Страниц: 1

#1 04.12.2012 19:21:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10646




Картахена 1697 г.: как это было на самом деле.

Обычно о событиях, связанных с захватом американской Картахены в 1697 г., судят по роману Сабатини «Одиссея капитана Блада», флибустьеры изображены отважными и благородными, а главком барон Пуанти – грубым, заносчивым и бесчестным, «кинувшем» флибустьров, хотя именно их бесстрашные действия обеспечили успех операции. Жорж Блюм («Пираты флибустьерского моря») пишет уже реальную хронику событий, но, в общем-то, в том же ключе. Англоязычные историки, касавшиеся этих событий, придерживаются в целом той же линии.
Основой всего этого послужила биография губернатора Сан Доминго (Гаити) Дюкасса, изданная его потомком в 1876 г. (Casse, l’Amiral Du Casse, Paris, 1876); весьма редкое издание, я нашел его когда-то в Горьковке (Б-ке МГУ им. Горького), когда писал свою дипломную работу.
Между тем имеется официальный отчет самого Пуанти и подробное описание этой операции в Quincy, Histoire militaire du regne de Louis le Grand (1726).
К сожалению, биография Пуанти не была написана, так что широкое распространение получила версия Дюкасса, в которой много грубых неточностей.
Барон Пуанти – вне сомнения выдающийся французский моряк и специалист по морской артиллерии: в 1682 г. он совместно с Пти-Рено изобрел мортирные  суда, с которыми в 1682-88 гг. бомбардировал Алжир и Триполи. Далее, он – капитан 1 ранга, командуя ЛК, участвовал во многих сражениях и походах 1690-х гг., главный инспектор морской артиллерии. В 1695 г., когда из-за финансового кризиса Франция не смогла вооружить линейный флот, и в море вышли лишь корсарские эскадры, нередко вооруженные частными лицами, Пуанти предложил план атаки Картахены в Америке, используя средства частных арматоров. Отсюда возникло заблуждение, что такой была и фактическая экспедиция 1697 г., но на самом деле в конце 1696 г., когда предполагалось оказать нажим на Испанию, чтобы принудить ее к миру,  маршал Турвилль предложил атаковать Барселону в Европе и Картахену в Америке. В последнем случае большое значение имела бы атака с моря; первоначально капитан Пуанти должен был только  руководить бомбардировкой Картахены, а начальником всей экспедиции предполагали поставить адмирала (все же 7 ЛК и т.д.), но Турвилль, зная тяжелый и неуступчивый характер Пуанти и опасаясь неизбежных споров и разногласий, настоял на том, чтобы Пуанти лично возглавил экспедицию. В помощь ему было решено привлечь местных флибустьеров под командованием губернатора Гаити Дюкасса, имевшего звание капитана 1 ранга, как и у Пуанти. При этом Пуанти не был «главкомом всех морских и сухопутных сил в Америке»,  как это часто изображается. Есть подробный список обеих эскадр – королевской и флибустьерской Дюкасса. В общем, у Пуанти было 7 ЛК, 4 ФР, мортирное судно и бригантина, 110 офицеров и старшин, 55 гардемаринов, 2100 матросов, 400 морпехов и 1800 солдат; у Дюкасса – 7 приватиров (8-24 пушки) и его собственный 40-пушечник; на них 650 человек. Иногда упоминаются также добровольцы с Гаити и негры-рабы (которым обещали свободу), всего с флибустьерами – до 1200 человек, но документально подтверждения этого я не видел; скорее всего, цифра 650 – все силы Дюкасса.
Флибустьеры были нужны Пуанти скорее в роли проводников и знатоков местных условий. Условия раздела добычи: и королевские экипажи, и флибустьеры получали в общем одну десятую с первого миллиона ливров и с последующих сумм – одну тридцатую, при чем об этом Дюкассу было сообщено ЗАРАНЕЕ.
Будто бы выдающаяся роль флибустьеров при штурме Картахены («2 ЛК из 5 у Пуанти были потоплены, но все решил яростный штурм флибустьерами холма , на котором стояла церковь Нуэстра Сеньора де ла Пупа», - выдумка. На самом деле ее взяли моряки Пуанти, без всякого штурма, поскольку испанцы ее оставили до атаки. (Кстати, должно быть «де ла Попа», «попа» на испанском – корма корабля, испанские моряки перед уходом в море оставляли в этой церкви модели своих кораблей, чаще – кормовой части – для гарантии безопасного плавания). Это была большая ошибка испанцев: церковь на холме занимала господствующее положение над городом, и Пуанти установил здесь батарею для обстрела. Но главное – великолепный артиллерист - Пуанти подвел к городу свои корабли (Вернон в 1741 г. на это не решился) и сосредоточенным огнем проломил брешь в стене, после чего его моряки и солдаты ворвались в предместье города, что и заставило испанцев капитулировать. О каких-либо телодвижениях флибустьеров по документам ничего не известно.
