Нет, первое награждение знаком ЦК ВЛКСМ "Воинская доблесть" состоялось 18 марта 1969г. А Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 24 мая 1972 г. было утверждено более расширенное Положение о нём. Так что 1972г.
А почему не 1971? Ранее выложенные фото я считаю более поздним визитом, а они оба должны укладываться в указанный период и не могут вероятно оба состоятся в течение одного года (или это один визит, только в несколько дней?)
Всѣ, всѣ, мы обнимаемъ необъятное, хотя поэтъ Прутковъ и говоритъ, что никто не въ силахъ обнять необъятное. Дружининъ. Замѣтки Петерб. журналиста.
Да, вот ещё. Порассматривал орденские планки на снимках у офицеров и Леонова. У многих медаль "За воинскую доблесть" учреждённую в честь столетия со дня рождения В.И.Ленина в 1970г. Так что 68 год отпадает точно.
Сахалин Сучан Экспедиционно-океанографические суда I ранга, переоборудованное в 1959 году на Балтийском заводе по проекту 1128 из пароходов-углевозов польской постройки .
Спойлер :
Конец июля 1959 г. Рейд Кронштадта. Подняли якоря и вышли в дальний поход четыре судна экспедиции: "Сибирь", "Сахалин", "Сучан" и "Чукотка" (на ЭОС "Сахалине" командиром машинно-котельной группы - автор этих строк). Внешний вид, некоторые надстройки и антенны заметно отличали их от существующих кораблей и судов.
Вначале это были обычные рудовозы водоизмещением порядка 6 тысяч тонн, построенные в Польше. На Адмиралтейском заводе (от В.Прощенко: здесь автор ошибся - на Балтийском заводе) в Ленинграде в кратчайшие сроки они переоборудуются в суда специального назначения. Перед ходовой рубкой расположились башни, похожие на орудийные. 1-я башня с боковыми трубами дальномеров - пост оптики и стабилизации, 2-я, расположенная позади и чуть выше первой, - радиолокационная. За ходовой рубкой и выше нее громоздилась радиолокационная антенна - величественная полусфера. На мачтах - антенны телеметрии. Вдоль судна, за ходовой рубкой - антенны дальней связи. За шлюпочной палубой - ангар для вертолета. На юте - вертолетная площадка. Внутренность судна напичкана самой современной по тому времени техникой. В носовом трюме - четыре "КУНГа" (выездные наземные лаборатории со снятыми колесами). В них - посты управления телеметрии и радиолокации. Здесь же по левому борту - пост гидроакустики.
В кормовом трюме - главный распределительный щит, дизельгенераторы, преобразователи (переменный ток на постоянный и обратно), холодильные установки, в специальной выгородке, вдоль левого борта, - около сотни лодочных аккумуляторных батарей.
На каждом судне пост СЕВ (служба единого времени) со своим эталоном частоты, служба ГМС (гидрометеорологическая), авиационная служба (вертолет, ангар, пост управления, бензохранилище, секретная аппаратура "С.К.").
Неизменными остались: паросиловая установка (паровые котлы "Бобкон-Вильконс" - 2, паровая 4-цилиндровая машина с турбиной отработавшего пара), рулевая машина, один валопровод с винтом диаметром более 2 метров, палубные шпили и брашпили. Скорость хода - 12 узлов.
Каждое судно имеет статус корабля 1 ранга и две должности 1 ранга - командир корабля и заместитель командира по науке.
Вид необычных судов, проходящих проливную зону на выходе из Балтики, был впечатляющим. Справа и слева снуют катера. Десятки, а может, и более фото- и кинообъективов направлены на наши суда.
Позже в одном из английских справочников появилось сообщение, что на каждом из наших судов установлено несколько орудий (вымысел, конечно).
Назначение экспедиции для большинства окутано туманом сверхсекретности. Никто из посторонних в Петропавловске-Камчатском не мог ступить на палубу наших судов, в том числе и командующий Камчатской флотилией, встречающий на пирсе нашу экспедицию.
В пути наконец узнали, куда конкретно мы идем. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщило, что в центральной точке Тихого океана на широте и долготе такой-то и такой-то будут произведены испытания советских ракетоносителей, что всем судам и самолетам в указанный район с такого-то числа заход запрещен, что в данном "квадрате" будут работать специальные суда Советского флота, (т.е. МЫ).
Этот район находился южнее Гавайских островов, примерно на 4-6 градусов Северной широты, т.е. почти на экваторе. От Петропавловска до указанного района мы шли около двух недель, покрыв расстояние приблизительно в 4 тыс. миль. В заранее определенной точке, куда мы пришли, устанавливается буй, внутри которого вмонтирован баллон с ацетиленом с закрепленным наверху фонарем.
