Вы не зашли.
с детства словосочетание воздушное судно в отношении самолётов вызывало улыбку, но в случае с гидросамолётами как бы всё становится на свои места (хотя тут можно поразмыслить по поводу двух больших разниц...)
На форуме в различных топиках иногда встречаются разбросанные посты форумчан про гидросамолёты. По этой причине решил завести данный топик дабы саккумулировать информацию о нашей гидроавиации в один блок.
Тем более деятельность подразделений лодочной авиации не всегда в полном и должном объёме освещалась и в военных мемуарах, и в исторических трудах.
Про работу МБР можно толстую книгу накатать. Только вот он как-то не вяжется с "воздушным судном" - маленький, неказистый. Воздушный катер разве что...
собирая в один сундук информацию по авиаэскадрильям ВВС ЧФ натолкнулся на порядочные разночтения/разногласия относительно
80 омраэ ВВС ЧФ
обобщая информацию, складываешь её как мозайку, но иногда некие элементы структурно дополняют друг дружку, а иногда выталкивают уже скомпонованные. Вот как выглядит ситуация по 80 омраэ на основании тех упоминаний в литературе и на различных сайтах:
дислокация
1. Геленджик
2. Северная бухта (Севастополь)
формирование
3. к началу ВОВ в составе ЧФ существовала 80 омраэ
4. сформирована на базе 82 омраэ ВВС ЧФ
5. сформирована на базе 82 омраэ ВВС ЧФ в марте 1942г.
командный состав
6. командир - капитан Чебаник И.Т.
6"а. - с 22.06.1941
6"б. - с марта 1942г.
авиапарк
7. Че-2
8. МБР-2
9. ГСТ
10. МТБ-2
участие в БД
11. 08.09.1941 совместно с 7-ю самолётами 2 мтап 63 БАБ принял участие в бомбардировочном ударе по объектам в районе Бухареста и единственный МТБ-2
12. немало было налётов МТБ-2 на румынский Плоешти (до 16.10.1941).
13. 16.10.1941 МТБ-2 совершил ночную бомбардировку Бухареста.
14. в июле 1942г. МТБ-2 перелетел на Кавказское побережье Чёрного моря (Геленджик).
------------------------------------------------------------
выше представлены некие элементы мозайки: как видим основной появившийся вопрос - когда (дата) таки была сформирована эскадрилья?
- если на базе 82 омраэ, то формирование происходило не ранее сентября 1941г. (потому что 82 омраэ принимала участие в течении первого месяца обороны Одессы);
- если формирование происходило в марте 1942г, то МТБ-2 бомбардировал румынские города являясь обособленной единицей, никуда не входившей?
- если эскадрилья существовала на 22.06.1941, то первым её командиром не мог быть в тот момент капитан И.Т.Чебаник;
- на 25.05.1941 в составе ВВС ЧФ было 11 единиц самолётов ГСТ: в составе какого авиаподразделения? есть данные (документы, ссылки, воспоминания) на передачу самолётов на формирование 80 омраэ? откуда (ОКА - ?)?
- Севастопольская авиагруппа (куда входила 80 омраэ) базировалась на трёх небольших аэродромах вблизи Севастополя: Херсонесский маяк, Куликово поле и Северная бухта (тогда отпадает Геленджик как место формирования).
---------------------------------------
???? :расчитываю на содействие
Отредактированно seaberserk (26.02.2012 20:50:56)
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #486410
11. 08.09.1941 совместно с 7-ю самолётами 2 мтап 63 БАБ принял участие в бомбардировочном ударе по объектам в районе Бухареста и единственный МТБ-2
12. немало было налётов МТБ-2 на румынский Плоешти (до 16.10.1941).
13. 16.10.1941 МТБ-2 совершил ночную бомбардировку Бухареста.
Я не смог найти упоминаний о действиях МТБ против Румынии кроме двух упомянутых вами. Причем, вылет 8.9.41 отсутствует в Хронике. Зато там есть упоминание бомбежки вражеских позиций около Одессы 13 сентября и аэродромов 9.10.41.
1.6.42 он бомбил немцев в Ялте-Алуште. Потом мелькает в июне-июле 1942 г. несколько раз - бомбежка, эвакуация людей из Севаса 1 июля. Потом пропадает.
