Вы не зашли.
В этот день произошла артиллерийская дуэль между крейсером "Киров" и батареей острова Руссарё (Russarö). Крейсер пришел в сопровождении двух эсминцев, один из которых, как и сам крейсер, получил серьезные повреждения в результате попаданий финских снарядов. Были погибшие и раненые (говорится о 17-и погибших). Так пишут финны...
Меня интересует, какие именно эсминцы и другие корабли сопровождали "Киров" в этой операции. Что вообще о ней пишут исследователи? Не смог найти практически ничего, за исключением понимания, что "Киров" больше участия в Зимней войне не принимал....
заранее благодарен за помощь!
с Уважением,
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438867
...какие именно эсминцы и другие корабли сопровождали "Киров" в этой операции. Что вообще о ней пишут...
спасибо. Итак, "Стремительный" и "Сметливый"
вот финны и пишут, что наиболее серьезные повреждения получил "Стремительный". Но и "Киров" тоже пострадал - финны пишут о пожаре и сгоревшем самолете на его борту
по поводу попаданий снарядов с "Кирова" - разрушили какой-то сарай. Казарма уцелела, как и пристань.
Вопрос о целесообразности проведения операции остается открытым - то ли наши хотели взять Ханко (какой-то секретный десант), то ли простая демонстрация... Хорошо бы документы найти...а по "Кирову" еще и дефектную ведомость из Лиепаи...
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438872
Но и "Киров" тоже пострадал - финны пишут о пожаре и сгоревшем самолете на его борту
В Бюллетене НТК ВМФ указано, что "батарея отвечала, но повреждений корабль не получил".
Бюллетень секретный, так что врать смысла не было.
Тем более, что любые боевые повреждения в бюллетенях рассмотрены "до заклёпок".
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #438875
В Бюллетене НТК ВМФ указано, что "батарея отвечала, но повреждений корабль не получил".
Бюллетень секретный, так что врать смысла не было.
Тем более, что любые боевые повреждения в бюллетенях рассмотрены "до заклёпок".
еще раз спасибо!
А что в том бюллетене про эсминцы сказано? извините за назойливость, надо бы до конца этот вопрос раскрыть, а то тут жуткие вещи на экскурсиях рассказывают :)
кстати, в статье по Вашей ссылке указано "Отряд возвратился в Лиепаю 2 декабря в 3.15, пройдя 340 миль. «Киров» встал к стенке судоремонтного завода для устранения повреждений." Значит, повреждения какие-то были....
Отредактированно Maitovalas (14.11.2011 09:56:10)
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438876
А что в том бюллетене про эсминцы сказано?
Ничего.
Это бюллетень по крейсерам БФ.
Эсминцев у меня нет, увы.
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438876
Значит, повреждения какие-то были....
С этим вопросом - к автору статьи.
Только он знает, откуда взялась эта строчка.
о "Стремительном" пишут, что пришел в Кронштадт в декабре 1939 года, откуда перешел в Ленинград и встал на ремонт, "где и пребывал до конца войны". Что можно так долго ремонтировать на эсминце, который только год, как вошел в состав флота и в боестолкновениях (за исключением стрельбы у Руссаро) участия не принимал??
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438899
Что можно так долго ремонтировать на эсминце, который только год, как вошел в состав флота
Машины, котлы?
Кстати, забавная картинка:
Вот, оказывается, кто настоящий автор проекта "Кирова".
Отредактированно Kronma (14.11.2011 11:15:06)
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #438899
о "Стремительном" пишут, что пришел в Кронштадт в декабре 1939 года, откуда перешел в Ленинград и встал на ремонт, "где и пребывал до конца войны".
А где такое пишут?
Вроде, он перешёл на Север в начале лета 1940г., и причислен к СФ 26 июля 1940г.
Погиб под бомбами через год, 20 июля 1941г.
Отредактированно Kronma (14.11.2011 11:26:28)
Так ведь наверное замёрзло всё, потому никуда и не ходил.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #438912
Так ведь наверное замёрзло всё, потому никуда и не ходил.
Вот именно. А в мае следующего года он включен в состав ЭОН для перевода на Север.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #438901
Кстати, забавная картинка:
Назвать крейсер в честь ещё живого человека, или это фотомонтаж?
Это картина. Автора надо найти. Только обсуждение не конкретно крейсера =Киров=, а вообще крейсера нового типа.
День добрый!
Андрей Рожков написал:
Оригинальное сообщение #438949
Назвать крейсер в честь ещё живого человека, или это фотомонтаж?
"Молотов", "Каганович", "Ворошилов" были названы в честь вполне себе здравствоваших людей.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #438903
А где такое пишут?
Вроде, он перешёл на Север в начале лета 1940г., и причислен к СФ 26 июля 1940г.
да вот тут пишут.....на Север перешел, кто ж спорит...
http://seav.ru/fleet-in-history/2-balti … iepae.html
да...много было в честь тогда здравстовавших... "А.Жданов", например...
Отредактированно Kronma (14.11.2011 23:14:27)
Андрей Рожков написал:
Оригинальное сообщение #438949
или это фотомонтаж?
