Вы не зашли.
Согласен. Только не заблуждений, а неугасаемой надежды, что советский ВМФ не так ошибался, как выходит на самом деле. Ощущаю себя чуть ли не палачом, уничтожающим труд всех послевоенных политработников.
Большим заблуждением было бы считать, что донесения командиров ПЛ, которые лежат в основе соответствующих глав наших послевоенных трудов по ВМФ в ВОВ, писались политработниками
30 марта.
В 19.15 на Кильдинском плёсе в точке СШ=69°36’ ВД=34°03’ (12 миль к северу от острова Кильдин) ЭМ «Гремящий» и «Сокрушительный» и 2 английских ТЩ, охраняя 9 ТР конвоя PQ-13, обнаружили ПЛ противника под перископом. ЭМ «Гремящий» сбросил на нее 8 больших и 4 малые глубинные бомбы.
В 19.13 МСК в условиях плохой видимости в районе острова Кильдин подлодка U-456 была обнаружена советским самолётом, сбросившим 5 бомб. Лодка повреждений не получила, уклонилась срочным погружением. (сайт U-Boat.Net)
В 19.15 МСК в квадрате АС8836 (30 миль севернее острова Малый Олений) подлодка U-454 загнана под воду. Враг в квадрате АС8915, курс – 200º. (перевод Игоря)
В 00.38 МСК 31 марта подлодка U-209 доложила о бомбёжке с эсминцев в квадрате АС8677 (41,5 мили севернее мыса Териберский) во второй половине дня 30 марта. (перевод Игоря).
По месту и времени ближе всех оказывается U-456 с сайта, но там нет точного места и предполагается бомбардировка с самолёта. U-454 ничего не сообщает о бомбёжке, к тому же обнаруженный ею враг находится ещё восточнее. U-209 признаётся в атаке ОЧЕНЬ неопределённо.
Если учесть, что 30 марта авиация СФ не докладывала об атаках ПЛ, а английской разведывательной авиации в тот момент в Заполярье ещё не было, скорее всего именно U-456 атаковали советские эсминцы. Или опять ложный контакт. Но уже обоюдный.
Ещё ближе к этой точке оказалась U-589, которая была загнана под воду в 00.50 в квадрате АС8861, но уж больно большая разница во времени.
31 марта.
В 01.10 радиоразведкой отмечалась ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=35º00’ (57 миль севернее губы Долгая).
Обнаружена U-435. Она в 01.40 МСК выходила в эфир примерно из того района (к северу от острова Малый Олений). В том же районе находилась U-589, но она в 00.50 погрузилась от кораблей противника, так что радиоразведкой обнаружена быть не могла.
В 03.55 радиоразведкой зафиксирована ПЛ в точке с координатами СШ=69º50’ ВД=34º14’ (27,5 мили севернее маяка Кильдин-Северный).
Квадрат АС8834. Обнаружена U-589. Она в 04.50 выходила в эфир с докладом об атаке примерно из того района.
В 21.55 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º22’ ВД=34º35’ (66,5 мили севернее маяка Кильдин-Северный).
Чуть севернее позиции U-454. Может, я не совсем точно определил координаты.
Отредактированно dad67 (02.07.2011 21:11:10)
По 30-31 марта в свое время в "Марине Рундшау" была статья по поводу гибели У-585. Постараюсь завтра найти и выложить.
Только что дошёл до 1 апреля, и теперь думаю, что "Гремящий" с "Сокрушительным" 30 марта могли атаковать U-209. 17 бомб - не шутка. Одни корабли СФ сбросили 12. Может, англичане ещё помогли (отчётов нет).
На сайте Uboat.Net записано, что атакована U-435.
1 апреля.
Немецкие данные.
В 18.50 МСК подлодка U-589 в квадрате АС8946 (13,5 мили севернее острова Зеленецкий) 4-торпедным залпом атаковала ЭМ. Промах. Корабль в течение 2 часов преследовал лодку с помощью «Асдика», сбрасывал глубинные бомбы. Повреждений нет.
«Отчёт об атаке ПЛ тральщиком HMS «Niger» (J73).
1.4.42. Время – 19.45 (московское). Координаты – СШ=70º22’ ВД=36º10’ (65,5 миль севернее мыса Ярнышный). Глубина места – 100 морских саженей (183 метра). Погода – лёгкий ветер, море спокойное, пасмурно, временами снег. Видимость – 10-500 ярдов (10-460 метров) в снежном заряде.
Доклад.
«Niger» осуществлял поиск вооружённого траулера HMS «Sulla» (FY1874), отставшего от конвоя PQ-13. В 19.45 при следовании курсом восток противолодочным зигзагом, с тральщика заметили три торпеды, шедшие в левую четверть корабля. Тральщик повернул на торпеды и увеличил ход, следуя вдоль торпедных следов, которые были отчётливо видны на спокойном море. Очень хороший контакт был получен на дистанции 4000 ярдов (3660 метров) по направлению 60º по носу с правого борта. «Niger» развернулся и атаковал цель пятью глубинными бомбами с установками глубины 150 (46 метров), 250 (76 метров) и 300 футов (91 метр). К сожалению, тральщик имел неисправный прибор «Асдик», который не поддерживал контакт в секторе до 20º от носа на каждый борт. Тем не менее, отметка цели была приведена до малой дистанции, бомбы сбрасывались по данным регистратора. После атаки контакт восстановили, и корабль второй раз атаковал цель пятью глубинными бомбами с теми же установками глубины. После второй атаки контакт был утерян и больше не обнаруживался. В 03.00 «Niger» продолжил поиск китобоя «Sulla».
Свидетельства на поверхности.
Торпедные следы чётко были видны на спокойном море.
Гидроакустические свидетельства.
Условия для работы ГАС были хорошие, но тральщику «Niger» было сложно получить результат из-за неисправного прибора «Асдик». Объект, вероятно, двигался во время обеих атак, и доводился до минимальной дистанции. Прокладка поиска прилагается.
Мнение командира.
Обе атаки были успешными, и, хотя нет никаких признаков повреждения, никто на корабле не сомневался, что лодка должна быть повреждена.
Мнение Отдела утверждения документов.
Установка глубины на бомбах представляется слишком большой в связи с тем, что подлодка, вероятно, стреляла с перископной глубины. Учитывая глубину сброса и изменения движения подлодки, курс пересечения с подводной лодкой должен был быть управляемым и не тем, которым корабль прошёл над ней.
Движения контакта между первой и второй атаками, как показано на записях диаграммы, указывает скорость подлодки около 20 узлов. Это невозможно, и это говорит о том, что вторая атака была произведена не по подводной лодке, или допущены какие-то неточности в прокладке. Поиск после потери контакта, кажется, не проводился дальше на север, в связи с тем, что до сих пор движение подлодки шло в северо-восточном направлении.
Мнение Отдела подводного слежения.
Приведённые данные подтвеждают наличие подводной лодки, но предполагается, что она не получила никаких повреждений.
Решение U-Boat Комитета.
Недостаточные доказательства повреждения.
18 июня 1942 г.».
Есть разночтения в месте и времени. По английским данным - это квадрат АС86. Разница почти в час при том, что и берлинское сдвинул, а английское сдвигать уже некуда - они по Москве отчитывались.
2 апреля.
С 12.00 до 16.00 постами СНиС Цып-Наволок и Сеть-Наволок в точке с координатами СШ=69º42’ ВД=33º40’ (12 миль к востоку от острова Большой Аникеев, восточное побережье полуострова Рыбачий) наблюдалась ПЛ. Самолёты «Харрикейн» совершили 7 самолёто-вылетов для поиска ПЛ и уничтожения её РСами.
Возможно, это была U-435. Есть доклад об обнаружении ею советской ПЛ южнее этой точки.
С 14.02 до 14.27 подлодка К-22 в районе Тана-фиорда слышала шум винтов ПЛ противника и сигналы звукоподводной связи.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Подлодка U-435 в районе точки с координатами СШ=69º27’ ВД=33º30’ (4 мили северо-восточнее мыса Сеть-Наволок) обнаружила советскую ПЛ, но не атаковала её.
Советских ПЛ в данном районе в это время не было.
В 15.56 радиоразведкой обнаружена ПЛ в южной части Варангер-фиорда.
Все возвращавшиеся в этот день лодки уже были в Киркенесе.
5 апреля.
В 12.20 подлодка М-173 в районе Вардё – мыс Хардбакен отмечала шум винтов ПЛ противника, шедшей в надводном положении.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Отредактированно dad67 (03.07.2011 02:34:07)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #403575
Поосторожнее! Не завалите. То не разогнать, а теперь не остановить.
Так оно ж не протухнет. Хотя раз такое дело я наверное на самом деле приторможу.
7 апреля.
В 22.26 радиоразведкой в точке с координатами СШ=68º45’ ВД=13º17’ (коммуна Вествогёй, губерния Нурлан) обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
9 апреля.
В 01.24 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе острова Сёрёйя.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 19.30 в точке с координатами СШ=71º45’ ВД=27º00’ (северо-западнее мыса Нордкин) радиоразведкой обнаружена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
12 апреля.
В 05.45 воздушной разведкой в точке с координатами СШ=74º15’ ВД=18º38’ (юго-западнее мыса Стаппен острова Медвежий) обнаружена ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-376. Она в этот день была ближе всех к острову Медвежий.
