Вы не зашли.
МТЩ были неожиданно атакованы самолетами со стороны солнца, зафиксирован сброс бомб большого калибра. R.169 получил попадание в правый борт у мостика. Тотчас загорелся, потом взорвались ГБ и боеприпасы к автоматам. Спасли 15 человек, из них 11 раненых, 12 считалось пропавшими.
Атака бипланов в 14.00-14.30 описана как отбитая ответным огнем.
Во время атаки 3 рус. ТКА в 13.51 с кормы, правого борта. R.170 пошел в контратаку, но ему помешал огонь тральщиков 5 флотилии. R.168 подпустил их на дальность эффективного огня из 3-см и сразу добился попаданий. ТКА сразу отвернули и ушли на высокой скорости. R.168 хотел их преследовать, но на борту был тяжелораненный командир R.169 и ком. флотилии его вернул. Торпед не видели. А тот раненый командир на следующий день в госпитале умер.
В общем-то больше ничего на мой взгляд существенного. Если есть вопросы задавайте.
ПС: отчет советской пропаганда-компание - жесть. Танкеры, перегруженные войсками транспорты...
Отредактированно igor (23.01.2011 20:25:17)
igor написал:
Оригинальное сообщение #348773
ПС: отчет советской пропаганда-компание - жесть. Танкеры, перегруженные войсками транспорты...
это 1942 год блокадный Ленинград - чего вы от них хотите?
seabear написал:
Оригинальное сообщение #348841
это 1942 год блокадный Ленинград - чего вы от них хотите?
Да ничего, просто возглас восхищения вырвался.
Приблизительно закончил обсчет и анализ действий балтийских ТКА в ВОВ. Окончательный будет когда сравню статистику с ТКА других флотов. Пока картина такая:
за все время ВОВ балтийские ТКА выпустили по целям 365 торпед и добились 6 подтвержденных успехов. Я не включаю сюда немецкий ТЩ, подорвавшийся на минах у О. Сарема в 1941 г. и добитый ТКА, а по 1945 г. учитываю единственный успех - ЭМ Z-34, поскольку с остальными надо разбираться. Получается расход 61 торпеды на одну пораженную цель. Для сравнения у МТА КБФ расход по целям 597 торпед и 17 пораженных ими целей (35 торпед на цель), у ПЛ - 479 торпед (данные из "БД ПЛ в ВОВ", сам не пересчитывал) и поражено 46 целей (10,4 торпеды на цель).
По годам у ТКА так: 1941 г. - 47 торпед - 1 цель; 1942 г. - 31/1; 1943 - 47/1, 1944 - 185/2, 1945 - 55/1. Довольно стабильное соотношение, резко ухудшающееся в 1944 г. Почему? Потому, что в 1944 г. катера в наибольшей степени (в 1942 и 1943 гг. это тоже имело место) использовались не по прямому назначению, а в качестве сил обеспечения других кораблей в т.ч. при тралении в Нарвском заливе и при высадке десантов. В этих действиях ТКА стреляли торпедами не столько, чтобы поразить, сколько отпугнуть пр-ка, заставить его отойти и прекратить воздействие на обеспечиваемые силы. Таким образом, фактически ТКА решали задачи малых артиллерийских кораблей. У противника для решения аналогичных задач использовались, КЛ, ТЩ и арт. БДБ. Немногочисленные корабли аналогичного предназначения командование КБФ берегло и использовало от случая к случаю.
Так же следствием такого применения стало то, что около 2/3 атак были произведены днем или в условиях белых ночей, зачастую с дистанций, исключавших надежное определение ЭДЦ. Не случайно 5 из 6 побед ТКА одержаны в ночное время. Кроме того, до начала 1944 г., когда экипажи ТКА овладели умением применять дымзавесы, такие атаки сопровождались чувствительными потерями от огня противника.