Теперь о добыче: экипажи флота и флибустьеры получили то, что им обещали, в соответствии с их численностью. На долю последних досталось 135000 ливров и еще 24000 ливров в качестве жалованья за время их пребывания на королевской службе. 
Претензии Дюкасса со товарищи на 2-3 млн ливров представляются и нелепыми, и несправедливыми. Возмущения пиратов и их угрозы захватить 84-пуш. флагман Пуанти «Скипетр», в основном, выдуманы. Да, возмущения были, тогда Пуанти послал на их усмирение бравого волонтера Кассарда с отрядом морпехов; Кассард расстрелял 20 смутьянов, остальные успокоились.         
Какова была сумма выкупа:
В биографии Кассарда и в истории Quincy приведены подробности – сколько и чего было, золотого и серебряного. В общем, драгметаллов оказалось на 6.646.948 ливров; но точный подсчет был произведен, видимо, только после прихода в Брест (узнав о подходе англо-голландской эскадры Невилла, Пуанти срочно вышел в море). Но сюда не вошли изумруды, аметисты (необработанные) и жемчуг, 86 медных пушек (снятых с укреплений), 32 медных церковных колокола (а еще католики, называется), 120 голов скота и около 600 т грузов (в основном, сахара), а также рабы. Общую стоимость можно определить в 12-14 млн ливров, в т.ч. король получил не менее 7-8 млн, адмирал Франции граф Тулузский – 2,5-2,6 млн, экипажи – «пятую часть». Сами испанцы оценивают свой урон в 6 млн песо (18-20 млн ливров), с учетом разрушений укреплений и в городе.
У меня сложилось впечатление, что флибустьеров «кинул» их добрый друг Дюкасс: его 40-пушечник, носящий имя морского министра Поншартрена, вышел в море одновременно с эскадрой Пуанти. Когда через пару месяцев английский контр-адм. Миз высадил 400 человек для захвата Пти-Гоава, где пребывал Дюкасс, последний, предусмотрительно оставив открытым свой винный склад, успел увезти свою картахенскую добычу на 4-х мулах, пока англичане знакомились с его винной коллекцией. Вскоре у Миза осталось не более 50 трезвых солдат, так что пришлось отходить (французов было за сотню).   
Душераздирающие истории о страшных насилиях, чинимых пиратами в брошенной Картахене, скорее всего вымышлены. Еще при подходе флота Пуанти все богатые люди города и почти все женщины ушли в сельву со своими богатствами и рабами. После капитуляции и выплаты контрибуции губернатор с войсками вышел из города. Вместе с ним ушли и остатки населения. Пираты шарили по пустым домам, разрывали могилы и т.п. Когда Невилл вскоре пришел в Картахену, город был совершенно пуст. В море два судна пиратов, на которых находились основные награбленные сокровища, были еще раньше захвачены Невиллом (при подходе к Картахене), другие приватиры разбились, пираты попали в плен к испанцам, и испанцы заставили их восстанавливать разрушенный город; негры, которым обещали свободу, попали в плен к Невиллу и опять стали рабами, но уже английскими.
Дюкасс послал своего помощника Галифе в Париж с жалобой на Пуанти. Характерно, что он ни словом не обмолвился о том, что Пуанти будто бы не доплатил его людям; вместо этого он обвинял его в том, что Пуанти не искал «серебряный флот» (но тот до конца войны простоял в Вера-Крус) и, затребовав флибустьеров, ослабил оборону Гаити (но таков был приказ Короля!). он просил также добавить «гаитянцам» деньжат. Королевский суд постановил выдать в пользу «гаитянцев» то ли 1,4 млн ливров, то ли 400 тыс. (разные данные со ссылкой на документы), 2-я цифра более реальная, но они получили их не деньгами, а землей на Гаити (по Рисвикскому миру 1697 г. французская часть Сан Доминго – Гаити – официально стала французской). Права на эти земли флибустьеры по дешевке продали.   
Пуанти на обратном пути трижды счастливо отбился от англичан и благополучно прибыл в Брест почти без потерь. В 1699 г. он сверх штата «за отличие» был произведен в «начальники эскадры» (контр-адмирал). Тогда же Король, налаживая отношения с испанцами, повелел вернуть главные «деляпопские» сокровища: цельносеребряные, усыпанные драгкамнями статую Девы Мари и Гроб Господень «в натуральную величину».
Дальнейшие морские биографии Пуанти и Дюкасса также довольно интересны, много плаваний и сражений, оба участвовали при Малаге в 1704 г. адмиралами.

