаются под управлением группы «Север».
16.3.42
02.00 Приказ на занятие новых позиций на время проведения минной операции Бантос:
U.436 – кв. 8827 и 8828, U.456 – 8829 и 8837, U.585 – 8838, 8836 и 8911, все АС.
12.20 Операционный район для U.456 продлен на запад до 34гр. в.д.
Короткие сигналы о занятии предназначенных районов пришли соответственно в 17.00, 14.35 и 18.07.
00.35 U.589 получила приказ идти в Киркенес на расстоянии 30-50 миль от берега. После прохождения 26гр. в.д. управление передавалось Адм. СЛО.
08.00 Такой же приказ для U.435.
17.3.42
13.30 Р/гр лодкам в море об задержке операции Бантос из-за плохой погоды. U.585 послали на разведку вост. пролива Кильдин. К 19.00 18.3 всем лодкам опять стоять на позициях для операции Бантос.
18.3.42
14.26 Сообщение о погоде от U.456 из точки 70 сш 32 вд. Операцию Бантос опять отложили до утра.
19.3.42
07.00 U.589 пересекла 26 вд
19.45 U.435 пересекла 26 вд. Обе лодки получили указания по движению в Киркенес.
22.34 U.435 доложила, что будет в пункте Красный 92 у входа в Кьелмё-сунд уже в 17.00 20.3.
22.56 U.589 то же самое в 5.00 20.3
20.3.42
19.44 U.456 получила приказ возвращаться. На тот момент находилась СВ Кольской бухты.
21.3.42
09.30 U.435 и 589 пришли в Киркенес. U.589 по дороге видела только 1 пароход, который трижды безрезультатно атаковала. U.435 на сутки небольшой ремонт, U.589 готова к выходу немедленно.
12.23 U.585 получила приказ занять операционный район между 34 и 35.20 гр. в.д. Его занимала U.456, отозванная домой.
22.3.42
09.00 U.456 пришла в Киркенес. Из отчета, кроме уже известного: 9.3.42 попытка по приказу гр. «Север» проникнуть в пр. Олений (позади о. Бол. Олений) провалилась из-за отсутствия карт, большого числа мелей и рифов. ЮВ бух. Сенейпин (АС8984) обнаружена батарея калибром около 15см.
18.05 U.436 получила приказ возвращаться. На тот момент стояла у Кольской бухты. Ее сменяла U.435, которая вышла в 20.00.
24.3.42
09.00 U.436 пришла в Киркенес. Доложила о потопленном пароходе в 1500 т.
Подходил конвой PQ-13 и решено было действовать против него. В море на утро 24-го находились U.435 и 585. Вечером могли выйти U.454 и 589.
Перехватить конвой предполагалось на подходах к Мурманску (ожидался между 25-м и 29-м). Позиции для лодок: днем 8822, 8832, 8914, 8945; ночью 8828, 8837, 8862 и 8868 правый нижний угол. Лодки соответственно U.435, 589, 454, 585. 2 средние лодки могли занять позиции к 08.00 25.3.
20.00 U.454 и 589 вышли из Киркенеса к Кольской бухте.
21.45 U.585 доложила о жестокой атаке ГБ в кв. АС8911 и собиралась прийти на базу для осмотра повреждений, в 25.3.
Для оставшихся лодок позиции пересмотрели, сдвинув направо, так что самая западная осталась незанятой.
25.3.42
12.30 U.585 пришла в Киркенес. 19.3 видела 2 парохода курсом норд в кв. АС8831. Приняла за свои минзаги, но это был противник. 24.3 в 03.00 при переменной видимости замечена ЭМ класса Трайбл и 2 корветами. ГБ 14 штук до 07.00, много шумов кроме охотников.
23.56 U.378, посланная на предполагаемый конвойный путь, в 07.34 в кв. АС6564 загнана под воду ЭМ.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
14.3.42
U.436 доложила, что вост. 39гр в.д. сильный лед не позволяет пройти ПЛ.
Почти идеально совпадает с обнаружением радиоразведкой в 00.40.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
15.3.42
08.00 U.454 стояла на входе в Киркенес, и после этого зашла.
В 03.45 по пеленгу 86º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Это направление проходит к северу от острова Кильдин. Вероятнее всего, обнаружена U-456, т.к. U-436 только в 21.26 по московскому времени пошла в сторону Кольского залива. За 6 часов хода она могла пройти не более 72 миль, а от 39-го меридиана до Кильдина - больше 110.
В 03.50 по пеленгу 326º от маяка Цып-Наволок радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Если линию продолжать до бесконечности, это направление проходит в непосредственной близости от Вардё, т.е. обнаружена ПЛ, шедшая в Варангер-фиорд. Не сказано – как долго U-454 стояла на входе в Бёк-фиорд, но от любой точки по этой линии от Вардё и Вайда-Губы до входа в Бёк-фиорд не более 4 часов хода. Таким образом, U-454 (если это была она) уже к 08.00 по Москве могла быть у острова Кьелмсёйя.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
17.3.42
U.585 послали на разведку вост. пролива Кильдин.