В 20.25 радиоразведкой в точке с координатами СШ=71º27’ ВД=30º57’ (северо-восточнее Берлевога) отмечена ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
13 апреля.
В 01.05 радиоразведкой в точке с координатами СШ=71º00’ ВД=33º20’ (94 мили севернее мыса Сеть-Наволок) отмечалась ПЛ противника.
Квадрат АС8522. Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
В 01.59 восточнее острова Медвежий в точке с координатами СШ=73º22’ ВД=28º48’ (германский квадрат АС5414, севернее мыса Нолнесет) подлодка U-436 двумя торпедами потопила п/х «Киев» (5823 брт). Через 7 минут судно затонуло.
В 02.29 в точке с координатами СШ=73º28’ ВД=28º30’ (германский квадрат АС4662, севернее мыса Омганг) подлодка U-435 двумя торпедами потопила панамский пароход «El Occidente» (6008 брт). Взрывы в машинном отделении фактически раскололи транспорт на две части. Через 2 минуты судно затонуло кормой вперёд.
В 03.50 в Лоппском море в точке с координатами СШ=72º20’ ВД=19º19’ (севернее острова Реббенесёйя, коммуна Карлсёй) подлодка К-3 на курсе 90º обнаружила на КУ=40º правого борта ПЛ противника в надводном положении, шедшую курсом юго-запад, которая быстро погрузилась. Шумы винтов прослушивались до 04.22.
Квадрат АВ6953. Возможно, U-454 или U-589, но должны быть севернее.
В 05.46 в точке с координатами СШ=72º27’ ВД=29º25’ (севернее мыса Нолнесет, коммуна Берлевог) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС5718. Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
Утром эсминец HMS «Eclipse» (H08) из состава охранения конвоя QP-10 в точке с координатами СШ=73º27’ ВД=26º40’ (к северу от мыса Сверхольтклуббен) трижды атаковал подлодку противника. На воде наблюдались тёмные пятна, предположительно, соляра.
Квадрат АС4616.
Днём во время налёта сорока одного Ju-88 тяжело повреждён британский п/х S48 «Harpalion» (5486 брт). Экипаж покинул судно вследствие невозможности сохранять место в строю конвоя QP-10. В 16.35 дрейфующий транспорт обнаружила и атаковала 3 торпедами подлодка U-435. Третья торпеда попала в кормовую часть парохода, который через 15 минут в точке с координатами СШ=73º33’ ВД=27º19’ (германский квадрат АС4521, севернее острова Мосёйя) кормой вперёд затонул.
Разница во времени с вечерним докладом командира.
В 19.35 МСК подлодка U-435 доложила, что в результате бомбардировки лопнул бункер левого борта, вылетели болты прочного корпуса, ограничена способность к погружению. Направляется в Киркенес. В пункте «Rot 92» лодка будет 15 апреля. Доложено о потоплении транспорта в 6000 брт в 18.00 МСК.
Так понимаю, что это бомбёжка в 16.23? Вот как плохо, когда на руках не все данные - не хватает английских. Может, ""ЭКЛИПС" (там не указано время), а может ещё кто?
Немецкие данные.
В 21.35 МСК подлодка U-376 доложила об атаке конвоя из надводного положения при видимости 500 метров. Обстреляна эсминцем, затем преследовалась с применением глубинных бомб. Контакт потерян в квадрате АС4417, курс 270º.
«Отчёт об атаке ПЛ тральщиком HMS «Speedwell» (J87) и эсминцем HMS «Marne» (G35).
13.4.42. Время – 20.29 (московское). Координаты – СШ=73º23’ ВД=19º30’ (южнее мыса Стаппен острова Медвежий). Глубина места – свыше 100 морских саженей (более 183 метров). Погода – ветер зюйд-вест 3 балла, море спокойное, видимость 4 кбт (880 метров).
Доклад.
«Speedwell» шёл на правой стороне конвоя QP-10, когда в 20.26 получил гидроакустический контакт справа по носу в дистанции 1500 ярдов (1370 метров). Тральщик начал поиск, и в 20.29 подлодка была замечена на поверхности, выходившей в атаку по эсминцу «Marne» или другому кораблю в носу конвоя. «Speedwell» увеличил ход, намереваясь таранить ПЛ, одновременно открыв артиллерийский огонь, чтобы вынудить её прервать атаку. Первый залп лёг с перелётом, но задача была выполнена, так как лодка сразу погрузилась, и эсминец «Marne» получил направление поиска. Тральщик скорректировал курс и приготовился к атаке, имея цель по пеленгу 40º. В 20.32 была сброшена серия из четырёх глубинных бомб по данным регистратора. Глубинные бомбы имели установки глубины 150 (46 метров) и 250 футов (76 метров), и были сброшены непосредственно перед линией движения подлодки. Левый бомбосбрасыватель дал осечку, но бомба правого борта попала точно в середину большого воздушного пузыря диаметром 20 футов (6 метров). Считалось, что этот пузырь вышел из лодки через верхний рубочный люк или какой-то другой люк, неплотно закрытый при срочном погружении.
«Marne» изменил курс для контратаки лодки, и «Speedwell» был вынужден резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Тральщик восстановил контакт на дистанции 800 ярдов (730 метров) перед разворотом в повторную атаку. Контратака эсминца сорвалась. Контакт был восстановлен, когда дистанция до цели увеличивалась. Это прозошло на расстоянии около 600 ярдов (550 метров), когда лодка могла всплыть и уйти от преследования в ограниченной видимости. На дистанции 300 ярдов (275 метров) пеленг цели начал быстро смещаться влево, и эсминец изменил курс с расчётом выйти на его пересечение с упреждением. В 20.37 сброшена серия из пяти глубинных бомб с установками глубины 150 и 250 футов. Контакт поддерживался до момента сброса. «Marne» восстановил контакт в 20.40, но классифицировал его как «сомнительный». Ещё несколько контактов получены в качестве «сомнительных», и в 20.40 «Speedwell» сбросил одну глубинную бомбу с глубиной 350 футов (107 метров) примерно в точке первой атаки. Это объяснялось тем, что при круговом поиске эхо цели постепенно исчезло, и отметка цели оказалась неподвижной.
Оба корабля продолжали поиск в районе, и в 21.15 «Speedwell» обнаружил большое пятно соляра, но обломков не было. Так как правый фланг конвоя остался без прикрытия, корабли прекратили поиск и в 21.44 заняли своё место в ордере.
Свидетельства на поверхности.
Подводная лодка была обнаружена на поверхности после гидроакустического контакта тральщика «Speedwell». Первая атака была произведена точно по пути движения подводной лодки. Тральщик наблюдал на поверхности воды соляр после потери контакта.
Гидроакустические свидетельства.
Условия работы ГАС были хорошими, пока кильватерные волны и глубинные бомбы не вызвали изменений среды. Оба корабля предоставили прокладки слежений, а тральщик «Speedwell» приложил записи регистратора.
Мнение командира.
«Speedwell» считает, что маловероятно, чтобы подводная лодка смогла выжить в этих атаках.
Мнение Отдела утверждения документов.
Полагаем, что оба корабля использовали слишком глубокие настройки бомб. Интервал между погружением подлодки и атаками был настолько коротким, что надо было выставлять неглубокие настройки, в соответствии со скоростью кораблей. Результат атак не может быть однозначно утверждён из-за отсутствия видимых доказательств. Считается, что бомбы взорвались позади и ниже подлодки в обеих атаках. Подводная лодка может быть повреждена, но нет никаких доказательств уничтожения.
Мнение Отдела подводного слежения.
Не существует видимых следов повреждений.
Решение U-Boat Комитета.
Считается, что эти атаки, безусловно, сорвали атаку ПЛ на конвой или корабли сопровождения, но были недостаточно близко, чтобы повредить ПЛ. Из записей диаграммы и курсовых прокладок следует, что бомбы тральщика «Speedwell» были установлены слишком глубоко, в то время как бомбы эсминца «Marne», кажется, прошли за кормой ПЛ. Результат оценивается как «недостаточные доказательства повреждений».
18 июня 1942 г.».
Готов продолжать.
14 апреля.
В 21.31 радиоразведкой обнаружена ПЛ в районе Вардё.
Немецких ПЛ в данное время в этом районе не было.
15 апреля.
В 00.08 радиоразведкой в точке с координатами СШ=71º05’ ВД=30º32’ (31,5 мили северо-восточнее мыса Нолнесет, коммуна Берлевог) обнаруживалась ПЛ противника.
Немецких ПЛ в данное время в этом районе не было.
В 03.32 ТР «Леонид Красин» (1830 брт) в сопровождении СКР «Бриз» (бортовой №25, бывший РТ-58 «Спартак») следовавший из Йоканьги в Мурманск, в районе острова Нокуев в точке с координатами СШ=68º25’5” ВД=38º37’5” (в 2,5 мили северо-северо-западнее мыса Чёрный) был атакован ПЛ противника – две торпеды прошли за кормой. СКР обстрелял подлодку артиллерией и атаковал глубинными бомбами.
Немецких ПЛ в данном районе в это время не было.
16 апреля 1942 г.
В 04.40 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º50’ ВД=24º20’ (севернее полуострова Гайбушнъярга, коммуна Мосёй) обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, U-454 или U-589.
В 04.44 в точке с координатами СШ=71º47’ ВД=25º20’ (20 миль северо-северо-западнее острова Сторстаппен, коммуна Нордкап) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АВ7230.