80-я дальнеразведывательная авиационная эскадрилья
Сформирована в кон. 1940 г. в составе ВВС ЧФ. На 25.05.1941 г. входила в состав Особой АГр, базировалась в Севастополе и имела в своем составе 10/8 ГСТ и 10/0 боеготовых экипажей. С начала войны осуществляла дальнюю разведку зап. части Черного моря, до 09.1941 г. ночные и дневные бомбардировочные удары отд. самолетами по целям в р-не Сулины, Констанцы и Одессы. На 7.11.1941 г. базировалась в бух. Матюшенко (Крым) имела в своем составе 7/6 ГСТ и 1/1 МТБ-2. В начале 11.1941 г. перебазирована в Поти, затем в Геленджик. В период нач. 02-нач. 05.1942 г. входила в состав 2-й мабр. В пер. пол. 1942 г. частично базировалась на Севастополь, откуда осуществляла разведку центральной части Черного моря, а также осуществляла перевозку важных грузов. С сер. 06.1942 г. базировалась в Поти. На 22.12.1942 г. располагала 7/6 Че-2 и 1/0 ГСТ. 10.05.1943 г. расформирована, техника передана в 82-й аэ, а личный состав обращен на формирование 30-го рап.
Командовали эскадрильей в годы войны:
к-н Чебаник И.Т. (22.06.1941- 20.06.1942)
п/п-к Андреев А.Д. (20.06.1942-28.02.1943)
м-р Секленков А.И. (02-10.05.1943)
Вооружение:
ГСТ – (06.41-05.43)
МБР-2 – (сер. 42)
МТБ-2 – (07.41-08.42)
Че-2 – (02.42-05.43)
Володя а какие данные есть по Одесским гидросамолетам ?
В книге Мирослава Морозова "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" есть упоминание о таком инциденте произошедшим в 80 мраэ:
«Особняком стоит случай с перелетом к противнику на гидросамолете ГСТ авиамеханика Рева утром 22 ноября, когда другие машины были прикованы к земле низкой облачностью».
И есть такая информация из американского источника:
On the 22nd of November 1941, a GST landed at Morphou Bay, Cyprus. The aircraft was apparently flown by a Soviet sailor with, it is said, no previous flying experience. The sailor had taken off from Sevastopol and had flown amazingly across the Crimea, Black Sea, and Turkey.
The aircraft was pressed into RAF service and wore the RAF serial HK850. It remained unused in Aboukir, Egypt, until blown ashore in a gale on the 23rd of February, 1943.
http://www.pbycat.org/chronp1.htm#part3
http://www.rafcommands.com/dcforum/DCForumID7/332.html
Здесь приведен список номеров самолетов РАФ, где указано, что под номером HK850 числился GST Consolidated.
Отредактированно адм (27.02.2012 10:52:56)
Утро доброе!
адм написал:
Оригинальное сообщение #486588
И есть такая информация из американского источника:
Очень интересно. А о судьбе самого перелетчика никакой информации нет?
AVV написал:
Оригинальное сообщение #486644
А о судьбе самого перелетчика никакой информации нет?
Нет.
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #486410
- если эскадрилья существовала на 22.06.1941, то первым её командиром не мог быть в тот момент капитан И.Т.Чебаник
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #486537
Командовали эскадрильей в годы войны:
к-н Чебаник И.Т. (22.06.1941- 20.06.1942)
п/п-к Андреев А.Д. (20.06.1942-28.02.1943)
м-р Секленков А.И. (02-10.05.1943)
мы этот вопрос уже затрагивали на форуме и Вы приводили в доказательство ссылку на Справочник по комсоставу ВМФ:
но в данном Справочнике имеются нестыковки:
1. п/п-к А.Д.Андреев погиб 28.02.43 будучи командиром эскадрильи;
2. за 10 суток до гибели командира (п/п-ка А.Д.Андреева) в эскадрилье есть ещё один офицер и он тоже командир этой же самой эскадрильи - м-р А.И.Секленков (с 18.02.43);
3. при этом м-р А.И Секленков до 01.03.43 является ещё и начштаба этой же самой эскадрильи.
понятное дело, что это скорее всего механические опечатки при наборе текста и соответственно:
- НШ эскадрильи м-р А.И.Секленков был назначен командовать эскадрильей 28.02.43-22.03.43;
- затем командиром эскадрильи 22-28.03.43 был м-р С.П.Кручёных;
- далее его вновь сменил м-р А.И.Секленков - 28.03.43-25.05.43 (будучи врид командира 80 омраэ).
