Вы не зашли.
Петрович!
Это все та же "Рила".
«Рила» - RILA. Германский судно-ловушка «Schiff 19» («Шифф-19»), а с 15.09.1943 г. охотник за подводными лодками «Uj-117». Тип: болгарский каботажный теплоход. АД «Рила», Спуск: 1941 г. Сдача заказчику: 1943 г. Верфь-строитель: «Държавна корабостроительница», Город, страна: Варна, Болгария. Pr= 220 т, 194 или 183,3 брт, 93,2 нрт, Главный двигатель: дизель, N = 250 л.с., V= 9 уз,
Передан ВМС Германии. 16 октября 1943 г. днём в Каламитском заливе в районе Тарханкута немецкий охотник за подводными лодками «Uj-117» совместно с тремя другими охотниками – Uj-2302, Uj-2303 и Uj-2306 (бывшие так называемые «военно-рыболовные катера» KFK 82, KFK 83, KFK 86 соответственно) обнаружил и атаковал глубинными бомбами подводную лодку. В результате этой атаки на месте сброшенных бомб появились воздушные пузыри, а затем на поверхность моря всплыли "куски дерева и фрукты" и образовались масляные пятна. По этим признакам вражеская подводная лодка была признана потопленной, однако, по советским данным, ни одна из лодок, действовавших в этот день у западного побережья Крыма вообще не была атакована противником, то есть речь вновь шла об атаке немцами некого потопленного ранее судна. И т.д....
С уважением,
Отредактированно aligvi (30.09.2012 18:43:47)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #601578
Это все та же "Рила".
А никто и не спорит
Боярин написал:
Оригинальное сообщение #601542
Я всего лишь немного погуглил по признаку UJ 117
Гугль в данном случае оказался вам плохим помощником, потому что РИЛА не был болгарским рыболовным траулером. Строился как теплоход RILA для Soc.Nav. Rila. Бургас.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #601578
В результате этой атаки на месте сброшенных бомб появились воздушные пузыри, а затем на поверхность моря всплыли "куски дерева и фрукты" и образовались масляные пятна.
Где-то я читал нечто подобное, но там было добавлено, что бомбы попали в уже потопленный корабль, на котором взорвался боезапас или груз, в результате чего «Uj-117» выбросило на берег (?) В общем что-то вроде этого. Если интересно - могу поискать... вспомнить...
Это совсем другая история.
Тогда погиб "Uj-102" на чем-то, что взорвалось на транспорте "SANTA FE". По этому поводу много написано, в том числе и мной совместно с Олегом Тесленко, еще в 2001 году, вот это: http://www.uic.unn.ru/~teog/gruzi/s-fe.htm
С уважением,
Отредактированно aligvi (30.09.2012 21:52:33)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #601681
Это совсем другая история.
Спасибо, сейчас вспомнил - читал извлечение из Платонова:
"....UJ-102 (КТ-40) погиб 15 декабря 1943 г. в районе Евпатории при довольно курьезных обстоятельствах. Командир корабля доложил о контакте с подводной лодкой, которую он намерен атаковать, после чего связь с ним пропала. Спустя несколько часов на воде обнаружили обломки корабля и тела членов экипажа, из которых не спасся никто. Проведенное расследование предложило в качестве основной версии гибель корабля в результате взрыва боеприпасов на лежавшем на дне транспорте «Santa Fe» — взрыв был спровоцирован глубинным бомбометанием. UJ-117 «SchifF-19» 28 марта 1944 г. выбросило штормом на берег в районе Констанцы. UJ-104 (КТ-17) 27 апреля был торпедирован советским торпедным катером у Севастополя, отбуксирован в порт, где его впоследствии и затопили..."
И, как говориться - глаз замылился...
А за ссылку отдельное спасибо (и+) - очень интересно, особенно про фосфор - я не знал...
Отредактированно Mitry (30.09.2012 22:45:09)
Со времен комсомольской юности помню два факта из истории амурского парохода "Колумб":
1. На нем стояла паровая машина одесского завода "Беллино-Фендерих".