Но и в другие периоды расход торпед на одну цель составлял довольно значительную цифру. Почему? Во-первых, атаки в большинстве случаев производились не по принципу скрытности, а по принципу силы. В значительной степени это происходило потому, что наиболее распространенные к началу войны ТКА типа Г-5 для скрытных атак просто не подходили - не могли пускать торпеды "на стопе". Существовала и недооценка скрытности у офицеров-катерников - скорость считалась лучшим средством избежать огня противника и занять выгодную позицию для атаки. На практике все было наоборот - хотя скрытных атак было очень мало ровно половина успехов одержана именно в них. Сам так называемый принцип силы был весьма условен - ведь в подавляющем большинстве боев количество ТКА не превышало числа атакуемых ими кораблей и это без учета катеров противника, осуществлявших зачастую противокатерную оборону ОБК. В пожалуй самом известном бое балтийских ТКА - 20.6.1944, когда был потоплен ММ Т-31, пару миноносцев атаковало 14 ТКА, но не одновременно, а четырьмя группами 3+4+3+4 ТКА, причем разрыв между атакой второй и третьей групп составил 47 минут. В остальных боях ТКА не имели даже такого преимущества, какая же это "сила"? Как следствие - массирование огня противника, атаки с больших дистанций ( в наших документах дистанции атак указываются в 3-10 раз меньше, чем в немецких, например, 5 кбт, вместо 100 гм) и потери.
Несмотря на все это результативность ТКА завышалась гораздо сильнее, чем у МТА и ПЛ. Достаточно сказать, что на две реально пораженные в 1944 г. цели приходилось 59 потопленных и 22 поврежденных по донесениям. Завышение в 40 раз - куда там подводникам с их 2-2,5 кратным завышением. Все они относились к боевым кораблям, в т.ч. докладывалось о потоплении 34 ТЩ М-1 или СКР Ф-1 (т.е. это все немецкие ТЩ М-35 и М-40) и 7 ММ. Интересно отметить, что к началу кампании 1944 г. 9-я дивизия кораблей охранения располагала 160 надводными кораблями в т.ч. 22 тральщиками типов М-35 и М-40. Еще 18 кораблей имели ВМС Финляндии. Получалось, что только ТКА вывели из строя половину вражеского флота! Реальность же, как мы понимаем, весьма сильно отличалась от докладов. Примечательно, что в нескольких случаях командование могло воочию убедиться в низкой результативности ТКА, но предпочло ее не заметить. Так поздно вечером 13.2.1945 6 ТКА безуспешно (в т.ч. и по докладам) выпустили 12 торпед 53-38У по шедшему из Либавы конвою, в который входило 2 ТР и 1 СКР. По донесениям стрельба осуществлялась с дистанций не более 3 кбт, а в большинстве с 1-2 кбт. 11 из 12 торпед были выпущены по концевому ТР. Немцы атаки вообще не заметили, никакого оборонительного огня не вели и от торпед не уклонялись. Из неполных за февраль 45-го года немецких документов можно понять, что СКР-314 наблюдал лишь торпедные следы, поскольку примерно в то же время и месте, что произошла атака ТКА, доложил об обнаружении сов. ПЛ. Никакого расследования по случаю не производилось, командирам попеняли на недостаточную подготовку и вспомнили, что торпеды на ТКА были приняты еще в сентябре 1944 г., и лишь в раз - в ноябре - производилась их проверка и подкачка ВВД. Когда же противник вел огонь, стрелял осветительными, то недостатка в докладах о "взрывах" не было.
Другой пример с уровнем подготовки - 12.10.1944 группа из 3 ТКА атаковала 4 БДБ в ходе обеспечения высадки неудачного десанта у пос. Винтри (п-в Сырве). Выпущены с дистанций от 4,5 до 2 кбт 4 торпеды, доложено о потоплении 2 БДБ. Реально же катера вели бой с отрядом 2-й немецкой учебной флотилии ТКА (S-135, -117, -81, -64), пытаться торпедировать которые, естественно было бесполезно. Понятно, что низкий уровень подготовки не вина катерников, а их беда, а винить если кого и надо, то командование, которое не организовало правильно ни применение катеров, ни подготовку их экипажей, ни учет побед.