В 05.30 в точке с координатами СШ=73º25’ ВД=20º15’ (юго-восточнее мыса Стаппен острова Медвежий) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, обнаружена U-403.
В 15.45 северо-западнее мыса Нордкап в точке с координатами СШ=73º48’ ВД=21º50’ (германский квадрат АС4157, юго-восточнее мыса Стаппен острова Медвежий) подлодка U-403 потопила британский п/х «Empire Howard» (6985 брт). Судно затонуло в течение минуты.
18 апреля 1942 г.
В 03.00 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º36’ ВД=35º20’ (севернее мыса Териберский) обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, U-436.
В 08.00 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º17’ ВД=34º10’ (севернее острова Кильдин) отмечалась ПЛ противника.
Возможно, U-436.
В 08.45 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º00’ ВД=34º15’ (севернее маяка Кильдин-Северный) фиксировалась ПЛ противника.
Возможно, U-436.
В 10.40 в точке с координатами СШ=71º20’ ВД=34º53’ (севернее губы Долгая) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, U-456.
19 апреля 1942 г.
В 02.09 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º22’ ВД=35º18’ (к северу от мыса Териберский).
Возможно, U-436, U-456, U-589 или U-454.
В 09.50 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º25’ ВД=33º22’ (35,5 мили севернее губы Зубовская).
Возможно, U-378 или U-376.
20 апреля 1942 г.
В 06.20 в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=32º10’ (9,5 мили севернее мыса Кекурский) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, отмечена какая-то из возвращавшихся в Киркенес подводных лодок – U-589, U-454, U-456, U-436, U-378 или U-376.
В 13.04 радиоразведкой обнаружена ПЛ в южной части Варангер-фиорда.
То же самое.
24 апреля 1942 г.
В 01.00 катера ТКА-13 и ТКА-14 в районе Вардё в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=30º45’ на дистанции 40-45 кбт обнаружили подлодку в надводном положении. В это время должна была возвращаться Щ-401, поэтому катера 14 минут без атаки сближались с ПЛ, репетуя световые сигналы лодки. После начала срочного погружения, ТКА-13 безуспешно атаковал её торпедами, а ТКА-14 сбросил 4 большие глубинные бомбы. На U-454 выбило предохранители, лопнули швы расходной топливной цистерны и прочного корпуса в районе 45-го шпангоута. После атаки катера поставили дымовую завесу и ушли в Пумманки.
В 9 милях северо-северо-восточнее мыса Скалльнесет (коммуна Васдё).
30 апреля 1942 г.
В 02.10 радиоразведкой в точке с координатами СШ=71º38’ ВД=34º44’ (к северу от маяка Кильдин-Северный) обнаруживалась ПЛ противника.
Возможно, U-251, U-456 или U-88.
В 05.05. радиоразведкой в точке с координатами СШ=70º37’ ВД=34º40’ (севернее маяка Кильдин-Северный) обнаруживалась ПЛ противника.
В 05.20 и 06.30 радиоразведкой в точке с координатами СШ=70º49’ ВД=36º22’ (севернее Гавриловских островов) обнаруживалась ПЛ противника.
В 13.30 радиоразведкой в точке с координатами СШ=70º49’ ВД=33º34’ (севернее губы Долгая-Западная) обнаруживалась ПЛ противника.
В 15.25 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º33’ ВД=33º09’ (к северу от полуострова Рыбачий) обнаруживалась ПЛ противника.
Во всех случаях возможно, U-251, U-88, U-376, U-378, U-436 или U-456.
В 18.18 в 215 милях к северу от полуострова Рыбачий в точке с координатами СШ=73º09’ ВД=32º45’ (германский квадрат АС5519, к северу от губы Зубовской) подлодка U-456 торпедой в правый борт повредила британский КРЛ HMS «Edinburgh» (16) из состава охранения конвоя QP-11. Через некоторое время вторая торпеда той же ПЛ попала в корму, оторвав кормовую часть до четвёртой башни. ЭМ HMS «Foresight» (H68) остался возле крейсера с задачей ПЛО.
Возвращаясь к прошедшему. С учётом "ручного" исправления Гугля.
6 марта 1942 г.
"SPEEDWELL" и "NIGER" гоняли U-456 в 8,5 милях северо-восточнее мыса Териберский.
9 марта 1942 г.
В 09.20 в точке с координатами СШ=69º30’ ВД=35º48’ обнаружена ПЛ противника под перископом.
Это в 16 милях от губы Воронья, квадрат АС8984. U-456 была в тот день в квадрате АС8988 - вывод очевиден без всяких натяжек.
А вот вам уголька в топку - целый состав. Весь апрель (за начало месяца сделал кое-какие поправки из приложений). Радуют значительно улучшившиеся краткие отчеты.
1.4.42
U.378, 376 и 209 как было приказано вернулись в Киркенес.
Краткий отчет U.378: вышла из Гельголанда 15.3, послана на маршруты русских конвоев. 25.3 в кв. АВ6564 1 ЭМ, 3 ГБ; 28.3 действовала против конвоя; 29.3 кв. 5829 артобстрел из плотной дымки, разрывы близко к лодке, кв. 5948 1 ЭМ курс ост, 2 ГБ.
Краткий отчет U.376: вышла из Гельголанда 15.3, послана на маршруты русских конвоев. 24.3 в кв. АВ6671 одиночный ПХ, курс вест, при плохой видимости и погоде снова потерян. 28.3 действовала против конвоя; 29.3 в 06.00 в кв. АС5720 увидели конвой, 7 ПХ, возможно крейсер, с 09.00 контакт потерян. В 10.00 кв. 5815 в хорошей позиции для атаки по акустическому пеленгу, атака бесполезна, слишком плохая видимость. В кв. 5818 наблюдался арт. бой эсминцев, подняты 8 выживших с Z.26, 3 из них скончались на борту. В 14.47 конвой услышан в кв. 5865, в кв. 8236 1 ЭМ. 30.3 в кв. АС8533 потоплен идущий в одиночку UNITAS POSEIDON. При этом замечена вражеская ПЛ. В кв. АС8593 одиночный ПХ, курс 210гр., из-за бурного моря и метели при атаке потерян. 31.3 в кв. АС8388 ночью 7 часов рядом находилась под водой ПЛ, но не стреляла, вероятно наша. Только в кв. АС5823 небольшие ледовые поля, больше льда не видели.
Краткий отчет U.209: вышла из Гельголанда 15.3, направлена в пункт сбора в кв. 8120, но лодки U.376, 378, 655 туда не прибыли. Пошли на маршрут русских конвоев. 28.3 в кв. АС4522 2 ПХ, 1 СКР, курс 100 гр. 1 промах по СКР, ГБ. Из-за метели контакт потерян. По приказу действовала против конвоя. 29.3 в кв. 5932 небольшие ледовые поля. В кв. АС5832 одиночный ПХ на южном курсе снова потерян при видимости 100 м. В кв. 5827 ЭМ, 16 ГБ. 30.3 в кв. АС8349 2 парохода, курс ЮВ, 2 залпа, промахи из-за сильного волнения. В кв. АС8674 1 ЭМ в кв. АС8677 17 ГБ.
17.50 U.589 в кв. 8946 из-под воды выпустила 4-торпедный залп по ЭМ при спокойном море, не попала. 2-часовое преследование с адиком и ГБ, повреждений нет.
2.4.42
В первой половине дня, как было приказано, U.454, 456 и 589 пришли в Киркенес.
Краткий отчет U.454: вышла из Киркенеса 24.3, 25-28.3 стояла в операционном районе у Кильдинского пр., затем действовала против конвоя. 30.3 в кв. АС8616 в 09.37 1 ЭМ, 15.03 в кв. АС8914 контакт потерян. Сильный дрейфующий лед в кв. АС5970, правая половина, действия ПЛ невозможны. 31.3 к кв. АС8591 СКР, 1.4 в кв. 8593 то же.
Краткий отчет U.456: вышла из Киркенеса 29.3, 30.3 в 06.00 установила контакт с группой судов конвоя – 3 ПХ, 1 ЭМ, кв. АС8612, в 10.30 атака в кв. АС8649, 2-торпедный залп по первому судну (не идентифицировано). 1 торпеда по второму ПХ примерно 4000 брт, попадание, весьма вероятно потоплен, почти сразу после выстрела сильный крен и корма до рейлингов в воде (позже на этом месте U.589 нашла спасательную шлюпку). В 17.20 снова контакт, подойти не смогли. В 18.30 атака бомбардировщиков в кв. АС8865. 4 ПХ, 2 ЭМ в 19.00 вошли в Кильдинский пр.
Краткий отчет U.589: вышла из Киркенеса 24.3, 25-28.3 стояла в операционном районе у Кольской бух., потом действовала против конвоя. 31.3 в кв. АС8861 группа судов конвоя, 3 ПХ, 3 ЭМ, при атаке в надводном положении загнана под воду эсминцем. 1.4 в кв. 8946 из-под воды выпустила 4-торпедный залп по ЭМ при спокойном море, не попала. 2-часовое преследование с адиком и ГБ, повреждений нет.
17.21 U.435 и 585 находятся между 33 и 35.20 вблизи берега.
3.4.42
11.31 Приказ Штрелову и Лотзе возвращаться, если в операционном районе нет надежд на успех. В 08.00 4.4 стоять на входе в Бёк-фьорд. Но вечером 3.4 все мурманские радиостанции пропали из эфира, и немцы предположили выход нового конвоя, так что лодки задержали на сутки.
