Вы не зашли.
Гаврюченков Юрий Фёдорович
Партизаны в одесских катакомбах
ПАРТИЗАНЫ В ОДЕССКИХ КАТАКОМБАХ
С начала июля до середины октября 1941 года части Отдельной Приморской армии и подразделения Черноморского флота героически обороняли Одессу, но становилось ясно, что рано или поздно придется оставить город врагу. Однако уход наших кадровых частей не должен был означать окончания сопротивления немецко-румынским захватчикам. Для этой цели усилиями органов госбезопасности и Одесского обкома в городе создавались подпольные группы и партизанские отряды. По личному указанию наркома внутренних дел Л.П. Берия для оказания помощи местным органам НКВД в создании резидентур, диверсионно-разведывательных групп и партизанских отрядов на случай оккупации города из Москвы в Одессу выехала группа капитана госбезопасности Молодцова.
Владимир Александрович Молодцов родился в поселке Сасово Рязанской области 5 (18) июня 1911 года в семье железнодорожника. В начале 30-х работал на шахтах Подмосковного угольного бассейна. В 1931 году политически грамотный молодой человек вступил в ряды ВКП(б) и поступил на рабфак при Московском инженерно-экономическом институте. В 1934 получил направление на учебу в Центральную школу НКВД СССР, по окончании которой, в 1935 году, продолжил службу в ведомстве на Лубянке помощником оперуполномоченного. Безупречная служба позволила выдвинуться в центральном аппарате госбезопасности. В июле 1940 года Молодцов стал заместителем начальника отделения, а с 1 марта 1941 года - начальником 2 отделения 7 Отдела 1 (Разведывательного) управления НКГБ СССР. В начале июля он был переведен в распоряжение Особой группы при НКВД, а затем отправлен резидентом в Одессу. Центр не настаивал на том, чтобы Молодцов обязательно остался в оккупированном городе. Окончательное решение на этот счет он принял сам и получил на то согласие Москвы. С Молодцовым прибыло еще пятеро чекистов, которые должны были составить костяк будущего партизанского отряда.
В Одессе к группе присоединились 13 сотрудников областного УНКВД под командованием лейтенанта госбезопасности В.А.Кузнецова. Согласно официальной версии, с которой экскурсоводы знакомят посетителей Музея партизанской славы, вечером 5 октября две группы провели партийно-комсомольское собрание перед спуском в катакомбы для создания базы. В действительности же, как свидетельствует многотомное дело, хранившееся в одесском архиве КГБ, был шумный ужин с большим количеством выпивки, закончившийся дракой между московским и одесским отрядами. Спесивые москвичи пришлись не по душе импульсивным одесситам. К тому же лейтенант госбезопасности Кузнецов отказался уступить Молодцову командование над своими людьми, несмотря на то, что последний был старше по званию и имел соответствующие полномочия.
На следующий день чекисты спустились в обширные одесские катакомбы, настроенные весьма враждебно друг к другу.
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #439605
шумный ужин с большим количеством выпивки, закончившийся дракой между московским и одесским отрядами.
Думаю, что с большой долей вероятности, могу назвать место этого события - подвалы завода Шустова (со слов матери, которая в свою очередь знала это от своего деда, там работавшего и бывшим свидетелем не одного подобного "совещания" перед сдачей города).
Сканю для militera книжку Черкашина "Возвращение". Пробую найти уточняющую информацию к этой главе:
...
Та осень сорок первого - и сентябрь и часть октября - была сухой и светлой. ...
А мимо, курсом на Одессу, проходили военные и транспортные корабли с боеприпасами, провизией и подкреплением, а потом они возвращались обратно, имея на борту раненых, женщин, детей, стариков. Однажды все, кто был на берегу, стали свидетелями, как «юнкерсы» разбомбили пароход с красными крестами. По решению Международного Красного Креста ни одна из воюющих сторон не имела права бомбить или расстреливать из артиллерии госпитальные суда, а летчики не могли не видеть огромных красных крестов, намалеванных и на бортах, и на палубе, и даже на трубе, но они пикировали на судно и стряхивали на палубу продолговатые черные капли - так издали выглядели бомбы, Столбы огня, дыма и пара скрыли надстройки, а когда дым рассеялся, пароход, лежа на боку, быстро погружался.