Данные нестыковки в Справочнике мб и иными - вот поэтому, несмотря на то, что в нём значится с 22.06.41 командиром к-н И.Т.Чебаник - не считаю верным данное утверждение.
к-н И.Т.Чебаник возглавлял 82 омраэ до момента её отвода из состава ООР.
Отредактированно seaberserk (27.02.2012 12:50:55)
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #486659
к-н И.Т.Чебаник возглавлял 82 омраэ до момента её отвода из состава ООР.
Источник?
И еще вопрос: кем тогда являлся Е.Л. Гельвиг?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #486836
кем тогда являлся Е.Л. Гельвиг?
В вышеупоминаемом Справочнике (именно на той самой скан-странице) он указан (правда с ошибкой при написании фамилии) как командир 83 омраэ.
ЕМНИП, Е.Л.Гельвиг был командиром 82 омраэ в период БД на Кавказе, когда эскадрилья базировалась в Геленджике.
У меня тут вопрос специалистам. Лет 15 назад в Геленджикской бухте ближе к мысу Толстый, под водой на глубине 11 метров обнаружили обломки самолета. Корпус самолета был из алюминия. Четыре звездообразных двигателя. Как мне рассказали сторожилы - это обломки очень большого гидросамолета, который в 42 году при взлете подорвался на мине. После чего сдетонировали бомбы. От самолета кроме движков ничего целого нет, фрагменты с футбольный мяч!!! Может можно по потерям определить, кто погиб?
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #487023
Может можно по потерям определить, кто погиб?
похоже на МТБ-2(АНТ-44)
http://www.airwar.ru/enc/sww2/mtb2.html
Интересная инфо. Все сходиться. Только насчет подрыва, нет!! Я попробую в гугле место гибели обозначить! Кстати один из движков лежал в музее Геленджика, правда еще в старом!
Кстати сторожилы говорили что этот самолет был в единственном экземпляре!!
Место с точностью 200 метров!!
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #487034
Кстати сторожилы говорили что этот самолет был в единственном экземпляре!!
Уникальный самолет, а точная даты гибели не определяется. И даже на каком заводе изготовлен не совсем ясно.
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #487024
похоже на МТБ-2(АНТ-44)
http://www.airwar.ru/enc/sww2/mtb2.html
Ребята пишут занимательно, но врут безбожно. Вот как погиб МТБ-2. Обратите внимание на разницу в дате гибели в статье и в оперсводке.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #487303
Вот как погиб МТБ-2.
в ночь на 8.08.1942.
потерпел катастрофу на взлете, большая часть экипажа погибла...
правда, не пишут, что самолет затонул, или разбит и восстановлению не подлежит...
Так катастрофа тем и отличается от аварии, что самолету кирдык.
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #486659
к-н И.Т.Чебаник возглавлял 82 омраэ до момента её отвода из состава ООР
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #486836
Источник?
А вот 69-й полк пополнялся далеко не достаточно. Официально мы именовались Военно-воздушными силами Одесского оборонительного района. Но какие там силы! Четыре-пять десятков потрепанных И-16... Черноморская эскадрилья была для нас большой поддержкой, летчики-моряки капитана Демченко дрались великолепно, но и у них вскоре начались потери. Что же касается эскадрильи майора Чебаника, то она к этому времени фактически перестала существовать: часть машин вышла из строя в результате значительных повреждений, несколько самолётов были сбиты зенитками противника.
Череватенко А.Т. "Небо Одессы, 1941-й". — Одесса: "Маяк", 1978
(Алексей Тихонович Череватенко — бывший лётчик 69-го истребительного полка — за мужество, проявленное в дни обороны Одессы в суровом 1941 году, в числе двенадцати своих боевых товарищей был удостоен звания Героя Советского Союза)
Боевой путь капитан Чебаник начал с первого дня войны, командуя 82-й отдельной эскадрильей, состоявшей из одномоторных морских ближних разведчиков — МБР-2.
Дорохов А.П. "Крылатые защитники Севастополя". — Симферополь: "Таврия", 1981
В состав авиации Одесского оборонительного района вошла 82-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья из 12 МБР-2 (командир - капитан И.Т.Чебаник).
Иванов П.Н. "Крылья над морем". — Москва: Воениздат, 1973
Д.Карленко (Ж-Л.Роба, Д.Бернадом и Д.Карленко "From Barbarossa to Odessa") даёт такой состав авиации, обороняющей Одессу в конце июля - начале августа:
69 ИАП (60 И-18 в середине августа, 19 боеготовых на 21 августа), командир подполковник А. Маринский, задача - защита города и порта. С 23 июля в ВВС Приморской армии.
