Сейчас на борту: 
Cyr,
Gerry,
sheff,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 04.05.2009 22:43:36

Serbal
Гость




Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Ядерный взрыв в Черном море Вероятно, он был произведен 4 декабря 1960 года под днищем крейсера "Адмирал Нахимов", но эхо его звучит до сих пор http://www.ronl.ru/bezopasnost_zhiznide … sti/84.htm .

Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров. Позднее по радио объявили о последствиях землетрясения и предупредили о возможных новых толчках. Но их не было. И никто не мог предположить, что было взорвано глубинное ядерное устройство неподалеку от побережья Крыма.

Имя Нахимова носили несколько российских кораблей, большинство из которых постигла трагическая судьба. Первым кораблем, названным в честь адмирала, стал броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и вступивший в строй 3 декабря 1887 года. В Цусимском сражении крейсер получил тяжелые повреждения и был затоплен у острова Цусима 15 мая 1905 года.

Следующим кораблем, носившим имя адмирала, стал легкий крейсер, заложенный в 1913 году в Николаеве. Революция и гражданская война прервали его достройку, а 26 декабря 1922 года корабль переименовали в "Червону Украl..ну". Крейсер вступил в состав военно-морских сил 21 марта 1927 года. В начале Отечественной войны "Червона Украl..на" участвовала в обороне Севастополя и 12 ноября 1941 была повреждена германской авиацией. Затонула ночью следующего дня.

Имя "Адмирал Нахимов" получил и трофейный грузопассажирский пароход "Берлин". Ночью 3 августа 1986 года это судно было протаранено у Новороссийска теплоходом "Петр Васев" и в считанные минуты затонуло. При этом погибло большое число пассажиров.

В настоящее время имя "Адмирал Нахимов" носит бывший атомный ракетный крейсер Северного флота России "Калинин", вступивший в строй 30 декабря 1988 года и получивший свое новое имя 27 мая 1992 года. Какая ждет судьба его, пока неизвестно, но на крейсере уже были две крупные аварии с затоплениями ракетных погребов.

Самым таинственным кораблем советского флота остается легкий крейсер "Адмирал Нахимов" проекта 68-бис (типа "Свердлов"). Единственный корабль, документы которого изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности, а все фотоснимки и негативы крейсера были тщательно изъяты Особым отделом флота. Какую же тайну скрывает "Адмирал Нахимов"? Попробуем разобраться.

Известно, что официально флаг корабля был спущен 15 февраля 1961 года, и на нем расписались оставшиеся 59 человек экипажа, а сам флаг сдан на "вечное хранение" в Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Этот факт говорит о причастности крейсера к весьма значительному событию. Можно также предположить, что происшедшее с крейсером событие имело общегосударственное политическое значение.
В поисках истины нам может помочь кое-что другое.

Через четыре месяца после спуска флага, т. е. в июне 1961 года, ракетный корабль Черноморского флота "Прозорливый" проводил ракетные стрельбы новыми противокорабельными ракетами "КСЩ" (корабельный снаряд "Щука"). После двух попаданий ракет КСЩ мишень развалилась, и для продолжения испытаний потребовалась новая. Испытатели обратились к "Адмиралу Нахимову". По словам одного из участников событий, пожелавшего не называть себя, корабль стоял окрашенный ярко-красным свинцовым суриком напротив Морского госпиталя в Северной бухте. На корабле не было ни одной деревянной, медной или дюралюминиевой детали, а весь корпус покрыт весьма дорогой краской! Остался только металл: корпус с башнями и механизмами. Согласие на расстрел крейсера было получено на удивление быстро, а ведь возраст новейшего крейсера только-только достиг семи лет! Корабль вывели на буксирах в сторону Одессы (миль на 50) и оставили в дрейфе. С дистанции 72 км "Прозорливый" выпустил по нему ракету, которая попала в левый борт между первой и второй башнями главного калибра. "Нахимов" получил сквозную пробоину, а от разлившегося топлива ракеты возник пожар, длившийся около 12 часов и с трудом потушенный спасателями. Когда и куда отволокли потом корпус выгоревшего крейсера, достоверно неизвестно.

В описанном выше эпизоде интересны минимум два факта: легкость отдачи под расстрел вполне нового хоть и списанного по непонятной причине крейсера и описание состояния корпуса. Описание полностью соответствует представлениям того времени о комплексе дезактивационных работ. Тайной, столь упорно скрываемой "компетентными органами", может оказаться участие корабля в проведении ядерных испытаний на Черном море!

По достоверным воспоминаниям ныне покойного ветерана Севморзавода Тимофеева, перед списанием крейсер подвергся осмотру в Северном доке Севастополя. При этом было выявлено "обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых на воде"э Весьма интересное и многозначительное описание, свидетельствующее о том, что корпус "Адмирала Нахимова" подвергся мощнейшему динамическому удару, полностью деформировавшему подводную часть корабля, да так, что о восстановлении корпуса не могло быть и речи.

Но какая сила смогла так деформировать корпус бронированного крейсера длиной более 200 метров? Только подводный ядерный взрыв и только в районе феодосийского ракетно-артиллерийского полигона. Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму в Черном море мог дать только Н. С. Хрущев. Этот руководитель вполне мог, не подумав о последствиях, отдать такое устное распоряжение. И вот тогда на безлюдном и отдаленном феодосийском полигоне (с глубинами 300-2000 метров) вполне мог вырасти ядерный "гриб".