Основное назначение ТОГЭ - определение точности приводнения головной части ракеты в заданном районе.
Переделывали из углерудовозов тип Донбасс пр. В-31 У МРХ назывались тип Воркута
Сучан - Первоуральск стр 54 заложен 24.01.1958 г., спущен 22.05.1958 г. сдан 12.11.1958 г Сибирь - Павлоград стр 55 заложен 22.03.1958 г., спущен 14.06.1958 г. сдан 31.10.1958 г. Сахалин - Пермь стр 56 заложен 14.04.1958 г., спущен 1.07.1958 г. сдан 4.12.1958 г Чукотка - Прокопьевск стр 57 заложен 30.04.1958 г. спущен 31.07.1958 г., сдан 20.12.1958
Оригинальное сообщение #635471 Сибирь - Павлоград стр 55 заложен 22.03.1958 г., спущен 14.06.1958 г. сдан 31.10.1958 г. Сахалин - Пермь стр 56 заложен 14.04.1958 г., спущен 1.07.1958 г. сдан 4.12.1958 г
Автор статьи (по ссылке в спойлере) утверждает, что Павлоград - это Сахалин... А он служил нам этом судне...
Всѣ, всѣ, мы обнимаемъ необъятное, хотя поэтъ Прутковъ и говоритъ, что никто не въ силахъ обнять необъятное. Дружининъ. Замѣтки Петерб. журналиста.
в 2011 году я познакомился с добровольцами на встрече ветеранов ТОГЭ, примечательно что помимо того что в этот год отмечался юбилей полёта Гагарина, произошло незапланированное, встреча экипажей Маршала Неделина Космонавта Георгия Добровольского, впервые после совместной работы по Бурану
Пришло письмо от В.Бабича (рассылкой). Думаю, не будет возражать на счет публикации здесь:
Дорогие друзья, Высылаю мою статью «Академик Сергей Королев», которая была опубликована 30 января в газете «Вечерний Николаев» и некоторые фотографии к ней. С уважением,
Валерий Бабич
НИС Академик Сергей Королев НИС Космонавт Юрий Гагарин НИС Космонавт Владимир Комаров
Текст в Ворде
Спойлер :
«Вечерний Николаев», №11, 30 января 2014 года
«АКАДЕМИК СЕРГЕЙ КОРОЛЁВ»
В дни острого политического противостояния, когда волны агрессии накрыли Украину, хотелось бы немного остыть и вспомнить, как все мы вместе вершили большие дела. В 2014 году исполняется 45 лет с момента начала строительства одного из самых известных и уникальных наших кораблей - «Академик Сергей Королев».
В 1968 году крупнейший проектант судостроительной отрасли на юге Украины – ЦКБ «Черноморсудопроект» и Черноморский судостроительный завод получили от Министерства обороны заказ на проектирование и постройку научно-исследовательского судна космической службы «Академик Сергей Королёв». Судно должно было обеспечить связь с космическими аппаратами и управление их полетом в районах прохождения орбит, не контролируемых с территории Советского Союза. В те времена из 16-ти суточных витков полета космического корабля «Союз» наземные станции управления могли поддерживать с ним связь только на десяти. СССР не имел ни собственных островов, ни арендованных территорий в другом полушарии. «Академик Сергей Королев», строившийся под эгидой ЦУКОС – Центрального управления космических средств Министерства обороны, должен был играть важную роль в общей системе управления космическими аппаратами, располагаясь для этой цели в различных точках Мирового океана. Одновременно в Ленинграде на Балтийском заводе строилось еще одно судно космической связи – «Космонавт Юрий Гагарин», а «Космонавт Владимир Комаров» был построен на три года раньше. В конце 1960-х годов СССР и США развернули беспрецедентную гонку за первенство в высадке космонавтов на поверхность Луны. Работа этих кораблей в различных точках мирового океана вместе с наземными станциями управления, расположенными на территории Советского Союза должна была обеспечить высадку космонавтов на Луне.
Исследования окололунного пространства нашими беспилотными космическими аппаратами началось еще в 1959 году. Аппарат «Луна-1» пролетел на расстоянии 5-6 тысяч километров от нее и стал первым искусственным спутником Солнца. 14 сентября того же года «Луна-2» достигла поверхности Луны. За последующие двенадцать лет Советским Союзом было запущено на Луну 20 космических аппаратов, а «Луна-17» в ноябре 1970 года доставила радиоуправляемый с Земли «Луноход-1», прошедший в течение 11 лунных суток 10,5 километров. США в те годы выполнили три полета автоматических аппаратов жесткой посадки «Рейнджер» (1964-1965), 5 запусков спутников Луны – «Лунар Орбитер» (1966-1967) и 5 посадок аппаратов мягкой посадки «Сервейор» (1968-1969 годы).