Указывается, что последнее сообщение, пришедшее точно от U.655 было 20.3 в 00.43 о том, что в 00.35 она прошла 67гр. с.ш. на север. Кроме того, было одно неясное, которое видимо от нее – 23.3 короткий сигнал в диапазоне Антон от 02.38 на 38,29 м: «мое место АВ50, вторая группа неясна. Подпись U-Ysop Emil.
4.4.42
11.12 Приказ Штрелову и Лотзе возвращаться, в 07.00 5.4 стоять в пункте Красный 92.
15.21 U.403 приказано выйти и занять кв. 5760 и 5790, U.377 – кв. 5780 и 8120. U.591 занимает 8130 и 8160, 592 – 8150 и 8180. Все 4 лодки образуют группу Бумс.
5.4.42
09.15 U.435 пришла в Киркенес. U.585 до полуночи не прибыла.
Краткий отчет U.435: 16.3 вышли из Тронхейма, 21.3 зашли в Киркенес, 22.3 вышли в операционный район у Кольской бухты. Сильное позиционное охранение силами РТ и тральщиков между Кильдинской и Мотовской бухтами. Тактические и навигационные помехи причиняет наше заграждение Бантос А. С 28.3 по 31.3 по приказу действовали против конвоя PQ-13. 29.3 в кв. АС8230 сильный дрейфующий лед, АС5850 при очень плохой видимости слышали конвой. 30.3 контакт с 2 группами конвоя в кв. АС8348 и 8375. Попытка подводной атаки сорвалась из-за бурного моря. Затем контакт потерян из-за дрейфующего льда. В 12.00 в кв. АС8646 при густой метели атака в надводном положении на одиночку 6000, В-1500, 2 попадания, 2 промаха, ПХ затонул. В 18.00 в кв. АС8814 2 больших парохода, 2 ЭМ при видимости 1000 м с правого борта, ЭМ повернул по тревоге, 16 ГБ. 31.3 3 ОПЛ в кв. АС8917, 1 ЭМ курсом норд в кв. АС8829. 31.3-4.4 сильное охранение Кольской бух. силами ЭМ, ТКА, быстроходных ОПЛ, ПЛ, РТ и самолетами. 4.4 в 23.30 3 торпеды выпущены по СКР – мимо.
6.4.42
12.30 U.585 так и не пришла – считается, что потеряна. То же и с U.655.
7.4.42
20.00 В море из Киркенеса вышли все боеготовые лодки: U.435 (6661 лв), 209 (6364с), 376 (6394сн), 378 (6634 Верх. Кромка Середина), 436 (6667 лн), 456 (6934нс). Занятие ими сторожевых линий юж. о. Медвежий ожидалось 8-9.4. Еще две лодки - U.454 (6697лв) и 589 (6964с) – выходили через сутки. Выход из Кьелмё-сунда через кв. 8465пну до 71.00 – 31.40 на запад в приказанные позиции. Волчья стая называлась «Роббеншлаг». Еще туда шли новые: U.334 (Симон) и U.657 (Гёлльниц), но их присоединяли к другой стае под названием «Бумс», западнее.
На этот момент U.334/591/377/592/403/657 стояли в районе АВ57-АВ85, составляя группу Бумс.
9.4.42
01.03 U.657 доложила, что в кв. АВ8432 таранена U.591 (Цетше), 1 балластная цистерна выведена из строя. В 01.16 получила приказ идти в Тронхейм. В течение ночи доложила о новых повреждениях. На U.591 вышли из строя все носовые ТА, ей требовался док. В 03.14 ее тоже послали в Тронхейм.
04.40 U.657 доложила, что может погружаться и идет в Тронхейм.
10.38 Группе Бумс передан приказ занять сторожевую линию в кв. АВ5857-8292 на повышенной маршевой скорости. Порядок: Клаузен, Кёлер, Борм, Симон.
15.30 U.209 доложила о границе плавучих льдов у нижней кромки АВ6334, а также в 8 милях юж. О. Медвежий.
10.4.42
Обе шедшие в Тронхейм лодки в течение дня доложили, что прошли 67 гр. с.ш.: U.657 9.4.42 в 22.00, U.591 10.4 в 02.00. Управление передано группе Север.
20.38 Клаузена, Кёлера, Борма и Симона послали со скоростью 10 уз. на сторожевую линию от кв. 6234 до 6297.
11.4.42
12.29 Приказ тем же лодкам выстроиться в прежнем порядке от кв. АВ5882 до АВ8293.
По сведениям разведки конвой PQ-14 должен был добраться до Медвежьего так поздно, что можно было выслать группу «Роббеншлаг» и против конвоя Восток-Запад.
23.58 Всем лодкам группы дан приказ: с 02.00 12.4 курс 90гр, скорость 10 уз., достигнуть 26 гр. в.д.
12.4.42
11.45 «Роббеншлаг» запретили атаковать ЭМ ночью и велели продвинуть на восток до 29 гр.
14.55 U.334 доложила о том, что прерывает операцию из-за болезни кого-то на борту и неких отказов техники. Пошла в Тронхейм.
19.40 U.435 доложила: 3 ЭМ курсом 300 гр, высокая скорость, кв. АС4659.
23.06 U.376: конвой кв. 5419. Лодка получила приказ наводить остальных.
23.38 U.378 сообщила о маленьких айсбергах и ледовых полях в кв. АС4630.
23.59 U.376 доложила, что в 23.17 конвой в кв. АС5417, курс 170гр. Посылает сигналы для пеленгации.
13.4.42
00.22 U.435 тоже нашла конвой: 6 ЭМ, 5 ПХ, кв. АС5454, курс 300гр.
00.39 Лодкам сообщили, что конвой PQ-14 более ценен, поэтому им следует беречь торпеды для него и стрелять только наверняка.
01.10 U.454 держит контакт с 00.15.
01.40 U.376 доложила: конвой в кв. 5417, маневрирует в ледовых полях, генеральный курс СЗ, 7 уз. около 6 ПХ, охранение спереди. Почти безоблачно. Предполагает выйти в атаку. Ей велели держать контакт для наведения ЭМ, а с 05.00 – самолетов.
03.14 U.376: конвой вероятно разбит на группы, кв. 4660.
04.05 U.376: конвой сильно раскидан, курс снова СЗ, кв. 4653. Охрана не ЭМ, а СКР, рядом 4 наших лодки.
04.42 Контакт с конвоем установила и U.456. Доложила 6 ПХ и точно не больше 3-4 ЭМ в кв. АС4662.
05.52 U.435 доложила о потоплении в кв. АС4662 ПХ EL OCCIDENTE.
05.49 Пришло последнее сообщение от U.376: конвой в кв. 4651, 280гр., строем фронта. Ветер и море 3-4 балла, высота облачности 800 м, хорошая видимость. Вопрос: можно атаковать? Разрешение дали.
08.17 U.435 сообщила, что теперь она держит контакт. Конвой в кв. АС4586, генеральный курс 270гр, 7 уз. Место сильно отличалось от присланных ранее и Штрелову приказали уточнить место. Он доложил АС4543 в 09.14.
Конвой атаковали 41 Ю.88. в 10.12 одна машина села на вынужденную в кв. 4640. Лодки получили приказ искать.
U.435 доложил место конвоя на 10.40 АС4524, курс 350гр, видимость 6000 м и на 11.04 – АС4516, видимость 2000 м.
10.40-11.40 U.378 и 454 доложили, что идут в место приводнения самолета, кв. 4737. U.378 приказали не ходить, а действовать против конвоя.
12.56 U.209 доложила – 2-торпедный залп по конвою. 1 пошла по поверхности, промах. Преследуют ГБ.
14.48 U.435 доложила: контакт потерян в кв. АС4521 из-за преследования ГБ.
17.50 Приказ всем лодкам группы: если не имеете контакта с конвоем, прекращайте преследование и идите в сторожевую линию от АВ6361 до АВ6667, занять к 08.00 14.4. Порядок по номерам лодок, только Хаклёндер занимает самую южную позицию.
17.59 Группе «Бумс» приказали занять линию от АВ6691 до 6937 на скорости 8 уз. Порядок лодок – Клаузен, Кёлер, Борм.
18.35 Р/гр от U.435: при сильной бомбежке ГБ бункер левого борта лопнул, вылетели болты прочного корпуса, способность к погружению ограничена. Иду в Киркенес, в пункте Красный 92 буду 15.4. В 17.00 в кв. АС4521 добили поврежденный самолетами транспорт 6000 брт.
Из 13 лодок, с которыми начиналась операция, осталось 10.
Доклады лодок о местоположении:
U.454 в 19.45 – кв. АС4553,
U.436 в 19.45 – кв. АС4422,
U.378 в 20.00 – кв. АС4184,
U.589 в 21.10 – кв. АС4422,
U.454 в 23.55 – кв. АС8183,
U.209 в 23.55 – кв. АС4415.
23.50 от U.376 пришла р/гр, отправленная в 20.35: атака из надводного положения на конвой при видимости 500 м, обстреляна ЭМ, затем ГБ. Контакт потерян в кв. АС4417, 270гр. Иду на сторожевую линию.
14.4.42
03.05 U.209 доложила о сильных повреждениях от ГБ. Погружаться не может.
04.58 Отпустить лодку возможности не было (дыра в сторожевой линии будет). Приказали оставаться на месте до контакта с врагом, увидев его – доложить и уходить в Тронхейм.