Море не приняло погибших, море вернуло их земле.
В то утро потрясенные стояли батарейцы, с высокого обрывистого берега глядя на излучину залива, куда бриз сгонял мертвые тела и плавающие обломки. И не было зрелища более жуткого.
...
Это Каламитский залив, около Николаевки, 54-я береговая батарея.
Пошарил тут - под описание подходит "Большевик", но написано, что он шёл в балласте. Может кто-нибудь уточнить данные?
БОЛЬШЕВИК утоплен километров на 150 к СЗ, на нем не было никаких красных крестов, а потери составили 2 человека. Плюс, атаковали его не бомбардировщики, а торпедоносцы, или даже всего один, не могу навскидку вспомнить.
В Каламитском заливе никакие пароходы, тем более санитарные транспорты, не гибли.
Мое мнение - 100% байка. Человек перепел чьи-то рассказы о гибели АРМЕНИИ 7.11 к югу от Ялты, очень похоже на то, как ее часто описывают. Хотя и там не было никаких бомбардировщиков, пара торпедоносцев. Но кресты и множество трупов были.
Возможно это описываеться гибель "Аджарии"
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #440101
Возможно это описываеться гибель "Аджарии"
вполне
АДЖАРИЯ была не в сентябре-октябре и не около Николаевки. К тому, же выбросилась на мель и про большое количество жертв я не припоминаю... Ну да, погибло 4 чел. Крестов не было - не она.
АРМЕНИЯ, точно.
Neofit написал:
Оригинальное сообщение #440095
...
А мимо, курсом на Одессу, проходили военные и транспортные корабли с боеприпасами, провизией и подкреплением, а потом они возвращались обратно, имея на борту раненых, женщин, детей, стариков. Однажды все, кто был на берегу, стали свидетелями, как «юнкерсы» разбомбили пароход с красными крестами. По решению Международного Красного Креста ни одна из воюющих сторон не имела права бомбить или расстреливать из артиллерии госпитальные суда, а летчики не могли не видеть огромных красных крестов, намалеванных и на бортах, и на палубе, и даже на трубе, но они пикировали на судно и стряхивали на палубу продолговатые черные капли - так издали выглядели бомбы, Столбы огня, дыма и пара скрыли надстройки, а когда дым рассеялся, пароход, лежа на боку, быстро погружался.
Море не приняло погибших, море вернуло их земле.
В то утро потрясенные стояли батарейцы, с высокого обрывистого берега глядя на излучину залива, куда бриз сгонял мертвые тела и плавающие обломки. И не было зрелища более жуткого.
...
Это Каламитский залив, около Николаевки, 54-я береговая батарея.
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #440101
Возможно это описываеться гибель "Аджарии"
23 июля 1941г. теплоход "Аджария" (капитан Д.Ф.Каминский) следовал в Одессу. В 04 ч. 00 м. при подходе к порту был атакован авиацией противника. В теплоход попала бомба, возник пожар. Спасая судно, капитан направил его к мели в районе с.Дофиновка. К "Аджарии" подошли судоподъемная плавбаза "Алтай" и аварийно-спасательное судно "Аджарец". На "Аджарии" к этому времени горели уже междупалубные помещения и груз в трюмах. К 14 ч. огонь с надстроек был сбит, горевший в трюме груз залит водой. Горело лишь дизельное топливо в машинном отделении и в танках. В это время последовала новая атака авиации. Одна из бомб попала в "Аджарию", которая к этому времени приняла уже много воды и имела крен на левый борт. Разбитые взрывом иллюминаторы вошли в воду, судно заполнилось водой и село на грунт на глубине 7,5 метра в точке 46°34'N 30°56'E. На поверхности оставались верхняя палуба и надстройки. Погибло 4 человека.
- в районе Дофиновки (точнее: в Чабанке) дислоцировалась БС-412.
- "Алтай" и "Аджарец" входили в состав Одесского АСО ЧФ.