2. 10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» доставили комсомольцев-первостроителей Комсомольска-на-Амуре.
Об остальном скорее всего знают жители Приамурья, а в каком-нибудь музее Комсомольска-на-Амуре обязательно должна быть его фотография. Чтобы сравнить.
С уважением,
Отредактированно aligvi (01.10.2012 08:04:25)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #601871
2. 10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» доставили комсомольцев-первостроителей Комсомольска-на-Амуре.
На этот период он уже был однотрубный.
А вот это фото на 1920г., есть отличия от верхнего снимка.
Эта статья (про UJ.102) начинается с одной большой ошибки - Д-4 никаких атак 23 ноября не проводила. САНТА-ФЕ скорее всего погиб на минах Л-4, как предположил А. Скробач. Он по поводу этого случая (гибель охотника) писал большую статью и где-то она публиковалась. По его мнению, охотник погиб на своих ГБ, т.к. на грунте нет следов большого взрыва (от груза парохода).
Отредактированно igor (01.10.2012 08:26:58)
А там (на транспорте "SANTA FE") большое и не взрывалось, но в результате взрыва того "нечто не очень большого" транспорт превратился в груду развалин, а некоторые самоходные орудия (бывшие в трюмах, как груз транспорта) оказались "закатанными" в фрагменты корпуса судна как селедка в консервные банки.
И это от парочки глубинных бомб???
А статья и не статья совсем, а опубликованная О. Тесленко (с моего согласия) наша с ним переписка. Не следует также забывать, что все написано почти 12 лет тому назад. Время и вновь добытые (в том числе и аквалангистами) сведения многое меняют... Работаем...
С уважением,
Отредактированно aligvi (01.10.2012 21:52:30)
igor написал:
Оригинальное сообщение #601879
САНТА-ФЕ скорее всего погиб на минах Л-4, как предположил А. Скробач. Он по поводу этого случая (гибель охотника) писал большую статью и где-то она публиковалась.
В МорВойне печаталась. Правда, номер навскидку не назову - рыться надо...
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #601681
По этому поводу много написано, в том числе и мной совместно с Олегом Тесленко, еще в 2001 году, вот это: http://www.uic.unn.ru/~teog/gruzi/s-fe.htm
С интересом прочитал и даже на некоторое время поддался соблазну согласиться с авторами по поводу догадки об использовании фосфора в качестве основного ВВ в РС-132 для МУ-2 (БМ-13-16) в начальный период войны. Но потом вспомнил, что я ещё артиллерист-профи, поднял все справочники и убедился, что это невозможно, т.к. фосфор - прекрасное зажигательное средство, но не бризантное ВВ и даже не инициирующее. Белый фосфор обладает свойством самовозгорания при контакте с кислородом воздуха и горит при очень высокой температуре, химически опасен при эксплуатации и изготовлении - т.е. для массового снаряжения снарядов РС-132 никак не годиться, да и никто такую задачу не ставил. Уже при показе первых предсерийных установок БМ-13 членам Правительства в июне 1941 года по всем документам были применены ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЕ РС-132 со снаряжением БЧ ТНТ, но с высоким процентом наполнения снаряда, т.к. стенки РС в районе БЧ могли себе позволить конструкторы сделать на много тоньше чем у обычных артснарядов ОФ действия (как Вы правильно отметили, из-за меньших перегрузок при выстреле - старте РС) и, в результате, осколки РС-132 при подрыве получали больший нагрев, чем у обычных артснарядов, имели при разлете повышенные качества не только убойных, но и зажигательных элементов. Кроме того, почти одновременный подрыв на ограниченной площади сотни ОФ снарядов, давал ранее не изученный эффект сложения, усиления всех поражающих факторов ОФ снарядов, особенно ударной волны и температурного нагрева всей площади поражения - отсюда и бросающийся в глаза зажигательный эффект боевого применения БМ-13-16. Это даже не мои рассуждения, а из книги коллектива авторов "Оружие Победы", Москва, "Машиностроение", 1985, стр.119:"Применялись снаряды и специального назначения: осветительные, сигнальные. Сильное воспламеняющее действие обычных осколочно-фугасных реактивных снарядов объяснялось тем, что их осколки из-за относительно высокого по отношению к общей массе содержания взрывчатого вещества сильно нагревались. Кроме того сильно разогретая ракетная часть снаряда также обладала зажигательным действием." В главе же о производстве РС-132 с 1940 по 1945 год несколько раз подчеркивается, что производился именно ОФ РС-132 и его же показывали Правительству в действии в июне 1941 года. О фосфоре - ни полслова, да и это принципиально не правильно, т.к. фосфор не бризантное ВВ, а зажигательное очень токсичное вещество.
