Вы не зашли.
Страниц: 1
В канонических версиях описания сражений Ф.Ф.Ушакова, как минимум в двух случаях (Тендра и Калиакрия) упоминается, что русский флот вступал в бой, не перестраиваясь из походного строя в трех колоннах. С другой стороны, в описаниях боевых столкновений флотов разных стран можно встретить упоминания о том, как плохо корабли держали строй даже в кильватерной колонне (например, корабли Вильнева, имевшие опыт совместного плавания через Атлантику). Т.е. для того, чтобы согласованно двигаться (а уж тем более - маневрировать) в строе трех колонн требуется очень высокая выучка и сплаванность кораблей эскадры. В связи с этим возникли вопросы:
1). Был ли строй трех колонн общепризнанным походным строем парусных флотов, или это главным образом инициатива Ф.Ф.Ушакова?
2). Какие походные порядки чаще всего использовались в европейских флотах XVIII века?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #609430
Какие походные порядки чаще всего использовались в европейских флотах XVIII века?
Вспоминается с ходу ordre de marche французского флота в 1689 г. (62 ЛК) в трех колоннах, собственно, та же линия баталии, но в трех колоннах. У англичан было то же самое, line abreast, Метьюс накануне Тулонского сражения 1744 г. имел такой строй.
Испанцы в 1797 г. перед Сент-Винсентом тоже шли в трех колоннах, но во главе каждой был соответствующий флагман.
Ушаковский походный порядок в 3-х колоннах был подобен английскому и мог быть легко развернут в кильватерную линию.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #609437
Вспоминается с ходу ordre de marche французского флота в 1689 г. (62 ЛК) в трех колоннах
Эд написал:
Оригинальное сообщение #609437
Испанцы в 1797 г. перед Сент-Винсентом тоже шли в трех колоннах
Эд написал:
Оригинальное сообщение #609437
Ушаковский походный порядок в 3-х колоннах был подобен английскому
Встречалась ли Вам информация об элементах движения в таком строе - расстояниях между колоннами и между кораблями в колоннах?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #609437
собственно, та же линия баталии, но в трех колоннах
Именно этим, отчасти, и вызван вопрос - встречаются описания того, что линию корабли зачастую держали плохо, а в этом случае строй трех колонн неминуемо сбивается в кучу.
Я не знаю в точности расстояний между колоннами в походном строю, но между кораблями оно обычно было 1 кабельтов, редко 2, иногда (как при Менорке 1756 у англичан) - полкабельтова, это был, видимо, предел.
Сохранение строя при таком движении зависело от выучки: перед Барфлером 1692 флот Турвилля шел в 6 колоннах, получив сведения о пр-ке - перестроился в три, что позволило при встрече быстро развернуть силы. Союзники шли в трех кучах, узнав о французах, флагман Британния остановился, к нему с обеих стороно стали пристраиваться корабли по нумерам, все это заняло много времени и не было закончено, когда появились французы.
Перед Сент-Винсентом 1797 испанцы шли в трех колоннах, но без особого порядка, так что их строй постепенно превращался в толпу.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #612042
а в этом случае строй трех колонн неминуемо сбивается в кучу.
Но при этом каждая колонная короче, сигналы флагмана видно лучше (особенно это касается соседнихъ колонн).
Олег написал:
Оригинальное сообщение #612243
Но при этом каждая колонная короче
Интересная мысль! Действительно, при одинаковой квалификации более короткую колонну легче выдержать правильной.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #612243
сигналы флагмана видно лучше
После того, как изобрели рептичные суда, этот фактор вряд ли был очень существенным.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #612062
Сохранение строя при таком движении зависело от выучки
Полностью согласен, я тоже об этом писал...
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #609430
для того, чтобы согласованно двигаться в строе трех колонн требуется очень высокая выучка и сплаванность кораблей эскадры
Но если само движение в таком строе еще как-то можно представить, то МАНЕВРИРОВАНИЕ???!!!
Вспомните схему начала сражения у Калиакрии...
Ушаков огибает мыс изменяя курс на 6 румбов сохраняя строй трех колонн!!! Это уже не просто выучка - это какая-то уму не постижимая сплаванность, т.к. корабли в разных колоннах должны не просто поворачивать "в струе" переднего мателота, но двигаться по разным радиусам с разной скоростью. Даже на суше подобное могли выполнять не нарушая строй разве что гвардейцы Фридриха Великого.
В связи с этим возникает ряд вопросов:
1.Как часто Черноморская эскадра занималась тренировками? Есть ли данные о частых выходах на учения по отработке сплаванности кораблей?
2.Возможно существуют какие-то упоминания о том, что после огибания мыса корабли Ушакова изменили строй - т.е. находились в тех же трех колоннах, но правая колонна была несколько впереди, а левая несколько позади средней (именно так должен был трансформироваться строй, если каждая колонна поворачивала "в струе" переднего мателота, сохраняя неизменное расстояние между колоннами).
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #612528
начала сражения у Калиакрии.
Я знаком со сражениями 188-91 гг. только по стандартным работам; меня всегда сильно удивляло, что Ушаков так долго шел в трех колоннах. Он подходил с северо-востока, был на ветре и мог, отрезая турок от берега, без труда перестроиться в одну колонну: идти в трех колоннах между турками и берегом было небезопасно: его корабли (при таком широком строе) могли попасть на мель, а в случае атаки турок его строй был бы смят. Сами турки о подходе Ушакова в трех колоннах ничего не говорят. Хорошо бы посмотреть русские корабельные журналы.
На всех акварелях Калиакрии Депальдо русская эскадра показана в одной колонне.
В «Инструкциях для лучшего управления флотом в сражении» Блэка, Монка, Дисброу и Пенна указано
«При виде названного флота (флота неприятеля) вице адмирал, или занимающий второе место в порядке командования, и его эскадры, точно так же, как контр адмирал, или тот, кто занимает третье место в порядке командования, и его эскадры должны воспользоваться всеми парусами, чтобы подойти к адмиралу, — вице адмирал с правого крыла, а контр адмирал — с левого; при этом должно быть оставлено достаточно большое расстояние для эскадры адмирала, если ветер позволит и если флот находится в приличном расстоянии от берега». Это период до англо-голландских войн.
Источник Коломб.
Но, вообще, довольно жесткие рекомендации после этих войн о походе и бое одной линией. Наши так прям в "Уставе" закрепили.
Страниц: 1