В связи с важностью поставленной задачи, руководители Черноморского завода приняли решение использовать для строительства судна «космической службы» опытных специалистов, участвовавших в постройке крейсеров-вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», во главе с главным строителем Иваном Иосифовичем Винником. Старшим строителем «Королева» был назначен Игорь Николаевич Овдиенко. Строительство вели те же цеха и те же конструкторские и технологические подразделения завода, которые участвовали в строительстве авианесущих кораблей. «Академик Сергей Королёв» создавался по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшему в сентябре 1968 года. Главным конструктором корабля (проект 1908, шифр «Канопус») стал начальник ЦКБ «Черноморсудопроект» Сергей Митрофанович Козлов. Всеми проектными работами фактически руководил заместитель главного конструктора Юрий Теодорович Каменецкий, молодой и по характеру очень активный человек, с которым у заводчан сразу установились деловые и дружеские отношения. Судно имело необычную архитектуру: на надстройке в средней части корпуса и на шлюпочной палубе в корме возвышались направленные в зенит две громадные параболические антенны (одна – командно-измерительной системы, вторая – спутниковой связи) с диаметром зеркал 12 м. На носовой надстройке – малая антенна командно-измерительной системы с диаметром зеркала 2,1 м, закрытая радиопрозрачным сферическим укрытием. Было много и других антенн и средств связи. Вся поступающая с борта космических аппаратов и обработанная телеметрическая информация передавалась в Центр управления полётами, расположенный на территории СССР. Оборудование «Сергея Королёва позволяло выполнять в Мировом океане все функции наземных пунктов управления космическими полётами. Управление судовыми радиотехническими комплексами было автоматизировано, на борту имелся свой вычислительный центр с двумя ЭВМ. На этом судне впервые в мире предусматривалась одновременная двухсторонняя связь и управление космическими объектами на расстоянии до 400 тысяч километров в двух диапазонах частот. В тот период времени такой возможности не имели даже наши наземные пункты управления, которые осуществляли связь и управление только в одностороннем режиме.
На «Академике Сергее Королеве» соорудили развитую надстройку для размещения постов, лабораторий и жилых помещений для более чем 300 человек экипажа и научной экспедиции. Оборудовали комфортабельные одно- и двухместные каюты, библиотеку, читальный и спортивный залы, открытый и закрытый плавательные бассейны. Установка кондиционирования воздуха по мощности в три раза превышала установленную в кремлёвском Дворце съездов. В носовой части судна, ниже ватерлинии, размещался прекрасный кинозал на 250 зрителей, а под ним – хорошо оборудованный спортзал, салоны отдыха, даже бильярдная. Через всю надстройку с носа в корму проходили широкие светлые коридоры, устланные коврами. «Академик Сергей Королёв» по архитектуре, комфортности и условиям жизнеобеспечения стал похож на большой круизный теплоход. Это была отличная работа конструкторов «Черноморсудопроекта». Все эти блага были вполне оправданными. Корабль уходил в многомесячные рейсы для работы на разных морских широтах. Экипаж и членов научной экспедиции постоянно сопровождали тяжёлые физические и психологические нагрузки. Часто общее время работы превышало 10 часов в сутки. Кооперация между различными предприятиями в Советском Союзе была очень большая, гораздо выше, чем в США. В создании таких уникальных кораблей участвовала вся страна. На «Королеве» это были 200 основных разработчиков и поставщиков: в Москве разрабатывались радиотехнические комплексы «Мезон» и Румб», криогенное оборудование радиоприёмных устройств; в Ленинграде проектировались и изготавливались опорно-поворотные устройства мощных антенных систем; в Горьком – антенные зеркала. Создавался новый навигационный комплекс с повышенной точностью определения географического места судна, необходимого для выполнения траекторных измерений и т.д. При строительстве авианосцев кооперация была еще выше, в их создании участвовали тысячи предприятий, причем все делалось в Советском Союзе. Чтобы не было зависимости во время боевой службы от иностранных компаний, поставки из-за рубежа не разрешались.