#2 04.12.2012 23:43:53

Repulse
Гость




Re: Картахена 1697 г.: как это было на самом деле.

В тему:
Итак, Жан-Бернар де Сен-Жан, барон де Пуанти родился в Лошез (Loches) в 1645 году. В 1672 – на флоте, в 1677 получает звание капитан-лейтенанта флота.
В 1682 году командует галиотом «Крюль» (Cruelle) при бомбардировке Алжира, там же барон познакомился с Пьером Ландуиттом и Пти-Рено, которые к тому времени были очень дружны и просто помешаны на морской артиллерии. 13 января 1684 года Пуанти со своим галиотом принимает участие в бомбардировке Генуи, в этот момент Пуанти уже генерал-коммисар артиллерии Леванта. На следующий год под командованием вице-адмирала Леванта Жана д’Эстрэ начальствует над дивизионом галиотов у Триполи. Человек редкостной отваги – во время осады Триполи Сеньелэ пишет барону:[i] «Вы постоянно кидаетесь в такие заварухи, из которых выбраться очень тяжело. Будьте осторожнее, ваша голова – великая ценность Французского королевства»[/i].
С началом войны Аугсбургской лиги барон стал буквально незаменимой фигурой: в 1689-м бомбардирует Лондондери, порт взять не получилось, поскольку у Пуанти было всего 50 гранат; в 1690-м он участвует и в сражении при Бичи-Хэд (ЛК Куртизан), и осматривает литейные заводы в Ангумуа и Перигоре, налаживает производство мортир и бомб в Либурне. На следующий год Пуанти в Леванте, бомбардирует Барселону, Аликанте, Остальрих. В 1692-м – опять в Бресте, на своем «Куртизане» участвует в битве при Барфлере и Ла-Хоге.
С 1693-го – на литейных заводах – занимается разработкой и внедрением новых станков для орудийных заводов. Только в 1696-м Пуанти попадает в Брест, где руководит усилением обороны порта и снабжением артиллерией Флота Океана. Барон не щадит себя, он спорит с Поншартреном, с Лувуа, с Бельфоном, с де Вивонном, и даже с самим королем. В своем прошении Людовику Пуанти пишет: «Я был в делах при Алжире и Генуе, организовывал работу мортирной артиллерии в Триполи, был сильно ранен в Генуе взрывом адской машины. Мы сильно разрушили Барселону и Аликанте – это результаты той работы, которую я вел. Я прошу вас снабдить флот новыми орудиями и не дать погибнуть нашим трудам».
В 1697 году с подачи адмирала Турвилля Пуанти возглавляет рейд на Картахену, неприступную крепость в Вест-Индии. Когда английский адмирал Барклей узнал о цели экспедиции Пуанти – он рассмеялся. Известна и реакция Мальборо: «Сломают зубы. Крепость неприступна.» Однако Турвилль знал, на какую лошадку ставить – Пуанти мастерски устроил обстрелы фортов крепости и за полмесяца захватил Картахену. Именно Картахене барон был обязан посмертной славой – Рафаэль Саббатини вывел его в своей книге про капитана Блада под видом тупого и жадного барона Ривароля – очень некрасивая вещь!
После войны Аугсбургской лиги Пуанти был назначен главой лангедокской эскадры бомбардирских судов. В 1700-м – в Бресте, борется против голландских корсаров.
С началом войны за Испанское наследство Пуанти принимает участие в битве при Малаге, барон за то, чтобы продолжить сражение, но благодаря графу д’О битва не продолжилась и флот Франции упустил шанс повернуть фортуну к себе лицом. 11 марта 1705 года Барон с небольшой эскадрой подошел к Гибралтару, где был атакован адмиралом Ликом и 4 его корабля были уничтожены. Он очень переживал, даже хотел уйти со службы, но лично Людовик упросил его остаться. Все же сердце Пуанти не выдержало и он умер 24 апреля 1707 года в возрасте 62 лет. На его надгробии написано: «Это был разносторонний человек и большой патриот Франции».

http://george-rooke.livejournal.com/29257.html

Страниц: 1


Board footer