18 марта в точке с координатами СШ=69º44’ ВД=34º01’ (5 миль северо-западнее маяка Кильдин-Северный) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-456. Конечно, позиция не была в 5 милях от Кильдина, но точно на северо-запад. Учитывая, что U-585 уходила на разведку восточнее Кильдина, а U-436 была ближе к Рыбачьему – других вариантов не остаётся.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
ЮВ бух. Сенейпин (АС8984) обнаружена батарея калибром около 15см.
Квадрат - в районе устья реки Воронья. Что там за батарея? Я чтой-то не нашёл.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
U.585 доложила о жестокой атаке ГБ в кв. АС8911
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
24.3 в 03.00 при переменной видимости замечена ЭМ класса Трайбл и 2 корветами. ГБ 14 штук до 07.00, много шумов кроме охотников.
Квадрат этот к северу от Кильдина-Восточного, далековато от линий дозора. Наши дозорные корабли никого 24-го не атаковали. Из англичан "БРИТОМАРТ" и "ШАРПШУТЕР" ушли с конвоем QP-9 и были уже около острова Медвежий. «СПИДВЕЛЛ», «ХАРРИЕР», «ХУССАР», «НИГЕР» и «ГОССАМЕР» вместе с "ГРЕМЯЩИМ" вернулись в Кольский залив в 09.30 утром. По описанию похожи (Гремящий = Трайбл, 2 ТЩ = корветы, ещё 3 ТЩ слышала, но не видела).
Всё бы ничего, но ни "Гремящий" (в "Хронике"), ни тральщики (на сайте "Хэлсионов") не оставили докладов о бомбёжках.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
19.3 видела 2 парохода курсом норд в кв. АС8831.
Получается, обнаружение 19 марта в 09.50 в районе Гавриловских островов - не 585-я. Острова эти - квадрат АС 8988. Между этими квадратами порядка 65 миль. Обнаружения в 18.00 и 18.30, в принципе, подходят по месту. Но в 18.00 уклонялась U-456 (вроде как), а в 18.30 - видели с берега. Обычно посты НиС дают дистанции по пеленгам и в кабельтовых.
igor написал:
Оригинальное сообщение #402037
U.378, посланная на предполагаемый конвойный путь, в 07.34 в кв. АС6564 загнана под воду ЭМ.
От кого она погружалась? QP-9 был в точке СШ=73º25’ ВД=20º50’ (потопление U-655, http://www.halcyon-class.co.uk/Sharpsho … r_1942.htm), а PQ-13 ночью прошёл СШ=70º28’ ВД=04º45’ (штормом раскидало, http://www.warsailors.com/convoys/pq13.html). Квадрат 6564 - это 44-й градус долготы, ближе к Новой Земле.
P.S. Кстати, идёт серьёзное разночтение с сайтом U-Boat.Net по U-435. Конечно, верю здешним данным, но ещё один минус уважаемому сайту.
Отредактированно dad67 (27.06.2011 21:24:59)
«Отчет об атаке ПЛ тральщиками HMS «Gossamer» (J63) и HMS «Hussar» (J82).
29.3.42. Время – 11.48 (московское). Координаты – СШ=71º40’ ВД=37º00’ (132 мили северо-восточнее мыса Цып-Наволок). Глубина места – 150 морских саженей (274 метра). Погода – лёгкий ветер, незначительное волнение моря, пасмурно, видимость 4 мили.
Доклад.
Тральщики «Gossamer» и «Hussar» во время поиска ПЛ шла курсом норд со скоростью 10 узлов, когда в 10.46 «Hussar» по пеленгу 28º на дистанции 10000 ярдов (более 9 км) обнаружил ПЛ в надводном положении. Тральщик изменил курс, но огня не открывал – расчёт орудия не мог отличить подводную лодку от плавающих льдов. Когда дистанция сократилась до 8000 ярдов (7,5 км) подлодка изменила курс и погрузилась. След субмарины был отчётливо виден среди блинчатого льда. В 11.10 «Hussar» прошёл место погружения ПЛ, не получив гидроакустического контакта. В это же время данные обнаружения сообщили семафором на «Gossamer».
