Вы не зашли.
Страниц: 1 2
В связи с возникновением на ветке оживленого диспута вокруг причин возгорания пороха на дредноуте "Императрица Мария", повлекшего взрыв и гибель корабля, для расширения масштабов обсуждаемой проблемы, выходящей за рамки гибели только одного этого линкора, предлагаю всек вопросы и ответы, а также по возможности фото кораблей на сей счет давать на эту новую ветку-будет интересно.
С уважением.
За основу взята статья George F.Dale "Stability of Nitrocellulose Powder" (Warship Intarnational N4/1980).
Итак, целый ряд кораблей разных флотов мира в то или иное время погиб от внутреннего взрыва. Только в период с 1905-1918 гг по этой причине погибли 9 линейных кораблей и 3 крейсера разных флотов. Как правило, расследование этих случаев всегда давало одинаковый вывод: причина возгорания-разложение нестойкого пороха. Погибшие корабли унесли с собой жизни более 2500 человек, не считая раненых и обожженных.
Итак, по-порядку.
Первым в этом мрачном списке считается японский эскадренный броненосец "МИказа", флагман адмирала Х.Того. 10 сентября 1905 г во зорвался время стоянки на якоре в п.Сасебо в кормовой части корабля начался сильный пожар, сопровождавшийся серией малых взрывов, а через час взорвался кормовой погреб 12" ртиллерии и корабль затонул на месте, унеся жизни 251 моряков.
Впоследствии был поднят и установлен в качестве мемориала в специальном бетонном бассейне.
Следующим погиб французский броненосец "Йена"-это произошло 12 марта 1907 г. - это случилось в сухом доке в Тулоне. В 13-45 произошел взрыв погреба 4" артиллерии, за которым последовала детонация кормового погреба 12" артиллерии. Огромный взрыв разорвал кормовую оконечность на части, погибли 114 человек.
25 сентября 1911 г в 05-31 из носового каземата 7,5" артиллерии французского линкора "Либерте", стоявшего на рейде Тулона, показался дым, а затем и сильное пламя, затем последовала серия вспышек (малых взрывов) в носовом погребе скорострельной артиллерии. Экипаж пытался бороться с огнем, но в 05-53 сдетонировал носовой 12" погреб, при этом целые фрагменты и обломки корабля разбросало вокруг на большое растояние. Погибли 204 человека, 136 получили тяжелые и 48-легкие ранения.
4 ноября 1914 г немецкий легкий крейсер "Карлсруэ", находившийся в 350 милях восточнее о.Тринидад, погиб после взрыва носового артиллерийского погреба (фото нет).
Очередной жертвой внутреннего взрыва стал русский дредноут "Императрица Мария", на котором 21 октября 1916 г утром был замечен дым, поднимавшийся из вентиляционных шахт носового погреба 12" артиллерии. Затем произошел сильный взрыв, сбросивший за борт носовую надстройку, первую дымтрубу и фок-мачту. Через 42 минуты, после серии мелких взрывов, последовал еще один сильный взрыв, после чего линкор опрокинулся через правый борт и затонул. Погибли 225 человек.
Необходимо еще добавить в список бразильский броненосец "Aquidaban" и японский учебный крейсер "Matsushima".
21 января 1907 г. в 11 ч. 15 мин. взорвался и через 3 мин. затонул бразильский броненосец "Aquidaban". С кораблем погибло 212 чел., включая 3 контр-адмиралов и командира, 36 было ранено и спасено 98 чел.
30 апреля 1908 г. от взрыва в пороховом погребе затонул японский крейсер "Matsushima", находившийся в учебном походе в районе Пескадорских островов. Погибло 270 чел. из экипажа 350.
Еще один случай взрыва пороха 11 марта 1916 г. на чилийском крейсере "Capitao Prat" не привел к гибели корабля.
С уважением,
vladl
vladl написал:
Оригинальное сообщение #431247
30 апреля 1908 г. от взрыва в пороховом погребе затонул японский крейсер "Matsushima
Пока простое перечисление фактов внутренних взрывов. Для понимания причие взрыва необходимо знать тип (состав) пороха и условия его хранения. Иначе только статистика.
RDX написал:
Оригинальное сообщение #431434
Иначе только статистика.
Безусловно, статистика. Так и задумано - а вслед за этим и будем обсуждать каждый случай. Интересно будет знать и Вашу точку зрения-не мне одному, а всем, кто будет заходить сюда. Кстати, это еще не вся статистика, не все и ее-то знают, согласитесь. А вопросов будет много по всем флотам, в т.ч. по японскому - и переданным России кораблям, включая "Пересвет". Вы полагаю не будете утверждать, что и тут вкрался злой умысел? Да, говорят, на погибшем крейсере края пробоины выгнуты наружу. А где она, эта пробоина-не в пороховом ли погребе ГК? Кстати, один уважаемый морской писатель тоже примерил версию о злом умысле применительно к этому старому уже тогда кораблю, но как-то неубедительно.
С уважением.
Про Венгард есть статья Шлейхауфа в Northern Mariner, пожалуй лучшая в своем роде из тех что читал. Поскольку она в сети я только напишу к какому выводу пришло следствие - нагрев от внешнего источника или взрыв нестабильного кордита. Автор отбросил вторую причину посчитав наиболее вероятной подогрев от пожара в одном из бункеров (или танков). Прочие версии (халатность, саботаж) сочтены менее вероятными. Хотя к примеру на Колинвуде практиковалось курение возле подач башен ГК (т.е. внутри).
Serg написал:
Оригинальное сообщение #431681
есть статья Шлейхауфа в Northern Mariner
А ссылочку нам всем не побросите?
С уважением
Serg написал:
Оригинальное сообщение #431681
нагрев от внешнего источника или взрыв нестабильного кордита.
Но кордит это практически динамит, т.е. нитроглицериновый порох с содержанием НГЦ более 40%. и он при нагревании детонирует, в отличие от пироксилинового Российского пороха.
Взрывы на "Мацусиме", "Микасе" и "Цукубе" это человеческий фактор.
Страниц: 1 2