05.35 Группе Бумс приказали идти на позиции юж. Медвежьего не 8-, а 9-узловым ходом.
11.58 U.377 (Кёлер) доложила, что в 08.45 обнаружила 2 ЭМ на западном курсе, большой скорости, в кв. АВ5730. Они преследовали лодку с помощью акустики, асдика и ГБ. Ветер ЗЮЗ 7, порывистый, море 6, плохая видимость.
14.35 Та же лодка в 12.00 увидела в кв. АВ6570 пароход, 2 ЭМ на западном курсе, малый ход. Атака была невозможной по погодным условиям. Контакт потерян. Ветер ЮЗ 7, море 6, посредственная видимость.
17.26 U.209 доложила, что район у Медвежьего свободен ото льда.
20.30 U.377 доложила, что в 18.26 в кв. АВ6460 обнаружены 2 ПХ, 2 ЭМ, курс ЮЗ. 2-торпедный залп по последнему ПХ. Несмотря на хорошие условия для атаки, промахнулась из-за волнения.
23.28 U.403 (Клаузен) доложила, что в 22.24 в кв. 6434 обнаружила 4 ПХ, 2 ЭМ, курс 240гр., скорость 6 уз. Атаковать и преследовать не смогла из-за погоды, пошла на сторожевую линию.
22.00 На лодки ушла р/гр: 15.4 в 7 ч. находиться в сторожевой линии от кв. 6331, середина нижней кромки, до 6667, середина нижней кромки, оба АВ. Порядок: Бродда, Маркс, Хошатт, Зайбике, Тайхерт, Хоррер, Хаклёндер, Клаузен, Кёлер, Борм.
15.4
12.30 Всем лодкам дан приказ с 15.30 идти крусом 280гр, 10 уз.
13.45 Дополнение к пред. приказу: ПЛ идут до 15гр. в.д., ждать приказа на атаку. Бродда возвращаться в Тронхейм через кв. 6960. Все остальные лодки образуют группу «Блютрауш».
19.42 Приказ всем лодкам: от 16гр. в.д. курс 330гр до 15гр. в.д.
24.00 Сторожевая линия тянулась вдоль 15гр. в.д.
U.209 приказано идти в Берген через кв. 2310, 2840, 5190, 5790, все AF. Во всех квадратах уничтожать встреченные рыболовные суда, замеченные с воздуха, стараться брать пленных.
16.4
??.42 U.454 доложила в 23.52 15.4 конвой в кв. АВ6219, левая кромка вверху, вост. курс.
??? Разрешение атаки всем, кроме держащей контакт лодки.
U.454 доложила, что в 0?.05 враг находится в кв. 6227, до сих пор 9 судов. На 03.06 конвой в кв. 6256. море 3 балла, видимость 2-4 мили.
05.05 U.592 доложила, что ее в 00.55 в кв. 6276 загнал под воду ЭМ. Видимость 2000 м.
05.12 U.403 установила контакт с конвоем в кв. 6268.
07.51 U.377 увидела 2 ЭМ в кв. 6345.
05.20 Хаклёндер: Отогнан. Враг в кв. 6265, курс ост, 7 уз. Высота облачности 200 м.
07.15 U.589 увидела в кв. 6261 1 КР класса Д, 2 трайбла. Отогнана артиллерией ЭМ, курс 160гр, скорость 15 уз. Разрывы в облачности на высоте 800-1000 м, море 2, хорошая видимость.
10.55 U.377: конвой в кв. 6393, курс 90гр., скорость 7 уз.
11.02 U.456: После охоты на меня ЭМ держался под водой. Атака на конвой не удалась из-за видимости и отпора. Кв. 8385.
09.36 Хошатт: загнан под воду 1-моторным самолетом.
13.?9 U.377 доложила конвой в 12.47 в кв. 4?76 на вост. курсе, скорость 7 уз.
14.46 U.403 потопила двумя одиночными торпедами пароход 8000 брт в кв. АС4157. Подверглась атаке ГБ, но все в порядке.
17.52 U.436 доложила об ЭМ в кв. 4152.
19.26 U.378 в кв. 4175 загнана под воду 2 ЭМ. Повреждений нет. На «акустическом ходу» удар в муфте дизеля, вал левого борта вышел из строя. Отошла для устранения повреждений.
19.41 U.456 обнаружила конвой в кв. 4273, курс СВ, 8 уз.
2??? U.376 доложила, что над конвоем рус. самолет типа ТВ 7, уже 7 раз загонял ее под воду. Лодке сообщили, что это немецкий Fw.200.
20.20 U.456: конвой кв. 4282, 90гр., 8 уз. Ветер ЗЮЗ 4, длинная волна, видимость 8 миль.
17.4
00.07 U.456 все еще следит за конвоем. На 22.44 он в кв. 4292
00.35 Конвой в кв. 4371, курс 90гр, 8 уз. Атака из надводного положения 2 торпедами, промах из-за маневра уклонения.
01.41 Конвой в кв. 4373, видимость 2 мили.
02.56 Конвой в кв. 4381.
03.20 U.403 в контакте с конвоем в кв. 4371.
Новые сообщения от U.456:
04.19 Конвой в кв. 4383, 90гр, 8 уз. На юг очень хорошая видимость, облачность на 200 м.
08.18 кв. 4391
06.17 кв. 4392, видимость 10 миль.
07.13 кв. 5172, зеркально-гладкое море, над конвоем Люфтваффе.
08.16 кв. 5171. Сильно меняющаяся видимость.
13.40 U.377 в кв. 4194 загнана под воду ЭМ перед конвоем. Многочасовое преследование группой ПЛО. Время скорее всего за 16.4, неясно.
05.52 U.378 снова готова к бою. Место 4492.
Положение лодок:
U.454 на 09.38 рядом с U.456
U.403 на 09.30 в кв. АС5144, U.456 от нее по левому борту в 1000 м. Есть контакт с конвоем.
U.436 на 10.05 в кв. 5154,
U.592 на 10.05 в кв. 5462,
U.378 на 10.31 в кв. 4546,
U.377 на 11.17 в кв. 4380, пеленг на U.456 87гр.
U.456 на 11.25 в кв. 5192 рядом с конвоем, периодически полосы тумана.
U.376 и 589 не доложились. 2 лодки группы Бумс могли продолжать операцию, U.377 нужно было отпускать.
11.00 U.435 вышла из Киркенеса на юг.
11.30 U.377 приказ идти в Нарвик.
12.10 U.492 доложила место на 11.38 в кв. АС5516, видимость 500 м, граница дрейфующих льдов, метели, ветер южный 1-2.
12.45 U.589 наконец доложила свое место: на 10.32 – кв. 5188, пеленг на U.456 37гр.
13.20 U.456 р/гр передана в 12.27: истинное место конвоя кв. 5186, курс 90гр., 8 уз. Ветер Ю 1-2, зыбь, видимость 5-10 миль переменная. Дальнейшие сообщения:
13.14 с 12.00 конвой идет примерно 110гр, кв. 5197.
14.57 кв. 5432, курс видимо южный с 14.00. Ухудшение видимости до 6-8 миль.
15.53 контакт потерян в тумане, кв. 5432, видимость 500 м.
15.01 U.454 отвернула в кв. 5199. На подводном ходу сильно шумит оторванная обшивка.
17.10 Р/гр от U.376: в 11.57 в кв. АС5198 3-торпедный залп по большому ЭМ в камуфляже, возможно КР типа Белфаст. Успеха из-за контрмер не наблюдали. Точно слышали 3 взрыва через 3м30сек. Ухожу на север из-за масляного пятна.
17.45 U.456: конвой по акустическим пеленгам в кв. 5516 на 16.42, курс вероятно 150 гр.
19.14 U.456 на 18.35 конвой по акустическим пеленгам в кв. 5542, курс 145гр. Ветер ЮВ 2, дождь, видимость 2 мили.
19.38 U.456: иду в масляном следе конвоя. Данные от 18.35 подтверждены.
20.03 U.436 доложила на 19.15 кв. 5297, акустик ничего не слышит, сильный туман, метель, плавучий лед.
20.09 Короткий сигнал от U.376 – полностью готов к работе.
20.46 U.456: конвой на 20.05 по акустическим пеленгам в кв. 5546. метель.
22.00 на 21.29 – кв. 5581, безветрие, густой туман.
23.53 U.456 сообщила в р/гр от 23.11 – нахожусь в кв. 5584, видимость 8 миль. Конвой скорее всего в 8 милях впереди. Вместе с U.403 провожу веерный поиск на 150 и 180 гр.
18.4.42
00.05 U.403 в кв. АС5835 шла курсом 180гр., скорость 12 уз.
00.15 U.592 в кв. АС5588.
00.25 U.454 находилась позади U.456
01.07 Р/гр на все лодки: в соответствии с номерами занять сторожевую полосу от АС8251 до 5979 к 7 утра.
02.30 U.456 прислала р/гр от 01.23 – в кв. 5861 ничего не видно. Предположительно, курс конвоя с 21.00 – южный. Ветер ЮЗ 5, облачно, высота 200 м, видимость 8 миль.
03.30 U.436 доложила в р/гр от 02.48 – один мотор много часов не работает. Из сторожевой полосы выпала.
03.40 Лодкам приказ оттянуться на восток таким образом, чтобы Клаузен занял позицию Зайбике.