В 11.48 «Gossamer» получил гидроакустический контакт по пеленгу 330º в дистанции 500 ярдов. Двигавшийся влево объект был атакован серией из 4 глубинных бомб с установками 150 (46 метров) и 250 футов (76 метров). Пятая бомба не вышла из-за обмерзания бомбосбрасывателя. Тральщик отошёл на 800 ярдов и развернулся для повторной атаки. Корабль прошёл над целью без атаки, так как следующая серия «глубинок» ещё не была готова. В 12.04 «Gossamer» вновь развернулся для атаки, когда контакт двигался под немного открытым углом. Четыре глубинные бомбы были сброшены с установкой 350 футов (106 метров). Контакт был восстановлен за кормой, когда «Gossamer» увеличивал дистанцию. В 12.09 контакт получил «Hussar» и вышел в атаку. Угол был немного открытый, и контакт поддерживался до дистанции 200 ярдов, но из-за обмерзания бомбосбрасывателей вышли только 2 глубинные бомбы. «Gossamer» направлял атаку с расстояния 1800 ярдов (1650 метров). В 12.15, когда угол был немного закрытый и цель продолжала движение, «Gossamer» сбросил 5 глубинных бомб с установкой 350 футов, и позже восстановил контакт за кормой по пеленгу разрывов глубинных бомб. «Hussar» выступал направляющим кораблём в этой атаке и всех последующих, и в каждом случае оба корабля согласовывали время сброса глубинных бомб. После этой атаки «Gossamer» прошёл рядом с подлодкой, чтобы собрать максимум информации о цели. В этот момент «Hussar» передал, что получил предположительный контакт погружавшейся подлодки. В 12.21 «Hussar» провёл вторую атаку, сбросив 5 глубинных бомб с установками 250 и 350 футов. Цель по-прежнему двигалась, контакт был потёрян на расстоянии 200 ярдов. Восстановлен за кормой, и теперь лодка не двигалась. «Gossamer» отошёл на 1400 футов (426 метров), развернулся и в 12.34 произвёл третью атаку по указаниям тральщика «Hussar». Пять глубинных бомб были сброшены с установкой 350 футов. «Gossamer» восстановил контакт и направлял «Hussar», который в 12.39 провёл последнюю атаку пятью глубинными бомбами с установками 250, 350 и 500 футов (152 метра). Контакт был потёрян на дистанции 200 ярдов. «Hussar» после атаки получил неуверенный контакт, который исчез в 12.44. «Gossamer» утверждает, что через 6 минут после атаки слышал 2 подводных взрыва по пеленгу окончательной потери контакта. В 13.55 ещё два подводных взрыва зафиксировал тральщик «Hussar», но на поверхности моря ничего не было видно из-за больших полей блинчатого льда.
Оба корабля обследовали последнюю позицию лодки и наблюдали непрерывный поток воздушных пузырей, поднимавшихся на поверхность. Также наблюдали пятно соляра. В 14.40 «Hussar» ушёл на соединение с КРЛ HMS «Trinidad» (46), а «Gossamer» оставался в районе последенго контакта до темноты. Больше никаких контактов не было, но в 15.23 зафиксирован третий подводный взрыв в том же месте, где наблюдались воздушные пузыри.
Свидетельства на поверхности.
Подводная лодка была обнаружена в надводном положении, и наблюдалось её погружение. После атак глубинными бомбами замечены масляное пятно и воздушные пузыри.
Гидроакустические свидетельства.
Оба корабля согласны, что условия для работы ГАС были хорошими. Разделение на направляющий и атакующий корабли, как представляется, было весьма удовлетворительным. Контакт, вроде, остановился после атаки в 12.21 тральщика «Hussar» и был потерян обоими кораблями после зафиксированных подводных взрывов. Прокладка поиска тральщика «Gossamer» прилагается.
Мнения командиров.
«Gossamer»: считается, что лодка была уничтожена, хотя сплошная ледяная каша не позволила обломкам выйти на поверхность.
Подводная лодка остановилась после одной срочной и четырёх плановых атак.
Анализ 3-й и 4-й атак тральщика «Gossamer» по записям регистратора показывает, что глубинные бомбы едва не попали точно в лодку.
Несмотря на ледовый покров, несомненно, наблюдались соляр и непрерывный поток пузырьков диаметром 6 дюймов (15 см).
«Hussar»: считается, что неуверенный контакт после второй атаки тральщика был, предположительно, из-за разрушения цели.
Мнение начальника штаба 6-й флотилии тральщиков.
Из всех доказательств следует, что эта лодка с большой долей вероятности была уничтожена.
Мнение Отдела утверждения документов.
Считается, что лодка была несомненно уничтожена. Атаки тральщика «Gossamer», кажется, были очень точными и движения лодки хорошо просчитывались. Однако, вторая атака тральщика «Hussar», предположительно, была далека от цели.
Подводные взрывы, услышанные после атак, не поддаются никакому объяснению.
Мнение Отдела подводного слежения.
В приведённых свидетельствах нет доказательств присутствия лодки.
Решение U-Boat Комитета.
Комитет готов признать, что подводная лодка была атакована, так как была визуально обнаружена тральщиком «Hussar».
Из записей движения цели и гидроакустических данных на протяжении всей первой серии атак следует, что подлодка находилась под полным контролем до конца этих серий.
Единственное доказательство нанесённых лодке повреждений в ходе атак опирается на:
а). докладе о необъяснимых взрывах,
б). воздушных и масляных пузырях, появляющихся на поверхности в непосредственной близости через час после атаки,
в). мнении тральщика «Gossamer», что его атаки были точны.
В этой связи, замечания тральщика «Gossamer» основаны больше на желаемом, чем на действительном.
О необъяснимых взрывах настолько часто сообщалось в прошлом, что они вряд ли могут быть приняты в качестве доказательства повреждений. Более того, известно, что эсминец HMS «Fury» (H76) атаковал подлодку примерно в это время в 55 милях к западу.
Заявка на причинение повреждения, поэтому, основана на сообщении о воздушных и масляных пузырях. Это не может быть принято в качестве доказательства потопления, поэтому результат оценивается как «возможно, легко повреждена».
1 июня 1942 г.».
Что-то у немцев конце марта выдался напряженный, да и времени опять нету. Сумел осилить только 5 дней.