Как вариант была задумка и были проведены стрельбы до войны с химическими снарядами на базе РС-132 и они показали большую эффективность по сравнению со ствольной артиллерией, но до массового производства и применения таких снарядов дело не дошло. Химсоставы БЧ были обыкновенными: иприт, фосген, зарин и прочее.
Не поленился найти и изучить учебники по РС для Академии ВС СССР: Замковец В.Ф., Пороховые реактивные снаряды, часть II, издание Артиллерийской Академии, Москва, 1949, где ещё более подробно описана конструкция, особенности, развитие РС в РККА и СА, разобраны все конструкции - о фосфорной начинке ни разу не упоминается и не рассматривается, т.к. залпы РС БМ-13 имели и без фосфора большой зажигательный эффект. И, наконец, "Боевые машины БМ-13Н. Руководство службы" прямо говорит: "Боевые машины БМ-13Н, .... предназначены для стрельбы 132-мм реактивными ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫМИ снарядами М-13, М-13УК и М-13УК-1." Все...
Отредактированно Warman (01.10.2012 23:45:31)
Спасибо уважаемый Warman!
Расследование продолжается.
Вопрос к специалистам. Использовали ли немцы жидкое ракетное топливо в ракетных установках, которые они монтировали на своих подводных лодках, базировавшихся в войну в Крыму?
С уважением,
Отредактированно aligvi (01.10.2012 23:50:42)
По фото Петровича.
Володя, извини, что отвлекаю народ от опознания.
Моя версия опознания твоего парохода:
Возможно история его такова: "...В Одессе корпус недостроенного судна «ТРУД» был загружен запасами материально-технического снабжения ЧГМП и судно было отбуксировано в Мариуполь. 08.10.1941 г. когда немцы вышли к Мариуполю увести загруженный транспорт «ТРУД» не успели из-за нехватки буксиров. Так корпус судна «ТРУД» со всем грузом достался немцам...".
На твоем снимке явно недостроенное судно. Т.к. однотипный "ПРОЛЕТАРИЙ" таки да затоплен в Новороссийске, вполне вероятно, что это "ТРУД".
С уважением,
Отредактированно aligvi (02.10.2012 00:01:56)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #602377
Использовали ли немцы жидкое ракетное топливо в ракетных установках, которые они монтировали на своих подводных лодках, базировавшихся в войну в Крыму?
Нет, не использовали, т.к. немцы ещё до начала войны имели на вооружении системы РС турбо-реактивного типа калибра до 320мм и с дальностью стрельбы до 7850м. Если надо, я могу более подробно описать все реактивные системы залпового огня бывших на вооружении Германии в 1939-1945 годах, но среди них нет жидкостных, т.к. для тактического оружия они были не нужны, немцы отлично освоили производство твердотопливных РС калибра до 320 мм. Жидкостные ракетные двигатели понадобились только для БР Фау-2 с дальностью стрельбы до 320 км, но, я надеюсь, вы не связываете их с ПЛ серии IIB 30 флотилии на Черном море...
Отредактированно Warman (02.10.2012 00:13:39)
Уважаемый Warman!
Спасибо за консультацию. Буду искать другую причину внутреннего взрыва на транспорте.