96 ОИАЭ ЧФ (7 И-153, 7 И-16), командир капитан Коробицын.
70 МРАЭ ЧФ (СБ) под командованием майора И.А. Кравцова
82 ОБАЭ ЧФ (МБР-2) под командованием майора И.Г. Чебаника
7 ОАЭ ПВ, подчинена НКВД (МБР-2) под началом майора В.П. Соловьева
с корректурой подразделений в реальности: 70 омбаэ и 82 омраэ
Обстановка заставила нас послать на помощь морскому полку гидросамолёты МБР-2 82-й и 7-й (бывшей пограничной) эскадрилий. Это были лодочные, чисто морского назначения самолёты-разведчики. И то, что мы потребовали от них летать над сушей с бомбами против пехоты и танков, было "против естеству". Но требовалось спасать положение - и командиры эскадрилий и их заместители И.Т.Чебаник, П.В.Соловьёв, Я.Г.Князев, Н.И.Климовский, М.М.Лысенко, лётчики и штурманы В.Я.Симонов, Г.С.Шаронов, В.Н.Мейев, Ф.Н.Аглотков, С.Е.Слепцов, В.Е.Яковлев, С.И.Пашун, В.М.Чистяков по три раза в день ходили и бомбили сухопутные цели. И так наловчились, что их подключили помогать и другим полкам. Командарм Софронов в приказе сердечно отблагодарил морских лётчиков за боевые успехи.
Деревянко К.И. "На трудных дорогах войны". - Ленинград: Лениздат, 1985
начштаба ОдВМБ периода обороны Одессы - к3р К.И.Деревянко - не только указывает командиров эскадрилий гидросамолётов (хотя 7-я пограничная уже являлась составной частью 82-й ВВС ЧФ), но и их заместителей и остальных лётчиков.
Книга К.И.Деревянко наиболее полно отражает в период ГОО деятельность со стороны сил и средств ЧФ (и конкретно: ОдВМБ). Будущий адмирал взаимодействовал со многими, о ком вспомнил впоследствии в своих мемуарах (а соответственно он не мог придумать командирство одесской гидроэскадрильи капитану И.Т.Чебанику).
Так же и в отношении воспоминаний А.Т.Череватенко: лётчики 69 иап плотно взаимодействовали со своими морскими коллегами капитана Демченко, но при этом безусловно знали, что рядом сражаются (и отчаянно сражаются над сухопутьем) морские разведчики МБР-2 (по крайней мере шестаковцы знали имя командира 82 омраэ - Чебаник - о чём затем и написали в своих воспоминаниях).
вот поэтому, Мирослав Эдуардович, я и считаю, что в Справочнике комсостава ВМФ допущена ошибка. И пускай мемуары не являются документальным основанием первой категории, но массовость упоминания в них одного и того же факта я рассматриваю как основной исходный базис.
Отредактированно seaberserk (13.03.2012 20:07:19)
Я вполне допускаю, что Вы правы, даже скорее всего так оно и есть. Просто поинтересовался источником и с удовлетворением прочел вышеизложенное.
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #487393
вот поэтому, Мирослав Эдуардович, я и считаю, что в Справочнике комсостава ВМФ допущена ошибка. И пускай мемуары не являются документальным основанием первой категории, но массовость упоминания в них одного и того же факта я рассматриваю как основной исходный базис.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #487400
Я вполне допускаю, что Вы правы, даже скорее всего так оно и есть. Просто поинтересовался источником и с удовлетворением прочел вышеизложенное.
Володя а где было сообщение,инфа..что возможно наши гидросамолеты,планировались перед войной как коректировщики
для 411 и 412 батарей ?
и еще,стояли они на Хаджибеевском лимане.
гдето было..что Румынам они хорошо досаждали..и те сделали большой налет и вывели из строя боле половины
этих гидропланов..верно ?
Я не знал что гидросамолет, не взорвался при взлете. Тогда возможно поискали бы и корпус. Недалеко от этого места нашли авиационную пушку - думаю 20 мм. При выходе из Геленджикской бухты есть банка 3,5 м от поверхности. У подножья есть грот, в него и затащили пушку местные дайверы. Для привлечения туристов. С полгода пролежала, и пропала -видать туристы на сувениры забрали