27.3.42
Краткий отчет U.435. После выхода из Киркенеса 26.2 до 10.3 в операционном районе между 35.40 и 36.40 у берега. 1.3 в кв. 8948 потоплен пароход 1500 т, 5.3 у м. Териберский 3 промаха по конвойному кораблю в бурном море, с противодействием кораблей и самолетов. Пароходов нет. С 10.3 действовали у Святого носа. Т.к. там у берега лед, стояли между Харловым и границей льда. Ничего не видели, только редкие самолеты.
С 16.3 операционный район у берега между 33 и 34 гр. в.д. Сторожевики и самолеты, часто плохая погода, сильные морозы, обледенение. Из-за немедленного замерзания перископа атака из-под воды по большей части невозможна. Постоянно плохая видимость. Наша авиаразведка недостаточна. Заграждение Бандос А – большая помеха для навигации.
28.3
00.08 Р/гр на U.435 – в планируемой минной операции 8-й фл. ЭМ вост. Кильдина она должна служить маяком, находясь севернее Кильдина. Но операция не проводилась.
05.46 Р/гр от U.209 (Бродда) – кв. АС4252 в 07.02 увидели конвой, 2 больших ПХ (?), 2 СКР на курсе ост. 1 промах по кораблю охранения.
11.19 На тот момент лодки: U.435 у Кольской бухты;
U.454 днем кв. 8914, ночью 8862, оба АС.
U.589 8832 и 8837.
Примерно на то же время лодки группы Цитен:
U.378 (Хошат) – кв. 4250 и 4280,
U.209 – 4290 и 4530,
U.655 (Думрезе) – 4270 и 4510,
U.376 (Маркс) – 4430 и 4460.
Лодкам Адм. Нордмеера отправили приказ составить группу Айсвольф и немедленно идти в кв. 8135, 5875, 5855, все АС (454, 589, 435),
14.08 U.209 доложила: 08.30 конвой пропал из виду в кв. АС4223. Мы в 12.00 в кв. АС4377.
17.00 U.376 доложила о себе в кв. 4541, U.378 в 4620, U.655 не докладывала.
23.14 U.585, покинувшая Киркенес в 20.00, получила приказ идти в кв. 8295.
29.3.42
00.53 U.456 получила приказ выходить в кв. 8645. Вероятно, тут же и вышла.
02.47 Лодки получили приказы – если не будет контакта с врагом, макс. ходом занять следующие позиции: 435 – 8828, 456 – 8869, 454 – 8836, 589 – 8593, 585 – 8551, 378 – 8687, 209 – 8561, 376 – 8955, 655 – 8649.
06.50 Р/гр от U.376 – конвой в кв. 5720 в 06.00 курс ост. 5-7 ПХ, 7 уз., охранение находится южнее.
07.50 U.378 – обстреляна артиллерией из плотной дымки в кв. АС5829.
08.05 Все лодки кроме 456 и 585 идут туда на сигнал U.376.
10.15 U.376: конвой пропал из виду в кв. АС5733 курс 90гр., 7 уз. Сильная пурга, плохая видимость, ветер В 5 баллов, волнение 4 балла.
10.37 U.456 макс. ходом идти в кв. 5855, 585 – 5865.
10.40 U.376: загнана под воду в кв. АС5838 вражеским СКР.
13.22 U.209: то же миноносцем в кв. АС5827 в 11.03
14.30 U.209 – 5861
14.32 U.456 в кв. 5856
14.58 U.585 – 8259
15.14 U.435 – 5852
15.45 U.454 – 5834
14.31 U.376 – атака под водой на конвой кв. 5840 из-за погоды неудачная. Подняли 8 выживших с Z.26, идем за конвоем на ЮВ.
15.40 U.378 – на 15.00 место АС5947, идем курсом 195гр. предполагаемым курсом конвоя. Ветер СВ 4, море 3, плохая видимость.
16.25 U.376: по акустическим данным, конвой АС5885, вероятно еще курсом ост. Сильная пурга последние 2 ч, видимость 100-300 м, ветер ВСВ 7, море 6.
16.58 U.378 – в 14.12 в АС5948 загнаны под воду вражеским ЭМ на курсе ост. 2 ГБ, очень плохая видимость, акустика пеленгует конвой.
20.41 U.376 доложила коротким сигналом об ЭМ в АС8236.
22.00 На все лодки р/гр если нет контакта до 03.00, занять сторожевую линию от 8535 до 8335 АС в таком порядке: Лотзе, Маркс, Тайхерт, Штрелов, Бродда, Хаклёндер, Хоррер, Хошат, Думрезе.
30.03.42
04.45 U.209 доложила: в 03.30 в АС8349 загнан под воду ЭМ. Конвоя акустика не пеленгует.
05.50 U.435 сообщила, что из-за плохой погоды никакие атаки невозможны.
06.20 U.456 сообщила – сторожевую линию прошел СКР.
06.50 Она же – 2 ПХ в кв. 8612, курс 150гр. За нами охотятся ЭМ.
07.30 Всем лодкам р/гр атаковать обнаруженный Тайхертом конвой.