Вопросов тактического использования ТКА я тут не касался, но там тоже много не понятного. В частности и в 1942 и в 1943 гг. использование ТКА для атак кораблей пр-ка интенсивным не назовешь - число выпущенных торпед говорит само за себя.
Разобрался с 1945 г. Действительно был еще один успех - в 03.40 28 апреля на рейде Хеля ТКА-268 (тип "Комсомолец" под командованием ст. л-та Филимонова) торпедировал стоявший под погрузкой ТР "Эмили Заубер" (2485 брт). Время и место торпедирования по нашим и немецким данным полностью совпадают. Ранее меня смущало заявление нашей АСС, которая утверждала, что это судно потоплено попаданием ФАБ-250. Теперь ознакомившись с материалами обследования река ясно, что это была торпеда. Интересно отметить, что на момент торпедирования на борту судна находилось ок. 2000 беженцев, но поскольку было мелко и ТР сел на грунт, то погибло только около 50.
Заявления некоторых авторов и сайтов, что жертвами наших ТКА так же была БДБ F 248, потопленная у Хеля 26 апреля не соответствуют действительности по той простой причине, что 26 апреля никаких атак с выпуском торпед ТКА не совершали.
Гибель "Э. Заубер" несколько меняет картину по результативности ТКА КБФ - у них расход 52 торпеды на цель за войну и 27,5 (минимальный показатель) за 1945 г., что логично, поскольку все пуски в 1945 г. это ночные атаки по принципу скрытности против конвоев в море или кораблей и судов на якорных стоянках.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #418223
В частности и в 1942 и в 1943 гг. использование ТКА для атак кораблей пр-ка интенсивным не назовешь
Вроде на этот период приходится пик минных постановок с наших ТКА. Кстати, по минным поставновкам есть статистика?
Реально же катера вели бой с отрядом 2-й немецкой учебной флотилии ТКА (S-135, -117, -81, -64), пытаться торпедировать которые, естественно было бесполезно.
ну как безапеляционный подход врядли имеет смысл... вопрос в глубине установки хода торпед.... либо в наличии качественного неконтактного взрывателя.
Да у тех же германских паромов разнообразных сильно малая осадка тож. Тем более как мне помнится и на западном театре и на средиземке есть торпедные катера и ганботы потопленные торпедами
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #418686
Вроде на этот период приходится пик минных постановок с наших ТКА. Кстати, по минным поставновкам есть статистика?
Есть. 1941 г. 189 мин, 78 защитников, 1942 - 254+82, 1943 - 582+192, 1944 - 624+86, 1945 - 0.
По успехам предстоит еще очень много разбираться - ведь в одних и тех же районах стояли наши оборонительные МЗ 1941 г., немецкий "Зееигель" и наши с ТКА. Приближенно можно говорить о гибели на минах: в 1942 г. - 1 БО, 1 МТЩ, в 1943 г. - тяжелой плавбатареи и повреждении тральщика (возможно еще по одному герм. МТЩ и финскому КАТЩ повреждено), 1944 г. - гибель арт. БДБ и МТЩ, повреждение еще одной арт. БДБ.
Успехи сравнимые с результатами применения торпед, при несравнимо большем расходе мин.
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #418697
ну как безапеляционный подход врядли имеет смысл... вопрос в глубине установки хода торпед.... либо в наличии качественного неконтактного взрывателя.
Я не о теории, а о практике высказывался. Ведь торпеды ТКА никогда не оснащались неконтактными взрывателями и ставились на глубины от 2 до 4 метров. В бою 4.7.1944 несколько торпед прошли под финскими КЛ и арт. БДБ - чего уж от пусков по ТКА можно было ожидать?