Судя по повреждениям "Нахимова", испытывалось подводное взрывное устройство или ядерная глубинная бомба. Глубина подрыва вряд ли превышала 400-500 метров. На крейсер обрушился мощный динамический удар и вода с радиоактивными осадками. Были при этом взрыве жертвы или нет, уже не узнаешь, но автор сильно сомневается, что с корабля сняли экипаж, предупредили население о возможной высокой приливной волне и т. д., и т. п.

А что произошло дальше? Сейсмологические станции Турции, Румынии, Болгарии и других стран зарегистрировали сильный толчок у побережья Крыма, в акватории Черного моря. Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную целую группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров.

Тут же по линии МИДа последовали официальные запросы. Вот тут-то и принялся за дело КГБ СССР. Изъяли все документы по крейсеру, по полигону, взяли подписку о неразглашении, провели работу по выдаче ядерного взрыва за обычное землетрясение. Ведь и советским курортникам не слишком приятно было бы узнать, что они купаются в радиоактивных водах и кушают зараженные морепродукты. Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с половиной десятилетия об "Адмирале Нахимове" напрочь забыли все.

Автор посетил Гидрометеослужбу Черноморского флота и поинтересовался перечнем землетрясений у побережья Крыма в описываемый период. К своему изумлению он узнал, что в этот период произошло только одно (!) землетрясение. А случилось оно 4 декабря 1960 года в пяти милях мористее мыса Меганом, на глубине 500 метров, силою в 3-4 балла. Человеческих жертв и разрушений нет.

К сведению, мыс Меганом находится в очень безлюдном месте, рядом с Карадагским заповедником. Совсем рядом находится и феодосийский ракетно-артиллерийский полигон. Время проведения "землетрясения" выбрано очень удачно: середина зимы, побережье безлюдное, в море не ходят даже рыбаки. Никто бы ничего не узнал, если бы не сейсмологи. Характеристики так называемого "землетрясения" очень схожи с характеристиками, получаемыми при взрыве ядерных глубинных бомб.

Флаг крейсера совершенно точно спущен 15 февраля 1961 года. "Землетрясение" произошло 4 декабря 1960 года, а крейсер якобы списан на слом еще 29 июля 1960 года. Вот такие три даты. Но если "Нахимова" исключили в июле 1960 года, то флаг бы спустили в худшем случае 31 декабря 1960 года, а не в следующем финансовом году! Уже 1 января 1961 года экипаж должен был быть расформирован, никто бы не платил ему жалованья. А вот если корабль участвовал в проведении "землетрясения" 4 декабря 1960 года, а потом прошел докование, то еще в конце декабря стало ясно, что корабль надо срочно дезактивировать и списывать из-за невозможности восстановления подводной части корпуса. И здесь дата спуска флага вполне логична и объяснима: двух с гаком месяцев на все вполне хватило бы. Так что приказ Главкома - это явная "липа", оформленная задним числом. Необходимость избавиться любым способом от главной улики - корпуса списанного "Нахимова" - объясняет и легкость отдачи крейсера под расстрел ракетами. Дескать, утонет ну и слава Богу! А он, проклятый, и не горит, и не тонет!

Виталий КОСТРИЧЕНКО

#2 04.05.2009 22:50:48

Pr.Eugen
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Опять "жаркое"...*CRAZY*

Сразу кидаем "ф топку" горячие факты.
Попадался подобный бред о "Шарнхорсте".

#3 04.05.2009 23:10:03

Konstan
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Попытаемся разобраться:
Утверждения автора о полной недоступности документов «Адмирала Нахимова» ошибочны. Большинство из них, как относящиеся к послевоенному периоду, просто засекречены, и в силу этого недоступны. Материалы по его переоборудованию имеются в чертежном фонде ЦВММ. Показания очевидцев в части больших повреждений днищевых конструкций противоречат приводимым Костриченко фотографиям. Если у корабля на большом протяжении деформировано днище он должен низко сидеть в воде. Однако, на предъявляемых фотографиях имеет место обратное – реальная осадка меньше, чем конструкционная, даже с учетом снятия кормовой группы артиллерии ГК.
Следующий вопрос само ядерное испытание. Такого рода опыты не проводятся по принципу: «что бы еще такое сделать, а что выйдет – увидим». Испытания первой советской торпеды с ядерным зарядом проводилось за два года до того, на специально оборудованном полигоне на Новой Земле, а еще раньше произведен первый подводный ядерный взрыв. Испытывались только корабли довоенной постройки, не крупнее эсминца, защиту крупных кораблей сымитировали на транспортах. Просьба о предоставлении трофейного крейсера «Адмирал Макаров» была отклонена, не смотря на последующее его списание. С американскими опытами на Бикини советские моряки были довольно подробно знакомы. Возникает вопрос, что испытываем?
Любой ядерный взрыв на территории СССР служил объектом пристального внимания США. В опубликованном на русском языке капитальном труде Нормана Палмера «Советское ядерное оружие» приводятся все известные испытания, в том числе и на Новой Земле. Странно, но взрывов, даже похожих на ядерные, в районе Черного моря он не упоминает. Более того, в этот период на территории СССР ядерных взрывов вообще не отмечено. Опять вопрос, как это вышло, что союзник США по НАТО Турция, обнаружившая странное землетрясение, по словам Костриченко, не сообщила о нем? Куда делись продукты взрыва, если их никто не обнаружил?
Показания очевидцев о «странной» дезактивации кораблей после похода только запутывают дело. Подобная операция регулярно проводилась на всех флотах в тот период и обычно завершала собой выход в море на учения. В воспоминаниях служивших на флоте такие операции упоминаются как рутинные. Что характерно никто из «очевидцев» ничего конкретного не сообщает именно о взрыве, он носит предположительный характер. А это весьма странно, так как при получении гораздо меньших повреждений крейсером «Киров», во всех частях корабля почувствовали взрыв.
Таким образом, получается картина: взорвали неизвестно что, неизвестно зачем, и совершенно незаметно для всех. Очень «похоже» на ядерный взрыв!