- зафиксирована гибель 4-х человек.
- Медицинская служба ЧФ начала принимать в свой состав суда 9-10 августа 1941г. (и соответственно их укомплектовывать под госпиталя с указанием принадлежности к медслужбе - изображения красных крестов на бортах, палубах, трубах).
т.о.: это точно не "Аджария".
наиболее вероятно (как и указал Igor) описание гибели "Армении".
Отредактированно seaberserk (18.11.2011 13:07:39)
39.«Аджария»
Принадлежность СССР. Транспортное судно, бывший грузопассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1927 г., первоначальное название — «Аджаристан». В составе Черноморского флота с 22.06.1941 г.
Вместимость:4727брт.
Скорость: 14 уз.
23.07.1941 г. теплоход «Аджария» (капитан Д. Ф. Каминский) следовал в Одессу. В 04 ч. 00 м. при подходе к порту был атакован авиацией противника. В теплоход попала бомба, возник пожар. Спасая судно, капитан направил его к мели в районе с. Дофиновка.К «Аджарии» подошли судоподъемная плавбаза «Алтай» и аварийно-спасательное судно «Аджарец». На «Аджарии» к этому времени горели уже междупалубные помещения и груз в трюмах. К 14 ч. огонь с надстроек был сбит, горевший в трюме груз залит водой. Горело лишь дизельное топливо в машинном отделении и в танках. В это время последовала новая атака авиации. Одна из бомб попала в «Аджарию», которая к этому времени приняла уже много воды и имела крен на левый борт. Разбитые взрывом иллюминаторы вошли в воду, судно заполнилось водой и село на грунт на глубине 7,5 метра в точке 46°34'N 30°56'E. На поверхности оставались верхняя палуба и надстройки. Погибло 4 человека. За 10 дней с 30 июля по 10 августа водолазы изъяли из трюмов большую часть грузов.
Вот как описывает обнаружение останков «Аджарии» аквалангист и Одессы. «Шли из Крыжановки, вдоль берега по направлению к затонувшему транспорту «Патагония», со включённым эхолотом. На глубине 9-10 метров эхолот показал возвышение 7 метров, я спустился проверить. На грунте лежат остатки большого судна, обмер я не проводил.
Но длинна около 80..100 метров, надстройки обвалены, вся поверхность занесена
песком и илом. Особо объект не изучал, так как не видел ни одного
достаточно большого отверстия для прохода внутрь, подтверждения точного, что это именно «Аджария» у меня нет, но на это меня натолкнул большой (20-30метров) фрагмент обшивки с крупными прямоугольными иллюминаторами, очень похожий по форме на фото «Аджарии». Этот фрагмент лежит под углом 45-50 градусов, под ним единственное углубление, на 1..1,5метра, дальше песок и ил. Находок не было, не считая изогнутого поручня, скорее всего от трапа/перехода. Больше к объекту не возвращались, скорее всего штормами разрушено, закидано песком всё, что может быть из внутренних полостей, так как даже на верхней точке слой песка с илом достигает полуметра - судя по всему постоянно намывает течением или штормами. Буй, который якобы отмечал её место, был виден на удалении около километра, то есть она лежит ближе к берегу и к Одессе, чем установлен буй »
Координаты по данным свидетеля 46°34.554'N 30°57.357'E
Вообще то лично я никогда не верю данным очевидцем трагедии!!! Все могут перепутать. Долгое время занимался поиском места гибели "Армении". Пока увы неувенчалось победою. Врядли человек мог видеть трагедию на данном судне. А трупы к берегу во время ВОВ прибивало постоянно.
Речь не идет о том, что человек видел гибель АРМЕНИИ. Он не мог видеть такой картины уже по той причине, что никакие бомбардировщики АРМЕНИЮ не атаковали и похожие на капли бомбы в нее не кидали.
Просто рассказ очень напомнил тот, который рассказывали некие очевидцы, именно про АРМЕНИЮ, что они якобы видели 7 ноября из Ялты. Кажется, некая девушка, записавшая все в дневник, ЕМНИП. Где-то тут была тема насчет набеговых операций, мне кажется там обсуждали это
Володя,а где такой памятник стоит ?