За всю ВОВ наши ТКА поразили лишь одну БДБ (на ЧМ, несмотря на то, что подавляющее большинство торпед на этом театре выпускалось именно по БДБ, впрочем, все это совершенно отдельная история), да и то в порту, т.е. попадание могло прийтись не в корабль, а в причал рядом с кораблем.
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #418697
Тем более как мне помнится и на западном театре и на средиземке есть торпедные катера и ганботы потопленные торпедами
Очень интересно - не могли бы привести примеры. Я пока сталкивался только с примерами поражения собственными торпедами ТКА, а вот чтобы сознательно друг по другу стреляли - как-то не замечал.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #418704
Очень интересно - не могли бы привести примеры.
ок где то мне попадалось...... отпишусь
От блин помню же что было S-33 потопил торпедой HDML- 1163 в 1945-м по вашей же книге кстати.................
ЧТото было еще буду смотреть
Однако... Есть прекрасная книга Дикенса MTB flotilla at war про его деятельность в Ла-Манше, как он получил приказ сверху разобраться с немецкими ТКА, и как пытался их торпедировать.
и вкратце чем закончилось сие мероприятие... ??
Ну 19.08.42 Дикенс с 4 ТКА и 2 ганботами таки подкараулил 2 немцев. Далее все пошло не по плану: ганботы не поняли его приказ и не атаковали, а ТКА упустил момент для торпедной атаки т.к. немцы показали правильный опознавательный.
я почему то сразу подумал - что бедлам получился.............
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #418764
От блин помню же что было S-33 потопил торпедой HDML- 1163 в 1945-м по вашей же книге кстати
Я это взял из иностранной книги, а практика показывает, что далеко не все факты об успехах и потерях кригсмарине бывают достоверны, особенно, когда речь идет о последних месяцах войны.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #418768
Есть прекрасная книга Дикенса MTB flotilla at war про его деятельность в Ла-Манше, как он получил приказ сверху разобраться с немецкими ТКА, и как пытался их торпедировать.
Если у них на торпедах не было неконтактных взрывателей - пустая трата времени и сил. Торпеда с контактным взрывателем, установленная на глубину хода 0,5 м, теряет скрытность и точность хода по направлению уже при среднем волнении.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #418813
пустая трата времени и сил.
несомненно
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #418813
установленная на глубину хода 0,5 м, теряет скрытность и точность хода по направлению уже при
кстати вы где это прочитали...устроит ссылка на любой документ... а то мне ничего подобного нигде не встречалось, хотя ПМС-ы я штудировал
Отредактированно Cobra (29.08.2011 21:50:19)
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #418697
Тем более как мне помнится и на западном театре и на средиземке есть торпедные катера и ганботы потопленные торпедами
Да и наши МО на Балтике правда, не ТКА, немецкие лодки топили
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #418848
кстати вы где это прочитали...устроит ссылка на любой документ... а то мне ничего подобного нигде не встречалось, хотя ПМС-ы я штудировал
Вероятно не те, что я
Много, где читал. Вот, например - Бюллетень боевого использования минно-торпедного оружия. №6. М., 1943.
dimco написал:
Оригинальное сообщение #418851
Да и наши МО на Балтике правда, не ТКА, немецкие лодки топили
Даю наводящий вопрос: А что там были за торпеды?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #418926
А что там были за торпеды?
Так-то да Акустические
Так речь именно о разумности стрельбы по катерам торпедами с контактным взрывателем. Я, честно говоря, когда писал тот пост, по которому возникли вопросы, думал, что неразумность этого вещь самоочевидная, а причины этого достаточно ясны.
вещь интереснейшая бюллютень............... Спасибо огромное!
прочел с удовольствием... тем не менее проблемы стрельбы по мелкосидящим целям стояла и ее пытались разрулить...
И можно перезалить тпаблицы на стр.6 и 7...
У меня другого качества нет.