#4 05.05.2009 01:59:21

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #62469
Большинство из них, как относящиеся к послевоенному периоду, просто засекречены, и в силу этого недоступны. Материалы по его переоборудованию имеются в чертежном фонде ЦВММ.

Это полностью не соответствует действительности. НИКАКИХ материалов в фонде ЦВММ нет, и ЦВМА, заметьте себе тоже... Если и есть то в архивах ГБ-ФСБ. Кстати в статье Рабинерзона в "Гангуте"№15 скромно говорится, что документы по "Нахимову" не сохранились ввиду ненужности или, что-то в этом роде... Там же были помещены графические изображения переоборудованного "Нахимова", которые полностью не соответствуют тому, как в действительности выглядел корабль. Но чертежи есть и изображение (действительное - не придуманное) можно будет выложить после сканирования и оно полностью соответствует редким фотографиям на которых изобажён "Нахимов" в варианте 67ЭП. Сама приведённая публикация(многолетней давности) весьма поверхностно выглядит в 2009г. В частности по времени событий. Не декабрь 1960-го, а сентябрь 1959-го... После было проведено более глубокое исследование вопроса и если с ним ознакомится, то Ваши умозаключения будут выглядеть, как минимум не серьёзно...

Отредактированно Волк (05.05.2009 03:02:52)

#5 05.05.2009 02:03:44

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #62455
Опять "жаркое".

Скорее "сырое"... Или нет, даже жАркое...

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #62455
Сразу кидаем "ф топку" горячие факты.
Попадался подобный бред о "Шарнхорсте"

А их(документы) действительно бросили... Только не "ф топку", а В топку... И многострадальный "Шарнхорст", в качестве примера здесь не подходит...

С ув.Волк.

Отредактированно Волк (05.05.2009 02:53:03)

#6 05.05.2009 02:49:07

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

В качестве примера свидетельство от одного из непосредственных участников тех событий:


Слово инженер-капитану 1 ранга, доктору технических наук Б.В.Никитину (в то время лейтенант, командир группы дивизиона движения БЧ-5 крейсера “Фрунзе”): “В 1957 году я служил на крейсере “Фрунзе”, а на “Нахимове” служили мои товарищи-однокашники по ВВМИУ им.Дзержинского. На их корабле мне приходилось бывать. Мы помогали “нахимовцам” в ликвидации последствий пожара в машинном отделении, который имел место быть в августе 1958 г. Скажу сразу: серьезных последствий пожар не имел и крейсер из строя не выводился. Когда я впервые увидел “Нахимов”, это был ракетный корабль проекта 67ЭП. На носу, ближе к шпилям, была смонтирована пусковая установка В-16Э (по типу катапульты). Сразу за ней по обоим бортам располагались ангары для ракет. Первая носовая башня была развернута на 180? и стволы ее, если не изменяет память, были демонтированы. Над фок-мачтой на дополнительно смонтированных конструкциях располагалась бочкообразная надстройка РЛС. Во всем остальном это был стандартный крейсер проекта 68-бис. Насколько мне известно, это было второе переоборудование корабля. Его он прошел в Николаеве. А первое было в Севастополе.
К лету 1958 г., т.е. к моменту пожара в машинном отделении, “Нахимов” уже расстался с ракетным вооружением и представлял из себя “чистый” крейсер 68-бис проекта. К тому же он являлся флагманским кораблем. В начале сентября 1959 г. мой крейсер “Фрунзе” после небольшого ремонта был направлен в район Феодосийского полигона. К моменту нашего прихода там уже находился “Нахимов”, новейшие эсминцы проекта 30-бис “Безудержный” и “Бдительный”, корабль “КВН-11” (если не ошибаюсь, это трофейный итальянский миноносец), а также несколько подводных лодок, тральщиков, катеров. Все это “хозяйство” вместе с нашим “Фрунзе” дней пять проводило различные эволюции, стрельбы, поиск и “уничтожение” подлодок и т.п. Проходили эти маневры недалеко от мыса Чауда.
Внезапно получили приказ идти в Херсон. После прихода туда экипажу объявили о проведении срочной дезактивации корабля. Из Севастополя прибыли специалисты химслужбы флота. Мотивировкой дезактивации были якобы сведения о крупной аварии на каком-то химическом производстве в Турции и о происшедшем выбросе в атмосферу большого количества химвеществ, которые, сформировавшись в облако, как раз и накрыли акваторию полигона. Особым отделом флота с офицеров и матросов крейсера “Фрунзе” была взята подписка о неразглашении происшедшего, дабы не “сеять панику” среди личного состава флота и гражданского населения.
В Херсоне мы находились до января 1960 г. и за это время списали практически весь экипаж, оставалось около 200 человек. В начале февраля 1960 г. мы своим ходом пришли в Севастополь и стали у Троицкой балки. “Нахимов” тоже к этому времени находился в Севастополе, но стоял на бочках у госпиталя. Вид имел такой же ободранный, как и мы, но был уже без команды. Чуть позже мой товарищ с крейсера “Куйбышев” рассказал, что “Нахимов” приволокли в Севастополь на буксире и без экипажа, незадолго перед нами и ходит “байка”, что он подорвался на мине, то ли возле Румынии, то ли возле Болгарии.
Вскоре наш крейсер “Фрунзе” был исключен и в течение всего 1960 г. его медленно “грабили”. Я пробыл на нем до последнего спуска флага и сохранил на память следующую выписку: “...В соответствии с принятием 5-й сессией Верховного Совета СССР в январе 1960 г. закона “О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР”, на флаге крейсера расписываются последние  экипажа, и флаг поступает на вечное хранение в ЦВММ”. Выписку мы получили 15 декабря 1960 г., а в 1961 г. “Фрунзе” разобрали в Инкермане.
По “Нахимову” в том же 1961 г. стреляли ракетами, затем на буксире привели в Севастополь, в истерзанном виде и поставили на бочки возле ГРЭС. Там он простоял вплоть до 1963 г., а потом в 1964 г. и его разобрали в Инкермане.
Какие события происходили у мыса Чауда в сентябре 1959 г., теперь остается только догадываться. Думаю, что то “облако” было несколько иного происхождения...”