07.15 U.378 доложила: нахожусь в кв. АС5828 для устранения поломки муфты и нагнетателя, с 01.30 под водой. Теперь снова все работает.
09.08 Позиции еще раз переносятся на 8 миль в направлении 245гр.
09.52 U.436 снова готова к работе, кв. АС5984. Ей приказали занять кв. 5979.
11.40 Приказ лодкам: если до 13.00 не будет контакта, макс. скоростью занять: Маркс 8565, Хошатт 8537, Клаузен 8593, Хаклёндер 8644, Тайхерт 8618, Хоррер 8913, Борм 8672, Зайбике 8646. Проходить линию кв. 8555 – 8955 только при контакте с врагом готовым для атаки лодкам.
17.16 U.403 и 592 получили приказ возвращаться в Харстад и Нарвик соответственно. Идти в 50 милях от берега.
20.16 U.592 доложила, что ей нужен док. Поэтому перенаправлена в Берген.
Новые позиции для лодок: Хошатт 8529, Зайбике 8672.
19.4
07.0? U.378 увидела в кв. 8529 перископ и отошла на 6 миль на север. Ветер ССЗ 5-6, видимость 3 мили, снежные заряды.
11.00 Все лодки в море получили приказ возвращаться. Прибытие в Киркенес в первой половине дня 20.4.
20.4.42
U.456, 376, 378, 436, 454, 589 пришли в Киркенес.
19.20 U.403 и 592 срочно перенаправили в кв. AF3510, где береговые посты заметили неизвестные боевые корабли и транспорт.
21.4
Прибывшие лодки будут боеготовы:
U.456 – 26.4,
U.376 – 30.4,
U.378 – 2.5,
U.436 – 30.4,
U.589 – 26.4
U.454 надо идти домой на ремонт.
Краткие отчеты лодок:
U.376
7.4 вышла из Киркенеса.
9-12.4 в сторожевой линии кв. АС6394.
12.4 марш до 29гр., действовала против идущего на запад конвоя.
13.4 в 07.10 в кв. АС4641 установила контакт с конвоем. В конце концов атаковали, но неудачно из-за зигзага. Обстреляны с ЭМ из FlaMW (что это? – вероятно реактивный бомбомет?) и потом ГБ.
14.4 новая сторожевая линия кв. АВ6367.
16.4 кв. АВ6266 в 04.22 контакт с PQ-14. 08.29 в кв. АВ6385 атака из подводного положения сорвана из-за плохой видимости.
17.4 в 10.27 в кв. АС5198 начата атака на крейсер типа Белфаст, при этом наткнулись на конвой. 3-торпедный залп по большому ЭМ, возможно крейсеру, стоявшему перед атакованным пароходом. Результат наблюдать не удалось, т.к. через 3 минуты загнана под воду ЭМ. Точно слышали 3 взрыва торпед, интервал после залпа 3.30. Вероятно, 2 попадания, третий в другое судно или корабль охранения. Не было ГБ, несмотря на преследование с асдиком. 15.08 всплыли, увидели у себя масляное пятно и пошли на север, потом снова действовали против конвоя. На указанной позиции ничего не видели.
U.378
7.4 вышла из Киркенеса.
9.4 сторожевая линия юж. Медвежьего.
13.4 в 00.15 заметили идущий на запад конвой. Вышли в атаку в подводном положении после маневра, конвой повернул на 10 десятых, на выстрел не подошел. Энергичное маневрирование после выстрелов опознавательными – предположительно, нашего самолета в сторону ПЛ. Дальнейшее сближение усложнялось плохой видимостью и бурным морем, 2 часа действовали для спасения нашего приводнившегося самолета.
С 15.4 07.00 в сторожевой линии против PQ-14.
16.4 в 07.27 в кв. АВ6345 2 ЭМ из охранения конвоя. 09.25 загнана под воду бортовым самолетом. 14.25 кв. АС4175 – 2 ЭМ, 5 часов преследовали ГБ, отошли для ремонта муфты левого борта.
17.4 после сообщения U.456 пошли на сближение, но при плохой видимости (4 ч густой туман) контакта не установили.
18.4 в кв. АС8529 русская ПЛ.
U.454
8.4 вышла из Киркенеса.
10.4 в сторожевой линии юж. Медвежьего.
13.4 в 00.10 в кв. АС4666 контакт с идущим на запад конвоем, наша атака сорвалась из-за авианалета и маневрирования противника. 10.15 кв. АС4528 из полосы тумана обстреляна артиллерией, видели только дульные вспышки. 16.45 найдены 3 трупа в шлюпке – с нашей приводнившейся машины.
15.4 в 23.51 в кв. АВ6227 контакт с PQ-14, в 05.20 отогнана ЭМ, 1 мотор временами выходит из строя.
17.4 в 08.29 контакт с конвоем, в 11.20 отогнана и с тех пор больше никого не видела из-за ухудшения видимости.
U.456
7.4 вышла из Киркенеса.
9.4 в сторожевой линии юж. Медвежьего.
13.4 контакт с идущим на запад конвоем. 09.00 в кв. АС4617 начатая атака сорвалась из-за маневрирования конвоя. Позже контакт потерян.
14.4 в сторожевой линии юж. Медвежьего.
16.4 контакт с конвоем PQ-14. Первая атака не удалась из-за плохой видимости и оборонительных мер. С 19.00 держали контакт. В 00.20 в кв. АС4923 атака из надводного положения на пароход, 2-торпедный залп, промах из-за оборонительного маневра.
17.4 22.00 контакт потерян.
U.589
8.4 вышла из Киркенеса.
Марш в кв. АВ6964, в сторожевой линии на восток до 29гр. в.д.
13.4 в 4 ч. в кв. АС4652 контакт с идущим на запад конвоем, в 11 ч потерян при плохой видимости.
15.4 новая сторожевая линия в кв. 6331-6667, потом позиция передвинута в направлении 280гр. до 15гр. в.д.
16.4 в 06.15 кв. АВ6229 1 КР, 2 ЭМ курсом ост. При сближении для атаки из-под воды отогнана артогнем ЭМ. В кв. 6363 увидели конвой, курс СВ. атака из-под воды. Из-за случившейся немного раньше атаки другой лодки конвой повернул на восток.
До 17.4 действовали против конвоя. 2 раза отогнаны артогнем ЭМ, потом из-за внезапно ухудшившейся видимости контакт потеряли. В кв. АС5544 конвой свернул на ЮВ, мы пошли на юг, чтобы снова установить контакт.
17.4 в кв. АС5576 конвой обнаружить не удалось, т.к. контакта с ним никто не имел.
С 18.4 в сторожевой линии кв. АС8251-5979. Дальнейшие поиски оказались бесплодными из-за непогоды.
U.436
7.4 вышла из Киркенеса.
9.4 в сторожевой линии в кв. АВ6667
13.4 подводная атака на идущий на запад конвой. Спереди 4 ЭМ между колоннами. В 00.59 кв. АС5414 одиночный выстрел и попадание в ПХ 4500 брт, затонул. Дальнейшие выстрелы не удались из-за зарывания в волну и подхода охранения. Дальнейшие попытки приблизиться провалены из-за ухудшения видимости и помех со стороны прибывших Люфтваффе. Контакта больше установить не удалось
14.4 новая сторожевая линия юж. Медвежьего.
16.4 в 07.20 3 ЭМ преследуют с помощью акустики. Ремонт сорванного фланца прочного корпуса. В 17.05 в кв. АС4192 3 ЭМ. В 22.03 3 ЭМ, 2 корвета ведут охранение впереди конвоя. Отогнаны акустическим преследованием. В 02.00 конвой увидели, но замечены 1 ЭМ и корветом группы ПЛО и отогнаны. Из-за выхода из строя правого дизеля, плохой видимости и увеличившегося волнения больше контакта не имели.
U.209
7.4 вышла из Киркенеса.
Марш в кв. АВ6364, на сторожевую линию.
9.4 на позиции достигли границы льдов.
12.4 по команде Адм. СЛО курсом 90гр. продвинулись до 26гр. в.д. В кв. АС4345 мощные поля плавучего льда, в АС4359 тоже, в АС4369 небольшие айсберги. Действовали против конвоя.
13.4 заметили конвой в 06.35. Стоим перед ним пеленг на него 90 гр., курс конвоя 270 гр. Атака одновременно с Люфтваффе в 07.07 в кв. АС4642, 2-торпедный залп по 6-7000 т транспорту. Промах по неясной причине, 1 торпеда шла по поверхности, вероятно из-за волнения. В 07.16 2-торпедный залп по конвою (4-5 створящихся ПХ и СКР). При общей длине цели 500-600 м снова промах, необъяснимо. Может быть из-за сильного волнения. С 09.19 до 12.14 преследование акустикой и асдиком, 63 ГБ. Повреждения: шпангоут 65 надломлен в 1 месте, в 2 расплющен, вышел из строя. Сварной шов переборки между дизелем и электромотором разорван.
14.4 запрет на атаки от Адм. СЛО. Применение в сторожевой линии в кв. АВ6361. У о. Медвежий льда нет.
15.4 начат марш в Тронхейм.
16.4 по приказу новая цель – Берген.
20.4 пришла в Берген.
U.403
20-22.3 Нарвик, заправка с PELAGOS.
23-24.3 Харстад, приемка провизии.
25.3 Нарвик, приемка дистиллята с PELAGOS.