чтото неприпомню.
Добрый день,уважаемые коллеги!
У Вас совершеннейший новичок.
Интересы-ВСЁ,что касается Одессы военной.
Конкретно-"Одесские танки".
Немного к разговору о доках: www.fictionbook.ru "Железнодорожники в ВОВ...",коротко и информативно.
По подъёму: отчёт 90 АСО ЧФ.www.yuvit.mylivepage./wiki/580/273
По танкам :трагедия всей сознательной жизни...
Коротко: Книги Г.И.Пэнэжко (2-х томник 1947 г.)попали в руки в 1974.(ну,пацан,что с меня взять..),Интерес проявлялся время от времени.Встреча с Г.И.Пэнэжко ...Разговоры...Недоверие...(на дворе "лихие 90-е).И наконец получил разрешение ознакомиться с дневниками(точнее с тем ,что от них осталось и черновиками книги),а заодно и поговорить о Новой книге(Крым 1941-Балтика 1945) и его мечте -Первая книга-переиздание без цензуры..Это было в 1992 г.
Нелепая.Трагическая смерть.Где материалы-неизвестно...
Почти точно известно с его слов-большая часть батальона погибла на Ишуни, в аръергардных боях и в отражении первого штурмаСевастополя.
По личному составу,естественно,просто катастрофа.
Командир бат-на: ст лейтенант Юдин Н.И.-За Одессу-Кр.Знамя;30.06.42-Кр.знамя-майор.Погиб во Львовской операции в должности командира 71 Гв.Танкового полка прорыва-подполковник.
Комиссар бат-на:политрук Герасимов(из Осиповского полка)-30.06.42-Кр.Звезда.
Я Вас не утомил? Приму любую информацию и помощь в поисках...
Искренне Ваш.
Отредактированно Comkor (28.11.2011 02:13:44)
Чтото из архивов есть ?
или только указанные книги и рукописи..я так понял Юдина ?
спустя 60 лет ?
или что непонял ?
просьба уточнить.
Нет,дорогой друг,не так.
Архивы Пэнэжко Григория Ивановича.Или Вам такая фамилия ничего не говорит?
Архивов НЕТ.НЕТ.НЕТ.У вдовы тоже НИЧЕГО.Даже фотографий.(Кроме нескольких послевоенных-совсем позднихв том числе с открытия "Прохоровского"мемориала,где разразился скандал по "инициативе" ветеранов).
Архивное только -наградной список командиров,политработников,солдат и ост .по Приморской армии от 30.06.42.
Ну и книги...Читаем,в том числе между строк...
Пользуясь случаем прошу отозваться bober 550-
Искренне Ваш.
Comkor написал:
Оригинальное сообщение #443548
Пользуясь случаем прошу отозваться bober 550-
Здравствуйте! Отозвался.
Приветствую!
Писмецо моё не получили?А?
Что не получается у меня на Вашу ветку по танкам пройти.
Искренне Ваш.
Написал в личку.
Comkor написал:
Оригинальное сообщение #443502
По подъёму: отчёт 90 АСО ЧФ.www.yuvit.mylivepage./wiki/580/273
Извините у меня ссылку неудается открыть по отчету
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #443766
Извините у меня ссылку неудается открыть по отчету
Попробуйте так - http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/580/273
С уважением, Владимир
igor
А как сочетаются Красный Крест и "сорокопятки" и "счетверёнки"?
поллитра написал:
Оригинальное сообщение #443795
А как сочетаются Красный Крест и "сорокопятки" и "счетверёнки"?
А так и сочетаются,дорогой друг.С первого дня войны сочетаются.На воде,в небесах и на суше...
И зная это сочетание--сделал.Поставил бы ещё ,да не было.
Comkor
Согласно справочника, "крымчаки"-ВТР ЧФ...
поллитра написал:
Оригинальное сообщение #443795
А как сочетаются Красный Крест и "сорокопятки" и "счетверёнки"?
Не понял вопроса.