Вот такое:

А.И. Тимофеев. Один из старейших работников Севморзавода(№201), в то время начальник цеха:
"Повреждения, выявленные осенью-зимой 1959 года на крейсере “Адмирал Нахимов” в Северном доке Севастополя, формулировались следующим образом: “Обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля, деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, не видимых на воде...”
Образно можно сравнить повреждение киля корабля с треснувшей скорлупой: “...яйцо треснуло - скорлупу не восстановишь!”...  И  т.д. и т.п. хватит на монографию...


Материалов, в частности свидетельств очевидцев тех "манёвров"( в т.ч. из 31-го НИЦ ВМФ) для исследования и изучения довольно много, как письменных, так и записанных на аудио и видео...

Другой вопрос, стоит ли всё это "выносить" на поверхность? Или сразу "в топку", по меткому выражению...  Я склонен к последнему. Чертежи по действительной, а не нафантазированной, как в "Гангуте" №15 модернизации 67ЭП "Нахимов" выложу по отсканированию (когда-то кстати ими привычным для него вороским методом воспользовался господин Широкорад, правда в мизерном разрешении...). Фотографии поверьте на слово, тоже есть( в т.ч. и заводские со штампами), но это уж простите "личный фонд", пока живу... Участвовать в дискуссии, которая наверняка побъёт все рекорды по объёму, не хочу. Жаль и сил и главное времени...  Уважаемый Serbal! На "манеже" будут одни и те же... Тем более, что первые два отклика на тему весьма красноречивы по своему "подходу" и "смайлам", а по сему на них можно было бы и поставить точку.

С ув. Волк.

Отредактированно Волк (05.05.2009 02:59:36)

#7 05.05.2009 03:16:23

Serbal
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

ТАЙНА МЫСА МЕГАНОМ, ИЛИ «АДМИРАЛ НАХИМОВ» - КОРАБЛЬ ПРИЗРАК http://www.ukrinter.com/gn_article.asp? … mp;LEVEL=3 .

Когда я познакомился с выкладками бывшего корабельного врача с аварийно-спасательного судна `Казбек` Виталия Костриченко об испытаниях ядерной мины в прибрежных водах Крыма, я посчитал их очередной досужей `страшилкой`. Хватит с нас одного Чернобыля, куда уж боле? Ядерный взрыв в Крыму — такой же абсурд, как подводная лодка в степях Украины. Но вот у Украины, пусть и не в степях, но все же появились свои подводные лодки. Вот и после встречи в севастопольской правозащитной организации `Моряки и корабли` (`Морское собрание`) с ее президентом, бывшим инженером-подводником Владимиром Стефановским, а также с Виталием Костриченко контуры невероятной гипотезы обрели свою логику.

— Виталий Васильевич, на чем основывается ваше утверждение о том, что в декабре 1960 года в районе мыса Меганом произошел подводный ядерный взрыв?

— К такому выводу я пришел после многолетних изысканий в крымских архивах и других хранилищах государственных документов, после многих бесед с ветеранами Черноморского флота, после изучения научных данных, которые предоставили в мое распоряжение крымские гидрологи и сейсмологи. Речь идет прежде всего о загадочной судьбе легкого крейсера `Адмирал Нахимов`. Это самый таинственный корабль советского флота, корабль-легенда, корабль-призрак... Давно рассекречены материалы по трагедиям линкора `Новороссийск`, большого противолодочного корабля `Отважный`, атомной подводной лодки `Комсомолец` и многих других кораблей, претерпевших в разное время катастрофы и тяжелые аварии. Стена молчания окружает лишь этот мало кому известный крейсер `Адмирал Нахимов`. Это единственный корабль бывшего советского флота, вахтенные журналы и другие документы которого были изъяты из Центрального государственного архива ВМФ Комитетом государственной безопасности СССР. Но почему?
Невозможно найти ни одного приличного снимка крейсера, сделанного в последние годы его короткой жизни. Все фотографии и негативы `Адмирала Нахимова` были тщательно изъяты у моряков особым отделом Краснознаменного Черноморского флота.