07.29 U.209 доложила: в 05.52 кв. 8349 стреляли по одиночному ПХ, промах. Курс 180гр. Ветер ССЗ 6-7, море 6.
07.47 U.435 – враг в кв. 8378, 2 группы курсом 140 гр.
11.03 U.435 контакт потеряла.
11.15 U.454 - загнана под воду ЭМ в кв. 8613.
11.40 U.376 – в 09.48 в кв. 8533 потопила 5000-брт ПХ. Перед атакой и при добивании видели вражеский перископ.
14.02 U.456 – атаковали конвой в кв. 8649. 1 ПХ торпедирован, 4 неподтвержденных промаха.
15.03 U.435 в кв. 8646 потопила вооруженный ПХ 6000 брт.
16.00 U.454 увидела конвой, 6-7 судов, курс южный.
18.15 U.454 в кв. 8836 загнана под воду. Враг в кв. 8915, идет 200 гр.
18.25 U.456 конвой кв. 8866, курс западный.
21.10 U.454 в дополнение к первой р/гр – конвой кв. 8869, курс на Кильдинский пр.
21.45 Р/гр от U.376: 7000-тонник в кв. 8835 потерян в 20.00 в темноте и плохой видимости. Из спасенных с Z.26 трое вчера умерли, остальные вполне здоровы.
22.15 Если не будет контакта, лодкам в след. последовательности: Хаклёндер, Маркс, Бродда, Хошат, Хоррер, Тайхерт исходная точка кв. 8867 левый нижний угол между ик 0 и 90, каждому сектор по 15гр., медленно обыскать море.
22.54 Штрелову до особых указаний занять район между 33 и 34 вд перед Кольской бух., Лотзе то же между 34 и 35.20.
23.38 U.209 доложила в кв. 8677 во 2 половине дня бомбежку ГБ с ЭМ.
31.3.42
00.40 U.435 доложила: 3 ОПЛ в 8599, курс СВ, широкая поисковая формация. Атакованы ГБ в кв. 8866, без повреждений.
03.50 U.589 – в 23.50 в кв. 8861 конвой, 3 ПХ, 3 ЭМ. Во время атаки в надводном положении загнаны под воду ЭМ.
11.14 Приказ: сегодня с 12.00 отойти на север до 70гр. и 1.4 прийти в Киркенес: Марксу в 14.00, Бродде в 16.00, Хошату в 18.00. Опасаться вражеских ПЛ.
11.47 Остальным лодкам приказали перегруппироваться: Хаклёндер кв. 8590 и 8670, Хоррер 8680 и 8920, Тайхерт 8940 правая половина и 8950, все АС.
16.32 U.378 и U.209 обе доложили о ПЛ под водой в кв. 8632.
21.48 Остальные ПЛ у Кольской бух., кроме двух, получили приказы возвращаться. Стоять в пункте Красный 92 Хорреру 2.4 в 08.00, Хаклёндеру в 10.00, Тайхерту в 12.00.
то, что не успел вчера.
На этом наличные документы прерываются до 28 июня.
1.4.42
U.378, 376 и 209 как было приказано вернулись в Киркенес.
Краткий отчет U.378: вышла из Гельголанда 15.3, послана на маршруты русских конвоев. 25.3 в кв. АВ6564 1 ЭМ, 3 ГБ; 28.3 действовала против конвоя; 29.3 кв. 5829 артобстрел из плотной дымки, разрывы близко к лодке, кв. 5948 1 ЭМ курс ост, 2 ГБ.
Краткий отчет U.376: вышла из Гельголанда 15.3, послана на маршруты русских конвоев. 24.3 в кв. АВ6671 одиночный ПХ, курс вест, при плохой видимости и погоде снова потерян. 28.3 действовала против конвоя; 29.3 в 06.00 в кв. АС5720 увидели конвой, 7 ПХ, возможно крейсер, с 09.00 контакт потерян. В 10.00 кв. 5815 в хорошей позиции для атаки по акустическому пеленгу, атака бесполезна, слишком плохая видимость. В кв. 5818 наблюдался арт. бой эсминцев, подняты 8 выживших с Z.26, 3 из них скончались на борту. В 14.47 конвой услышан в кв. 5865, в кв. 8236 1 ЭМ. 30.3 в кв. АС8533 потоплен идущий в одиночку UNITAS POSEIDON. При этом замечена вражеская ПЛ. В кв. АС8593 одиночный ПХ, курс 210гр., из-за бурного моря и метели при атаке потерян. 31.3 в кв. АС8388 ночью 7 часов рядом находилась под водой ПЛ, но не стреляла, вероятно наша. Только в кв. АС5823 небольшие ледовые поля, больше льда не видели.
Краткий отчет U.209: вышла из Гельголанда 15.3, направлена в пункт сбора в кв. 8120, но лодки U.376, 378, 655 туда не прибыли. Пошли на маршрут русских конвоев. 28.3 в кв. АС4522 2 ПХ, 1 СКР, курс 100 гр. 1 промах по СКР, ГБ. Из-за метели контакт потерян. По приказу действовала против конвоя. 29.3 в кв. 5932 небольшие ледовые поля. В кв. АС5832 одиночный ПХ на южном курсе снова потерян при видимости 100 м. В кв. 5827 ЭМ, 16 ГБ. 30.3 в кв. АС8349 2 парохода, курс ЮВ, 2 залпа, промахи из-за сильного волнения. В кв. АС8674 1 ЭМ в кв. АС8677 17 ГБ.
17.50 U.589 в кв. 8946 из-под воды выпустила 4-торпедный залп по ЭМ при спокойном море, не попала. 2-часовое преследование с адиком и ГБ, повреждений нет.