26.3-3.4 Харстад, 9 дней в немедленной готовности к выходу.
4.4 покинули Харстад.
Район действия до 8.4 – АВ5760, 5790.
9.4 АВ5857
10.4 АВ6234
12.4 АВ5882
13.4 АВ6691
14.4 АВ6498 – 2 англ. ЭМ, позже конвой на запад из 4 ПХ и 2 ЭМ, не атакован из-за непогоды.
15.4 АВ6638
16.4 АВ6228, в поле зрения конвой на восток – 1 ЛК, 2 ЭМ и 7 полос дыма по истинному пеленгу 240гр. В 07.00 атака из-под воды начата. Сорвалась из-за отворота. В 12.00 новая атака, в 14.46 в кв. АС4157 8-10000 тонник потоплен 2 одиночными выстрелами с 400 м, несмотря на сильное охранение. Точно был взрыв котла, может быть боеприпасов. Гладкопалубный, 4 мачты, кран для тяжелых грузов, 6 погрузочных люков, 160 м длины, тяжело гружен. Преследование ГБ.
17.4 в 03.12 в кв. АС4371 увидели конвой по истинному пеленгу 40гр, в 12 милях. Новая попытка сближения. В 16.00 контакт потерян из-за плохой видимости и маневрирования конвоя.
До 18.4 через АС5521 в 8593.
18.4 марш через АС8250, 4950, 4750, АВ9530.
20.4 применение против англ. боевых кораблей в AF3510.
21.4 возвращение в Харстад через АВ9875 Анднес.
21.4 в 22.00 пришли в Харстад. 10 дней для восстановления и ремонта.
Второй боевой поход с 4 по 21.4, 18 дней в операционном районе, 4146 миль.
16 апреля.
В 04.40 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º50’ ВД=24º20’ (севернее полуострова Гайбушнъярга, коммуна Мосёй) обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС4851. Немецких ПЛ в данном районе не было. Все ПЛ располагались по меридиану ВД=15 и подтягивались в район юго-западнее острова Медвежий.
В 04.44 в точке с координатами СШ=71º47’ ВД=25º20’ (северо-западнее острова Сторстаппен, коммуна Нордкап) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АВ7230. Немецких ПЛ в данном районе не было.
В 05.30 в точке с координатами СШ=73º25’ ВД=20º15’ (юго-восточнее мыса Стаппен острова Медвежий) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС4183. Это не может быть U-403. Через 42 минуты она обнаружила конвой в квадрате АВ6268 – между квадратами порядка 50 миль. Обнаружение ложное, или с очень большой ошибкой по месту.
igor написал:
Оригинальное сообщение #404496
11.02 U.456: После охоты на меня ЭМ держался под водой. Атака на конвой не удалась из-за видимости и отпора. Кв. 8385.
Может, 6385? Квадрат АВ8385 находится северо-западнее Вест-фиорда, квадрат АС8385 - северо-восточнее полуострова Рыбачий.
igor написал:
Оригинальное сообщение #404496
13.?9 U.377 доложила конвой в 12.47 в кв. 4?76 на вост. курсе, скорость 7 уз.
Вероятно, квадрат АС4176.
igor написал:
Оригинальное сообщение #404496
U.376 доложила, что над конвоем рус. самолет типа ТВ 7, уже 7 раз загонял ее под воду. Лодке сообщили, что это немецкий Fw.200.
Бедняга! Сколько тренировок экипажу устроил!
18 апреля.
В 03.00 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º36’ ВД=35º20’ обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС5912. Возможно, U-436. В 03.48 лодка доложила о неисправности матчасти и оставлении сторожевой линии. Шла из квадрата АС5297, ремонт закончила в квадрате АС5984. Курс, с учётом манёвра отхода, проходит в квадрате АС5830, это совсем рядом.
В 08.00 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º17’ ВД=34º10’ отмечалась ПЛ противника.
Квадрат АС5864. Возможно, U-456. Шла следом за конвоем из квадрата АС5861 в квадрат АС8618, скорее всего, не отвлекаясь на сторожевую линию (она была «радиомаяком»).
В 08.45 радиоразведкой в точке с координатами СШ=72º00’ ВД=34º15’ фиксировалась ПЛ противника.
Квадрат АС5891. Возможно, U-456. По вышеуказанным причинам.
В 10.40 в точке с координатами СШ=71º20’ ВД=34º53’ радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС8263. Возможно, U-456.
При прокладке курсов передвижений всех ПЛ получилось очень наглядно - все, за исключением выходивших из линии для ремонта U-436 и U-378, шли из 50-х квадратов в 80-е в виде римской буквы "L", и как нарочно, обходили места пеленгования радиоразведки. Кроме U-456. Ещё U-436 обошла эти точки с востока, но она была занята ремонтом, и объявилась в эфире позже.
Ещё меня беспокоит, что за март остаются не объяснёнными около 15 случаев атак ПЛ (по заявкам немцев). Вероятно, англичане, но есть парочка случаев с авиацией.
Отредактированно dad67 (05.07.2011 18:54:02)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #404587
Может, 6385?
Совершенно верно.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #404587
Вероятно, квадрат АС4176
Похоже.
19 апреля.
В 02.09 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º22’ ВД=35º18’ (к северу от мыса Териберский).
Квадрат АС8644. Обнаружена U-454. На удивление точное пеленгование.
В 09.50 радиоразведкой обнаружена ПЛ противника в точке с координатами СШ=70º25’ ВД=33º22’ (к северу от мыса Погань-Наволок).
Квадрат АС8555. Немецких ПЛ в данном районе не было.
20 апреля.
В 06.20 в точке с координатами СШ=70º10’ ВД=32º10’ (севернее Вайда-Губы) радиоразведкой обнаруживалась ПЛ противника.
Квадрат АС8571. Возможно, отмечена какая-то из возвращавшихся в Киркенес подводных лодок – U-589, U-454, U-456, U-436, U-378 или U-376.
В 13.04 радиоразведкой обнаружена ПЛ в южной части Варангер-фиорда.
То же самое.
Если известно точное время возвращения лодок - могу вычислить контакт в 06.20. Второй - неизвестно точное место.
FlaMW = Flugzeugabwehr-Maschinen-Waffen (зенитные пулемёты).
Перевод статьи (как-то так). Скорее, смысловой, чем дословный.
Клод Хуан (перевод Ханнсьорг Коварк).
Операции подводных лодок против PQ-13 и судьба U-585.
Французский морской офицер и специалист по операциям Кригсмарине на театрах Восточной Европы и советского подводного флота описывает операции против конвоя PQ-13 и рассматривает одну до сих пор неверно присуждённую подводную потерю.
По состоянию на 21 марта 1942 г., когда конвой PQ-13 шёл из Рейкъявика, а конвой QP-9 только вышел из Кольского залива, в водах у мурманского побережья находились три немецкие подводные лодки – U-585, U-435 и U-436.
Пока не были ясны английские планы и существовала угроза вторжения на Лофотенские острова, четыре подводные лодки группы «Цитен» (U-209, U-376, U-378 и U-655) оставались на своей позиции в 120 милях к юго-востоку от острова Медвежий.
22 марта немецкий самолёт-разведчик обнаружил выходящий из Кольского залива конвой QP-9 курсом, предположительно, на Йоканьгу. Два разведчика 23 марта и шесть самолётов 24 числа установили точное местонахождение конвоя. Атака двадцати пяти бомбардировщиков из III./KG30 не увенчалась успехом. 24 марта подлодка U-655 (корветтен-капитан А. Думрезе) была обнаружена и потоплена тараном тральщика HMS «SHARPSHOOTER» (J68), не успев выйти в атаку. 25 марта в квадрате АВ6564 подлодка U-378 (капитан-лейтенант А. Хошатт) была вынуждена погрузиться, уклоняясь от английского эсминца. Таким образом, конвой продвигался без потерь.
23 марта группа «Цитен» была нацелена против конвоя PQ-13, следовавшего из Исландии в Мурманск. Кроме того, 25 марта вышли ещё четыре подводные лодки (U-435, U-454, U-585 и U-589), занявшие позиции полукругом в 25 милях от Кольского полуострова.
26 марта радиоразведкой отмечен выход трёх эсминцев из Кольского залива курсом север. 27 числа в 09.55 разведывательный BV-138 из 2./406 в квадрате АВ6478 обнаружил три транспорта курсом восток. 28 марта в 07.02 подводная лодка U-209 (капитан-лейтенант Г. Брода) установила контакт с конвоем PQ-13, однако, сообщение о конвое передал одиночный Ju-88 в 10.17 из квадрата АС4816. В 120 милях южнее 8-я флотилия эсминцев была приведена в боевую готовность, запланированное минирование в районе острова Кильдин (операция «Цаун») отменялось. В дальнейшем группа лодок «Цитен» была подчинена Адмиралу Северного моря. Одновременно группа «Айсвольф» (U-454, U-589, U-435) заняла позиции на линии АС8135 – АС5855. Вскоре южнее группа должна была усилиться лодками U-456 и U-585. После очередного сообщения от разведки Адмирал Северного моря в 13.00 вывел 8-ю флотилию эсминцев из Киркенеса в направлении конвоя. В 18.36 радио- и воздушная разведки уверенно определили место конвоя, и 8-я флотилия сыграла боевую тревогу. Жребий был брошен.