— Вы хотите сказать, что именно этот корабль подвергся ядерным испытаниям в декабре 1960 года?

— Да. Есть немало оснований, чтобы утверждать это. По воспоминаниям ныне покойного ветерана Севастопольского морского завода Александра Ивановича Тимофеева, крейсер перед списанием прошел осмотр в Северном сухом доке. При этом было выявлено `обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых в воде`. Какая сила смогла так изуродовать корпус бронированного корабля длиной более двухсот метров? Касание с грунтом? Но на мель `Адмирал Нахимов` ни разу не садился. Подобный факт слишком трудно утаить от моряков и флотской общественности.

— Тем труднее скрыть от экипажа в тысячу с лишним человек факт ядерного испытания...

— Во-первых, экипаж, находившийся внутри корабля по штормовой готовности, мог и не подозревать ни о каком ядерном воздействии на крейсер. Ведь взрыв был подводный, без световой вспышки. Просто одна из `штормовых волн` ударила под днище, встряхнула корабль, раскачала его и все. Такое в морях бывает, вы, наверное, слышали про неожиданные всплески волн-убийц? А радиация, как известно, ни на глаз, ни на ощупь не определима. Во-вторых, команду вообще могли оставить на берегу в казармах, а крейсер с подопытными овцами, лошадьми и другими животными могли отвести в район испытаний на буксирах. Но даже если команда и находилась на корабле, то утечка нежелательной информации могла быть предотвращена обычной подпиской каждого члена экипажа `о неразглашении…`, как это практиковалось в те времена. Ведь сколько тысяч людей, участвовавших в так называемом тоцком эксперименте, в войсковых учениях со взрывом атомной бомбы, молчали десятки лет вплоть до наступления `эпохи гласности`.

— Лично я считаю, что `феодосийский эксперимент`, — вступает в нашу беседу капитан 2 ранга, инженер запаса Владимир Стефановский, — проводился со всем своим личным составом на борту. Ведь цель подобного `учения` была не только в том, чтобы проверить возможности гидродинамического удара по крупному надводному кораблю, но провести весь комплекс мер по борьбе за живучесть в условиях ядерной войны. По сути дела это было продолжение уральских учений — только на море. А о людях в шестидесятом году думали так же мало, как и в пятьдесят седьмом. Ну схватили моряки свою дозу, так, может, и сейчас еще с ней живут. Те, разумеется, кто оказался наиболее устойчив к радиации. Как сказал один печальный юморист: все мы живем по недосмотру начальства.

— Еще один косвенный, но тем не менее факт, — развивает свою версию Костриченко. — Хорошо известно, что после .того, как `Нахимов` получил `столь мощные повреждения подводной части, он прошел полный комплекс дезактивационных работ. С крейсера содрали весь деревянный настил палубы, а корпус был `отшкрябан`, а затем покрыт очень дорогой краской — свинцовым суриком. Это перед самым-то списанием! Точнее, перед расстрелом. Чтобы избавиться от `фонившего` корабля, решили его затопить под благовидным предлогом: вытащить на глубину и расстрелять как плавучую мишень проти-вокорабельными ракетами. В июне 1961 года `Адмирала Нахимова` вывели на буксирах в сторону Одессы (миль на 50 от Севастополя) и оставили в дрейфе. С дистанции 72 километра ракетный корабль `Прозорливый` выпустил по нему ракету, которая попала в левый борт между первой и второй башнями главного калибра. `Нахимов` получил сквозную пробоину, а от разлившегося топлива ракеты возник пожар, который полыхал 12 часов кряду. Когда и куда отволокли корпус выгоревшего крейсера, достоверно неизвестно. Я полагаю, что его разобрали на металл в Херсоне.

— Заметьте, — комментирует В. Стефановский, — `Адмиралу Нахимову` было к тому времени всего семь лет — юношеский для крейсера возраст.

— Но ведь такой корабль стоил огромных денег. Разве нельзя было подыскать для испытания ядерной мины старый сухогруз подходящих размеров?

— Наверное, можно. Но важно было проверить, как поведет себя в атомном поединке именно военный корабль, конструктивно приспособленный для получения мощных огневых и гидродинамических ударов. Хрущев к тому времени определил на свой глаз, что крупные военные корабли нам не нужны, поскольку в условиях атомной войны они обречены на гибель. Поэтому приказал резать даже новейшие почти готовые крейсера и линкоры, стоявшие у достроечных стенок. Видимо, кому-то из его подпевал захотелось доказать правоту мудрого генсека экспериментально.

— Положим, крейсер ему было не жалко, но допустить ядерный взрыв вблизи южного берега Крыма, где Никита Сергеевич сам любил отдыхать... Должен же он был о собственном здоровье подумать?