Когда прочитал, что жидкое ракетное топливо, украденное польскими подпольщиками, загорелось у одного из них в кармане от простой тряски, сильно надеялся, что немцам оно для чего-то могло понадобиться в 1943 году в Крыму.
А топливо для твердотопливных ракет не могло взорваться от прямого попадания глубинной бомбы на палубу судна или в трюм? В этом случае корпус судна принял бы на себя всю силу взрыва и тогда понятно почему нет воронки, такой как при взрыве боеприпасов на транспорте «Унгвар» в 1941 году!
В борту и в днище немецкого охотника довольно солидная пробоина (с одного борта - от киля до палубы).
С уважением,
Отредактированно aligvi (02.10.2012 00:30:53)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #602382
что-то рвануло внутри
Для достоверного анализа силы внутреннего взрыва необходима вся картинка состояния корпуса, а не одно фото фрагмента. Конечно, "что-то" рвануло если в данном месте обшивку сорвало и выгнуло наружу, но груз (САУ) при этом почти не поврежден на этом же фото, значит, взрыв был не бризантным, все разрывающим, а скорее более "плавным", аккуратным, как взрыв парового котла, например, или бензина.
Полной картины нет и скорее всего не будет.
По рассказам аквалангистов, нырявших в том районе, еще в прошлом году весь район был закрыт для погружений.
Спасибо еще раз.
С уважением,
Игорь Алексеев
Отредактированно aligvi (02.10.2012 00:47:17)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #602413
А топливо для твердотопливных ракет не могло взорваться
Ему нечего было делать на этом транспорте, т.к. массовое производство готовых РС происходило на соответствующих заводах в Германии, Чехословакии и вести шашки топлива в Крым было не нужно. Снаряженные же готовые ракеты-снаряды не взрывались даже в костре, т.к. при принудительном зажигании топлива снаряд отправился бы в полет, без взрыва, 1.5-2 сек работы движка и все ... куда-то летит. Кстати вычитал, что наши РС-132 иногда давали осечку при запуске и непобедимый русский человек нашел и здесь выход: на длинном шесте зажигался факел и пристраивался к соплу не стартовавшей ракеты, пока пороховая шашка не загоралась от него естественным путем и снаряд вылетал с направляющей.
Как вариант: одна из ГБ с охотника попала в открывшийся трюм потопленного транспорта и рванула уже внутри трюма - тогда могли так борта разойтись в выворотом наружу. Внутренний гидродинамический удар. Надо оценивать состояние конкретного трюма и сравнивать с остальными. А вообще, что-то взорвать на транспортном судне с военным грузом на борту во время войны весьма сложно, т.к. грузы расчитаны на боевое воздействие противника и при их перевозке принимаются соответствующие меры. Военная логистика требует принимать все возможные меры чтобы груз довести до назначения без особых катастроф. Допустим, снаряды, бомбы - без взрывателей, высокоактановый бензин в специальных цистернах ниже ватерлинии, ближе к днищу, под "горлышко", без воздушных прослоек или с заполнением инертными газами и т.д. А что ещё можно взорвать при перевозке морем? Поджечь можно многое, но взорвать ... сложно. Транспорт это не боевой корабль где все б/п снаряжены и готовы к немедленному использованию.
Отредактированно Warman (02.10.2012 01:06:10)
Дело в том, что судно первый раз взорвалось еще при гибели: "...23 ноября судно подорвалось, загорелось, в 06.36 было разорвано на части сильным внутренним взрывом и в 06.47 затонуло. Погибло 28 чел (22 чел из л/с штурмового дивизиона и 6 чл.экипажа), 16 чел пропало без вести, 78 чел было спасено (в т.ч. 8 тяжелораненых солдат)...". После этого повреждение и взрыв после атаки охотника. Потом (совсем недавно) работы по подъему нескольких самоходных орудий на поверхность. По свидетельству тех кто там был - там сплошные развалины. Целы только форштевень и кормовая оконечность с винтами.
С уважением,
Отредактированно aligvi (02.10.2012 01:08:58)