Не монтаж.
Это иллюстрация из книшки 50-х годов.
Текст из "Советско-финляндской войны на море". Написана в 1940-1941 гг, опубликована в 1945 г. до 1989 г. секретная:
"Киров" и эскадренных миноносцев "Стремитель¬ный" и "Сметливый". Весь день отряд продвигался на север в 10—25 милях от берегов Латвии и Эстонии, идя 24-узловым ходом и переменными курсами. На пути от Лиепаи до маяка Ристна (на западной оконечности острова Даго) отряд встретил только латвийский и несколько германских транспортов, не возбудивших никаких подозрений. Подходя к маяку Ристна, отряд в 15.40 обнаружил на юго-восток от себя самолет неизвестной национальности. Самолет этот около часа наблюдал за нашими кораблями и; в 16.35 скрылся в нордовом направлении. В 16.05 отряд повернул от маяка Ристна на остров Аланд и шел этим курсом до наступления полной темноты. В 17.30 корабли вновь повернули, подошли к шведскому побережью, в районе маяка Альмагрундет, а 1 декабря в 1.27 стали на якорь у острова Хиумаа в 40 кб к северу от маяка Кыпу.
В 23.45 30 ноября командир отряда легких сил получил от командования КБФ радиограмму, в которой крейсеру "Киров" была поставлена новая задача: 1 декабря он должен был обстрелять 234-мм батарею противника, находившуюся на острове Руссарё, выпустив по ней 27 снарядов. Вместе с тем командиру отряда было запрещено находиться под обстрелом береговой батареи и предлага-лось учитывать возможное присутствие подводных лодок противника. Но в радиограмме не было указано самого главного — цели, которой следовало добиться обстрелом. Точное местонахождение батареи на крейсере не было известно, и было решено произвести обстрел площади к осту от маяка Руссарё. Исходя из имевшихся справочных данных о дальнобойности батареи, было намечено от-крыть огонь с позиции, находившейся в 105 кб на юго-восток от маяка. Стрелять предполагали на хо-ду, идя курсом 240°. Командир отряда легких сил решил произвести обстрел в 9.30, сразу после вос-хода солнца. Миноносцам было приказано охранять крейсер от подводных лодок противника, и все корабли должны были во время обстрела ходить с поставленными параваннымй охранителями. Сле-дует отметить, что места позиций наших подводных лодок, действовавших в смежных районах, не были известны командиру отряда легких сил.
1 декабря в 6.35 отряд снялся с якоря и пошел к Ханко выполнять задачу. Перед самым вос-ходом солнца, в 8.55 справа, на курсовом угле около 45°, крейсер "Киров" обнаружил подводную лодку в надводном положении. Уже было решено обстрелять ее, но в это время лодка дала опознавательный сигнал и оказалась нашей подводной лодкой "С-1".
В 9 часов нашел туман, который держался до 10.20. После этого видимость стала очень хо-рошей, но большая рефракция приподняла очертания берега и очень усложнила ориентировку на местности. Крейсер повернул и пятнадцатиузловым ходом пошел прямо на остров Руссарё. В 10.49 по пеленгу 260° был замечен силуэт корабля, который был принят за броненосец береговой обороны. Тем не менее, подойдя к маяку Руссарё на расстояние 110 кб, крейсер "Киров" в 10.53 лег на курс 240° и приготовился открыть огонь. Этот курс вел прямо на финское минное заграждение, которое было обнаружено позднее подводной лодкой "М-78". В 10.54 батарея противника произвела первый залп, упавший перелетом. Крейсер увеличил ход до 24 узлов, лег на курс 210° и в 10.57 открыл огонь по батарее противника. Задержка с открытием огня произошла потому, что командно-дальномерный пункт и управляющий огнем не видели противника, несмотря на его огонь. В 11.08, выпустив 35 снарядов, крейсер прекратил обстрел и лег на курс 185°, а в 11.09 упал последний залп противника недолетом в 70—80 м за кормой. За весь бой ни один снаряд противника не попал в наши корабли. Нашей стрельбой был вызван пожар на острове Руссарё, но повредить батарею не удалось. В результате этого боя удалось установить, что дальность огня батареи достигала 120 кб.
Неосторожная посылка крейсера "Киров" для обстрела батарей Руссаре без тральщиков и самолетов-истребителей, а также без достаточного противолодочного охранения могла бы кончиться крупным повреждением единственного крейсера КБФ. Отойдя от берега противника на 25 миль, крейсер "Киров" приступил к уборке параванного охранителя и с 12.25 до 13.24 на виду у противника стоял посреди залива без хода, так как при уборке было повреждено подъемное устройство . Таким образом крейсер в течение часа подвергал себя опасности быть атакованным подводной лодкой противника. Два эскадренных миноносца, ходившие в это время вокруг корабля, не могли обеспечить его в полной мере от атак подводных лодок.
Убрав параванные охранители, отряд двадцатиузловым ходом пошел на вест переменными курсами. Вскоре после захода солнца было получено приказание итти в Лиепаю, и в это же время к весту от крейсера был обнаружен эстонский транспорт. В 18 часов после осмотра пустой эстонский транспорт был отпущен, а отряд дал ход и пошел в Лиепаю. 2 декабря ночью крейсер "Киров" и оба эскадренных миноносца стали на якорь в лиепайском аванпорте".