2.4.42
В первой половине дня, как было приказано, U.454, 456 и 589 пришли в Киркенес.
Краткий отчет U.454: вышла из Киркенеса 24.3, 25-28.3 стояла в операционном районе у Кильдинского пр., затем действовала против конвоя. 30.3 в кв. АС8616 в 09.37 1 ЭМ, 15.03 в кв. АС8914 контакт потерян. Сильный дрейфующий лед в кв. АС5970, правая половина, действия ПЛ невозможны. 31.3 к кв. АС8591 СКР, 1.4 в кв. 8593 то же.
Краткий отчет U.456: вышла из Киркенеса 29.3, 30.3 в 06.00 установила контакт с группой судов конвоя – 3 ПХ, 1 ЭМ, кв. АС8612, в 10.30 атака в кв. АС8649, 2-торпедный залп по первому судну (не идентифицировано). 1 торпеда по второму ПХ примерно 4000 брт, попадание, весьма вероятно потоплен, почти сразу после выстрела сильный крен и корма до рейлингов в воде (позже на этом месте U.589 нашла спасательную шлюпку). В 17.20 снова контакт, подойти не смогли. В 18.30 атака бомбардировщиков в кв. АС8865. 4 ПХ, 2 ЭМ в 19.00 вошли в Кильдинский пр.
Краткий отчет U.589: вышла из Киркенеса 24.3, 25-28.3 стояла в операционном районе у Кольской бух., потом действовала против конвоя. 31.3 в кв. АС8861 группа судов конвоя, 3 ПХ, 3 ЭМ, при атаке в надводном положении загнана под воду эсминцем. 1.4 в кв. 8946 из-под воды выпустила 4-торпедный залп по ЭМ при спокойном море, не попала. 2-часовое преследование с адиком и ГБ, повреждений нет.
17.21 U.435 и 585 находятся между 33 и 35.20 вблизи берега.
igor написал:
Оригинальное сообщение #403093
На этом наличные документы прерываются до 28 июня.
Намек понял Высылаю. Не хочется, чтобы такой прекрасный разбор прерывался.
Хорошо бы этот прекрасный обзор сопрячь с данными, ранее выложенными dad67 в один красивый кусок. И опубликовать, буагага!!
Я надеюсь, уважаемый Сергей это делает. А в принципе все это нужно для "Летописи" по ПЛ противника на наших театрах. Авторство будет соответствующим.
Вы, наверное, за мной через Скайп подглядываете? Сижу второй день, но плотно сесть не получается. Потянулись на юг косяком мурманские родственники и знакомые, и знакомые знакомых.
Пока было время, начал пересматривать ранее выставленные данные (вручную по карте прокладкой координат занимался) - появились интересные вопросы. Позже выложу. Пока следующее:
29 марта.
В 09.30 в районе мыса Нордкин Щ-422 на курсе 306º по пеленгу 10º на дистанции 70 кбт обнаружила ПЛ противника в надводном положении. В 14.10 на курсе 336º вновь обнаружена ПЛ противника по пеленгу 330º на дистанции 70 кбт. Атака не предпринималась из-за опасения спутать ПЛ с Щ-421, следовавшей на позицию.
Обнаружена U-376. Объясняю.
Это лодка из группы "Цитен" однозначно. В группе 4 ПЛ: 209, 376, 378 и 655. U-655 к тому моменту была утоплена - вопрос снят сам-собой. Три лодки.
Положение 209-й на 13.00 по Москве - квадрат АС 4377 (к северу от Хоннингсвога),
положение 376-й на 18.00 по Москве - квадрат АС 4541 (к северу от острова Камёйя),
положение 378-й на 18.00 по Москве - квадрат АС 4630 (к северу от Нордкина).
Новые позиции лодки получили в 03.47 московского, и сразу двинулись. 378-я сразу отпадает - она к 09.30 уже далеко УШЛА от Нордкина.
209-я шла из 4377 в 8561. Чертим прямую линию (всегда надо было срочно занимать новые позиции, т.е ходом не менее 12 узлов). Примерно по карте (теперь всё будет примерно - Гугль растерял доверие) от 4377 до меридиана Нордкина - 43,5 мили (3-3,5 часа хода). Таким образом 209-я была там в 07.00-начале 8-го.
376-я шла из 4541 в 8955. То же самое творим, получаем около 61 мили, или 5 часов хода. Поскольку точные места в 18.00 и 09.30 нам неизвестны, можно оставить зазор в 1 час (опять же - всё примерно и с картой). И тогда всё попадает идеально. Истинный курс Щ-422 - 306 градусов, т.е. она шла на северо-запад. Обнаружена по пеленгу 10 градусов. Т.е. по носу с правого борта - то, что доктор прописал.
Сверил с планами позиций лодок СФ - похоже, она.
С остальным позжее, на выходных.
Отредактированно dad67 (30.06.2011 23:07:18)
Отлично получается. Еще бы времени на это все побольше.
Сегодня кусочек апреля. Да, хочу сказать, что в тексте скорее всего есть ошибки. Во-первых, документ местами весьма паршивого качества, во-вторых утомленный мозг может дать пальцам неверную команду, особенно при наборе многочисленных похожих номеров квадратов.