Тем временем, 26 марта шторм раскидал суда конвоя так, что между немногими кораблями сопровождения и судами не было визуальной связи. Ожидаемое усиление из двух советских эсминцев было неполноценным из-за отсутствия на них гидролокатора. Радиус действия советских ВВС на север ограничивался широтой 71º. Нарушение ордера конвоя и ухудшенные сильной пургой условия видимости затрудняли задачу немецкой стороны, которая не могла получить представление о ситуации без воздушной разведки 25 и 26 марта. 27 числа вылетели пять самолётов, и 28 марта – четырнадцать. В результате получилось, что Адмирал Северного моря не смог организовать скоординированную атаку. 28 марта двадцать два самолёта из III./KG30 нанесли удары по конвою. В 20.08 и 21.30 были потоплены два транспорта. 29 числа подводные лодки 9 раз сообщали об обнаружении конвоя, который снова сгруппировался в районе СШ=70º30’ ВД=33º30’. В 13.11 подлодка U-376 подняла на борт 8 выживших из экипажа эсминца Z26, потопленного крейсером HMS «TRINIDAD» (46), но атаковать последний не смогла. В 14.12 подводная лодка U-378 была безуспешно атакована эсминцем HMS «FURY» (H76), сбросившим около трёх глубинных бомб. Вечером два советских эсминца и семь сторожевых катеров присоединились к английскому эскорту (в 05.20 обнаружены Ju-88).
30 марта все немецкие лодки попытались атаковать конвой, который приближался к Мурманску и получил подкрепление в виде советской авиации (в 18.32 срочно погружались от самолётов U-456 и U-454). В итоге только четырём подводным лодкам удалось выйти в атаку, из них только две – U-376 и U-435 – потопили транспорты «INDUNA» (5086 брт) и «EFFINGHAM» (6421 брт). Контратаки кораблей охранения также оказались безуспешными.
31 марта, после безуспешных атак ПЛ на входе в Кольский залив, Адмирал Северного моря приказал лодкам возвращаться в Киркенес. Для немецких ПЛ результат операции был не лучший – два потопленных судна на две потерянные лодки. Причинами неудачи стали, с одной стороны, отсутствие воздушной разведки в течение нескольких дней по погодным условиям. С другой стороны, недостаточное единоначалие немецкого командования (Группа «Север» и Адмирал Северного моря) при обнаружении конвоя PQ-13 не позволило сосредоточить силы против него раньше. Англичане сожалели о собственной слабой охране и недостаточном прикрытии советскими силами в их операционной зоне. Пять потопленных транспортов из 19 – были наиболее тяжёлыми потерями конвоев на тот момент. Полностью готовые бомбардировщики и торпедоносцы не были применены против 8-й флотилии немецких эсминцев, хотя те были обнаружены советской ПЛ 28 марта в 22.00, шедшими курсом северо-запад.
Потеря U-585.
U-585 была атакована эсминцем 24 марта недалеко от Кольского залива, в результате чего 25 марта вернулась в Киркенес для ремонта. 28 марта в 22.00 лодка снова вышла в море. В 23.14 по радио ей было приказано идти в квадрат АС8295. 29 марта её перенаправили в квадрат АС5865. В 14.32 было получено последнее сообщение от U-585 из квадрата АС8259. В 22.08 подлодке было приказано занять самую южную позицию на линии АС8535 – АС8335. 30 марта подводной лодке U-585 был определён район от ВД=34º до ВД=35º20’. 4 апреля было передано приказание возвращаться в базу к 07.00 5 числа.
До сих пор потеря этой подводной лодки приписывалась атаке эсминца HMS «FURY» (H76) 29 марта в 14.15. В то же время, весьма вероятно, что эта атака была направлена против U-378, основываясь на сходстве обстоятельств. Разница в координатах может быть объяснима трудностями навигации в этой зоне.
Начиная с 06.00 30 марта все лодки пришли в Киркенес, за исключением U-585, которая даже не сообщала о контакте с конвоем. Скорее всего, U-585 подорвалась ранним утром на плавающей мине. Эта мина, возможно, была сорвана с немецкого минного заграждения «Бантос-А», которое выставлялось 20 марта при волнении моря 5-6 баллов и западном-юго-западном ветре 7 баллов. 24 марта уже поступали сообщения о плавающих минах, которые были замечены вблизи операционной зоны U-585 30 марта. Русские полагают, что эсминец «Гремящий» мог потопить U-585 во время атаки 30 марта в 18.15 двенадцатью глубинными бомбами без использования гидролокации. Но U-435, находившаяся поблизости, в то же самое время сообщала об атаке эсминца, которым мог бы быть «Гремящий». Более подробная информация могла бы развеять все сомнения, но она до сих пор отсутствует.
По информации на сегодня, очень вероятно, что U-585 подорвалась рано утром 30 марта на сорванной мине заграждения «Бантос-А». 21 марта U-702 вышла из Гамбурга в Гельголанд, откуда 30 марта вышла в Ставангер. Так как U-702 больше не отмечалась после 4 апреля, это также указывает на гибель на плавающей мине. Поэтому U-702 не может быть торпедированной шестью неделями позже 28 мая 1942 г. у полярного побережья.
11 сентября 1941 г.
В 11.27 МСК в точке с координатами СШ=70º01’ ВД=33º46’ подлодка U-451 доложила об обнаружении самолётов и сброшенных 2 бомбах.
Квадрат АС8589. 41 миля севернее губы Зеленецкая-Западная ("вручную"). Советских данных о бомбардировке нет.
В 13.28 по разведданным СФ ПЛ противника находилась в точке с координатами СШ=70º01' ВД=33º46'.
Вот она и бомбардировка! Лодка обнаружена, но каким образом - в очередной раз "поскромничали" сказать.
Разница во времени объясняется, вероятно, временем доклада после посадки самолётов, а не реальным событием.
P.S. А "хвостик" апреля будет?
Отредактированно dad67 (10.07.2011 02:27:27)
По-моему, это гидросамолет с британского КР (ЕМНИП "Лондон") атаковал лодку, а наши засекли радиопередачу с сообщением об атаке.
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #406270
P.S. А "хвостик" апреля будет?
У меня бензин кончился, в смысле документы.
Подолью.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #406278
По-моему, это гидросамолет с британского КР (ЕМНИП "Лондон") атаковал лодку, а наши засекли радиопередачу с сообщением об атаке.
Позволю себе не согласиться. http://www.naval-history.net/xGM-Chrono-06CA-London.htm
Из чего следует:
а). что КРТ HMS "LONDON" (69) прибыл в Архангельск только 27 сентября. Ещё 22 числа он забирал в Скапа-Флоу лорда Бивербрука, А. Гарримана и делегацию для переговоров по ленд-лизу. 10 сентября он патрулировал в западной части Датского пролива. 12 сентября пришёл в Хваль-фиорд.
б). на случай другого корабля - в 1941 году конвои ходили в Архангельск, поэтому все корабли сопровождения были там же. Ближайшие конвои - "Дервиш" пришёл 31 августа, QP-1 вышел 28 сентября. В конце августа в Архангельск заходил крейсер HMS "NIGERIA" (60), сопровождавший шахтёров со Шпицбергена. Но он уже 10 числа был в Скапа-Флоу.
в). в это время ОБК в составе КРТ HMS "DEVONSHIRE" (39), АВ HMS "VICTORIOUS" (R38), КРТ HMS "SUFFOLK" (55) и ЭМ HMS "SOMALI" (L33), "MATABELE" (F26) и HMS "PUNJABI" (F21) проводили операцию "EGV.2", в ходе которой 12 сентября самолёты с авианосца атаковали суда в районе Бодё. http://www.naval-history.net/xDKWW2-4109-36SEP01.htm Ещё 9 числа они заправлялись на Шпицбергене. А уже 13 пришли в Скапа-Флоу.
От квадрата АС8589 - это по прямой почти 850 км. Кроме того, квадрат этот - самый Кильдинский плёс (ну, может очень рядышком). Англичане без предупреждения никогда не залетали самостоятельно в советскую зону ответственности, чтобы не быть случайно сбитыми. При бомбардировке Петсамо и Киркенеса 30 июля, ещё 22 числа было оповещение по Северному флоту о запрете действий в определённом секторе с 00.00 25 июля.
Таком образом, сдаётся мне, что это всё-таки патрульные "амбарчики" были.
Отредактированно dad67 (10.07.2011 13:23:06)
dad67 написал:
Оригинальное сообщение #406270
В 11.27 МСК в точке с координатами СШ=70º01’ ВД=33º46’ подлодка U-451 доложила об обнаружении самолётов и сброшенных 2 бомбах.
А что является источником данного донесения? Что-то в КТВ Адмирала полярного побережья ни Адм Норвегии я его не нашел.
igor написал:
Оригинальное сообщение #395092
По данным U.451 ее в 10.27 берлина обнаружили и атаковали 2 бомбами самолеты. Точка 70°01' N - 33°46' O, непонятно чьи данные.
На 4-й странице ветки.
Так это Гомм. Запросто мог нафантазировать по прочтении Хроники.
Вчера у адмирала Норвегии вычитал, что по возвращению У-451 ее командир докладывал о большой активности самолетов на позициях А-В. С учетом этого допускаю, что никакой непосредственной атаке МБР лодка не подвергалась. Скорее всего, подобно многим случаям с нашими ПЛ, она погрузилась, заметив самолеты, а спустя какое-то время зафиксировала взрывы, которые командир посчитал взрывами сброшенных на нее бомб.