— Насколько мне известно, — усмехнулся Костриченко, — Никита Сергеевич предпочитал Крыму Сочи. Но особого страха перед ядерным оружием он не испытывал, судя по его лихим выступлениям и деяниям. К тому же придворные специалисты могли авторитетно ему объяснить, что подводный ядерный взрыв в отличие от наземного или воздушного не заражает местность радиоактивной пылью, что вся гадость остается в воде, а циркуляция вод в Черном море довольно динамичная. Не пройдет и месяца, как все `рассосется`. Преимущества же выбранного ими места бесспорны: феодосийский полигон был идеально оборудован необходимой научно-измерительной аппаратурой.

В нашу беседу снова вступил Владимир Стефановский: — Я думаю, что на решение генсека о столь экстраординарных испытаниях ядерных мин повлияла и весьма напряженная внешнеполитическая обстановка тех лет. В мае 60-го над Уралом был сбит американский самолет-разведчик. Американцы нагнетали военную истерию вокруг Кубы. Назревала морская блокада `острова свободы` с весьма вероятной высадкой десанта. Проверенные на практике морские ядерные мины могли быть выставлены в Карибском море в противовес американской военной мощи в горячем регионе. Если на остров были доставлены ракеты с ядерными боеголовками, то почему бы не обезопасить подходы к плацдарму социализма в Центральной Америке и атомными минами?

— Но ведь это всего лишь предположение... Вы оба как инженер и врач должны оперировать фактами.

— Есть и факты, — раскрыл свою папку с документами Виталий Костриченко. — Вот справка из Гидрометеослужбы Черноморского флота. В интересующий нас период у побережья Крыма произошло лишь одно землетрясение: 4 декабря 1960 года. Его эпицентр находился в пяти милях мористее мыса Меганом на глубине 500 метров. Сила толчка — 3-4 балла. Человеческих жертв и разрушений нет. Ну очень интересное землетрясение, если иметь в виду, что феодосийский ракетно-артиллерийский полигон находился практически рядом, а 15 февраля после докования с крейсера `Адмирал Нахимов` был спущен флаг. Да и время проведения `землетрясения` выбрано весьма удачно: середина зимы, побережье безлюдно, даже вездесущие рыбаки не выходят в море.

На моей памяти, как и на памяти многих крымских старожилов, та огромная приливная волна, которая прошлась 4 декабря по побережью, срывая с якорей и выбрасывая на набережные рыбацкие суденышки, буксиры и баржи.

В прошлом году глубоководные аппараты `АРСы` брали пробы донных отложений под Феодосией. Результаты анализов удручают: радиоактивность ила в тех местах в десятки раз выше фоновых.

Экологи Крыма продолжают свое расследование... А я вдруг вспомнил Феодосию 1961 года, детский санаторий `Волна`, в который меня привезла мама. Как радостно и доверчиво мы бросались в белую пену прибоя. Неужели мы купались в море, отравленном за тридцать пять лет до Чернобыля?

И ещё http://forum.divingwreck.com/phpBB3/vie … e22a126c01 .

Прямым подтверждением возможного подрыва ядерного боеприпаса у Феодосии служит и цитата из сборника «75 лет в боевом строю флота», изданном в Севастополе в 1996 году: «...В ходе опытной эксплуатации глубоководного аппарата «Поиск-2» был сделан ряд научных открытий, требующих будущего осмысления...в районе Феодосий-ского залива на изучаемых глубинах свыше 1700 метров зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее... (стр. 111).

В мемуарах адмирала Касатонова («Флот выходит в океан», 1995 г.) на стр. 233 также можно обнаружить интересные факты: «...Освоена тактика ведения боевых действий подводных лодок и авиации по разгрому отрядов боевых кораблей противника и сильно охраняемых конвоев в Чёрном и Средиземном морях с использованием крылатых ракет, торпед с обычными и специальными зарядами...» (приведена выдержка из годового отчёта Черноморского флота по боевой подготовке за 1960 год).

И наиболее интересным фактом участия «Адмирала Нахимова» в ядерных испытаниях на Чёрном море может послужить беседа с капитаном 2 ранга в отставке, просившим не называть его фамилию. Отставник, в частности, сказал: «Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана атомная торпеда «Т-5». Я в конце 50-х годов служил в Феодосии на подводной лодке проекта 613. Именно наша лодка получила высокое доверие выпустить по цели атомную торпеду. Очевидцы потом говорили, что крейсер, названия не помню, буквально вылетел из воды всем корпусом, будучи поднят вверх мощным взрывом. А потом нас всех заставили проходить дезактивацию и корабли, которые участвовали в тех испытаниях, быстренько списали на слом, так как металл их корпусов из-за попадания радиоактивной воды стал сильно «фонить». Что ещё интересно, примерно через год у Феодосии произошло необычно сильное землетрясение...»

Небезынтересна в этом свете и судьба знаменитого в годы Великой Отечественной войны гвардейского эсминца «Сообразительный». С 12 февраля 1957 года он именовался как спасательное судно «СС-16» (перестроен по проекту 32 ещё в конце 1951 года) и прошёл переоборудование в корабль для обеспечения испытаний воздействия ядерного оружия. После проведения испытаний был законсервирован с 19 марта 1960 года и также стоял на отстое в Троицкой бухте. Разобран в Инкермане летом 1966 года, несмотря на неоднократные просьбы ветеранов корабля сохранить для потомства уникальный эсминец с гвардейским званием.