3.4.42
11.31 Приказ Штрелову и Лотзе возвращаться, если в операционном районе нет надежд на успех. В 08.00 4.4 стоять на входе в Бёк-фьорд. Но вечером 3.4 все мурманские радиостанции пропали из эфира, и немцы предположили выход нового конвоя, так что лодки задержали на сутки.
Указывается, что последнее сообщение, пришедшее точно от U.655 было 20.3 в 00.43 о том, что в 00.35 она прошла 67гр. с.ш. на север. Кроме того, было одно неясное, которое видимо от нее – 23.3 короткий сигнал в диапазоне Антон от 02.38 на 38,29 м: «мое место АВ50, вторая группа неясна. Подпись U-Ysop Emil.
4.4.42
11.12 Приказ Штрелову и Лотзе возвращаться, в 07.00 5.4 стоять в пункте Красный 92.
5.4.42
09.15 U.435 пришла в Киркенес. U.585 до полуночи не прибыла.
Краткий отчет U.435: 16.3 вышли из Тронхейма, 21.3 зашли в Киркенес, 22.3 вышли в операционный район у Кольской бухты. Сильное позиционное охранение силами РТ и тральщиков между Кильдинской и Мотовской бухтами. Тактические и навигационные помехи причиняет наше заграждение Бантос А. С 28.3 по 31.3 по приказу действовали против конвоя PQ-13. 29.3 в кв. АС8230 сильный дрейфующий лед, АС5850 при очень плохой видимости слышали конвой. 30.3 контакт с 2 группами конвоя в кв. АС8348 и 8375. Попытка подводной атаки сорвалась из-за бурного моря. Затем контакт потерян из-за дрейфующего льда. В 12.00 в кв. АС8646 при густой метели атака в надводном положении на одиночку 6000, В-1500, 2 попадания, 2 промаха, ПХ затонул. В 18.00 в кв. АС8814 2 больших парохода, 2 ЭМ при видимости 1000 м с правого борта, ЭМ повернул по тревоге, 16 ГБ. 31.3 3 ОПЛ в кв. АС8917, 1 ЭМ курсом норд в кв. АС8829. 31.3-4.4 сильное охранение Кольской бух. силами ЭМ, ТКА, быстроходных ОПЛ, ПЛ, РТ и самолетами. 4.4 в 23.30 3 торпеды выпущены по СКР – мимо.
6.4.42
12.30 U.585 так и не пришла – считается, что потеряна. То же и с U.655.
7.4.42
20.00 В море из Киркенеса вышли все боеготовые лодки: U.435, 209, 376, 378, 436, 456. Занятие ими сторожевых линий юж. о. Медвежий ожидалось 8-9.4. Еще две лодки - U.454 и 589 – выходили через сутки. Волчья стая называлась «Роббеншлаг» (не уверен?). Еще туда шли новые: U.334 (Симон) и U.657 (Гёлльниц), но их присоединяли к другой стае под названием «Бумс», западнее.
9.4.42
01.03 U.657 доложила, что в кв. АВ8432 таранена U.591 (Цетше), 1 балластная цистерна выведена из строя. В 01.16 получила приказ идти в Тронхейм. В течение ночи доложила о новых повреждениях. На U.591 вышли из строя все носовые ТА, ей требовался док. В 03.14 ее тоже послали в Тронхейм.
04.40 U.657 доложила, что может погружаться и идет в Тронхейм.
15.30 U.209 доложила о границе плавучих льдов у нижней кромки АВ6334, а также в 8 милях юж. О. Медвежий.
10.4.42
Обе шедшие в Тронхейм лодки в течение дня доложили, что прошли 67 гр. с.ш.: U.657 9.4.42 в 22.00, U.591 10.4 в 02.00. Управление передано группе Север.
Около 12.00 Клаузена, Кёлера, Борма и Симона послали выстроить сторожевую линию от кв. 6234 до 6297
11.4.42
12.29 Приказ тем же лодкам выстроиться в прежнем порядке от кв. АВ5882 до АВ8293.
По сведениям разведки конвой PQ-14 должен был добраться до Медвежьего так поздно, что можно было выслать группу «Роббеншлаг» и против конвоя Восток-Запад.
23.58 Всем лодкам группы дан приказ: с 02.00 12.4 курс 90гр, скорость 10 уз., достигнуть 26 гр. в.д.
12.4.42
11.45 «Роббеншлаг» запретили атаковать ЭМ ночью и велели продвинуть на восток до 29 гр.
14.55 U.334 доложила о том, что прерывает операцию из-за болезни кого-то на борту и неких отказов техники. Пошла в Тронхейм.
19.40 U.435 доложила: 3 ЭМ курсом 300 гр, высокая скорость, кв. АС4659.
23.06 U.376: конвой кв. 5419. Лодка получила приказ наводить остальных.
23.38 U.378 сообщила о маленьких айсбергах и ледовых полях в кв. АС4630.
23.59 U.376 доложила, что в 23.17 конвой в кв. АС5417, курс 170гр. Посылает сигналы для пеленгации.
13.4.42
00.22 U.435 тоже нашла конвой: 6 ЭМ, 5 ПХ, кв. АС5454, курс 300гр.
00.39 Лодкам сообщили, что конвой PQ-14 более ценен, поэтому им следует беречь торпеды для него и стрелять только наверняка.