«Киров» много плавал перед войной. Первого декабря тридцать девятого года он из Либавы ходил к острову Руссарэ у Ханко, бил по батареям и береговым укреплениям; с борта корабля в «Правду» Всеволод Вишневский сообщал, что новейший крейсер получил боевое крещение. Были и раны — с болью вглядывались лейтенанты в толпы зевак на берегах узкого канала, когда буксиры тянули израненный корабль к судоремонтному заводу в Либаве, с болью и тревогой, кто-нибудь да подсчитывает пробоины, полученные в бою...
http://militera.lib.ru/prose/russian/rudny_va4/02.html
В. Рудный. Истинный курс
Продолжим поиск черной кошки в темной комнате, где ее не нет.
См. Тайфун № 9 (28) 2000г. П. Петров вроде не склонен идеализировать действия КБФ в *зимнюю войну *.
А Вишневский и Рудный - известные журналисты , их виденние ..., имеют право. *Толпы зевак * подсчитывающих пробоины в 3 часа декабрьской ночи.
Да и могилы в Либаве я лично не помню.
Отредактированно boxer (15.11.2011 17:42:38)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #439318
В. Рудный. Истинный курс
Убивать надо за такие героические строки.
но ведь откуда-то взялось число 17 погибших, которое фигурирует в финских источниках...да и вряд ли В. Рудный взял свой текст с потолка....
попробую завтра поискать финскую газету за ту дату с описанием боя.
нет, тут что-то не так, воля ваша. может быть, есть журнал боевых потерь по КБФ в 1939 году?
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #439401
но ведь откуда-то взялось число 17 погибших, которое фигурирует в финских источниках...
В конце 1941 г. к финнам перебежал один наш капитан 1 ранга, который на "Кирове" в 1939 г. не служил, но рассказал им много всяких слухов. Лично я впервые информацию о повреждениях "Кирова" в бою с финской батареей видел еще в статье Ю. Майстера по советско-финляндской войне на море в одном из выпусков журнала "Марине Рундшау" в начале 60-х.
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #439401
да и вряд ли В. Рудный взял свой текст с потолка....
Почему "вряд ли"? Одна аннотация чего стоит:
Издание: Рудный В. А. Истинный курс и другие достоверные истории. — М.: ДОСААФ, 1978.
Аннотация издательства: В документальных повестях рассказывается о подвигах моряков-балтийцев в годы Великой Отечественной войны. Молодые лейтенанты-гидрографы Витязев и Кудинов, помогшие экипажу крейсера «Киров» вырваться из Рижского залива на просторы Балтики в первые дни войны; командир минзага «Урал» Карпов, совершивший прорыв через минные поля, чтобы взять на борт защитников Красного Гангута; шестеро моряков поста СНиС, превратившие островок-скалу в неприступную «Малую землю»... Подвиги этих и других героев изображает в своем сборнике писатель.
http://militera.lib.ru/prose/russian/ru … index.html
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #439401
журнал боевых потерь по КБФ в 1939 году
А разве был такой вид документа?
Понимаю, что это вряд ли развеет Ваши сомнения но все же: в 1998-1999 гг. Ваш покорный слуга был заместителем научного руководителя "Книги памяти" павших в СФВ. У нас в качестве одного из рабочих материалов был архивный поименный список погибших по КБФ. Я сейчас не помню точной цифры по нему, но он почти наполовину состоял из экипажа С-2 и летчиков морской авиации КБФ, а на вторую из бойцов Отряда берегового сопровождения КБФ. Отдельные погибшие имелись в результате аварий и катастроф на других кораблях. Погибших с "Кирова" там не было. Электронной версии 8 томов этой книги Памяти у меня нет (есть все в бумажной версии в Институте), но может она есть в сети?
http://www.ipc.antat.ru/docs/fin.asp
http://www.patriot-izdat.ru/memory/1939-1940/
Андрей Рожков написал:
"Назвать крейсер в честь ещё живого человека, или это фотомонтаж?"
Разве Вам неизвестно, что крейсер получил название уже после гибели Кирова?
Maitovalas написал:
Оригинальное сообщение #439401
но ведь откуда-то взялось число 17 погибших, которое фигурирует в финских источниках... да и вряд ли В. Рудный взял свой текст с потолка....
ИМХО, это число и текст Рудного - с потолка.
Бюллетени и др. аналогичные источники - это документы.
А газеты и вымыслы журналистов, это, простите, совсем иное.
С нашей стороны в своё время вон тоже претендовали чуть ли не на уничтожение батареи.
А что реально? Сгорел сарай.
Теперь никто и не спорит...
Так что, надо бы и финнам свыкнуться с мыслью, что ни попаданий ни повреждений не было.
Либо, привести какие-то более серьёзные аргументы, чем газетная статья.
Цена этих статей всем хорошо известна.
Во все времена.
Отредактированно Kronma (15.11.2011 21:49:24)