Подводя итоги, можно утверждать, что крымская Хиросима действительно имела место, а на Феодосийском полигоне осенью 1959 года прошло успешное испытание ядерной торпеды, выпущенной подводной лодкой. После испытания торпеды в Севастополь были приведены пострадавшие от воздействия радиации корабли, которые пришлось разобрать на металлолом.

фрагмент из книги В.Б. Иванова "Тайны Севастополя- том третий, Тайны морские".

Отредактированно Serbal (05.05.2009 03:36:43)

#8 05.05.2009 07:24:40

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #62497
вступает в нашу беседу капитан 2 ранга, инженер запаса Владимир Стефановский,

Инженер-капитан 2 ранга Володя Стефановский мой хороший и многолетний товарищ, в своё время командир БЧ-5 БПК "Николаев". Сейчас проживает в Севастополе.  Уважаемый Serbal! Всё в принципе верно, исключение составляет лишь то, что допущена ошибка в дате этих событий. Они были на год ранее (либо проводились дважды...). Это подтверждается и офицерами 31-го НИЦ, в частности и теми, кто позже входил в комиссию по расследованию гибели 61пр.БПК "Отважный".

С ув. Волк.

Отредактированно Волк (05.05.2009 07:57:14)

#9 05.05.2009 07:49:17

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

1

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #62497
И наиболее интересным фактом участия «Адмирала Нахимова» в ядерных испытаниях на Чёрном море может послужить беседа с капитаном 2 ранга в отставке, просившим не называть его фамилию. Отставник, в частности, сказал: «Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана атомная торпеда «Т-5». Я в конце 50-х годов служил в Феодосии на подводной лодке проекта 613. Именно наша лодка получила высокое доверие выпустить по цели атомную торпеду. Очевидцы потом говорили, что крейсер, названия не помню, буквально вылетел из воды всем корпусом, будучи поднят вверх мощным взрывом. А потом нас всех заставили проходить дезактивацию и корабли, которые участвовали в тех испытаниях, быстренько списали на слом, так как металл их корпусов из-за попадания радиоактивной воды стал сильно «фонить». Что ещё интересно, примерно через год у Феодосии произошло необычно сильное землетрясение...»

Этот человек действительно есть. Он ещё жив. Бывший командир ПЛ пр.613, одной из тех которые участвовали в испытаниях на Феодосийском полигоне. Кстати беседа с ним записана на пленки и видео о которых я упоминал. А то, что он просит пока жив не упоминать его имени... Ну, что же, это его право... Никитин, тот открыто рассказывает, да и ряд офицеров-ветеранов полигона тоже. У каждого свои принципы, взгляды и особенности характера.... В принципе фраза того же И. Касатонова в его мемуарах, хоть и косвенное, но красноречивое подтверждение проводившимся на театре испытаниям.


Сув.Волк.

#10 05.05.2009 08:30:15

Konstan
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62491
НИКАКИХ материалов в фонде ЦВММ нет, и ЦВМА, заметьте себе тоже...

Не поздравляю, не угадали. Зайдите в чертёжный фонд ЦВММ и попросите посмотреть картотеку. В 1998 он там был.

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62491
После было проведено более глубокое исследование вопроса и если с ним ознакомится, то Ваши умозаключения будут выглядеть, как минимум не серьёзно...

А Ваши утверждения, как обычно, обопрутся на принципиально непроверяемые и недоказуемые эксклюзивные сообщения и "косвенные подтверждения", что безусловно придаст им научной солидности и достоверности.

#11 05.05.2009 13:25:13

Pr.Eugen
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62492
А их(документы) действительно бросили... Только не "ф топку", а В топку... И многострадальный "Шарнхорст", в качестве примера здесь не подходит...

2 Волк...
Борис, Вы первоисточник топика по ссылке видели???
Там по большей части о том, что все корабли носящие имя "Адмирал Нахимов" - "прокляты"...А для антуража рассказ об испытаниях.
Подобные статьи есть и о "Шарле".

#12 05.05.2009 19:43:16

Konstan
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

А вот ещё кое-что про советские ядерные испытания. Удивительно, но в период с 23 марта 1958 года СССР объявил мораторий на проведение ядерных испытаний. И был в этом 31 октября 1958 года поддержан двумя остальными ядерными державами США и Великобританией! А отменил мораторий Советский Союз только 1 сентября 1961 года. Заглянув вот сюда http://www.iss.niiit.ru/book-2/glav-6-0.htm и вот сюда http://himvoiska.narod.ru/nuclphoto.html можно прочитать подробности.
Ну, и чтоб два раза не вставать, про полигоны. Предназначенных специально для испытаний ядерного оружия было ровно ДВЕ (2) штуки: Семипалатинский (Казахстан) - 456 испытаний и Северный (архипелаг Новая Земля) - 130. За пределами этих полигонов были проведены следующие испытания: 10 на полигоне Капустин Яр (воздушные, высотные и космические взрывы), 1 наземный взрыв в пустынной местности близ г. Аральска, 1 воздушный на Тоцком артиллерийском полигоне. Плюс 124 мирных ядерных взрыва в промышленных целях, но с 1965 года.
А теперь объясните уже кто-нибудь: для какого #$%&&@# испытывать ядерное устройство (торпеду или глубинную бомбу) на полигоне, предназначенном для испытаний крылатых ракет, если есть специальный Северный полигон, где такие испытания проводятся с 1955 года?