01.10 U.454 держит контакт с 00.15.
01.40 U.376 доложила: конвой в кв. 5417, маневрирует в ледовых полях, генеральный курс СЗ, 7 уз. около 6 ПХ, охранение спереди. Почти безоблачно. Предполагает выйти в атаку. Ей велели держать контакт для наведения ЭМ, а с 05.00 – самолетов.
05.36 Контакт с конвоем установила и U.456. Доложила 6 ПХ и точно не больше 3-4 ЭМ в кв. АС4662.
05.52 U.435 доложила о потоплении в кв. АС4662 ПХ EL OCCIDENTE.
06.52 Пришло последнее сообщение от U.376: конвой в кв. 4651, 280гр., строем фронта. Ветер и море 3-4 балла, высота облачности 800 м, хорошая видимость. Вопрос: можно атаковать? Разрешение дали.
08.40 U.435 сообщили, что теперь она держит контакт. Конвой в кв. АС4586, генеральный курс 270гр, 7 уз. Место сильно отличалось от присланных ранее и Штрелову приказали уточнить место. Он доложил АС4543 в 09.14.
Конвой атаковали 41 Ю.88. в 10.12 одна машина села на вынужденную в кв. 4640. Лодки получили приказ искать.
U.435 доложил место конвоя на 10.40 АС4524 и на 11.04 – АС4516.
10.40-11.40 U.378 и 454 доложили, что идут в место приводнения самолета, кв. 4737. U.378 приказали не ходить, а действовать против конвоя.
13.43 U.209 доложила – 2-торпедный залп по конвою. 1 пошла по поверхности, промах. Преследуют ГБ.
15.23 U.435 доложила: контакт потерян в кв. АС4521 из-за преследования ГБ.
17.50 Приказ всем лодкам группы: если не имеете контакта с конвоем, прекращайте преследование и идите в сторожевую линию от АВ6361 до АВ6667, занять к 08.00 14.4. Порядок по номерам лодок, только Хаклёндер занимает самую южную позицию.
17.59 Группе «Бумс» приказали занять линию от АВ6691 до 6937 на скорости 8 уз. Порядок лодок – Клаузен, Кёлер, Борм.
18.35 Р/гр от U.435: при сильной бомбежке ГБ бункер левого борта лопнул, вылетели болты прочного корпуса, способность к погружению ограничена. Иду в Киркенес, в пункте Красный 92 буду 15.4. В 17.00 в кв. АС4521 добили поврежденный самолетами транспорт 6000 брт.
Из 13 лодок, с которыми начиналась операция, осталось 10.
Доклады лодок о местоположении:
U.454 в 19.45 – кв. АС4553,
U.436 в 19.45 – кв. АС4422,
U.378 в 20.00 – кв. АС4184,
U.589 в 21.10 – кв. АС4422,
U.454 в 23.55 – кв. АС8183,
U.209 в 23.55 – кв. АС4415.
23.50 от U.376 пришла р/гр, отправленная в 20.35: атака из надводного положения на конвой при видимости 500 м, обстреляна ЭМ, затем ГБ. Контакт потерян в кв. АС4417, 270гр. Иду на сторожевую линию.
Поосторожнее! Не завалите. То не разогнать, а теперь не остановить. На анализ много времени требуется. Я не успею так, если за три дня 2 месяца будет выкладываться. Тот пост, за который я последний "плюсик" получил (спасибо, Мирослав), я часов 7 писал.
Как писал Конецкий: "Погружение в карту. Попытка ощутить направление не по компасу, а мозжечком"...
А вообще - прёт! Действительно!
Отредактированно dad67 (01.07.2011 21:16:51)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #403287
209-я шла из 4377 в 8561. Чертим прямую линию (всегда надо было срочно занимать новые позиции, т.е ходом не менее 12 узлов). Примерно по карте (теперь всё будет примерно - Гугль растерял доверие) от 4377 до меридиана Нордкина - 43,5 мили (3-3,5 часа хода). Таким образом 209-я была там в 07.00-начале 8-го.
376-я шла из 4541 в 8955. То же самое творим, получаем около 61 мили, или 5 часов хода. Поскольку точные места в 18.00 и 09.30 нам неизвестны, можно оставить зазор в 1 час (опять же - всё примерно и с картой). И тогда всё попадает идеально. Истинный курс Щ-422 - 306 градусов, т.е. она шла на северо-запад. Обнаружена по пеленгу 10 градусов. Т.е. по носу с правого борта - то, что доктор прописал.
Сверил с планами позиций лодок СФ - похоже, она.
Методика «как проще» в данном случае вряд ли применима.
Вы стали жертвой собственных заблуждений, ув. dad6. Маркс в указанные рамки находился в квадрате АС58 и готовился к нападению на конвой. С 9:52 по 11:00 29 марта U376 находилась в подводном положении и даже если каким-то чудом Щ-421 могла располагаться рядом с ней, физически увидеть лодку Маркса она не могла. Оставшиеся же две лодки из указанной Вами группы так же находились в квадрате АС58. Поэтому полагаю, что советская субмарина вероятнее всего имела ложный контакт.