На «Академике Сергее Королеве» я работал ведущим конструктором в отделе главного конструктора ЧСЗ по механизмам и системам, обслуживающим космический комплекс корабля, в том числе важнейшей для этого типа судна – криогенной системы. С ее помощью охлаждались до сверхнизких температур радиоприемные электронные контуры космических средств связи. Создавались и проходили междуведомственные испытания опытные электрогидравлические подъемники, разработанные николаевским ПКБ «Прогресс» для технического обслуживания самых удаленных точек зеркал параболических антенн. Это была хорошая школа перед началом строительства нового поколения авианесущих кораблей, которую открывал «Киев». То был разгар «холодной войны», и нам приходилось заниматься и устройствами некосмического назначения. Например, в случае угрозы захвата «вероятным противником» на дальних океанских просторах этого, в общем-то, гражданского судна, не имевшего собственных средств обороны, хитроумное устройство в течение короткого времени (пока предполагалась какая-то защита судна) должно было уничтожить и превратить в целлюлозу материалы корабельного секретного архива. Для испытаний такого изготовленного заводом устройства пришлось выписать из заводской библиотеки 400 кг старой литературы и пропустить ее через жернова «гидроразбивателя», чтобы убедиться, что он исправно все «съест» в установленное время. Все конструкторские вопросы, которых на «Королёве» было множество, решались очень быстро, работать с ЦКБ «Черноморсудопроект» было легко, тон задавал Ю.Т.Каменецкий, очень оперативный человек от природы, которого в напряжённые моменты строительства можно было видеть на заводе в любое время дня и ночи. Руководители этой стройки были чрезвычайно молоды. И.И. Виннику исполнилось в 1969 году 40 лет, Ю.Т.Каменецкому – 34 года, И.Н.Овдиенко -32. Это был сплав энергии, молодости и высочайшей ответственности за порученное дело. Мне, недавнему выпускнику Николаевского кораблестроительного института, было в то время 28 лет.
Приёмный акт «Академика Сергея Королёва» подписали 28 декабря 1970 года. Судно было построено в рекордно короткие сроки даже для черноморцев, неоднократно участвовавших в решении самых разнообразных и сложных задач национального масштаба. Участники тех событий до сих пор с гордостью вспоминают напряжённое время, когда создавался этот уникальный корабль. На подписание приёмного акта на завод прибыли жена Сергея Павловича Королёва – Нина Ивановна и космонавты Валерий Фёдорович Быковский и Владислав Николаевич Волков. *** Из-за задержки в создании нашей промышленностью ракетоносителя Н-1 для вывода пилотируемого космического корабля на селеноцентрическую (окололунную) орбиту, соревнование по высадке космонавтов на поверхность Луны Советским Союзом было проиграно. Первыми на поверхность Луны 21 июля 1969 года ступили американские астронавты Нэйл Армстронг и Эдвин Олдрин. Создание в США тяжелого ракетоносителя «Сатурн 5» со стартовой массой до 3000 тонн (для сравнения – это вес большого морозильного траулера типа «Маяковский», стартующего с космической площадки) позволило впервые осуществить в 1968-1972 годах по программе «Аполлон» пилотируемые облеты Луны и лунные экспедиции американских астронавтов. Это была победа США в лунной гонке с СССР. Советская «Лунная программа» к 1968-1971 годам была переориентирована на изучение Луны автоматическими станциями – беспилотными космическими аппаратами. 18 августа 1976 года на поверхность Луны была осуществлена мягкая посадка советской космической станции «Луна-24» и выполнен забор грунта, который через пять дней был доставлен на Землю. «Луна-24» стала последним космическим аппаратом, запущенным к Луне в СССР. Не отправляли с тех пор космические аппараты на Луну и США. Следующая мягкая посадка на Луну произошла лишь через 37 лет, 14 декабря 2013 года, когда китайский космический аппарат «Чанъэ-3» доставил на Луну шестиколесный луноход «Юйту» - «Нефритовый заяц», который может развивать скорость до 200 метров в час и преодолевать высокие лунные склоны крутизной до 30 градусов. Научное оборудование «Юйту позволяет изучать структуру лунного грунта до глубины порядка 30 м и сканировать лунную кору до отметки в несколько сотен метров. Луноход будет работать на спутнике Земли три месяца, до марта 2014 года. Китай вошел в тройку не просто космических, а «лунных» держав. *** «Академик Сергей Королёв», являясь универсальным судном космической службы, на протяжении 20 лет (с тремя модернизациями спецоборудования) обеспечивал выполнение многочисленных «космических» проектов Советского Союза. В свою первую экспедицию корабль отправился 18 марта 1971 года и за весь срок службы выполнил в общей сложности двадцать две экспедиции, продолжительностью до десяти месяцев каждая. С 1991 года «Академик Сергей Королёв» находился на вынужденном простое на рейде Одессы, из-за отсутствия «космических» задач и наступившей в стране неразберихи. В 1996 году судно было продано Индии, где впоследствии было разделано на лом на всемирно известном кладбище кораблей – побережье Аланг-бич. Валерий Бабич, инженер-судостроитель, автор книг «Наши авианосцы» и «Город святого Николая и его авианосцы» .
Всѣ, всѣ, мы обнимаемъ необъятное, хотя поэтъ Прутковъ и говоритъ, что никто не въ силахъ обнять необъятное. Дружининъ. Замѣтки Петерб. журналиста.