#13 05.05.2009 19:59:08

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #62517
А Ваши утверждения, как обычно, обопрутся на принципиально непроверяемые и недоказуемые эксклюзивные сообщения и "косвенные подтверждения", что безусловно придаст им научной солидности и достоверности.

Ну это либо с точки зрения глупца, каковым Вы естественно не являетесь ....  Либо просто  "ба-ла-ла"... От чуства собственной значимости... Извините, при всём уважении - неинтересно...  Ваше мнение при всём к Вам внимании ,не имеет в данном случае никакого значения ввиду полной незуразности... Впрочем, как и нередко Вами  вносимой... 

И тем не менее с искриннем к Вам уважением...

Отредактированно Волк (05.05.2009 20:00:52)

#14 05.05.2009 20:18:36

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #62564
Борис, Вы первоисточник топика по ссылке видели???
Там по большей части о том, что все корабли носящие имя "Адмирал Нахимов" - "прокляты"...А для антуража рассказ об испытаниях.
Подобные статьи есть и о "Шарле".

Макс! "Шарль" в принципе вообще мой любимый корабль, и я этого не стесняюсь, т.к. если быть объективным, то никто(по моему мнению...) и в подмётки не годиться по совершонному действу...( из примеров боя одиночного корабля) линкору "Шарнхорст", чтобы там кто не говорил... Но ведь дело не в нём..  То, что было с КРЛ "Нахимов" было действительно, несмотря на возражения всяких там , извините за выражение "konstantov" и иже с ними.... Дело в другом... Виталий Васильевич Костриченко, не может быть обозначен, как "несущий бред...". И это не просто вступление за друга... Этот человек своей работой и стараниями внёс такой вклад в популяризацию истории флота, что даже все участники нашего форума на порядок не (простите) "попадают"... И это правда... Ну , а всё остальное, - простите, дело личных выводов...

С ув. Волк.

Отредактированно Волк (05.05.2009 20:21:47)

#15 05.05.2009 20:32:58

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #62517
Не поздравляю, не угадали. Зайдите в чертёжный фонд ЦВММ и попросите посмотреть картотеку. В 1998 он там был.

Ну и , что Вы там увидели? Покажите... ПИЗ...Ж. Уж извините За натурализм...


Konstan написал:

Оригинальное сообщение #62700
Ну, и чтоб два раза не вставать, про полигоны.

Вы извините. но- ерунду несёте... Я вобщем-то стараюсь быть всегда достаточно корректным в "дискуссии"... Но это "бля вобше..", как говорят на Украине...

С ув.Волк.

#16 05.05.2009 20:48:32

Pr.Eugen
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Господа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ...
Культурнее надо быть.

#17 05.05.2009 20:53:04

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #62732
Господа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ...
Культурнее надо быть.

Всё нормально... сэр.  No problem...  :)

#18 05.05.2009 20:55:47

Pr.Eugen
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62713
Дело в другом... Виталий Васильевич Костриченко, не может быть обозначен, как "несущий бред...". И это не просто вступление за друга... Этот человек своей работой и стараниями внёс такой вклад в популяризацию истории флота, что даже все участники нашего форума на порядок не (простите) "попадают"... И это правда... Ну , а всё остальное, - простите, дело личных выводов...

Борис, Вы, таки, по ссылке ходили???

Рефераты, дипломы, курсовые, контрольные на заказ

Качественно и в срок профессионалы напишут для вас реферат, курсовую работу, диплом на любую тему.
Наши авторы при написании каждой работы опираются на новейшее законодательство, активно используют
учебную и специальную научную литературу. подробнее >>>

Главная / Рефераты / Безопасность жизнедеятельности / Взрыв на Черном море

Вы на 100% уверены, что это Ваш друг?
В работе ни источников, ни выходных данных.

В некотором роде я могу понять скептицизм некоторых форумчан.

#19 05.05.2009 21:10:25

Волк
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #62736
В некотором роде я могу понять скептицизм некоторых форумчан.

Максим! Возможно я что-то не "ловлю" в инетовских "фокусах"... К примеру, как вдруг  пижоны с известного форума начали на не пренадлежажащих им фото ставить дебильные копирайты.... И вполне вероятно,что в сети любую публикацию можно извратить, но моё возражение было не по сути приводимой статьи или очерка, но по по сути вопроса рассматриваемого и по звучачащей в этом вопросе фамилии... А так как использовать можно любое имя, то как я не могу заступиться за своего друга?

С ув. Волк.

#20 05.05.2009 21:15:44

Pr.Eugen
Гость




Re: Ядерные испытания на Чёрном море 4 декабря 1960 года и судьба лёгкого крейсера "Адмирал Нахимов"

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62718
Ну и , что Вы там увидели? Покажите... ПИЗ...Ж. Уж извините За натурализм...

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62718
Вы извините. но- ерунду несёте... Я вобщем-то стараюсь быть всегда достаточно корректным в "дискуссии"... Но это "бля вобше..", как говорят на Украине...

Волк написал:

Оригинальное сообщение #62734
Всё нормально... сэр.  No problem...

Борис, но это не форма общения, доступная на Форуме.
ПРОШУ ЭТО УЧЕСТЬ


Тема временно закрыта.

Страниц: 1


Board footer